Курсовая работа: Влияние социального интеллекта на формирование игровой зависимости у детей

Осознанное понимание процесса поведения и общения людей, а также адаптацию к разнообразным системам взаимоотношений определяет особенная интегральная умственная способность, которая называется “социальный интеллект”.

Дата добавления на сайт: 26 августа 2024


Скачать работу 'Влияние социального интеллекта на формирование игровой зависимости у детей':


"Влияние социального интеллекта на формирование игровой зависимости у детей"

Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретический обзор проблемы взаимосвязи социального интеллекта и успеваемости в психологической литературе
1.1.Проблема исследования социального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии
1.2 Возрастная динамика развития социального интеллекта. Факторы, влияющие на становление социального интеллекта у детей школьного возраста
.3 Взаимосвязь социального интеллекта и формирования игровой онлайн-зависимости у детей школьного возраста
Глава 2. Эмпирическое исследование
.1 Цели, гипотеза и задачи исследования
.2 Методы исследования
.3.Результаты исследования
2.4 Обсуждение результатов
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Осознанное понимание процесса поведения и общения людей, а также адаптацию к разнообразным системам взаимоотношений определяет особенная интегральная умственная способность, которая называется “социальный интеллект”.
Социальный интеллект - это относительно новое понятие, которое постоянно находится в процессе уточнения и развития. Стоит отметить, что термин "социальный интеллект" достаточно новый и был он введен в психологию Э. Торндайком в 1920 году именно для обозначения "дальновидности в межличностных отношениях".
Значительный вклад в развитие теорий социального интеллекта внесли такие зарубежные ученные как Г. Айзенк, Дж. Гилфорд, Г. Олпорт, Г. Гарднер, Р. Стернберг, М. Салливен, Э. Торндайк, Т.Хант и др. Также раработкой данного вопроса занимались и отечественные ученные: Ю.Н. Емельянова, А.Л. Южанинову Н.А. Аминова, В.Н. Куницыну, Н.А. Кудрявцеву, М.В. Молоканова, и т.д.
Исследованиями, которые посвящены изучению особенностей социального интеллекта именно в возрастной динамике занимались такие ученные как Д. В. Люсин, Н. Н. Князева, , Р. Робертс, Д. Мэттьюс, О. Б. Чеснокова, Д. В. Ушаков, и др. Возрастной аспект всестороннего развития социального интеллекта имеет высокую актуальность в образовательной среде.
Цель данного исследования изучить степень влияние социального интеллекта и на формирование игровой зависимости у детей школьного возраста на примере подростков в городе Раменск.
Объектом исследования является социальный интеллект.
Предметом исследования является влияние социального интеллекта на формирование игровой зависимости у детей школьного возраста.
В качестве основной гипотезы исследования выдвигается предположение о том, что существует взаимосвязь между социальным интеллектом и игровой зависимостью.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
.Проанализировать основные теоретические подходы к проблеме исследования социального интеллекта, охарактеризовать особенности возрастной динамики социального интеллекта и специфику взаимосвязи социального интеллекта и успеваемости;
.Изучить взаимосвязь социального интеллекта с процессом формирования игровой зависимости у детей школьного возраста;
.Провести исследования среди подростков города Раменска для определения уровня корреляции игровой зависимости от уровня социального интеллекта у детей.
.Подвести итоги выполненной работы.
Методологическую базу этого исследования составили теоретические положения представителей зарубежных и отечественных школ и направлений о социальном интеллекте (Н.А. Аминов, М.К. Акимова, Дж. Гилфорд, В.Н. Куницына, Н.А. Кудрявцева, М.В. Молоканов, Э. Торндайк, А.Д. Южанинова, Г. Олпорт и др.)
Исследование проводилось с сентября по октябрь 2015 года.
Всего в исследовании приняло участие 1084 школьники - ученики средних классов, из них 648 - юноши (59,8%), 436 - девушки (40,2%). Возраст всех испытуемых находился в промежутке от 10 до 15 лет. Базу выборки (80%) образовали ученики 11-12 лет, соответственно 40% и 40%.). Одним из основных критериев для включения испытуемых в исследование являлся факт постоянного наличия дома доступа в Интернет.
В качестве главных методов исследования были выбраны метод тестирования и математико-статистические методы обработки данных.
социальный интеллект игровой зависимость

