Курсовая работа: Взаимосвязь психологической атмосферы в семье и уровня психического развития ребёнка дошкольного возраста

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы психологической атмосферы в семье и уровня психического развития дошкольника
.1 Характеристика психологических аспектов психического здоровья детей
1.2 Семья как источник психического здоровья ребенка
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи между восприятием ребёнком психологической атмосферы в семье и уровнем его психического здоровья
2.1 Организация и проведение эмпирического исследования
.2 Анализ результатов проведенного исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Дата добавления на сайт: 26 августа 2024


Скачать работу 'Взаимосвязь психологической атмосферы в семье и уровня психического развития ребёнка дошкольного возраста':


Министерство образования и науки Республики Татарстан
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"Альметьевский государственный институт муниципальной службы"
Кафедра гуманитарно-педагогических наук
Курсовая работа
Взаимосвязь психологической атмосферы в семье и уровня психического развития ребёнка дошкольного возраста
студента 3 курса 1221 группы
направление 030300.62
"Психология"
Мироненко Л.А.
Научный руководитель
ст. преподаватель Степанова М.Н.
Альметьевск 2014 г.

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы психологической атмосферы в семье и уровня психического развития дошкольника
.1 Характеристика психологических аспектов психического здоровья детей
1.2 Семья как источник психического здоровья ребенка
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи между восприятием ребёнком психологической атмосферы в семье и уровнем его психического здоровья
2.1 Организация и проведение эмпирического исследования
.2 Анализ результатов проведенного исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Введение
Актуальность исследования проблемы взаимосвязи психологической атмосферы в семье и уровня психического развития ребенка дошкольного возраста, рассмотренная в данной курсовой работе, заслуживает внимания не только специалистов в областях педагогики, но и, прежде всего, в психологии. С каждым годом возрастает количество детей, у которых проявляются какие-либо признаки психического нездоровья. Основную роль в этом играет, в первую очередь, семья.
Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Она является важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка, но дисгармония психологического климата в семье может провоцировать детско-родительские конфликты, осложнять взаимоотношения детей и родителей, и в целом негативно влиять на личность и психологию ребенка. Именно эти факты и дают основания для актуализации исследования данной темы в наше время.
Проблема психического здоровья привлекала внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, педагогов, философов, социологов, психологов, но только в 1979 году Всемирной организацией здравоохранения было введено понятие "психическое здоровье". Его можно определить как "состояние психической деятельности, которому свойственны детерминированность психических явлений, гармоническая взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней, адекватность реакций организма на социальные, психологические и физические условия жизнедеятельности, благодаря способности личности контролировать свое поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро- и макросоциальной среде".
Психология здоровья ставит в центр своего рассмотрения здорового человека, его индивидуальные психологические особенности, ресурсы его психики, позволяющие ему сохранять здоровье при неизбежном воздействии патогенных факторов окружающей среды. Зачастую, именно психологическая атмосфера в семье может являться для ребёнка патогенным фактором, приносящим вред его здоровью.
Таким образом, существует противоречие между уровнем психического развития ребёнка дошкольного возраста и недостаточностью научных исследований его формирования, роли семьи в этом процессе.
Объектом исследования выступает процесс психического развития ребёнка и психологический климат в семье.
Предмет исследования: взаимосвязь психологической атмосферы в семье и уровня психического развития ребенка дошкольного возраста.
Целью исследования является изучение взаимосвязи психологического климата в семье с уровнем психического развития ребенка.
Гипотеза: существует взаимосвязь между психологической атмосферой в семье и уровнем психического развития дошкольника.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
.Провести теоретический анализ литературы по проблеме психологической атмосферы в семье, психического развития ребёнка.
.Подобрать диагностический инструментарий, сформулировать выборку.
.Провести эмпирическое исследование.
.Интерпретировать результаты исследования, сделать выводы.
Теоретико-методологическая основа исследования: научные концепции и теории: Концепция развития Л.С. Выготского, Теория психологического климата в семье О.А. Добрынина, Концепция общения М.И. Лисиной, Концепция самоактуализации А. Маслоу, Теория развития ребёнка и отношений с окружающими К. Флейка-Хопсона, Социкультурная теория личности К. Хорни, Концепция периода раннего детства Д.Б. Эльконина.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирование, метод математико-статистического анализа (коэффициент ранговой корреляции Спирмена).
Методики исследования: "Непрямая экспресс-диагностика уровня психического развития дошкольников" П.А. Мясоеда; "Кинетический рисунок семьи" (КРС) Р. Бэнса, С. Кауфмана.
База исследования: МБДОУ №39 "Золотой петушок" г. Альметьевск.
Выборка: 40 человек, возраст респондентов 6-7 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в определении роли семейного воспитания в сохранении психического здоровья дошкольника.
