Реферат: Взаимосвязь смысложизненного кризиса со свойствами личности в юношеском возрасте

В Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» от 17 января 2014 г. Нурсултан Абишевич отмечает: «Особо обращаюсь к нашей молодежи. Эта Стратегия - для вас. Вам участвовать в её реализации и вам пожинать плоды её успеха. Включайтесь в работу. Не будьте равнодушными. Создавайте судьбу страны вместе со всем народом!»

Дата добавления на сайт: 04 августа 2024


Скачать работу 'Взаимосвязь смысложизненного кризиса со свойствами личности в юношеском возрасте':


Введение
смысложизненный кризис личность психология
В Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» от 17 января 2014 г. Нурсултан Абишевич отмечает: «Особо обращаюсь к нашей молодежи. Эта Стратегия - для вас. Вам участвовать в её реализации и вам пожинать плоды её успеха. Включайтесь в работу. Не будьте равнодушными. Создавайте судьбу страны вместе со всем народом!»
В современных условиях становится важным формирование социально жизнеспособной, успешной личности. Особое значение этот процесс приобретает в юношеском возрасте, т.к. ситуация выбора жизненного пути выходит в этом возрасте на первый план. Вместе с тем в данный возрастной период личности предстоит преодолеть ряд кризисов личностного развития.
Кризис определяется ситуация невозможности дальнейшего существования в прежнем статусе, т.е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей). При упоминании о кризисе имеется в виду острое эмоциональное состояние, возникающее в ситуации столкновения личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших жизненных потребностей, которое не может быть устранено способами решения проблемы, известными личности из ее прошлого жизненного опыта. Психологический кризис - это внутреннее нарушение эмоционального баланса, наступающее под влиянием угрозы, создаваемой внешними обстоятельствами.
Одним из жизненных кризисов развития личности в различные возрастные периоды является смысложизненный кризис, который можно охарактеризовать как невозможность осуществлять человеком регуляцию собственной жизнедеятельности и отсутствие жизненных перспектив. В процессе переживания смысложизненного кризиса личность ищет себя, новые ценности и смыслы, которые отвечали бы условиям жизни.
Смысложизненный кризис - процесс в развитии личности, который несет для неё психологические переживания, характеризующийся трансформацией ценностно-смысловой сферы, составляющей «ядро личности» и задающей направленность жизни в целом.
В русле возрастного подхода смысложизненный кризис определяется как нормативный кризис человека в период взросления, неизбежный и необходимый для достижения более высокого уровня личностной зрелости, наступающий по причине переосмысления личностью ведущих жизненных ценностей, которые устойчиво осуществлялись в прошлом, но оказались исчерпанными к настоящему и бесперспективными для будущего.
Смысложизненный кризис порождается объективными затруднениями и противоречиями, с которыми человек сталкивается в поиске и практической реализации смысла жизни. Смысложизненный кризис может быть вызван множеством этиологических факторов, среди которых наиболее часто встречаются:
отсутствие смысла в жизни и невозможность его определить;
обесценивание либо кардинальная переоценка смысла, ранее освещавшего и направлявшего жизненный путь;
утрата смысла жизни в критической жизненной ситуации;
исчерпание смысла жизни в процессе реализации;
дисгармоничность смысла жизни по содержательным, структурным, функциональным и динамическим параметрам;
неоптимальность стратегии практической реализации смысла жизни.
Результаты исследования А.В. Капцова (2008), направленного на оценку степени сформированности самоопределения молодежи, свидетельствуют о том, что уровень структурированности ценностно-смысловой сферы юношей и девушек имеет тенденцию к усложнению структуры по мере взросления от 15 лет к 19 годам.
В этот период формируется образ «Я» и осуществляется переживание своего внутреннего мира как ценности, оформляется мировоззрение, происходит личностное и профессиональное самоопределение, строятся жизненные планы, вырабатываются «стратегии рефлектирования», т.е. происходит становление ценностно-смысловой сферы и рефлексии (С.Л. Рубинштейн, И.С. Кон, Т.В. Снегирева, И.В. Дубровина, К.А. Абульханова-Славская и др.). В юношеском возрасте человек сталкивается с различного рода жизненными обстоятельствами, проблемами, которые требуют зрелых решений, осмысления, изменения взглядов на жизнь.
Проблема исследования заключается в уточнении взаимосвязи смысложизненного кризиса со свойствами личности в юношеском возрасте.
