Курсовая работа: Влияние тренинга коммуникации на формирование благоприятного психологического климата в семье

Актуальность. Семья-это общество в миниатюре, со всеми его достижениями, противоречиями. В настоящее время семья переживает сложный период развития: осуществляется переход от традиционной модели семьи к новой, меняются виды семейных отношений. Возрастает число разводов, снижается рождаемость, хотя увеличивается рождение детей, рождённых вне брака, растет доля неполных семей. Семейные отношения чутко реагируют на кризисные процессы в экономической и социальной жизни страны. Семья- это феномен, неизменно связанный с человеческими эмоциями, переживаниями, убеждениями и отношениями.

Дата добавления на сайт: 11 августа 2024


Скачать работу 'Влияние тренинга коммуникации на формирование благоприятного психологического климата в семье':


Введение
семья конфликт психологический эмпатия
Актуальность. Семья-это общество в миниатюре, со всеми его достижениями, противоречиями. В настоящее время семья переживает сложный период развития: осуществляется переход от традиционной модели семьи к новой, меняются виды семейных отношений. Возрастает число разводов, снижается рождаемость, хотя увеличивается рождение детей, рождённых вне брака, растет доля неполных семей. Семейные отношения чутко реагируют на кризисные процессы в экономической и социальной жизни страны. Семья- это феномен, неизменно связанный с человеческими эмоциями, переживаниями, убеждениями и отношениями.
Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Семья играет огромную роль, как в жизни отдельной личности, так и всего общества.
Семейное неблагополучие - это такие особенности жизнедеятельности семьи, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личности ее членов, особенности взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи могут выступить и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и расстройства отношений между ними (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство со стороны других членов семьи, затрудняющее воспитание и другие).
Совершенно очевидно, что невозможно абсолютно бесконфликтное развитие любой семьи. Ведь любое новое возникает через отрицание старого, через отражение этого отрицания в сознании людей со всеми вытекающими отсюда страстями, эмоциями, приписыванием мотивов.
Однако многие из конфликтов отнюдь не являются необходимыми для процесса поступательного развития семьи. Некоторые из них являются надуманными, искусственно раздутыми, деструктивными. Поэтому очень важно уметь анализировать причины конфликтов. Важно помнить и блюсти интересы семьи и личности, не делать конфликтное противоборство самоцелью, снижать дезинтегрирующее воздействие конфликта на жизнь семьи, и особенно на развитие детей.
Объектом исследования является формирование благоприятного психологического климата в семье.
Предмет исследования: условия формирования благоприятного психологического климата в семье.
Цель исследования: изучение влияния тренинга коммуникации на формирование благоприятного психологического климата в семье.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты формирования благоприятного климата в семьею.
Определить диагностические методики, необходимые для проведения исследования.
Провести практическую работу, направленную на формирование благоприятного климата в коллективе.
Анализ результатов.
Гипотеза: предполагаем, что тренинг коммуникации оказывает влияние на формирование благоприятного климата в семье, потому что он способствует развитию толерантного отношения друг к другу.
Экспериментальная база исследования: 15 семей.
Методы исследования: теоретические - анализ и синтез методологической, психологической литературы по вопросам исследования; эмпирические - тестирование.
Теоретические источники: работы А.В. Петровского и Н.Г. Ярошевского о сущности конфликта, Обозов Н.Н., Сысенко В.А.- факторы устойчивости брака, Голод С.И., Ковалев С.В. рассматривают психологические особенности современной семьи.
Практическая значимость: результаты данной работы могут быть применены в практической деятельности лиц, интересующихся проблемами семейного благополучия.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа изложена на -65-страницах, состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы из 61 наименования и приложения на 13 страницах.
Глава 1. Теоретические основы проблемы психологического климата в семье
.1 Современная семья, ее основные функции и причины неблагополучия
