Курсовая работа: Возрастные кризисы: психологическая сущность, структура и содержание

Проблема возрастных кризисов актуальна и интересна, но недостаточно разработана в теоретическом и экспериментальном плане.
Суть возрастных кризисов - это изменение системы взаимоотношений человека и окружающей действительности. В отличие от кризисов невротического или травматического типа, они являются нормативными изменениями, необходимыми для нормального психического развития.

Дата добавления на сайт: 27 августа 2024


Скачать работу 'Возрастные кризисы: психологическая сущность, структура и содержание':


НЕГОСУДАРТСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ
АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)
Направление - 030301.62 Психология
Профиль - Клиническая психология
КУРСОВАЯ РАБОТА
Возрастные кризисы: психологическая сущность, структура и содержание
Венедиктова Ольга Николаевна
Магнитогорск

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
. СУЩНОСТЬ ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА
.1 Понятие о возрастном кризисе
.2 Отличия критических периодов развития от стабильных периодов
. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ
.1 Кризис рождения и новорожденности
.2 Кризис одного года
.3 Кризис трёх лет
.4 Кризис семи лет
.5 Кризис подросткового возраста
.6 Кризис юности
.7 Кризис молодости
.8 Кризис взрослости
.9 Кризис старости
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Проблема возрастных кризисов актуальна и интересна, но недостаточно разработана в теоретическом и экспериментальном плане.
Суть возрастных кризисов - это изменение системы взаимоотношений человека и окружающей действительности. В отличие от кризисов невротического или травматического типа, они являются нормативными изменениями, необходимыми для нормального психического развития.
В эти периоды изменяется эмоциональный фон, появляются элементы депрессивной симптоматики, тревожности, напряженности, снижения работоспособности. Дети в критические периоды становятся раздражительными, капризными, непослушными, вступая в конфликты с взрослыми. Для педагогов и родителей становится необходимой выработка новых стратегий воспитания и обучения в связи с кардинальными изменениями в психике ребёнка. Возрастные кризисы характерны не только для детского возраста. Существуют и так называемые кризисы взрослости, характерной чертой которых является анализ жизни человека и самого себя.
Исследование возрастных кризисов является важным моментом в практической деятельности психолога, так как помогает ему найти выход из кризисных состояний человека с наименьшими потерями и наибольшими приобретениями.
В данной работе рассмотрены основы понятия «возрастной кризис», показано отличие критических периодов от стабильных, а также дано развёрнутое описание всех возрастных кризисов.
Цель работы - формирование представлений о сущности, структуре и содержании возрастных кризисов.
Задачи: теоретическое исследование критических возрастов; анализ структуры и содержания возрастных кризисов.
Предмет исследования - влияние возрастных кризисов на жизнь человека.
Данная работа опирается на труды Л.С. Выготского, Э. Эриксона, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович и др.

