Курсовая работа: Взаимоотношения в семье и социометрический статус школьника

Содержание

Введение
Глава 1. Семья как социально-культурная среда воспитания и развития личности. Влияние семьи на социометрический статус школьника
.1 Виды семейных взаимоотношений и их характеристика
.2 Взаимоотношения подростка с родителями
.3 Понятие социометрического статуса
.4 Особенности взаимоотношений детей и подростков со сверстниками
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня взаимоотношений подростка в семье и социометрического статуса
.1 Организация и основные этапы эмпирического исследования
.1 Анализ и интерпретация полученных результатов
Заключение
Список литературы
Приложения

Дата добавления на сайт: 04 августа 2024


Скачать работу 'Взаимоотношения в семье и социометрический статус школьника':


Содержание
Введение
Глава 1. Семья как социально-культурная среда воспитания и развития личности. Влияние семьи на социометрический статус школьника
.1 Виды семейных взаимоотношений и их характеристика
.2 Взаимоотношения подростка с родителями
.3 Понятие социометрического статуса
.4 Особенности взаимоотношений детей и подростков со сверстниками
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня взаимоотношений подростка в семье и социометрического статуса
.1 Организация и основные этапы эмпирического исследования
.1 Анализ и интерпретация полученных результатов
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что социальная среда оказывает влияние на человека и является «источником», питающим развитие личности, прививает ему общественные нормы, ценности и роли .
Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называется социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, то есть учиться вести себя в соответствии с ролью ребенка, учащегося, студента, служащего, супруга и родителя.
Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания. Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм.
Взаимоотношения в семье являются базой построения отношений в школе. Отношения имеют важное значение в любом возрасте, но особенно значимыми они становятся в подростковом возрасте; важно определение факторов, которые могут влиять на взаимодействие с другими людьми, - сверстниками, взрослыми и другими людьми. Исследование представленной мной темы, её дальнейшее изучение помогут спланировать коррекционные психолого-педагогические и консультационные мероприятия по разрешению и предотвращению возможных конфликтов в межличностных отношениях и влияние на них, как внешний, так и внутренних факторов (в частности уровень взаимоотношений в семье).
Цель исследования: установить связь между уровнем взаимоотношений в семье и социометрическим статусом школьника.
Задачи исследования:
. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
. Изучить уровни взаимоотношений подростков в семье
. Изучить социометрический статус подростков.
. Составить план коррекционно-педагогических мероприятий.
Гипотеза: существует связь между уровнем взаимоотношений в семье и социометрическим статусом школьника
Методическая основа исследования:
В исследовании были использованы следующие методы - теоретический анализ и обобщение научной литературы, опрос, социометрический анализ.
Предмет исследования: межличностные отношения.
Объект исследования: уровень взаимоотношений подростка в семье и межличностных отношений.
Методики:
1.Опросник социализации для школьников «Моя семья»
2.Исследование проксемического поведения несовершеннолетних с помощью шкалы CIDS.
семья социометрический статус школьник
Глава 1. Семья как социально-культурная среда воспитания и развития личности. Влияние семьи на социометрический статус школьника
.1 Виды семейных взаимоотношений и их характеристика
В современной педагогической психологии широко известно имя C.В. Ковалева, который большое внимание уделял проблемам семейных взаимоотношений и особенно, их влияние на подростков. При этом он высоко оценивал роль педагога в работе с подростком, особенно из неблагополучных семей. Общаясь с подростком, учитель должен как-то корректировать возможное негативное влияние преобладающего характера отношений в семьях на юношей и девушек. Но такая коррекция невозможна без знания такой характеристики этих отношений, как их стиль.
В современной психологии стили семейных взаимоотношений делятся на три основных: попустительский (либеральный), авторитарный и демократический. Первый из них обычно проявляется в семье как отсутствие всяческих отношений: отстраненность и отчужденность членов семейного союза друг от друга, их полное безразличие к делам и чувствам другого, что в плане воспитания обычно находит свое выражение либо в принятии и последующей реализации юношами и девушками таких же принципов, либо в их полном отказе от какого-либо усвоения родительского опыта, отчуждении от родителей. Два других - авторитарный и демократический - образуют своеобразную шкалу, на одном полюсе которой царит жесткая авторитарность: безапелляционное и - бесцеремонное отношение членов семьи, их жестокость, агрессия, диктат, черствость и холодность по отношению друг к другу, а на другом - коллегиальная демократия, предполагающая сотрудничество, взаимопомощь, развитую культуру чувств и эмоций, а также подлинное и полное равноправие всех участников семейного союза.
Однако есть еще одна характеристика семейных отношений, которая весьма существенно определяет направление их педагогического воздействия, - та, которую мы бы определили как смысловую направленность взаимоотношений.
Направленность эта может быть трех типов. Первая - на деятельность (преимущественно трудовую). Вторая - на взаимоотношения с другими людьми. И третья - на себя и самоудовлетворение. Преобладающая смысловая направленность прасемьи, как правило, воспроизводится впоследствии юношами и девушками в их собственных брачно-семейных отношениях - чаще по сходству, чем от противного, но в том-то и суть, что для благополучия их будущей совместной жизни в родительской семье должен проявляться своеобразный баланс всех этих трех направленностей при выраженном одновременном преобладании первых двух из них. Иначе абсолютное доминирование деловой направленности может породить бездушных прагматиков, не принимающих о внимание эмоции и просто помыслы других; абсолютизация направленности на взаимоотношения приведет к излишней ориентации членов будущей семьи на создание и поддержание тесного круга (своих) - родных или близких, а то и (нужных) людей и реализации очередного варианта достаточно вредного мифа «мой дом - моя крепость», а преобладание индивидуалистической направленности сформирует эгоистов и себялюбцев, неспособных быть в семье полноценно счастливыми.
Однако за известной динамикой отношений детей с родителями, хорошо описываемой формулой «обними, покрепче - пусти - отстань», просматривается несколько большее, чем избитая мысль о детской неблагодарности, а именно: связанное с возрастом изменение функций этих отношений.
Задумываемся ли мы, кем для ребенка выступают родители? Во-первых, источником эмоционального тепла и поддержки. Во-вторых, властью, высшей инстанцией, распорядителем благ. В-третьих - образцом и примером для подражания. Ну, а в-четвертых - другом и советчиком. Так вот, несмотря на то, что в любом возрасте во взаимоотношениях родителей с ребенком должны присутствовать все эти четыре функции, «удельный вес» их в разные возрастные периоды неодинаков. В младенчестве и начале детства «лидирует» первая функция, в раннем и позднем детстве - вторая, в младшем школьном возрасте - третья, а вот с наступлением пубертатного периода все больший вес приобретает четвертая. Из этого следует необходимость перестройки характера взаимоотношений и общения родителей с юношами и девушками в сторону сотрудничества, реализации стремления стать для юности другом и советчиком.
Теперь об эмансипации детей от родителей. Явление это сложное и многоаспектное, поскольку осуществляется как бы в четырех измерениях, в сумме и составляющих сущность взаимоотношений между людьми.
Эмансипация может касаться эмоциональной их ипостаси (когда эмоциональные связи детей и родителей постепенно разрываются или вытесняются связями с другими - дружбой, любовью); быть когнитивной по сути (если между детьми и родителями с каждым днем возрастает стена непонимания);происходить в поведенческом аспекте взаимоотношений (когда родители оказываются не в состоянии регулировать поведение своего сына или дочери) и, наконец, просто быть нормативной (если те нормы и ценности, на которые ориентируются родители, становятся чуждыми их детям). Что же лежит в основе возникающего отчуждения? Во-первых, реально существующее изменение позиций в отношениях с подросшими детьми. Но во- вторых, что гораздо важнее, неумение взрослых учесть эти изменения и нежелание сделать свои взаимоотношения с юношами и девушками отвечающими этим изменениям. Слепое и безрассудное стремление опираться на формальную власть, авторитарность и принуждение; пренебрежение равноправным характером взаимоотношений с юностью; отказ от создания благоприятного морально- психологического климата. Все то, что крайне пагубно скажется и на воспитании подростков, и на наших взаимоотношениях с ними.
.2 Взаимоотношения подростка с родителями
Согласно одному из стереотипов, все подростки находятся в состоянии конфронтации с родителями и их ценностями. Но это не так. Никто не спорит: действительно, юность - это время, когда дети начинают стремиться к независимости. Делсимер пишет об этом так: «Вполне естественно, что, начиная с периода полового созревания, родители перестают быть для своих детей первичными объектами любви. Такой разрыв - одна из наиболее болезненных, но также и одна из важнейших психологических задач юности».
Без такого эмоционального отлучения, без освоения искусства принимать решения и самому отвечать за свою судьбу подросток не сможет стать зрелой личностью.
Однако имеется существенная разница между становлением эмоциональной и социальной независимости подростков и неприятием ими родителей и родительских ценностей. Опрос 6000 подростков десяти национальностей показал, что лишь немногие из них испытывают отчужденность по отношению к родителям. Большинство же сегодняшних молодых людей, напротив, глубоко уважают своих родителей. Встречаются, однако, и такие подростки, которые говорят, что их мать недостаточно хороша, или, что их отец недостаточно хорош.
В восьми областях, которые чаще всего называются в числе проблемных - наркотики, образование, работа, политика, выбор друзей, религия, секс и стиль одежды - явное большинство подростков соглашаются с представлениями своих родителей.
Многие факты свидетельствуют о том, что подростки в большинстве своем все еще направляемы родителями и разделяют их ценности. Таким образом, распространенное мнение, что отчужденность от родителей - непременный атрибут юности, не более чем миф.
Но также очевидно, что некоторые подростки действительно могут не соглашаться с родителями по поводу наиболее важных жизненных ценностей - особенно в начале взросления. В одном из исследований были проанализированы взаимоотношения между подростками, ведущими очень активную жизнь, и их родителями. Такие «активисты», по сравнению с их более пассивными сверстниками, чаще не согласны со своими родителями по различным политическим и прочим вопросам; особенно это проявляется во взаимоотношениях матерей и дочерей. Однако это характеризует лишь несовпадение взглядов людей разных поколений. Причем даже у подростков, которые часто не согласны со своими родителями в ранний период взросления, эти разногласия не ухудшают отношений в семье и не сказываются ни на чувствах, которые дети испытывают к своим родителям, ни на частоте и продолжительности их общения.
Что же хотят подростки от своих родителей:
. Подростки хотят, чтобы родители интересовались ими, помогали им, уделяли им время - то есть почаще составляли им компанию.
. Подростки хотят, чтобы родители выслушивали и понимали их, чтобы с родителями можно было общаться.
. Подростки предпочитают принимать советы по личным, семейным, социальным, учебным и философским вопросам чаще от матерей, чем от отцов.
. Подростки хотят, чтобы родители принимали их такими, каковы они есть.
.Подростки хотят, чтобы родители доверяли им.
. Подростки хотят, чтобы родители относились к ним как к самостоятельным взрослым людям и не мешали им утверждать свою личность и независимость, не мешали их индивидуализации. Автономия содержит два аспекта: поведенческий и эмоциональный. Стремление к поведенческой автономии возникает в ходе взросления раньше, чем происходит сдвиг в сторону эмоциональной автономии.
Сплоченность семьи характеризует ту степень, в которой ее члены объединены или, напротив, разобщены. Те семьи, которые располагаются на противоположных краях шкалы, оценивающей сплоченность, - то есть построенные на слишком тесных связях или полностью разобщенные, - являются менее функциональными, чем те, что располагаются примерно на середине шкалы. Сплоченность семьи наиболее велика, когда дети еще малы, и постепенно снижается по мере того, как подростки взрослеют и становятся самостоятельными взрослыми людьми. По мере взросления подростков дистанция в их отношениях с родителями увеличивается; причем у юношей это происходит быстрее, чем у девушек.
Процесс индивидуализации может протекать в здоровой или в болезненной форме.
Под словом «аффект» понимаются те эмоции, которые «бушуют» внутри семьи. Аффекты могут быть как положительными, так и отрицательными. Некоторые родители не умеют открыто выражать свою любовь и нежность по отношению к детям. Подростки хотят, чтобы родители любили их и испытывали к ним привязанность.
Существуют четыре основных стиля родительского контроля: автократический, авторитетный, но демократический, либеральный и хаотический.
Высокий уровень внутрисемейных конфликтов пагубно сказываете сплоченности семьи и развитии подростка.
Наличие братьев и сестер также сказывается на развитии подростков; старшие являются для младших и ролевыми моделями, и суррогатными родителями, и товарищами. Братья и сестры способны удовлетворят потребности друг друга в нежности, привязанности и глубоких человеческих отношениях.
Бабушки и дедушки способны повлиять на подростков самым положительным образом.