Практическая значимость исследования: полученные результаты в дальнейшем могут быть использованы в работе психологов и педагогов ДОУ, в психолого-просветительской работе с родителями дошкольников и т.д.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы психологической атмосферы в семье и уровня психического развития дошкольника
.1 Характеристика психологических аспектов психического здоровья детей
Проблема психического здоровья привлекала и привлекает внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов и др.
Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Сам термин "психическое здоровье" неоднозначен, он, прежде всего как бы связывает две науки и две области практики - медицинскую и психологическую.
В "Энциклопедическом словаре медицинских терминов" термина "психическое здоровье" нет, но есть просто "здоровье". Очень существенно, что термином "здоровье" обозначается "состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов" [19. С. 95].
В медицинской литературе и в медицинской практике термин "психическое здоровье" широко употребляется. При этом состояние психического здоровья объясняется условиями психосоциального развития детей.
В "Кратком словаре по социологии" [16. С. 34] дается толкование термина "здоровье населения", который означает:
Состояние, противоположное болезни, полноту жизненных проявлений человека;
Состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;
Естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений;
Состояние оптимальной жизнедеятельности субъекта (личности и социальной общности), наличие предпосылок и условий его всесторонней и долговременной активности в сферах социальной практики;
Количественно-качественную характеристику состояния жизнедеятельности человека и социальной общности.
Здоровье отдельного человека характеризуется полнотой проявления жизненных сил, ощущения жизни, всесторонностью и долговременностью социальной активности и гармоничностью развития личности.
Термин "психическое здоровье" был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В докладе Комитета экспертов ВОЗ "Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей" сказано, что нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями.
Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение и обеспечивают материальными средствами, необходимыми семье. Подчеркивается, что в то же время следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости, давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие условия для обучения. "Многие дети не имеют таких условий", - констатируется в докладе [17. С. 7].
Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада. Эти же исследования обнаружили, что нарушения психического здоровья в детстве имеют две важные характерные черты:
во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития;
во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на специфические ситуации. Так, дети часто испытывают серьезные затруднения в одной ситуации, но успешно справляются с другими ситуациями. Например, у них могут наблюдаться нарушения поведения в детском саду, а дома они ведут себя нормально, или наоборот [17. С. 14].
У большинства детей в те или иные периоды под влиянием определенных ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Например, могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. обычно эти нарушения носят временных характер. У некоторых же детей они проявляются часть, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.
В психологическую литературу понятие психического здоровья стало входить сравнительно недавно. Почти во всех психологический словарях термин "психическое здоровье" отсутствует. Лишь в словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского [17. С. 104] сделана попытка определить это понятие с точки зрения психологии. Психологическое здоровье рассматривается в словаре как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психический явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.
В своей концепции развития ребёнка Л.С. Выготский осмысливает среду как источник развития высших психических функций человека. В зависимости от возраста последнего изменяется роль среды в развитии, так как она определяется переживаниями ребенка. В одном из законов он говорит о зоне ближайшего развития ребенка, что является разницей между уровнем актуального развития и возможного развития ребенка благодаря содействию взрослых, в первую очередь содействию семьи [3. С. 173].
В ряде психологических работ психическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта. Психологический дискомфорт возникает в результате фрустрации потребностей ребенка, приводящей к депривации [21. С. 23].
Очень перспективным является подход к проблеме психического здоровья с точки зрения полноты, богатства развития личности. Так, во всех работах А. Маслоу писал главным образом о двух составляющих психического здоровья. Это, во-первых, стремление людей быть "всем, чем они могут", развивать весь свой потенциал через самоактуализацию. Необходимое условие самоактуализацию, по его мнению, - нахождение человеком верного представления самого себя. Для этого нужно прислушаться к "голосу импульса", поскольку "большинство из нас чаще прислушиваются не к самим себе, а к голосу папы, мамы, к голосу государственного устройства, вышестоящих лиц, власти, традиций и т.д." И вторая составляющая психического здоровья - стремление к гуманистическим ценностям. Маслоу считал, что самоактуализирующейся личности присущи такие качества как, принятие других, автономия, спонтанность, чувствительность к прекрасному, чувство юмора, альтруизм, желание улучшить человечество, склонность к творчеству [15. С. 56].
Таким образом, психологический аспект психического здоровья предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, пониманию им своих собственных способностей, интересов; его отношению к людям, окружающему миру, происходящим общественным событиям, к жизни как таковой.

