Реферат: Взаимосвязь смысложизненных ориентаций и мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов

Вопрос о формировании готовности студента к предстоящей профессиональной деятельности, а также о личностном развитии будущего специалиста, на сегодняшний день остается одним из актуальных вопросов, решаемых сотрудниками различных учебных заведений.

Дата добавления на сайт: 04 августа 2024


Скачать работу 'Взаимосвязь смысложизненных ориентаций и мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов':


Введение
смысложизненный психолог мотивация профессиональный
Вопрос о формировании готовности студента к предстоящей профессиональной деятельности, а также о личностном развитии будущего специалиста, на сегодняшний день остается одним из актуальных вопросов, решаемых сотрудниками различных учебных заведений.
В студенческие годы происходит личностное и профессиональное самоопределение, формируется мировоззрение [15]. Человек, поступая в учебное заведение, делает выбор, возможно, один из самых важных в своей жизни - выбор будущей профессии. Безусловно, причины, по которым вчерашние школьники поступают на те или иные факультеты, могут быть разными: кто-то хочет максимально раскрыть и реализовать свои способности, для кого-то важно чувствовать себя включенным в студенческую жизнь, а для некоторых главное значение приобретает сам факт наличия образования, диплом. Бывает так, что вчерашний школьник определяется с будущей специальностью под влиянием обстоятельств или других людей [7]. В этом случае не учитываются потребности и интересы самого человека, что влечет за собой различные опасности: от низкой эффективности обучения, до возникновения различных психосоматических заболеваний.
По итогам исследований было выяснено, что мотивация учения определяет успех учебно-профессиональной деятельности в большей степени, чем фактор интеллекта [7]. Безусловно, многое зависит и от того, какого рода мотив побуждает человека включаться в деятельность. Мы полагаем, что более всего способствуют приобретению профессионально важных качеств и компетенций, те мотивы, которые помимо побудительной выполняют и смыслообразующую функцию [11]. Именно стремление к смыслу, по мнению В. Франкла, является признаком зрелой, сформировавшейся личности [19].
Стремление к смыслу предполагает необходимость постоянного выбора между желательным и необходимым, приземленным и возвышенным, направленным внутрь или обращенным во вне. Право выбора предполагает ответственность за совершенные или несовершенные поступки.
Готовность принимать решения, умение действовать, опираясь на свою ответственность, мириться с тем, что невозможно исправить - качества, необходимые психологу и в личной, и в профессиональной жизни.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что на сегодняшний день вопрос подготовки квалифицированных психологов стоит особенно остро в связи с запросами практики. В последние годы количество людей, страдающих психическими и психосоматическими заболеваниями резко возросло. В связи с этим появилась необходимость в работе психологов на базе медицинских учреждений. Кроме того, психолог не заменим при профотборе кандидатов на различные должности, включая профессии, связанные с повышенными нервно-психическими нагрузками, риском для жизни и здоровья. Помимо этого, психолог незаменим в сфере образования, различных видов экспертизы, собственно консультативной и психотерапевтической деятельности и т.д. Каждая из этих сфер требует от психолога проявления профессионализма, который закладывается во время обучения в вузе. В процессе профессиональной подготовки происходит развитие мотивационно-потребностной сферы личности, изменение уже имеющихся и формирование новых жизненных ориентаций, совершенствование рефлексивных навыков студентов и, как следствие, жизнь начинает осмысливаться ими иначе.
Цель данной курсовой работы заключается в выявлении взаимосвязи смысложизненных ориентаций и мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов.
Объект исследования: мотивационно-потребностная сфера студентов-психологов.
Предметом исследования является взаимосвязь смысложизненных ориентаций и мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов.
В качестве гипотезы исследования выступило предположение о взаимосвязи смысложизненных ориентаций и мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов, а именно, чем больше удовлетворенность человека прожитой частью своей жизни, а так же своей жизнью в настоящем, и способность ставить перед собой ясные цели, тем более выражены внутренние мотивы учебно-профессиональной деятельности.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
)раскрыть понятие смысложизненных ориентаций, дать их психологическую характеристику;
2)рассмотреть явление мотивации учебно-профессиональной деятельности;
)проанализировать особенности профессиональной подготовки студентов-психологов;
)выявить взаимосвязь смысложизненных ориентаций и мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов;
)сформулировать рекомендации для педагогов, направленные на подбор методов обучения, побуждающих активность студентов, формирующих и развивающих внутренние мотивы учебно-профессиональной деятельности, а также - для самих студентов, нацеленные на побуждение в них стремления к осмыслению своей жизни и деятельности;
В работе использовался следующий комплекс методов:
) методы сбора теоретической информации - анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация имеющихся в литературе данных;
) методы сбора эмпирической информации - стандартизированный самоотчет;
) методы обработки полученных данных - корреляционный анализ Спирмена.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть полезны преподавателям, занимающимся профессиональной подготовкой психологов для оптимизации образовательного процесса, в частности, для формирования и развития у студентов-психологов внутренних мотивов учебно-профессиональной деятельности
Кроме того, сведения, представленные в данной работе, могут быть полезны студентам, обучающимся психологии, для нахождения смысла своей жизни и деятельности, а так же, для учета, а при необходимости и изменения особенностей своей мотивационно-потребностной сферы.

1. Теоретический анализ смысложизненных ориентаций и мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов
.1 Понятие смысложизненных ориентаций, их психологическая характеристика
Категория смысла, рассматриваемая в работах австрийского психиатра, невролога и психолога, В. Франкла, на сегодняшний день является одной из основных в экзистенциальной психологии. С точки зрения А.А. Бодалева, «под смыслом жизни в психологии понимается отраженная в сознании и переживаниях человека как субъективно предельно значимая для него и превратившаяся и превратившаяся в главный регулятор его поведения какая-то ценность, ставшая его собственной, самой большой ценностью». [18].
С позиции В. Франкла, стремление к смыслу присуще любому человеку, независимо от пола, возраста, социального статуса и национальной принадлежности. Обретение смысла жизни в целом и каждого ее события - одна из основных потребностей личности, но в силу неблагоприятных обстоятельств данная потребность может быть не удовлетворена, смысл - не найден или утрачен. Состояние, в котором пребывает человек, потерявший смысл, В. Франкл назвал экзистенциальным вакуумом. В случае, если человек переживает данное состояние в течение длительного времени, у него могут формироваться различные зависимости, формы отклоняющегося поведения. В ряде случаев, стремясь избавиться от ощущения пустоты, вызванного отсутствием смысла, человек может принять решение уйти из жизни [19].
Категория смысла изучалась и в русле отечественной психологии. В рамках деятельностного подхода смысл жизни понимается, как базовая мотивационная тенденция личности, направленная на осознание сущности собственного Я, своего места в мире, жизненного предназначения. Смысл придает жизни определенный вектор развития, позволяет человеку определить свое место в мире. Кроме того, смысл невозможен без ответственности личности за свой выбор, а так же свободы в осуществлении этого выбора [12; 20].
Таким образом, смысл жизни не дается человеку в готовом виде, его обретение неизбежно предполагает активную деятельность личности, направленную на познание и освоение своих внутренних потенциалов, а так же - на взаимодействие с объективно существующей жизненной ситуацией, в которой развивается личность, поскольку свой неповторимый смысл можно найти лишь в конкретных внешних условиях бытия человека [19].
Тенденция к всестороннему и системному пониманию категории смысла нашла свое отражение в исследовании данного феномена Д.А. Леонтьевым. Для объяснения многоаспектности феномена смысла, он вводит понятие смысловой реальности, которая и обуславливает смысловую регуляцию всей жизнедеятельности человека на различных психологических уровнях: «смысл является особой психологической реальностью, игнорируя которую или сводя ее к другим (например, эмоциональным) явлениям, невозможно построить достаточно полную теорию ни личности, ни сознания, ни деятельности» [12]. В качестве единицы анализа Д.А. Леонтьев выделяет жизненный смысл, который не сводится к понятию личностного. Жизненный смысл выступает объективной характеристикой места и роли объектов и явлений в жизнедеятельности конкретного субъекта. Он определяется системой смысловых связей, которые распространяются на данный объект или явление.
Рассматривая смысл в единстве трех аспектов (онтологическом, феноменологическом и деятельностном), Д.А. Леонтьев приходит к выводу, что смысловая реальность «проявляет себя во множестве разнообразных форм (в том числе и превращенных форм), связанных сложными отношениями и взаимопереходами и включенных в общую динамику» [19]. Смысловая реальность представлена понятиями «смысловые структуры» и «смысловые системы». Первые представляют собой шесть специфических элементов структурной организации смысловой сферы личности. Они имеют уровневую организацию и являют собой превращенные формы жизненных отношений субъекта. Вторые относятся к особым образом организованным целостным многоуровневым системам, включающим в себя целый ряд смысловых структур [17].
Смысловые структуры выступают «квазиобъектами, замещающими в структуре личности ее действительные жизненные отношения» [19] и имеют двойственную природу. Смысловое содержание структур отражает сферу жизненных отношений, где они включены в локализованную сеть смысловых связей. Форма, с которой связаны различия между разными смысловыми структурами, отражает их специфическую роль «в структуре механизмов регуляции процессов деятельности и психического отражения, в которой они тесно переплетаются с другими, несмысловыми регуляторными структурами и механизмами» [19].
