Курсовая работа: Взаимосвязь психоэмоционального состояния онкологических больных с поддержкой социального окружения

Актуальность темы исследования. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), распространенность онкологических заболеваний в мире возрастет в 2 раза в период с 1999 по 2020 г. (с 10 млн до 20 млн новых случаев онкологии и с 6 млн до 12 млн регистрируемых смертей).

Дата добавления на сайт: 14 октября 2024


Скачать работу 'Взаимосвязь психоэмоционального состояния онкологических больных с поддержкой социального окружения':


МИНИСТЕРСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ
Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»
Гуманитарный факультет
Кафедра психологии
Курсовая работа
по дисциплине «Социальная психология»
Тема: «Взаимосвязь психоэмоционального состояния онкологических больных с поддержкой социального окружения»
Студент группы ППЗС-12
А. В. Леушина
Руководитель доцент
________________О.А.Добрынина
Работа защищена с оценкой «__________».
«____» _____________ 201__г.
Новокузнецк 2013
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 2
ГлаваI.Теоритические предпосылки ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ С ПОДДЕРЖКОЙ СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ …………………………………………………………………… 5
1.1. Психология переживания …...........................................................................5
1.2. Понятие – социальное окружение, социальная поддержка.…...................10
1.3. Роль социальной поддержки для онкологических больных…………......15
Глава II. Организация и методы ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ С ПОДДЕРЖКОЙ СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ ………………………………………………………...................21
2.1.Этапы исследования…………........................................................................21
2.2.Характеристика выборки испытуемых..........................................................23
2.3.Методы исследования……………………………………………………….24
2.4.Методики исследования……………………………………………………..........................24
Глава III. Результаты эмпирического ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ С ПОДДЕРЖКОЙ СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ …………………………………………………………………...30
3.1.Результаты эмпирического исследования психоэмоционального состояния онкологических больных…………...……………………………….30
3.2. Сравнительный анализ психоэмоционального состояния онкологических больных в зависимости от наличия поддержки социального окружения...............................................................................................................40
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….......45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................48
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ....................................................50
ПРИЛОЖЕНИЕ.....................................................................................................53
ВВЕДЕНИЕАктуальность темы исследования. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), распространенность онкологических заболеваний в мире возрастет в 2 раза в период с 1999 по 2020 г. (с 10 млн до 20 млн новых случаев онкологии и с 6 млн до 12 млн регистрируемых смертей).В развитых странах наблюдается тенденция к снижению роста заболеваемости и смертности от злокачественных опухолей как за счет профилактики (в первую очередь борьба с курением), так и за счет улучшения ранней диагностики (профосмотры, диспансеризация) и лечения.В 2005 г. число онкологических больных в России достигло 2,3 млн человек, увеличившись с 1995 г. на 1,75 млн. Таким образом, каждый год выявляется порядка 400-500 тыс. новых больных раком.По данным ВОЗ, в лучевой терапии нуждаются до 70% онкологических больных. По разным оценкам в среднем по России лучевое лечение получают лишь 30% пациентов[1]. В нашей стране онкология является второй по распространенности причиной смерти населения (после сердечнососудистых заболеваний). 5-летняя выживаемость пациентов – один из основных показателей, по которым оценивается уровень решения онкологических проблем государством – находится на очень низком уровне по сравнению с другими цивилизованными странами [2]. Тенденция более высокой смертности одиноких людей увеличивается с каждым годом. За последние 40 лет, разница в смертности между неженатыми и женатыми людьми увеличилась. Особенно этот факт заметен среди мужчин. Женатые люди гораздо здоровее при первичном осмотре. Четко соблюдают все рекомендации врачей и не пропускают повторные осмотры. Предположительно, из-за того, что обо всем этом им постоянно напоминают любящие партнеры. Также стоит помнить, что люди, состоящие в гражданском браке, чаще всего относятся к неженатым. А если посчитать и их, то разница в смертности будет гораздо ощутимее. Ученые проанализировали данные о смертности онкологических пациентов за 30 лет, приняв во внимание их семейное положение. Выяснилось, что высокая смертность не зависит от других факторов (вес, рост, пол, образование, стадия рака, момент диагностики), а, в основном, от того, состоит человек в браке или нет[12].