. СУЩНОСТЬ ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА
1.1 Понятие о возрастном кризисе
Возрастные кризисы - это непродолжительные по времени (до года) возрастные периоды, в которые происходят резкие психологические изменения. Возрастные кризисы возникают при переходе от одной возрастной ступени к другой и относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального развития личности (Л.С. Выготский, Э. Эриксон).
В современной психологии выделяются следующие возрастные кризисы [10]:
·кризис рождения
·кризис новорожденности
·кризис одного года
·кризис трёх лет
·кризис семи лет
·кризис подросткового возраста (14-15 лет)
·кризис юности (18-20 лет)
·кризис молодости (около 30 лет)
·кризис взрослости (40-45 лет)
·кризис старости (около 60 лет)
В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии. Часть авторов (С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец) считают, что кризисы являются негативным, девиантным проявлением, результатом неправильного воспитания, и что нормальное развитие человека вполне возможно без прохождения кризисов. Другие же авторы (Л. С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин) считают кризисы необходимым и обязательным условием для дальнейшего развития человека. Более того, человек, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.
Возрастной кризис также обусловлен биологическими факторами (физиологические сдвиги в организме, морфофункциональные перестройки и др.), и социальными факторами (смена социальной ситуации развития, изменение статуса, принятие новых социальных ролей и др.). Возрастные кризисные изменения могут иметь непродолжительный характер, оставаясь практически незаметными для человека и окружающих его людей и выражаясь в аномальном поведении, а могут быть достаточно длительными, затяжными.
Протекание возрастных кризисов во многом зависит от темперамента, характера, индивидуальных биологических особенностей, социальных отношений, эмоционально-мотивационной сферы и др. Начало кризисного периода отмечается конфликтом между доступным и желаемым, т. е. конфликтом между рефлексивными моделями и готовностью человека выполнять намеченную жизненную траекторию.
Возрастной кризис характеризуется стремлением к смене ведущей деятельности, так как в новых возрастных условиях реализация прежней затруднена, либо невозможна. При обострении внутри личностных противоречий внешние условия могут спровоцировать возрастной кризис. Человек при этом становится более неустойчивым, на слабые раздражители отвечает неадекватными реакциями, что приводит к существенным изменениям в поведении.
Термин «возрастной кризис» ввёл отечественный психолог Л. С. Выготский и определял его как изменение личности человека, возникающее при смене стабильных периодов.
По Выготскому, возрастной кризис - качественные позитивные изменения, в результате которых личность переходит на новую, более высокую ступень развития. Длительность, форма и острота протекания этих изменений зависят от индивидуальных особенностей, социальных и микросоциальных условий.
По определению Л.С.Выготского, в кризисные периоды ребенок в короткий промежуток времени изменяется целиком, становится трудновоспитуемым, но дело не в воспитании, а в изменении - ребенок становится иным по отношению к самому себе прежнему.
К внешним поведенческим особенностям кризисов по Выготскому [4] относятся следующие:
·неотчетливые границы, отделяющие начало и конец кризисов. Кризис возникает незаметно, трудно диагностировать его начало и конец;
·в середине кризиса наблюдается его кульминация, наличие которой отличает критический период от других;
·в поведении ребенка происходят резкие изменения, он становится трудновоспитуемым, снижаются интерес к занятиям и школьная успеваемость. Возможны конфликты с окружающими.
При более тщательном анализе можно обнаружить более глубокие особенности в поведении детей в кризисный период:
·в отличие от устойчивых этапов, развитие совершается скорее разрушительно, чем созидательно;
·прогрессивное развитие личности ребенка в это время приостанавливается, на первый план выходят процессы распада и разложения того, что образовалось на предшествующем этапе;
·ребенок не столько приобретает, сколько теряет из прежде приобретенного, ранее сложившиеся интересы распадаются.
Таким образом, по Выготскому, кризис - это этап развития, требующий обязательного разрушения, преодоления старой системы (отношений, связей, действий).
Основные положения Л.С.Выготского были развернуты в работах его последователей (Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович и др.).
Д.Б.Эльконин определяет кризисы как переходы от одной системы к другой. Д.Б.Эльконин считал, что каждый период состоит из двух стадий: на первой стадии осуществляется изменение мотивационно-потребностной сферы личности, а на второй происходит освоение операционно-технической сферы. Он открыл закон периодичности разных типов деятельности на каждом этапе: за деятельностью, которая ориентирует субъекта в системе отношений между людьми, взаимодействия в социуме, обязательно следует деятельность, ориентирующая в способах употребления предметов. Между этими двумя типами ориентации каждый раз возникают противоречия.
По Д.Б.Эльконину [19], кризисы новорожденности, 3 и 11 лет - это кризисы отношений, когда возникают новые ориентации в человеческих взаимоотношениях; а кризисы 1-го года, 7 и 15 лет - кризисы мировоззрения, изменяющие ориентацию в мире вещей.
