Курсовая работа: Влияние театральной деятельности на развитие музыкальных способностей детей подросткового возраста
Актуальность исследования. Подростковый возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени 10-11 до 14 лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие.
Дата добавления на сайт: 11 августа 2024
Скачать работу 'Влияние театральной деятельности на развитие музыкальных способностей детей подросткового возраста':
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические вопросы проблемы развития музыкальных способностей у подростков на занятиях театром
.1 Исторические аспекты развития детского театра
.2 Психолого-педагогическая характеристика детей подросткового возраста
.3 Роль театрального искусства в формировании личности подростков
Глава 2. Театральная деятельность в процессе развития музыкальных способностей у подростков на занятиях в музыкально-театральной студии
.1 Особенности восприятия театрального искусства подростками
.2 Подросток как актер театральной студии
.3 Развитие музыкальных способностей у подростков на занятиях в музыкально-театральной студии
Заключение
Библиографический список
Введение
Актуальность исследования. Подростковый возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени 10-11 до 14 лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие.
Театр для ребенка - это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Но не стоит забывать и о существенном воспитательном и обучающем влиянии театра на подростка и, тем более, на начинающего свой творческий путь юного артиста. Формирование основных нравственных, эстетических, идейных качеств личности закладывается в подростковом периоде развития. Воспитание и развитие этих качеств личности определяют дальнейшее отношение ребенка к общечеловеческим ценностям: доброте, гуманности, справедливости, любви, патриотизму, гражданственности, ответственности и другим.
Детская театральная студия имеет большие преимущества в сравнении с другими видами студий по силе непосредственного эмоционального воздействия на личность ребенка. Будь он зрителем или исполнителем самой главной роли, подросток вступает с героями спектакля в эмоциональный контакт, переживает вместе с ними. Такое глубокое сопереживание затрагивает чувственную и интеллектуальную сферу ребенка. Сравнение себя с героем и сопоставление своих поступков с его поступками меняют взгляды на похожие ситуации, происходящие в жизни, или становятся подтверждением и утверждением собственной, начинающей складываться в этом возрасте, жизненной позиции.
Театральная деятельность детей может включать в себя несколько разделов: актерское мастерство, игровое творчество, имитирование на музыкальных инструментах, песенное и танцевальное творчество детей, проведение праздников и развлечений, шоу и спектаклей.
Музыкальный театр - такой вид деятельности, в которой дети вовлекаются в творческую работу по постановке музыкального спектакля. В процессе занятий у детей осуществляется:
формирование первоначальных представлений о понятиях «спектакль», «роль», «сцена спектакля», «актерский ансамбль»;
приобретение умений и навыков на конкретном музыкально-сценическом материале;
развитие актерских навыков и навыков музыкально-ритмических движений;
развитие сценической речи, формирование навыков словесных действий (эмоциональное погружение в произносимые слова, расширение диапазона и силы звучания голоса, умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния, развитие правильного речевого и вокального дыхания, улучшение дикции).
применение таких форм организации музыкально-театральной деятельности как - драматический театр и постановка мюзиклов.
Анализ актуальности и проблемы исследования позволил сформулировать тему нашей курсовой работы: «Влияние театральной деятельности на развитие музыкальных способностей детей подросткового возраста».
Цель исследования: изучить влияние театрального искусства на развитие музыкальных способностей детей.
Объект исследования: процесс занятий с детьми в рамках музыкально-театральной студии.
Предмет исследования: формы, методы и приемы работы с подростками по развитию их музыкальных способностей в условиях музыкально-театральной студии «Феерия».
Гипотеза исследования: проведенное исследование позволит значительно повысить уровень подготовки детей, занимающихся театральной деятельностью в условиях музыкально-театральной студии «Феерия».
Основные задачи исследования:
1. Изучить исторические аспекты развития детского театра с древнейших времен до настоящего времени;
. Проанализировать психолого-педагогические особенности детей подросткового возраста и выявить особенности развития данного возрастного периода;
3. Определить роль театрального искусства в формировании личности подростков;
4. Выявить особенности восприятия театрального искусства подростками;
. Определить специфику подбора репертуара в театральной студии, с учетом возрастных особенностей подростков;
6. Проследить закономерности развитие музыкальных способностей у подростков на занятиях в музыкально-театральной студии «Феерия».
