Реферат: Взаимосвязь эмоционального интеллекта и индивидуальных проявлений самоактуализации личности у студентов ВУЗа

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА
.1 Самоактуализация студентов вуза в процессе педагогического взаимодействия
.2 Понятие и модель эмоционального интеллекта
. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
.1 Взаимосвязь эмоционального интеллекта и индивидуальных проявлений самоактуализации личности
.2 Педагогические факторы и барьеры в учебной деятельности, влияющие на уровень самоактуализации студентов
. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА
.1 Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации
.2 Саморазвитие личности студентов в процессе обучения в ВУЗе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Дата добавления на сайт: 10 августа 2024


Скачать работу 'Взаимосвязь эмоционального интеллекта и индивидуальных проявлений самоактуализации личности у студентов ВУЗа':


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА
.1 Самоактуализация студентов вуза в процессе педагогического взаимодействия
.2 Понятие и модель эмоционального интеллекта
. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
.1 Взаимосвязь эмоционального интеллекта и индивидуальных проявлений самоактуализации личности
.2 Педагогические факторы и барьеры в учебной деятельности, влияющие на уровень самоактуализации студентов
. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА
.1 Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации
.2 Саморазвитие личности студентов в процессе обучения в ВУЗе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время является актуальным вопрос исследования уровня развития эмоционального интеллекта в юношеском возрасте. Это обусловлено, во-первых, запросом, предъявляемым обществом к уровню общего интеллектуального развития молодых людей. Во-вторых, перечень современных востребованных профессий предъявляет высокие требования к уровню коммуникативной компетентности, частью которой является также эмоциональный интеллект.
Сама идея эмоционального интеллекта в том виде, в котором этот термин существует сейчас, выросла из понятия социального интеллекта. Поэтому надежды, возлагаемые, сегодня на исследования данного вопроса, становятся более понятными при сопоставлении их с интеллектом общим.
В последнее время эмоциональный интеллект привлекает большое внимание научного психологического сообщества. Сначала понятие эмоционального интеллекта принадлежало в большей степени популярной психологи, однако академическая психология также быстро признала его в качестве важного конструкта, обладающего высоким объяснительным и прогностическим потенциалом.
Другой предпосылкой повышенного внимания к эмоциональному интеллекту стала гуманистическая психология. Разум перестал восприниматься как некая идеальная субстанция, эмоции как главный враг интеллекта, и оба явления приобрели реальное значение в человеческой жизни.
Исследования эмоционального интеллекта и эмоциональной компетентности являются самостоятельной, но многоплановой проблемой, которая представляет интерес не только для психологии, но и для целого ряда наук, в частности философии, социологии, медицины, экономики и др. Современный этап развития обусловливает неотложность и своевременность вопроса о сущности, характере и динамике эмоционального интеллекта и эмоциональной компетентности человека во всем диапазоне их составляющих.
Эмоциональная насыщенность социальной, профессиональной, личной жизни свидетельствует о важности и актуальности познания эмоциональной сферы личности в аспекте факторов успеха во всех сферах жизни личности. На практике проблема эмоционального интеллекта и компетентности в понимании и выражении эмоций возникает довольно остро, поскольку в современном обществе искусственно насаждается культ рационального отношения к жизни.
В современной психологической науке вопрос изучения эмоциональной компетентности и эмоционального интеллекта личности стал важной вехой в области психологических исследований. Выявлены взаимосвязи эмоционального интеллекта с лидерством, умением решать проблемные вопросы и сферой достижений. Вышесказанное является фактором успешной деятельности, а, как известно, с ней связывают самоактуализацию, которая позволяет эффективно решать поставленные задачи и является высшим уровнем психологического развития. Поэтому актуальными как в практическом, так и теоретическом плане исследования выступают взаимосвязи эмоционального интеллекта и самоактуализации личности.
Значительная часть исследований посвящена роли эмоций и эмоциональных переживаний в различных видах деятельности человека, в частности, спортивной и учебной деятельности. Так, исследованию проблем эмоций и эмоциональных переживаний личности, как классических проблем изучения эмоциональной сферы человека, посвящены работы Г. М. Бреслава, Л. Гозмана, В. К. Вилюнаса, К. Изард, О. Лук, А. Я. Ольшанниковой, М. Н. Русаловой, О. П. Санниковой, Т. С. Кириленко, И. Н. Андреевой, Е. Л. Носенко и др. И только последнее десятилетие XX века принесло исследователям осознание еще одного аспекта эмоциональной сферы. Это связано не только с изучением того, как возникают и протекают эмоциональные явления, но и с различиями использования человеком собственных особенностей эмоциональной сферы. Появляются понятия «эмоциональный интеллект» и «эмоциональная компетентность» как необходимые составляющие успешного функционирования личности, что отмечается в работах Г. Гарднера, П. Селовейя, Д. Мейера, Д. Големана, Г. Бреслава, И. Н. Андреевой, Е. Л. Носенко. Причем наиболее распространенным является изучение эмоционального интеллекта, его определения, структуры, путей развития. Понятие же «эмоциональной компетентности» на сегодня остается вне поля зрения исследователей и иногда даже отождествляется с эмоциональным интеллектом. Изучению эмоциональной компетентности посвящены работы Д. Гоулмана, К. Саарни, И. Н. Андреевой.
Недостаточность исследований в сферах эмоционального интеллекта и эмоциональной компетентности, противоречие относительно их предмета требует активизации изучения данных феноменов, в первую очередь, в направлении определения содержания факторов и функционального назначения.
Цель исследования - рассмотреть взаимосвязь эмоционального интеллекта и индивидуальных проявлений самоактуализации личности у студентов ВУЗа.
Задачи исследования:
рассмотреть теоретические основы взаимосвязи эмоционального интеллекта и индивидуальных проявлений самоактуализации личности у студентов Вуза;
изучить особенности взаимосвязи эмоционального интеллекта и индивидуальных проявлений самоактуализации личности;
провести исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и индивидуальных проявлений самоактуализации личности у студентов Вуза.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА
.1 Самоактуализация студентов вуза в процессе педагогического взаимодействия
В основе современной образовательной политики России лежат интересы человека, его благосостояние, физическое и социальное здоровье и т.д. Сугубо экономические критерии развития постепенно заменяются критериями качества жизни, развитие человеческого потенциала становится целью и фактором экономического роста. Параллельно требования к содержанию образования ориентируют образовательное сообщество на «удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном, нравственном развитии», на обеспечение самоопределения личности, создание условий для самореализации, воспитание студента, способного быть активным субъектом деятельности. В связи с этим, особую актуальность приобретает самоактуализация личности [11, с. 89].
В современной психолого-педагогической науке самоактуализация представляет собой сложную категорию, которую можно рассматривать в динамическом плане - как выявление внутренних противоречий саморазвития, разрешение экзистенциальных проблем, приводящих к переходу личностных качеств человека из потенциального в актуальное состояние; в содержательном плане - как интегративное личностное качество, обеспечивающее человеку готовность и возможность преодолевать внутренние противоречия в ходе саморазвития, мобилизовать свои ресурсы для реализации жизненных планов, программ, эффективного решения личностных и профессиональных задач. Самоактуализацию следует рассматривать в большей степени как внутренний механизм развития человека, выявления его субъектности по отношению к жизнедеятельности в целом и ее отдельным сферам в частности.
Самоактуализация - это процесс, который происходит в течение всей жизни и имеет свои особенности в каждом возрасте. Период обучения студентов в вузе - не исключение. Так, самоактуализация студентов заключается в том, что они находятся в состоянии социального роста, первичной социализации, персонализации, профессиональной и личностной самореализации. С одной стороны, студенты определились с выбором профессии, начали обучение по конкретной специальности. С другой стороны, включаясь в вузе в разные виды деятельности (учебную, научную, общественную), они находятся в активном процессе реализации личностной составляющей (потребностей, установок, мотивов, ценностных ориентаций и др.) [25, с. 68].
Студенты, обладая возрастными психологическими особенностями (становлением и стабилизацией характера, овладением социальных ролей взрослого, углублением и освоением социальных связей, моделей социального взаимодействия, формированием Я-концепции, самооценки, самореализации), достигают идентичности, определяя себя, свои приоритеты, место в социальном мире.
Студенческий возраст является сенситивным периодом для выверения идеального «Я», оценки реального «Я», стабилизации идентичности. Адекватная «Я-концепция» и стабильная идентичность являются важными предпосылками профессиональной и личностной самоактуализации. Е.В. Коротаева в контексте исследования педагогических взаимодействий трактует самоактуализацию как «процесс познания субъектом самого себя, своего предназначения, своих ценностных установок, продолжающийся всю жизнь».
Таким образом, чрезвычайно важным в этот период является то, насколько студенты осознают себя, насколько они принимают себя и видят траектории дальнейшего развития своей личности через реализацию своего потенциала, предназначения.
В процессе обучения в вузе самоактуализация студентов будет проходить успешнее при условии активного использования возможностей педагогического взаимодействия.
Понятие «педагогическое взаимодействие» представлено в работах В.И. Загвязинского, Л.А. Левшина, Х.И. Лийметса и др. и рассматривается как «процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка»; как одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания [9, с. 100].
В процессе вузовского обучения студент познает различные жизненные и ситуативные роли: студента успевающего и неуспевающего; успешного и неуспешного; осознающего и неосознающего себя, свои возможности; принимающего и непринимающего себя и др. Совокупность этих ролей в определенной степени влияет на процесс самоактуализации. Исполнение человеком роли всегда имеет личностную окраску, зависит от его знаний и умений находиться в данной роли, от ее значимости для личности, для самоактуализации.
Анализируя возможности ролевого взаимодействия для самоактуализации студентов во внеучебной деятельности, мы предположили, что роли могут быть временные и постоянные. Роли, которые исполняют студенты в процессе внеучебной деятельности (артиста, организатора, постановщика и пр.), рассматриваются как временные (позволяющие студентам осознать себя, свое предназначение в жизни); а роли студента, организующего свою жизнь в соответствии со своим предназначением, - как постоянные (ориентированные на личностные потребности, траектории личностного развития).
В ролевом взаимодействии в процессе внеучебной деятельности и для самоактуализации студентов используются интерактивные методы: «разыгрывание» ситуаций успеха, ролевое решение педагогических задач.
Метод ролевого разыгрывания ситуаций успеха позволяет не только формировать личностно значимые умения (анализировать, проектировать, организовывать взаимодействие), но и способствует формированию личностной позиции, которая проявляется в избираемой студентами траектории личностного поведения и развития [12, с. 56].
Внедрение в процесс внеучебной деятельности метода ролевого разыгрывания обусловлено тем, что студенту в процессе самоактуализации необходимо лучше осознать себя, свое предназначение в жизни, сформировать ценностное отношение к самоактуализации, определить пути дальнейшего личностного развития. Студентам-первокурсникам предлагается принять участие в конкурсе «Шанс», максимально представив свои умения в области актерского мастерства, творческой деятельности, самопрезентации, опираясь на тот запас знаний и умений, который у них имеется в данный момент. Решение разыгрывается всей группой, каждый участник играет свою роль. Заканчивается конкурс совместным обсуждением исполнения ролей членами группы. Важно обратить внимание на то, что у каждого свой стиль поведения, свои «изюминки» в представлении роли.
Ролевое решение педагогических задач заключается в том, что студентам предлагается конкретная задача (составить план, организовать и провести акцию «В добрый час» - помощь выпускникам детских домов; «Две звезды» - представление проекта преподавателя и студента (роли выполняют студенты), провести переговоры с администрацией учебного подразделения по различным вопросам и др.). После проигрывания решений в совместном обсуждении вырабатывается наиболее удачное.
Таким образом, мы рассматриваем ролевое взаимодействие в процессе внеучебной деятельности как организованную форму деятельности студентов, помогающую ему через различные функции и роли понять и принять себя, освоить роли в различных ситуациях, актуализировать свой личностный потенциал.
.2 Понятие и модель эмоционального интеллекта
Термин «эмоциональный интеллект» был впервые введен в 1990 г. американскими психологами П. Сэловеем и Дж. Майером. В современной науке эмоциональный интеллект описывают несколько ключевых теорий и концепций: некогнитивная теория Р.Бар-Она; теория Д. Гоулмена; двухкомпонентная теория Д.Люсина, а также концепция эмоционально-интеллектуальных способностей Д.Майера, П. Сэловея, Д. Карузо (Д.Майер).
Д.Майер и П. Сэловей предложили свою концепцию эмоционального интеллекта в 1990 г. (Д.Майер): «эмоциональный интеллект это способность глубокого постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний; а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту» личности [23, с. 78].
Авторы выделили в его структуре четыре компонента (осознанная регуляция эмоций; понимание эмоций; ассимиляция эмоций в мышлении; различение и выражение эмоций). Р. Бар-Он определяет эмоциональный интеллект как «все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями» (Bar-On R.).
Концепция эмоционального интеллекта Д. Гоулмена основана на ранних идеях П. Сэловея и Д. Мэйера с рядом дополнений (Д. Гоулмен). Д. Гоулмен, Р. Бояцис и Э. Макки выделяют два типа навыков, присущих людям, обладающим высоким эмоциональным интеллектом: личностные навыки (способности, определяющие способы управления собой) и социальные навыки (способности, определяющие способы управления отношениями людей) (Д. Гоулмен).
В отечественной психологии идея единства аффекта и интеллекта изначально была сформулирована в трудах Л.С. Выготского, который пришёл к выводу о существовании динамической смысловой системы, представляющей собой единство аффективных и интеллектуальных процессов. По мнению Г.Г. Горсковой, эмоциональный интеллект - это способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального синтеза и анализа.
Известна также концепция эмоционального интеллекта, разработанная Д.В.Люсиным, представившим его как «способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими» (Д.В.Люсин).
Имеющиеся диссертационные работы, в той или иной степени касающиеся изучаемой проблемы, явились основанием для утверждения о недостаточной изученности эмоционального интеллекта, в том числе у психологов (М.А. Манойлова, А.С. Петровская, О.В. Белоконь, Е.С. Саутина, Нгуен Минь Ань, И.С. Степанов) [10, с. 156].
Анализ современной психолого-педагогической литературы, изучение диссертационных исследований по данной проблеме, проведенные эмпирические исследования, опыт практической работы, позволили рассматривать эмоциональный интеллект как сложное интегративное образование, включающее совокупность когнитивных, поведенческих и собственно эмоциональных качеств, обеспечивающих осознание, понимание и регуляцию собственных эмоций и эмоций окружающих, влияющих на успешность межличностных взаимодействий и личностное развитие.
Анализ исследований по проблеме эмоционального интеллекта (И.Н. Андреева, А.Х. Пашина, Е.А. Трухан, C.G. Gottfries, B.E. Roos, J.D. Mayer, P. Salovey, D. Caruso) позволил выявить следующие предпосылки его развития:
биологические (наследственные задатки эмоциональной способности, правополушарный тип мышления и экстраверсия);
социальные (синтоничность в детском возрасте; становление рационализации по мере взросления; степень развития самосознания ребёнка; эмоционально благополучные отношения между родителями; уровень образования родителей и семейный доход; гендерные особенности воспитания; андрогинность; внешний локус контроля; религиозность).
На основе анализа существующих моделей эмоционального интеллекта (Д.В. Люсин, J.D. Mayer, D. Caruso, P. Salovey, D. Goleman, R. Bar-On, Н. Холл, М. Ка де Ври), выделены две альтернативные модели.
Смешанные модели эмоционального интеллекта включают когнитивные, личностные и мотивационные черты, благодаря чему они оказываются тесно связанными с адаптацией к реальной жизни и процессами совладания (R. Bar-On, R. Cooper). Эти модели предполагают измерение эмоционального интеллекта с помощью опросников, основанных на самоотчете, подобных традиционным личностным опросникам.
Модели способностей определяют эмоциональный интеллект как набор способностей, измеряемых с помощью тестов, состоящих из заданий, имеющих правильные и ошибочные ответы (J. Mayer, D. Caruso, P. Salovey).
На основе моделей эмоционального интеллекта, предложенных различными авторами (Д.В. Люсин, J.D. Mayer, D. Caruso, P. Salovey, D. Goleman, R. Bar-On, Н. Холл, М. Ка де Ври), а также основных личностно-профессиональных качествах личности психолога нами предлагается структура эмоционального интеллекта, включающая, следующие компоненты:
. Эмоциональный компонент:
эмпатия (умение распознавать эмоции других людей, понимать чувства партнеров по общению, способность понять положение другого, представить мир глазами другого человека);
«полезная» тревожность (эмоциональная устойчивость, невосприимчивость к эмоциогенным факторам);
мотивация достижения успеха;
эмоциональная отзывчивость (способность легко, быстро и гибко реагировать на различные воздействия).
. Когнитивный компонент:
адекватная самооценка;
эмоциональное самосознание (способность жить «в унисон» со своими внутренними эмоциями, хорошее понимание роли чувств в работе и в общении);
осведомленность об эмоциональных качествах;
рефлексия (понимание своего внутреннего мира, пониманию...

Похожие материалы:

Реферат: Возрастные особенности саморазвития и самоактуализации зрелой личности

Курсовая работа: Исследование психологических особенностей студентов вуза статистическими методами

Реферат: Взаимосвязь смысложизненного кризиса со свойствами личности в юношеском возрасте

Курсовая работа: ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ И ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ (ПО Р. КЭТТЕЛЛУ) У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Курсовая работа: Связь эмоционального состояния личности с уровнем её психического здоровья