Один из путей логического осмысления феномена семьи - поиск его структуры, неких постоянных составляющих, которые претерпевают изменения на протяжении исторического времени и жизненного цикла одной семьи. Структурными осями в феномене семьи, согласно С.И. Голоду, являются супружеские и детско-родительские отношения. Основным теоретическим понятием, с помощью которого раскрыто понятие семьи, является понятие «психологическое отношение», введенное в отечественную психологию А.Ф. Лазурским и его учеником В.Н. Мясищевым [34]. Несмотря на то, что это понятие относится к базисным психологическим категориям (Петровский А.В., Ярошевским М.Г., 1999), до сих пор недостаточно полно раскрыто его содержание. В данной работе психологическое отношение понимается как готовность к активному или пассивному действию относительно какого-то человека на основе определенных эмоций, которые с ним связаны, его оценки, интереса к нему. Таким образом, психологическое отношение включает в себя компоненты: поведенческий (готовность действовать, сокращать или увеличивать дистанцию) эмоциональный (склонность к переживанию определенных эмоций в связи с этим человеком), когнитивный (стремление оценивать, думать, знать, помнить). Психологическое отношение является результатом осмысления, глубокого понимания одним человеком другого. Проблема конфликта в семье охватывает широкий круг вопросов, среди которых определение конфликта, его природы, причин возникновения, возможностей разрешения конфликта, а также типология конфликтов и выявление их роли в жизни семьи. семья конфликт благоприятный эмпатия
Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство [5]. Семья играет огромную роль как в жизни отдельной личности, так и всего общества. Значение семьи иллюстрируется хотя бы тем фактом, что подавляющее число людей (по данным предпоследней переписи 88,4% всего населения страны живет в семье) [49].
Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет. Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом. Охарактеризуем личностное и общественное значение важнейших функций семьи в современном российском обществе.
Воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. По отношению к обществу к обществу в ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.
Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, в крове и т.д.), содействует сохранению их здоровья. В ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.
Эмоциональная функция семьи - удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.
Функция духовного (культурного) общения - удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении; играет значительную роль в духовном развитии членов общества.
Функция первичного социального контроля - обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т.п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.
Сексуально-эротическая функция - удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения членов семьи, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.
С течение времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие изменяются в соответствии с новыми социальными условиями. Современная семья в российском обществе начинает вновь выполнять такую функцию, как приумножение и передача по наследству частной собственности. Качественно изменилась и функция первичного социального контроля. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (внебрачным рождениям, супружеским изменам и т.п.). Развод перестал восприниматься как наказание за недостойное поведение в семье.
В современной семье значительно возросло значение таких функций, как эмоциональная, духовного (культурного) общения, сексуально-эротическая, воспитательная. Брак все более рассматривается как союз, основанный на эмоциональных связях, а не на хозяйственно-материальных [8, 10, 11, 15, 16, 49].
Семейное неблагополучие - это такие особенности жизнедеятельности семьи, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личности ее членов, особенности взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи могут выступить и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и расстройства отношений между ними (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство со стороны других членов семьи, затрудняющее воспитание и другие).
На протяжении своего жизненного цикла семья постоянно встречается с самыми различными трудностями, неблагоприятными условиями, проблемами. Болезнь одного из ее членов, жилищно-бытовые трудности, конфликты с социальным окружением, последствия широких социальных процессов (вооруженные конфликты, социально-экономические кризисы и т.п.) - далеко не полный их перечень. В связи с этим перед семьей часто возникают непростые проблемы, которые могут отрицательно сказаться на ее жизни.
