Дипломная работа: Взаимосвязь копинг-стратегий младших школьников с детско-родительскими отношениями

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические обоснование взаимосвязи копинг-стратегий младших школьников и особенностей типов детско-родительских отношений
.1 Особенности копинг-стратегий в младшем школьном возрасте
.2 Взаимосвязь копинг-стратегий младших школьников и типов детско-родительских отношений
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей копинг-стратегий младших школьников с учетом типа детско-родительских отношений
.1 Методы и методики исследования
.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы
Приложение

Дата добавления на сайт: 04 августа 2024


Скачать работу 'Взаимосвязь копинг-стратегий младших школьников с детско-родительскими отношениями':


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО
АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет психологии и педагогики
Кафедра психологии
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Взаимосвязь копинг-стратегий младших школьников с детско-родительскими отношениями
Исполнитель: Санникова Е.А.,
студентка группы 0991
Научный руководитель:
Бортникова Л.Г.
Сургут 2014

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические обоснование взаимосвязи копинг-стратегий младших школьников и особенностей типов детско-родительских отношений
.1 Особенности копинг-стратегий в младшем школьном возрасте
.2 Взаимосвязь копинг-стратегий младших школьников и типов детско-родительских отношений
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей копинг-стратегий младших школьников с учетом типа детско-родительских отношений
.1 Методы и методики исследования
.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение
Актуальность. На современном этапе развития общества проблема формирования социально-психологической адаптации детей - одна из наиболее актуальных. Умение справляться с трудными ситуациями, вырабатывая при этом широкий набор конструктивных способов преодоления стресса является важным показателем уровня развития личности.
Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.
Для маленького ребёнка семья - это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние.
Эффективность адаптации человека к требованиям трудной, экстремальной ситуации (действительной или воображаемой), отражено в понятии coping behavior (преодоление, совладание), под которым понимают активные, преимущественно сознательные усилия личности, предпринимаемые в ситуации угрозы и направленные на овладение трудной ситуацией. Копинг позволяет человеку обеспечивать поддержание, укрепление здоровья и благополучия, а может способствовать их разрушению.
Стратегиям копинг-поведения ребенок овладевает, взаимодействуя с взрослыми и детьми, в первую очередь, в семье, а затем и в социуме.
Каким образом, ребенок усваивает тот или иной способ совладания и какие факторы влияют на его выбор - является предметом научного интереса в последнее время (W. Kliewer, 1991; Н.А.Сирота, 1994; Н.Ф. Михайлова, 1998; Г.Сапоровская, Е.В. Куфтяк, 2005; И.М. Никольская, P.M. Грановская, 2006;.B. Петунс, 2006; H.A. Агеева, С.А. Долженков, Т.А. Осипович, A.BКиселева, 2007; И.В. Борисова, 2007 и др.)
Однако большинство исследователей не рассматривает формирование копинг-поведения у детей в соответствии с динамикой их возрастного развития, а ограничивается его изучением только в определенном возрасте, либо в целом - охватывая слишком большой возрастной период. Такой подход дает лишь общие или фрагментарные представления, не позволяя осуществить, с одной стороны, более точной половозрастной дифференциации в изучении механизмов копинг-поведения, а с другой стороны, оценить влияние предикторов - всю совокупность внутренних и внешних (средовых) факторов этого процесса.
Исходя из вышеизложенного основная цель данной работы - выявить, теоретически подтвердить и эмпирически доказать взаимосвязь копинг-стратегий младших школьников с детско-родительскими отношениями.
Исходя из общей цели исследования основными задачами стали:
)теоретически обосновать сущность понятий детско-родительские отношения, копинг-стратегии, определить взаимосвязь.
)изучить типы детско-родительских отношений.
)экспериментально изучить копинг-стратегии детей младшего школьного возраста.
)изучить взаимосвязь копинг-стратегий и детско-родительских отношений младших школьников.
Объект исследования - копинг-стратегии младших школьников.
Предмет исследования - взаимосвязь копинг-стратегий младших школьников с особенностями типов детско-родительских отношений.
Гипотеза: копинг-стратегии младших школьников обусловлены тпиом детско-родительских отношений:
у младших школьников в семьях с детско-родительскими отношениями по типу симбиоз, ведущими копинг-стратегиями являются «обнимаю, прижимаю, глажу» и «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным».
у младших школьников из семей с детско-родительскими отношениями по типу кооперация, наиболее используемыми копинг-стратегиями, как и по типу симбиоз, выступают «обнимаю, прижимаю, глажу» и «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным» так же с целью защиты используют, «прощу прощения, говорю правду», «смотрю телевизор, слушаю музыку», «мечтаю, представляю себе что-нибудь».
у младших школьников из семей с детско-родительскими отношениями по типу авторитарная гиперсоциализация, ведущей копинг-стратегией является «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным» далее, по снижению значимости следует - «прощу прощения, говорю правду», «смотрю телевизор, слушаю музыку», «рисую, пишу, читаю».
у младших школьников из семей с детско-родительскими отношениями по типу маленький неудачник: «обнимаю, прижимаю, глажу» и «прощу прощения, говорю правду», «смотрю телевизор, слушаю музыку», «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным», «рисую, пишу, читаю».
Теоретической и методологической основой послужили: транзакционная теория стресса и копинга Р. Лазаруса, С. Фолькмана; психоаналитические теории З. Фрейда, А. Фрейд, А. Маслоу; теория жизненного цикла развития человека Э. Эриксона; теория психологии отношений В.М. Мясищева; теоретические положения о социальной природе психики Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна; работы о развитии стресса и противодействия ему В.А. Бодрова, Л.И. Анциферовой, Р.М. Грановской, Н.А.Сирота, В.А. Ялтонского, У. Баумана и др.; А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкого, и др.
Методы исследования: теоретический анализ проблемы исследования, эмпирические методы: рисуночный тест Кинетический рисунок семьи (Р. Бернс и С. Коуфман), методика Неоконченные предложения, тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин), опросник копинг-стратегий школьного возраста (И.М.Никольская, Р.М.Грановская, методы обработки данных - количественный (статистические методы) и качественный (контент-анализ).
Практическая значимость определяется возможностью широкого применения полученных в исследовании результатов и выводов для психолого-педагогической работы с детьми (младшего школьного возраста).
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические аспекты исследования копинг-стратегий младших школьников и особенностей типов детско-родительских отношений
1.1 Особенности копинг-стратегий в младшем школьном возрасте
Когда человек попадает в ситуацию стресса, адаптация может проходить с использованием психологической защиты или копинговых механизмов. Следует различать механизмы психологической защиты и копинговые стратегии (или совладающее поведение). В 1960-х новое научное течение, первоначально относящееся к сфере изучения защитных механизмов, получило название исследования копинга или в русском переводе Л.И. Анциферовой - совладающего поведения. Проблема психологического совладания со стрессом, наряду с многочисленными исследованиями в мировой психологической науке (R.S. Lazarus, 1980,1986; R.S. Lazarus, S. Folkman, 1984; N.S. Endler, J.D.A. Parker, 1990), с 90-х годов стала сферой научных интересов российских ученых (Л.А. Китаев-Смык, 1983, Л.И. Анцыферова, 1994, В.М. Ялтонский, 1995, Н.Ф. Михайлова, 1998, P.M. Грановская, И.М. Никольская, 2000, Т.Л. Крюкова, 2001, М.В. Сапоровская, 2002, Е.В. Куфтяк, 2003, О.Б. Подобина, 2004, Е.А. Белан, 2004). Психологическую защиту и копинг-стратегии рассматривают как важнейшие формы адаптационных процессов и реагирования личности на стрессовые ситуации.
Понятие «копинг» ввел в активное использование Р. Лазарус. Он писал, что копинг - это стремление к решению проблемы, которое предпринимает индивид, если требования среды имеют огромное значение для его хорошего самочувствия (как в ситуации, связанной с опасностью, так и в ситуации направленной на большой успех), поскольку эти требования активируют адаптивные возможности. Выбор эффективной копинговой стратегии влияет на успешность поведения личности в стрессовой ситуации. На умении эффективно строить свое поведение базируется сохранение целостности личности и ее дальнейшее позитивное развитие.
Термин «психологическая защита» был введен З.Фрейдом и изначально подразумевал под собой процесс вытеснения из сознательного в бессознательное. В дальнейшем работы психоаналитиков привели их к тому, что механизмы психологической защиты - это неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний.
По своему содержанию понятие копинга близко к понятию психологической защиты. Действительно, если происходит стрессовое событие, человек реагирует на него либо подсознательно, либо потенциально осознанными целенаправленными адаптивными действиями. Поскольку понятия копинг-стратегий и защитных механизмов личности развивались в рамках разных психологических традиций, немаловажен вопрос об их взаимосвязи и различиях.
П.Крамер [Cramer, 1998] выделяет два основных критерия, отличающих копинг-стратегии и защитные механизмы: осознанный / бессознательный характер и произвольная / непроизвольная природа процессов. Впоследствии был предложен еще один критерий: направленность на искажение / пересмотр состояния [Miceli, Castelfranchi, 2001].
Для разграничения автоматизмов психологической защиты и осознанных стратегий совладания В. А. Ташлыков предлагает следующую схему анализа [60]:
инерционность. Механизмы психологической защиты не приспособлены к требованиям ситуации и являются ригидными. Техники сознательного самоконтроля являются пластичными и приспособлены к ситуации.
непосредственный и отложенный эффекты. Механизмы психологической защиты стремятся к возможно более быстрому уменьшению возникшего эмоционального напряжения. При использовании сознательного самоконтроля человек может многое вытерпеть и даже доставляет себе иногда мучения
тактический и стратегический эффекты. Механизмы психологической защиты близоруки, создают возможность только разового снижения напряжения (принцип действия - здесь и сейчас), тогда как стратегии совладания рассчитаны на перспективу.
разная мера объективности восприятия ситуации. Механизмы психологической защиты приводят к искажению восприятия действительности и самого себя. Механизмы самоконтроля связаны с реалистическим восприятием, а также со способностью к объективному отношению к самому себе.
Таким образом, несмотря на близость сравниваемых понятий, их можно разделить. Кроме указанных критериев различения, надо отметить принципиальную возможность обучения совладанию - применению осознанных стратегий за счет овладения определенной последовательностью действий, которая может быть описана и воспринята человеком [69]. Опираясь на вышеуказанные исследования, а также определения, мы делаем вывод,что различие между механизмами защиты и копингами видится в разной степени их осознанности, рефлексивности, целенаправленности, подконтрольности, активности во взаимодействии с реальностью.
Далее мы рассмотрим взаимосвязь понятий совладание и копинг. Рассмотрим классификацию копинг-стратегий, ознакомимся с такими понятиями как: копинг-стратегии (копинговые действия), копинг поведение.
Совладание (англ.coping) - психические процессы и поведение, направленные на преодоление и переживание стрессовых ситуаций, особенно психосоциального характера. (психологический словарь)
Копинг - стратегии (состоят из копинговых действий) - это те приемы и способы, с помощью которых и происходит процесс совладания. (С.Фолкман, Р.С.Лазарус)
Копинг-поведение - является целенаправленным поведением и позволяет человеку справиться со стрессом адекватными личностным особенностям и ситуации способами через осознанные стратегии действий, которые либо адаптируют к требованиям ситуации, либо помогают преобразовать ее. (Т.Л.Крюкова)
Опираясь на определения, мы видим, что понятия копинг и совладание синнонимичны. В своей работе мы употребляем как и понятие копинг, так и совладание, так как они тождественны.
Копинг-стратегии - широкое понятие с длинной и сложной историей. Впервые термин «копиг» появился в психологической литературе в 1962 году; Л. Мэрфи применил его, изучая, каким образом дети преодолевают кризисы развития. Четыре года спустя, в 1966 году Р. Лазарус в своей книге «Psychological Stress and Coping Process» («Психологический стресс и процесс совладания с ним») обратился к копингу для описания осознанных стратегий совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями.временем понятие «копинг» стало включать в себя реакцию не только на «чрезмерные или превышающие ресурсы человека требования», но и на каждодневные стрессовые ситуации. Содержание копинга при этом осталось тем же: копинг - это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом: он объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни. Мысли, чувства и действия образуют копинг-стратегии, которые используются в различной степени в определенных обстоятельствах.
Поскольку интерес к копинг-стратегиям возник в психологии относительно недавно и из-за сложности самого феномена совладания с трудностями, исследователи ещё не пришли к одной единой классификации копинг-поведения. Работы по копинг-стратегиям пока ещё являются достаточно разрозненными, поэтому чуть ли не каждый новый исследователь при изучении проблематики копингового поведения предлагает свою собственную классификацию. При этом, чтобы хоть как-то систематизировать имеющиеся подходы к копинг-стратегиям, уже прилагаются усилия по классификации самих классификаций.
)Проблемно-фокусированные/эмоционально-фокусированные копинг-стратегии
Исследователи, первые использовавшие понятие копинга в психологии, предложили и первую классификацию копинг-стратегий. Лазарус и Фолкман предложили дихотомическую классификацию копинг-стратегий, выделив их следующую направленность:
•проблемно-фокусированные стратегии (11 копинговых действий);
•эмоционально-фокусированные стратегии (62 копинговых действия) [Losoya et al., 1998].
Другими исследователями предлагались похожие классификации копинг-стратегий. Так, например, Моос и Шеффер [Moos, Shaefer, 1986] выделяют три копинг - стратегии:
•сфокусированная на оценке (установление для себя значения ситуации);
•сфокусированная на проблеме (принятие решений и совершение конкретных действий для преодоления стресса);
•сфокусированная на эмоциях (управление чувствами и поддержание эмоционального равновесия).
Перлин и Шулер [Pearlin, Schooler., 1976] предлагают аналогичную предложенной Моосом и Шеффером классификацию, выделяя в ней три следующих копинг - стратегии:
•стратегия изменения способа видения проблемы;
•стратегия изменения проблемы;
•стратегия управления эмоциональным дистрессом [Муздыбаев, 1998].
Эти две классификации практически повторяют классификацию Лазаруса и Фолкмана. При этом Моос и Шеффер и, соответственно, Перлин и Шулер выделяют в стратегии «фокусировка на проблеме» действия двух типов: когнитивные («фокусировка на оценке» и «изменение способа видения проблемы», соответственно) и поведенческие («фокусировка на проблеме» и «стратегия изменения проблемы», соответственно).
Многие из классификаций копинг-стратегий, возникавшие вслед за классификацией Лазаруса и Фолкмана, составлялись в той же традиции, предлагая дихотическое разделение копинг-стратегий по принципу «работа с проблемой» / «работа с отношением к проблеме». Таким образом, многие классификации копинг-стратегий, в основном, сводятся к различению между активными, фокусированными на проблеме усилиями справиться с внешними запросами проблемы против более интроспективных усилий переформулировать или когнитивно переоценить проблему так, что она лучше соответствует внешним требованиям. [Berg et al., 1998]
)Когнитивные / поведенческие / эмоциональные копинг-стратегии
Кроме того, некоторые исследователи предлагают классификации, в которых копинг-стратегии различаются в зависимости от типов процессов (эмоциональных, поведенческих, когнитивных), лежащих в их основе. Так, Никольская и Грановская выделяют три больших группы копинг-стратегии, проходящих на следующих уровнях: поведение, эмоциональная проработка подавленного и познание.
Поведение. Разнообразные поведенческие стратегии снятия очага напряженности, обусловленного внешними и внутренними факторами.
Эмоциональная проработка подавленного. Эмоциональная проработка с целью снятия очага напряжения или с целью поиска социальной поддержки.
Познание. Стратегии, позволяющие нейтрализовать напряженность стресса через изменение субъективной оценки ситуации и соответствующее изменение уровня ее контроля.
Есть и классификации, имеющие дело только с одним типом процессов. Так, например, Коплик рассматривая чисто когнитивные копинг-стратегии, предлагает дихотическую классификацию: стратегия поиска информации и стратегия закрытости для информации. Напротив, Виталиано выделяет три способа эмоционально-ориентированного преодоления: самообвинение, избегание и предпочтительное истолкование [цит. по Нартова-Бочавер]. Другая теория [Fabes, Eisenberg & Eisenbud, 1993] также выделяет три вида эмоционального совладания, но в основе этой классификации лежит не тип демонстрируемой реакции, а то, на что направлены действия по совладанию: на регуляцию внутренней (переживаемой) эмоции; регуляцию поведения, связанного с переживанием эмоции; регуляцию контекста, вызывающего эмоцию [цит. по Losoya, 1998].
) Эффективные / неэффективные копинг-стратегии
В то же время, некоторые исследователи пришли к тому, что стратегии лучше всего сгруппировать в копинговые стили, представляющие собой функциональные и дисфункциональные аспекты копинга. Функциональные стили представляют собой прямые попытки справиться с проблемой, с помощью других или без неё, в то время как дисфункциональные стили связаны с использованием непродуктивных стратегий. В литературе принято называть дисфункциональные копинг-стили «избегающим копингом».
Фрайденбер предлагает классификацию, в которой 18 стратегий сгруппированы в три категории;
•обращение к другим (обращение к другим за поддержкой, будь это сверстники, родители или кто-то ещё;
•непродуктивный копинг (стратегии избегания, которые связаны с неспособностью справиться с ситуацией);
•продуктивный копинг (работать над проблемой, сохраняя оптимизм, социальную связь с другими и тонус).
Как видно,...

Похожие материалы:

Реферат: Взаимосвязь карьерных ориентаций и личностных особенностей у школьников и студентов

Квалификационная работа: Создание условий для развития эмоционально-волевой сферы младших школьников на уроках иностранного языка

Реферат: Регуляция агрессивного поведения младших школьников

Курсовая работа: Внимание младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития

Курсовая работа: Взаимосвязь особенностей самооценки и уровня конформности в группе младших подростков