Первый уровень смысловой регуляции обеспечивается личностными смыслами и смысловыми установками конкретной деятельности, которые оказывают эмпирически регистрируемые воздействия на сознание и деятельность. Личностный смысл объектов и явлений действительности понимается здесь как «составляющая образов восприятия и представления соответствующих объектов и явлений, отражающая их жизненный смысл для субъекта и презентирующая его субъекту посредством эмоциональной окраски образов и их трансформаций» [11]. Смысловая установка является составляющей исполнительных механизмов деятельности. Она отражает в себе жизненный смысл объектов и явлений действительности, на которые направлена деятельность. Данные смысловые структуры порождаются мотивом этой деятельности, устойчивыми смысловыми конструктами и диспозициями личности, которые образуют второй уровень. На данном уровне мотив выполняя смыслообразующую функцию личностных смыслов и смысловых установок, «определяет особенности побуждения к деятельности как в качественном, так и в количественном отношениях» Смысловая диспозиция консервирует в форме фиксированной установки отношение субъекта к элементам действительности, имеющим для него устойчивый жизненный смысл. Она проявляется в эффектах личностно-смысловой и установочно-смысловой регуляции, не связанной с мотивом актуальной деятельности. [12] Смысловой конструкт представляет собой «устойчивую категориальную шкалу, представленную в психике субъекта на уровне глубинных структур образа мира, выражающую значимость для субъекта определенной характеристики (параметра) объектов и явлений действительности (или отдельного их класса)…» [12]. Функцией смыслового конструкта является дифференциация и оценка объектов и явлений по обозначенному параметру, вследствие которой им приписывается соответствующий жизненный смысл.
Высший уровень систем смысловой регуляции образуют личностные ценности, выступающие смыслообразующими по отношению ко всем остальным структурам. Д.А. Леонтьев определяет их как внутренние носители социальной регуляции, укорененные в структуре личности. Личностные ценности являются неизменным и устойчивым в жизни субъекта источником смыслообразования, автономным по отношению к конкретным ситуациям взаимодействия субъекта с миром.
Д.А Леонтьев использует понятие динамической смысловой системы для объяснения специфического принципа связывания различных смысловых структур. Он определяет динамическую смысловую систему «как относительно устойчивую и автономную иерархически организованную систему, включающую в себя ряд разноуровневых смысловых структур и функционирующих как единое целое».
Таким образом, в теоретическом исследовании Д.А. Леонтьева феномен смысла предстает перед нами как многоуровневое, динамическое, целостное явление, имеющее сложную, развивающуюся в процессе жизнедеятельности личности явление.
По мнению Д.А. Леонтьева, базовой характеристикой личности является способность к осознанию смысла жизни, составляющими которого он считает локус контроля, проявляющийся в интернальности личности, уверенной в своих силах, способной регулировать течение собственной жизни, делать выбор и нести за него ответственность. Другим компонентом смысла жизни Д.А. Леонтьев считает смысложизненные ориентации, которые, являясь сложными социально-психологическими образованиями, порождаются реальными, значимыми жизненными взаимоотношениями субъекта и бытия, они соотносятся с прошлым, настоящим и будущим личности, задают направление и границы ее самореализации как субъекта жизненного пути через структурную организацию жизненных целей-ценностей [12].
Жизнь можно считать осмысленной, если:
) человек ставит перед собой достаточно ясные цели, что, в свою очередь, предполагает, что активность личности направлена в будущее, при этом, человек опирается на настоящее и извлекает необходимый опыт из прошлого;
) процесс жизни приносит радость и удовлетворение;
) личность оценивает какую-либо часть своей жизни, как результативную, умеет извлекать необходимый опыт из прошлого, при этом не «застревая» на каком-либо отрезке жизни;
) субъект считает себя сильной личностью, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле [13].
С точки зрения И.Т. Петрова, смысложизненные ориентации образуются путем деятельностного «примеривания» предметов и ценностей, их свойств к потребностям личности, к ее будущему. Исходя из этого, можно предположить, что процесс формирования смысложизненных ориентаций в той или иной мере сходен с оценкой, но в данном случае речь идет об анализе всей жизнедеятельности личности, степени ее активного участия в процессе построения собственного бытия, ее способность к целеполаганию и устремленность в «светлое будущее», т.е. такая оценка предполагает навыки самоанализа и самоконтроля [5]
Смысложизненные ориентации являются вектором, задающим направление, по которому личность продвигается в сторону обретения смысла жизни как вершины человеческого бытия [20].
«Смысложизненная ориентация - это состояние направленности личности на достижение смысложизненных ценностей и смысла жизни. Вектор этой направленности формирует текущие задачи, деятельность личности и в конечном итоге влияет на отношение к окружающему миру, характер, поведение и т.д.» Они не исчерпываются одной, идеей, или целью, а представляет собой структурную иерархию «больших» и «малых» смыслов. Иерархия смысложизненных ориентаций человека относится к особым образом организованным целостным многоуровневым системам, включающим в себя целый ряд различных смысловых структур [5].
Итак, смысложизненные ориентации - это регуляторы или механизмы направленной деятельности человека как субъекта, как личности. Они представляют собой обобщенную структурно-иерархическую и динамическую систему представлений, являющуюся базовым элементом внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированную и закрепленную жизненным опытом индивида в ходе социализации и социальной адаптации на фоне индивидуально-типологических особенностей, и являются, таким образом, субъективными составляющими феномена смысла жизни.
Е.Ю. Коржоваа предлагает свой взгляд на жизненные ориентации человека. В своем теоретико-эмпирическом исследовании она рассматривает субъект-объектные жизненные ориентации, которые выделяются, как первичные для жизненных ситуаций, составляющих бытие человека.
Взаимодействуя с различными жизненными ситуациями на основе субъект-объектных ориентаций, человек может реализовать свою субъектность в двух формах: субъективной (интериоризированная субъектность) и объективной (экстериоризированная субъектность). Субъективная сторона реализации субъектного потенциала может быть описана как «внутренняя картина жизнедеятельности». Она представляет собой динамическую психологическую характеристику, предполагающую взгляд человека на свою жизнь «изнутри». Экстериоризированная субъектность - это освоение человеком жизненных ситуаций, в ходе которого осуществляется выбор способов поведения. При субъективном выделении жизненной ситуации как проблемной она становится объектом жизнедеятельности человека, который при этом выступает в качестве ее субъекта. Таким образом, субъективная и объективная формы реализации человеком своей активности относительно собственной жизни представляют собой две грани процесса воплощения личностью своей активности в отношении регулирования своей жизнедеятельности [9].
Итак, на сегодняшний день понятие «смысложизненные ориентации личности» довольно гармонично вписано в категорию смысла, разрабатываемую в рамках экзистенциальной психологии, а в частности, логотерапии, основанной В. Франклом. В рамках отечественной психологии смысложизненные ориентации можно описать, как сверхнаправленность человека на обретение смысла жизни в целом и каждой ситуации в частности, которая деперминирует деятельность личности, побуждает ее к самооценке и самоанализу. Кроме того, ориентация на обретение смысла заставляет человека познавать окружающую его объективную действительность, тем самым выходя за пределы самого себя, своих представлений и мире, и находить в ней нечто, которое, преломившись через внутреннюю реальность конкретного человека, способно стать его индивидуальным, неповторимым личностным смыслом.

1.2 Мотивация учебно-профессиональной деятельности как психологическое явление

Похожие материалы:

Курсовая работа: Теоретические аспекты изучения мотивации профессиональной деятельности дефектолога

Курсовая работа: Взаимосвязь типов учебно-познавательной мотивации и тревожности старшеклассников

Реферат: Взаимосвязь личностных характеристик и эмоционального выгорания медицинских сестер в профессиональной деятельности

Реферат: Взаимосвязь карьерных ориентаций и личностных особенностей у школьников и студентов

Курсовая работа: Взаимосвязь ценностных ориентаций и способов поведения в конфликтной ситуации у студентов