Дипломная работа: Возможности предмета «Самопознание» в духовно-нравственном воспитании школьников»

Содержание

Введение
. Психолого-педагогические и исторические аспекты проблемы самопознания
.1 Феномен самопознания в истории науки
.2 Возрастные особенности процесса самопознания в индивидуальном развитии школьников
. Управление процессом развития самопознания школьников в педагогическом процессе школы
.1 Потенциал педагогической фасилитации самопознания в духовно-нравственном становлении личности школьника
.2 Результаты экспериментальной работы по изучению влияния предмета «Самопознание» на духовно-нравственное развитие школьников
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Дата добавления на сайт: 27 августа 2024


Скачать работу 'Возможности предмета «Самопознание» в духовно-нравственном воспитании школьников»':


Министерство образования и науки Республики Казахстан
Костанайский социально технический университет имени академика З. Алдамжар
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
На тему: «Возможности предмета «Самопознание» в духовно-нравственном воспитании школьников»
Выполнил
Медведева М.Т.
Костанай
Содержание
Введение
. Психолого-педагогические и исторические аспекты проблемы самопознания
.1 Феномен самопознания в истории науки
.2 Возрастные особенности процесса самопознания в индивидуальном развитии школьников
. Управление процессом развития самопознания школьников в педагогическом процессе школы
.1 Потенциал педагогической фасилитации самопознания в духовно-нравственном становлении личности школьника
.2 Результаты экспериментальной работы по изучению влияния предмета «Самопознание» на духовно-нравственное развитие школьников
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
С обретением независимости перед казахстанским обществом со всей очевидностью встала проблема нравственного-духовного воспитания новых поколений, поиска ценностей, способствующих установлению между его гражданами добра, справедливости, взаимопомощи, терпимости.
В первое десятилетие независимости, так называемый транзитный период, в казахстанском обществе преимущественно осознавалась лишь задача формирования функциональной грамотности людей и их адаптации к условиям становления рыночной экономики. На практике пренебрежительное отношение к воспитательной функции общества и системы образования в значительной степени повлияло на рост бездуховности, культа потребления, привело к снижению патриотизма граждан и отчуждению в семьях. В последующие годы эти драматические реалии выявили острую потребность в разработке национальной модели образования, адекватной потребностям суверенной страны. В новом историческом контексте нужно было в первую очередь обеспечить сохранение гуманистических национальных идеалов, единства народа, ценностей семьи и личности.
Социальный заказ казахстанского общества образованию определили программные установки Президента страны Нурсултана Назарбаева, заложившие образ будущего страны как «общества максимальных возможностей, где уважается личность и свобода человека», «ценятся честь, достоинство и репутация каждого, где присутствуют высокая мораль, этические стандарты и духовные ценности».
Стало очевидным, что задача гармоничного развития человека в образовательном процессе может быть решена только через ценностное освоение им лучших образцов мировой и национальной культуры, ведь образование качественно в той мере, в какой обеспечивает выработку мировоззренческих и поведенческих ориентиров личности.
В этих условиях Первая леди Сара Алпыскызы инициировала широкомасштабную образовательную программу «Самопознание» по нравственно-духовному развитию подрастающего поколения. Автор идеи изначально была убеждена в том, что вершина мудрости - Любовь, а секрет счастья - в познании человеком самого себя, раскрытии своих неограниченных возможностей для достижения счастья и жизненного успеха. Глубоко символично, что начало эксперимента по апробации программы «Самопознание» совпало с началом нового тысячелетия. По мнению культурологов, с этого момента начался новый период в мировой истории, именуемый «культурой антропоцентрического типа». Содержание этого этапа предполагает ценностное осмысление сущности человека и его места в окружающем мире.
Эксперимент длился 10 лет. Поначалу небольшая группа людей, вдохновленных идеями духовно-нравственного воспитания, породила армию единомышленников. В 2000 году экспериментальная площадка представляла собой всего два детских сада, три школы и пять вузов. С 2001 года в Республике Казахстан начал осуществляться эксперимент по разработке и апробации учебно-методического обеспечения курса ''Самопознание'' в отдельных учебных заведениях и дошкольных учреждениях. В разработке проекта принимал участие Институт гармоничного развития детей, "Школа будущего" Республиканского детского фонда "Бобек", Национальный научно-практический, образовательный и оздоровительный центр "Бобек" (Алматы).
