Реферат: Влияние телевидения на массовое сознание молодежи 14-16 лет
Содержание
Введение
1. Описание методики исследования
2. Результаты анкетирования и психолого-диагностического тестирования
Заключение
Список использованной литературы и источников
Приложения
Дата добавления на сайт: 26 августа 2024
Скачать работу 'Влияние телевидения на массовое сознание молодежи 14-16 лет':
Влияние телевидения на массовое сознание молодежи 14-16 лет
Содержание
Введение
1.Описание методики исследования
.Результаты анкетирования и психолого-диагностического тестирования
Заключение
Список использованной литературы и источников
Приложения
Введение
Современную урбанистическую культуру невозможно представить себе без телевидения. Телевизор стал неотъемлемым атрибутом жизненного мира современного человека, а телевидение превратилось в мощнейший общественный институт, поле приложений интеллектуальных усилий теоретиков - представителей разных общественных наук.
Телевидение стало одним из заметных элементов жизненной среды современного человека. Мир звуко-зрительных образов вторгается во все сферы социокультурной жизни, косвенно влияя даже на тех людей, которые по каким-то причинам не смотрят телепередачи. В то же время качественные характеристики этой бесспорно существенной составляющей нашей повседневной жизни и среды обитания, их влияние на социально значимые процессы практически не изучаются, тем более не корректируются. Влияние же телевидения на не вполне сформированное и легко поддающееся манипуляции сознание молодежи изучается слабо.
Анализ литературы показал, что основным направлением исследований является выявление причин, следствий и особенностей влияния телевидения либо на политико-правовое сознание совершеннолетних (в статьях Федотовой Л.Н., Полуэхтовой И.А., Гудкова Л., Дубина Л., Терина В.П. и др.), либо на психику детей 7-9 лет (в работах Поппера К., Осиповой Н.Г., Николаевой Н.И. и др.).
Во многих случаях исследуются вопросы, связанные с агрессией (например, в работах Дроздова А.Ю., Майерса Д., Забрянского Г.И., исследованиях американских специалистов). Подобное сосредоточение внимания специалистов на взаимосвязи телевидения и агрессии не позволяет достаточно полно проанализировать результат воздействия телевидения на формирование взглядов и представлений подростков.
Но малоизученным остается подростковое мышление. Основные исследования по названной проблеме проводились в странах Европы и США, эта тематика слабо представлена в РФ.
Целью данной работы является изучение влияния телевидения на массовое сознание молодежи 14-16 лет. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
)определить, что есть телевидение в целом, и рассмотреть телевидение как фактор формирования массового сознания подростков;
)определить механизмы влияния телевидения на сознание масс (с учетом возрастной категории);
)изучить основные подходы специалистов к понятию влияния телевидения на формирование мнений, проанализировать и структурировать важнейшие исследования в этой области;
)определить степень защищенности от негативного воздействия телевидения детей и молодежи в России и за рубежом;
)изучить влияния телевидения на формирование агрессивного поведения, выяснить степень склонности подростков к преодолению норм и правил, к аддиктивному состоянию.
Исследование предполагает анализ влияния телевидения (центрального и регионального) на формирование взглядов и представлений молодежи (на примере г. Ярославля), прежде всего, путем определения телевизионных предпочтений подростков, а также с помощью учета мнений родителей подростков и специалистов в сфере образования и досуга молодежи.
Эмпирической базой данного исследования являлись:
социологический мониторинг (материалы самостоятельных исследований);
вторичный анализ социологических исследований специалистов;
TV программы.
Для изучения проблемы влияния телевидения на массовое сознание молодежи и места региональных каналов в этом процессе в целях получения эмпирической информации использовался метод анкетирования. Новизна данного исследования состоит в том, что анкетирование проводилось в режиме мониторинга в 2003 г. и в 2004 г.
телевидение подросток аддиктивный сознание
1. Описание методики исследования
Изучение влияния телевидения на массовое сознание молодежи 14-16 лет производилось в течение 2003 и 2004 годах.
В 2003 г. респондентами выступали преподаватели и учащиеся 10-х и 11-х классов одного образовательного учреждения и их родители. Всего исследование 2003 г. охватило 128 человек, в том числе: 86 учащихся, 31 педагог, 11 родитель.
В 2004 г. круг опрашиваемых был существенно расширен: для исследования выбирались две школы в каждом из 6-ти районов города, одна из которых входила в группу "А" (специализированные школы, гимназии, школы со специализированными классами), а другая - в группу "В" (стандартные общеобразовательные школы). Далее при проведении опросов непосредственно в школах опрашивалось по 10 человек из параллели (9-х, 10-х, 11-х классов). Одновременно проходил опрос преподавателей исследуемых школ и родителей опрашиваемых старшеклассников. Таким образом, был произведен опрос в 12 школах города 36 классов 360 учеников и родителей, 36 преподавателей.
