Реферат: Внутриличностные конфликты

Во всех сферах человеческой деятельности при решении самых разнообразных задач в быту, на учебе, на работе или отдыхе приходится наблюдать различные по своему содержанию и силе проявления конфликты. Об этом ежедневно пишут газеты, передает радио, транслирует телевидение.

Дата добавления на сайт: 11 августа 2024


Скачать работу 'Внутриличностные конфликты':


Введение
Во всех сферах человеческой деятельности при решении самых разнообразных задач в быту, на учебе, на работе или отдыхе приходится наблюдать различные по своему содержанию и силе проявления конфликты. Об этом ежедневно пишут газеты, передает радио, транслирует телевидение. Они занимают значительное место в жизни каждого человека, поскольку последствия некоторых конфликтов бывают слишком ощутимы на протяжении многих лет жизни. Конфликты в настоящее время являются ключевой проблемой жизни как отдельных личностей, так и целых коллективов.
Актуальность исследования. Стадия профессиональной подготовки совпадает с юношеским возрастом. В представленной работе основной акцент сделан на тех аспектах юношеского возраста, которые тем или иным образом связаны с идеей порождения человеком себя как субъекта собственной жизнедеятельности, на тех психологических новообразованиях, которые составляют основу роста личности и тем самым способствуют выработке адекватных стратегий поведения, повышению резистентности к деструктивным влияниям.
Выявлено, что существенную роль для понимания процесса профессионального становления студента играет анализ противоречий, возникающих у студента в процессе всего периода обучения. Были выделены следующие группы противоречий: противоречия между опытом учебной работы в школе и новыми требованиями к студентам в учебном заведении; противоречия в системе «преподаватель - студент»; противоречие между стремлением к самостоятельности в отборе знаний, способах их приобретения, и достаточно жесткими формами и методами подготовки специалиста определенного профиля и др.
Таким образом, на протяжении всего периода обучения в вузе у студентов не только не устраняются уже имеющиеся внутренние конфликты, но и, напротив, актуализируются процессы их углубления, возникают новые противоречия. Все это необходимо учитывать при разработке основных направлений психологического сопровождения студентов в процессе обучения, целью которого является конструктивное преодоление внутриличностных конфликтов.
Теоретическую основу работы составляют труды следующих авторов:
Д.Б. Эльконин, В.П. Зинченко, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.В. Петровский, А.А. Бодалев, А.В. Петровский, В.П. Зинченко и др.
Цель исследования состоит в изучении форм и способов решения внутриличностных конфликтов студентов в период обучения.
Задачи исследования:
изучить понятие внутриличностного конфликта, его классификацию и причины возникновения;
рассмотреть последствия внутриличностного конфликта и способы его разрешения;
описать организацию и методики исследования;
проанализировать результаты исследования.
Объект исследования - внутриличностные конфликты студентов в период обучения. Предмет исследования - формы и способы решения внутриличностных конфликтов студентов в период обучения.
Методы исследования: анализ литературы по данной тематике и диагностические методы.
Гипотеза исследования основана на следующих предположениях:
. Динамика внутриличностных конфликтов студентов в процессе обучения разворачивается в следующих направлениях:
изменение соотношения мотивационных, когнитивных и ролевых конфликтов в общей структуре внутриличностной конфликтности;
трансформация содержания внутриличностных конфликтов;
осознание неосознаваемых прежде конфликтов;
видоизменение старых и выработка новых индивидуальных способов разрешения конфликтов.
. Гармонизации личностного развития студентов-психологов будет способствовать реализация специальной программы, основанной на данных об основных тенденциях динамики внутриличностной конфликтности студентов и направленной на создание личностно-развивающей среды, способствующей осознанию неосознаваемых внутриличностных конфликтов и видоизменению старых и выработку новых способов их разрешения.
Научная новизна исследования состоит в том, что получены данные об основных тенденциях динамики внутриличностной конфликтности студентов, заключающихся в изменении соотношения различных видов конфликтов, их содержания и способах разрешения. Предложена программа гармонизации личностного развития студентов, направленная на создание личностно-развивающей среды, способствующей осознанию неосознаваемых внутриличностных конфликтов и видоизменению старых и выработку новых способов их разрешения.
Практическая значимость работы заключается в том, что выявленные в процессе исследования виды внутриличностных конфликтов студентов во время обучения, могут быть основой для разработки дифференцированных программ психологической поддержки личности и развития мотивации обучения студентов.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы, приложений.

1. Теоретические аспекты решения внутриличностных конфликтов студентов в период обучения
.1 Понятие внутриличностного конфликта, классификация и причины его возникновения
внутриличностный психологический конфликт
Внутриличностный конфликт - это состояние, в котором у человека есть противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценности и цели, с которыми он в данный момент не может справиться, не может выработать приоритеты поведения.
Изучение внутриличностного конфликта началось в конце XIX века и было связано в первую очередь с именем основателя психоанализа - Зигмунда Фрейда. Он показал, что человеческое существование связано с постоянным напряжением и преодолением противоречия между биологическими влечениями и желаниями (прежде всего сексуальными) и социально-культурными нормами, между бессознательным и сознанием. В этом противоречии и постоянном противоборстве, по Фрейду, сущность внутриличностного конфликта. [4,34]
Иначе рассматривали теорию внутриличностного конфликта представители гуманистической школы. Фундаментальным компонентом структуры личности, считает Карл Роджерс, является «Я-концепция» - представление личности о самой себе, образ собственного «Я», формирующийся в процессе взаимодействия с окружающей средой. На основе «Я-концепции» происходит саморегуляция поведения человека.
Но «Я-концепция» часто не совпадает с представлением об идеальном «Я». Между ними может происходить рассогласование. Этот диссонанс между «Я-концепцией», с одной стороны, и идеальным «Я» - с другой, и выступает как внутриличностный конфликт, который может привести к тяжелому психическому заболеванию.
Широкую известность получила концепция внутриличностного конфликта одного из ведущих представителей гуманистической психологии американского психолога Абрахама Маслоу. Согласно Маслоу, мотивационную структуру личности образует ряд иерархически организованных потребностей: [18]
. физиологические потребности;
. потребность в безопасности;
. потребность в любви;
. потребность в уважении;
. потребность в самоактуализации.
Самая высшая - потребность в самоактуализации, то есть в реализации способностей и талантов человека. Она выражается в том, что человек стремится быть тем, кем он может стать. Но это ему не всегда удается. Самоактуализация как способность может присутствовать у большинства людей, но лишь у меньшинства она является реализованной. Этот разрыв между стремлением к самоактуализации и реальным результатом и лежит в основе внутриличностного конфликта.
Еще одна весьма популярная сегодня теория внутриличностного конфликта разработана австрийским психологом и психиатром Виктором Франклом, создавшим новое направление в психотерапии - логотерапию - поиск смысла человеческого существования. Согласно концепции Франкла, главной движущей силой жизни каждого человека является поиск им смысла жизни и борьба за него. Но осуществить смысл жизни удается лишь немногим. Отсутствие же его порождает у человека состояние, которое он называет экзистенциальным вакуумом, или чувством бесцельности и пустоты. [19]
Согласно теории А.Н. Леонтьева, внутриличностный конфликт - неизбежная часть структуры личности. Любой человек, даже имеющий ведущий мотив поведения и основную цель в жизни, не может жить только одной какой-либо целью или мотивом. Мотивационная сфера человека никогда не напоминает застывшую пирамиду. Так что конфликт тех или иных интересов и целей - вполне нормальное для каждого человека явление. [17]
Существуют определенные показатели внутриличностного конфликта:
. когнитивная сфера: снижение самооценки, осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения, глубокие сомнения в истинности принципов которыми вы раньше руководствовались;
. эмоциональная сфера: психоэмоциональное напряжение, частые и значительные отрицательные переживания;
. поведенческая сфера: снижение качества и интенсивности деятельности, снижение удовлетворенности деятельностью, негативный эмоциональный фон общения;
. интегральные показатели: ухудшение механизма адаптации, усиление стресса.
Внутриличностные конфликты можно четко классифицировать. В основе будет лежать дифференциация структур внутреннего мира человека, вступающих в конфликт.
Внутренний мир человека включает: мотивы, ценности, самооценку.
Мотивы - «хочу» (потребности, интересы, желания), ценности - «надо», самооценка - «могу».
Выделяют следующие виды внутриличностных конфликтов: [5,68]
. Истерический - характеризуется завышенными претензиями личности в сочетании с недооценкой объективных условий или требований окружающих.
. Обессивно-психастенический - характеризуется противоречивыми собственными потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личным поведением.
. Неврастенический - характеризуется противоречием между возможностями личности и ее завышенными требованиями к себе.
Безусловно, говоря о внутриличностных конфликтах, нужно понимать, что в «чистом виде» внутриличностный конфликт не существует. Они всегда - результат воздействия на личность социальной среды.
В общей группе внутриличностных конфликтов можно выделить две подгруппы:
конфликты, возникающие как результат перехода объективных противоречий во внутренний мир (моральные конфликты, адаптационные);
конфликты, возникающие из противоречий внутреннего мира личности (мотивационные, неадекватной самооценки). Они отражают отношение личности к окружающей среде.
В основе внутриличностного конфликта лежит переживание.
Как и любые другие конфликты, внутриличностные конфликты могут быть конструктивными и деструктивными. [8,87]
Конструктивным является конфликт, который характеризуется максимальным развитием конфликтующих структур и минимальными затратами на его разрешение. С помощью преодоления таких конфликтов мы движемся вперед.
Деструктивным считается конфликт, который усугубляет раздвоение личности, перерастает в жизненный кризис или ведет к развитию невротических реакций.
.2 Последствия внутриличностного конфликта и способы его разрешения
Внутриличностный конфликт по своим последствиям может быть как конструктивным (функциональным, продуктивным), так и деструктивным (дисфункциональным, непродуктивным). Первый имеет своим результатом положительные последствия, второй - отрицательные.
Внутриличностный конфликт носит деструктивный характер, когда личность не может найти выход из сложившейся конфликтной ситуации, не в состоянии вовремя и положительно разрешить противоречия внутренней структуры. [7,59]
тип последствий. В общем плане можно выделить следующие отрицательные последствия внутриличностного конфликта, касающиеся состояния самой личности: [17]
прекращение развития личности, начало деградации;
психическая и физиологическая дезорганизация личности;
снижение активности и эффективности деятельности;
состояние сомнения, психической подавленности, тревожности и зависимости человека от других людей и обстоятельств, общая депрессия;
появление агрессии или, напротив, покорности в поведении человека в качестве защитных реакций на Внутриличностный конфликт;
появление неуверенности в своих силах, чувства неполноценности и никчемности;
разрушение смыслообразующих жизненных ценностей и утрата самого смысла жизни.
тип последствий. Отрицательные последствия внутриличностного конфликта касаются не только состояния самой личности, ее внутренней структуры, но и ее взаимодействия с другими людьми в группе - в семье, школе, вузе, организации и т.д. Такими негативными последствиями могут быть: [17]
деструкция существующих межличностных отношений;
неожиданное обособление личности в группе, молчание, отсутствие увлеченности, вообще все то, что в психологии получило название «отступлением»;
повышенная чувствительность к критике;
пугающая информация - критиканство, ругательства, демонстрация своего превосходства;
девиантное (отклоняющееся) поведение и неадекватная реакция на поведение других;
неожиданные, нелогичные вопросы, а также ответы невпопад, приводящие собеседника в замешательство;
жесткий формализм - буквоедство, формальная вежливость, слежение за другими;
поиск виноватых - обвинение других во всех грехах или, напротив, самобичевание.
тип последствий. Если внутриличностный конфликт вовремя не разрешается, то он может привести к более тяжелым последствиям, наиболее сильные из которых стресс, фрустрация и невроз. [17]
Стресс (от англ. Stress - давление, напряжение) - состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные эмоциональные воздействия. Он может проявляться на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях и является весьма распространенной реакцией на внутриличностный конфликт, если тот зашел достаточно далеко и личность не способна его вовремя и конструктивно разрешить. При этом сам стресс часто провоцирует дальнейшее развитие конфликта или порождает новые конфликты, поскольку некоторые пытаются сорвать свое раздражение и гнев на окружающих.
Фрустрация (от лат. frustratio - расстройство, разрушение планов) - психическое состояние человека, вызываемое непреодолимыми объективными (или субъективно воспринимаемыми в качестве таковых) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или разрешению задачи. Фрустрация - всегда тягостное переживание неудачи или неразрешимого противоречия. Ее можно рассматривать как одну из форм психологического стресса.
Фрустрация - негативное следствие внутриличностного конфликта, когда рост напряжения превышает фрустрационную толерантность, т.е. устойчивость личности к фрустраторам. Фрустратор - это причина, вызывающая фрустрацию. Она сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и т.д. И чем сильнее внутриличностный конфликт тем больше глубина фрустрации. Разные люди справляются с ней по-разному. Каждый имеет свой порог чувствительности и обладает индивидуальными силами для преодоления фрустрационной реакции на внутриличностный конфликт.
Неврозы (от греч. neuron - нерв) - это группа наиболее распространенных нервно-психических расстройств, имеющих психогенную природу- В основе неврозов лежит непродуктивно разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее факторами действительности. Глубокий внутриличностный конфликт, который личность не в состоянии разрешить положительно и рационально, важнейшая причина неврозов. Эта невозможность разрешения конфликта сопровождается возникновением болезненных и тягостных переживаний неудач, неудовлетворенных потребностей, недостижимости жизненных целей, потери смысла жизни и т.д. Появление неврозов означает, что внутриличностный конфликт перерос в невротический конфликт.
тип последствий. Невротический конфликт как высшая стадия развития внутриличностного конфликта может возникнуть в любом возрасте. Но в большинстве случаев он закладывается в детстве в условиях нарушения отношений с окружающей социальной микросредой и в первую очередь с родителями. В результате затруднения с поиском выхода из переживаний могут появляться психическая (и физиологическая) дезорганизация личности, формирование неврозов. [17]
Выделяют три основные формы клинических неврозов:
неврастения. Основные ее симптомы: повышенная раздражительность, слезливость, неустойчивость эмоций и настроения, которое часто является пониженным, депрессия. В некоторых случаях появляются тревога и страх, расстройство сна, различные нарушения вегетативной нервной системы;
истерия. Истерические формы невроза весьма разнообразны и нередко маскируются под различные заболевания. Наиболее частые из них: двигательные расстройства, параличи, нарушение координации движений, расстройства речи и т.д. Чаще всего они возникают у лиц с большой внушаемостью и самовнушаемостью;
невроз навязчивых состояний. Помимо общеневротических симптомов этот невроз характеризуется появлением после тяжелой психотравмы различных по содержанию навязчивостей, особенно часто в виде фобий - навязчивых неадекватных переживаний страхов.
С появлением невротического конфликта и неврозов возникает и невротическая личность, характеризуемая внутренне противоречивыми тенденциями, которые невротик не способен ни разрешить, ни примирить.
Особенности, отличающие невротическое соперничество от обычного. [18]
. невротик постоянно сравнивает себя с другими, даже в ситуациях, которые не требуют этого. Он мерится силами с людьми, которые никоим образом не являются его потенциальными соперниками и у которых нет с ним какой-либо общей цели. Его чувство по отношению к жизни можно сравнить с чувством жокея на скачках, для которого имеет значение только одно - опередил ли он другого;
. отличие невротического соперничества состоит в том, что он стремится во всех отношениях быть уникальным и исключительным. В то время как нормальный человек может довольствоваться сравнительным успехом, цель невротика - всегда полное превосходство. Он должен быть лучшим в каждой области, с которой он соприкасается. Это является одной из причин, почему люди этого типа не могут наслаждаться успехом. Например, разочарование невротику может принести ограниченный интерес к его научной статье или книге, так как они не произвели ожидаемого им переворота в науке;
. отличие заключается в скрытой враждебности, свойственной честолюбию невротика, его установке, что «никто, кроме меня, не должен быть красивым, способным, удачливым». У человека, страдающего неврозом, разрушительный аспект деятельности сильнее созидательного, и он побуждается слепым, неразборчивым и навязчивым стремлением унизить других. Известие о том, что кто-то опередил его, может привести невротика в состояние слепой ярости.
Внутриличностный конфликт может быть не только деструктивным, но и конструктивным, т.е. позитивно влияющим на структуру, динамику и результативность внутриличностных процессов и служащим источником самосовершенствования и самоутверждения личности. В этом случае внутриличностные противоречия разрешаются без особых негативных последствий, а общим результатом их разрешения...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Семейные конфликты и их характеристика

Реферат: Школьные конфликты

Курсовая работа: Конфликты типа учитель-ученик и пути их урегулирования

Квалификационная работа: Межличностные конфликты в организации

Курсовая работа: Социальные конфликты в современном обществе