Курсовая работа: Влияние стиля руководства организатора на эффективность процесса решения задач различного типа
Одной из наиболее очевидных особенностей проблемы по групповой эффективности является наличие множества несистематизированных, несогласованных и часто весьма противоречивых эмпирических данных.
Дата добавления на сайт: 11 августа 2024
Скачать работу 'Влияние стиля руководства организатора на эффективность процесса решения задач различного типа':
Курсовая работа
Влияние стиля руководства организатора на эффективность процесса решения задач различного типа
Содержание
Введение
Глава I. Теоретическая основа проблемы эффективности групповой деятельности
.1 Понятие малой группы. Организация совместной деятельности в малых группах. Показатели эффективности групповой деятельности
.2 Факторы, влияющие на эффективность групповой деятельности
1.3 Типы групповых задач и стиль руководства: их влияние на эффективность групповой деятельности
Глава II. Программа исследования: влияние стиля руководства организатора на эффективность процесса решения задач различного типа
2.1 Цель, объект, предмет и гипотезы исследования
.2 Переменные в исследовании и их контроль
2.3 Формирование экспериментальной выборки
.4 Методики исследования. Методика определения стиля лидерства (руководства) группой (трудовым коллективом)
.5 План и организация проведения исследования
.6 Статистическая обработка и интерпретация данных
Заключение
Литература
Приложение
групповой организатор стиль руководство
Введение
Одной из наиболее очевидных особенностей проблемы по групповой эффективности является наличие множества несистематизированных, несогласованных и часто весьма противоречивых эмпирических данных.
Если в одних экспериментальных исследованиях устанавливается, что складывающиеся между людьми тесные эмоциональные связи положительно влияют на успешность групповой работы, то в других показывается, что между этими же переменными может существовать отрицательная зависимость, а в третьих - демонстрируется отсутствие какой бы то ни было выраженной зависимости между этими факторами вообще. Если одни из авторов пишут, что однородные по составу группы работают успешнее, чем разнородные, то другие, опираясь на собственные экспериментальные исследования, приходят к заключению противоположного характера. В одних исследованиях установлено, что наилучшие результаты показывают группы с полной сетью коммуникаций, другие же наводили на мысль о том, что эффективной является минимально достаточная совокупность каналов межличностного общения.
Много противоречий мы находим и в исследованиях, касающихся стиля руководства. Ряд авторов утверждают, что максимум групповой эффективности обеспечивается так называемым демократичным стилем руководства. Находятся, однако, и такие, кто склоняется к мысли, что в определенных ситуациях наилучшие результаты дает авторитарный способ. Есть и работы, авторы которых ищут ответ на поставленный вопрос не по параметрам "авторитарность - либеральность", а в иных измерениях, например, противопоставляя деловую, ориентированную на задачу, и межличностную, ориентированную на людей, формы руководства.
Второй существенной особенностью многих экспериментальных работ является их чисто эмпирическая ориентированность, игнорирование теоретических построений, предшествующих исследованию, и отсутствие теоретических обобщений, завершающих его. Такие исследования начинаются чаще всего с констатации одного эмпирического факта и ограничиваются установлением другого, выявлением и описанием частных зависимостей между отдельными переменными, характеризующими группу и эффективность ее деятельности.
Третья черта заключается в том, что большинство исследований в данной области проведено в виде лабораторного эксперимента. Сторонники "естественного эксперимента" утверждают, что лабораторный эксперимент является искусственной процедурой, дает экологически невалидные результаты, поскольку "вырывает" испытуемого из контекста повседневной жизни. Проблемы, указанные здесь, определяют актуальность данной работы.
Наше исследование посвящено изучению лишь одной зависимости: мы предположили, что эффективность решения тех или иных групповых задач зависит в определенной мере от той стратегии управления, которой придерживается ее организатор. Успешность совместной деятельности определяется тем, насколько адекватным является стиль руководства решаемым задачам.
Цель исследования: выявить, зависит ли эффективность решения задач различного типа от той стратегии управления, которую избрал организатор данной группы, а также при каком стиле руководства успешность совместной деятельности по решению того или иного вида задач будет выше.
Объект исследования: процесс решения задач в условиях группового взаимодействия.
