Курсовая работа: Взаимосвязь детско-родительских отношений и особенности этнической идентичности у молодежи

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МОЛОДЕЖИ
.1 Этническая идентичность и её роль в жизни человека
.2 Детско-родительские отношения и их влияние на формирование этнической идентичности
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МОЛОДЕЖИ
.1 Организация исследования и описание методик
.2 Анализ и интерпретация исследований
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Дата добавления на сайт: 04 августа 2024


Скачать работу 'Взаимосвязь детско-родительских отношений и особенности этнической идентичности у молодежи':


Министерство образования и науки Российской Федерации
ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Факультет психологии
кафедра общей психологии и психологии консультирования
Курсовая работа
по дисциплине «Социальная психология»
Взаимосвязь детско-родительских отношений и особенности этнической идентичности у молодежи
Москва

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МОЛОДЕЖИ
.1 Этническая идентичность и её роль в жизни человека
.2 Детско-родительские отношения и их влияние на формирование этнической идентичности
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МОЛОДЕЖИ
.1 Организация исследования и описание методик
.2 Анализ и интерпретация исследований
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ВВЕДЕНИЕ
В современном мире, в связи со сложной природой социальных и этнических конфликтов, вопросы этнической идентичности всё чаще становятся определяющими. А значит, можно с уверенностью говорить об актуальности, заявленной в настоящей курсовой работе проблематики. Можно сказать, что вопрос об историческом сознании является одним из наиболее актуальных вопросов современности. Для молодежи в современном мире становится все наиболее важным то, к какой этнической группе принадлежит тот или иной субъект. Гуманистической же задачей общества, является максимальное уменьшение межэтнической напряженности. И один из способов решения данной проблемы, это изучение факторов формирования позитивной этнической идентичности и успешной адаптации в этнической среде. В данной работе мы хотим поднять вопрос о том, есть ли взаимосвязь между этнической идентичностью и детско-родительскими отношениями, или родители никак не влияют на формирование данного фактора. Могут ли родители способствовать формированию позитивной этнической идентичности? Или роль родителей в данном вопросе не велика, и всё в руках общества и самого человека? На этот вопрос мы и хотим ответить в данной курсовой работе.
Цель: Выявить наличие или отсутствие взаимосвязи между детско-родительскими отношениями и этнической идентичностью.
Задачи исследования:
. Анализ научной проблемы на тему “взаимосвязь детско-родительских отношений и особенности этнической идентичности у молодежи”.
. Подбор методик изучения детско-родительских отношения и этнической идентичности.
. Исследование детско-родительских отношений и их взаимосвязь с этнической идентичностью.
. Анализ полученных данных и их интерпретация.
Объект исследования: Молодежь в возрасте от 21 до 30 лет.
Предмет исследования: Детско-родительские отношения, особенности национальной идентичности у молодежи.
Гипотеза: Имеется взаимосвязь между этнической идентичностью и стилем детско-родительских отношений.
Методы и методики исследования:
Анализ научной литературы по вопросу взаимосвязи детско-родительских отношений и особенностей этнической идентичности у молодежи.
Методика «типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой, С.В. Рыжовой, опросник уровня ксенофобии Е.Н. Юрасовой, тест «подростки о родителях» ADOR.(автор Шафер, модифицирован З. Матейчиком и П. Ржичаном).

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МОЛОДЕЖИ
.1 Этническая идентичность и её роль в жизни человека
Этническая идентичность - это осознание, восприятие, эмоциональное оценивание, переживание своей принадлежности к этнической общности. Можно сказать, что термин переживание лучше отражает смысл этого понятия, поскольку происходит переживание своего сходства с этническими общностями и отдаленными от них этническими группами, отношениями «Я» и этнической среды, и самоопределение в социальном пространстве многих других этносах. Так как в жизни современного человека осознание своей принадлежности к определенному народу играет столь важную роль, и оказывает серьезное влияние на отношения между людьми, то есть необходимость изучения психологического аспекта этнического фактора. Каждый человек хочет ощущать себя частью “мы” и этнос - не единственная группа, в осознании принадлежности к которой человек ищет опору в жизни. К таким группам относятся партии, церковные организации, профессиональные объединения, неформальные объединения молодежи и т.д. и т.п. К сожалению, эти группы не могут надолго удовлетворить потребность в психологической стабильности, так как их состав все время обновляется, сроки их существования тоже ограничены, и человека могут за какой-то проступок исключить из группы. Совсем иначе обстоят дела с этнической общностью. Это межпоколенная группа, каждый человек обладает устойчивым этническим статусом, его нельзя «исключить» из этноса. В современном мире наблюдается психологический сдвиг в настроениях людей - большой интерес к корням, к традициям и обычаям предшествующих поколений. Это умонастроение есть последствие международных конфликтов. Люди пытаются найти ориентиры и стабильность в перенасыщенном информацией и нестабильном мире.
Вторая психологическая причина роста этнической идентичности это усиление межэтнических контактов. Существуют как непосредственные контакты, это трудовая миграция, студенческие обмены, перемещение миллионов эмигрантов и беженцев, туризм, так и опосредованные современными средствами массовой коммуникации от спутникового телевидения до сети «Интернет». Повторяющиеся контакты актуализируют этническую идентичность, так как только через сравнение можно наиболее четко воспринять свою «русскость», «еврейство» и т.п. как нечто особое.
Особое внимание ученых, за последние годы привлек еще один аспект формирования этнической идентичности - появление у индивида чувства неизменности и устойчивости этнических характеристик, или другими словами этническая константность. Согласно полученным эмпирическим данным, этническая константность формируется аналогично процессу усвоения постоянства половых и расовых признаков: ребенок раньше начинает сознательно относить себя к определенному этносу и использовать этнические ярлыки, чем осознавать константность этнических характеристик. Так же, сторонники теории когнитивного развития Пиаже, Окампо, М. Бернал и П. Найт, утверждали, что этнические константы, при утверждении в сознании индивида в подростковом возрасте, завершают собой как формирование этнической идентичности, так и процесс поэтапного осознания неизменности основных психосоциальных характеристик. Другими словами, можно наблюдать четкую временную последовательность формирования трех основных констант. Осознание неизменности половых характеристик наступает в 2-2,5 года, расовых - в 8-9 лет, а этнических, в процессе которого необходимо использование сложных механизмов социокультурной идентификации и межпоколенной передачи информации - не ранее 12-13 лет. Современные ученые не сходятся во мнение о последовательности возникновения когнитивных и аффективных компонентов. Некоторые из них считают, что этнические предпочтения формируются только к 9-10 годам, когда есть достаточно значительные этнические знания. В других исследованиях же, было обнаружено, что детские предпочтения этнических групп не всегда соотносятся с информированностью об этих группах, предубеждения могут предшествовать какому-либо знанию. Тем не менее, очевидно, что дети в процессе формирования этнической идентичности проходят несколько этапов. Это этапы от диффузной до реализованной идентичности, и результатом этого процесса в подростковом возрасте является эмоционально-оценочное осознание своей принадлежности к этнической группе. Так же в настоящее время исследователей всё больше привлекает идея о том, что этническая идентичность, помимо того что содержит в себе поверхностный осознаваемый слой, еще глубокий неосознаваемый слой. Чаще всего этнический статус человека остается неизменным на протяжении всей его жизни. И все-таки этническая идентичность не статичное, а динамичное образование: процесс ее становления не заканчивается в подростковом возрасте. Разные внешние обстоятельства способны толкать человека любого возраста на переосмысление роли этнической принадлежности в его жизни, и привести к трансформации этнической идентичности. На формирование и проявление этнической идентичности, помимо бесчисленных обстоятельств индивидуальной человеческой жизни, влияют множество факторов, обусловленных особенностями социального окружения и межгрупповых отношений. В зависимости от того в какой среде живут люди, в полиэтнической или моноэтнической, осознание ими своей этнической принадлежности значительно варьируется. В ходе межэтнического общения, человеку легче приобретать знания об особенностях своей и других этнических групп, так же это способствует развитию межэтнического понимания и формированию коммуникативных навыков. При отсутствии опыта межэтнического общения, у человека проявляется меньше интереса к своей собственной этничности.
