Контрольная работа: Введение в профессиональную деятельность психолога в образовании

План

Введение
. Чем профессия психолога отличается от профессии священника?
. Рассмотреть подход гештальт-психологии
. Назвать основные особенности естественнонаучного и гуманитарного подходов в психологии
. Можно ли считать, что сегодня психология переживает кризис? Если да, назовите основные признаки этого кризиса. Если нет, - аргументируйте свою позицию
. Каким образом психологические знания транслируются по радио, приведите пример? В качестве примера может быть выдержка из любого радиопередачи, после которой дается краткий вывод о содержании представленной информации
. Представьте и изобразите графически "древо" психологии. Попытайтесь отразить не только как можно больше отраслей психологической науки, но и взаимосвязи между ними
Заключение
Список литературы

Дата добавления на сайт: 04 августа 2024


Скачать работу 'Введение в профессиональную деятельность психолога в образовании':


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Российский государственный профессионально-педагогический университет"
Институт психологии
Кафедра психология образования
Контрольная работа
по дисциплине "Введение в профессиональную деятельность психолога в образовании"
Вариант № 3
Выполнил: студент группы
Н.С. Дик
Проверил: В.А. Лебедева
Екатеринбург 2014
План
Введение
. Чем профессия психолога отличается от профессии священника?
. Рассмотреть подход гештальт-психологии
. Назвать основные особенности естественнонаучного и гуманитарного подходов в психологии
. Можно ли считать, что сегодня психология переживает кризис? Если да, назовите основные признаки этого кризиса. Если нет, - аргументируйте свою позицию
. Каким образом психологические знания транслируются по радио, приведите пример? В качестве примера может быть выдержка из любого радиопередачи, после которой дается краткий вывод о содержании представленной информации
. Представьте и изобразите графически "древо" психологии. Попытайтесь отразить не только как можно больше отраслей психологической науки, но и взаимосвязи между ними
Заключение
Список литературы
Введение
На первый взгляд, функции священника очень схожи с функциями психолога - и тот и другой стремятся восстановить мир и любовь, но не стоит переоценивать роль священнослужителей в деле врачевания душ.
Назначение священника
Чем отличаются священник и психолог, и кто может быть более полезен в процессе восстановления мира и понимания между людьми - священник или психолог? Прежде всего, нужно понять то, что делает священник и что делает психолог, их функции совершенно разные, хотя, можно подумать, что они схожи.
Роль священника заключается в том, чтобы привести человека к Богу и сделать, тем самым, его счастливым.
Назначение психолога
А чем занимается психолог? Психолог помогает человеку решить свои трудности в процессе жизни. Решить эти жизненные трудности можно по-разному, причем, их причины могут быть тоже самыми разнообразными.
Если иностранному языку можно научить, то и решать свои проблемы тоже можно научить, научить иному поведению в разных ситуациях. Это способен сделать психолог.
Религиозное и психологическое воздействие на окружающих.
Если смотреть с этой стороны, то работа психолога не слишком возвышенна и романтична, она уступает предназначению священника. Но она достаточно полезна и конкретна, так как отвечает на конкретный запрос человека. "У меня существует конкретная проблема. Что мне делать, как мне ее решить". И дальше начинается работа психолога по этапам, по своим правилам и уже через несколько встреч можно получить определенный результат. Это работа психолога.
То есть перед священником более возвышенная и трудная задача, иногда почти неразрешимая. А психолог работает конкретно, по конкретной методике в соответствии с конкретными этапами и получает сначала промежуточный, затем конкретный итоговый результат.
К кому же идти - к священнику или к психологу, кому отдать предпочтение? Это трудный вопрос для каждого. Можно попросить помощи и у священника, и у психолога, но необходимо не забывать о личной ответственности за свою собственную жизнь.
Психология - это наука, которая родилась из материализма. Материя - первична. Сознание вторично! Вера основывается на религиозных, идеалистических взглядах и утверждает обратное - первично Слово, Дух, то есть сознание берет верх над материей.
Но при этом психолог и священник занимаются, в общем, одним и тем же, - душой человека и всем, что с ней связано - поступками, намерениями, поведением…
Наука, как известно, отвергает существование этой самой души, ведь предметом науки может быть только то, что можно измерить и посчитать… То есть, упуская душу, занимается исключительно ее производными - настроением, характером, депрессией и отношениями человека с окружающими… А непосредственно о душе на психологическом сеансе речь не идет. Кто может посчитать и подвергнуть статистическому анализу душу?
Психология - это наука, а православие - это религия со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но, признаюсь честно, как только заговорил священник, сразу же появилась симпатия к его словам, к его манере преподносить информацию - спокойно, логично… Короче говоря, он меня заворожил, и я совсем забыла, что мы собрались здесь поспорить. В конце концов, пришли к выводу, что психология и православие могут дополнять друг друга, несмотря на то, что одна - религия, а другая - наука… Сейчас даже есть такое направление "православная психология".
С одной стороны, я видела много хороших психологов, после общения, с которыми у людей прояснялось в голове, жизнь менялась в лучшую сторону.
С другой стороны, есть и батюшки, которые реально помогают людям. И многие православные считают, что вполне достаточно разговора на исповеди со священником, и не нужно никакой психологи. Кто-то больше верит в науку, в психотерапию и психологию, а кто-то духовным отцам. Хотя, конечно, тут играет огромную роль личностный фактор. Какой перед вами психолог? Какой исповедует батюшка?
Как-то я решила зайти в ту церковь, в которой служил настоятелем тот священник - мой собеседник.
1. Чем профессия психолога отличается от профессии священника?
Психология и церковь, священник и психолог - тема сравнения этих понятий возникает постоянно. Актуальность этой проблемы не исчезла: несмотря на то, что противостояние психологии и церкви уже в прошлом, священнослужители по-прежнему относятся к психологии не совсем положительно.
Можно ли сравнить проблему человека входящего в Церковь с проблемой человека, который настраивается на длительную работу с психологом. Что общего у этих людей? Сравнимы ли деятельность практического психолога и священнослужителя?
Для того чтобы сделать сравнительный анализ работы психолога и священника, необходимо понимать особенности их профессионального труда и их историю.
Христианство не родилось одновременно со священниками. Первые появились апостолы, затем епископы. И те и другие - совершители церковных тайн, они одновременно и учителя, и помощники, и служители церкви. Позже всех - священники и диаконы.
Священник в то время является фигурой вспомогательной при епископе, и много позже наделяется правом совершать церковные таинства. Духовник (старец) принимает исповедь, готовит человека к крещению и помогает в решении разных вопросов. Это отдельный человек. Это разделение и позволяет нам сейчас отделить понятия совершителя тайн от понятия священнослужитель.
Что же, собственно говоря, составляет деятельность священника? Чаще всего в сознании возникает исповедь. Но не надо забывать, что на исповеди священник ничего не должен говорить, - это не беседа. Хотя в таинстве Исповеди есть вопросы, которые священник может задать человеку.
Очень часто тема бесед отходит в сторону от духовной жизни человека, и касается его взаимоотношений в семье, на работе и пр. Для многих людей это единственная возможность пожаловаться на жизнь. Такие беседы не имеют духовного смысла, но они необходимы людям.
Что требуется для успешной работы священника? Достаточно ли рукоположения в сан? Очевидно, что нет. Для того чтобы служение было успешным, необходимо образование, воспитание и серьезная подготовка.
Как методологически можно сопоставить работу практического психолога со священнослужителем? При сравнении нельзя забывать о том, что человеческая личность обладает даром свободы, и потому манипулировать душой ни в первом, ни во втором случае невозможно, без свободного выбора самого человека.
Основные пути и виды работы.
Беседа - это один из элементов работы практического психолога. Беседа психолога, несомненно, отличается от беседы в церкви. Это, как и у священнослужителя, тоже общение с человеком, который пришел со своими проблемами, но несколько иная. Человек просит помощи, и психолог обязан оказать такую помощь. Это его святая обязанность, главное служение. Беседа, разговор, общение - сближают священнослужение и практическую психологию.
Психолога можно назвать учителем, т.к. он просвещает людей, делится с ними антропологическими и психологическими знаниями, если не сказать - духовными. Психологическое консультирования и есть просвещение и учительство.
Консультации психолога отличаются от бесед со священником, как групповых, так и индивидуальных. Смысл этих консультаций - не религиозные вопросы: обретения веры, разрешения сомнений (работа священника), а личная жизнь человека. Обсуждаемые вопросы у психолога касаются личной, профессиональной и семейной жизни. Таким образом, этот вид работы и роднит данные профессии, и, в тоже время, в чем- то разделяет их.
Например, как можно сравнить общение священника с работой практического психолога с группой. В первом случае - это реальная жизнь, у психолога - искусственно созданная ситуация. Отличие явное. Где же совпадение? Беседа, индивидуальный подход, элементы учительства объединяют консультирование священника и психолога.
Работу священника и психолога связывает то, что они озабочены широким социальным контекстом своих подопечных.
Многие православные психологи считают, что они должны вести человека к вере, Богу. По мнению И.Н. Мошковой, практического психолога, одной из важнейших задач психологической службы - приводить человека к Богу. Как говорит Ф.Е. Василюк, известный христианский психотерапевт, декан факультета Психологического консультирования МГППУ, христианство должно быть той точкой опоры, на которой стоит психолог (психотерапевт).
. Рассмотреть подход гештальт-психологии
Гештальтпсихология была основана как психологическое направление в начале 10-х гг. XX в. тремя немецкими психологами - Максом Вертгеймером (Weгtheimeг, 1880 - 1943), Вольфгангом Кёлером (Kohleг, 1887 - 1967) и Куртом Коффкой (Kofflca, 1886 - 1941). Условной датой рождения этого направления считается 1912 год - год выхода в свет работы М. Вертгеймера "Экспериментальные исследования восприятия движения". В многочисленных экспериментах М. Вертгеймера, испытуемыми в которых были его друзья В. Кёлер и К. Коффка, изучалось в основном кажущееся движение, т.е. восприятие движения при отсутствии такового объективно. Подавляющее большинство экспериментов строилось в соответствии со следующей схемой.
Давалось два изображения простого объекта (допустим, светящейся в темноте полоски) на некотором расстоянии одно от другого. Сначала зажигалось (подсвечивалось) левое изображение, затем через какое-то время правое. Если интервал времени между появлением первого и второго объектов был достаточно велик, испытуемый видел просто одну полоску слева, а затем вторую полоску справа. Если интервал был очень мал, испытуемый не успевал проследить за тем, последовательно объекты предъявляются или нет, и видел их одновременно на обычных местах. И только при некоторой средней скорости смены одной экспозиции другой, испытуемый видел отчетливое движение полоски из левого положения в правое, хотя в действительности никакого движения не было.
Все еще господствовавший в то время принцип элементаризма (даже в варианте Австрийской школы) был абсолютно непригоден для объяснения данного феномена, названного М. Вертгеймером фифеноменом. В самом деле, возникающее целостное впечатление вовсе не строится как сумма входящих в его состав ощущений - ведь фактически, во всех трех вышеуказанных случаях, имеют место два ощущения (или элементарные восприятия) двух полосок света, однако во всех случаях они воспринимаются по-разному, т.е. каждый раз возникает новый гештальт - новое, качественно отличное от других целостное образование.
Более того, стоит только как-то изменить пространственно-временные условия предъявления изображений полосок (увеличить или уменьшить расстояние между ними при одновременном изменении интервалов их следования друг за другом), изменить их цвет (сделать, например, одну полоску синей, а другую - красной) и т. п. - и каждый раз возникают качественно отличные друг от друга гештальты (т.е. разные целостные психические структуры). Так, кроме феномена "обычного фидвижения" в исследовании 1912 г. были открыты еще и феномен "чистого движения" (когда кажется, что полоски стоят на месте, а между ними происходит движение какого-то объекта, но какого - неизвестно), и явление "частичного движения" (когда кажется, что движутся оба объекта: только первый из начального положения куда-то к середине, а второй откуда-то из середины в свое конечное положение) и т.п.
Поэтому для объяснения полученных явлений М. Вертгеймер был вынужден отказаться от элементаризма, в любом из его вариантов и предложил альтернативный ему целостный подход. Это означало, что (в данном случае) восприятие движения не следует рассматривать как сумму каких-либо ощущений, являющихся частями целого, - оно (восприятие) изначально строится как целостная структура, особенности которой определяются здесь и теперь существующими пространственными и временными условиями восприятия того или иного конкретного материала.
Итак, целое дано в восприятии испытуемого раньше, чем какая-либо его часть. Поэтому испытуемыми в экспериментах гештальт-психологов должны были быть "наивные" испытуемые, которые не будут "испорчены" титченеровским требованием "расчленения целого на элементы", и используемый в гештальтпсихологии метод, получил название "метода феноменологического самонаблюдения". Этот последний был очень похож на метод "внутреннего восприятия" Ф. Брентано, при котором предлагалось воспринимать явления внутреннего мира непредвзято и целостно.
Впрочем, целостность структуры вовсе не предполагает, что внутри общей целостности не могут быть выделены в качестве составных частей более мелкие гештальты, каждый из которых воспринимается как фигура на фоне 1. Так, в упомянутых экспериментах М. Вертгеймера в одной из экспозиций у испытуемого возникало впечатление двух одновременно возникших кажущихся движений в разных направлениях, каждое из которых воспринималось как фигура на общем фоне. Однако эти гештальты не менее целостны, чем общий гештальт сознания; они являются, поэтому единицами анализа сознания, а не его элементами. В отличие от элемента, не сохраняющего свойства целого, единицы анализа несут в себе эти свойства. Гештальтпсихология не меняла радикально предмет исследования - им по-прежнему выступало сознание человека, изучаемое методом феноменологического (целостного) самонаблюдения, и частично психика животных, при изучении которой гештальт-психологи фактически разработали объективные методы ее изучения.
Свою конкретную экспериментальную разработку идеи гештальт-психологов, получат в основном, в исследованиях 20-х гг. XX в. Берлинском университете. На примере восприятия плоских изображений прямых и кривых линий, геометрических фигур и т.п. гештальт-психологи обнаружили, с их точки зрения, законы восприятия вообще: фактор близости, фактор сходства, фактор "общей судьбы" и т. п.
Согласно первому закону, в качестве фигур на фоне воспринимаются те элементы общего целостного изображения, которые находятся друг к другу ближе. Так, попарно расположенные линии будут видеться испытуемым как колонны или полоски на общем фоне. Если же испытуемый увидит изображение, составленное из множества кружочков двух цветов (скажем, зеленого и красного), то вполне вероятно объединение красных кружочков в единый гештальт - фигуру, а зеленых - в фон (или наоборот). Это результат действия фактора сходства. На нем основана работа так называемых таблиц Штиллинга, с помощью которых офтальмолог проверяет, не дальтоник ли его пациент. Если вы не различаете красный и зеленый цвета, то вы увидите на этих таблицах (картинках) неструктурированное, однородное поле, составленное из кружочков одного цвета, а не фигуру на фоне. Различающий указанные цвета, отчетливо увидит трехзначное число (скажем, красного цвета), составленное из кружочков, как фигуру на зеленом фоне.
С точки зрения представителей Берлинской школы, законе восприятия - законе "прегнатности", согласно которому наше перцептивное поле стремится к структурированию наиболее хорошим (при данных условиях), т.е. простым, симметричным, экономным, образом. Так, например, если на очень короткое время испытуемым предъявляют окружность с разрывом, испытуемый этого разрыва не замечает, достраивая воспринимаемое изображение до "хорошей формы" - целостной окружности. Это называется "завершением гештальта". Согласно гештальт-психологам, так происходит потому, что на самом деле за психической реальностью стоит физиологическая работа мозга - и именно, мозг экономит таким образом энергию физиологических процессов, которые связаны с психическими процессами отношениями изоморфизма. Последнее означает, что физиологические и психические процессы тождественны по структуре (гештальт в психической сфере, переживаемый субъектом как субъективный феномен, объективно оказывается физиологической структурой) и нет никаких особых, отличных от физиологических, психологических законов: ведь наше психическое структурирование зрительного поля на самом деле является законом "целостного" распределения энергии работающего по принципу экономии головного мозга.
Закон стремления к "хорошей форме" лежит в основе и иных психических процессов, в частности мышления. Приведем пример исследований мышления в гештальтпсихологии на материале классической работы В. Кёлера "Исследование интеллекта человекоподобных обезьян". Вот схема его исследований.
Перед шимпанзе ставится задача достать банан, который лежит вне клетки, где сидит обезьяна. Банан лежит слишком далеко - рукой или ногой до него не дотянуться. Но в поле зрения обезьяны, на полу клетки, лежит палка. Вначале обезьяна безуспешно старается дотянуться до банана, прыгает, злится, но ничего не помогает. Затем некоторое время она сидит как бы безучастно. Затем "вдруг" ее взор падает на палку, она схватывает ее, просовывает через прутья решетки и достает банан. И здесь, по мнению В. Кёлера, присутствуют процессы структурирования зрительного поля. Решение данной задачи возникает в результате образования целостной образной структуры - гештальта, который "охватывает" как цель (банан), так и средство (достать этот банан) - палку. Фактически здесь нет субъекта решения - не сама обезьяна решает задачу, а у нее образуется гештальт - целостное видение ситуации, "схватывание" отношений между предметами, которое дано буквально уже на уровне образа. При этом палка в целостной структуре ситуации приобретает свое специфическое функциональное значение средства для доставания банана.
Однако эту функцию палка приобретает только в том случае, если обезьяна "охватывает" своим взором и палку, и цель одновременно, т.е. если оба эти предмета становятся частями одного гештальта. Примечательно, что гештальт, как правило, не возникает в том случае, если палка лежит перпендикулярно взору обезьяны: тогда она не образует "хорошей формы" вместе с целью - бананом. То же происходит и в случае, если палка лежит так, что обезьяна не может охватить...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Деятельность педагога-психолога по созданию благоприятной и безопасной образовательной среды

Реферат: Деятельность психолога в Забайкальской краевой гимназии-интернате

Отчёт по практике: Деятельность школьного психолога

Статья: Информационная деятельность в области здравоохранения: введение в проблему

Реферат: Здоровье руководителя. Управленческая деятельность в экстремальных и стрессовых ситуациях