Глава 1. Теоретический обзор проблемы взаимосвязи социального интеллекта и успеваемости в психологической литературе
.1 Проблема исследования социального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии
Интерес к понятию “социальный интеллект ” поменялся со времен его появления. Изначально ученные пытались понять специфику данного феномена, иногда выделяли разнообразные пути его определения, стремились формы интеллекта, периодически исследование этого феномена прекращалось, что было обусловлено многими неудачами определения рамок для этого понятии.
Отметим, что в наше время интерес к проблеме социального интеллекта все чаще рассматривается специалистами различных профилей в том числе и психологов.
Проблема социального интеллекта получает особую популярнось в кругах представителей профессии типа человек человека, который осуществляет работу с коллективом и людьми с учетом знаний представлений о человеческом поведении личности.
Стоит отметить, что именно социальный интеллект является одним из главных компонентов успешности включения человека в жизни общества его полноценное становление как участника и специалиста процессов интеракции и коммуникации.
Для начала, рассмотрим, как определяют понятие социальный интеллект зарубежные и отечественные ученые.
Исследованию интеллекта, условий и механизмов его развития посвящены фундаментальные труды Г.Ю. Айзенка, Б.Г. С.Л. Рубинштейна, Ананьева, Ж. Пиаже и других исследователей [4, с.83].
Интеллект, как предполагал, В Штерн это некая общая способность людей приспособления к абсолютно новым жизненным условиям.
Штерн предполагал, что приспособленный акт - это решение некой жизненные задачи, которая осуществляется методом действия С мысленным эквивалентом объекта посредством “действия в уме” [10, с. 14]. Похожего определения также придерживается Ж. Пиаже, для которого сама сущность интеллекта выступает в особом структурировании отношений между организмом и средой [21, с.39].
В психологии принято выделять 2 главных подхода к интеллекту: описательный, когда интеллект определяется исключительно через основные его проявления, такие как, например, активизация в интеллектуальном акте памяти, мышления, воображения и остальных психических функций, и объяснительный, позволяющий выявить особую структуру интеллекта, механизмы и условия его развития и функционирования.
В ходе постоянных экспериментальных исследований отечественных и зарубежных психологов в психологической науке в наше время существует большое количество объяснительных подходов непосредственно к понятию "интеллект". Главным критерием выделения интеллекта как самостоятельной реальности стала его функция в регуляции поведения. Когда ученные говорят об интеллекте как некоторой способности, то они, прежде всего, опираются именно на его адаптационное значение для человека. Именно в рамках нашего исследования мы будем рассматривать поведенческий объяснительный подход в экспериментально-психологических теориях интеллекта (Ж. Пиаже, Г.Ю. Айзенк, С.Л. Рубинштейн и др.).
Особый интерес являет собой вопрос о соотношении интеллекта именно как уровня умственного развития и интеллекта как общей способности взаимодействовать с окружающей средой в разных ее сферах. Одним из основных теоретических подходов к данной проблематике является концепция Х. Айзенка. С его точки зрения существует 3 главные составляющие интеллекта: психометрический интеллект, биологический интеллект и социальный интеллект. Именно эти 3 составляющие взаимообусловлены существованием друг друга, но природа их возникновения различна. По мнению Х. Айзенка, социальный интеллект намного шире, чем биологический, мало от него зависим, и даже является результатом развития общего интеллекта под воздействием социокультурных условий, то есть, это способность человека использовать психометрический интеллект в особых целях адаптации к требованиям общества [12, с.53]. Связь общего и социального интеллекта не была подтверждена. Некоторые психологи отстаивают мнение о том, что сам социальный интеллект является неким видом интеллекта, хотя и очень своеобразным, так как выявляются и те закономерности, которые проявляются в сфере общего интеллекта. Таким образом, социальный и академический интеллект являются смежными сторонами интеллекта. Хотя тогда требует внимания другой факт: общий интеллект почти не имеет корреляционных связей с личностными чертами, в то время как для социального же интеллекта подобные связи становятся весьма характерными [20, с.37].
В рамках Д.В. Ушакова, которую называют структурно-динамической теорией, социальный интеллект это один из видов интеллекта, которые совместно образуют способность к познавательной деятельности. Д. В. Ушаков утверждает, что показатели самого социального интеллекта обязательно должны быть связаны с личностными особенностями каждого отдельного человека. В противоположность общему интеллекту, который не обнаруживает значимых связей с характерными личностными чертами, интеллект социальный проявил такие связи во многих исследованиях.
Анализ научной литературы дает возможность отметить несколько основных направлений в исследовании такого абсолютно неоднозначного понятия, как "социальный интеллект".
Во многих концепциях социальный интеллект определяется исключительно как система интеллектуальных способностей, которые связанные непосредственно с познанием поведенческой информации.
Одной из подобных концепций можно считать экспериментально-психологическую теорию интеллекта Дж. Гилфорда, которая являет собой структурную модель интеллекта. В этой модели выделяется около 120 факторов интеллекта, которые можно классифицировать в соответствии с 3 главныеми независимыми переменными, которые характеризуютпроцесс обработки информации [8, с.93]. Это:
операции по обработке информации (умственные действия);
содержание предъявляемой информации (характер стимульного материала);
результаты обработки информации.
Каждая из интеллектуальных способностей описывается в терминах конкретного содержания, результата, операций и обозначается сочетанием 3 индексов. Детальнее изучим параметры каждой из этих трех переменных.
Содержание предъявляемой информации:
)Образы - зрительные, слуховые, проприоцептивные и т.д., отражающие физические характеристики объекта;
)Символы - формальные знаки: буквы, цифры, ноты, кодовые обозначения и т.д.;
)Поведение - информация, отражающая процесс межличностного общения: потребности, мотивы, мысли, настроения, установки, определяющие поведение людей,
)Семантика - концептуальная информация, чаще всего словесная; вербальные идеи и понятия; смысл, который передается при помощи слов или изображений.
Операции по переработке информации:
.Память - запоминание и хранение информации;
.Познание - осознание, обнаруживание, узнавание, понимание информации;
.Конвергентное мышление - это получение единственно логического следствия из предъявляемой информации, поиск одного правильного решения проблемы;
.Дивергентное мышление - образование множества разнообразных альтернатив, которые логически связанны с предъявляемой информацией, многовариантный поиск решения проблемы;
.Оценивание - оценка и сравнение информации по определенному критерию.
Результаты обработки информации:
)Элементы - это отдельные единицы информации, единичные сведения;
)Классы - это основания отнесения объектов к одному классу, к одной группе сведений в соответствии с общими элементами или свойствами;
)Отношения - это установление отношений между единицами информации, связи между объектами;
)Системы - это сгруппированные системы информационных единиц, информационные блоки, комплекты взаимосвязанных частей, целостные сети, составленные из элементов;
)Трансформации - это модификация, преобразование, переформулировка информации;
)Импликации - это выводы, результаты, логически связанные с данной информацией, но выходящие за ее пределы.
Дж. Гилфорда считал, что эти способности можно описать в пространстве 3 основных переменных: с операций, одержания, результатов.
Отметим, что Дж. Гилфорд выделяет 4 структурных компонента социального интеллекта. Это:
способность к выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека;
способность предвидеть последствия поведения людей в определенной ситуации, предсказать то, что произойдет в будущем;
способность осознавать и понимать логику развития ситуации взаимодействия, значение поведения людей в этих ситуациях,
способность понимать изменения значения сходных вербальных реакций человека.
Все эти структурные компоненты направлены на понимание отношений, логики дальнейшего развития ситуаций взаимодействия, на своеобразное прогнозирование последствий поведения через правильную интерпретацию невербальной и вербальной экспрессии поведения. В ходе этого всего происходит адекватное, правильное отражение особенностей межличностного взаимопонимания партнеров по общению.
Согласно концепции Дж. Гилфорда, социальный интеллект есть интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации [8, с.83]. Социальный интеллект объединяет и регулирует познавательные процессы, которые связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению, группы людей). К процессам, его образующим, относятся социальная сензитивность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление. С точки зрения Дж. Гилфорда, социальный интеллект особо важен в тех областях профессиональной деятельности, где индивид действует вместе с другими или по отношению к другим [8, с.86].
По утверждению Э. Торндайка, Г. Олпорта, социальный интеллект - это одна из наиболее важных способностей, которая обеспечивает успешную социальную адаптацию и эффективное межличностное взаимодействие.
Э. Торндайку выделяет три вида интеллекта [4, с.29]:
конкретный интеллект как способность понимать вещи и предметы материального мира и производить с ними какие-либо действия;
абстрактный интеллект как способность понимать абстрактные вербальные и математические символы и производить с ними какие-либо действия;
социальный интеллект как способность понимать людей и взаимодействовать с ними.
Соответственно, Э. Торндайк рассматривал социальный интеллект непосредственно как способность, обеспечивающая эффективное межличностное взаимодействие индивида [4, с.34].
Согласно Н.Ф. Панферову, основные функции социального интеллекта проявляются:
в расширении вербальной и невербальной компетентности;
в увеличении социальных контактов;
в развитии экспрессивности в общении;
в обеспечении персонализации;
в развитии социально-перцептивных способностей;
в увеличении чувствительности к партнерам по взаимодействию.
Основной чертой для данных авторов можно назвать то, что среди функций социального интеллекта они отдельно выделяют именно адекватность отражения ситуации взаимодействия и партнера по общению (его личностных свойств, вербальных и невербальных реакций); увеличение чувствительности к партнерам по взаимодействию, формирование способности посмотреть на ситуацию глазами партнера; возможность самопознания, саморазвития и самообучения; прогнозирование логики развития ситуации и поведения партнера. Именно все это способствует адаптации индивида к условиям общения, которые постоянно меняются.
Проанализировав научную литературу в разрезе темы исследования, мы уверенно можем утверждать, что все чаще можно услышать мнение, что социальный интеллект - исключительно самостоятельный психологический феномен, а не своеобразное проявление общего интеллекта в социальных ситуациях.
Таким образом можно подвести итог, в этом параграфе мы рассмотрели главные концепции и подходы к определению понятия "социальный интеллект", связь социального и общего интеллекта, а также структуру социального интеллекта и его функции.

.2 Возрастная динамика развития социального интеллекта. Факторы, влияющие на становление социального интеллекта у детей школьного возраста
Школу можно назвать первой моделью социума, с которой приходится сталкиваться, выходя из семейного круга, ребенку, которая ставит перед ним огромный ряд задач развития, в том числе таких, которые связанные с необходимостью понимать и прогнозировать поведение окружающих. Такое умение достаточно часто рассматривается в психологии как проявление особой, относительно независимой от общего интеллекта способности - социального интеллекта.
Известно, что социальный интеллект развивается позднее, чем эмоциональная составляющая коммуникативных способностей - это эмпатия [30]. Начало обучения ребенка в школе ведет к существенному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится "общественным" субъектом и у него появляются социально значимые обязанности, выполняя которые ребенок получает общественную оценку. На протяжении всего младшего школьного возраста постепенно начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого начинает постепенно уменьшаться к концу младшего школьного возраста, большего значения для ребенка начинают набирать сверстники, возрастает роль детского сообщества.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, которые происходят в развитии психики детей на данном возрастном этапе.
Младший школьник - человек, который активно овладевает навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе. Сначала дети больше внимания обращают на поведение, чем на качества личности. Характеризуя своих приятелей, они указывают, что "друзья ведут себя хорошо", "с ними весело". В этом возрасте дружеские связи недолговечны и непрочны, они легко возникают и довольно быстро могут оборваться. Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто отзывается на их просьбы, помогает им и разделяет их интересы. Для возникновения дружбы и взаимной симпатии становятся очень важными такие качества личности, как доброта и самостоятельность, внимательность, уверенность в себе, честность.
По мере освоения ребенком школьной действительности, у ребенка постепенно складывается система личных отношений в классе. Ее базу составляют непосредственные эмоциональные отношения, доминирующие над всеми другими [16, с.80].
Характерные для младших школьников критерии оценки одноклассников отражают особенности восприятия и понимания ими другого человека, что связано с общими закономерностями развития познавательной сферы в этом возрасте: слабая способность выделять главное в предмете, эмоциональность,...

Похожие материалы:

Реферат: Влияние компьютерных игр на формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста

Реферат: Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера

Реферат: Гендерные особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста

Курсовая работа: ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ХАТХА ЙОГОЙ НА ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 11-12 ЛЕТ

Курсовая работа: Особенности игровой деятельности детей с СДВГ