Методологическая основа исследования. В основу представленной работы положены исследования психолого-педагогических особенностей развития детей подросткового возраста, рассмотренные в работах таких авторов как А. С. Белкин, В.С. Мухина, Р.С. Немов, М.В. Оленникова, Д.И. Фельдштейн, И.В Шаповаленко. В работах таких авторов как Н.А. Ветлугина, Е.Р. Ильина, Е.В. Тихонова, Е.Н. Федорович выявлены особенности музыкального развития детей, В процессе написания работы также были изучены исследования в сфере деятельности детских театральных коллективов. Этой проблеме посвящены работы таких авторов как С.А. Азатян, М.А. Ануфриева, И.В. Арябкина, С.А. Горюнова, С. Захарова, С.С. Зорин, И. Масандилова, Е.Ю. Накишова, Л.М. Некрасова, Л.М. Петрова, И.Г. Рябинина.
В ходе проведения исследования использовались следующие методы:
теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования, обобщение педагогического опыта, элементный анализ.
эмпирические: педагогическое наблюдение, анализ деятельности педагогов, беседы с участниками музыкально-театрального коллектива, игра.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Глава 1. Теоретические вопросы проблемы развития музыкальных способностей у подростков на занятиях театром
.1 Исторические аспекты развития детского театра
Не многие знают, как давно начал складываться детский театральный цех и как он развивался. Все начиналось с древнейших языческих культов, где проводили детей через испытания обряда инициации, тем самым, помогая им вступить во взрослую жизнь, открывая тайны племенной культуры. Что же такое обряд инициации? Это грандиозный спектакль, складывающийся тысячелетиями, но в каждом конкретном случае тщательно готовился взрослыми и разыгрывался детьми. Каждое племя или народ имели свой вариант, но суть была всегда одна: разыгрывалась история о том, как ребенок умирает, его душа возвращается к предкам и возрождается вновь, как новый человек - взрослый.
«Спектакль» разыгрывался в сложных, специально выстроенных декорациях. Дети должны были пройти через специальное сооружение - дом предков, который изображал контуры животного (тотема), которому поклонялось племя. Обряд требовал сложной костюмировки и грима, символизирующий перерождение, переход из одной жизни в другую. Также в обряде было сложное звуковое оформление. Прежде всего, это «голоса предков». Многие народы считали, что они «звучат» голосами травы и тростника, растущего из земли, в который погребены умершие. Поэтому голоса предков в обряде передают звучание тростниковых дудочек и трещоток.
Обряд инициации у разных племен и народов проходили дети разного возраста от 9 до 15 лет. В процессе обряда инициации дети приобщались к культуре своего народа, перенимали представления о картине мира. Здесь не приходится говорить об искусстве как таковом, оно еще не выделялось из культа. Определить временные и пространственные границы такого явления, как детский театр, достаточно сложно. Но нельзя не отметить, что во все века детское театральное творчество было тесно связано с образованием и передачей культурных традиций, верованию и мировоззрению своего народа.
Особое развитие детское театральное творчество получило в Западной Европе, в эпоху Средневековья, откуда, на рубеже XVI-XVII в.в., попадает сначала на Украину, а затем в Россию. Первый русский просветитель Симеон Полоцкий познакомился с театральным искусством, обучаясь в Киево-Могилянской академии, а затем продолжив свое образование в духовных учебных заведениях Западной Европы. В Москве Симеон помогал знатным боярам в устройстве домашних театров.
В царствование Петра Россия вступает в новую культурную эпоху, становится великой державой, которая нуждалась в общедоступном театре. Петр построил на Красной площади «Комедиальную храмину», в качестве актеров туда набирали подростков из мещан и подьячих. Но петровские замыслы реализуются не в «Комедиальной храмине», которая просуществовала только до 1706 г., а в школьных театрах славяно-греко-латинской академии и в Медицинской академии на Яузе. Театральные представления обоих театров формировали новый тип сознания у подрастающего поколения.
В XIX в. профессиональное искусство взрослеет, хотя в крепостном и любительском театре часто и много играют дети. Знаменитая актриса Шереметьевского театра Прасковья Ковалева-Жемчугова сыграла свои первые знаменитые роли в 13 лет. Также ребенком дебютировал на провинциальной сцене Михаил Семенович Щепкин.
Что же касается Профессионального Государственного Театра, то здесь, «юность» отнесена в массовку, и прежде всего в балетную, состоящую из детей-учеников театральной школы.
Всплеск активности детского театрального творчества был отмечен на рубеже XIX-XX вв. Массовое студийное театральное движение, в том числе в организациях «Пролеткульта», насчитывает огромное количество детей и целиком детских студий. В провинциальном театре (например, в постановках такого крупного мастера, как Мейерхольд) в массовке выступают дети-гимназисты. Тогда же происходит первая попытка осмыслить театр, где играют дети, как эстетическое явление на заседании детской секции Всероссийского съезда театральных деятелей в 1916 г.
В 20-х и до 80-х гг. ХХ в. театр, где играют дети, оказываются исключенным из ряда эстетических явлений и становится исключительно феноменом педагогическим, что негативно отражается, на его развитии и по сей день. Набирают свою силу многообразные формы детской театральной деятельности в конце 80-х гг. XX в. Возникают театры, которые стремятся к тому, чтобы их рассматривали в кругу эстетических явлений, а значит и фестивали, которые ориентированы на показ именно таких театральных коллективов. Среди фестивалей следует назвать «Московские каникулы» (Москва), «Рождественские встречи» (Вологда), «Театральные ладушки» (Глазов).
Театр, где играют дети, стали фактором культурной жизни для определенных слоев населения: прежде всего в провинции, так как там детское театральное движение развивалось интенсивнее, а затем в столицах. В условиях экономического кризиса, этот процесс активировался, потому что, так называемые «малообеспеченные слои населения» не могут позволить себе купить билеты в профессиональный театр, а театры, где играют дети, работают бесплатно, либо за символическую цену. Также они гастролируют за рубежом, в качестве молодежных студий принимают участие в международных фестивалях, которые организует Международная ассоциация любительских театров (АUTA). В 1990 г. в Москве происходит Первый Московский Международный фестиваль театров, где играют дети. Бурное развитие детского театрального движения на рубеже 20-21 вв., его стремление к объединению и самоосмыслению происходит по двум основным направлениям:
театр, как обучающая и развивающая среда;
театр, как осуществление поиска новой театральной эстетики.
Детские театральные коллективы, идущие совершенно разными путями, пытаются совместить решение педагогических и эстетических задач и не желают их разграничивать. Именно на рубеже 20-21 вв., театр, где играют дети, осознал себя, как целостное и автономное явление. Можно считать, что именно с этого момента начинается его осознанное самостроительство и движение к идеалу [19, c. 6].
Далее хотелось бы подробнее рассмотреть два основных вида, на которые в практике делятся детские театральные коллективы. Первый условно можно назвать «школьным театром», второй - «детской театральной студией».
«Школьный театр» ориентирован, прежде всего, на нужды и возможности общеобразовательной школы. Такой коллектив, как правило, собирают для осуществления конкретной работы. Будь то, поэтический вечер, школьный праздник, спектакль или же другое событие, необходимое школе. Руководит таким коллективом учитель или завуч-организатор, как правило, он работает один. Но ему могут оказывать помощь и другие педагоги. Для создания спектакля или представления, собирают детей из одного класса или параллели. Также школьный театр ограничен в средствах: не имеет специально оборудованной сценической площадки, световой и звуковой аппаратуры. Основная задача такого коллектива - сделать интереснее, содержательнее, насыщеннее школьную жизнь.
В театральную студию дети приходят уже осознанно, чтобы научиться театральному ремеслу, заниматься музыкально-театральным творчеством. Студия может находиться в клубах, центрах детского творчества и при домах культуры. Студией чаще всего руководит профессиональный режиссер, вместе с преподавателями по сценическому движению, сценической речи, вокала и хореографии. В студии занимаются одна или несколько детских групп, разделенных по возрасту. Спектакли и концертные программы готовятся достаточно тщательно, и играются ни единожды [19].
Екатеринбург - один из крупнейших театральных центров России, по количеству театров Екатеринбург занимает 3-е место в России после Москвы и Санкт-Петербурга. В настоящее время по официальной информации в городе действует 24 театра (фактически - около 40), многие из них известны не только в России, но и за рубежом. Благоприятное влияние на театральную жизнь города оказали эвакуированные, в Свердловск, в годы войны, МХАТ и Центральный театр Советской Армии, а также наличие собственного театрального института. Также в городе Екатеринбурге огромное количество детских театральных студий, среди них Детский театр «Кукольный электронно-механический театр», Детский эстрадный театр «Изюминка» Анны Семеновой, Детско-подростковый театр «Зеркало», Камерный молодежный театр «Игра», Молодежный театр-студия «Галерка», Молодежный театр «Апрель» и многие другие.
