Реферат: Воображение в жизни человека

Содержание
воображение мышление творчество образ
1. Понятие о воображении и его виды
. Формы проявления воображения
. Психологический характер процессов воображения
. Функции воображения
. Воображение и мышление
. Воображение и творчество

Дата добавления на сайт: 13 августа 2024


Скачать работу 'Воображение в жизни человека':


Воображение в жизни человека

Содержание
воображение мышление творчество образ
1. Понятие о воображении и его виды
. Формы проявления воображения
. Психологический характер процессов воображения
. Функции воображения
. Воображение и мышление
. Воображение и творчество

1. Понятие о воображении и его виды
Воображение представляет собой отражение реальной действительности в новых непривычных сочетаниях и связях и свойственно только человеку. Воображение позволяет ему выйти за пределы реального мира во времени и пространстве, дает возможность еще до начала работы представить себе готовый результат труда. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.
Воображение - это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых.
Воображение является одним из самых загадочных психических явлений и занимает промежуточное положение между восприятием и мышлением, мышлением и памятью.
Нам мало, что известно о механизме воображения, его анатомо-физиологической основе.
Воображение может функционировать на разных уровнях. Их различие определяется прежде всего активностью человека.
Виды воображения. По степени выраженности активности различают воображение:
активное
пассивное.
Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.
Активное воображение может быть:
творческим
воссоздающим.
Творческое активное воображение, возникает в процессе труда и предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Творческое активное воображение является неотъемлемой стороной технического, художественного и иного творчества.
Воссоздающее активное воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Этим видом воображения мы пользуемся при чтении литературы, изучении географических карт и чертежей.
Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
Пассивное воображение может быть:
преднамеренным,
непреднамеренным.
Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей, которая способствовала бы их осуществлению. Так, создав образ Манилова, Н.В. Гоголь обобщенно изобразил людей, которые в бесплодной мечтательности видят удобную возможность уйти от действительности. Фантазия героя создает проекты, которые не реализуются и зачастую не могут быть реализованы.
Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне.
2. Формы проявления воображения
Воображение может проявляться в разных формах. К ним относятся:
мечты,
грезы,
галлюцинации,
сновидения.
Одной из форм проявления активного воображения и необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности, являются мечты. Мечта - отодвинутые во времени желания.
Мечты отличаются тем, что связаны с действительностью и. в принципе осуществимы. Фактически любой предмет, сделанный руками человека, в своей исторической сущности есть осуществленная мечта. Извечная мечта человечества о скорости передвижения воплотилась в целую серию изобретений от колеса до ракеты.
Однако воображение может выступать и как замена деятельности, ее суррогат. Тогда человек уходит от действительности в область фантазии, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимыми задач, от необходимости действовать, от тягот жизни. Такие - фантазии называются грезами. В грезах отражается связь фантазии с нашими потребностями.
Грезы принципиально неосуществимы. Вспомним мучительную попытку гоголевской героини из "Женитьбы" выбрать жениха из четырех претендентов: "Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича - я бы тогда тотчас же решилась".
Грезы выполняют компенсаторную функцию: человек в иллюзорной выдуманной жизни получает то, чего ему недостает в реальности. Однако если бесплодная мечтательность занимает значительное место в жизни человека, то это свидетельствует о дефекте развития личности.
Галлюцинации являются фантастическим видением, не имеющим почти никакой связи с действительностью. Если грезы можно считать вполне нормальным психическим состоянием, то галлюцинации обычно являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие 6олезненные состояния. Галлюцинации - наиболее показательные проявления пассивного непреднамеренного воображения, при котором человеком воспринимается несуществующий объект. Эти образы бывают настолько яркими, что человек абсолютно убежден в их реальности.
К разряду пассивных непреднамеренных форм воображения относятся и сновидения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности человека, которые в силу ряда причин не могут быть реализованы в жизни.
3. Психологический характер процессов воображения
Творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется в соответствии с определенными способами и приемами. Процессы воображения состоят в мыслительном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), Так, новые представления, благодаря операциям анализа и синтеза, возникают на основе того, что уже запечатлено в сознании. Таким образом, процессы воображения носят аналитико-синтетический характер.
Перечислим основные приемы и способы процесса воображения.
1)Агглютинация - "склеивание", комбинация, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ. К примеру, образ водяной русалки в народных представлениях создался из образов женщины (голова и туловище), рыбы (хвост) и зеленых водорослей (волосы).
2)Акцентирование или заострение - выделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемом образе. Карикатуристы выделяют самое существенное в образе, меняя пропорции: болтуна изображают с длинным языком, любителя поесть наделяют объемистым животом.
3)Гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение. Например, многорукий Будда в индийской религии, драконы с семью головами, одноглазый циклоп.
)Схематизация - сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними. Так создаются национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира.
5)Типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе. А.М. Горький писал: "Как строятся типы в литературе? Они строятся, конечно, не портретно, не берут отдельно какого-нибудь человека, а берут тридцать-пятьдесят человек одной линии, одного рода, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д. Все это обобщенные типы".
Воображение различается у людей по нескольким признакам:
яркости образов;
степени их реалистичности правдивости,
новизне,
оригинальности;
широте воображения,
произвольности, т.е. умению подчинять воображение поставленной задаче (высокоорганизованное и неорганизованное воображение);
типу представлений, которыми преимущественно оперирует человек (зрительные, двигательные и т.д.);
устойчивости.
4. Функции воображения
Воображение многофункционально. Среди его важнейших функций Р.С. Немов называет следующие:
Представление действительности в образах и возможность пользоваться ими. Воображение ориентирует человека в процессе деятельности - создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному - воплощению. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.
Регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Произвольная регуляция познавательных процессов и состоянии человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоции. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
Формирование внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
Планирование и программирование деятельности - составление таких программ поведения, когда проблемная ситуация не определена.
Управление психофизиологическим состоянием организма. С помощью воображения чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.
5. Воображение и мышление
Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, оно позволяет предвидеть будущее. Что является общим и к чему сводятся различия между воображением и мышлением?
Общее заключается в следующем:
воображение и мышление возникают в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение;
б) воображение и мышление мотивируются потребностями личности. Реальному процессу удовлетворения потребностей может предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение потребностей, т.е. живое, яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены.
Различия заключаются в следующем:
опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах воображения, происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать мир;
б) в процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется неопределенностью проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи.
В проблемной ситуации, с которой начинается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности:
организованная система образов и представлений,
организованная система понятий.
Таким образом, в основе воображения лежит возможность выбора образа. В основе мышления - возможность новой комбинации понятий. Часто такая работа идет сразу в "двух этажах", так как системы образов и понятий тесно связаны. Например, выбор способа действия осуществляется путем логических рассуждений, с которыми органически слиты яркие представления о том, как будет осуществляться действие.
Рассматривая сходство и различие воображения и мышления, необходимо также заметить, что проблемная ситуация может характеризоваться большей или меньшей неопределенностью. При этом возможны следующие возможные варианты:
а) если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления;
б) если же эти данные с трудом поддаются анализу, то действует механизм воображения.
Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решение пря отсутствии требуемой полноты знаний, необходимых для выполнения поставленных задач. Фантазия позволяет "перепрыгнуть" через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат. Однако в этом же заключается и слабость подобного решения проблемы.
. Воображение и творчество
Английский ученый Г. Уоллес выделил следующие четыре стадии процессов творчества:
1)Подготовка (зарождение идеи),
2)Созревание (концентрация, "стягивание" знаний, прямо или косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений),
)Озарение (интуитивное "схватывание" искомого результата),
)Проверка.
Особенно важную роль воображение играет в научном и художественном творчестве. Творчество без активного участия воображения вообще невозможно.
Ученому воображение позволяет строить гипотезы, мысленно представлять и проигрывать научные эксперименты, искать и находить нетривиальные решения проблем. Так, например, в математике, в начале доказательства различных теорем приходится встречаться с высказываниями, которые начинаются со слов: "допустим, что...", "представим себе, что...". Именно они указывают на то, что процесс математического доказательства начинается с творческого представления или воображения.
Воображение играет важную роль на ранних стадиях решения научной проблемы и нередко ведет к замечательным догадкам. Однако после того как некоторые закономерности уже подмечены, угаданы и изучены в экспериментальных условиях, после того, как закон установлен и проверен практикой, а также связан с ранее открытыми положениями, познание целиком переходит на уровень теории, строгого научного мышления. Попытка фантазировать на этом этапе исследования может привести к ошибкам.
Если ученый имеет дело главным образом с понятиями, то важнейшей особенностью воображения художника или писателя является его значительная эмоциональность. Образ, ситуация, неожиданный поворот сюжета, которые возникают в голове писателя, затем оказываются пропущенными сквозь своего рода "обогащающее устройство", которым является эмоциональная сфера творческой личности. Переживая чувства и воплощая их в художественные образы, писатель, художник и музыкант заставляют читателей, зрителей и слушателей сопереживать, страдать и радоваться.
В отличие от научного мышления, ограничивающего фантазию человека требованиями безусловной достоверности, разумности, целесообразности, доказательности и логичности, в искусстве не существует ограничений ни для воображения, ни для ума.
Творчество связано со всеми свойствами личности и проявляется во всех его конкретных видах: научном, изобразительном, литературном и т.д. Полет фантазии в творческом процессе обеспечивается знаниями, подкрепляется способностями, стимулируется целеустремленностью, сопровождается эмоциональным тоном. В любом виде деятельности (в том числе в сфере политики, экономики, в быту) творческое воображение определяется не столько по тому, что может измыслить человек, не считаясь с реальными требованиями действительности, сколько по тому, как он умеет преобразовывать действительность, обремененную случайными, несущественными деталями.

Литература
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: ЧеРо, 2009
. Ильин Е.П. Психология воли. - СПб.: Питер, 2009
. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. - СПб: Питер, 2009
. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - СПб.: Питер, 2009
. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2009
. Микалко М. Взламывая стереотипы. 9 стратегий креативного гения. - СПб.: Питер, 2009
. Немов Р.С. Общая психология. - СПб: Питер, 2009
. Петровский А.В. Психология. - М.: Академия, 2009

Похожие материалы:

Реферат: Воображение: понятие и значение в жизни человека

Курсовая работа: Роль сновидений в жизни человека

Контрольная работа: Роль эмоций в психической жизни человека

Реферат: Творчество в жизни человека

Самостоятельная работа: Характеристика понятия «Здоровый образ жизни». Значение ЗОЖ в жизни современного человека