Реферат: Влияние среды на формирование характера
Содержание
Введение
. Определение и предпосылки становления характера
. Изучение характера
.1 Основные подходы к изучению характера
.2 Классификация Юнга
. Формирование характера в дошкольном возрасте
Заключение
Список литературы
Дата добавления на сайт: 11 августа 2024
Скачать работу 'Влияние среды на формирование характера':
Содержание
Введение
. Определение и предпосылки становления характера
. Изучение характера
.1 Основные подходы к изучению характера
.2 Классификация Юнга
. Формирование характера в дошкольном возрасте
Заключение
Список литературы
Введение
В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.
Формирование характера - это процесс становления устойчивых психологических образований личности под влиянием объективных и специально созданных для этого условиях, когда действия и поступки в результате их многократных повторений становятся привычными и определяют типичную модель поведения. Особенно важную роль в воспитании характера играет активная деятельность личности, и прежде всего труд как среда общественного бытия, общение, как необходимое условие самопознания и самореализации. В процессе работы выявляются моральные, интеллектуальные, волевые и другие качества личности, что, закрепляясь под влиянием определенных условий жизни, приобретают черты характера. Среди факторов, представляющих для человека жизненное значение, и влияющих на формирование характера, особая роль принадлежит воспитанию. Воспитание организует обстоятельства жизни и направляет в нужное русло жизненные воздействия, подкрепляет их, создает соответствующее отношение к окружающей действительности. Вместе с тем оно тормозит негативные воздействия, препятствует закреплению нежелательных привычек и черт его поведения.[3.Стр51]
Характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни. Формирование характера начинается с раннего детства. Обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки. Наравне с формированием, также происходят и изменения в характере человека на разных возрастных этапах.
Социум - почва, на которой вырастал каждый конкретный человек, источник его сил, ума, образования и культуры. От каждого человека зависит, каким будет социум.
"Человек немыслим вне общества."
Л. Н. Толстой
"Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его - и мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря."
Д. Дидро
В данной работе я рассмотрю, какое влияние оказывает общество на формирование характера. Актуальность моей работы в том, что в наши дни личность человека представляет наибольшую ценность и ее развитие - основная цель педагогической деятельности, а одна из основных задач педагогики - создание условий для самореализации личности. Практический аспект данных проблем связан с тем, что результаты могут быть применены в повседневном общении. Наблюдая за поведением другого человека, зная его темперамент и характер, можно предположить, каков человек, его характер и как он будет себя вести в ситуации и выбирать подходящие стратегии поведения. Мы живем в мире людей. Наши желания и планы не могут быть реализованы без помощи и участия тех, кто нас окружает, находится рядом. Родители, братья, сестры и другие близкие родственники, учителя, друзья, одноклассники, соседи - все они составляют наш ближайший круг общения.
Не все наши желания можно осуществить, если они идут вразрез с интересами окружающих. Мы должны согласовывать свои действия с мнением людей, а для этого необходимо общаться. За первым кругом человеческого общения идут следующие круги, которые становятся все шире. За ближайшим окружением нас ждут встречи с новыми людьми, целыми коллективами и организациями. Ведь каждый из нас не только член семьи, жилец дома, но и гражданин государства. Мы можем быть также членами политических партий, клубов по интересам, профессиональных организаций и т. д. Современный человек живет в обществе, так или иначе он вынужден участвовать в какой-либо коллективной деятельности. Цивилизованный человек физически не в состоянии быть из нее исключен. Он зависим от нее. А любая коллективная деятельность предполагает общение.
Объектом исследования является характер как психологическое явление, а предметом - процесс его формирования под влиянием общества. Цель моего исследования - выявить закономерности влияния среды на формирование характера.
Задачами курсовой работы в связи с указанной целью являются:
проанализировать литературные источники по данной проблеме;
дать определение термину и выявить составляющие характера;
рассмотреть различные подходы к изучению характера;
установить влияние общества на формирование характера;
систематизировать и уточнить модели поведения педагога в различных ситуациях проявления черт характера дошкольников, пути корректировки.
Гипотеза заключается в предположении о том, что при своевременной диагностике и внесении изменений в условия воспитания есть возможность повлиять на формирование характера человека в дошкольный период.
1. Определение и предпосылки становления характера
Характер - это психическое свойство личности, определяющее стратегическую линию поведения человека и выражающееся его отношение: к окружающему миру, труду, другим, самому себе.
Становление характера определяется сложным механизмом взаимодействия внешних и внутренних факторов, в процессе которых теснейшим образом переплетены и взаимодействуют, как биогенетические особенности индивида, так и социальные условия его существования и развития. Характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Формирование характера происходит в зависимости от ряда факторов.
Во-первых, от физиологических свойств организма и особенностей центральной нервной системы, а также других факторов определяемых генотипом (один человек может развиваться быстрее, другой медленнее, у одного человека есть способности к музыке, у другого способности к абстрактному логическому мышлению). Наиболее наглядно особенности центральной нервной системы проявляются в темпераменте. Его влияние проявляется в скорости и силе реакции индивида на раздражители внешней среды и, следовательно, такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Эти реакции проявляются как эмоции, которые являются важнейшим механизмом стимулирования активности индивида, формирования характера и самореализации личности.
Люди, чей конституциональный тип и темперамент требуют сильных эмоций, выбирают виды деятельности, связанные с риском, Люди, которые по своему темпераменту не нуждаются в таких сильных эмоциях, выбирают виды деятельности без риска. Риск - это характеристика деятельности при неопределенном для субъекта исходе при наличии предположения о возможном неблагоприятном результате. Виды риска могут быть ситуативными и над ситуативными, оправданными с учетом вероятности успеха или не успеха или неоправданными без учета этих вероятностей. Индивид с конституцией атлета и темпераментом холерика или сангвиника нуждается в сильнейших эмоциях. Он получает их в процессе деятельности связанной с риском, испытывая сильнейшие эмоции, которые стимулируют его психофизиологические структуры извне. Люди с такими характеристиками выбирают сферой своей деятельности профессии военных, работников правоохранительных органов, высотных монтажников и т. д. Люди с темпераментом флегматика и меланхолика не испытывают потребность в риске стимулирования своей психико-физиологической потребности, они находят фактор эмоционального удовлетворения внутри себя, внутри своей деятельности. Темперамент создает основу формирования таких черт характера, как спокойный, выдержанный, уравновешенный, или неуправляемый, впечатлительный, эмоционально ранимый и т.д. Подчеркивая приоритет внутренне обусловленных предпосылок становления характера, следует подчеркнуть стадиальность его развития. Это означает, что человек формируется, как личность, в определенные периоды своего возрастного становления, которые могут стать решающим для формирования характера, и соответственно мы можем выделять характер ребенка, подростка, взрослого человека и пожилого человека.
Формирование характера осуществляется в процессе выбора социальной сферы своей самореализации. Этот выбор осуществляется на основе задатков индивида. Задатки это врожденные анатомо-физиологические особенности организма, которые создают предпосылки для его эффективной самореализации, посредством развития его способностей.
Задатки и способности определяют формирование индивидуумом его цели и смысла жизни. Наличие у индивида цели и смысла жизни дает ей возможность эффективной самореализации, придает жизни ощущение гармонии между своим потенциалом и своим самоощущениям своего " Я "в реальности. Формирование цели и смысла жизни и признание его социумом дает возможность сформировать целостный характер и реализовать свой творческий потенциал как одаренная или всесторонне развитая личность, а также как талант или даже гений создавшей общественно-значимую ценность. Обладание целями жизни - главное условие образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей.
Следовательно, сущность характера проявляется в наличии или отсутствии цели и смысла жизни, которое определяет отношение:
) к окружающему миру и собственности (здесь можно выделить такие черты характера, как "принципиальный и беспринципный", "целеустремленный - безвольный", "организатор - исполнитель", "созидатель - разрушитель");
) деятельности (здесь проявляются такие качества, как "деятельный - бездеятельный", "трудолюбивый - ленивый", "инициативный - пассивный");
) к другим (здесь можно выделить такие черты характера, как "общительность-замкнутость", "правдивость-лживость", "тактичность-грубость", "ответственный - безответственный,");
) к самому себе (здесь можно выделить такие черты характера, как "скромность-самовлюблённость", "самокритичность-самоуверенность", "гордость-смирение", "альтруист-эгоист").