В 2010/2011 учебном году предмета «Самопознание» в соответствии с протокольным поручением Премьер-Министра Республики Казахстан К.К. Масимова на всех уровнях образования вводится «Самопознание» как базовый предмет в объеме одного часа в неделю [1].
Введены изменения и дополнения в Государственный общеобязательный стандарт начального, основного среднего, общего среднего образования (приказ МОН РК № 367 от 9 июля 2010 г.).
В разработке проекта принимал участие Институт гармоничного развития детей, "Школа будущего" Республиканского детского фонда "Бобек", Национальный научно-практический, образовательный и оздоровительный центр "Бобек" (Алматы).
Автором уникального проекта, предмета духовного и нравственного развития детей и юношества является первая леди Казахстана Сара Алпысовна Назарбаева. Идея проекта заключается в привитии детям, подросткам, юношам общечеловеческих нравственно-духовных ценностей, чувства уважения этнокультурных традиций, норм и воспитании на их основе гармонично развитой личности, способной к инновационной деятельности в условиях рыночных преобразований, готовой принять реалии современности.
О значимости активного, деятельностного подхода в самопознании и самосовершенствовании в четырнадцатом слове Абай писал: «…Многие сходят с пути истины не от недостатка разума, а от того, что не имеют в сердце мужества и стойкости, чтобы принять советы умного и следовать им. Многим из тех, кто уверяет, будто совершил зло по незнанию, я не верю. Есть у них знания, но постыдное безволие и лень заставляют их пренебрегать этими знаниями. Отступившись раз, редко кто находит в себе силы для исправления» [2].
Педагоги «Самопознания» понимают: долг каждого педагога заключается в том, чтобы дать ребенку обрести свое «Я». Теперь особенно актуально звучит высказывание знаменитого грузинского педагога Шалвы Александровича Амонашвили, чей педагогический авторитет признан во всем мире: «Действительно гуманная педагогика- это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя» [3].
Современное образование в Республике Казахстан нуждается в моделировании принципиально нового подхода в развитии гармоничной личности.
Таким образом, результатом изучения обозначенной проблемы стало выделение нами следующих противоречий:
между потребностью общества в духовном оздоровлении на основе укрепления преемственности поколений в традиционных ценностях и утрачиванием школьным образованием функции нравственно-культурного наследования;
между потребностью образовательно-воспитательной практики в педагогическом инструментарии предмета «самопознание» и недостаточным уровнем педагогического опыта реализации технологии воспитания на уроках «самопознание»;
между объективной ценностно-ориентирующей значимостью обучения и отсутствием необходимой связи с обновляющейся теорией воспитания;
между потребностью подрастающего поколения в педагогической поддержке самопознания и реально существующим уровнем педагогической фасилитации самопознания.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Возможности предмета «самопознание» в духовно-нравственном воспитании младших школьников».
Целью нашего исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможностей духовно-нравственного воспитания в процессе учебно-воспитательной деятельности на уроках «самопознание».
Объект исследования: процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Предмет исследования: педагогический потенциал предмета «самопознание» в духовно-нравственном воспитании младших школьников
Гипотеза исследования: процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников будет протекать эффективно, если: - школа развивается как воспитательная система гуманистического типа, считающая высшей ценностью человека и обеспечивающая педагогическую поддержку самопознания ребёнка, утверждения его самоценности на основе высоких нравственных идеалов.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
. Дать анализ состояния проблемы самопознания в теоретической литературе.
. Выявить и апробировать возможности предмета «самопознание» в духовно-нравственном воспитании младших школьников.
3. Разработать рекомендации по реализации программы духовно-нравственного воспитания на уроках «самопознание» в начальной школе
Самопознание - это комплексный предмет, опирающийся на мировую практику, предмет инновационный, направлен на самого себя. Курс ''Самопознание'' призывает искать баланс души и тела. Без корысти, без зависти, без ревности стремится к развитию этой божественноси.
Идея педагогической поддержки самопознания возникла на основе опыта выдающихся педагогов и выработанных принципов помощи ребенку, сохранения его индивидуальности и самоценности в процессе свободного воспитания (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Ф. Фребель, Ф. Дистервег, Дж. Дьюи, М. Монтессори, Л.Н. Толстой, Д.И. Писарев, С.Т. Шацкий и т.д.). В практике воспитания идея поддержки и помощи нашла свое отражение в работе Я. Корчака и С. Френе.