Подводя итоги можно сказать, что с привлечением в театр детей появилась необходимость подбора нового репертуара по темам более близким и понятным для юных зрителей и актеров. Наряду с религиозными спектаклями свое место в театре заняла инсценированная сказка, а рядом с шумными, озорными, резкими и непочтительными к властям народными героями появились новые герои, ставшие друзьями малыша, которые учили думать, чувствовать и сопереживать.
«Театр для ребенка становится удивительным, особым миром, где любое желание обязательно исполнится, и, что бы ни случилось, все непременно закончится хорошо» [12, с.60].
.2 Психолого-педагогическая характеристика детей подросткового возраста
Часто подростковый период трактуется как кризисный этап развития личности, как период «нормальной патологии», подчеркивая его бурное протекание, сложность и для самого подростка, и для общающихся с ним взрослых напротив, само подростничество рассматривает как стабильный возраст и выделяет кризисы (предподростковый и на переходе к юношескому возрасту). Подростковый возраст как этап психического развития характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском собственного места в обществе.
Завышенные притязания, не всегда адекватные представления о своих возможностях приводят к многочисленным конфликтам подростка с родителями и учителями, к протестному поведению. «Даже в целом нормально протекающему подростковому периоду свойственны асинхронность, скачкообразность, дисгармоничность развития. Наблюдается как интериндивидуальная неравномерность (несовпадение времени развития разных сторон психики у подростков одного хронологического возраста), так и интраиндивидуальная (например, интеллектуальная сторона развития может достигать высокого уровня, а уровень произвольности сравнительно низок)» [22, с.245].
У подростков возможность широкого общения со сверстниками определяет привлекательность занятий и интересов. Если подросток не может занять удовлетворяющего его места в системе общения в классе, он уходит из школы и психологически, и даже буквально. «Динамика мотивов общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста: желание быть в среде сверстников, что-то делать вместе (10-11 лет); мотив занять определенное место в коллективе сверстников (12-13 лет); стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности (14-15 лет). В общении со сверстниками происходит проигрывание самых разных сторон человеческих отношений, построение взаимоотношений, основанных на «кодексе товарищества», реализуется стремление к глубокому взаимопониманию» [22, с.246].
Подросток во всех отношениях обуреваем жаждой «нормы», чтобы все у него было «как у всех», но для этого возраста характерна как раз диспропорция - отсутствие «норм». Подростковый возраст как важный этап становления личности - не единовременный акт, а сложный процесс личностного развития, отличающийся разноуровневыми характеристиками социального созревания. Выделяют три уровня процесса развития подростка (по Д.И. Фельдштейну) [19].
«Локально-капризный» (10-12 лет) - стремление ребенка самостоятельности проявляется в потребности признания со стороны взрослых его возможностей и значения через решение частных задач. В этом процессе преобладает эмоционально окрашенное желание получить признание самого факта их взросления;
«Право-значимый» (12-13 лет) - развертывание потребности в общественном признании. Происходит освоение не только обязанностей, но и прав в семье, обществе; формируется стремление к взрослости не на уровне «Я хочу», а на уровне «Я могу», «Я должен»;
«Утверждающе-действенный» (14-15 лет) - готовность к функционированию во взрослом мире, стремление применить свои возможности, проявить себя, осознание приобщенности к обществу в реально взрослой позиции. Даже наиболее общие, типичные черты физического и психологического облика подростка необходимо рассматривать с позиции индивидуальных различий. Так называемого среднестатистического подростка реально не существует. Например, разговоры о подростке без учета пола абсолютно беспредметны. Влияние темпа созревания на поведение, специфика становления «образа Я», формирование ценностных ориентаций, коммуникативные особенности у мальчиков и девочек совершенно различны [16].
Переходный возраст всегда считался критическим. Но насколько резкими и всеобъемлющими оказываются перемены в самой личности? Различные психологические качества изменяются...
Похожие материалы:
Курсовая работа: Влияние родительского воспитания на развитие эмоционально - волевой сферы детей старшего дошкольного возрастаКвалификационная работа: ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ
Реферат: Влияние семейных конфликтов на психическое развитие детей дошкольного возраста
Дипломная работа: Влияние родительских отношений на развитие и преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста
Курсовая работа: Влияние детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста