Реферат: Взаимосвязь личностных характеристик и эмоционального выгорания медицинских сестер в профессиональной деятельности

Рост дефектов и ошибок в оказании медицинской помощи, нарушений профессиональных технологий, неуменьшающееся количество жалоб на качество работы медицинских учреждений, обычно связаны с личностными качествами и уровнем профессионализма медицинских работников. Среди самих медицинских сестер отмечается низкая удовлетворённость своей профессиональной деятельностью, членством в трудовых коллективах.

Дата добавления на сайт: 26 августа 2024


Скачать работу 'Взаимосвязь личностных характеристик и эмоционального выгорания медицинских сестер в профессиональной деятельности':


Содержание
Введение
. Теоретический аспект исследования взаимовлияние индивидуально-личностных психологических особенностей медицинской сестры и уровня развития профессиональной мотивации
.1 Характеристика индивидуально-личностных психологических особенностей медицинской сестры
.1.1 Историческое изучение психологических особенностей медицинской сестры
.1.2 Особенности эмоциональной сферы медицинской сестры
.1.3 Характеристика личностных особенностей медицинской сестры
.1.4 Специфика коммуникативных особенностей и взаимоотношений медицинской сестры
.1.5 Влияние профессиональной деятельности на индивидуально-личностные особенности медицинской сестры
.2 Историческое развитие исследований профессиональной мотивации
.2.1 Историография изучения профессиональной мотивации в отечественной и зарубежной литературе
.2.2 Понятие «профессиональная мотивация» в отечественной и зарубежной психологии
.3 Особенности профессиональной мотивации медицинской сестры в отечественной и зарубежной психологии
.3.1 Профессиональная мотивация медицинской сестры в психолого-педагогической литературе
.3.2 Влияние внешних и внутренних факторов на профессиональную мотивацию медицинской сестры
. Экспериментальное исследование взаимовлияние индивидуально-личностных психологических особенностей медицинской сестры и уровня развития профессиональной мотивации
.1 Организация и методы исследования
.1.1 Характеристика организации и программы исследования
.1.2 Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко
.1.3 Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла
.1.4 Методика мотивация выбора медицинской профессии А.П. Васильковой
.2 Результаты исследования индивидуально-личностных особенностей и уровня развития профессиональной мотивации медицинской сестры
.2.1 Результаты исследования эмпатических способностей медицинской сестры
.2.2 Результаты исследования личностных особенностей медицинской сестры
.2.3 Результаты исследования мотивации выбора профессии медицинской сестры
.3 Анализ взаимовлияния индивидуально-личностных особенностей и уровня развития профессиональной мотивации медицинской сестры
.3.1 Методика корреляционного анализа
.3.2 Результаты корреляционного анализа взаимовлияния индивидуально-личностных психологических особенностей и уровня развития профессиональной мотивации медицинской сестры
Заключение
Список литературы
Введение
Рост дефектов и ошибок в оказании медицинской помощи, нарушений профессиональных технологий, неуменьшающееся количество жалоб на качество работы медицинских учреждений, обычно связаны с личностными качествами и уровнем профессионализма медицинских работников. Среди самих медицинских сестер отмечается низкая удовлетворённость своей профессиональной деятельностью, членством в трудовых коллективах.
Успешность профессионального становления медицинской сестры во многом обеспечивается развитой до высокого уровня психологической готовностью к профессиональной деятельности, представляющей из себя интегративное личностное образование, структурными составляющими которого выступают мотивационный, когнитивный и операционально-деятельностный компоненты.
Психологическая готовность медицинской сестры к профессиональной деятельности может развиваться на всех этапах профессионального становления. Этот процесс можно регулировать путём формирования мотивации профессионального самосовершенствования, ценностного отношения к медицинской деятельности, коммуникативной компетентности и адекватной самооценки; развития специальных способностей; «психологизации» профессиональной подготовки; обеспечения психологического сопровождения образования и процесса адаптации молодых специалистов к условиям практической деятельности; применения активных методов развития профессионально важных качеств в процессе психологического сопровождения и др.
Наиболее значимыми для медицинской сестры факторами психологической готовности, профессионализма являются: профессиональные способности, положительная ориентация на профессию, чувствительность к объекту профессионального воздействия, одарённость.
К числу психологических особенностей личности медицинской сестры, исходя из её самоотношения, профессионально значимых качеств и типологических свойств, относятся: высокий уровень самопринятия, саморуководства; повышенная самоценность; тенденция к закрытости; ориентация на позитивное отношение к себе окружающих; деловая общительность; эмоциональная устойчивость в пределах средних значений; тенденция к конформности; преобладающая интернальность и др.
Проводившаяся на протяжении многих десятилетий в нашей стране политика пренебрежения сестринским делом привела к значительному отставанию этой сферы общественного здравоохранения от уровня многих зарубежных стран, от развития современной науки и новых медицинских технологий. Это и явилось причиной ухудшения качества сестринской помощи в России, массового выбывания из профессии подготовленных сестёр и повсеместного дефицита сестринских кадров.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что состояние сестринской помощи и подготовки средних медицинских работников в стране не удовлетворяет современное общество. Таким образом, назрело основное противоречие между социальной потребностью в квалифицированном, глубоко компетентном медицинском работнике, способным к самостоятельному продуктивному решению профессиональных задач на основе социализации, профессионализации и персонификации личности и реально существующей практикой его функциональной подготовки. Для снятия этого противоречия необходимо разрешение проблемы интенсификации процесса профессионального становления и развития медицинских сестёр, что позволит привести в действие большие резервы повышения эффективности труда медицинских работников, то есть полнее использовать человеческий фактор в здравоохранении.
Таким образом, актуальность проблемы и её недостаточная научная разработанность предопределили объект, предмет, цели и задачи исследования.
Объект исследования - индивидуально-личностные психологические особенности медицинской сестры.
Предмет исследования - взаимовлияние индивидуально-личностных психологических особенностей медицинской сестры и уровня развития профессиональной мотивации.
Цель данной работы - выявить и эмпирические доказать наличие взаимовлияния индивидуально-личностных психологических особенностей медицинской сестры и уровня развития профессиональной мотивации.
Задачи:
. Дать характеристику индивидуально-личностных психологических особенностей медицинской сестры.
. Рассмотреть историческое развитие исследований профессиональной мотивации.
. Выявить особенности профессиональной мотивации медицинской сестры в отечественной и зарубежной психологии.
. Провести эмпирическое исследование индивидуально-личностных психологических особенностей медицинской сестры и уровня развития профессиональной мотивации.
. Выявить наличие взаимовлияния индивидуально-личностных психологических особенностей медицинской сестры и уровня развития профессиональной мотивации.
Гипотеза исследования: предполагается, что индивидуально-личностные психологические особенности медицинской сестры и профессиональная мотивация тесно связаны между собой: наличие определенных личностных особенностей коррелирует с определенным мотивационным выбором медицинской профессии.
Теоретической основой исследования стали: современные психолого-педагогические теории личности, деятельности; психологическая теория профессионального становления (Е.А. Климов и др.); теория профессиональной направленности личности (А.А. Бодалёв, Н.В. Кузьмина, П.А. Шавир и др.); исследования отдельных аспектов психологической готовности к профессиональной деятельности (Е.Н. Богданов, А.В. Ведёнов, М.И. Дьяченко, В.Г. Зызыкин, Л.А. Кандыбович и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован комплекс методов, включающий в себя: теоретический и системно-структурный анализ психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; психодиагностические методики; сравнительно-сопоставительный анализ; математические методы статистической обработки данных; корреляционный анализ эмпирических данных.
Методики исследования:
. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко.
. Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла.
. Методика мотивация выбора медицинской профессии А.П. Васильковой.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Во введении обоснована актуальность, определены объект и предмет, сформулированы цель и задачи исследования. В первой главе на основе анализа теоретических источников раскрыты особенности индивидуально-личностных психологических особенностей медицинской сестры, а также вопросы профессиональной мотивации медицинских работников среднего звена. Во второй главе описана организация и результаты проведения эмпирического исследования, а также корреляционный анализ полученных данных. Заключение содержит выводы по проделано работы. Список литературы состоит из 70 источников отечественных и зарубежных авторов.
1. Теоретический аспект исследования взаимовлияние индивидуально-личностных психологических особенностей медицинской сестры и уровня развития профессиональной мотивации
.1 Характеристика индивидуально-личностных психологических особенностей медицинской сестры
1.1.1 Историческое изучение психологических особенностей медицинской сестры
Профессия медицинской сестры традиционно рассматривается как побуждаемая внутренними мотивами, что закреплено в массовом сознании и зафиксировано в соответствующих документах, в частности в «Этическом кодексе медицинской сестры» (1997): «Этической основой профессиональной деятельности медицинской сестры являются гуманность и милосердие». О внутренней мотивации впервые заговорил Э. Деси в своей концепции внутренней (intrinsic) и внешней (extrinsic) мотивации. Внутренняя мотивация понимается, как стремление совершать деятельность ради нее самой, ради награды, которая содержится в самой этой деятельности. Для человека, обладающего внутренней мотивацией, жизненно важно быть самоопределяющимся, независимым, действующим в соответствии со своей «изнутри идущей» мотивацией, а не контролируемым извне. Российская Федерация переживает в настоящее время сложнейший период своей истории, характеризуется серьёзными кризисными явлениями во всех сферах и слоях общества. Не является исключением и здравоохранение, где негативные тенденции за последнее время приобрели системный характер. Слабый уровень подготовки и использования среднего медицинского персонала; отсутствие перспектив и подходов к организации и управлению сестринской деятельностью; недостаточный профессиональный и социальный статус медицинской сестры придают особую важность работам по изучению профессионального становления специалиста.
Несмотря на то, что становление личности медицинского работника среднего звена (МРСЗ) достаточно основательно исследуется в своих отдельных аспектах: профессиональная направленность (Т.Л. Бухарина, А.С. Ткаченко, Н.Н. Аниськина), ценностное отношение к профессионализму (М.Н. Дёмина), профессиональная рефлексия (Е.Е. Рукавишникова), эмпатия (Н.В. Козина) и др., практически отсутствуют работы, посвященные системному анализу профессионального становления МРСЗ вообще и, в частности, медицинской сестры [31, с. 51].
Фундаментальные и прикладные исследования в настоящее время должны быть направлены на выработку принципов формирования профессионально важных характеристик специалиста, для выявления которых необходимо исследовать развитие профессиональной деятельности и её субъекта. Именно изучение динамики взаимосвязи деятельности и личности специалиста позволит определить алгоритм продуктивного профессионального становления.
Рост дефектов и ошибок в оказании медицинской помощи, нарушений профессиональных технологий, неуменьшающееся количество жалоб на качество работы медицинских учреждений, обычно связаны с личностными качествами и уровнем профессионализма медицинских работников. Среди самих медицинских сестер отмечается низкая удовлетворённость своей профессиональной деятельностью, членством в трудовых коллективах.
Проводившаяся на протяжении многих десятилетий в нашей стране политика пренебрежения сестринским делом привела к значительному отставанию этой сферы общественного здравоохранения от уровня многих зарубежных стран, от развития современной науки и новых медицинских технологий. Это и явилось причиной ухудшения качества сестринской помощи в России, массового выбывания из профессии подготовленных сестёр и повсеместного дефицита сестринских кадров.
1.1.2 Особенности эмоциональной сферы медицинской сестры
Особенностью профессии является постоянный контакт медицинской сестры с пациентом, превалирование готовности к эмоциональному сопереживанию и сочувствия пациенту. Соответственно, представители данной профессии являются и наиболее уязвимы в части развития синдрома эмоционального выгорания. Данный синдром характеризуется состоянием эмоционального, физического и интеллектуального истощения. При яркой выраженности синдрома специалист не способен оказывать необходимую медицинскую помощь пациентам и сам страдает психосоматическими нарушениями и невротическими расстройствами [59].
Можно предположить, что медик либо приспосабливается к травматическим для обычного человека ситуациям - смерть, неизлечимая болезнь, одиночество тяжело больных людей, (а приспосабливаться помогает именно механизм психологической защиты в виде притупления эмоций сочувствия, сострадания), либо избавляет себя от травматических впечатлений - к примеру, меняет работу [48, с. 85].
Синдром эмоционального выгорания является типичным дефектом эмоциональной сферы средних медицинских работников. Его значимость возрастает в соответствии с увеличением стажа профессиональной деятельности. Данному синдрому подвержены практически все средние медицинские работники вне зависимости от пола и сферы профессиональной деятельности (раздел медицины) [39, с. 456]. Возникновение данного дефекта происходит практически в первые годы после окончания учебного заведения и начала профессиональной практики. Все это накладывает определенный отпечаток как на характер взаимоотношений пациент - медицинский работник, так и предъявляет определенные требования как к профессиональному отбору медицинских работников (психологическое тестирование), так и к возможностям их психологической реабилитации [27, с. 35].
Психоэмоциональное напряжение у медицинской сестры связано с постоянным нарушением динамического стереотипа и систематическими нарушениями суточных биоритмов, связанных с работой в разные смены (день-ночь). Работа медицинской сестры связана также с человеческими страданиями, смертью, колоссальными нагрузками на нервную систему, высокой ответственностью за жизнь и благополучие других людей. Сами по себе эти факторы уже приводят к физическому и эмоциональному перенапряжению. Кроме того, к психологическим факторам риска относятся: опасение профессионального инфицирования, частые ситуации, связанные с проблемами общения (обеспокоенные пациенты, требовательные родственники).
Существует еще ряд факторов, усиливающих перенапряжение: неудовлетворенность результатами труда (отсутствие условий для эффективного оказания помощи, материальной заинтересованности) и завышенные требования к медицинской сестре, необходимость сочетания профессиональных и семейных обязанностей [50].
1.1.3 Характеристика личностных особенностей медицинской сестры
Наиболее значимыми для медицинской сестры факторами психологической готовности, профессионализма являются: профессиональные способности, положительная ориентация на профессию, чувствительность к объекту профессионального воздействия, одарённость.
К числу психологических особенностей личности медицинской сестры, исходя из её самоотношения, профессионально значимых качеств и типологических свойств, относятся: высокий уровень самопринятия, саморуководства; повышенная самоценность; тенденция к закрытости; ориентация на позитивное отношение к себе окружающих; деловая общительность; эмоциональная устойчивость в пределах,средних значений; тенденция к конформности; преобладающая интернальность и др.
В современных условиях в формате модернизации всей системы здравоохранения, деятельность сестринского персонала характеризуется большим разнообразием. Активное внедрение в систему здравоохранения достижений научно-технического прогресса, инновационных методов требует постоянного обновления и совершенствования профессиональных знаний и умений, значительно расширяются также возможности проявления самостоятельности медсестер при оказании медицинской помощи, принятии решений и выборе тактики действий. Деятельность медперсонала сопряжена с высоким психоэмоциональным и физическим напряжением [55].
Квалифицированная медицинская сестра должна знать все этапы сестринского процесса при уходе за пациентами, своевременно и качественно выполнять профилактические и лечебно-диагностические процедуры, назначенные врачом, условия хранения, учет и списание лекарственных препаратов, соблюдать правила приема лекарств пациентами, вести утвержденную медицинскую учетно-отчетную документацию. Она обязана следить за своевременным получением результатов лабораторных и других исследований, расклеивать их в медицинские карты госпитализированных. В рамках сестринских вмешательств медсестра проводит с пациентом и/или его родственниками беседу о причинах заболевания, факторах риска развития осложнений или обострений. Она должна обучить пациента принципам рационального питания, приема лекарственных препаратов по назначению врача, наметить вместе с ним правильный режим физической активности. Кроме того, ей приходится помогать больным, выполнять указания врача, подготавливать пациента к осмотру, принятию лечебных и диагностических процедур; объяснять больным способы и порядок подготовки к лабораторным, инструментальным исследованиям и процедурам. Таким образом, сестринский персонал принимает непосредственное участие в оказании помощи больным, вносит весомый вклад в функционирование развитие медицинской службы.
Следует отметить, что медицинские работники испытывают большую социально-психологическую нагрузку, решая собственные жизненные проблемы и проблемы пациентов. Это является одним из факторов, влияющим на здоровье среднего медицинского персонала [29, с. 166]. Необходимо также учитывать то обстоятельство, что здоровье медицинских работников определяется их профессиональной деятельностью и медико-профилактической активностью [28, с. 60]. И то, как медицинский работник относится к...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня эмоционального выгорания и личностных характеристик предпринимателей

Курсовая работа: Взаимосвязь удовлетворенности профессиональной деятельностью и индивидуально-психологических характеристик воспитателей ДОУ

Реферат: Взаимосвязь смысложизненных ориентаций и мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов

Реферат: Взаимосвязь карьерных ориентаций и личностных особенностей у школьников и студентов

Контрольная работа: Аннотация статей по вопросам психологического оснащения психотехнологиями профессиональной деятельности педагога-психолога