Курсовая работа: Возрастно-половые различия в социальных представлениях о лицах с умственной отсталостью
Актуальность исследования. В наше время в России в период социально-экономических преобразований происходит закрепление и реализация обеспечения качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья, создания необходимых условий для различных категорий людей, а также содействия их свободной жизни.
Дата добавления на сайт: 25 сентября 2024
Скачать работу 'Возрастно-половые различия в социальных представлениях о лицах с умственной отсталостью':
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы отношения общества к лицам с ОВЗ
1.1 Подходы к изучению отношения общества к лицам с ОВЗ
1.2 Проблема социальных представлений в психологии
Глава 2. Эмпирическое исследование социальных представлений о лицах с умственной отсталостью
2.1 Метод личностного дифференциала
2.2 Организация исследования
2.3 Сравнительный анализ социальных представлений о лицах с умственной отсталостью в зависимости от возрастно-половых особенностей испытуемых
2.4 Факторный анализ содержания представлений о лицах с умственной отсталостью в зависимости от возрастно-половых особенностей испытуемых
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность исследования. В наше время в России в период социально-экономических преобразований происходит закрепление и реализация обеспечения качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья, создания необходимых условий для различных категорий людей, а также содействия их свободной жизни.
Весьма актуальным является решение проблемы социализации лиц с особенностями в развитии, что напрямую зависит от общественного сознания, которое формирует стереотипы восприятия людей с различными недостатками (физическими, психическими) и определяет отношение к таким людям. Социальное отношение к лицам с ОВЗ может либо содействовать, либо препятствовать их успешной социализации в окружающем мире.
В данной работе будет рассмотрен вопрос, касаемый различий в отношении мужчин и женщин разных возрастных категорий к лицам с умственной отсталостью.
На сегодняшний день имеется ряд исследований по проблеме восприятия и отношения общества к лицам с ОВЗ (Н.Н. Малофеев [26 - 29], И.А. Коробейников [22], И.Н. Нурлыгаянов [34], Е.Ф. Шереги [44 - 45], Е.Р. Ярская-Смирнова [49 - 50], П.С. Кузнецов [23], Л.А. Потылицына [36], С.В. Соловьева [41 - 42], С.В. Егорова [15]). К исследователям в области гендерных различий в восприятии общества можно отнести Т.В. Бендас [8 - 9], И.С. Клецину [21], Э. Аронсона [6], В.С. Агеева [3], Ш. Берн [10].
Особой вклад в изучение данной проблемы внес Н.Н. Малофеев, который рассматривает становление специальной педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, отмечая, каким образом происходила смена ценностной ориентации культуры и изменение отношения окружающих к лицам с ОВЗ. Автор раскрывает процесс становления специальной помощи: начиная от права на жизнь и заканчивая признанием равных прав, попытками обеспечить равные возможности. Это способствует более полному пониманию сложности и неоднозначности современной помощи и отношения к лицам с ОВЗ.
Данная дипломная работа состоит из двух глав, в ходе которых будет раскрыто содержание темы. В первой главе, посвященной проблеме изучения отношения общества к лицам с ОВЗ, имеется описание подходов к выявлению отношения общества к лицам с ОВЗ, а также раскрывается проблема социальных представлений в психологии, затрагивается тема стигматизации и представления о лицах с умственной отсталостью в российском обществе. Во второй главе будет представлено исследование и его результаты.
Цель исследования: выявить половые и возрастные различия в представлениях о лицах с умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1)провести теоретический анализ научной литературы по проблеме отношения общества к лицам с ОВЗ;
2)выявить специфику отношения мужчин и женщин разных возрастных категорий к лицам с УО;
)определить структуру социальных представлений мужчин и женщин о лицах с УО.
Объект исследования: социальные представления о лицах с умственной отсталостью.
Предмет исследования: возрастно-половые различия в социальных представлениях о лицах с умственной отсталостью.
Практическая значимость: данные могут быть использованы в определении уровня готовности общества к социальной интеграции лиц с УО.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, метод личностного дифференциала, метод математической статистики - U-критерий Манна-Уитни, факторный анализ.
социальное представление умственный отсталый
Гипотеза исследования: существуют возрастно-половые различия в социальных представлениях о лицах с умственной отсталостью.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы отношения общества к лицам с ОВЗ
1.1 Подходы к изучению отношения общества к лицам с ОВЗ
Симпатии и антипатии людей к какому-либо объекту изучения принято называть отношением. В целом отношение является суммарной оценкой объекта. Анализ отношения общества к лицам с ОВЗ может использоваться как для диагностики, так и в целях прогнозирования поведения людей в будущем. Оценки индивидов основаны на их собственных знаниях, на эмоциональных аспектах восприятия. Именно поэтому существует два способа формирования отношений: через мнения (познавательная составляющая, которая характеризует знания и убеждения людей) и через чувства (эмоциональная составляющая).
Важно отметить, что на данный момент нельзя четко обозначить конкретные методики, направленные именно на исследование отношения к лицам с ОВЗ. Однако выявить уровень представлений о лицах с ОВЗ можно путём адаптирования методик согласно цели исследования. Отношение общества к лицам с ОВЗ может быть измерено прямым образом, то есть путём постановки перед респондентами конкретных вопросов, как имеющих варианты ответов, так допускающие ответы в свободной форме. В случае если необходимо выявить определённый уровень отношения, используются соответствующие шкалы измерений. В качестве примера можно привести метод личностного дифференциала, о котором более подробно речь пойдет во второй главе. Личностный дифференциал (ЛД) можно назвать инструментом изучения конкретных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений. Областью применения данной методики является клинико-психологическая психодиагностика и социально-психологическая практика. ЛД может быть применён в целях получить информацию о субъективных аспектах отношений испытуемого, как к самому себе, так и к другим людям. Личностный дифференциал можно сопоставить такими категориями психодиагностических методов, как личностные опросники и социометрические шкалы. Благодаря методике личностного дифференциала можно установить, какими именно характеристиками наделяют мужчины и женщины лица с ОВЗ, какие существуют различия при оценке и познании лиц с отклонениями в развитии. Данные исследования с использованием ЛД можно применить в определении уровня готовности мужчин и женщин к активному включению лиц с ОВЗ в общество.
Для исследования отношения общества к лицам с особенностями в развитии так же возможно применение методики "незаконченных предложений". Это проективная методика, которую относят к методикам дополнения, в частности - аддитивным методикам, одному из разновидностей проективных методик. Методика включает в себя 60 незаконченных предложений, разделяющихся на 15 групп, которые характеризуют в определенной степени систему отношений к кому-либо/ чему-либо. Для каждой группы предложений принято выводить характеристику, которая определяет конкретную систему отношений в качестве положительной, отрицательной или безразличной. Такая количественная оценка значительно облегчает выявление у испытуемого дисгармоничной системы отношений. Методику "незаконченных предложений" можно считать одной из вариаций техники словесных ассоциаций. Наличие предложений снижает количество ассоциаций, которые вызываются отдельным словом, дает возможность более точного определения контекста, предоставляет наибольшую свободу индивидууму и большую вариативность ответов, а также способно отражать большую площадь поведенческого мира испытуемого.
Подходящей для исследования будет и методика Х. Азума и К. Кашиваги в адаптации Н.Л. Смирновой. Исследование особенностей представлений об умственно отсталом человеке происходит согласно инструкции в методике, респонденты должны вспомнить действительно существующего, знакомого им лично человека, либо представить себе такого человека, а затем описать его особенности [40].
Для данного типа исследований центральной проблемой является разработка методологии, так как возникает необходимость систематизации весьма большого объема исторического материала. Одним из наилучших способов систематизации можно считать содержательную периодизацию процесса эволюции отношения окружающих к людям с особенностями в развитии. В исследовании периодизация может использоваться в качестве метода классификации имеющегося исторического материала, в качестве инструмента для определения общих для разных стран закономерностей процесса развития отношения к лицам с особенностями в развитии. Также в исследовании периодизация может играть роль системы координат, благодаря которой возможно определение критических точек развития национальных систем специального образования.
1.2 Проблема социальных представлений в психологии
В наше время достаточно сильно возник интерес к изучению социальных представлений. Рассмотрение понятия "социальные представления" логично начинать с объяснения понятия "представления", которое довольно часто встречается в области общей психологии.
Представления - являются наглядным образом предмета или явления (события), который возникает вследствие прошлого опыта (то есть данных ощущений, восприятий) благодаря его воспроизведению в памяти или в воображении. Принято различать представление памяти и представление воображения, которые считаются переходной ступенью между восприятием и абстрактно-логическим мышлением. Представления можно считать образами предметов, явлений, ранее воздействовавших на органы чувств, но на конкретный, определенный момент непосредственно не воспринимаются.
В словаре под редакцией Ярошевского М.Г. и Петровского А.В., где представления описываются как "образы предметов, сцен и событий, которые возникают на основе их припоминания или же продуктивного вооб - ражения, которые могут носить обобщенный характер" [39].
Таким образом, в области общей психологии представления трактуются как некий образ, который существует в сознании человека, который основан на прошлом опыте и который может быть воспроизведен. Иными словами, "представление" является некоторой ступенью при переходе от восприятия к мышлению.
Социальная психология трактует понятие "представление" в социальном контексте. Представления являются больше в виде осмысленных знаний, которые являются в нынешнем обществе эквивалентом тому, что в традиционных обществах рассматривается в качестве мифов и верований.
Ряд авторов, которым принадлежат исследования социальных представлений, приводят иные примеры описания данного феномена:
Дюркгейм трактует социальные представления в качестве особой формы коллективного знания, способную усваивается отдельными индивидами.
Согласно Московичи С., социальные представления есть способы интерпретации и осмысления повседневной реальности; определенная форма социального познания, предполагающая когнитивную активность индивидов, групп" [31 - 32].
По мнению Жодле Д., социальные представления - это особые формы знаний здравого смысла, а их содержание, функции, воспроизводство определены социально.
Шихирев П.Н. описывает социальные представления в наиболее широком плане, их можно трактовать как свойства обыденного мышления, направленные, прежде всего, на освоение и осмысление социального, материального и идеального окружения" [48].
Согласно Андреевой Г.М., социальное представление играет роль фактора, конструирующего реальность и для отдельного индивида, и для группы в целом [5].
Можно сделать вывод, что социальные представления - особая форма познания, они способны отражать представления (образы) именно не отдельного индивида, а некоторой социальной общности, группы.
Основное внимание исследователей сконцентрировано на проблемах представлений, которые связаны с разными аспектами действительности. И прежде чем обращаться к современным исследованиям, необходимо выявить понятие социальных представлений в историческом контексте.
В наши дни в рамках зарубежной психологии можно обозначитьподход Московичи С. в качестве основного подхода к пониманию социальных представлений. Ценный источник современной концепции социальных представлений - это теория "коллективных представлений" французской социологической школы (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюля). Необходимо рассмотреть основные положения указанных теорий.
Э. Дюркгейм является первым, кто начал писать о коллективных представлениях. Согласно его мнению, общество является системой связей индивидов. Одним из самых главных объектов данной системы можно считать социальные факты или продукты социального взаимодействия. Социальные факты могут играть роль регуляторов социального взаимодействия, которые принуждают человека к конкретному поведению, не зависящему от индивидуального выбора. В качестве социальных фактов в теории Дюркгейма выступают нормы, стандарты поведения и оценки. Центральным местом среди них являются коллективные представления. Социальные факты можно считать коллективными представлениями. Основная функция коллективных представлений, согласно Дюркгейму, - осуществление единообразия поведения и умственной деятельности всех членов определенной группы, эти представления обязательны и обладают мотивирующей силой.
Леви-Брюль Л. также занималсяизучением коллективных представлений. Благодаря его исследованиям было выявлено, что разнообразие представлений в наибольшей степени зависит скорее от типа общества, нежели от сферы жизнедеятельности. Также Леви-Брюль полагал, что благодаря анализу коллективных представлений, есть возможность для изучения первобытного и цивилизованного мышления. Таким образом, коллективные представления "первобытного" общества являются представлениями, которые погружены в эмоциональную среду, они являются мистическими, очень тесно связанными с памятью (мир внутренних образов заметно преобладает над миром внешних и непосредственных). Коллективные представления "цивилизованного" общества - это представления, имеющие в своей основе прагматичные знания, которые способны обеспечить свободу речи, опыту, а также критики индивидов.
Более того, Леви-Брюльдал характеристики, которые свойственны социальным представлениям. К данным характеристикам он причисляет:
Холистичность, которая является любым убеждением, предполагающим наличие большого количества других, с которыми она формирует представление.
Они - духовные мыслительные конструкции, соотносящиеся с коллективными эмоциями, которые сопровождают их или созданные ими.
Они охватывают общие убеждения и идеи, которые относятся к практике, к реальности, не являются детальными.
Они имеют одинаковую значимость. Всякое своеобразно и значимо по отношению к другим.
Основываясь на идеях представленных выше авторов, С. Московичи развил свою концепцию социальных представлений.
Согласно Московичи С. высказывания, оценки и мнения социальных явлений по-разному организованы в различных культурах, классах, а также группах. Таким образом, данные категории могут анализироваться как характеристики целых групп, а не их отдельных членов, потому что они образуют системы, обладающие особым языком и основывающиеся на условиях социальной жизни. Следовательно, каждое общество в рамках своей жизни создает свою теорию, которая затрагивает абсолютно разные аспекты обыденного сознания. Таким образом, можно выделить представления, которые являются социальными по своей природе. С точки зрения Московичи С., социальные представления являются общественно обыденным сознанием, в рамках которого тяжело протекает взаимодействие на уровне здравого смысла разные убеждения, взгляды, знания и, конечно, сама наука; представления обнаруживают и в какой-то степени составляют социальную реальность. Центральным принято считать социальное происхождение данных представлений, убежденность в их справедливости и их принудительный характер для индивида. Но наука не вытесняет данные обыденные убеждения. Можно сказать, что наоборот, здравый смысл и научные представления в определенной степени взаимно способны переходить друг в друга. Социальные представления можно считать некоторой универсальной формой обыденного познания, сочетающей в себе компоненты знаний (когнитивный и аффективный), которые позволяют человеку устанавливать свою позицию по отношению к окружающему миру и, прежде всего, к себе.
В теории социальных представлений упоминается о двух их важнейших свойствах: они считаются групповым феноменом, а также обладают сложной структурой.
Принято считать, что социальные представления образуются и распространяются вследствие повседневного общения благодаря межличностной и массовой коммуникации. Они имеют достаточно сложную структуру, элементы которой могут быть различными по степени центральности - важности каждого элемента для системы социальных представлений в общем, в целом. Центральные элементы этой системы отвечают за её стабильность и образуют её ядро. Московичи С. Отмечает всего три измерения социального представления:
1.информация (является суммой сведений об объекте);
2.поле представления (содержит все многообразие его содержания, свойства, организованные в иерархическую систему);
3.конкретная установка, которая определяет действия и высказывания относительно конкретного объекта представления.
Процесс становления социальных представлений связан, в первую очередь, с закономерностями общественного развития и предрешает общую направленность социальной и культурной жизни группы, которая порождает данные представления; также этот процесс включает в себя непосредственное отражение действительности. Таким образом, механизм формирования социальных представлений включает в свой состав следующие этапы:
1."зацепление" (вначале любую новую идею необходимо закрепить - что-то конкретное, что позволит её занести в ранее существующую рамку понятий);
2.объективация (является попыткой обратить какой-либо новый известный образ в наиболее видимый, конкретный). Данный этап имеет всего две главные формы: персонализация (то есть попытка новый образ привязать понятие к какой-либо личности) и фигурация (способ призвать к некоторой формуле);
3.натурализация (рассматривается в качестве принятия полученного "знания" как некоторой объективной реакции).
Принято считать, что социальные представления выполняют конкретные социальные функции, к примеру, функцию инструмента познания, благодаря которому человек описывает, классифицирует, пытается объяснить события. А также, социальные представления могут играть роль способа опосредования поведения, способствующего направлению коммуникации в группе, обозначению ценностей, которые регулируют поведение. Можно сказать, что любые понятия, которые входят в состав социального представления, могут подвергаться "схематичной визуализации", и далее они включаются в, так называемую, своеобразную "идентификационную матрицу". В дальнейшем, базируясь на данной матрице, способны идентифицироваться и...
Похожие материалы:
Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Воспитание ребенка с умственной отсталостьюРеферат: Особенности психического развития детей с умственной отсталостью
Курсовая работа: Процесс формирования адекватной самооценки у подростков с умственной отсталостью
Реферат: Страхи. Степень выраженности разных страхов половые различия в степени выраженности разных видов страха, у людей в возрасте 19-20 лет
История болезни: Органическое заболевание головного мозга с депрессивно-бредовым синдромом и умственной отсталостью в стадии дебильности