Цель: выявить взаимосвязь психоэмоционального состояния онкологических больных с поддержкой социального окружения.
Гипотеза: Психоэмоциональное состояние онкологических больных с поддержкой социального окружения благоприятнее, чем у одиноких пациентов.
Задачи:
1) Исследовать научно-психологическую литературу по социальной психологии, психологии переживания, статистику заболеваемости онкологическими заболеваниями;
2) Обосновать методы, методики, сформировать выборку исследования;
3) Провести эмпирическое исследование психоэмоционального статуса онкологических больных ,установить их социального положение;
4) Провести анализ полученных в ходе эмпирического исследования данных.
Объект: психоэмоциональный статус
Предмет: взаимосвязь психоэмоционального состояния онкологических больных с поддержкой социального окружения
Выборка исследования: общую выборку исследования составили пациенты ГБУЗ НКОД, отделения радиологии, в количестве 51 человек, в возрасте от 18 до 60 лет. Из них 28 женщин и 22 мужчины. Все пациенты имеют подтвержденный диагноз злокачественного новообразования. Из них имеют семью из трех и более человек – 16 человек; семья из двух человек – 8 человек; не имеют семьи – 27 человек.
Методы исследования: изучение литературы, диагностическое тестирование, проективное тестирование.
Методики исследования:
1) Диагностика оперативной оценки самочувствия, активности , настроения (САН)
2) Тест внутренней агрессивности (С. Дайхофф)
3) Тест Спилберга-Ханина для определения личностной и ситуативной тревожности.
Методологические принципы исследования: единства, детерминизма, научности, развития.
Теоретико-методологическая основа исследования: изучение психологии переживания в работах зарубежных и отечественных авторов, изучение социальной психологии.
Практическая значимость: Исследование влияния поддержки социального окружения на психоэмоциональный статус онкологических больных способствует выявлению личностных проблем пациента и открывает возможности для углубленной психокоррекционной работы психолога. Поддержка семьи, родственников, друзей и коллег положительно влияет на психоэмоциональное состояние онкологического больного, переживание им кризисного состояния, а следовательно улучшается качество и продолжительность жизни пациентов. Работа психолога с пациентами и их родственниками помогает пациентам и их родственникам вести достойную. качественную жизнь как можно дольше, а так же облегчает работу других специалистов в лечении заболевания.
ГЛАВА 1. Теоритические предпосылки ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ С ПОДДЕРЖКОЙ СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ
1.1. Психология переживания
Понятие переживания, в своем широком значении, представляется как любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его жизни. То есть, переживание - это особое, субъективное, пристрастное отражение, причем отражение не окружающего предметного мира самого по себе, а мира, взятого в отношении к субъекту, с точки зрения предоставляемых им (миром) возможностей удовлетворения актуальных мотивов и потребностей субъекта. Однако, переживание здесь мыслится как отражение и представляет собой переживание созерцание. Наряду с ним существует и переживание – деятельность[5].К проблеме переживания первым в советской психологии обратился Л.С. Выготский.  "Переживание вводится как единица сознания, где все  основные свойства сознания даны как таковые, в то время как во внимании, в мышлении не дано связи сознания". В другом тексте Выготского читаем: "Действительной динамической единицей сознания, то есть полной единицей, из которой складывается сознание, будет переживание" . Стало быть, переживание, во-первых, наиболее полная (сравнительно с другими) величина в структуре сознания, во-вторых, это динамическая, то есть движущая поведением, величина и, наконец, в-третьих, в ней представлена личность в социальной ситуации развития. Выготский говорит о том, что возрастное развитие может быть представлено как история  переживаний формирующейся личности. Также, важным моментом является включение переживаний в контекст идеи о единстве аффекта и интеллекта, причем акцент ставится на сопряженности переживания с конфликтными ситуациями, через которые проходит история индивида. Носителем и реализатором переживания является, в первую очередь, внешнее поведение. Внешние действия осуществляют работу переживания не прямо, достижением некоторых предметных результатов, а через изменения сознания субъекта и вообще его психологического мира. "Участие в работе переживания различных интрапсихических процессов можно наглядно объяснить, перефразировав "театральную" метафору З. Фрейда: в "спектаклях" переживания занята обычно вся труппа психических функций, но каждый раз одна из них может играть главную роль, беря на себя основную часть работы переживания, т. е. работы по разрешению неразрешимой ситуации". В этой роли часто выступают эмоциональные процессы (восприятие, мышление, внимание) и другие психические "функции". Переживание следует отличать от традиционного психологического понятия переживания, означающего непосредственную данность психических содержаний сознанию. Переживание представляется как особая деятельность, особая работа, реализуемая внешними и внутренними действиями, по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью, которой является повышение осмысленности жизни [5]. Заболевание является переживанием кризисной ситуации. Критическая ситуация в самом общем плане должна быть определена как ситуация невозможности, т. е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей) [5]. Существуют четыре ключевых понятия, которыми в современной психологии описываются критические жизненные ситуации. Это понятия стресса, фрустрации, конфликта и кризиса. Мы будем исходить из общего представления, согласно которому тип критической ситуации определяется характером состояния "невозможности", в котором оказалась жизнедеятельность субъекта[4]. "Невозможность" же эта определяется, в свою очередь, тем, какая жизненная необходимость, оказывается парализованной в результате неспособности имеющихся у субъекта типов активности справиться с наличными внешними и внутренними условиями жизнедеятельности. Понятно, что реализация такой установки сплошь и рядом прорывается самыми обычными, любыми требованиями реальности; и если такой прорыв квалифицировать как особую критическую ситуацию — стресс, мы приходим к такому понятию стресса, в котором очевидным образом удается совместить идею "экстремальности" и идею "неспецифичности". При описанных содержательно- логических условиях вполне ясно, как можно считать стресс критическим событием и в то же время рассматривать его как перманентное жизненное состояние[11]. Необходимыми признаками фрустрирующей ситуации согласно большинству определений является наличие сильной мотивированности достичь цель (удовлетворить потребность, в данном случае потребность быть здоровым) и преграды, препятствующей этому достижению. В соответствии с этим фрустрирующие ситуации классифицируются по характеру фрустрируемых мотивов и по характеру "барьеров". Барьеры, преграждающие путь индивида к цели, могут быть физические (например стены тюрьмы), биологические (болезнь, старение), психологические (страх, интеллектуальная недостаточность) и социокультурные (нормы, правила, запреты). Человек, будучи фрустрирован, испытывает беспокойство и напряжение, чувства безразличия, апатии и утраты интереса, вину и тревогу, ярость и враждебность, зависть и ревность и так далее. Обычно выделяют следующие виды фрустрационного поведения:
а) двигательное возбуждение — бесцельные и неупорядоченные реакции;
б) апатия (в известном исследовании Р. Баркера, Т. Дембо и К. Левина, один из детей в фрустрирующей ситуации лег на пол и смотрел в потолок);
в) агрессия и деструкция;
г) стереотипия — тенденция к слепому повторению фиксированного поведения;
д) регрессия, которая понимается либо "как обращение к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида" ,либо как "примитивизация" поведения (измерявшаяся в эксперименте Р. Баркера, Т. Дембо и К. Левина снижением "конструктивности" поведения) или падение "качества исполнения"[10]. Задача определения психологического понятия конфликта довольно сложна. Если задаться целью найти дефиницию, которая не противоречила бы ни одному из имеющихся взглядов на конфликт, она звучала бы психологически абсолютно бессодержательно: конфликт — это столкновение чего-то с чем-то. Приверженцы психодинамических концептуальных схем определяют конфликт как одновременную актуализацию двух или более мотивов (побуждений). Бихевиористски ориентированные исследователи утверждают, что о конфликте можно говорить только тогда, когда имеются альтернативные возможности реагирования. Наконец, с точки зрения когнитивной психологии в конфликте сталкиваются идеи, желания, цели, ценности — словом, феномены сознания. К. Хорни в качестве необходимых условий конфликта называет осознание своих чувств и наличие внутренней системы ценностей, а Д. Миллер и Г. Свэнсон — "способность чувствовать себя виновным за те или иные импульсы". Все это доказывает, что конфликт возможен только при наличии у индивида сложного внутреннего мира и актуализации этой сложности[11]. Так же, как трудности внешнего мира противостоит деятельность, так сложности внутреннего мира, то есть перекрещенности жизненных отношений субъекта, противостоит активность сознания. Внутренняя необходимость, или устремленность активности сознания, состоит в достижении согласованности и непротиворечивости внутреннего мира. Сознание призвано соизмерять мотивы, выбирать между ними, находить компромиссные решения и так далее, словом, преодолевать сложность. Критической ситуацией здесь является такая, когда субъективно невозможно ни выйти из ситуации конфликта, ни разрешить ее, найдя компромисс между противоречащими побуждениями или пожертвовав одним из них[14]. Внутренней необходимостью жизни личности является реализация своего пути, своего жизненного замысла. Психологическим "органом", проводящим замысел сквозь неизбежные трудности и сложности мира, является воля. Воля — это орудие преодоления "умноженных" друг на друга сил трудности и сложности. Когда перед лицом событий, охватывающих важнейшие жизненные отношения человека, воля оказывается бессильной (не в данный изолированный момент, а в принципе, в перспективе реализации жизненного замысла), возникает специфическая для этой плоскости жизнедеятельности критическая ситуация — кризис. Как и в случаях фрустрации и конфликта, можно выделить два рода кризисных ситуаций, различающихся по степени оставляемой ими возможности реализации внутренней необходимости жизни[4]. Кризис первого рода может серьезно затруднять и осложнять реализацию жизненного замысла, однако при нем все еще сохраняется возможность восстановления прерванного кризисом хода жизни. Это испытание, из которого человек может выйти сохранившим в существенном свой жизненный замысел и удостоверившим свою самотождественность. Ситуация второго рода, собственно кризис, делает реализацию жизненного замысла невозможной. Результат, переживания этой невозможности — метаморфоза личности, перерождение ее, принятие нового замысла жизни, новых ценностей, новой жизненной стратегии, нового образа-Я [8]. Таким образом мы переходим к процессу переживания. Хотя переживание, в каком бы виде оно ни представало в различных концепциях, — в виде ли психологической защиты, компенсации или совладания, редко рассматривается как процесс, направляемый осознанной целью, оно считается всеми авторами процессом, в том или ином виде подчиняющимся целевой детерминации. Анализ литературы показывает, что целевые детерминанты, приписываемые процессам переживания, совпадают с основными "внутренними необходимостями" жизнедеятельности, которые были обнаружены нами при обсуждении проблемы критической ситуации:
1. Здесь-и-теперь удовлетворение.
2. Реализация мотива (удовлетворение потребности).
3. Упорядочение внутреннего мира.
4. Самоактуализация.
Существуют особые жизненные ситуации, которые ставят субъекта перед необходимостью переживания. Это критические ситуации, характеризующиеся невозможностью: невозможностью жить, "реализовывать внутренние необходимости своей жизни". При этом в ситуации невозможности  перед человеком в той или иной форме встает "задача на смысл" как задача добывания осмысленности, поиска источников смысла, "разработки" этих источников и т.д. - то есть, производства смысла. "Именно эта общая идея производства смысла позволяет говорить о переживании как о продуктивном процессе, как об особой работе"[5] . Так, переживание является деятельностью, самостоятельным процессом, соотносящим субъекта с миром и решающим его реальные жизненные проблемы. Одинокий человек остается один на один со своим горем, теряется смысл самого его существования, возникает ощущение ненужности, бесполезности. Найти смысл жизни человеку помогает его социальное окружение, семья.
1.2. Понятия – социальное окружение, социальная поддержка
В современной науке понятием личность определяется: человек как член конкретного общества, сущность которой составляют ее социальные качества.  Общество для личности выступает как естественная природа ее существования. Человек для того, чтобы удовлетворить свои потребности взаимодействует с другими людьми[1]. Воспроизводя свою общественную жизнь, он тратит часть своего рабочего времени непосредственно на себя, а другую часть на общество, через которое реализует потребности в безопасности: стремление чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и жизненных неудач;  потребности в принадлежности и любви: стремление принадлежать к общности, находится рядом с людьми, быть признанным и понятым ими;  потребности уважения (почитания): стремление к компетентности, достижению успехов, одобрению, признанию, авторитету; познавательные потребности, стремление много знать, уметь, понимать, исследовать; эстетические потребности: стремление к гармонии, симметрии, красоте.   То есть, превращаясь в личность, человек удовлетворяет комплекс...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Влияние социально-психологической помощи на качество жизни онкологических больных

Реферат: Взаимосвязь социального конструктивизма и консультирования