Актуальность исследования: в настоящее время проблема исследования переживания личностью смысложизненного кризиса представляется особенно актуальной в контексте сохранения и поддержания психологического здоровья нации. Так, неумение эффективно использовать свои внутренние ресурсы, недостаточная развитость навыков эффективного разрешения проблем и самопомощи, а также избегание обращения к проблемам смысла жизни обуславливает наряду с другими факторами возникновение в современном обществе проблем юношеской наркомании, алкоголизации, криминальной активности и суицидального поведения. С другой стороны, осознанный опыт переживания личностью смысложизненного кризиса в юношестве способствует развитию личности и может стать основой для формирования конструктивных стратегий совладания с кризисными ситуациями в зрелости.
Цель исследования: изучить специфику взаимосвязи смысложизненного кризиса со свойствами личности в юношеском возрасте.
Объект исследования: личность в юношеском возрасте.
Предмет исследования: специфика влияния свойств личности на переживание смысложизненного кризиса в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что выраженность в юношеском возрасте таких свойств личности как высокая тревожность, интровертированность (внутренняя направленность) и эмоциональная неустойчивость, возможно, обуславливает переживание личностью смысложизненного кризиса.
Задачи исследования:
изучить проблему взаимосвязи смысложизненного кризиса со свойствами личности в юношеском возрасте в современной психологической науке;
проанализировать теории изучения смысложизненного кризиса в психологической науке;
рассмотреть специфику развития личностных свойств в юношеском возрасте;
отобрать и обосновать методы и методики эмпирического исследования, организовать и провести эмпирическое исследование;
осуществить количественный и качественный анализ результатов исследования;
составить практические рекомендации родителям, педагогам-психологам и учителям по оказанию психологической поддержки в процессе переживания личностью смысложизненного кризиса в юношеском возрасте.
Методы исследования:
анализ научной литературы;
психодиагностический метод (методика «Опросник смысложизненного кризиса» К.В. Карпинского, методика многофакторного исследования личности Р.Б. Кеттелла);
методы математико-статистической обработки данных.
Научная новизна исследования заключается в уточнении теоретических представлений о взаимосвязи смысложизненного кризиса со свойствами личности в юношеском возрасте.
Практическая значимость исследования: результаты исследования являются основой для составления практических рекомендаций родителям, педагогам-психологам и учителям по оказанию психологической поддержки в процессе переживания личностью смысложизненного кризиса в юношеском возрасте.
База исследования: КГУ «Первый городской общеобразовательный лицей» г. Петропавловска (учащиеся 10-11-х классов в количестве 68 человек).
1. Теоретические аспекты изучения взаимосвязи смысложизненного кризиса со свойствами личности в юношеском возрасте
.1 Теории изучения смысложизненного кризиса в психологической науке
В.Э. Чудновский отмечал: «Смысл жизни - идея, содержащая в себе цель жизни человека, присвоенная им и ставшая для него ценностью чрезвычайно высокого порядка» [4, С. 15].
Смысл жизни представляет собой многоуровневое смысловое образование, обладающее определенной иерархией, субординацией, характеризующееся определенной степенью пластичности, гибкости, заменяемости, а также широтой, объемностью, масштабностью.
Онтологический статус смысла жизни состоит в том, что он есть верховное смысловое образование личности, конституирующее всю смысловую сферу сознания и задающее направленность личностной активности в биографическом масштабе. Смысл жизни являет собой «стержень» жизненной позиции как совокупности осознанных жизненных мотивов (ценностей) личности. В системе регуляции жизнедеятельности субъекта смысл жизни выполняет специфические отражательные и регулятивные функции, направляя активность личности на субъективно значимые события и ситуации жизни, обеспечивая преемственность ее дел и жизненных занятий, что в конечном итоге объективируется в цельной и внутренне логичной линии жизни.
К.А. Абульханова-Славская выделяла три центральных компонента, структурирующих процесс жизнедеятельности личности: жизненную позицию, жизненную линию и смысл жизни [1]. Их соотношение в структуре жизнедеятельности личности таково, что жизненная линия есть пролонгированная реализация жизненной позиции личности, во главе которой стоит индивидуальный смысл жизни.
Смысл жизни устойчиво определяет стиль жизни личности как детерминированный индивидуальными особенностями личности способ осуществления жизненного пути, присущая данной личности манера жизнедеятельности. Стиль жизни личности, в отличие от социально-исторического образа жизни, всегда задается индивидуальными характеристиками личности и среди этих характеристик ведущее место принадлежит смыслу жизни как идее, ценности высшего порядка и степени обобщенности, которая пронизывает отношение человека ко всякому факту своей жизни, подчиняет себе ход целостного жизненного пути. Выделенные ниже типы смысложизнепонимания личности гармонично перекликаются с психологической типологией индивидуальных стилей жизни, сконструированной А.А. Кроником [3].