В США, Великобритании, Новой Зеландии, проводили исследования на развитие этнической идентичности. Дошкольникам предоставляли набор кукол или картинок с изображением людей разных рас и национальностей, затем предлагали выбрать те, которые больше похожи на них самих. Дети из групп меньшинств часто выбирали не те картинки или куклы, например черные дети, выбирали белых кукол. А белые дети выбирали правильных кукол, которые и были похожи на них самих. В выборе кукол маленькие дети с еще не сформировавшейся социальной идентичностью либо проявляют желание принадлежать к группе с более высоким статусом, либо даже считают себя принадлежащими к ней.
1.2 Детско-родительские отношения и их влияние на формирование этнической идентичности
Известно, что реальные очертания идентичности человек приобретает в подростковом, юношеском возрасте от 12 до 18 лет, то есть в кризисный период, когда человек находится на этапе самоопределения. Поэтому так важно при её формировании не допустить искажений. Автор книги «Шаг за шагом» Джонни Джонстон упоминает об известном психологе Эрике Эриксоне, у которого в своё время тоже остро протекал кризис формирования идентичности. Поводом для этого послужило то, что родители Эриксона были разных национальностей. Впоследствии, он так и не приспособился ни к одной из культур родителей. Это ещё раз доказывает, как важно правильно пережить этот кризис.
Как уже говорилось выше, основная категория возраста, находящаяся под угрозой, это категория подросткового и юношеского возраста. Взрослеющий ребёнок, уже меньше и меньше прислушивается к мнению взрослых, в то же время буквально «впитывает» от них всё что можно и нельзя. Стремление к самовоспитанию оставляет в прошлом всё то, чему родители ещё недавно учили, человек ищет себя, экспериментирует и часто теряется в таких поисках. Однако так важно найти себя и добиться целостности идентичности.
Процесс становления этнической идентичности можно сравнить с этапами психического развития ребенка. Швейцарский психолог и философ Ж. Пиаже, один из первых предложил концепцию развития у ребенка осознания принадлежности к национальной группе. В исследовании 1951 г. он проанализировал - как две стороны одного процесса - формирование понятия «Родина» и одновременно с ним развивающихся образов «других стран» и «иностранцев». Он рассматривал развитие этнической идентичности в первую очередь, как создание когнитивных моделей, ответом на которые являются этнические чувства. Пиаже выделил 3 этапа в развитие этнических характеристик: 1) в возрасте 6-7 лет ребенок приобретает первые, фрагментарные и несистематичные знания о своей этнической принадлежности; 2) В 8-9 лет ребенок может четко идентифицировать себя со своей этнической группой, выдвигать основания идентификации - национальность родителей, место проживания, родной язык; 3) В 10-11 лет этническая идентичность уже формируется полностью, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры. К настоящему моменту проведено много исследований, в которых уточняются и конкретизируются возрастные границы этапов в развитии этнической идентичности. Первые проявления диффузной идентификации с этнической группой, многие авторы обнаружили у детей в возрасте 3-4 лет, есть так же данные о первичном восприятии ярких внешних различий (цвета кожи, волос) детьми до 3-х лет. Но, тем не менее, практически все психологи согласны с Пиаже, что «реализованной» этнической идентичности дети достигают только в младшем подростковом возрасте, когда рефлексия себя имеет для человека первостепенное значение.
Современные этнические группы не имеют непререкаемых традиций и стабильной картины мира, многие элементы их культуры размываются - интернализируется хозяйственная деятельность, жилище, пища, искусство. Этносы сильно оторваны от своих традиций, а поведение предков перестало рассматриваться как некий эталон. Маргарет Мид, американский антрополог назвала это кофигуративными культурами, в которых поведение их современников является преобладающей моделью поведения. Так же она предсказывала появление префигуративных культур, в которых сам ребенок определяет ответы на сущностные вопросы бытия, а не предки и не взрослые современники. В данном случае взрослые не видят повторения собственного опыта в жизни молодых. Жизнь родителей не является моделью для детей, происходит разрыв поколений. Дети как бы говорят родителям: ты никогда не был молодым в мире, где молод я.
В 90-х г. можно было заметить, что предсказание американской исследовательницы сбывается, однако, не полностью, в противном случае человечество исчезло бы с лица земли, так как чтобы самовоспроизводиться и саморегулироваться, необходимо сохранять связи между поколениями. Чтобы узнать, какова доля влияния сверстников и семьи на процесс формирования ценностно-нормативных ориентаций подростков, отечественные социальные психологи Е.П. Авдуевская и С.А. Баклушинский провели эмпирическое исследование. Были выявлены достаточно яркие, но не достигшие статистической значимости изменения в социальной сети московских подростков: между 1991 и 1993/94 гг. доля сверстников в ней возросла с 42% до 50%, а доля семьи снизилась с 50% до 41%.
