Курсовая работа: Взаимосвязь самосознания и уровня толерантности в юношеском возрасте

Актуальность исследования: самосознание личности является важной составляющей ее самосознания в целом и одним из условий ее психического здоровья, целостности и гармоничного существования. Осознание своей социальной принадлежности помогает человеку адаптироваться к окружающему миру, ориентирует в нем, задает жизненные ценности, способствует познанию себя и мира, дает ощущение психологической безопасности и стабильности.

Дата добавления на сайт: 27 сентября 2024


Скачать работу 'Взаимосвязь самосознания и уровня толерантности в юношеском возрасте':


Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
Факультет психологии и педагогики
Кафедра социальной и педагогической психологии
Курсовая работа
«Взаимосвязь самосознания и уровня толерантности в юношеском возрасте»
Исполнитель
студент группы ПС-43 И.В. Гулевич
Научный руководитель
старший преподаватель А.Н Певнева
Гомель 2016
Содержание
Введение
. Теоретическое исследование самосознания и уровня толерантности в юношеском возрасте
.1 Самосознание как социально-психологический феномен
.2 Факторы формирования самосознания
.3 Толерантность как социально-психологическая проблема
.4 Факторы формирования толерантности
. Эмпирическое исследование взаимосвязи самосознания и уровня толерантности в юношеском возрасте
.1 Характеристика выборки, методов и методик исследования взаимосвязи самосознания и уровня толерантности в юношеском возрасте
.2 Анализ результатов эмпирического исследования взаимосвязи самосознания и уровня толерантности в юношеском возрасте
.3 Рекомендации педагогу-психологу ССУЗов и дошкольного учреждения образования
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность исследования: самосознание личности является важной составляющей ее самосознания в целом и одним из условий ее психического здоровья, целостности и гармоничного существования. Осознание своей социальной принадлежности помогает человеку адаптироваться к окружающему миру, ориентирует в нем, задает жизненные ценности, способствует познанию себя и мира, дает ощущение психологической безопасности и стабильности.
Значимость исследования в практическом отношении связана с тем, что в настоящее время происходит обострение социальных. В этих условиях нахождение и характеристика всех составляющих самосознания важны для выявления всех каналов, через которые формируется и через которые воспроизводится представление о человеке.
Важность темы исследования в теоретическом отношении определяется прежде всего возрастанием роли философского изучения самосознания в структуре научных исследований данного феномена. Для самой философии необходимость изучения самосознания непосредственно связана с разработкой и исследованием одной из самых ее фундаментальных тем - сознания и самосознания. Исследуя сущность самосознания, осуществляя поиск всех составляющих смысла этого понятия и давая ему определение, философия задает ориентиры для его последующего изучения в конкретных науках и тем самым выполняет по отношению к ним свою основную методологическую функцию.
Степень изученности проблемы. В настоящее время проблема структуры самосознания существует как междисциплинарная и характеризуется множественностью подходов. Многообразие выделяемых в составе самосознания компонентов обусловлено отсутствием единого подхода к пониманию природы данного феномена и изучением его каждой дисциплиной на основе одного из аспектов явления.
Толерантность считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других. Толерантность также является основой демократии и прав человека, нетерпимость в полиэтническом, либо в поликультурном обществе приводит к нарушению прав человека, насилию и вооруженным конфликтам. В условиях проводимых в стране социально-экономических реформ, процесса становления рыночных отношений, появляются новые нормы, ценности, правила социального поведения. Такие традиционные ценности нашей культуры, как коллективизм, приоритет духовного над материальным, самопожертвование, соборность, в современных условиях непродуктивны, не способствуют развитию.
В последнее время в современном обществе наблюдается тенденция следования западным идеалам и ценностям, которые поощряют индивидуализм, свободу и права человека, предпринимательство, материальное благосостояние. В результате в общественном сознании происходит смещение акцентов с интересов государства на интересы личности, переоценка ранее существующих ценностей и неоднозначное восприятие новых, поиск прочных жизненных ориентиров.
Практическая значимость исследования определяется тем, что выявленная характеристика толерантности позволит дать практические рекомендации педагогам-психологам различных учреждений образования.
Объект исследования: личностные особенности в юношеском возрасте.
Предмет исследования: взаимосвязь самосознания и уровня толерантности в юношеском возрасте.
Цель работы: выявить и охарактеризовать взаимосвязь самосознания и уровня толерантности в юношеском возрасте.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи: провести теоретическое исследование самосознания и уровня толерантности в юношеском возрасте; самосознание как социально-психологический феномен;
описать и выделить факторы формирования самосознания;
охарактеризовать толерантность как социально-психологическая проблема и факторы ее формирования;
провести эмпирическое исследование самосознания и уровня толерантности в юношеском возрасте, проанализировать результаты, дать практические рекомендации.
1. Теоретическое исследование самосознания и уровня толерантности в юношеском возрасте
.1 Самосознание как социально-психологический феномен
Проблема самосознания, постоянно актуальная в ее постановке и разработке, в разных исторических ситуациях получала неодинаковые акценты в различных областях научного знания: психологии, философии, социологии, культурологии, истории, этнографии, антропологии (А. Г. Агаев, Ю. В. Бромлей, В. И. Козлов, И. С. Кон, М. В. Крюков, П. И. Кушнер, В. В Мавродин, Б. Ф. Поршнев, С. А. Токарев, Н. Н. Чебоксаров, К. В. Чистов, Г. Н. Шелепов, С. М. Широкогоров и др.). Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Ананьева Б.Г., Божович Л.И., Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л., Чаматы П.Р., Чесноковой И.И., Шороховой Е.В. в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего, связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Исследования Розена Г.Я. о социальной перцепции заострили интерес к вопросу связи познания других людей и самопознания.
Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии самосознания, чрезвычайно богата - достаточно указать лишь на несколько недавно изданных монографий, снабженных обширнейшей библиографией. Понятия «Я» и самосознания являются также одними из центральных в литературе, посвященной теоретическим и практическим аспектам психотерапии и психологического консультирования. Тем не менее, не так давно Леонтьев А.Н., характеризовавший проблему самосознания как проблему «высокого жизненного значения, венчающую психологию личности», расценивал ее в целом как нерешенную «ускользающую от научно-психологического анализа».
Насколько различные феномены выбираются в качестве исходных при анализе самосознания, можно убедиться на примере решения проблемы того, как и когда у ребенка возникает самосознание. Чамата П.Р. специально проанализировавший эту проблему, выделил три точки зрения по этому вопросу. Анализ показывает, что их даже больше, чем три. Одна из этих точек зрения, высказанная, в частности, Бехтеревым В.М., состоит в том, что простейшее самосознание предшествует сознанию, т.е. ясным и отчетливым представлениям предметов. Самосознание в его простейшей форме состоит в неясном чувствовании собственного существования.
Согласно другой точке зрения, которую в отечественной литературе аргументировали, в частности, Выготский Л.С. и Рубинштейн С.Л., самосознание есть этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности, вызванным этим развитием, а также связанными с этими процессами изменениями во взаимоотношениях с окружающими.
Чамата П.Р. противопоставляет первым двум точкам зрения третью - самосознание возникает и развивается одновременно с сознанием. Смысл этой точки зрения сводится к ощущениям, вызванным внешними предметами, всегда «примешиваются» ощущения, вызванные собственной активностью организма. Первые - объективны, т.е. отражают внешний мир, вторые - субъективны, они отражают состояние тела - это самоощущения. Ребенок сталкивается с задачей разобщить, диссоциировать эти ощущения, а значит осознать их отдельно. Такое осознание оказывается возможным благодаря накоплению опыта активности во внешнем мире.
В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ Я». самосознание психологический толерантность юношеский
Особенно активно проблема самосознания обсуждалась во второй половине ХХ столетия, когда происходило постоянное расширение поля задач его исследования. Так, в течение 1966-1970-х гг. на страницах журналов «Вопросы истории», «Советская этнография», «Вопросы философии» была организована дискуссия психологов, этнографов, философов, по проблемам понимания теории самосознания. Согласно Э. В. Сайко, актуализация проблемы самосознания личности в настоящее время определяется «глубокой спецификой развития всего современного общества, обусловленного изменениями преобразовательного характера, фиксирующими объективно осуществляющийся переход его в исторически новое состояние и полагающими рубежные характеристики практически во всех сферах организации жизнедеятельности человека». Самосознание может также проявляться в моменты приобщения к культуре своих предков. Иными словами, здесь срабатывает фактор коллективного бессознательного, которое детально рассмотрено К. Юнгом, проявляются особенности личностной психологии. Генетически заложенный опыт предков выражается в бессознательном влечении к их культуре. Поэтому у людей, бессознательное которых достаточно активизировано, принадлежность к определенной этнической культуре определяет поведение [1, с. 41].