Все эти обстоятельства приводят к сложным и многочисленным последствиям и проявлениям семейного неблагополучия. Это, с одной стороны, нарастание конфликтности взаимоотношений, снижение удовлетворенности семейной жизнью, ослабление сплоченности семьи вплоть до ее распада. С другой стороны, могут нарастать усилия семьи, направленные на ее сохранение, возрастать сопротивляемость трудностям. Нередко на этой стадии члены семьи обращаются в семейную консультацию. приходят в учреждения социальной защиты, обращаются к школьному психологу или социальному педагогу.
В целом семейное неблагополучие представляет собой сложное образование, включающее факторы, его обуславливающие (трудность, с которой столкнулась семья), неблагоприятные последствия для семьи, ее реакция на трудность, в частности осмысление неблагополучия членами семьи.
Факторы семейного неблагополучия - это весьма широкий круг обстоятельств, особенностей внешней социальной среды, условий жизни семьи, изменения в личности ее членов, которые затрудняют функционирование семьи или ставят ее членов перед необходимостью противостоять неблагоприятным изменениям.
Все многочисленные трудности, которые возникают перед семьей и угрожают ее жизнедеятельности, можно подразделить, прежде всего по силе и длительности их действия. Особое значение имеют при этом две группы семейных трудностей: сверхсильные и длительные (хронические) раздражители. Примером первых может служить смерть одного из членов семьи, известие о супружеской измене, внезапное изменение в судьбе и социальном статусе, например арест в связи с преступлением одного из членов семьи, внезапное и сильное заболевание [47].
К хроническим трудностям относятся чрезмерная физическая и психическая нагрузка в быту и на производстве, трудности в связи с решением жилищной проблемы, длительный и устойчивый конфликт между членами семьи и т.п.
Среди трудностей, с которыми сталкивается семья, можно выделить также два следующих их типа: связанные с резкой сменой образа жизни семьи (жизненного стереотипа) и с суммированием трудностей, их «наложением» друг на друга. Пример первого типа - психические трудности, возникающие при переходе от этапа к этапу жизненного цикла. Такие переходы в семье, как правило, сопровождаются довольно резким изменением образа жизни (заключение брака и начало совместной жизни, появление ребенка, прекращение семьей воспитательной деятельности). Пример трудностей второго типа - необходимость практически одновременного решения ряда проблем, например, сразу после появления в семье первого ребенка часто одновременно требуются завершение образования и освоения профессии, решение жилищной проблемы, первичное обзаведение имуществом, уход за ребенком.
По источнику возникновения семейные трудности можно подразделить на: связанные с этапами жизненного цикла семьи; обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла; ситуационные воздействия на семью.
Через этапы жизненного цикла проходят так называемые «нормативные стрессоры», т.е. трудности, достаточно обычные, которые в более или менее острой форме переживаются всеми семьями: трудности взаимного психологического приспособления; проблемы, возникающие при формировании взаимоотношений с родственниками при решении жилищной проблемы; проблемы воспитания и ухода за ребенком, ведения домашнего хозяйства.
Семейная жизнь ставит перед членами семьи ряд весьма трудных задач: участие в семейных взаимоотношениях; подчинение нормам, существующим в данной семье; деятельность в домашнем хозяйстве и вне семьи по обеспечению материального положения семьи; воспитание подрастающего поколения; решение всевозможных семейных проблем. Чтобы успешно справляться с проблемами. Возникающими в ходе семейной жизни, нужно обладание семейно-необходимыми качествами. Круг этих качеств весьма широк. Это, во-первых, потребности, необходимые для мотивирования участия индивида в жизни семьи, преодоления в ней трудностей и решения проблем: потребности в отцовстве и материнстве; широкий круг потребностей, удовлетворяемых в ходе супружеских взаимоотношений - любовь, симпатии, сексуально-эротические потребности, хозяйственно-бытовые и др. Во-вторых, широкий круг способностей, навыков и умений. Это, прежде всего способности, необходимые для понимания другого человека - члена семьи; совокупность навыков и умений, необходимых для поддержания семейных отношений и воспитания детей. В-третьих, столь же широкий круг волевых и эмоциональных качеств, в том числе качеств, необходимых для регулирования своих эмоциональных состояний, преодоления состояний фрустрации, умения подчинять желания данного момента целям будущего; терпение, настойчивость, столь необходимые при формировании как супружеских, так и воспитательных отношений.
