Дипломная работа: Возрастные особенности волевой регуляции у подростков и старшеклассников

Воля это сознательное регулирование целенаправленной деятельности и поведения, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Дата добавления на сайт: 11 августа 2024


Скачать работу 'Возрастные особенности волевой регуляции у подростков и старшеклассников':


ФГБОУ ВПО "Тольяттинский государственный университет"
Гуманитарно-педагогический институт
Кафедра теоретической и прикладной психологии
.62 "Психология"
Дипломная работа
на тему: "Возрастные особенности волевой регуляции у подростков и старшеклассников"
Тольятти, 2015
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы волевой регуляции у подростков и старшеклассников
.1 Проблема "воли" в отечественной и зарубежной психологии
.2 Развитие воли и ее возрастные особенности
.3 Становление волевой регуляции детей школьного возраста и ее специфика у подростков и старшеклассников
.4 Условия и факторы, влияющие на развитие волевой регуляции
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное изучение волевой регуляции подростков и старшеклассников
.1 Экспериментальное изучение волевых особенностей у подростков
.2 Экспериментальное изучение волевых особенностей у старшеклассников
.3 Сопоставление результатов тестирования и выявление волевых особенностей у подростков и старшеклассников
Выводы по второй главе
Заключение
Библиография
Приложения
Введение
Воля это сознательное регулирование целенаправленной деятельности и поведения, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
С.Л. Рубинштейн писал: "Уже первое, направленное на определенный объект, осмысленное действие ребенка, разрешающего какую-нибудь "задачу", является примитивным "волевым" актом".
Л. Фарбер предлагал разделение воли по феноменологическим характеристикам на две действительности. В первом случае воля рассматривается как целостный опыт личности. Во втором случае воля "сознательная", требующая усилий и необходимости принимать решения.
Воля основана на глубоко осознанной цели, ответственности и чувстве долга.
Волевая регуляция у подростков неоднозначна. Это происходит, потому что возрастает общая активность подростка, а механизмы волевой регуляции еще плохо сформированы. Воспитательные воздействия подростками воспринимаются критично, так как они стремятся к независимости, поэтому не всегда могут проявлять волевую регуляцию.
Однако, принято говорить, что у подростков слабо развита воля, чем у детей других возрастов. Подростки легко попадают под чужое влияние, ведут себя не по принятым правилам и нормам, плохо организованы, легко поддаются трудностям.
У старшеклассников проявление волевой регуляции определяет механизм самостимуляции. Самостимуляция лучше осмысливается, а также дифференцированно используется при преодолении трудностей, следует отметить, что самостимуляция она является главным компонентом в психологической структуре волевой регуляции учащихся.
В старшем школьном возрасте существенно изменяется социальная ситуация развития. Этим существенно определяются особенности познания окружающего мира старшими школьниками: если подросток идет к познанию внешнего мира во многом "от себя", через свои переживания, интересы и стремления, то старшеклассник, познавая внешний мир, воссоздавая в своем сознании более или менее полное представление о нем, "возвращается к себе": "Что я значу в этом мире?", "Какое место занимаю я в нем?", "Каков я?", "Каковы мои возможности?" Интерес к собственной личности, попытки разобраться в ее особенностях, достоинствах и недостатках обусловливают стремление старшеклассника к моральным знаниям и волевой регуляции
Актуальность проблемы: Проблема воли и волевой регуляции не теряет своей актуальности и в современной психологии. Это обусловлено значительностью развитости воли и волевых качеств личности.
Цель: Изучение возрастных особенностей волевой регуляции у подростков и старшеклассников.
Объект: Волевая сфера подростков и старшеклассников.
Предмет: Возрастные особенности волевой регуляции подростков и старшеклассников.
Гипотеза: Воля проходит свое развитие в течение многих этапов возрастного становления личности на протяжении всей жизнедеятельности, приближаясь к регулятивным функциям воли. Мы предполагаем, что в подростковом возрасте при развитости воли все еще недостаточно сформирована волевая регуляция, влияющая на произвольное поведение и деятельность подростков, а уже в старшем возрасте достаточно сформирована волевая регуляция, влияющая на произвольное поведение и деятельность личности.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы волевой регуляции у подростков и старшеклассников
. Провести экспериментальные исследования с целью выявления специфики волевой регуляции у подростков и старшеклассников
. Проанализировать результаты исследования.
Методы исследования:
Теоретические:
анализ психолого-педагогической литературы по изучаемому вопросу,
Эмпирические (тестирование):
количественный и качественный анализ полученных данных.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы волевой регуляции у подростков и старшеклассников
.1 Проблема "воли" в отечественной и зарубежной психологии
Проявление воли в разных ситуациях может свидетельствовать о свойствах и волевых качествах личности. Понятие "волевые качества", а также точный выбор этих качеств не определены. И поэтому ряд ученых задаются вопросом о том, действительно ли существуют эти качества.
Воля это сознательное регулирование целенаправленной деятельности, которая основана на глубоко осознанной цели, ответственности и чувстве долга. Эта сторона воли, которая связана с преодолением трудностей в жизни человека, Гегель охарактеризовал таким образом: "В то время как интеллект старается лишь брать мир, каков он есть, воля напротив, стремится к тому, чтобы теперь сделать, чтобы теперь сделать мир тем, чем он должен быть".
Контроль над своим поведением - это и есть основное проявление воли.
Распространенным является взгляд на волю как осознанное и произвольное регулирование человеком своей деятельности. Воля - это средство реализации деятельности, определяющая способность к осознанным и намеренным действиям.
Исследователи воли дают не одно определение воли, используют целую систему определений для того, чтобы наиболее полно отразить понимание данного термина.
Сеченов И.М. определял волю таким образом: "Воля не есть какой-то безличный агент, распоряжающийся только движением, - это деятельная сторона разума и морального поведения".
Василюк Ф.Е. определял волю, как "орган" целостного человека, который осуществляет реализацию всего жизненного пути, указывая, что в изучении данной проблемы, внимание должно уделяться не количественным показателям, а на " происходящих в целостном волевом акте соднржательно- ценностных преобразованиях".
Иваннинков В.А. связывал волю со смыслом действия. Он считал, что развитие волевого действия происходит тогда, когда оно входит в широкий мотивационный спектр, и внешне - нейтральное действие соединяется с мировоззрением и моделью личности. [26]
Левин К. провел эксперимент, результаты которого состоят в следующем: при заучивании слогов, ассоциации не имеют мотивационной силы. Он связал волевое поведение не с выполнением любого действия, а только преднамеренного.
Одно из заметных направлений в западной психологии, связанных с традиционной проблематикой изучения волевого поведения, составляют исследования настойчивости. Следует отметить, что англоязычный термин "persistence" в переводе на русский язык имеет довольно широкое поле значений, которые не исчерпываются понятием "настойчивость". Семантическое поле данного термина включает целый ряд понятий, традиционно относящихся к волевым характеристикам в отечественной психологии: терпение, упорство, постоянство, стойкость, последовательность и т.д. В американской психологии исследования настойчивости в рамках проблемы persistence, по существу, вылились в самостоятельное направление со своим собственным категориально-методическим аппаратом, в котором понятию "воля" места не нашлось. Видимо, отчасти этим объясняется недостаточное внимание к работам данного направления в отечественных публикациях по проблеме воли. Отдельные сведения об этом направлении содержатся в работе, где отражен ряд публикаций и подвергнуты справедливой критике исходные посылки этого направления и некоторые конкретные результаты.
Все исследования настойчивости, начиная с самых ранних, можно разделить на три большие группы. В одной группе исследований настойчивость рассматривается как некоторое свойство характера, которое определяет поведение данного субъекта (отсюда название исследований - "trait studies"). Ситуативные факторы в данном подходе игнорируются; главное допущение состоит в том, что влияние личностных структур или черт, значительно превосходит ситуативные влияния - фокус исследовательского внимания сосредоточен на постоянстве поведения субъекта в различных ситуациях.
Л. Фарбер предлагает разграничение воли по феноменологическим характеристикам на две реальности. В первом случае Л. Фарбер рассматривает волю, как целостный опыт личности и спонтанность движения в любом направлении, которое дает ощущение свободы и возможности развития, ибо результат этого движения, его итог заранее неизвестны. Воля может "присоединяться" ко всем способностям человека - физическим и духовным, интеллектуальным и эмоциональным. Наличие воли при этом сразу может не замечаться и быть опознано лишь позже. Во втором случае воля "сознательная", она требует усилий и необходимости принимать решения. Это та сфера воли, которая обычно изучается в психологии. Заранее ясна цель волевого поведения ("Я делаю это для того, чтобы..."). Если во взаимоотношениях первой и второй реальности воли происходит перевес второй, возникает потеря спонтанности, свободы, активности в действиях человека. [29]
Р. Ассаджиоли очень широко рассматривает понятие волевого действия, так как часто любое осознанное действие в его системе становится волевым. Он выделяет аспекты, качества и стадии воли и предлагает множество практических упражнений, направленных на тренировку воли.[29]
К аспектам воли Р. Ассаджиоли относит ее оценочные характеристики, выделяя:
. "сильную" волю; сила воли может быть достигнута за счет постоянной тренировки с использованием конкретных техник;
. "умелую" волю - способность добиться результата с минимальными затратами;
. "хорошую" волю; волевое действие должно непременно иметь перед собой "хорошие" цели, согласующиеся с требованиями общепринятой морали.
Среди качеств воли выделяются:
. Энергия - динамическая сила - интенсивность; это качество зависит от трудности достижения цели;
. Мастерство - контроль - дисциплина; здесь подчеркивается такая функция воли, как регулирование и контроль других психических функций;
. Концентрация - сосредоточенность - внимание; это качество имеет особое значение в тех случаях, когда объект воздействия или задача не являются привлекательными сами по себе;
. Решительность - быстрота - проворность в принятии решения;
. Настойчивость - стойкость - терпение;
. Инициатива - отвага - решимость (на поступки); у этого качества есть два истока: во-первых, осознание факта, что абсолютной безопасности не существует где бы то ни было и рисковать все равно приходится; во-вторых, переживание радости, чувства "расширения" сознания при встречах с риском и опасностью;
. Организация - интеграция - синтез; здесь снова отражена тенденция воли как организующего звена к объединению, тех средств, которые нужны для успешного решения задачи. [13]
Акт воли состоит из шести стадий:
. Цель, оценка, мотивация. Цель должна быть осознанной, не только видимой, но и желанной. Из оценки поставленной цели рождаются мотивы.
. Размышление.
. Выбор (одной цели из нескольких).
. Подтверждение.
. Составление программы действий, ориентированной на имеющиеся средства.
. Исполнение.
Таким образом, мы видим, что в западной психологии проблема воли сохраняется в явном и неявном виде. Больший интерес вызывают не теоретические представления о воле, а экспериментальные исследования отдельных вопросов, традиционно связанных с проблемой воли, и практика использования различных приемов тренировки волевого поведения. [29]
.2 Развитие воли и ее возрастные особенности
Произвольное поведение у ребенка развивается с осуществлением познавательных действий и подражанием взрослых. Ребенок, манипулируя предметами, устанавливает, что после конкретных действий происходят конкретные события. Соответственно ребенок производит эти действия для того, чтобы происходили определенные события, можно говорить о том, что ребенок делает это осознанно.
В раннем детстве ребенок не может воспроизвести ему знакомое действие, если не имеет определенного представления, например, если у ребенка нет ложечки, то он не может показать, как ее использовать (до двух летнего возраста).
Поэтому нужно сформировать у ребенка способности к представлению тех предметов, которые отсутствуют, это является незаменимым условием в развитии произвольности у ребенка. Поведение ребенка определяется представляемой ситуацией. Данное явление способствует в старшем возрасте самостоятельной постановкой цели.
К трем годам действие без реального предмета совершают девяносто четыре процента детей.
В два три года закладываются основы регулирующей функции речи. Чтобы сформировать волевые действия у, нужно выработать у ребенка прочную и действенную реакцию на два "словесных сигнала": "надо" и "нельзя".
Тем не менее, побуждение и затягивание действий в таком возрасте регулируются внешними факторами.
С.Л. Рубинштейн говорит о том, что было бы неправильно считать маленьких детей не способными к самообладанию и изображать их маленькими дикарями, которые живут не поддающимися обузданию инстинктами и импульсивными влечениями. В три года дети выражают самообладание. Они проявляют самообладание, отказываясь от приятного и наоборот, решаются на что-нибудь неприятное, если это необходимо. Приблизительно в этом возрасте дети начинают осознавать, что не всегда можно делать то, что им захочется. Это означает, что дети способны ограничить себя в чем-то или сделать выбор.
Следует отметить, что к трем годам у детей появляется выраженное стремление к самостоятельности "Я-сам", - ребенок так реагирует на вмешательство и помощь со стороны взрослых.
Маленьким детям трудно подчиняться требованиям, что-то не делать, чем просьбам делать что-то иное. Для этого взрослым лучше выражать свои требования в позитивной форме, нежели в негативной: "Ты уже большой мальчик, покажи, как ты это умеешь делать".
Основной деятельностью у дошкольников является игра. Фактором, стимулирующим волевое усилие, является исполнение ребенком определенной игровой роли.
Т.О. Гиневская считает, что ребенок, изображая определенную роль, прикладывает больше волевых усилия, соответственно результат получается лучше, чем если просто попросить что-то сделать.
З.М. Мануйленко выявил закономерность, которая заключается в следующем: если попросить детей 3-4 лет сохранить неподвижную позу, то они могут выдержать примерно 18 секунд, но если попросить детей изобразить часового, то неподвижность сохраниться в 5 раз дольше.
С.Е. Кулачковская считает, что дети от 4-х до 6-ти лет способны сдерживать свое поведение втрое больше детей ранних возрастов.
Контролирование своих действий развивается с 4-х лет.
В 4-5 лет у детей наблюдается чувство обязанности, обусловленное послушанием. Также отметим, что возникает чувство вины, в случае не выполнения своих обязанностей.
По окончанию дошкольного возраста дети начинают брать на себя ответственность за выполнение заданий, осознавая необходимость, доводят дело до конца.
Дети в возрасте 6 лет при выборе цели проявляют инициативу, настойчивость, самостоятельность, самообладание, но это в том случае, если эти действия сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями.
Для детей старшего дошкольного возраста слова" "можно", "нельзя", "надо" являются основой для регуляции, когда их произносят мысленно.
Это является первым самостоятельным проявлением ребенком силы воли.
Новый этап в развитии волевой сферы личности ребенка является поступление в школу, характеризующийся как младший школьный возраст.
Те требования, которые предъявляют детям, способствуют усиленному развитию сдержанности (выдержки). Эти качества составляют основу дисциплинарного поведения, которые по окончанию первого года становятся привычными для детей.
Исходя из исследований Селиванова В.И. (1949) и Игнатьева Е.И. (1960) можно говорить о том, что умение проявлять волевые усилия у учащихся 1-ых и 3-их классов заметно растет. Это проявляется в их умственной деятельности.
Происходит формирование произвольных умственных действий, произвольного внимания, целенаправленное наблюдение. Учащиеся намеренно и преднамеренно запоминают учебный материал, проявляют упорство в решении умственных задач.
Если в 1-ом и во 2-ом классах школьники совершают волевые действия по указанию учителей и взрослых, то в 3-ем классе дети способны совершать волевые действия по собственному желанию и мотиву. В случае необходимости дети самостоятельно создают условия, которые исключают привычные действия, например, ребенок, может воздержаться от рассматривания интересных картинок во время учебного процесса. Иначе говоря дети в этом возрасте целенаправленно переключают внимание.
Школьник проявляет упорство в учебной деятельности, на занятиях, только если присутствует интерес к предмету.
Так, например, Хохлов С.И. показал, что школьники, у которых слабо развита воля, могут проявить высокую регуляцию в изучении предмета, только если присутствует интерес, при изучении же нелюбимого предмета высокая регуляция проявляется у школьников с большой силой воли.
Очень часто младшие школьники проявляют волевое усилие только для того, чтобы расположить к себе учителей и взрослых, тем самым являются исполнителями воли других (Высоцкий А.И.).
Безусловно, можно говорить о том, что у младших школьников развита самостоятельность. Однако самостоятельность проявляется вследствие возникающих эмоций, а не в результате осмысления своей роли в определенной ситуации. Зачастую школьники проявляют упрямство, дабы защитить свои интересы, и даже если они не правы, настойчиво оправдывают свои поступки.
"Несправедливо, выставленная отметка", может послужить поводом для упрямства и в дальнейшем развития конфликта между учащимся и учителем. Это происходит потому, что учитель не всегда мотивирует выставление отметок или потому, что не поощряет усилия ученика. В данной ситуации упрямство рассматривается как протест и проявляется в нежелании подчиняться требованиям учителя и отвечать на уроках.
Следует отметить проявление младшими школьниками такого волевого качества, как решительность, которая может быть связана и с высокой импульсивностью.
Младшие школьники обладают выдержкой, умением сдерживать свои чувства. Проявляется выдержка в подчинении требования взрослых, закрепляется именно в этом возрасте, так как правила поведения в школе начинают регулировать поведение...

Похожие материалы:

Реферат: Возрастные особенности саморазвития и самоактуализации зрелой личности

Курсовая работа: Особенности агрессивного поведения подростков

Реферат: Развитие эмоционально-волевой сферы старшеклассников

Контрольная работа: Особенности развития личностной и эмоционально-волевой сферы

Курсовая работа: Психологические особенности проявления самостоятельности у подростков