1.2 Семья как источник психического здоровья ребенка
Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение того этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослым. Сами взрослые не всегда понимают, каких образом их личностные качества становятся достоянием детей, как своеобразно, соответственно специфике детского возраста они интерпретируются, какое значение приобретают для ребенка [13. С. 17].
Размышляя о личностном росте личности К. Хорни утверждала, что осознанная или неосознанная родительская и педагогическая авторитарность порождает у дошкольников дефицит неординарности, чувства собственного достоинства, неуверенность в себе и многие другие качества, осложняющие благоприятное становление личности [24. С. 179].
М.И. Лисина же говорила о том, что стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление тенденции к определенному стилю детского поведения, но и на психическое здоровье детей; так, неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность именно в неактивной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность, если ребенок воспринимает отношение взрослого к себе как негативное, то попытки взрослого побудить ребенка к общению вызывают у него состояния смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционального созвучного общения даже между одним из взрослых и ребенком порождает неуверенность последнего в положительном отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и ощущения эмоционального неблагополучия [14. С. 214].
Под влиянием опыта общения со взрослыми у ребенка не только формируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность - сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении со взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Именно с налаженной системы взаимоотношений ребенка со взрослым и начинается ориентация ребенка на других, тем более что он также нуждается в признании окружающих людей [11. С. 132].
В дошкольном детстве фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Эти процессы в первую очередь обусловлены общим психическим развитием, формированием новой системы психических функций, где важное место начинают занимать мышление и память ребенка. Теперь он может не только ориентироваться и действовать в плане конкретных сиюминутных стимулов, но и устанавливать связи между общими понятиями и представлениями, которые не были получены в его непосредственном опыте. Таким образом, мышление ребенка отрывается от чисто наглядной основы, т.е. переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному. Подобное развитие памяти и мышления дошкольника позволяет перейти к новым типам деятельности - игровой, изобразительной, конструктивной. У него, по замечанию Д.Б. Эльконина, "появляется возможность идти от замысла к его воплощению, от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли" [25. С. 373].
С развитием процессов мышления неразрывно связано развитие речи. В дошкольном возрасте речь начинает выполнять функцию планирования и регулирования деятельности ребенка, все более обогащается словарный запас и грамматический строй речи. Теперь ребенок способен не только прокомментировать конкретное событие и выразить сиюминутное желание, но и задуматься, и порассуждать о природе, других людях, самом себе и своем месте в мире.
Таким образом, с развитием памяти, мышления, речи неразрывно связано появление мировоззрения и самосознания ребенка-дошкольника.
Вот далеко не полный список тех изменений и новообразований, которые происходят в дошкольном возрасте. Это описание будет еще менее полным, если не обратить внимания на ту роль, которую играет взрослый на всем протяжении развития ребенка. Переоценить значение взрослого и, главное, общения со взрослым для психического развития и психического здоровья ребенка трудно. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Известно немало примеров, когда дети, по каким-либо причинам лишенные возможности общаться со взрослыми первые несколько лет своей жизни, потом так и не смогли научиться "по-человечески" мыслить, говорить, не смогли адаптироваться в социальной среде [8. С. 71].
Столь же ярким примером является феномен "госпитализации", при котором взаимодействие ребенка со взрослым ограничивается лишь формальным уходом за детьми и исключается возможность полноценного эмоционального общения между ребенком и взрослым человеком (это происходит при помещении ребенка раннего возраста в дом ребенка).
Доказано, что такие дети во многом отстают от своих сверстников как в физическом, интеллектуальном, так и в эмоциональном развитии: они позже начинают сидеть, ходить, говорить, их игры бедны и однообразны и часто ограничиваются простой манипуляцией с предметом. Такие дети, как правило, пассивны, нелюбознательны, не владеют навыками общения с другими людьми. Безусловно, описанные примеры представляют крайние, нетипичные явления, но они являются яркой иллюстрацией к тому факту, что общение ребенка со взрослыми является основополагающей детерминантой психического развития и психического здоровья детей [10. С. 57].
В нормальной обыденной жизни ребенок окружен вниманием и заботой ближайших взрослых, и, казалось бы, не должно быть поводов для беспокойства. Однако и среди детей, воспитывающихся в семье, наблюдается весьма высокий процент психических заболеваний, в том числе неврозов, появление которых обусловлено не наследственными, а социальными факторами, т.е. причины заболевания лежат в сфере человеческих...

Похожие материалы:

Отчёт по практике: Особенности развития кратковременной памяти у детей дошкольного возраста

Курсовая работа: Самооценка детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Курсовая работа: Материнство как фактор развития личности ребенка раннего возраста

Курсовая работа: Сравнительный анализ психического развития детей 6-7-летнего возраста в плане их готовности к обучению в школе

Курсовая работа: Анализ использования методик по развитию интереса к своей семье старшего дошкольного возраста