Алкоголизм «травмирует» именно семейно-необходимые качества [7]. По мере развития заболевания у индивида, как правило, все более исчезают качества, необходимые для успешного функционирования семьи: наблюдается извращение потребностей, снижение способности к пониманию других членов семьи, волевых качеств и др. Эти личностные нарушения отрицательно воздействуют на семью, вызывая цепную реакцию неблагоприятных изменений. Изменения эти далее становятся фактором травматизации для других членов семьи.
Отметим ряд общих черт, характерных для семей, в которых один из членов болен алкоголизмом:
Высокая (порой непереносимая) нервно-психическая и физическая нагрузка на семью, в целом, и отдельных ее членов. Жалобы на нервно-психическое напряжение, неуверенность в завтрашнем дне, тревогу - наиболее часто встречающиеся при беседах с членами семей алкоголиков. Скандалы, в том числе в ночное время, неожиданные исчезновения из дому, вместе с мучительной тревогой о том, что может случиться, - все это частые события, определяющие социально-психологическую атмосферу такой семьи.
Отрицательное мотивационное воздействие личности и поведения алкоголика на других членов семьи. Поведение алкоголика, его личностные особенности во многом противоречат социальным ожиданиям других членов семьи, их представлениям о том, каким должен быть человек, муж, жена, ребенок. Эмоциональная реакция на поведение и многие особенности личности члена семьи, страдающего алкоголизмом, - это, как правило, возмущение, раздражение, горечь. Члены семьи часто говорят, что им очень не повезло в жизни, что они завидуют другим людям, у которых нормальные мужья, дети [12].
Нарушение семейных взаимоотношений. Семья - сложная система взаимоотношений, в которой каждый ее член занимает определенное место, участвует в выполнении определенных функций, своей деятельностью удовлетворяет потребности других членов, поддерживает взаимоотношения. Алкоголизм у одного из членов семьи приводит к тому, что эти функции не выполняются, образуются «функциональные пустоты», происходит смещение взаимоотношений. Например, отец выполняет в семье ряд чрезвычайно важных семейных функций. Предпосылкой выполнения многих из них служит его авторитет, личностные качества, в силу которых его поведение является “обучающим”, на примере которого дети учатся, как решать различные проблемы, возникающие в ходе взаимоотношений; суждения отца обладают повышенной значимостью, убедительностью для них. Прямой противоположностью в этом отношении является ситуация, когда отец страдает алкоголизмом. Так, безвольный, агрессивный, несамостоятельный отец, сам требующий опеки, создает «функциональную пустоту» в процессе воспитания. Его детям приходится самостоятельно и, следовательно, с меньшим успехом, «находить», «вырабатывать» нужные качества [44].
Снижение социального статуса семьи в целом и ее членов. Семья становится объектом внимания учреждений и организаций, занимающихся борьбой с алкоголизмом. Алкоголизм одного из членов семьи порождает проблемы не только в семье, но и в ее ближайшем социальном окружении [13]. Свидетелями алкогольного поведения становятся соседи, школа, коллеги по работе, которые нередко способствуют тому, что семья оказывается в поле зрения милиции, медицинских учреждений. Формирующееся неблагоприятное общественное мнение о том, что в семье есть алкоголик, ведет к довольно резкому снижению социального статуса семьи. Члены таких семей обычно стесняются самого факта, что в семье есть человек, страдающий алкоголизмом, всячески скрывают это [3].
Особенно острой проблемой является, как показывают психолого-педагогические и социологические исследования, повышенная чувствительность младшего поколения семьи (детей-школьников) к указанному снижению социального статуса семьи. Значительная часть их становится объектом насмешек, групповой обструкции; у них возникают сложности в общении со сверстниками.
Весьма характерным...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Влияние порядка рождения в семье на формирование личности

Курсовая работа: Формирование благоприятного климата в группе подростков

Курсовая работа: Влияние социального интеллекта на формирование игровой зависимости у детей

Реферат: Влияние семейного воспитания на формирование самооценки дошкольников с нарушениями слуха

Курсовая работа: Влияние семьи на формирование личности ребенка