Многочисленные исследования, проводимые учеными разных поколений психологической науки, показали многомерность самосознания, в котором сосуществуют, дополняя друг друга, различные социальные и личностные представления, порожденные разными структурными характеристиками данного феномена. Целостность этой системы представлений, являющаяся важнейшим условием ее существования, доказывается работами С. А. Баклушинского, Е. П. Белинской, В. М. Бызовой, Б. А. Вяткина, З. М. Гаджимурадовой, Е. М. Галкиной, А. И. Донцова, Т. Ц. Дугаровой, Л. Д. Кузмицкайте, В. П. Левкович, Н. Г. Орловой, Н. Г. Панковой, Л. Г. Почебут, О. Л. Романовой, И. А. Снежковой, Т. Г. Стефаненко, В. Ю. Хотинец и др. Однако, вопрос о том, что же лежит в основе этой целостности и позволяет сохранять возможность собственной актуализации в многокультурном пространстве, остается открытым. [2, с. 134].
Естественно, новое видение на первый план выводит проблему определения самосознания. При всем многообразии предлагаемых в литературе определений (разных по широте, емкости, смысловой нагрузке) самосознания в настоящее время нет единого, общего его определения как особого феномена, однозначно и научно обоснованно раскрывающего на понятийном уровне его сущность и функциональную нагрузку в развитии человека. В то же время значимые характеристики самосознания, приводимые в соответствующих исследованиях, и основания выделения их как особого социального явления раскрывают объективно сущностно важные особенности последнего. Существуют разные подходы, принципы и основания измерения / выделения таких характеристик и определения самосознания. Анализ существующих определений понятия «самосознание» позволил прийти к заключению о том, что самосознание предстает как результат осознания и переживания индивидом личностного «Я» и группового «Мы» в системе межличностных отношений, формирования когнитивно-эмоциональных представлений о собственной и других социальных группах, схем и стратегий поведения внутри группы и в социальном взаимодействии [3, с. 147].
Характеристики самосознания личности при этом определяются во всех случаях не только общими культурно историческими и общеисторическими уровнями, но и всегда филогенетическим уровнем развития человека не просто как индивида в его биологической представленности, а как субъекта действия в его социальной сущности.
Не трудно заметить, что большинство ученых самосознание определяют как осознание своего отличия и сходства при сравнении с другими, важный признак общности, являющийся отражением в сознании людей реально существующих связей и внешне проявляющееся в форме самоназвания, или этнонима.
Исследование самосознания в настоящее время содержит в себе новые возможности объяснения объективно существующих взаимоотношений личности с окружающим миром. Ведь именно в условиях современного кризиса признается учеными исторически актуальной «точкой отсчета» поведения человека.
Самосознание может быть реализовано на основании как культурно-специфичного жизненного опыта людей, так и содержания культурной политики репрезентаций. Феномен самосознания, формы его проявления и закономерности развития исследовались в отечественной психологии в работах А. А. Ивановой. Н. М. Лебедевой. Г. У. Солдатовой, Ж. В. Топорковой. И. 3. Хабибуллиной. В. Ю. Хотинец, А. А. Шогенова и др. Опираясь на теоретические представления этих авторов, под самосознанием мы понимаем сложную, развивающуюся систему, складывающуюся в процессе опосредованного усвоения относительно устойчивых и истинных представлений, оценок и переживаний о чертах своей и иных социальных групп, в итоге формирования которой человек осознает и ведет себя как представитель общности [4, с. 191].