В некоторых случаях взаимоотношения с бабушками и дедушками оказываются затрудненными - особенно когда подросток достигает переходного возраста. По мере его взросления старики теряют интерес к постоянным нравоучениям, а подросток начинает относиться к ним более снисходительно.
.3 Понятие социометрического статуса
Психология и поведение отдельного человека зависят от окружающей среды. Появляясь на свет, человек является совершенно незрелым. Находясь в полной зависимости от окружающих, он может жить только в симбиозе, став частью окружающей среды. Последняя представляет собой сложноустроенное общество, в котором люди объединены в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами.
Группа - это совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких общих для них признаков. Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие представлены государством, нациями, народностью, партиями, классами, другими социальными общностями, которые выделяют по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим признакам. Через них осуществляется воздействие идеологии общества на психологию людей. Непосредственным же проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшие объединения людей (от 2 до 30 человек), занятых общим делом и находящихся в прямой взаимосвязи друг с другом. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Примерами малых групп, представляющих для человека наибольшее значение являются семья (первая группа, которая берет на себя заботу о человеке), школьный класс, трудовой коллектив, объединение близких друзей, приятелей и тому подобное.
Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально-психологическим образованием. Общность может быть внешней (по территориальному признаку - соседи) и внутренней, глубокой (семья). В малых группах легко идентифицируется членство, ясно определена центральная деятельность и члены связаны друг с другом хорошо установленными взаимоотношениями. Мера психологической общности определяет сплоченность группы, то есть уровень ее социально психологического развития. Основными параметрами деления малой группы на виды являются каналы коммуникаций, психологический климат группы, групповые нормы.
Каналами коммуникаций именуют структуру межличностных отношений в группе, психологическим климатом группы - нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений. Межличностные взаимоотношения в группах можно рассматривать в статике (на данный момент) и динамике (изменении и развитии).
Общие правила поведения в группе - это групповые нормы. Групповые ценности и нормы являются социально-психологической основой всех отношений, складывающихся в группе. Они выполняют регулятивную, оценочную, санкционирующую и стабилизирующую функции.
В группах происходят два взаимосвязанных процесса: дифференциация и интеграция. Дифференциация - это разделение группы по определенным признакам (статусу, полу, возрасту, материальному положению, национальности и др.) Интеграция - сплочение и объединение группы.
Одни и те же члены группы в различных характерных для нее системах взаимоотношений обычно занимают неодинаковое положение. Для более точной характеристики места каждого человека в системе внутренних отношений психологи пользуются понятиями «позиция», «статус», «внутренняя установка» и «роль».
Позиция - это понятие, обозначающее официальное положение человека в той или иной подсистеме отношений. Она определяется связями данного человека с остальными членами группы. От позиции, занимаемой человеком в группе, зависит степень его потенциального влияния на поступки остальных членов группы.
Роль - нормативно заданный и коллективно одобренный образец поведения, ожидаемый от человека, занимающего в группе определенную позицию .
Статус как положение субъекта в системе межличностных или общественных отношений включает в себя два понятия: «социальный статус» и «социометрический». Социальный статус отражает положение, занимаемое человеком в социальной системе общества. Социометрический статус рассматривается как положение личности в системе межличностных отношений и определяется числом выборов или предпочтений, которые получает каждый член группы по результатам социометрического опроса. Положение человека в системе личных взаимоотношений в группе зависит от двух систем факторов: качеств самой личности и характерных особенностей группы. Изменение социометрического статуса происходит в процессе социализации подростков в учебной группе. На него...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Влияние стилей взаимоотношения в семье на агрессивность подростков

Курсовая работа: Влияние порядка рождения в семье на формирование личности

Курсовая работа: Влияние уровня уверенности в себе на социально-психологический статус в группе

Реферат: Иммунный статус у больных угревой болезнью (гуморальное звено)

Дипломная работа: Психолого-педагогические основы конфликтов в молодой семье