С учетом неполной возвратимости в 2004 г. удалось проанализировать анкеты 253 учеников, 198 родителей и 29 преподавателей.
С учетом численности респондентов, в 2003 г. обработка собранных анкет осуществлялась "вручную", а в 2004 г. с помощью современного комплекса статистических программ SPSS-11.0.
Для проведения исследования нами были разработаны анкеты для подростков, занятых досугом и образованием молодежи специалистов (в дальнейшем - педагогов), а также для родителей. Тексты анкет представлены в Приложении 1. Вопросы анкет были направлены на выявление:
телепредпочтений молодежи и мнения на этот счет родителей,
степени участия региональных телеканалов в процессе воздействия телевидения (в целом) на сознание молодежи,
зависимости восприятия телепродукции от пола и возраста,
частоты и продолжительности просмотра подростками телепередач и взгляд педагогов на этот счет и др.
Кроме того, в целях определение склонности к отклоняющемуся поведению опрос подростков также проводился с помощью тест-опросника, составленного по методике А.Н. Орела (Приложение 2). Испытуемым предлагался ряд утверждений, которые требовалось соотнести со своими личными пристрастиями и склонностями. Опросник представляет из себя набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения, а именно: шкала склонности к преодолению норм и правил, к аддиктивному поведению, к агрессии и насилию.
Данные опроса соотносились с полученной в ходе анкетирования информацией о количестве часов, ежедневно проводимых подростками у экранов телевизора. Анализ этой части информации привел к неожиданным выводам. Допустимые нормы были значительно превышены, но оказалось, что не склонность к агрессии и насилию современных подростков должна вызывать опасения, а их стремление к преодолению правил, к нарушению общепринятых норм поведения. На основе этого нами делается предположение, что главным вопросом в социологии телевидения стоит ставить не его жестокость, а, что намного опаснее, возможность развивать в подростковом сознании антисоциальные стремления и эгоистические убеждения. Эта зыбкая и слабо подкрепленная фактами гипотеза стала основным объектом внимания в 2004 г.
В 2003 г. результаты анкетирования и психодиагностического тестирования подсчитывались и анализировались отдельно, в 2004 г. эти методы получения информации были объединены.
2. Результаты анкетирования и психолого-диагностического тестирования
В результате исследования выявлено, что практически половина опрошенных смотрит телевизор ежедневно и посвящает этому времяпровождению 3 и более часов в день. Анализ зависимости частоты просмотра телевизора от пола показывает, что злоупотребление подобной формой времяпрепровождения очевидно ("3 и более часов каждый день" - 49% опрошенных), причем реже телевизор смотрит меньшее количество людей. Также интересно, что у юношей заметно две крайности: они больше, чем девушки смотрят телевизор "3 и более часов каждый день" и "реже 1-2 раз в неделю".
Родители достаточно четко представляют себе объем телевизионного просмотра своего ребенка (42,9% из них ответили "3 и более часов каждый день"). С точки зрения преподавателей, существующее положение вещей не соответствует желаемому (46,2% склоняется к мнению, что следует смотреть телевизор "не каждый день"). Теле-предпочтения молодежи в 2003 и 2004 гг. представлены на рисунках 1 и 2. Среди явных лидеров по просмотру - художественные фильмы и развлекательные передачи (в частности музыкальные).
Результаты мониторинга телепредпочтений подростков и их родителей в 2003 и 2004 гг. выглядят следующим образом:
) музыкальные передачи (75 % опрошенных),
) художественные фильмы (43,7 %),
) сериалы (39,7 % в 2004 г., что отличается от результатов 2003 г., когда сериалы были на последнем месте по популярности; полагаем эта ситуация отчасти объясняется ростом количества качественных отечественных сериалов),
) ток-шоу (33,2 %).
Познавательные и информационные передачи являются самыми непопулярными в молодежной среде.
Девушки больше чем молодые люди смотрят специальные молодежные передачи, в 2 раза больше девушек увлекается сериалами. Молодые люди, в свою очередь, изъявили больший интерес к просмотру игровых и информационных телепередач, а также чаще давали ответ "все подряд". В остальных случаях различия незначительны.
Если сравнить с ответами родителей на вопрос: "Что вызывает наибольший интерес у Вашего ребенка?", то несоответствие наблюдается только в переоценке заинтересованности подростков в познавательных и специальных молодежных передачах, а также наиболее частом ответе: "все подряд" (16,7 %, в то же время только 13,6 % старшеклассников добровольно в этом сознались, хотя если автоматически причислять к этой категории подростков, давших более 4 вариантов ответа, то количество увеличится почти в 3 раза - 39,2 %).
Насчет регионального телевидения нужно сказать, что оно не интересует подростков (только 4 % отметили этот вариант), абсолютное же большинство молодежи не проводит различия между телевизионными каналами (56,6 %).
Существует зависимость между количеством часов, проводимых у экранов телевизоров и каналами, которые выбираются для просмотра. Чем чаще подросток просматривает TV-программы, тем менее четко он представляет, на каком канале. При стихийном, продолжительном и нерегулируемом просмотре телевизора стираются грани между различными каналами, и подростки перестают проводить различия между ними (только 25 % подростков, просматривающих телепродукцию "1-2 раза в неделю" не различают каналы, а из проводящих у телевизора "3 и более часов каждый день" эта категория составляет 62 %).
На удивление отрицательно оценивают деятельность регионального телевидения преподаватели. На вопрос: "справляется ли региональное телевидение с задачей формирования гармонично развитой личности подростков?" "да, справляется" не ответил никто, "не совсем" - 39,2 %, "не справляется вовсе" - 60,8 % (причем некоторые отметили, что оно и не ставит такой задачи).
Результаты психолого-диагностического тестирования позволяют определить показатели отклоняющегося поведения у подростков, которые в большинстве случаев превышают норму (у 62,1 % респондентов - по шкале склонности к преодолению норм и правил, у 40,3 % - по шкале склонности к аддиктивному состоянию и у 32,8 % - по шкале склонности к агрессии и насилию).
Для подтверждения выдвинутой гипотезы (сильной корреляции между частотой просмотра телевизионных передач и склонностью к преодолению норм и правил, а не склонностью к агрессии и насилию) необходимо было при компьютеризованном анализе данных провести несколько тестов, в результате чего был определен коэффициент корреляции по Спирмену для каждой пары данных в таблицах сопряженности.
Симметрические меры (зависимость склонности к различным типам отклоняющегося поведения от частоты просмотра TV программ)
Коэффициент корреляции (r) между шкалой склонности к преодолению норм и правил и частотой просмотра телевизионных передач равен 0,747, что соответствует сильной корреляции (0,7<r<=0,9), между шкалой склонности к аддиктивному состоянию и той же характеристикой - 0,538, что соответствует средней корреляции (0,5<r<=0,7), и наконец, r=0,103 для случая со шкалой склонности к агрессии и насилию (что свидетельствует об очень слабой корреляции). Таким образом, предположения подтвердились, и можно утверждать, что рабочая гипотеза теперь опирается на достаточное количество фактов.
Также была совершена попытка определить, существует ли взаимосвязь между количеством баллов по любой из психодиагностических шкал и теле-предпочтениями подростка. Оказалось, что старшеклассники с меньшим количеством баллов по шкале склонности к преодолению норм и правил чаще смотрят информационные (на 27,6 %) и познавательные (на 34,6 %) передачи, в то время как старшеклассники с превосходящими норму показателями интересуются музыкальными (процентный показатель больше на 36,7 %), игровыми передачами, ток-шоу (на 26 %) и т.д. Среди ответов подростков с количеством баллов, превышающих норму, на 20,6 % чаще встречается ответ: "все подряд".
Для шкалы склонности к аддиктивному состоянию столь четкой взаимосвязи не наблюдается, но познавательные и информационные передачи, однозначно, больше интересуют подростков с наименьшими показателями по шкале склонности к аддиктивному состоянию. Но заметно значительное преобладание ответов "все подряд" среди старшеклассников, предрасположенных к аддиктивному поведению (из всех респондентов, указавших этот вариант ответа, у 85,2 % повышенный показатель по данной шкале, то есть телевидение вполне обоснованно можно рассматривать в одном ряду с наркотическими средствами, формирующими зависимость). В отношении шкалы склонности к агрессии и насилию никакой четкой взаимосвязи обнаружить не удалось.
Главным индикатором при сравнительном анализе результатов опроса учеников 9-х, 10-х и 11-х классов различных школ и районов г. Ярославля выступает показатель частоты просмотра телевизионных программ.
№ школы * частота просмотра TV программ
Как видно из таблицы, в школах группы "В" старшеклассники проводят у экранов телевизоров времени больше, чем в школах группы "А". По частоте просмотра телевизора лидирует район 2, на втором месте (с минимальным отрывом) - районы 3 и 4.
Одним из вопросов анкеты 2004 г. (одинаковым для всех респондентов) была просьба выбрать из предложенного списка (либо добавить при необходимости) черты характера типичного современного подростка, а педагогам и родителям предоставлялась возможность (уже без списка, по своему усмотрению) перечислить качества, формируемые телевидением в старшеклассниках.
По данным исследования сами молодые люди в возрасте от 14 до 16 лет наделяют своих ровесников, рисуя их социально-психологический портрет, такими качествами (в порядке очередности): лень, активность, агрессивность, незакомплексованность, эгоизм, отсутствие меры, хороший вкус и целеустремленность. Ответственность (по итогам опроса) оказалась самым неразвитым качеством, как и альтруизм.