Предмет исследования: эффективность процесса решения задач различного типа в зависимости от стиля руководства организатора групповой деятельности.
Гипотезы исследования.
Общая гипотеза - эффективность решения задач различного типа зависит от той стратегии управления, которую избрал организатор данной группы. Проверка данной гипотезы осуществляется через проверку частных гипотез:
эффективность решения творческих задач будет выше при использовании демократического (коллегиального) стиля руководства;
- эффективность решения рутинных задач будет выше при использовании авторитарного (директивного) стиля руководства.
В соответствии с целью исследования ставятся следующие задачи:
) ознакомиться с теоретическими и эмпирическими исследованиями в этой области;
) разработать собственную программу исследования, которая предполагает решение более частных задач:
а) выделить переменные исследования и способы их контроля;
б) определить способ формирования экспериментальных групп;
в) в соответствии с переменными построить план исследования;
г) подобрать методики для проведения исследования;
д) подобрать необходимые методы статистической обработки данных;
е) выбрать и указать форму представления результатов данных.
Глава I. Теоретическая основа проблемы эффективности групповой деятельности.
.1 Понятие малой группы. Организация совместной деятельности в малых группах. Показатели эффективности групповой деятельности
Для изучения эффективности групповой деятельности необходимо дать понятие малой группы, которая является субъектом этой деятельности. "Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов" [1, с. 131].
Это достаточно универсальное определение, которое допускает самые различные толкования, в зависимости от того, какое содержание придать включенным в него понятиям. Например, в системе интеракционистской ориентации, где исходным понятием является понятие "взаимодействия", фокус в этом определении усматривается именно в том, что малая группа это определенная система взаимодействия, ибо слова "общая социальная деятельность" толкуются здесь в интеракционистском смысле. Для когнитивистской ориентации в этом же определении отыскивается другой опорный пункт: не важно, на основе общей деятельности или простого взаимодействия, но в группе возникают определенные элементы групповой когнитивной структуры - нормы и ценности, что и есть самое существенное для группы.
Это же определение в отечественной социальной психологии наполняется новым содержанием: установление факта "общей социальной деятельности" сразу же задает группу как элемент социальной структуры общества, как ячейку в более широкой системе разделения труда. Наличие в малой группе общей социальной деятельности позволяет интерпретировать группу как субъекта этой деятельности и тем самым предлагает теоретическую схему для всего последующего исследования.
Конкретным содержанием различных форм совместной деятельности является определенное соотношение индивидуальных "вкладов", которые делаются участниками. Так одна из схем предлагает выделить три возможные формы, или модели: 1) когда каждый участник делает свою часть общей работы независимо от других - "совместно-индивидуальная деятельность" (пример - некоторые производственные бригады, где у каждого члена свое задание); 2) когда общая задача выполняется последовательно каждым участником - "совместно-последовательная деятельность" (пример - конвейер); 3) когда имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными - "совместно-взаимодействующая деятельность" (пример - спортивные команды, научные коллективы или конструкторские бюро). Рассмотрев различные формы совместной деятельности, перейдем к вопросу об эффективности групповой деятельности и ее критериях.
Одной из важных теоретических проблем является вопрос о критериях, показателях и признаках эффективности группы, исходя из которых, мы можем оценивать успешность ее деятельности. Эти критерии должны составлять необходимые и достаточные признаки для разносторонней оценки успешности группы, учитывающие как сумму индивидуальных достижений каждого из участников, так и собственно групповой эффект коллектива.
Вопрос о критериях эффективности групп обсуждался как у нас в стране, так и за рубежом. В работах западных социальных психологов учитывались, как правило, только два показателя работы малых социальных групп: их продуктивность и удовлетворенность. "Эффективность группы - это степень ее соответствия поставленным целям. Имеются два способа оценки этого соответствия. Один из них доминирует и связан с достижениями группы в работе, другой ориентирован на оценку того, в какой степени группа удовлетворяет социальные и эмоциональные потребности ее членов" [2, с. 89].
Проблема удовлетворенности, между тем, имеет и другую сторону - как проблема удовлетворенности трудом. Акцент на этой стороне проблемы не мог быть сделан без одновременной разработки вопроса о роли совместной деятельности группы как ее важнейшем интеграторе, об уровнях развития группы на основе развития этой деятельности. В соответствии с этим, эффективность групповой деятельности должна быть исследована в контексте конкретной содержательной деятельности группы и реальных отношений, которые сложились в этом процессе на каждом этапе развития группы.
Логично предположить, что группы, находящиеся на разных стадиях развития, должны обладать различной эффективностью при решении различных по значимости и трудности задач. Так, группа, находящаяся на ранних этапах развития, не в состоянии успешно решать задачи, требующие сложных навыков совместной деятельности, но ей доступны более легкие задачи, которые можно как бы разложить на составляющие. Следующий этап развития группы дает больший групповой эффект, однако лишь при условии личной значимости групповой задачи для каждого участника совместной деятельности. Если все члены группы разделяют социально значимые цели деятельности, эффективность проявляется и в том случае, когда решаемые группой задачи не приносят непосредственной личной пользы членам группы. Возникает совершенно новый критерий успешности решения группой стоящей перед ней задачи. Это - критерий общественной значимости задачи.
Это позволяет по-новому поставить вопрос о самих критериях групповой эффективности, а именно, значительно расширить их перечень - наряду с продуктивностью группы, удовлетворенностью трудом ее членов, можно выделить и такой критерий, как "сверхнормативная активность" (стремление членов группы добиваться высоких показателей сверх необходимого задания).
1.2 Факторы, влияющие на эффективность групповой деятельности
Одна из первых теоретических схем, обобщающая результаты эмпирических исследований эффективности групповой деятельности, воспроизводящая их методологию и логику организации, выделяющая изучаемые факторы и показатели эффективности групповой деятельности в виде иерархизированной системы, была предложена в книге Д. Креча, Р. Кратчфилда и Э. Беллчи.
Раскрывая основания данной схемы, авторы книги пишут, что переменные групповой эффективности образуют трехступенчатую иерархию, в пределах которой один из типов переменных - независимые - рассматривается как логически и во времени предшествующий другому типу - промежуточным. Последние находятся в таком же отношении к третьему типу переменных - зависимым. В качестве независимых переменных здесь выступают внешние по отношению к социальной психологии группы факторы, такие, как окружающая обстановка, величина группы, каналы коммуникаций, композиция группы, иерархия статусов, функциональное место группы в организации, тип групповой задачи, степень ее трудности, требования, предъявляемые к структуре взаимодействия. К промежуточным переменным относят: стиль лидерства, мотивацию, распределение ролей, межличностные отношения. В качестве показателей успешности используются только два: продуктивность и удовлетворенность группы.
В рамках необихевиоризма наибольшую популярность приобрела модель Б. Коллинса. Переменные, влияющие на эффективность групповой деятельности, Б. Коллинс дифференцирует на внешние и внутренние по отношению к группе. Выработку эффективных групповых решений автор рассматривает как процесс преодоления различных внешних и внутренних препятствий.
В соответствии с высказанными положениями Б. Коллинс различает два класса вопросов-препятствий, которые должна устранять или решать дискуссионная группа: связанные с задачей и связанные с межличностным общением. Стремление решить поставленную задачу и урегулировать межличностные отношения порождает две формы активности членов группы: активность, направленную на задачу, и активность, направленную на межличностные связи. Продуктивность группы зависит от активности двух систем действий участников: связанных с задачей, ее условиями и связанных с межличностными отношениями. При этом групповой эффект в большей степени зависит от межличностных отношений, чем от условий групповой задачи. Средством стимулирования обоих форм активности членов группы служат подкрепления. Одни из них вытекают из успешности работы группы, другие порождаются самой по себе системой межличностные отношений. Те и другие через механизм обратной связи оказывают влияние на действия членов группы и могут стимулировать или, напротив, подавлять их.
Теория деятельностного опосредствования межличностных отношений в коллективе предопределяет иную иерархизацию переменных с точки зрения их влиянии на эффективность групповой деятельности. В качестве основных независимых переменных, т.е. таких которые способны оказать наибольшее влияние на успешность групповой работы, необходимо рассматривать не структурно-формальные, а социально-психологические характеристики группы, в первую очередь те, которые определяют уровень социально-психологического развития группы как коллектива. Соответствие группы понятию "коллектив" предполагает, что она должна успешно справляться со своей основной, задаваемой обществом деятельностью.
На первое место в иерархии ставятся параметры глубинного, первого слоя интрагрупповой активности. Эти параметры задают условия успешной деятельности коллектива и выступают как предпосылка формирования в нем отношений второго слоя интрагрупповой активности, опосредованных содержанием деятельности. К параметрам первого слоя интрагрупповой активности относятся мотивационные процессы, связующие содержание групповой деятельности с мотивационной сферой каждого участника группы.
Следующими по значимости выступают достаточно изученные отношения второго слоя интрагрупповой активности, такие, как ценностно-ориентационное единство, коллективистическое самоопределение, действенная групповая эмоциональная идентификация, референтность.
В совокупности с характеристиками первого слоя отношения второго слоя составляют главные факторы эффективности коллектива, потенциальное влияние которых на успешность групповой работы, по всей вероятности, намного весомее структурно-формальных и неспецифических социально-психологических характеристик группы.
Что же касается отношений третьего, поверхностного слоя, то они включены в перечень свойств промежуточного характера и их следует рассматривать как переменные, влияние которых на успешность работы коллектива зависит от степени развитости феноменов первого и второго слоев.
Влияние эмоционально-непосредственных отношений, входящих в третий слой, на эффективность деятельности коллектива следует мыслить как двояко опосредствованное: во-первых, развитостью ядерных структур коллектива, во-вторых, сформированностью отношений, составляющих второй слой интрагрупповой активности.
То же самое, в принципе, относится и к структурно-формальным характеристикам коллектива, таким, как его величина, композиция, каналы коммуникаций, тип задачи, стиль лидерства.
Не отрицая их влияния на успешность групповой работы, тем не менее считается, что оно уменьшается по мере повышения уровня социально-психологического развития группы и формирования в ней коллективистических отношений.
1.3 Типы групповых задач и стиль руководства: их влияние на эффективность групповой деятельности
В рамках проблемы эффективности групповой деятельности целесообразно рассмотреть типы групповых задач, поскольку результатом той или иной деятельности является решение определенной задачи. Задача является тем системообразующим центром, который объединяет вокруг себя все процессы группового взаимодействия. Д. Хакман одним из первых обратил внимание на значение типа групповой задачи в детерминации продуктивности групповой работы. Он установил, что тип задачи (например, выпуск материальной продукции или решение дискуссионной проблемы) определяет до 50% вариаций эффективности деятельности группы. Им было показано также, что степень трудности задачи влияет на успешность групповой работы, но в меньшей степени, чем ее тип [2, с. 12].
Согласно классификации Штейнера, групповые задачи дифференцируются на: а) делимые и неделимые (в зависимости от возможности разложения общей групповой задачи на ряд частных подзадач, которые отдельные члены группы в состояния решить самостоятельно и независимо друг от друга); б) максимизирующие и оптимизирующие (в зависимости от того, заключается ли ожидаемый результат совместной работы в достижении максимума возможной групповой продуктивности или в выработке оптимального с точки зрения заранее установленных требований варианта решения); в) дизъюнктивные и конъюнктивные (в первом случае группа выбирает в качестве представителя только одного из своих членов и его результат засчитывается всей группе, а во втором учитываются все индивидуально предлагаемые варианты решения, но в качестве общегруппового принимается наиболее слабый из них); г) аддитивные и дискретные (при аддитивной задаче результат работы группы представляет собой простую сумму индивидуальных достижений всех членов группы, при дискретной - в каждом конкретном случае критерий и процедура принятия решения об успехе группы могут меняться и зависят от сложившихся обстоятельств).
Фактором, опосредствующим влияние групповой задачи на эффективность групповой деятельности, является уровень развития группы как коллектива. Между уровнем развития коллектива и его возможностями в решении задач различной степени...
Похожие материалы:
Контрольная работа: Влияние индивидуально-психологических характеристик личности на эффективность профессионального обученияРеферат: Стрессы и их влияние на эффективность трудовой деятельности
Курсовая работа: Влияние типа нервной системы на профессиональное самоопределение подростков
Дипломная работа: Влияние стиля семейного воспитания на развитие способностей ребенка
Курсовая работа: Влияние соционического типа на профессиональную деятельность специалиста