Л.И. Божович подразумевала под кризисами переходные этапы от одного периода детского развития к другому. Она считала, что в ответ на потребности ребёнка возникает системное новообразование, которое несет в себе побудительную силу. Это новообразование является обобщённым результатом психологического развития ребёнка в предшествующий период и становится основой для дальнейшего формирования и развития личности. Поэтому Л.И. Божович рассматривает кризисы как переломные этапы онтогенетического развития личности, анализируя которые можно найти психологическую сущность этого процесса.
Особенно ярко критические периоды проявляются у детей, чьи новые потребности, появляющиеся в конце каждого этапа психического развития, не удовлетворяются, либо активно подавляются. Л.И. Божович подчеркивала, что следует различать неудовлетворение потребностей в результате подавления их социальными требованиями (как окружающих, так и самого субъекта), и случаи неудовлетворения потребностей по причине отсутствия подходящих способов их удовлетворения. Так, во втором варианте противоречие между субъектом и его возможностями является основной движущей силой психического развития.
Таким образом, возрастной кризис считается переходным этапом, который переживает человек при смене возрастных периодов, когда завершаются определенные стадии развития.
1.2 Отличия критических периодов развития от стабильных периодов
Выделяются два периода развития - постепенного, литического и резкого, критического. В первый период изменения происходят медленно, эволюционным, или литическим течением. Это возрасты плавного, незаметного внутреннего изменения личности ребенка, когда на протяжении длительного срока (обычно несколько лет) не происходят какие-либо резкие перемены, перестраивающие всю личность ребенка. Они выступают наружу и становятся доступны прямому наблюдению только как заключение продолжительных процессов латентного развития.
В устойчивые, или стабильные, периоды развитие совершается главным образом за счет постепенных изменений личности ребенка, которые, накапливаясь, скачкообразно обнаруживаются в виде каких-либо возрастных новообразований. Этими периодами, если брать чисто хронологически, занята большая часть жизни. Если сравнивать человека в начале и в конце стабильного возраста, то можно отчётливо увидеть огромные перемены в его личности.
Стабильные возрастные периоды изучены значительно больше, чем те, которым характерен другой тип развития - кризисный. В этот период, длящийся от нескольких месяцев до двух лет, происходят резкие и значительные изменения в личности человека. Он меняется весь в целом, в основных чертах личности за короткий срок. Развитие происходит бурно, стремительно, как по скорости происходящих изменений, так и по смыслу совершающихся перемен.
Как уже было сказано выше, существуют внешние поведенческие особенности кризисов. Первой особенностью таких периодов является трудность в определении начала и конца кризиса, отделяющих его от стабильных периодов. Кризис начинается незаметно, сложно определить его наступление и окончание. С другой стороны, в середине этого возрастного периода происходит обострение кризиса, его кульминационная точка, которая является отличительной чертой критических периодов. Благодаря ней можно приблизительно очертить границы этого возрастного этапа, принимая за его начало ближайшее полугодие, предшествующее кульминационной точке, и ближайшее полугодие после неё.
Второй особенностью является так называемая трудновоспитуемость. В этот период ребёнок как бы выпадает из системы педагогического воздействия. В школьные годы в критические периоды у ребёнка обнаруживается ослабление интереса к школьным занятиям, общее снижение работоспособности, и как следствие падение успеваемости. Ребенок становится относительно трудновоспитуемым потому, что изменение педагогической системы, применяемой к ребенку, не успевает за быстрыми изменениями его личности, так как педагогика критических возрастов меньше всего разработана в теоретическом и практическом отношении. Так же этот возраст сопровождается более или менее острыми конфликтами с окружающими. В этот период ребёнок очень переживает, борясь с внутренними конфликтами.
Третьей и самой важной в теоретическом плане особенностью критических возрастов является негативный характер развития. В отличие от стабильных возрастов, в критические периоды развитие совершает разрушительную, а не созидательную работу. Прогрессивное развитие личности на этом этапе приостанавливается. На первый план выходят процессы свертывания и отмирания, распада того, что образовалось в стабильный период. В критические периоды не столько приобретается, сколько теряется из приобретенного прежде, уходят интересы, прежде сложившиеся формы внешних отношений и внутренней жизни.
Но все эти особенности встречаются не всегда. У разных детей критические возрастные этапы проходят по-разному. Существует множество вариаций протекания кризиса, чем в стабильные периоды. Например, не у всех детей наблюдается выраженная трудновоспитуемость или снижение школьной успеваемости. Важно влияние внешних и внутренних факторов на ход самого кризиса.
В критические периоды разрушительная работа совершается в зависимости от необходимости развития свойств и черт личности. Исследования показывают, что негативное содержание развития в переломные периоды только обратная сторона позитивных изменений личности, являющихся смыслом всякого критического возраста. Сущность критического возраста заключается в возникновении своеобразных и специфичных новообразований, которые, в отличие от стабильных возрастов, носят переходный характер и не сохраняются в том виде, в котором возникли. Они включаются в состав новообразований следующего, стабильного периода.

. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ
2.1 Кризис рождения и новорожденности
возрастной кризис стабильный критический
Акт рождения ребенка сопровождается сильным стрессом, как для матери, так и для новорожденного. После появления на свет, нервная система ребёнка глубоко потрясена происшедшим, что дало основание называть это психологической травмой рождения. В одночасье происходит переход от темноты к свету, от тепла к холоду, от одного типа питания к другому, многие физиологические системы начинают работать заново. Родовой кризис - это этап перехода от внутриутробного к внеутробному образу жизни.
При рождении происходит физическое отделение ребенка от матери, что приводит к разрыву биохимических, структурно-органических, физиологических связей между ними. Происходит резкий скачёк в развитии ребёнка, переход от биологического к социальному типу развития. Так как младенец не может самостоятельно удовлетворить ни одной жизненной потребности, взрослый становится для него основой развития и полноценной жизни.
Так как этот период очень короткий (до трёх недель), здесь не происходит больших приобретений в психическом развитии, уход за ребенком в основном состоит в стабилизации неустойчивых форм поведенческих реакций.
Кризис новорожденности характеризуется переходом от автоматических движений к произвольным. Ребёнок начинает держать голову, переворачиваться с бока на бок, со спины на живот и обратно. Но главным приобретением в этот период является хватательный рефлекс - первое организованно направленное действие. Ребёнок совершенствует психическое управление движениями рук на основе зрительного восприятия предмета на разнообразных ситуациях, создаваемых взрослым.
Затем ребенок учится сидеть без поддержки, что способствует расширению круга обозреваемых и вовлекаемых в исследование предметов.
Для ребёнка в этом возрасте огромный интерес представляют люди. В присутствии других, особенно матери, он улыбается, оживляется, громко смеётся, бурно реагирует на щекотание. На этом этапе у ребенка преобладает благодушное, жизнерадостное настроение.
Основой развития в кризис новорожденности является противоречие между социальностью ребёнка и минимальными возможностями реализовать эти социальные связи и отношения. В этот период важными становятся взаимоотношения типа « уход - приход» (сон-бодрствование, голод-сытость, взятие-невзятие на руки и др.), образующие пространство, где появляются и реализуются новые средства утверждения и подтверждения самости ребенка. В этот период реализуется потребность в общении и взаимоотношении между ребёнком и взрослым. Такой тип общения называется непосредственно-эмоциональным. Все поведение ребенка теперь воспринимается как «речь», требующая ответа: на плач - приход или предметное замещение, на улыбку - подтверждение своего присутствия и т.п.
Так же в этом возрасте начинается развитие непосредственно речи. Взрослый, имитируя звуки ребёнка, вступает с ним в так называемый «разговор», а ребёнок начинает подражать звукам взрослого. Подражание выступает здесь как своеобразная форма общения и механизм развития речи.
2.2 Кризис одного года
В исследовании кризиса первого года жизни важны 3 момента:
·развитие ходьбы
·развитие речи (первые слова)
·проявление аффектов и воли
С развитием ходьбы у ребёнка расширяется пространство. Но помимо этого происходит отделение его от взрослого. Теперь ребёнок сам решает, куда ему идти, а не мать ведёт его. Ходьба - это важное основное новообразование младенческого возраста.
Развитие речи связано с появлением первых слов. В этом возрасте ещё нельзя сказать, является ли ребёнок говорящим или нет, так как его речь эмоционально окрашена и понятна только близким. Это новообразование даёт начало к возникновению осмысленной речи.
Проявление аффектов и воли, по Л.С.Выготскому, связано с появлением первых актов протеста, противопоставления себя взрослому. Так как ребёнок начинает вести себя как независимое существо, в этом возрасте совершенно нормальным считается появление негативизма, если блокируется его исследовательская деятельность, действия с предметами и т.п. Если ребёнку в чём-то отказано, он в своём поведении как бы возвращается к более раннему этапу своего развития. Подобные реакции наблюдаются у всех детей этого периода, даже у благополучно развивающихся, и могут длиться до 6-7 месяцев.
Взрослому следует проявить терпение и тактичность. Ребёнок в этом возрасте быстро и без проблем переключается на другую деятельность, включается в новую ситуацию, если появляется возможность проявить свою активность и самостоятельность. Поэтому следует, с одной стороны, поощрять его самостоятельность, а с другой, строить взаимоотношения на основе потребности ребёнка в сотрудничестве с взрослыми.
Негативизм в поведении ребёнка, эмоциональные вспышки проявляются в связи с назревшими противоречиями между новыми потребностями ребёнка и возможностями его действий с предметами, отношений с взрослыми,...

Похожие материалы:

Дипломная работа: ВОЗРАСТНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ КРИЗИСЫ В ПСИХОСОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ. ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСОВ