Реферат: Взаимосвязь карьерных ориентаций и личностных особенностей у школьников и студентов

Индивидуально - психологические свойства личности - своеобразные свойства психической активности личности, которые выражаются в темпераменте, характере, мотивационно-потребностной сфере и способностях. Считается, что темперамент и характер обозначают динамические и содержательные аспекты поведения, а способности - это такие особенности личности, которые являются условием выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Дата добавления на сайт: 26 августа 2024


Скачать работу 'Взаимосвязь карьерных ориентаций и личностных особенностей у школьников и студентов':


Тема: «Взаимосвязь карьерных ориентаций и личностных особенностей у школьников и студентов»
Оглавление
Введение
Глава 1. Понятие «личностные особенности» в отечественной и зарубежной литературе
.1 Личностные особенности в структуре свойств индивидуальности
.2 Личностные особенности и успешность обучения
.3 Исследование свойств индивидуальности у студентов и школьников
Глава 2. Программа и методы исследования
.1 Методы исследования
.2 Методы статистической обработки результатов исследования
Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи карьерных ориентаций и личностных особенностей у школьников и студентов
.1 Взаимосвязи карьерных ориентации с личностными особенностями у студентов
.2 Взаимосвязи карьерных ориентации с личностными особенностями у школьников
.3 Система принципов психологической поддержки студентов на завершающем этапе обучения в ВУЗе по проблеме построения карьеры
.4 Карьерные ориентации как структурный элемент профессиональной карьеры личности
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Индивидуально - психологические свойства личности - своеобразные свойства психической активности личности, которые выражаются в темпераменте, характере, мотивационно-потребностной сфере и способностях. Считается, что темперамент и характер обозначают динамические и содержательные аспекты поведения, а способности - это такие особенности личности, которые являются условием выполнения той или иной продуктивной деятельности.
Акцентуации характера - это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим (Личко А.Е.). Эти черты являются как бы заострением некоторых, присущих каждому человеку неповторимых, индивидуальных свойств, которые могут обнаруживаться только в определенных условиях. Особенности характера либо вообще не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации, либо нарушения бывают преходящими. Эти нарушения чаще возникают под влиянием особого рода психических нагрузок или трудных ситуаций в жизни, а именно тех, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления».
Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э. Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шелдон, а в наши дни - Э. Фромм, К. Леонгард и ряд других ученых.
Цель исследования: изучить взаимосвязь карьерных ориентаций и личностных особенностей у школьников и студентов.
Объект исследования: индивидуально-психологические особенности личности школьников и студентов.
Предмет исследования: особенности и взаимосвязи карьерных ориентаций и личностных особенностей у школьников и студентов.
Задачи исследования:
. Рассмотреть общее представление об индивидуально-психологических особенностях личности.
. Изучить карьерные ориентации и личностные особенности у школьников и студентов.
. Вывить взаимосвязь карьерных ориентаций и личностных особенностей у школьников и студентов и провести сравнительный анализ.
Методы исследования:
Опросник «Якоря карьеры» Э.Шейна - цель опросника - диагностика индивидуальной иерархии карьерных ориентации студентов;
«Сочинение о моей жизни через 10 лет» Т.П. Мараповой - цель сочинения -диагностика уровня осознанности карьерных ориентации;
Многофакторный опросник личности Р. Б. Кэттелла (тест 16 PF)- цель опросника - исследование всех свойств личности, которые обуславливают поведение. Наименование и определение этих свойств вытекает из применения математически-статистических приемов и результатов факторного анализа;
Методы математико-статистической обработки.
Глава 1. Понятие «личностные особенности» в отечественной и зарубежной литературе
.1 Личностные особенности в структуре свойств индивидуальности
В процессе онтогенеза личность формируется как индивидуальность, ею приобретаются специфические свойства, выражающие индивидуальное своеобразие человека, опосредуя проявления всех его когнитивных, регуляторных и коммуникативных процессов, все аспекты его социального поведения. К основным индивидуальным свойствам личности относятся темперамент, характер, направленность, способности [22, с.59].
