Курсовая работа: Взаимосвязь особенностей самооценки и уровня конформности в группе младших подростков

Конформизм (от лат. conformis - подобный, сообразный) термин, обозначающий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. д. Конформизм означает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиция и т. п.).

Дата добавления на сайт: 19 сентября 2024


Скачать работу 'Взаимосвязь особенностей самооценки и уровня конформности в группе младших подростков':


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
ИНСТИТУТ ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЯ
Курсовая работа
Взаимосвязь особенностей самооценки и уровня конформности в группе младших подростков
Выполнила:
Арутюнян А.А.
Научный руководитель:
Кравцова Н.Ф.
Пятигорск - 2014
Введение
Конформизм (от лат. conformis - подобный, сообразный) термин, обозначающий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. д. Конформизм означает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиция и т. п.). Любая группа состоит из людей, обладающих как биологическими, так психическими параметрами. Следовательно, один подход будет заключаться в том, чтобы, исследуя отдельных членов вне связи с их общей деятельностью, прогнозировать процессы в группе, другой - чтобы учитывать возможности реального использования психологического потенциала каждого входящего в него индивида. Но главной задачей социально-психологического анализа является изучение тех процессов, которые происходят в жизни группы.
Актуальность темы исследования: актуальность выбранной темы, обусловлена тем, что самооценка и уровень конформности, являются важными регуляторами поведения человека. От самооценки личности во многом зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, так и в других сферах взаимодействия с окружающими. Социальные группы необходимы человеку для удовлетворения его потребностей и жизнеобеспечения. Неписаные правила поведения в группе называются социальными нормами. Для общества небезразлично, какими средствами, методами и действиями пользуется индивид (группа, общность), чтобы достичь своих целей. Поэтому общество воздействует на человека, чтобы его поступки соответствовали совокупности установленных законов, норм и правил. В основе такого воздействия лежит формирование поведения, установок, мнения и убеждений человека. Далее на протяжении всей своей жизни человек подвергается убеждению, внушению и манипулированию со стороны различных социальных групп. По нашему мнению, каждый наверняка вспомнит случаи из собственной жизни, когда его поведение было не согласовано или даже находилось в противоречии с его установками, убеждениями или моральными принципами. Особенно, такое поведение можно проследить у младших подростков, так как в период младшего подросткового возраста формирование личности набирает обороты, и, нужно заметить, что для них имеет большее значение мнение окружающих: родителей, учителей и сверстников. Здесь и появляется понятие конформности. Когда психологи говорят о конформности, они рассматривают поведение индивидуума, соблюдающего нормы определенной группы, членом которой он является. Порой конформность сильно сказывается на нашем поведении и в некотоҏыҳ случаях может заставить действовать в противоречии с нашими установками, этикой и моралью. В связи с этим явление конформности и вызывало большой интерес у исследователей человеческого поведения и желание изучить этот феномен. Несмотря на актуальность социально-психологического исследования конформности, последние годы в России характеризуются отсутствием работ по данной проблематике; зарубежные исследования феномена конформности проходят в рамках уже существующих теоретических подходов в направлении их детализации.
Степень научной разработанности проблемы: в отечественной и зарубежной психологии обсуждается онтогенез самооценки личности, ее структура, функции, возможности и закономерности. Проблема самооценки личности рассматривается в трудах отечественных: Б.Г. Ананьева, О.М. Анисимовой, Л.И. Божович, Д.А. Демидова, А.В. Визгиной, А.В. Захаровой, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, А.М. Лисиной и др., а также, в работах зарубежных ученых: Р. Бернса, У. Джеймса, Ч. Кули, Дж. Мида, У. Куперсмита, Э. Эриксона и др.
Конформность изучали такие ученные как М. Шериф, С. Аш, Р. Джейкобс и Д. Кемпбелл, Р. Кратфилд и др.
Особенности младшего подросткового возраста изучали С. Кифер и Э. М. Риан, Л.С.Выготский и Д.Б.Эльконин, К.Н.Поливанова, Б.Г. Афанасьев, Л.П. Буева, Т.А. Мальковская, Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев и др.
Объект исследования: особенности самооценки и уровня конформности в группе младших подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня конформности и самооценки.
Целью исследования: исследование взаимосвязи особенностей самооценки и уровня конформности в группе младших подростков.
Задачи исследования:
) провести теоретический анализ проблемы исследования уровня конформности и самооценки в психологической науке;
) разработать диагностический комплекс адекватный целям исследования;
) провести эмпирическое исследование;
) осуществить анализ полученных данных;
Гипотеза исследования: гипотеза заключается в предположении о том, что на формирование конформного поведения у младших подростков влияют особенности самооценки.
Теоретико-методологические основы исследования: научные подходы Л.С.Выготского, У.Джеймса, Б.Г.Ананьева, Ю.К.Бабанского, П.П.Блонского, Дж.Брунера, Л.И.Божович, Э.А.Голубевой, А.Н.Леонтьева, И.Я.Лернер, А.Р.Лурия, М.Н.Скаткина, Д.Б.Эльконина, А.И.Липкина, Ч.Кули, Дж.Мида, Э.Эриксона, К.Роджерса, Г.М. Андреевой, С. Аша; работы в области психологии личности (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В.Давыдов, Д.А.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.); теоретические положения разработанные в трудах Т.Ю.Андрущенко, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, A.B.Захаровой, И.С.Кона, М.И. Лисиной, В.В.Столина, И.И.Чесноковой о роли самооценки в самосознании, в развитии личности, о структуре и функции самооценки.