Особенности этнических традиций также проявляются в народных сказках и пословицах. Особенно большое место в пословицах всех народов занимают практические советы взрослым в воспитании детей, параллельно с ними констатируются результаты воспитания, что является своеобразной формой обобщения педагогического опыта. Пословицы содержат большой образовательно-воспитательный материал по вопросам воспитания. В одной русской пословице достаточно ярко сказано о решающей роли родителей в воспитании детей: «Родительское слово мимо (на ветер) не молвится». В данном случае слово родителей оценивается также высоко, как и живая народная мудрость разных поколений. Родители здесь выступают от имени народа как связующее звено между подрастающим поколением и уходящим. Таким образом, нравственно-поучительные поговорки и пословицы содержат целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих представление народа о человеке, об особенностях формирования личности.
Чтобы лучше разобраться в том, как влияют родители на формирование идентичности ребенка в целом, обратимся к Э. Эриксону. Он выделил восемь этапов. На первом этапе, от рождения до первого года жизни, основное влияние на личность оказывают самые близкие люди. От родителей зависит, будет ли ребенок открыт миру или наоборот, замкнут и недоверчив. Это применимо и в отношении формирования этнической идентичности, если ребенок вырастет замкнутым и недоверчивым к окружающим, то для него могут быть характерны такие формы идентичности как этноэгоизм, этноизоляционизм и этнофанатизм. А если человек открыт и может доверять окружающим, то, скорее всего ему будет свойственна позитивная этническая идентичность или этнонигилизм и этническая индифферентность.
На втором этапе, от одного года и до трех лет, в зависимости от присутствия или отсутствия поощрения самостоятельности ребенка со стороны родителей, у него развивается либо чувство независимости, или же наоборот, зависимости от других. На третьем этапе, в возрасте от трех до шести лет, в зависимости от строгости в семье, силы контроля и жесткости правил, происходит социализация ребенка. От успешности этого процесса зависит, разовьется ли у ребенка чувство инициативы или чувство вины. На четвертом этапе, между шестью и четырнадцатью годами, у ребенка может развиться либо трудолюбие, либо чувство неполноценности. Это будет зависеть от нескольких факторов, таких как успехи в учебе, отношения с учителями, их оценки успехов ребенка, взаимоотношения с одноклассниками. На пятом этапе, это период между четырнадцатью и двадцатью годами, главными факторами развития личности являются общение со сверстниками и профессиональная ориентация. В этом возрасте у человека развивается инициативность или чувство неопределенности. На этом этапе, самое важное для человека, это - объективная самооценка, анализ своих способностей и потребностей. На шестом этапе, в период от двадцати до тридцати пяти лет, у человека преобладает стремлением установить близкие интимно-личностные отношения с людьми, а в особенности, с представителями противоположного пола. Если на этом этапе такие связи не образованны - у человека развивается чувство изоляции. На седьмом этапе, это 35 - 60-65 лет, у человека может развиться постоянное стремление к творчеству и динамике, либо человек может желать постоянства и покоя. И последний, восьмой этап, после 60- 65 лет наступает последняя стадия развития личности. В зависимости от оценки своей жизни, своих достижений, у человека формируется либо чувство удовлетворения и идентичности либо чувство отчаяния, непринятие жизни как своей - такие чувства являются разрушающими для личности и ведут к неврозам. Такое чувство отчаянья характерно не только для последнего возрастного этапа, оно может появиться в любом возрасте и всегда будет связанно с каким-то разочарованием в жизни.
В этой главе мы провели теоретический анализ литературы, подведем итог, отметив несколько ключевых моментов, которые возможно помогут нам подтвердить или опровергнуть гипотезу.
Маргарет Мид, американский антрополог отметила, что этносы сильно оторваны от своих традиций, и поведение предков перестало рассматриваться как некий эталон. Она назвала это кофигуративными культурами, в которых поведение их современников является преобладающей моделью поведения. В подкрепление теории Мид, приведем пример эмпирического исследования, которое провели отечественные социальные психологи Е.П. Авдуевская и С.А. Баклушинский, которое было направленно на выявление доли влияния сверстников и семьи на процесс формирования ценностно-нормативных ориентаций подростков. Между 1991 и 1993/94 гг. доля сверстников возросла с 42% до 50%, а доля семьи снизилась с 50% до 41%.
Рост...

Похожие материалы:

Реферат: ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ ПОСЛЕ РАЗВОДА

Курсовая работа: Влияние детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста

Реферат: Особенности детско-родительских конфликтов и методов их разрешения

Курсовая работа: Нарушение детско-родительских отношений как основа формирования наркозависимости

Курсовая работа: Эмпирическое исследование детско-родительских отношений в семьях с детьми с ОВЗ