Развитие самосознания эффективно в том случае, если он будет всесторонним, т. е. направленным на все структурные компоненты изучаемого феномена. В.И. Козлов ставил самосознание на первое место среди всех компонентов социальной общности. По мнению Е. Н. Шапинской, «там, где этничность становится предметом репрезентаций, она конструируется как набор значений, который затем входит в культурное и экономическое обращение. Сам акт репрезентации становится репродуктивным и конституирующим, хотя он не всегда связан с позитивным проявлением на социальном уровне. Репрезентация становится процессом конституирования субъективности, но она также показывает роль другого в медиации культурного текста». Концептуализация культуры в качестве механизма функционирования осознанных различий предполагает выделение описание констант из границ научных и популярных репрезентаций и анализ специфики практик, эти репрезентации порождающих. Структура и содержание основных исследовательских подходов к описанию репрезентаций и культуры базируются на общих методологических предпосылках социального конструктивизма.
Обобщение изложенного позволило уточнить определение самосознания, которое можно определить как создание целостного концепта самого себя в социальном пространстве, который, являясь исходно личностным феноменом, имеет коммуникативную природу, межличностное происхождение и зависит от социокультурной ситуации общности. Самосознание выступает как ментальная структура, представляющая опосредование, самоописание внутренней картины собственного бытия, психологическую составляющую Я-концепции, которая определяет специфику самоотношения и самопонимания личности.
1.2 Факторы формирования самосознания
Рассмотрение процесса развития самосознания предполагает анализ внутренних и внешних факторов, оказывающих воздействие на специфику его формирования. В качестве внешних факторов выступают основные принципы жизнедеятельности человека в виде совокупности норм поведения, ценностей, символов, проявляющиеся в культуре. Внутренние факторы предполагают рассмотрение объектно-субъектного характера идентификации.
Самосознание - это знания человека о себе, оценка собственного “Я”. Благодаря самосознанию человек не только выделяет себя из остального мира, но и противопоставляет себя ему. Самосознание помогает человеку осмыслить, понять себя как индивидуальную, единичную реальность, отделенную от природы и других людей. Причем человек осознает самого себя не как что-то абсолютно обособленное от окружающего мира, а в разнообразных отношениях с ним. Поэтому самосознание выполняет функции не только самоисследования, понимания, мышления, определения своего отношения к окружающему миру, но и функцию самоконтроля. Самосознание - это своего рода духовный мир, который помогает отделять, анализировать, сопоставлять, сравнивать все своё внутреннее со всем окружающим. Благодаря такой особенности самосознание определяет направленность процессов формирования сознания, становления личности, выработку разнообразных, индивидуально-неповторимых особенностей внутреннего мира человека.
Самосознание является основой мировоззрения - системы знаний оценок объективного мира, природного и социального бытия. Мера единства мировоззрения и самосознания у человека может варьироваться в довольно широком диапазоне. Нередки случаи острых внутренних противоречий между ними, раздвоенности сознания в силу индивидуально-психологических причин. [5, с. 91].
Самосознание - неотъемлемая сторона сущности развитого человека. Оно присуще не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, нации, когда они поднимаются до понимания своих общих интересов, формулируют свои ценности, нормативы поведения и критерии, переживают, страдают, сражаются за достижение своих идеалов. Уровень самосознания неодинаков и различен в разные периоды становления и развития индивида и группы, класса и нации, общества и личности. Постоянно изменяются условия жизнедеятельности, обобщается опыт, совершенствуются знания и поэтому самосознание относительно. Иначе говоря, все познается и оценивается в сравнении, в сопоставлении одного с другим, и все имеет свою меру. Сознание и самосознание диалектически взаимодействуют. Знание окружающего мира самого себя, активно-действенные отношения к этому знанию как сливаются в единое целое, определяя целостность или мозаичность мировоззрения. Уровень самосознания может быть очень разным у разных людей, разных возрастных групп. Неодинаков он и в каждой конкретной ситуации.
Большая роль в формировании самосознания принадлежит общественной мысли (авторитетной личности, семье, друзьям, всем окружающим). Общественное признание самооценки личностью своего “Я” поддерживает чувство собственного достоинства человека, дает ему моральное удовлетворение. Самосознание тесно связано с самовоспитанием, оказывает существенное влияние на формирование...

Похожие материалы:

Реферат: Взаимосвязь смысложизненного кризиса со свойствами личности в юношеском возрасте

Курсовая работа: Взаимосвязь особенностей самооценки и уровня конформности в группе младших подростков

Реферат: Взаимосвязь субъективной витальности и уровня личностной тревожности

Курсовая работа: Проблемы дружбы и любви в юношеском возрасте

Курсовая работа: Рефлексия и становление Я-образа в юношеском возрасте