Эмпирические основы исследования: методы сбора эмпирической информации (наблюдение, опрос, анализ продуктов человеческой деятельности, в том числе документов, экспериментов и т.д.). Для исследования самооценки нами использовалась методика Т.Дембо - С.Рубинштейн "Лесенки"; для изучения содержательных характеристик идентичности личности - тест Куна "Кто Я?" тест двадцати высказываний. (М.Кун, Т.Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой). Тест школьной тревожности Филипса - эта методика помогла определить уровень и характер тревожности у младших подростков. Тест Кеттелла (детский вариант) 12 ФЛО-120 - тест для исследования личностных особенностей младших школьников разработан Р.Б.Кеттеллом и Р.В.Коаном, адаптирован Э.М.Александровской.
Теоретическая и практическая значимость исследования: заключается в том, что получены данные о процессе самооценивания, об уровне и степени самооценивания, об уровне конформности, типах конформного поведения, факторах, влияющих на него. Полученные результаты важны для более глубокого понимания индивидуально-психологических особенностей в процессе их самосовершенствования. Получены новые психологические данные об особенностях самооценки, уровне конформности в группе младших подростков и их взаимосвязи.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Содержание работы: во введении кратко изложены главные мысли работы, в первой главе теоретический анализ проблемы взаимосвязь особенностей самооценки и уровня конформности в группе младших подростков, во второй экспериментальное исследование взаимосвязь особенностей самооценки и уровня конформности в группе младших подростков, в заключении подводятся итоги теоретической и практической работы и делаются выводы по всей работе, в библиографическом списке указаны использованные источники, в приложении приведены три таблицы с результатами проведенных тестов.
Приложения: приложение состоит из трех сводных таблиц, которые содержат результаты использованных методик.
самооценка подростковый ребенок отношение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи особенностей самооценки и уровня конформности в группе младших подростков
.1 Понятие и общая характеристика самооценки
Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении, трудности этого возраста связываются с половым созреванием, как причиной различных психологических и психических отношений.
В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой.
Формирование самооценки в этом возрасте имеет одно из основных значений.
Самооценка - не врождённое качество; оно формируется в процессе жизни и воспитания. Годы учения - период не только овладения знаниями, но и интенсивного, сложного и порой противоречивого становления оценки.
Л.С.Выготский предполагал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самооценка - обобщенное, т.е. устойчивое, внеситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребенка к себе. Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общение с другими людьми. Эта важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами.
Понятие "самооценка" в психологии сформировалось не сразу. Ученые постепенно углубляли и расширяли это понятие. Одним из первых исследователей, занимавшихся изучением проблемы "Я" в психологии и основателем разработки проблемы самооценки, был Уильям Джеймс (1890). В понимании Джеймса самооценка является эмоциональным образованием, он видит в самооценке неудовлетворенность или удовлетворенность субъекта собой. У. Джеймс под самооценкой понимал самоотношение.
Осуществив анализ имеющейся литературы, в которой было рассмотрено понятие самооценки, её сущность, виды, особенности самооценки в возрастной психологии, можно сделать вывод, что на данном этапе проблема самооценки изучена достаточно тщательно, имеется достаточное количество работ по данной теме среди отечественных и зарубежных исследователей, таких как Б.Г.Ананьев, Ю.К.Бабанский, П.П.Блонский, Дж.Брунер, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Э.А.Голубева, А.Н.Леонтьев, И.Я.Лернер, А.Р.Лурия, М.Н.Скаткин, Д.Б.Эльконин, А.И.Липкина в отечественной психологии, У.Джеймс, Ч.Кули, Дж.Мид, Э.Эриксон, К.Роджерс в зарубежной. Работы этих и других исследователей дают нам полное представление о таком феномене человеческой личности как "самооценка".
Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и другое). Самооценка получает объективное выражение в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке).
Самооценка, элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков; важный регулятор поведения. Самооценка определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и развитие его личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, целей, которые человек перед собой ставит. Адекватная самооценка позволяет человеку правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка деформирует внутренний мир личности, искажает её мотивационную и эмоционально-волевую сферы и тем самым препятствует гармоничному развитию.
Самооценка складывается под влиянием тех оценок, которые дают человеку другие люди, а также в результате сопоставления образа реального "Я" (каким человек видит себя) с образом идеального "Я" (каким человек желает себя видеть). Высокая степень совпадения между этими образованиями соответствует гармоничному душевному складу личности.
Характер самооценки младших подростков определяет формирование тех или иных качеств личности. Например, адекватный уровень самооценки способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности, некритичности. Обнаруживается также определенная связь характера самооценки с учебной и общественной активностью. Подростки с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них нет резких скачков успеваемости, и наблюдается более высокий общественный и личный статус. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а не на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.
Согласно литературным данным, на подростковый возраст приходится самый противоречивый, конфликтный этап развития самооценки. В различные возрастные периоды подростки оценивают себя по-разному. Самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть немало немотивированных поступков. Разница в темпах развития оказывает заметное влияние на психику и самосознание. Сравнивая развитие рано (акселеранты) и поздно (ретарданты) созревающих мальчиков-подростков, можно прийти к выводу, что первые имеют ряд преимуществ перед вторыми. Мальчики-акселеранты увереннее чувствуют себя со сверстниками и имеют более благоприятный образ "Я". Раннее физическое развитие, давая преимущества в росте, физической силе и т. п., способствует повышению престижа у сверстников и уровня притязаний.
Условия развития самооценки представлены двумя основными факторами - общение с окружающими и собственной деятельностью субъекта, каждый из которых вносит свой вклад в ее ориентирование: в общении усваиваются способы поведения, формы и критерии оценок, в индивидуальном опыте происходит их апробация.
Самооценка - достаточно сложное образование человеческой психики, она возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания, которая проходит различные этапы, и находится на разных уровнях развития в ходе становления самой личности. Поэтому самооценка постоянно изменяется, совершенствуется. Существует три момента, существенных для понимания процессов развития самооценки:
Важную роль играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Чем меньше разрыв между реальным представлением человека о себе и его идеальным Я, тем выше самооценка личности.
Важный фактор для формирования самооценки связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида, то есть человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.
На формирование самооценки существенное влияние оказывают реальные достижения личности в самых разнообразных видах деятельности. И здесь, чем значительнее успехи личности в том или ином виде деятельности, тем выше будет самооценка. В социальной структуре окружения индивида можно выделить несколько групп факторов, влияющих на формирование того или иного уровня самооценки.
.2 Проблема конформности младших подростков в трудах зарубежных и отечественных психологов
По мнению Г.М. Андреевой, конформизм - это социально-психологическое явление изменения поведения или убеждения под влиянием давления группы. Конформизм является одним из феноменов групповой динамики. Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Мера конформности - это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт.
Явление конформизма было открыто С. Ашем в 1951 году.
Конформизм, или конформное поведение безусловно является одним из противоречий современного общества. Это общество предполагает принятие человека (личности), без какого-либо давления на него и его мнение, а только лишь внушением определённых норм, которые не могут считаться подавляющими личность и вызывающими конформное поведение. Человек не подверженный конформизму зачастую является "генератором идей", лидером и новатором.
Виды конформизма:
) уступчивость или внешний публичный конформизм - подчинение мнению группы при сохранении несогласия с ее позицией;
) одобрение или внутренний личный конформизм - изменение поведения и убеждений под воздействием группы в результате внутреннего принятия ее позиции;
) нонкомформизм или негативный конформизм - реактивное сопротивление групповому давлению. Проявляется в упрямой, неконструктивной позиции человека, даже по общепринятым вопросам.
Однако лишь на первый взгляд негативизм выглядит как форма отрицания конформности. Если индивид ставит своей целью любой ценой противостоять мнению группы, то он фактически вновь зависит от группы, ибо ему приходится активно продуцировать антигрупповое поведение, антигрупповую позицию или норму, т.е. быть привязанным к групповому мнению, но лишь с обратным знаком (многочисленные примеры негативизма демонстрирует, например, поведение подростков). Поэтому позицией, противостоящей конформности, является не негативизм, а самостоятельность, независимость.
Однако не следует считать, что конформизм является строго отрицательным явлением. С положительной стороны он способствует исправлению у индивида ошибочного мнения или поведения. Однако исправлять можно не только ошибочное мнение. Так, при умелом использовании принципа конформности можно добиться эффективного воздействия на человека или людей.
Степень влияния на уровень конформности возраста и пола индивида
Принадлежность к группе позволяет удовлетворять многие потребности подростка.
Для подростков младшего возраста большое значение имеет возможность разделить с друзьями общие интересы и увлечения; также важны верность, честность, и отзывчивость. Поздние подростки направлены на поиск такого контакта, который позволил бы им найти понимание и сопереживание их чувствам, мыслям, идеям, а также обеспечил бы эмоциональную поддержку со стороны сверстников в преодолении различных проблем, связанных с возрастным развитием.
Принадлежность к компании повышает уверенность подростка в себе, дает дополнительные возможности самоутверждения. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе, существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Изолированность от группы, может...

Похожие материалы:

Реферат: Взаимосвязь уровня тревожности и его статусного положения в группе

Реферат: Взаимосвязь уровня агрессивности и поведения в конфликтной ситуации подростков

Курсовая работа: Внимание младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития

Реферат: Исследование особенностей внимания младших школьников

Дипломная работа: Взаимосвязь копинг-стратегий младших школьников с детско-родительскими отношениями