Реферат: Возможности использования шкалы приемлемости для определения межличностных отношений в старшем дошкольном возрасте
Жизнь ребенка с момента его появления на свет вплетается в сложную систему социальных связей. Это вхождение в мир людей, освоение предметного и социального содержания происходит постоянно, формируя особую сферу - сферу социального опыта.
Дата добавления на сайт: 27 августа 2024
Скачать работу 'Возможности использования шкалы приемлемости для определения межличностных отношений в старшем дошкольном возрасте':
Введение
Жизнь ребенка с момента его появления на свет вплетается в сложную систему социальных связей. Это вхождение в мир людей, освоение предметного и социального содержания происходит постоянно, формируя особую сферу - сферу социального опыта.
Дошкольный период детства сензитивен для формирования у ребёнка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к людям. Если основы этих качеств (симпатия, сочувствие к окружающим, умение считаться с интересами других людей) не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной и восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно.
Наиболее раннюю ступень социальной организации детей представляет собой группа детского сада, являясь своеобразным детским обществом с относительно сложной и устойчивой системой связей и отношений, где у ребёнка начинает формироваться общественная направленность. В детском саду, где дети имеют равные права и близкие интересы, ребенок учится ориентироваться на огорчения, затруднения сверстников, приобретает практический опыт, оказывая действительную помощь другому ребенку, сочувствуя, разделяя с ним радость и печаль. Именно в обществе сверстников закладываются основы справедливости, совести, социальной активности, без чего проблема человеческого фактора, которому придается такое большое значение в нашем обществе, не может быть решена по отношению к подрастающему поколению.
Важность решения этой проблемы, ее несомненная связь с практикой очевидны. Трудно переоценить необходимость исследования межличностных отношений детей в дошкольном возрасте. Становление отношений в детском коллективе, специфика общественного мнения детей дошкольного возраста, влияние дошкольной группы на формирование личности детей - разработка этих вопросов представляет исключительный интерес. Однако, несмотря на большое количество работ в этой области, научные рекомендации для практических потребителей психологической продукции разработаны недостаточно. Об уровне межличностных отношений в группах детского сада существуют противоречивые мнения. Если одни авторы говорят об относительно высоком уровне межличностных отношений дошкольников , то другие, утверждают, что в дошкольных группах можно обнаружить лишь поверхностный слой групповой активности, а привязанности детей имеют неустойчивый характер. Из всех многочисленных вопросов социального поведения и взаимоотношений дошкольников объектом внимания психологов, главным образом, явились вопросы эмоциональных конфликтов и агрессии, доминирования и подчинения в игре и некоторые другие .
Таким образом, следует отметить, что у многих исследователей существует тенденция недооценивать значение сверстника для психологического развития ребенка и рассматривать весь социальный мир дошкольника через призму его отношений с матерью и другими взрослыми, игнорируя специфику отношений его со сверстниками.
Отсутствие согласованности между психологами в понимании внутригрупповых процессов затрудняет разработку конкретных экспериментальных методик, вызывает определенное недоверие к теоретическим положениям ученых, препятствует осмыслению экспериментальных результатов, вызывает трудности на пути исследования коллективных отношений дошкольников, связанных с недостаточной разработанностью психологических аспектов изучения групп детского сада.
Согласно сказанному целью нашего исследования стало:
.Экспериментальное выявление возможностей использования шкалы приемлемости для определения сплоченности группы.
.Экспериментальное выявление возможностей социометрии для определения коэффициента сплоченности группы и социального статуса каждого члена коллектива.
Мы предположили, что определение положения каждого ребенка в групповых структурах очень важно для дальнейшего формирования его личности. Для более полного и разностороннего изучения сплоченности коллектива воспитанников детского сада и социального статуса каждого ребенка наиболее удобна шкала приемлемости.
Исходя из вышеизложенного перед исследованием были поставлены следующие задачи:
.Адаптировать методику шкалы приемлемости для изучения избирательных отношений в группе детского сада, учитывая возрастные психологические особенности испытуемых.
.Выявить возможность использования шкалы приемлемости для определения достоверного коэффициента сплоченности коллектива и социального статуса каждого ребенка.
I. Теоретические аспекты вопроса
Проанализируем некоторые работы и исследования.
В работах отечественных психологов основной акцент был сделан на изучение дошкольных групп как зарождающегося коллектива.
В 60 - 70-х гг. на фоне бурного развития социальной психологии появился ряд исследований. Достоинством одних является углубленное изучение осознания внутригрупповых отношений между членами группы , положительной стороной других - сочетание изучения социометрической структуры детских коллективов с исследованием взаимодействия в микрогруппах, их составляющих .
Многие работы поднимают проблему влияния деятельности на отношения детей. В них обнаружено, что отношения детей обусловлены особенностями организации их совместной деятельности , показано влияние ее на содержание общения , зависимость социометрического статуса ребенка от уровня общения (9 , 3 ).
Исследователей интересовали особенности мотивировок социометрических выборов, условия взаимовлияния детей, зависимость содержания оценок и самооценок от положения ребенка в группе сверстников. Полученные результаты показали, что у младших дошкольников мотивировки социометрических выборов имели узколичную направленность, а у старших чаще носили общественный характер; дети, занимающие благоприятное положение в группе сверстников, более активно распространяли собственные ценностные ориентации. Сопоставляя влияние на оценивание дошкольников различных факторов, авторы констатировали, что с большей объективностью дети оценивают сверстников, занимающих лидирующее и среднее положение, с меньшей - отверженных, среди которых много неуверенных в себе, ослабленных или сверхобщительных (1, 4, 5).
В некоторых работах изучалось, как влияет присутствие сверстников на притязания ребенка в игре, и подчеркивалось, что в дошкольном возрасте у детей в процессе взаимодействия развивается потребность в признании. Это находит свое отражение в притязании на значимое место в группе сверстников в определенных условиях, когда у ребенка снижается риск, что его поползновения будут отвергнуты (5).
Межличностные отношения рассматриваются авторами как избирательные предпочтения одних детей перед другими, а сверстник, соответственно, выступает как предмет эмоциональной и деловой оценки. От трех до шести лет отношение к сверстнику проходит закономерный путь возрастного развития, который неразрывно связан с развитием самосознания ребенка (7).
Отечественные психологи, изучающие ребенка-дошкольника в совместной деятельности с другими детьми, во взаимоотношениях со сверстниками, придают большое значение содержательному анализу внутригрупповой активности, воспитанию положительных гуманных отношений между детьми. Исследуя взаимодействие дошкольников со сверстниками, эмоциональные и оценочные отношения, независимость в поведении маленьких детей, их оценочные ориентации, психологи в большинстве своем основываются на теории, в которой придается доминирующее значение обществу сверстников, формирующемся в детском саду для развития личности ребенка.
Проанализировав работы некоторых исследователей, попытаемся сформулировать рабочий подход к понятию межличностных отношений , необходимых при проведении собственного экспериментального исследования межличностных отношений в группе детского сада. Для того, чтобы подойти к дифференциации понятий об основных внутригрупповых феноменах, и, в частности, к определению взаимоотношений, необходимо рассмотреть общую структуру межличностных групповых процессов.
Есть основания считать, что необходимо рассматривать личность ребенка, как развивающуюся в системе коллективных отношений и фиксировать те психологические феномены, которые порождаются при взаимодействии детей друг с другом. В развитии личности выделяются два типа закономерностей. Первый - внутренние психологические закономерности, определяемые внутренними противоречиями в системе внутригрупповых и межгрупповых отношений, субъектом которых является личность. Второй - закономерности, возникающие как в результате вхождения личности в новые группы и выступающие в качестве институтов ее социализации, так и вследствие даваемого внешними обстоятельствами изменения социальной позиции личности внутри группы. В самом общем виде развитие личности человека можно представить как процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. От младенчества до гражданской зрелости этот процесс нельзя представить иначе, как вхождение в общественно-историческое бытие, представленное в жизни человека его участием в деятельности и общении различных групп, в которых он осваивается и которые он активно осваивает. В том случае, если индивид входит в относительно стабильную социальную общность или в этой общности меняется его позиция, он проходит три фазы своего становления в ней как личности. В результате у него возникают соответствующие личностные новообразования.
Первая фаза развития личности предполагает усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Принеся с собой в новую группу все, что составляет его индивидуальность, субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы и не овладеет теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы. У него возникает объективная необходимость максимально адаптироваться в общности. В этой фазе - фазе адаптации- индивид может выступить как личность для других. Вторая фаза характеризуется поиском средств и способов для обозначения своей индивидуальности - это фаза индивидуальности. Третья фаза детерминируется противоречиями между сложившимся стремлением субъекта быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности и потребностью общности одобрять лишь те индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют ее ценностям, способствуют успеху совместной деятельности и т.п. В результате эти выявившиеся отличия принимаются и поддерживаются коллективом и закрепляются в качестве индивидуально- психологических черт личности. Если противоречие между индивидом и группой оказываются не устраненными, возникает вытеснение личности из данной общности, либо ее фактическая изоляция в ней.
Третья фаза называется фазой интеграции личности в общности. В рамках этой фазы у индивида складываются новообразования личности, которых у него не было, но которые отвечают потребности группового развития и собственной потребности индивида осуществить свой вклад в жизнь группы.
Каждая из фаз выступает как момент становления личности индивида в ее важнейших проявлениях и качествах - здесь протекает ее развитие. Если человеку не удается полностью преодолеть трудности адаптационного периода в значимой для него социальной среде и вступить во вторую фазу развития, у него будут складываться качества конформности, безынициативности, появится робость, неуверенность в себе. Он остается на первой фазе становления и утверждения себя как личности, что приводит к серьезной ее деформации. Если, находясь в фазе индивидуализации, человек предъявляет членам значимой для него общности свои индивидуальные отличия, которые те отвергают как не соответствующие потребностям общности, то это способствует развитию у индивида таких личностных новообразований, как негативизм, агрессивность, подозрительность, завышенная самооценка. Если человек успешно проходит фазу интеграции, у него формируется коллективизм, как качество личности.
Поскольку человек в своей жизни входит не в одну общность и ситуации успешной адаптации, индивидуализации и интеграции в социальной среде воспроизводится многократно, а соответствующие неоформации закрепляются, у него складывается достаточно устойчивая структура личности. Сложный процесс развития личности еще более усложняется тем, что социальная среда не является стабильной и индивид на своем жизненном пути оказывается включенным в общности неидентичные по своим социально - психологическим характеристикам. Принятый в одной референтной группе, он оказывается не интегрированным, отвергнутым в другой, в которую включается после или одновременно с первой. Ему снова и снова приходится утверждаться в своей личностной позиции. Помимо этого сами референтные группы для него находятся в процессе развития, в них происходят изменения, приспособиться к которым индивид может только при условии активного участия в воспроизводстве этих изменений. Поэтому наряду с внутренней динамикой развития личности надо учитывать динамику развития те групп, в которые включается личность.
Все это приводит к необходимости сделать следующий вывод: личность ребенка формируется в результате последовательного включения в различающиеся по уровню развития группы; развитие личности детермируется процессом развития группы, в которой она интегрирована и которая доминирует на данной ступени; наиболее благоприятные условия для формирования наиболее ценных качеств создает группа высокого уровня развития - коллектив.
В конкретных условиях нашей жизни воспитание ребенка, начинаясь и продолжаясь в семье, с трех - четырех лет, как правило, протекает одновременно и в детском саду, в группе сверстников, где возникает новая ситуация развития личности. Про своим социально - психологическим параметрам это группа, в которой воспитатель, опираясь на семью, а также используя игровые, трудовые, общественно полезные виды и формы деятельности, формирует гуманность , трудолюбие, коллективизм и другие социально - ценные качества. Три фазы развития личности предполагают: адаптацию - усвоение норм и способов поведения в условиях взаимодействия детей друг с другом; индивидуализацию - стремление ребенка найти в себе нечто, выделяющее его среди других детей, либо позитивно в различных видах самодеятельности, либо в капризах и шалостях; интеграцию - гармонизацию неосознаваемого стремления дошкольника обозначить своими действиями собственную неповторимость и готовность взрослых принять в нем только то, что соответствует общественно обусловленной задаче обеспечения его перехода на новый этап общественного воспитания - в школу. В данном периоде развития личности ребенка характерно преобладание адаптации и индивидуализации.