Темперамент - это сочетание индивидуально-психологических свойств, которые определяют общую активность и динамику деятельности субъекта [8, с.202]. Согласно классификации Гиппократа-Павлова выделяются4основныхтипатемперамента: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. По классификации К.Г. Юнга - Г. Айзенка выделяются также 4 соответствующих типа: эктраверты высокотревожный и малотревожный, интраверты малотревожный и высокотревожный. Каждый темперамент, по данным И.П. Павлова, имеет свой основной определенный тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношениями в коре головного мозга характеристик двух нервных процессов: возбуждения и торможения. В соответствии с этим выделяются 4 типа нервной системы - основы определенных темпераментов: сильный неуравновешенный (холерик), сильный уравновешенный лабильный (сангвиник), сильный уравновешенный инертный (флегматик) и слабый тип (меланхолик).
Характер - это сочетание устойчивых свойств поведения, проявляющихся в отношении субъекта к окружающей социальной действительности [21, с.93]. Структура характера рассматривается, прежде всего, по сложившимся у человека типам отношений [6, с.105]:
к другим людям, коллективу (например, доверчивость - недоверчивость, сопереживание - безразличие, щедрость - скупость, общительность - замкнутость и др.);
к самому себе (самооценка и уровень притязаний, самокритичность, скромность, гордость и др.);
к своей деятельности (трудолюбие - лень, ответственность - безответственность, старательность и др.);
к обществу, социальным институтам, моральным ценностям (целенаправленность, принципиальность, убежденность и др.).
Если темперамент позволяет изменить динамическую сторону поведения, то характер позволяет определить его содержательную сторону, социальную активность, ценностные ориентации.
Характер является результатом развития личности в онтогенезе в связи с закреплением в поведении различных проявлений основных психических процессов: познавательных (когнитивных), эмоциональных, волевых. В соответствии с этим различают три группы черт характера [24, с.149]:
интеллектуальные (критичность, наблюдательность, мечтательность и др.);
эмоциональные (чуткость, честность, эмпатия, общительность, гордость, смелость и др.);
волевые (целеустремленность, решительность, настойчивость, принципиальность, дисциплинированность и др.).
По отношению к уровню нормы поведения характер может быть:
нормативным, сбалансированным, т.е. отвечать адекватными реакциями на различные воздействия;
акцентуированным, с чрезмерными проявлениями отдельных черт (например, экзальтированность, гипертимность, неуправляемость, тревожность и др.);
психопатическим, когда некоторые черты проявляются на уровне патологии.
Способности - это свойства личности, определяющие ее пригодность к успешному выполнению учебных и профессиональных задач [14, с.88].
Способности не являются врожденным даром для человека. В их основе лежит природная одаренность, но она превращается в способности только при благоприятных условиях обучения, тренировки, воспитания и самовоспитания личности. Способности можно определять только с помощью целенаправленно подобранного комплекса методов: анализа определенного вида профессиональной деятельности, профессиографии и психограммы, оценки успешности решения конкретных задач, целенаправленности, мотивации, тестовой психодиагностики.
Являясь необходимым условием выполнения определенной деятельности, способности в то же время развиваются в процессе этой деятельности в связи с условиями ее организации и тренировки при решении конкретных задач, в связи с формированием профессионально важных свойств личности специалиста.
Как личность человека в целом, так и присущие ей индивидуальные свойства являются результатом воспитания в социальной среде. Структура этой среды, а также формы взаимодействия с нею субъекта в онтогенезе являются определяющим фактором его социализации.
Менеджмент в настоящее время стал необходимой реальностью и к нему проявляется активный интерес. Менеджеры - это люди, которые добиваются реализации целей организации за счет других людей, т. е. это руководители или администраторы.
Менеджер - это тот, кто управляет другими людьми, отвечает за рациональное использование ресурсов (всех, которые ему даны), принимает управленческие решения и несет за них ответственность. Это специалист в области управленческой деятельности [2].
В конце 60-х гг. XX в. Г. Минтцберг выделил три роли менеджера:
коммуникационная (координационная) роль. В рамках нее менеджер организует взаимодействие своих сотрудников;
информационная роль, т.е. менеджер занимается приемом, передачей и обработкой информации, необходимой для работы предприятия;
руководитель принимает решения, которые ложатся в основу работы предприятия [28].
На данном этапе психологический портрет современных менеджеров рассматривается с опорой на эмпирические и экспериментальные данные отечественных и зарубежных исследователей Г. Минцберга [28], А.П. Егоршина [14], Е.И. Комарова [19] и др.
Индивидуальные качества менеджеров как управленцев объединяют в шесть групп:
физиологические характеристики (возраст, внешний вид, рост, вес);
особенности социального происхождения (образование, социально-экономическое положение);
способности, интеллект, рассудительность, знания, умение выражать свои мысли;
личные характеристики (приспособляемость, доминирование, независимость, оригинальность, уверенность в себе);
особенности отношения к задачам (трудовая мотивация, ответственность, инициатива, упорство, ориентация на производственные задачи);
социальные навыки и способности (готовность к кооперации с другими, популярность, навыки общения).
Умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей - цель менеджмента.
Исходя из этого менеджеры - субъекты управления. Они несут ответственность за выполнение определенных обязанностей. В зависимости от объема и сложности этих обязанностей менеджеры занимают различное положение в организационной иерархии. На самой вершине пирамиды находятся топ-менеджеры, несущие ответственность за деятельность организации в целом. Менеджеры среднего звена отвечают за деятельность подразделений и направлений, которые они возглавляют, готовят информацию для решений, принимаемых на высшем уровне, отвечают за реализацию принятых высшим руководством решений [22].
Рассмотрим структуру личности менеджера как управленца. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация. Способности понимаются, как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация - это соответственно переживания и побуждения к деятельности [16].
Существует ряд общих психологических характеристик, с помощью которых можно описать стиль делового поведения любого работника, в том числе и менеджера и специалиста. Такие характеристики проявляются не в отдельных поступках работника, но именно по ходу его деятельности и имеют устойчивое проявление. Мы объединяем их в группу общих деловых характеристик, проще будет назвать эту группу «Общие характеристики деловой деятельности», термином «деловая» подчеркивается заказной характер деятельности, направленной на достижение ожидаемого результата.
К характеристикам этой группы относятся компетентность, деловитость, работоспособность и организованность. Компетентность или профессиональная компетентность - это термин, который может быть использован для оценки качеств, как рядового специалиста, так и руководителя любого уровня. В общем случае компетентный специалист - это знающий, осведомлённый, авторитетный в какой-либо области работник [19].
Деловитость - это еще одна универсальная характеристика, которая, как было нами уже оговорено, может проявляться лишь в устойчивой форме в процессе длительной деятельности. Деловитость рассматривается как общий аналог таких качеств как активность, инициативность, расторопность, толковость. В коммерческих компаниях аналогом этого качества выступает предприимчивость.
Работоспособность - это то качество, которое само по себе не имеет самостоятельного значения, однако выполняет важную обеспечивающую роль. Ни профессиональная компетентность и деловитость не могут быть в полной мере реализованы, если носитель этих качеств не обладает необходимой для этого работоспособностью.
В соответствии с энциклопедической трактовкой работоспособность - потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени [19].
Организованность - это качество, способное связать их в единую систему, обеспечив, таким образом, наиболее эффективное использование.
Организованность сама по себе является универсальной характеристикой, способной повлиять на успешность любой человеческой деятельности, однако будучи наложенной на уже перечисленные выше характеристики менеджера, она приводит к проявлению новых системных качеств личности, его труд становится более эффективным, расширяются возможности по увеличению количества решаемых задач [19].
Поскольку мы говорим о психологических характеристиках личности, то мы можем считать синонимами организованность и самоорганизованность. Эти способности могут найти свои проявление в длинном ряде таких деловых качеств менеджера, как: высокая исполнительность, пунктуальность, высокая степень личной инициативы; умение самостоятельно организовать свою работу; способность быстро принимать решения и действовать решительно без промедления; предельно рационально использовать свое рабочее время; умение координировать действия и процессы, сохраняя контроль над ходом нескольких дел одновременно, способность параллельно отслеживать изменение разнообразных факторов, оперативно реагировать на любое отклонение от плана.
И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий [23] пишут, что самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становятся центральным новообразованием ранней юности.
Личностные изменения, происходящие в ходе профессиональной деятельности, приводят к становлению личности как субъекта деятельности.
Э.Ф. Зеер [18] под профессиональным становлением субъекта понимает движение личности в ходе профессионального труда. Профессиональное становление субъекта развёрнуто во времени и охватывает период от начала формирования профессиональных намерений до финиша, который заканчивает активную профессиональную деятельность.
У каждого человека существует также свой, индивидуальный стиль профессиональной деятельности, влияющий на её успешность или неуспешность.
Представляя нам сам термин успеха в профессиональной деятельности,
Н.В. Самоукина высказывается о нём следующим, вполне соответствующим Нашему пониманию, образом: "Успех в профессиональной деятельности проявляется, прежде всего, в достижении работником значимой цели и преодолении или преобразовании условий, препятствующих достижению этой цели ". Н.А. Лаврова [2], анализируя влияние личностных особенностей на успешность профессиональной деятельности в системе «человек - человек» показала в своём исследовании, что требования, выдвигаемые авторами, как определяющие для успешной профессиональной деятельности, более чем разнообразны. Ею выявлено, что субъект трудовой деятельности как личность характеризуется определённой специфической совокупностью устойчивости личностных образований, в которую входят: мотивы, установки, иерархическая система сложившихся субъективных отношений, направленность, способы поведения и реагирования, характерологические особенности и другие структуры, определяющие своеобразие его индивидуально-психологических проявлений в профессиональной деятельности.
Мы принимаем утверждения всех вышеприведённых авторов по данной теме, так как они не противоречат друг другу, а, скорее, дополняют друг друга, способствуя лучшему пониманию факторов, от которых может зависеть успех в профессиональной деятельности.
1.2 Личностные особенности и успешность обучения
Изучение индивидуально-личностных особенностей в связи с успешностью обучения имеет достаточно широкие предпосылки в теоретическом плане. Н.С. Лейтес отмечает, что в основе одаренности школьников лежит особая умственная активность и качества, определяющие ее: целеустремленность, трудолюбие, упорство и настойчивость, инициативность, критичность, высокая самоценность [10]. З.И. Калмыкова подчеркивает, что под обучаемостью понимается сложная целостная система свойств личности и уровень умственного развития сложивщийся к моменту тестирования [30]. B.C. Мерлин, характеризуя не сводимость способностей к обучению к интеллектуальным свойствам, приводит данные исследований, согласно которым высокая академическая успеваемость коррелирует с большей самостоятельностью, меньшей комформностью и меньшей тревожностью [Ошибка! Источник ссылки не найден.].
В современных отечественных эмпирических исследованиях изучение индивидуальных психологических особенностей в связи с успешностью учебной деятельности представлено достаточно широко. Большое количество работ посвящено связи успешности обучения и различных аспектов мотивации.
В исследовании Э.Л. Носенко выявлено влияние самооценки на эффективность учебной деятельности, обусловленное, по мнению автора, худшей адаптированностью подростков с низкой самооценкой к эмоциогенным ситуациям в учебной деятельности, (то есть, вероятно, вообще к учебной деятельности, эмоциогенной.по своей природе в традиционной системе обучения). Даже при одинаковом уровне развития интеллекта подростки с низкой самооценкой уступают сверстникам с более высокой самооценкой в успешности учебной деятельности. Аналогичные результаты получены в исследовании Л.В. Бороздиной и Е.С. Рощиной.
В исследовании Н.Б. Пасынковой выявлены связи между тревожностью, интеллектуальным развитием и успеваемостью. Чем выше тревожность, тем ниже интеллектуальное развитие и успеваемость. По...

Похожие материалы:

Реферат: Взаимосвязь образа любимого персонажа детства и личностных особенностей у лиц в период ранней взрослости

Реферат: Взаимосвязь смысложизненных ориентаций и мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов

Курсовая работа: Взаимосвязь особенностей самооценки и уровня конформности в группе младших подростков

Дипломная работа: Взаимосвязь копинг-стратегий младших школьников с детско-родительскими отношениями

Реферат: Взаимосвязь уровневых характеристик памяти и тревожности у школьников