Родители из предложенного списка (одинакового для обоих случаев) возможных качеств "типичного современного подростка" выбрали следующие: лень, агрессивность, эгоизм, незакомплексованность, отсутствие меры, алчность и плохой вкус. Из них как формируемые телевидением: ощущение безнаказанности, вседозволенности, максимализм, склонность к нарушению норм и правил (непослушание, аморальное поведение, распущенность, безнравственность), что в целом попадает под определение "отсутствие меры"; а также лень, агрессивность, эгоизм и стремление к "легкой наживе".
Прежде всего, следует отметить, что "портрет" типичного современного подростка оказался достаточно противоречив.
Качества, свойственные типичному современному подростку 14-16 лет
Взрослые люди склонны более критично оценивать "типичных" подростков: если у молодежи на 7-м и 8-м местах по популярности стоят "хороший вкус" и "целеустремленность", то у родителей - "плохой вкус" и "бесцельность". Но такие черты, как незакомплексованность, отсутствие меры, агрессивность, лень и эгоизм отмечены всеми.
В нашем случае интерес представляет соответствие качеств, отмеченных как свойственных молодежи и формируемых телевидением: 6 совпадений из 8 самых популярных ответов у родителей и 5 из 8 у преподавателей; а при сравнении общего количества названных черт характера и преподавателями, и родителями наблюдается 10 совпадений из 11 вариантов ответов. Цифры внушительные и наглядно демонстрирующие подверженность молодежи влиянию телевидения.
В анкету 2004 г. был включен вопрос, касающийся наивысших жизненных ценностей молодежи. Как показывают результаты репрезентативного социологического исследования, структура ценностных ориентаций молодежи г. Ярославля в возрасте от 14 до 16 лет (в условиях выбора не более трех главных ценностей и их расположения в порядке снижения значимости) выглядит следующим образом: 1) семья (выбрало 71,3% опрошенных), 2) здоровье (67,5%), 3) деньги (доходы, материальное положение - 55%), 4) друзья (50,6%), 5) интересная работа (45%), 6) образование (учеба - 35,7%), 7) личная жизнь (любовь - 17,6%), 8) свобода, независимость (12%).
Таким образом, для современных старшеклассников проблема доходов и материального обеспечения намного важнее, чем, скажем, получение образования, интересной работы и, что особенно важно, общение с друзьями. Также интересно отметить, что независимости и свободе уделяется большое внимание. Это кажется вполне закономерным явлением, т.к., как мы уже выяснили, телевидение влияет на сознание молодежи, и открытым вопросом остается "как?". Это уже зависит от конкретных телепередач, которые смотрит молодежь.
В анкете содержался открытый вопрос, определяющий самые любимые телепередачи среди молодежи. В этот список вошли (в порядке очередности): "Друзья" (сериал), "Голод", "Симпсоны" (м/ф), "Хит-парад" ("20-ка самых-самых", "русская 10-ка" и т.п), "Осторожно, модерн!", "Фабрика звезд", "Деньги не пахнут", "Давай на спор!" и др. подобного рода развлекательные передачи на музыкальных каналах (Приложение 3).
Родителям и педагогам было предложено указать названия телепродукции, которая, на их взгляд, нежелательна для просмотра подросткам 14-16 лет. Получилось следующее: боевики, "Друзья" (1 место по популярности среди молодежи), "Окна" (13 место), музыкальные каналы (в целом, "Деньги не пахнут" - в особенности), "Голод" (2 место), "Давай на спор" (10 место) и др. Полезными для молодежи были признаны старые отечественные фильмы, сказки и мультфильмы, познавательные передачи о животных и путешествиях, научно-популярные и информационные передачи, юмористические (КВН стоит лишь на 30 месте по популярности) и спортивные передачи. Из конкретных названий были перечислены "Умники и умницы", "Самый умный", "Что? Где? Когда?" и др. (не вошедшие в 30 самых популярных программ среди подростков).
Родители и педагоги сходятся на мнении, что полезными для просмотра из центральных каналов могут быть только "Культура" и РТР, из региональных - "Ярославия". Молодежь, в свою очередь, крайне категорично относится к телеканалу "Ярославия" и всячески его критикует, из центральных же каналов предпочитает MTV, ТНТ и НТВ.
Таким образом, очевидно, что...
Похожие материалы:
Курсовая работа: Влияние мотивации успехов и боязни неудач на межличностное отношение подростков в возрасте 12-13 летКурсовая работа: ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ХАТХА ЙОГОЙ НА ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 11-12 ЛЕТ
История болезни: STATUS PRAESENS NN 14 лет
Квалификационная работа: ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ
Дипломная работа: ПРОФИЛАКТИКА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ У ПОДРОСТКОВ 14-15 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