Следовательно, характер - прижизненное приобретение личности, включающейся в систему общественных отношений, в совместную деятельность и общение с другими людьми, и тем самым обретающей свою индивидуальность.
Накладывая отпечаток на внешность человека, характер получает свое наиболее яркое выражение в его поступках, поведении, деятельности. О характере следует судить в первую очередь на основании поступков людей, в которых наиболее полно отражается их сущность.
2. Изучение характера
.1 Основные подходы к изучению характера
Известны различные попытки создания типологии характеров на основе: гороскопов; влияния имен; физиогномики (учение и связи внешнего облика человека и его принадлежности к определенному типу личности). Например, Аристотелем и Платоном делаются попытки создать аналогию, внешнее сходство того или иного человека с животными по тем или иным признакам; форме ноздрей, тонкости или жесткости волос и соответствующего характера. Лафатер в своей "физиогномике" особое внимание уделял описанию уст, которые, по его мнению, содержат целый мир характеров. Именно в них отражен разум и глупость, сила и слабость, добродетель и порок, деликатность и грубость человеческая.
Однако самым главным внешним показателем характера являлись глаза человека. "Глаза - это зеркало души". По мнению Аристотеля большие и выпуклые глаза - признак глупости. Л.Н.Толстой различал хитрые глаза, лучистые, чистый взгляд, грустный, холодный, безжизненный. Если у человека смеются одни глаза или один рот, то такая гримаса неприятна.
Американские ученые Дж.Глайв и Э, Клери сделали попытку доказать зависимость характера ребенка от цвета глаз. Так, по их мнению, дети с карими глазами обладают большей жизнью, инициативой и более неспокойным характером. Люди с темно-серым цветом глаз - упрямы и смелы. Настойчивы и добиваются своего, несмотря на различные трудности.Бывают вспыльчивы и злопамятны, большей частью однолюбы.
Более ценной в изучении характерологических различий можно считать графологию - науку, которая рассматривает почерк как разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего. Например, "сильный наклон выражает большую впечатлительность". Однако психологические исследования подтверждают большую зависимость почерка не от характера, а от эмоциональных состояний человека и от темперамента. Специфические особенности почерка служат для диагностики некоторых психических заболеваний. Например, почерк больных шизофренией нередко отличается вычурностью, нарочитой стилизованностью.Подробнее рассмотрим один из подходов.
.2 Классификация Юнга
Швейцарский психолог и психиатр Карл Густав Юнг (1875-1961).Согласно теории Юнга всякий имеет не только эго, тень, персону, и другие компоненты психического, но так же индивидуальные характеристики всего этого. Кроме того, существуют ряд измеряемых величин, определенных размеров, которые, комбинируясь в своем разнообразии, образуют типы личности.
Юнг выделял два общих типа, которые назвал интровертным и экстравертным, и специальные типы, своеобразие которых получается вследствие того, что индивид приспособляется или ориентируется с помощью своей наиболее дифференцированной функции - ощущения, интуиции, мышления и чувства. Они относятся к врожденной разнице в темпераменте, интегральном сочетании устойчивых психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности, которые заставляют индивидов воспринимать и реагировать специфическим образом.
Общие типы установки отличаются друг от друга особой установкой по отношению к объекту. У интроверта отношение к нему абстрагирующее, он старается оградить себя от чрезмерной власти объекта. Экстравертный, наоборот, относится к объекту положительно, он ориентирует свою субъективную установку по объекту, т.е. иными словами экстравертная установка характеризуется позитивным, а интровертная - негативным отношением к объекту. Экстраверт "мыслит, чувствует и действует, соотнося себя с объектом"; он ориентируется прежде всего, на внешний мир. Юнг еще называл это тип ориентационным. Основой для интровертной ориентации служит субъект, а объект играет лишь второстепенную роль. На практике эти типы можно видеть даже не проводя специальных исследований. Замкнутые, трудно располагаемые к разговору, пугливые натуры представляют собой полную противоположность людям с открытым, обходительным, веселым и приветливым характером, которые со всеми ладят, иногда сорятся, но всегда стоят в отношении к окружающему миру, влияют на него и со своей стороны воспринимают его влияние.
По мнению Юнга, эти установки по отношению к объекту являются основой процесс приспособления. Эта биологическая противоположность, считает Юнг, являются основой двух общих типов установки.
Например, экстраверт растрачивает свою энергию на внешний объект; интроверт - обороняется от внешних требований, воздерживается от всякой затраты энергии и тем самым создает для себя более обеспеченное положение.
По мнению Юнга, формирование установки не является результатом онтогенеза, а является результатом индивидуального предрасположения, т.к. при однородных вешних условиях один ребенок обнаруживает один тип, а другой ребенок - другой.
Между экстраверсией и интроверсией существует отношение компенсации: экстравертное сознание сочетается с интровертным бессознательным и наоборот.
Представление об интроверсии и экстроверсии, и четырех функциях позволило Юнгу выстроить систему восьми психологических типов, четыре из которых являются экстровертными, а остальные четыре интровертными.
Такая классификация, по мнению Юнга, поможет в понимании и принятии индивидуальных путей развития личности и способов мировоззрения.
Функциональные типы: Под "психической функцией" Юнг понимает "форму психической деятельности, которая теоретически остается неизменной при различных обстоятельствах".
Юнг выделяет рациональные и иррациональные функциональные типы. К рациональным относятся такие типы, которые "характеризуются приматом функций разумного суждения". Это мышление и чувство. Общим признаком обоих типов является то, что они подчинены разумному суждению, т.е. они, связаны с оценками и суждениями: мышление оценивает вещи через познание, в терминах истинности и ложности, а чувство через эмоции, в терминах привлекательности и непривлекательности. В качестве установок, определяющих поведение человека, эти две фундаментальные функции в каждый данный момент времени исключают друг друга; господствует либо одна из них, либо другая. Вследствие этого, некоторые люди, принимая решение, основываются на своих чувствах, а не на разуме.
Две другие функции, ощущение и интуицию, Юнг называет иррациональными, т.к. они используют не оценки или суждения, а основываются на восприятии, которое не оценивается и не истолковывается. Ощущение воспринимает вещи такими, какие они есть, это функция "действительного". Интуиция так же воспринимает, но не столько благодаря осознаваемому чувственному механизму, сколько благодаря бессознательной способности внутреннему пониманию природы вещей.
Например, личность ощущающего типа отметит все подробности какого-либо события, но не обратит внимание на его контекст, а личность интуитивного типа не обратит особого внимания на потребности, но без труда поймет смысл происходящего и проследит возможное развитие этих событий.
Опыт показывает, что в каждом отдельном взятом человеке доминирует одна из функций, "она играет господствующую роль в процессе адаптации и придает осознанной установке человека определенные направленность и качество".
Лишь редкие люди до конца осознают, к какому функциональному типу они относятся, хотя это несложно определить, исходя из ее силы, устойчивости, постоянства и адаптированности.
Но в реальной жизни эти типы почти никогда не встречаются в чистом виде, а существует бесконечное количество смешанных форм. Во всех смешанных типах взаимодействуют только смежные функции, а смешение либо двух рациональных типов, либо двух иррациональных исключается, но они всегда вступают друг с другом в отношения компенсации.
.Попытки исследовать характер предпринимались ещё в 400 гг.дон.э.
.Существует множество различных подходов к проблеме характера.
.Классификация К. Юнга основывается на сложных, противоборствующих взаимоотношениях сознательного и бессознательного в психике человека.
характер личность психический юнг
3....
Похожие материалы:
Реферат: Влияние компьютерных игр на формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возрастаРеферат: Формирование характера
Курсовая работа: Влияние акцентуаций характера на проявление ответственности у подростков
Курсовая работа: Влияние порядка рождения в семье на формирование личности
Реферат: Влияние семейного воспитания на формирование самооценки дошкольников с нарушениями слуха