Проблема исследований личности ребенка - это проблема, прежде всего, социально - психологическая. Ключ к пониманию личности ребенка находится не в сфере его индивидуального сознания, а в системе общественных отношений, в мире значимых для него людей, в социальных группах. Экспериментальные исследования отношений ребенка в группе сверстников в контексте игры, общения раскрывают многомерный характер межличностных отношений в детской группе, эти отношения имеют уровневую организацию функционально - ролевых, эмоционально - оценочных и личностно - смысловых связей между сверстниками.
Функционально - ролевые отношения представлены в виде ролей, норм, ценностей, определяемых особенности совместной деятельности. На основе этих отношений происходит процесс социализации ребенка. Эти отношения зафиксированы в специфических сферах социальной жизнедеятельности детей: трудовой (в формах самообслуживания), учебной и игровой. Функционально - ролевые отношения, присущие учебе и труду, усваиваются под непосредственным руководством взрослого. Функционально - ролевые отношения, задаваемые игровой деятельностью складываются вне непосредственного влияния взрослого.
В самой игре можно выделить отношения собственно игровые и отношения по поводу игры. Собственно игровыми отношениями воспроизводятся принятые в культуре нормы и образы поведения - они заранее известны. Параигровые отношения представляют собой межличностные отношения, возникающие при обсуждении замысла игры, распределении ролей, построении сюжета. Психологически важно, что ребенок сам осуществляет личностный выбор своей роли. Именно в параигровой ситуации возникают и разрешаются конфликты детской жизни: «во что играть?», « кого принимать в игру?», «кто будет главным?». Впоследствии эти конфликты могут находить свое выражение в эмоционально - оценочных отношениях.
Эмоционально - оценочные отношения проявляются в эмоциональных предпочтениях - симпатии и антипатии, дружественных привязанностях. Этот тип отношений возникает довольно рано и сначала может быть обусловлен чисто внешними моментами, либо оценкой взрослого, либо прошлым опытом общения с конкретным человеком. Эмоционально - оценочные отношения влияют на общение и взаимодействие детей в группе: когда конфликты разрешаются ребенком в пользу друга, проявляясь в желании уступить. Главная функция этого типа отношений - осуществление коррекции поведения сверстника в соответствии с нормами совместной деятельности.
Третий аспект отношений затрагивает личностно - смысловую сферу отношений ребенка со значимыми для него другими детьми. Главный регулятор этого типа отношений - другой, существующий в воображении или в реальном плане. Когда ребенок в силу изменения социальной роли берет на себя ответственность за благополучие другого человека, тогда четко проступают его личностно - смысловые отношения с другими.
Итак, изучение функционально ролевых отношений связано с ответами на вопросы: «где разворачиваются отношения?» (в игре, учебе, вокруг той или иной деятельности) и «что они отражают?» (нормы, образцы, права и обязанности). Изучение эмоционально оценочных отношений связано с ответами на вопросы: «какие это отношения?» и «как они функционируют?». Эти отношения проявляются в выборе партнеров. Изучение личностно - смысловых отношений связано с ответом на вопрос: «Ради чего, во имя кого осуществляется деятельность?». Необходимо разграничить психологический смысл понятий социальная перцепция, общение и взаимодействие, т.к. эти аспекты имеют значение в данном исследовании межличностных процессов дошкольников в общей структуре группы детского сада.
При изучении общения детей дошкольного возраста правомерно считать, что общение - это коммуникативная деятельность, процесс специфического контактирования лицом к лицу, которое может быть направлено не только на эффективное решение задач совместной деятельности, но и на установление личностных отношений и познание другого человека. Следует отметить, что общение как специфический вид взаимодействия индивидов с помощью разнообразных коммуникативных средств может выполнять многие функции: обмен информацией, планирования и организации совместной деятельности, а также функцию перцептивную - воспитания и понимания партнера. Общение может выступать как самостоятельная деятельность...
Похожие материалы:
Курсовая работа: Развитие игровой деятельности в дошкольном возрастеРеферат: Когнитивное развитие в дошкольном возрасте
Дипломная работа: ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Реферат: Описание межличностных отношений
Курсовая работа: Исследование взаимосвязи межличностных отношений и картина будущего у супругов в молодых семьях