Реферат: Взаимосвязь родительского воспитания и «я» - концепции девушек подросткового возраста (13 лет)

В настоящей статье рассмотрены особенности формирования «я» - концепции девочки – подростка. Проанализированы особенности ее поведения и самовосприятия. Рассмотрена взаимосвязь родительского воспитания и самовосприятия девочек – подростков.

Дата добавления на сайт: 15 июня 2024


Скачать работу 'Взаимосвязь родительского воспитания и «я» - концепции девушек подросткового возраста (13 лет)':


Взаимосвязь родительского воспитания и «я» - концепции девушек подросткового возраста (13 лет)
Аннотация
В настоящей статье рассмотрены особенности формирования «я» - концепции девочки – подростка. Проанализированы особенности ее поведения и самовосприятия. Рассмотрена взаимосвязь родительского воспитания и самовосприятия девочек – подростков.
Ключевые слова: я – концепция; воспитание, взаимоотношения с родителями, самовосприятие, формирование самосознания
Я – концепция – это восприятие собственной уникальности и уникальности своих способностей. Иными словами это умственная картинка самого себя. Я – концепция может включать в себя такие убеждения, как «я красивая, я отличница, я умная» и т.д.
В подростковом возрасте значимыми составляющими я – концепции становятся личностные особенности и ценности высшего порядка, например «Я интересуюсь общественной жизнью» или «Я хочу нравиться окружающим, но боюсь что меня отвергнут».
С возрастом я – концепция становится все более детализированной и организованной и приобретает определенную специфичность.
Подростки вообще подвергнуты сильнейшим переживаниям. Эти переживания вызваны как наступающим взрослением и формированием образа собственного «Я», так и идентификацией с образом пола.
Для подростков 13-ти лет характерными являются переживания, которые напрямую связаны с отношением к себе окружающих, с собственной личностью, а также с процессом познания самого себя. Здесь стоит отметить, что у подавляющего большинства 13-летних подростков указанные переживания обладают сугубо отрицательным характером, в результате чего появляется пониженная самооценка.
Девочки – подростки проходят этот период, период полового созревания, по особенному. В это время они очень сильно меняются и становятся абсолютно не такими, какими они были раньше.
13-летние девочки становятся чрезмерно эмоциональными, а изменчивое настроение и психическая неустойчивость становятся нормальными. Девочки – подростки очень близко к сердцу принимают как похвалу в свой адрес, так и порицания, особенно если таковые были высказаны в ироничной форме. При этом, в первую очередь девочка реагирует именно на насмешливый тон говорящего, и уже потом на содержание самого замечания. Они становятся обидчивыми и более самолюбивыми и не замедлят возмутиться если кто-то попробует над ними пошутить.
В качестве примера можно привести постоянные жалобы девочек – подростков на то, что в школе мальчики над ними подшучивают и хихикают, но их шутки злые, несмешные и неприятные – и это все не смотря на то что только вчера один из этих мальчиков нес ее сумку с учебниками по дороге из школы домой.
В 13-летнем возрасте у девочек происходит процесс формирования самосознания, который напрямую зависит от индивидуальных особенностей каждой девочки и от влияния на нее окружающей среды. В этот период возникает более сильная, чем у мальчиков, потребность во взаимопонимании и психологической близости, а также более явно проявляется интерес к внутреннему миру вымышленных героев. В процессе самопознания у девочек постепенно сформировывается идеальный образ своего «я», которому они стремятся соответствовать.
Говоря о психологических особенностях девочек – подростков, необходимо уделить особое внимание их взаимоотношениям с родителями. В некоторых семьях эти взаимоотношения становятся достаточно напряженными. Причина этого заключается в том, что у девочки появляется стремление стать самостоятельной, так сказать, достичь статуса взрослого человека. У них появляется желание поступать так, как им самим того захочется, а не так, как советуют родители. В результате девочки довольно часто совершают поступки не задумываясь о результатах, к которым они могут привести.