Теоретическая база курса базируется на ряде концепций ученых Казахстана (д. филос. н. проф. Нысанбаев А.М., д. психол. н. проф. Шерьязданова Х.Т. д. пед. н. проф. Кожахметова К.Ж., Узакбаева С.А., Балтабаев М.Х.)
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что конкретизированы задачи нравственного воспитания младших школьников, вытекающие из республиканской концепции воспитания:
выявлена готовность учащихся и педагогов к реализации задач духовно-нравственного воспитания на уроках «Самопознание», отражающих ориентацию на общечеловеческие и национальные ценности, формирование нравственных отношений;
выявлены особенности нравственного воспитания младших школьников в современных условиях и причины, затрудняющие его осуществление;
обоснованы основные направления деятельности учителя по духовно-нравственному воспитанию младших школьников на уроках «Самопознание».
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная система критериев и показателей будет способствовать более глубокому изучению духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках «Самопознание»; разработанные рекомендации будут способствовать достижению более успешных результатов в организации процесса педагогической фасилитации самопознания школьников.
Базой исследования является СШ № 23 г. Костаная.
1.Психолого-педагогические и исторические аспекты проблемы самопознания
.1 Феномен самопознания в истории науки
Проблема самопознания в науке имеет давнюю историю. Вместе с тем следует отметить, что в условиях унификации общества исследования в этой области не столь многочисленны. Лишь начиная со второй половины 20-го века философы, педагоги, психологи начинают активно исследовать проблемы, связанные с сущностью личности, процессов её становления, что было вызвано возрастанием роли личности в истории человеческой цивилизации, персонификации общества.
Для выяснения сущности самопознания важны идеи, которые накоплены педагогикой, психологией и другими науками. Обратимся к истории науки.
Пожалуй, одно из 1-х обращений к проблеме самопознания можно увидеть в трудах античных философов.
Известно классическое выражение Сократа « Я знаю, что я ничего не знаю», дошедшее до нас в известном трактате Платона « Апология Сократа».
В «Апологии» Платон описывает, как Сократ в поисках мудрости обращается к поэтам, ремесленникам, политикам чтобы спросить, кто самый мудрый из всех людей. Пифия ответила, что мудрее всех, без сомнения, Сократ, и последний был так поражен, что готов был не поверить божественным словам. Тогда только выяснился Сократу смысл Аполлоновых слов: он такой же невежда, как и все прочие люди, но он уже тем мудрее их, что сознает это самое свое невежество.
Но в чём истинная мудрость и что же подлежит истинному познанию?
Ответ на этот вопрос указан самим Сократом: «Истина, добро и красота - единственно важные предметы изучения и знания, без чего человек, как бы сведущ он ни был в других областях, есть не что иное, как невежда». И именно в силу того, что все прочие люди, не зная - как и он сам - что, собственно, такое эти истина, добро и красота, вместе с тем даже не сознают самой важности такого знания и потому не замечают в себе столь существенного пробела, Сократ пришел к заключению, что он все же мудрее их [4].
Таков истинный смысл сократовского сознания своего невежества: это не было скромное или смиренное паче гордости заявление своего незнакомства с теми или другими отраслями знания, как это принято думать, а грандиозное завоевание человеческого разума - целый переворот в системе философского мышления. Нравственная сторона человеческого существа была поставлена этим в центре вселенной, и изучение ее во всех положениях и отношениях провозглашено самым ценным и важным делом в области нашей познавательной деятельности. Вся предыдущая философия, начиная от Фалеса, занималась исключительно вопросами космологическими, ища то в области математики, то физики, то психологии ключа к уразумению мироздания, его законов, его происхождения, его общего смысла. Сократ же первый - если не считать попыток элеатской школы, более важных исторически, нежели с точки зрения развития мысли,- стал настаивать на изучении человеческого духа как важнейшего объекта нашего познания - и в этом заключается его бессмертная заслуга перед наукой.
О необходимости самопознания предупреждал Я.А. Коменский, когда писал, что «деятельный ум, не будучи занят чем-то полезным, займется бесполезным, пустым и пагубным». Он призывал к саморегуляции жизнедеятельности: «Мужеству пусть они учатся, преодолевая самих себя, сдерживая свое влечение к излишней беготне или игре вне или за пределами положенного времени, в обуздывании нетерпеливости, ропота, гнева» [цит по 5]. Умению руководить своим временем, навыкам самопознания нужно учить. Джон Локк пишет: «... однако очень важно и стоит затрачивать усилия на то, чтобы приучить душу господствовать над собой и быть способной, по собственному выбору, освобождаться от увлечения одним предметом, обращаться легко и с удовольствием к другому или в любой момент стряхивать с себя вялость и энергично приниматься за то, что указывает разум или совет другого... Это является более полезным приобретением, чем знание латыни или логики и большей части тех предметов, которым обычно детей заставляют учиться» [6]. Таким образом, Д. Локк раскрывает суть самопознания и обосновывает необходимость обучаться ему («приучить душу господствовать над собою»). Более того, он подчеркивает высшую ценность этого умения по сравнению с ценностью освоения предметных знаний, выделяя значимость формирования субъекта учения и организации личностного времени.
Большой вклад в развитие идеи самопознания внёс замечательный украинский мыслитель Г Сковорода. Нравственный смысл познания, по мнению Г.Сковороды, является главной сущностью человеческого бытия:
«Итак, познать себя самого, и сыскать себя самого, и найти человека - все сие одно значит». [7]
С учетом вышеизложеных положений мы приступаем к анализу проблемы познания и самопознания в учении Г. Сковороды. Этот вопрос в его творчестве несет большую смысловую нагрузку, ибо путь от признания действия закона сродности к учению о счастье проходит у философа через познания человеком мира и самого себя.
Г. Сковорода считает, что знание может стать ошибочным, если оно будет касаться только телесного, видимого, а не сущности. Только при условии познания внутренней сущности вещей человек может почерпнуть для себя познавательный и поучительный опыт в том, что везде присутствует невидимое начало, которое руководит действительностью. Отсюда осознание того факта, что особенности духа находят свое проявление в видимой плоти: “Подлая наша природа, находясь тенью, находится обезьяною, подражающей во всем своей госпоже натуре”. И далее он пишет: “Итак, если нечто узнать хочешь в духе или в истине, усмотри прежде во плоти…” [8].
Процесс познания у Сковороды тесно связан с процессом самопознания. Поскольку все сосредоточено в человеке, то и самопознание есть одновременно и путем, который ведет к познанию космоса. Идея самопознания наиболее четко формулируется у философа в интерпретации мифа о Нарциссе. Известный миф о юноше, который, увидев в зеркале ручья свое прекрасное отражение, влюбился в себя. Однако образ самовлюбленности и индивидуализма не удовлетворяют Сковороду. Для него Нарцисс - это человек, не просто влюбившийся в свою внешность, но совершивший дерзкий акт самопознания: “Нарциссов образ благовестит сие: “Узнай себя!”. Будто бы сказал: хочешь ли быть доволен собой и влюбиться в самого себя? Узнай же себя!” [7].
Дальнейший шаг самопознания у Сковороды ведет к богопознанию - наивысшему достижению человеческого духа. Истоки самопознания следует искать в Библии: “Библия дышит сим вкусом: “Узнай себя” [7]. Человек прежде всего должен проникнуть в свой внутренний мир, а затем познать царствие Божие. Самопознание человеком своей природы, реализация природных способностей в «сродном труде» является главным условием достижения счастья.
Одной из главных задач самопознания Сковорода называет познание своих природных склонностей и способностей для определения своего предназначения и избрания соответствующего вида деятельности. Выбор профессии, не отвечающей внутреннему миру самого человека, может иметь фатальные последствия как для него, так и для общества.
Сложность же абстрактного мышления, являющегося основой второй ступени познания - познания сущности, обусловлена тем, по мнению полтавского мыслителя, что при этом изменяется не только способ, но и сам объект, т.е. при переходе от явления к сущности человеческая мысль познает уже не материальное, а идеальное, трансцендентное. Познание идеального и есть главная цель философии.
К проблеме самопознания обращался и немецкий философ Кант. По Канту, сложность самопознания состоит в том, что здесь объект познания тождествен своему субъекту. Но это не полная тождественность, поскольку самопознание человека способствует и изучению сущности вещей, природы, в которой разум видит присутствие мудрости невидимой натуры. Познание тайн мироздания должно привести человека к мысли, что материальное существование исчерпывает сущности бытия. Действительным предметом познания является духовная форма, внутренний смысл.
В концепции И.Канта мы находим и мистические моменты самопознания. Самопознание, с одной точки зрения, ставит задачу раскрытия духовной сущности человека, при этом, человек, раскрывая себя, переродиться. Самопознание, которое раскрывает в человеке его сущность является моментом его второго рождения. Самопознание - это начало мудрости божественного.

Похожие материалы:

Реферат: Духовно-нравственное формирование личности младших школьников