Реферат: Воображение у дошкольников

Содержание

Введение
. Особенности воображения у дошкольников
. Особенности диагностики воображения у дошкольников
. Методики диагностики воображения у детей дошкольного возраста
. Практическая часть
Заключение
Список литературы

Дата добавления на сайт: 25 сентября 2024


Скачать работу 'Воображение у дошкольников':


Содержание
Введение
. Особенности воображения у дошкольников
. Особенности диагностики воображения у дошкольников
. Методики диагностики воображения у детей дошкольного возраста
. Практическая частьЗаключение
Список литературы
Введение
В последнее время актуальность и значимость проблемы развития творческого воображения все больше возрастает. Это связано с тем, что главное условие прогрессивного развития общества - человек, способный к творческому созданию.
Согласно периодизации психического развития ребенка, предложенной Выготским Л.С. центральным психологическим новообразованием дошкольного периода развития является воображение [1, 73]. Оно строит свои «воздушные замки» из материала реальности, из тех элементов, которыми овладевает ребенок в процессе жизни, в процессе учения. Именно воображение открывает человеку мир, полный красоты, гармонии. Природа для него полна значения и смысла. Воображение оживляет мир, одухотворяет его, то есть насыщает человеческими чувствами и мыслями, сближает неодушевленную природу с живой человеческой судьбой.
Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний.
Наиболее успешно становления воображения происходит в игре, а также на занятиях рисованием, особенно, когда ребенок начнет «сочинять», «воображать» сочетая реальное с воображением.
1. Особенности воображения у дошкольников
Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого.
Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы - все это является продуктом творческого воображения.
Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития воображения. На первый взгляд необходимость развивать воображение дошкольников может показаться обоснованной. Ведь весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого. Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображении существовало в прошлом и у психологов.
Однако уже в 30-е годы выдающийся русский психолог Л. С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. Л. С. Выготский утверждал, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Он писал: «Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека» [1, 8].
Из этого следует, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Педагогический вывод, который можно сделать из всего выше сказанного, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. Но как передать ребенку этот опыт заранее? Часто бывает так, что родители беседуют с ребенком, что-то рассказывают ему, а потом жалуются, что у него, как говорится, в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Это происходит в том случае, если у малыша нет интереса к тому, о чём ему рассказывают, нет интереса к знаниям вообще, то есть когда отсутствуют познавательные интересы.
Вообще познавательные интересы ребенка дошкольника очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от взрослых, окружающих ребенка, прежде всего от его родителей. Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях.
На основе обобщения большого экспериментального материала, полученного разными специалистами при исследовании и детского воображения, выделены следующие этапы его развития: этап (до 3 лет). Воображение существует внутри других психических принципов, в них закладывается его фундамент. Образы нечетки, неадекватны содержанию. Анализ носит неизбирательный характер, а синтез представляет уподобление. Ребенок воспринимает основные действия взрослого, преобладают сенсомоторные формы преобразования наглядно данного, появляются речевые формы. Развивается условное избирательное действие и активность типа «покажи как». этап (3 года). Происходит становление словесных форм воображения. Анализ делается более дифференцированным, появляется преобразование и комбинирование образов представлений. Отмечается отрыв условного действия от предметной опоры, идет детализация образа, посредством слова, появляется фантазийная ложь. Происходит опредмечивание образа действием. Появление аффективного воображения связано с осознанием ребенка своего «Я» и отделением себя от других людей. Воображение уже становится самостоятельным процессом. этап (4-5 лет). Ребенок начинает планировать, составлять в уме планы предстоящих действий. Усиливаются элементы самостоятельного построения ролевой игры. ребенок уже может представить состояние другого человека. Снижается фантазийный характер игровых действий. Воссоздаваемые образы дифференцированы, содержательны и эмоциональны. этап (6-7 лет). Воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь сдержанностью и специфичностью. У ребенка развивается умение действовать в образном плане. Возникает интериоризированное воображение, необходимость во внешних опорах исчезает. Появляются элементы творчества [2, 14].
К концу дошкольного возраста воображение нормально развивающихся детей приобретает продуктивный характер и, по утверждению Е. Е. Кравцовой, определяется появлением и развитием у ребенка внутренней позиции, которая дает ему возможность осмысливать и переосмысливать ситуацию, способствует появлению «умных» эмоций и подготавливает к переходу на новую возрастную ступень, к новой ведущей деятельности - учебной [3, 32].
В старшем дошкольном возрасте физиологический механизм познания окружающего мира достигает довольно высокой ступени развития. Вырабатывается оценочное отношение не только и не просто к природе, но и к результатам труда к сверстникам. Формируется эмоционально-оценочное разнообразие, то есть оценивается качество рисунка, поделки. примечательная особенность этого возраста: дети становятся маленькими «философами». Яркость, сила воображения, также в значительной степени обусловлены эмоциональной средой. Яркие картины, рисуемые воображением, нередко возникают вследствие повышенной чувствительности. Чем сильнее чувство, тем ярче образы воображения. Следует, также отметить еще одну особенность творческого воображения детей дошкольного возраста, что в развитии творческого воображения ребенка важную роль играет внешняя опора. Если на ранних этапах (в 3-4 года) воображение дошкольника неотделимо от реальных действий с игровым материалом и определяется характером игрушек, сходство предметов - заменителей с заместителями предмета, то у детей 6-7 лет уже нет столь тесной зависимости игры от игрового материала. Их воображение опирается и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Способом «опредмечивания» дети начинают пользоваться еще в 3-4 года. Он состоит в том, что ребенок в незавершенной форме может усмотреть определенный предмет. В старшем дошкольном возрасте ребенок уже относительно свободно владеет этим способом, а также учится добавлять к «определенному» рисунку разнообразные детали [2, 17].
Необходимо учесть, что у детей старшего дошкольного возраста уже более высокое общее развитие, выше умения и навыки, богаче впечатления, полученные через наблюдения. Их уже не удовлетворяет схематичность, упрощенность изображений, они более требовательны к результатам своего труда.
В этом возрастном периоде имеются широкие возможности для развития творческого воображения детей в связи с формированием таких психоневрологических новообразований, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия, а также устанавливаются наиболее тесные связи фантазирования с речемыслительными процессами, начинает складываться новая функциональная система воображения (Выготский Л.С., Давыдов В.В.) [1, 6].
Таким образом, появление воображения как самостоятельной функции дает ребенку не зависеть от реальности, принимать на себя образы любых людей и предметов и действовать не импульсивно, как попало, случайно, а по собственному замыслу. Все это дает толчок к творческому воображению. Оно открывает перед ребенком новый мир - мир сказки, помогает перевоплощаться, делает его независимым от ситуации - надситуативным, оно делает малыша волшебником.
2. Особенности диагностики воображения у дошкольников
Проводя диагностику развития воображения необходимо учесть, что начальные формы воображения впервые появляются в конце раннего детства в связи с зарождением сюжетно-ролевой игры. Дальнейшее развития воображения идет по нескольким направлениям, в каждом из которых предусмотрены свои задания.
На первом этапе главной целью занятий было формирование операционных навыков, необходимых для создания образов воображения. Детей учили построению знакомых им предметов по элементам (точкам, схемам, частям предмета), тренировали умение выделять образ предмета среди других и воссоздавать его в рисунке.
На втором этапе целью становится обучение сюжетному видению на основе наглядных опорных знаков. Дети учатся анализировать объекты и ситуации: выделять главные и второстепенные признаки, видеть связь предметов по содержанию, располагать их в том или ином порядке; планировать свою деятельность, формировать предварительный замысел. Дети должны быть знакомы с материалом, используемым в заданиях.
На третьем этапе основное внимание должно уделяться приемам и способам комбинирования и перекомбинирования образов. Способность включать абстрактные элементы и знакомые фигуры в различных изображениях - это один из важных компонентов развития воображения [8].
На четвертом этапе целью работы становится развитие самостоятельного словесного и изобразительного творчества детей. В процессе обсуждения и уточнения представлений детей об окружающем мире они обучаются пониманию смысла с помощью интонации, опорных слов, иллюстраций, схем и символов, а также планированию, делению на смысловые части, последовательному изложению и рисованию. Важно, чтобы ребенок за словесным описанием учился видеть образное содержание. Особое внимание в заданиях этого блока должно уделяться словесной опоре.
Воображение ребенка оценивается по степени развитости у него фантазии, которая в свою очередь может проявляться в рассказах, рисунках, поделках и других продуктах творческой деятельности.
. Быстрота воображения.
. Необычность, оригинальность, глубина образов воображения.
. Богатство фантазии, глубина и детализированность образов.
. Эмоциональность образов [7].
Быстрота воображения, оценивается высоко в том случае, если ребенок придумал сюжет в отведенное время самостоятельно.
Если в течение одной минуты ребенок так и не придумал сюжет, то ему подсказывается какой-либо сюжет.
Необычность, оригинальность образов воображения оценивается высоко, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть или слышать, или пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, оригинальное.
Богатство, глубина и детализованность фантазии оцениваются по достаточно большому числу различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, разнообразных характеристик и признаков, приписываемых всему этому, по наличию разнообразных деталей и характеристик образов.
Если ребенок использует более 7 таких признаков, а объект изображен не схематически, то богатство фантазии у него развито хорошо.
Эмоциональность образов воображения оценивается по тому, насколько ярко и увлеченно описываются придуманные события, персонажи, их поступки.
Итак, воображение рассматривается как одна из форм отражательной деятельности сознания. Поскольку все познавательные процессы имеют отражательный характер, необходимо, прежде всего, определить качественное своеобразие и специфику, свойственную воображению дошкольника.
3. Методики диагностики воображения у детей дошкольного возраста
Метод диагностики воображения художественного - «Рисунок».
В данном методе детям предлагают обычные, стандартные листы бумаги формата А4 и цветные карандаши либо фломастеры (не менее шести разных цветов). Детям дается задание: придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На выполнение задания отводится 5-10 минут. В ходе анализа каждый рисунок оценивается в баллах по следующим признакам:
скорость процессов воображения;
необычность, оригинальность стиля;
богатство воображения (уровень фантазии, разнообразие);
проработанность деталей и глубина образов;
эмоциональность образов [5].
Диагностика воображения речевого - «Вербальная фантазия».
Ребёнку необходимо придумать рассказ (сказку, историю) о каком-нибудь живом существе - человеке, животном, или о чем-либо другом (по выбору ребенка) и изложить устно в течение 5-10 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (сказки, истории) отводится 1 минута, после чего ребёнок приступает к сочинению. Анализ устного произведения и оценка воображения проводятся аналогично методике «Рисунок».
Метод диагностики воображения художественно-прикладного - «Скульптура».
Детям предлагается для лепки пластилин или глина и дается задание: слепить в течении 5-10 минут какую-нибудь фигурку, поделку. Воображение каждого ребёнка анализируется и оценивается аналогично предыдущим методикам.
Метод «Спросить и угадать» - это одна из наиболее понятных моделей определения воображения, направленная на выявление чувствительности, любознательности к новому и неизвестному, способности к вероятностному прогнозированию. При выполнении данного задания нужно задать вопросы к картинке с изображением какой-либо ситуации, попробовать угадать, что предшествовало этой ситуации (предположительные причины возникновения ситуации) и что произойдет в дальнейшем (последствия, предполагаемый результат). Любознательность выражается в количестве и качестве вопросов, определяющих способность ребёнка выйти за пределы изображённой на картинке ситуации, а предположения гипотез о причинах и следствиях событий моделируют творческую способность воображения ребёнка.
Метод «Усовершенствование игрушки».
Одно из наиболее глубоких, сложных и показательных заданий, которое вызывает большой интерес у детей и обладает высокой степенью валидности (характеристика степени измерения).
Метод «Необычное использование».
Это модификация широко известного теста Джон Гилфорда. В этом задании испытуемым бывает трудно преодолеть ригидность - уйти от тривиальных ответов. Ригидность проявляется в том, что тестируемый фиксируется лишь на одном способе действия, например, предлагает использовать коробки только в обычной функции: как ёмкости, в которые можно складывать что-либо.
Метод «Необычные вопросы»".
Задание представляет вариант первого задания, только с более сильным акцентом на необычность вопросов.
Метод «Невероятные ситуации». В этом задании требуется объединение воображения и фантазии. Испытуемый сталкивается с невероятной ситуацией и должен представить себе все возможные выходы из неё. Данное задание является одним из наиболее эффективных, но многие дети считают его невыполнимым либо трудно выполнимым.
Тест «Нарисуй картинку». Оригинальный тест с использованием определенного элемента рисунка в качестве исходной точки для создания картинки. Этот элемент представляет собой цветное пятно, по форме напоминающее простой, обычный предмет, образ. Художественный уровень рисунков в тестах не оценивается, здесь важна сама идея.
Тест «Закончи рисунок». Состоит из 10 различных картинок. Сконструирован автором из нескольких тестов. Как известно из гештальтпсихологии, незаконченные фигуры вызывают желание, стремление завершить их быстро лёгким, простейшим способом. Ребёнок, способный увидеть и объединить несколько/все фигурок в одну целостную композицию, обладает чёткой целостностью восприятия, видения мира, перспективы; личностной целостностью [5].
Тест «Повторяющиеся фигуры» аналогичен предыдущему, но стимульный материал представляет собой одни и те же фигуры, поэтому тестируемому ребёнку постоянно приходится преодолевать ригидность мышления и выдвигать новые идеи.
Методика «Где чье место?» Для того чтобы так играть, надо уйти от конкретности и реальности (в данном случае вопроса взрослого), смоделировать в уме всю ситуацию целиком - общение взрослого с ним (увидеть целое раньше частей) и перенести функции с одного объекта на другой. Иными словами, ребенок должен проявить свое воображение На этом принципе и основана игра-методика «Где чье место?». Ее психологический смысл состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации. Для проведения этой методики-игры используется следующий рисунок:

Рис. 1
Отдельно вырезаются кружки-вставки:

Рис. 2
Инструкция: «Внимательно рассмотри рисунок и поставь кружочки в «необычные» места. Объясни, почему они там оказались». Оценка: в зависимости от уровня развития воображения дети могут по-разному решать эту задачу.
Первый уровень: дети испытывают трудности, выполняя задание. Они, как правило, ставят фигурки на их «законные» места, а все объяснения сводят к следующему: собака в конуре потому, что она должна быть там. Если же взрослый сам поставит кружочки на «чужие» места, то малыш будет весело смеяться, но объяснить, почему они там оказались, все равно не сможет. Если же удается добиться от ребенка каких-то объяснений, то они будут шаблонны и стереотипны: «Кошка на клумбе потому, что она спряталась», «Собака в пруду потому,...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Организация и проведение исследования по коррекции тревожности дошкольников с нарушениями речи

Реферат: Дидактическая игра как средство развития зрительного восприятия у слабовидящих дошкольников

Контрольная работа: Воображение и его связь с другими психическими процессами

Курсовая работа: Условия преодоления агрессивного поведения у дошкольников

Реферат: Влияние семейного воспитания на формирование самооценки дошкольников с нарушениями слуха