В этот период родителям следует быть более внимательными к своей дочери и тщательно следить за кругом ее общения и интересами. Однако, даже если по мнению родителей поведение дочери не совсем правильное, им необходимо проявить понимание и уважение к ее чувствам и только после этого оказывать на них разумное влияние.
Порой идеалы дочери формируются под влиянием мнения подруг и друзей, а результат такого влияния далеко не всегда является приемлемым для ее родителей. Чтобы избежать такой ситуации, родителям необходимо в ненавязчивой форме «направлять» своего ребенка в нужную сторону, общаясь и проводя вместе с ней как можно больше свободного времени.
В этот период очень полезно будет приводить девочке положительные примеры не только из жизни родителей, но и из жизни знакомых, которые смогли добиться успеха не только в личной жизни, но и например в карьере. Можно рассказать девочке что, например, ваша подруга долго искала свое место в жизни, а в результате она стала хорошей женой и прекрасной матерью, построила успешную карьеру.
Приводить примеры из жизни постороннего человека удобнее по той простой причине, что в 13-летнем возрасте практически все девочки воспринимают нравоучения родителей в штыки, считая что ущемляют их свободу и право на собственное мнение.
Также не следует использовать и фразы, типа: «Я в твоем возрасте только радовала родителей, была отличницей и с плохими компаниями дружбу не водила». Девочка в своих родителях должна видеть людей, обладающих не одними достоинствами, но так же и недостатками. Людей, которые примером собственного опыта убеждают ее что единственно верный путь – это совершенствование, а не потакание собственным прихотям.
Когда у девочки начинается подростковый период, родителям необходимо быть готовыми к тому, что для нее семейные границы очень скоро станут узкими. В этот момент родители не должны ревновать своего ребенка к ее подругам и друзьям и не следует конкурировать с ними и ограничивать их общение.
Необходимо помнить, что получив отказ в самостоятельном определении круга друзей и знакомых и наличии собственной внутренней жизни, девочка – подросток обязательно расценит это как пренебрежение к ее личным интерес, что, в свою очередь, неизбежно приведет к продолжительным конфликтам.
Ошибочным является и стремление некоторых родителей оградить свою дочь – подростка от совершенно любых сведений, касающихся взаимоотношений между мужчиной и женщиной и избегание совершенно любых упоминаний о сексуальных проблемах.
Девочка все равно получит необходимую ей информацию, пусть это будет не из ваших уст, а от старших подруг, которые уже обладают известным, но далеко не всегда желательным опытом.
В этот период очень часто девочки начинают встречаться с мальчиками. Когда этот момент произойдет, родители должны занять верную позицию – не стоит прибегать к запретам и упоминать об отношениях подростков в насмешливой форме.
Именно в этот период происходит формирование основ истинно нравственных взаимоотношений между мужчиной и женщиной и бестактное отношение или какое – либо вмешательство могут не только негативно сказаться на психике девочки – подростка, но и привести к преждевременной половой жизни и навсегда испортить доверительные отношений между ней самой и ее родителями.
Родителям девочки – подростка очень важно всегда помнить о том, что в подобных ситуациях важны не столько специфические приемы воспитания, сколько внимание, доверие, уважение и такт.
Список использованных источников
Подольский А.И. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков. – М.: Юрайт, 2016. – 113 с.
Реан А.А. Психология подростка. – М.: Прайм - Еврознак, 2013. – 512 с.
Хозиев В.Б. Психолого – педагогическое содействие развитию личности подростка. – М.: МПСИ, 2013. – 392 с.

Похожие материалы:

Курсовая работа: Влияние родительского воспитания на развитие эмоционально - волевой сферы детей старшего дошкольного возраста

Курсовая работа: Анализ взаимосвязи степени выраженности компьютерной зависимости и кризиса подросткового возраста

Курсовая работа: Исследование влияния семейного воспитания на агрессивное поведение сиблингов младшего школьного возраста

Курсовая работа: ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ И ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ (ПО Р. КЭТТЕЛЛУ) У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Особенности агрессивного поведения детей подросткового возраста