В психологии проблеме смысла жизни посвящены работы А.А. Бодалева, Б.С. Братусь, Г.А. Вайзер, Н.Л. Карповой, К.В. Карпинского, Д.А. Леонтьева, А.В. Суворова, В.Э. Чудновского, в которых смысл жизни рассматривается в качестве инстанции, интегрирующей множество жизненных ценностей, смыслов и целей и задающей вектор активности человека
Д.А. Леонтьев определяет смысл жизни в феноменологическом аспекте как более или менее адекватное переживание интенциональной направленности собственной жизни. С психологической точки зрения главным является не осознанное представление о смысле жизни, а насыщенность реальной повседневной жизни реальным смыслом. Именно объективно сложившаяся направленность жизни несет в себе истинный смысл, а любые попытки сконструировать себе смысл жизни интеллектуальным актом будут быстро опровергнуты самой жизнью. Д.А. Леонтьев рассматривает смысл жизни как концентрированную описательную характеристику наиболее стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого.
Понятие смысла является одним из центральных в работах всех представителей экзистенциально-гуманистической школы (Дж. Бьюдженталь, Р. Мэй, В. Ялом). Из экзистенциалистов одним из первых смысл жизни рассматривает К. Ясперс, трактуя его как актуальное переживание, специфически присущее человеку внутреннее восприятие психических взаимосвязей, происходящее благодаря определенной внутренней работе. Смысл позволяет человеку обеспечить полноту своей жизни. Попытки отказаться от себя, выбора, подчинение страху перед неизвестностью и неопределенностью себя приводят к потере контакта с «внутренним Я», утрате смысла и экзистенциальной тревоге.
Проблема переживания жизненных кризисов представляет для психологии большой интерес, поскольку обусловлена сложностью самой жизни с постоянно возникающими противоречиями (Ф.Е. Василюк, М.Ю. Овчинникова, А.С. Шаров, Э. Эриксон).
Смысложизненный кризис создает затруднения и противоречия в индивидуальной жизнедеятельности, искажает течение психологического времени и деформирует психологический возраст личности. По предположению В. Франкла, вместе с потерей человеком смысла жизни «утрачивает всю свою структуру его внутренний временной план, переживание им времени».
Одним из жизненных кризисов развития личности в различные возрастные периоды является смысложизненный кризис, который можно охарактеризовать как невозможность осуществлять человеком регуляцию собственной жизнедеятельности и отсутствие жизненных перспектив. В процессе переживания смысложизненного кризиса личность ищет себя, новые ценности и смыслы, которые отвечали бы условиям жизни. Эта ситуация изменения отношения к жизни и трансформации ценностно-смысловой сферы усугубляет внутренние противоречия и делает реализацию жизненного замысла затруднительной.
Феномен смысложизненного кризиса анализируется в двух аспектах - общепсихологическом и возрастно-психологическом. В русле общепсихологического аспекта смысложизненный кризис определяется как системный кризис личностного бытия, возникающий либо по причине несформированности либо рассогласования смысла жизни с объективными условиями и индивидуальными возможностями его реализации, носящий ненормативный характер, дезорганизующий нормальную жизнедеятельность и невротизирующий личность.
С самых общих позиций его можно определить как длящееся состояние личностного развития, порождаемое неразрешимыми или неразрешенными противоречиями в поиске и практической реализации смысла индивидуальной жизни. В научной литературе смысложизненный кризис созвучен со следующими понятиями: «экзистенциальный невроз», «фрустрация потребности в смысле жизни», «метапатология», «кризис ноодинамики», «ценностный кризис» и т.д. Несмотря на существенные терминологические различия, большинство исследователей рассматривает его либо как кризис бессмысленности, который наступает из-за отсутствия смысла в жизни и невозможности его отыскать, либо как кризис смыслоутраты, который порождается потерей смысла жизни в критической ситуации и невозможностью его восстановить.
В любом случае главным этиологическим фактором считается дефицит ценностей, которые организовывали, структурировали и наполняли бы индивидуальную жизнь смыслом, только в кризисе бессмысленности это первичный дефицит, а в кризисе смыслоутраты - вторичный дефицит, которому предшествовало относительное смысложизненное благополучие.
В русле возрастного подхода смысложизненный кризис определяется как нормативный кризис человека в период взросления, неизбежный и необходимый для достижения более высокого уровня личностной зрелости, наступающий по причине переосмысления личностью ведущих жизненных ценностей, которые устойчиво осуществлялись в прошлом, но оказались исчерпанными к настоящему и бесперспективными для будущего.
Смысложизненный кризис порождается объективными затруднениями и противоречиями, с которыми человек сталкивается в поиске и практической реализации смысла жизни. Смысложизненный кризис может быть вызван множеством этиологических факторов, среди которых наиболее часто встречаются:
отсутствие смысла в жизни и невозможность его определить;
обесценивание либо кардинальная переоценка смысла, ранее освещавшего и направлявшего жизненный путь;
утрата смысла жизни в критической жизненной ситуации;
исчерпание смысла жизни в процессе реализации;
дисгармоничность смысла жизни по содержательным, структурным, функциональным и динамическим параметрам;
неоптимальность стратегии практической реализации смысла жизни.
Кризис смысла жизни принадлежит к проблемному полю ряда отраслей психологии, делающих своим предметом психические механизмы и закономерности формирования и функционирования личности как субъекта жизни, в том числе психологии жизненного пути личности и психологии человеческого бытия.
Неотъемлемым условием развития личности в качестве субъекта жизни является возникновение и преодоление особых психологических противоречий между потребностью, возможностью и необходимостью найти и реализовать смысл в жизни. Эти смысложизненные противоречия выступают движущими силами субъектогенеза, определяющими его динамику, направленность, продуктивность, устойчивость и прочие качественные и количественные параметры. В процессе и результате их разрешения складываются особые психобиографические новообразования и жизненные способности, которые конституируют и отличают личность именно как субъекта целостной жизнедеятельности, а не какой-то частной, парциальной деятельности.
Основными психологическими индикаторами прогрессивного развития и стабильного функционирования личности в качестве субъекта жизни являются субъективные переживания осмысленности и удовлетворенности жизнью. Они сигнализируют о том, что личность обрела смысл и продуктивно реализует его в повседневной жизни, то есть эффективно разрешает встречающиеся на ее пути смысложизненные противоречия. Однако не все противоречия оказываются посильными для личности и далеко не всегда своевременно и конструктивно преодолеваются ею. Стойкое снижение осмысленности и удовлетворенности жизнью извещает, как правило, о том, что в развитии личности назрели смысложизненные противоречия, которые его существенно осложняют и отягощают. Особо затруднительные, застарелые, до конца непреодоленные противоречия из «двигателей» восходящего развития имеют тенденцию превращаться в «тормоз» субъектогенеза, источник деформаций и дисфункций личности как субъекта жизни. Переход смысложизненных противоречий из развивающей в деформирующую, из прогрессивной в регрессивную, из конструктивной в деструктивную фазу своего существования манифестируется особым психическим состоянием - смысложизненным кризисом.
Особый теоретический и практический интерес к данной проблеме связан с тем, что смысложизненный кризис деформирует именно высшие уровни личностной организации и активности, обозначаемые понятием «субъект жизни». Эти уровни конституируются особыми психическими процессами, структурами и механизмами, которые вырабатываются по ходу познания и преобразования человеком собственной жизни и предназначаются для регуляции особой формы произвольной активности личности - жизнедеятельности.
В этой связи встает задача исследования конструктивных (формирующих) и деструктивных (деформирующих) эффектов, которые производятся кризисом на психические структуры и механизмы, выступающие «субстратом» субъектности в жизни. К числу таких «субъектообразующих» структур относится жизненная перспектива, которая включена в качестве структурно-функционального «звена» в систему осознанной саморегуляции жизненного пути личности. Под жизненной перспективой, как правило, понимается субъективный образ будущего жизненного пути в единстве когнитивного, аффективного и мотивационно-смыслового компонентов.
К.В. Карпинским проводится цикл теоретико-эмпирических исследований, направленных на раскрытие закономерностей протекания личностных кризисов, спровоцированных принятием и попытками осуществления смысла жизни с...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Рефлексия и становление Я-образа в юношеском возрасте

Реферат: Взаимосвязь эмоционального интеллекта и индивидуальных проявлений самоактуализации личности у студентов ВУЗа

Курсовая работа: Особенности механизмов психологической защиты в юношеском возрасте

Курсовая работа: Развитие личности в младшем школьном возрасте

Курсовая работа: ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ И ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ (ПО Р. КЭТТЕЛЛУ) У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА