Реферат: Взаимосвязь социального конструктивизма и консультирования

Содержание

Введение
1. Общие представления о социальном конструктивизме
2. Философские позиции конструктивизма
. Взаимосвязь конструктивизма и консультирования
. Исследование механизмов образования конструктов
. Понимание конструктов клиента в процессе консультирования
Заключение
Словарь использованных терминов
Список использованной литературы

Дата добавления на сайт: 04 августа 2024


Скачать работу 'Взаимосвязь социального конструктивизма и консультирования':


Содержание
Введение
1.Общие представления о социальном конструктивизме
2.Философские позиции конструктивизма
.Взаимосвязь конструктивизма и консультирования
.Исследование механизмов образования конструктов
.Понимание конструктов клиента в процессе консультирования
Заключение
Словарь использованных терминов
Список использованной литературы
Введение
В современной практике консультирования накопилось огромное количество техник и методик, направленных на максимально эффективную помощь клиентам, перешагнувших порог кабинета консультанта. Все эти приёмы при грамотном использовании приносят пользу для клиента, но какие бы методики не применялись, их эффективность равняется нулю, если консультант выдвинул не правильную гипотезу о природе проблемы клиента. При этом совершенно очевидно, что в процессе консультирования клиент далеко не всегда может точно высказать свои затруднения, а консультант не всегда способен правильно интерпретировать сказанное клиентом и выявить недоговорённое им.
Особенно усложняет данную ситуацию тот факт, что чтобы ни говорил клиент, консультант интерпретирует все сказанное в том контексте, который заложен его культурными рамками, воспитанием, личным опытом и переживаниями, другими словами, строго субъективно.
Одним из первых направлений, обративших своё внимание на данный факт, является конструктивизм.
Пока не касаясь сущности социального конструктивизма, отметим, что многие современные учёные отмечают перспективность дальнейшего развития данного направления, при этом указывая на связь и влияние конструктивизма на консультативную психологию.
На основании всего вышесказанного, мы хотим рассмотреть взаимосвязь социального конструктивизма и консультирования и выделить возможные пути применения рассматриваемого направления.
1. Общие представления о социальном конструктивизме
социальный конструктивизм консультирование
Социальный конструктивизм является подходом к изучению социально-психологических проблем с философских позиций, согласно которым, личностный опыт рассматривается как сложная «конструкция», базирующаяся на гипотетических когнитивных и эмоциональных операциях. Социальные конструктивисты отстаивают, в частности, позицию о том, что не существует такой вещи, как познавательная объективная действительность. Также они утверждают, что все знания получены из мысленных конструкций членов социальной системы. То есть люди «конструируют» для себя новые знания в процессе взаимодействия с окружающим миром.
Всё, что человек читает, видит, слышит или ощущает, это сравнивается с ранее полученным знанием. Если это как-то с его знанием соотносится, могут быть достроены новые фрагменты знания, которые останутся в общем опыте. Знание укрепляется, если его удаётся успешно применять и в других ситуациях. Человек в данном направлении представляется не просто хранилищем памяти, пассивно впитывающее информацию. Конструктивизм утверждает, что, допустим, обучение особенно эффективно, когда учащийся в процессе обучения формирует что-то для других. Это может быть что угодно, от высказывания утверждения или написания сообщения в Интернет до более комплексных произведений, таких как картина или пакет программ. Это понятие расширяет вышепредставленные идеи до группы, члены которой формируют что-то для других, работая совместно, и создавая тем самым «малую культуру» разделяемых участниками группы предметов и смыслов. Когда кто-то погружается в подобную культуру, он попадает в непрерывный и многоплановый процесс обучения тому, как существовать в этой культуре.
Применительно к психологической науке влияние теоретических конструктов, построенных учеными, на жизнь, на социальное бытие общества проявляется не менее отчетливо. К примеру, ХХ век, его культура, ментальность, искусство и даже политика, оказался густо насыщен идеями психоанализа Фрейда, которые по своей сути являются психотерапевтическими мифами. Говоря о психоанализе как о терапевтическом мифе, мы вовсе не отрицаем его огромную терапевтическую ценность или значимость открытого им мира бессознательного, защитных механизмов личности, феноменов трансфера и т.д.
Психоанализ дает пациенту некий язык, набор понятий и образов, позволяющих выразить неосознанные травмирующие переживания пациента, сидящие, как заноза, в бессознательном, и сделать их доступными сознанию, а осмыслив, изжить. Говоря о психотерапевтическом мифе, мы подчеркиваем, с одной, стороны, своеобразную поэтику текстов З. Фрейда, подобную мифологической, что неоднократно отмечалось, в частности, российскими и французскими структуралистами; а с другой - то, что психоанализ изложен в форме конкретных примеров и притч. В отличие от естественнонаучного языка парадигмальных наук, оперирующих идеальными моделями и реализующих объяснения от неких обобщенных законов к частному случаю, который описывается тоже в некой обобщенной, идеализированной форме, психоанализ оперирует системой прецедентов. Осознание единичного не через понятие, категорию, а через символ, в нашем случае - через выбранный Фрейдом пример подспудно из личного опыта ведет к тому, что, осознавая свои проблемы в рамках психоанализа, пациент, клиент, просто обычный человек, знакомый с психоанализом, во многом видит собственные проблемы через призму личностного опыта Фрейда, личности Фрейда. Любая конструктивистская идея возникает в сознании погруженного в культуру субъекта и существует как текст в тексте, базируясь на множестве культурных миров, в которые погружен субъект, включая его неповторимый индивидуальный опыт. Отсюда уникальность и бытия каждого субъекта и его личностного знания. Необходимо понимать, что, воспринимая тот или иной феномен, событие или поступок, мы неизбежно вносим в процесс его осознания те знания (научные понятия, существующие как текст в тексте), которые привнесены самой историей становления этого знания. Идея проекции культуры на объект познания имеет множество следствий. Так, применительно, например, к теории индивидуальности важно развести саму онтологию, которую описывает та или иная теория, и конструктивную модель, которая для нерефлексирующего сознания выступает эквивалентом этой онтологии.
. Философские позиции конструктивизма
Рассматривая истоки возникновения направления «социальный конструктивизм», можно найти мнения авторов, утверждающих, что конструктивизм вообще - основа основ европейского миропонимания Нового и Новейшего времени. Приоритет в ее открытии принадлежит Спинозе. Известна его формула: хотите познать вещь - сделайте ее. Кантовский «коперниканский переворот» в гносеологии - результат развития именно этой линии. Отказ от метафизики в духе Канта - это отказ от натурфилософского способа мышления. Последний полагает мир вещей безотносительно к формообразующей силе человеческого действия и сознания.. В новой традиции творящая субстанция и сотворенное бытие предстают в этой как развивающееся самодетерминированное целое. Так было и у Канта. Так было и до Канта - у Спинозы, а после Канта - у Фихте, Шеллинга, Гегеля и Маркса. Эта линия получила свое продолжение в опытах философской и гуманитарной мысли прошлого столетия. По-своему она представлена в концепции познания как конструирования Дж.Дьюи, в теориях действия М.Вебера и Ж.Пиаже, в различных версиях деятельностного подхода в отечественной и зарубежной психологии, в последние десятилетия - в «социологии действия» Алена Турена и др. При ближайшем рассмотрении ее ветвления мы найдем не только в «антиметафизических» доктринах М.Хайдеггера и Х. Гаддамера, но даже у русских мыслителей - Н.Федорова, И.Ильина, И.Лапшина и др. Более того - у Мишеля Фуко, числящегося в родоначальниках пресловутого постмодернизма, который даже человеческое тело рассматривал как пребывающий в режиме исторической сборки артефакт. Что касается непосредственно социального конструктивизма, то он выступил как оппозиция «социальной метафизике» в духе Г.Спенсера или даже «социальной физики» О. Конта. На этом фундаменте потом взросло многое, включая почти «современную» социобиологию Э.Уилсона и политическую антропологию Л.Вольцмана и т.д. Тем не менее, общим для них стало сведение Мира Человека к незыблемому социальному миропорядку, а культуры - к набору безличных схематизмов жизнедеятельности унифицированных индивидов. Эта тенденция присуща многим направлениям европейско-американской школы гуманитарных наук XIX - XX вв., которые притязали на слом спенсеровско-контовской доктрины - от французской социологической школы во главе с Э.Дюркгеймом до символического интеракционизма, социального бихевиоризма и ранних форм структурализма.
Единственная оппозиция этому - «социальный конструктивизм», если понимать как отрицание «социальной метафизики». Тогда в его основе окажется идея авторства живого человеческого субъекта - и общности, и индивида - в порождении социальных структур. Того самого авторства, о котором в разные времена по-разному писали такие философы, социологи и историки, как К.Маркс, М.Блок, М.Вебер, Т.Парсонс, А.Турен, П.Бергер и Т.Лукман и др. Все они подчёркивали, что в социуме как «авторском произведении» картина мира вовсе не искажается, не затуманивается конвенциональными условностями, а задается в своей всеобщей форме. Теория личностных конструктов Дж. Келли на Западе часто именуется собственно конструктивистской психологией, согласно которой познающий субъект, подобно ученому, выдвигает и проверяет альтернативные гипотезы о мире, и поведение субъекта рассматривается не как реакция на внешние стимулы, а, скорее, как вопрос, поставленный миру.
. Взаимосвязь конструктивизма и консультирования
В литературе выделены основные черты конструктивизма применительно к консультированию (R. Vance Peavy, 1993). Прежде всего, подчеркивается актуальный опыт личностей и его значения для каждого человека. То есть, наблюдения, основанные на опыте или конструкции клиента, управляют его деятельностью, ценности личности и их интерпретации оказывают существенное влияние на принятие решений и конкретные действия клиента и, следовательно, именно на анализе целей и ценностей клиента может строиться стратегия консультирования. Успех в жизни и профессиональной деятельности зависит от реакции человека на неожиданные события и перемены и умения извлекать из них пользу. Жизнь человека и его профессиональная карьера в этой связи рассматриваются как возможности, альтернативные начала и решения. Собственное «Я» человека не является неизменной совокупностью черт и способностей. При консультировании важно рассматривать «образ Я» человека как гибкое и динамичное понятие, исследовать жизненные истории, личные проекты и виды деятельности человека. Именно в деятельности рождается личность, но и конкретная профессиональная деятельность человека может быть рассмотрена как личный проект, реализация индивидуального стиля.
Перечисленные выше черты и принципы конструктивистского подхода могут быть успешно реализованы в процессе проведения мер, направленных на становление клиента как самодостаточной и гармонично развитой личности.
4. Исследование механизмов образования конструктов
Одним из направлений, занимающихся реконструкцией картины мира субъекта в различных его локусах, будь то этническое сознание, политический менталитет или эстетические предпочтения, является экспериментальная психосемантика. Несмотря на пугающий многих психологов аппарат формализации, включающий многомерную статистику, факторный и детерминационный анализ, построение субъективных семантических пространств, выступающих операциональной моделью сознания, психосемантика во многом является вариантом проективных методик. Геометрические модели семантических пространств дают компактную, высокоструктурированную, визуализированную форму репрезентации «имплицитных моделей личности» в терминах Дж. Брунера, П. Тагиури или «социальных репрезентаций» в терминах С. Московичи. Формализация позволяет: обобщить исходный язык описания, сгруппировав исходные признаки-дескрипторы в более емкие категории-факторы, отражающие базовые формы категоризации; выявить число категорий-факторов, т.е. когнитивную сложность сознания в той или иной содержательной области; определить «перцептуальную силу признака» субъективную значимость того или иного основания категоризации по выражаемому им вкладу в общую дисперсию; найти координаты коннотативных значений в рамках семантического пространства, фиксирующие смыслы субъекта по отношению к анализируемым объектам. Однако интерпретация выделенных структур требует наличия другого, чувствующего, страдающего, включенного в человеческую культуру субъекта, который средствами своей психики, своей субъектности моделирует психику, личность другого. Координаты коннотативных значений в семантическом пространстве выполняют, по сути, роль ориентировочной основы для деятельности по эмпатии, сопереживания, встраивания в картину мира, сознания другого человека. Классическая психометрика (к примеру, тест Кеттела или ММPI) рассматривает субъекта как точку в пространстве диагностических показателей. Психосемантические же методы позволяют представить субъекта как носителя системы смыслов, что на операциональном языке соответствует не координатной точке, а целому облаку реперных позиций, и субъект выступает неким смысловым микрокосмом, иидивидуальной системой мировосприятия и уникальной системой отсчета. Наряду с лингвистической теорией относительности Сепира-Уорфа нам представляется возможным говорить о психологической теории относительности категоризации и мировосприятия. Гуманитарные науки, изучая мир человека, социальной группы, этнической общности, политического сообщества в их синхроническом или диахроническом аспекте, имеют дело с субъект-субъектной парадигмой, где взаимодействие исследователя с познаваемым неизбежно изменяет как познаваемое, так и самого познающего. На уровне психологии личности нам не известно ни одного закона, в лучшем случае можно говорить о закономерностях в поведении. Человек обладает возможностью как выбора, так и открытия новых творческих форм сознания и бытия, которые заведомо не могли быть известны исследователю. Дж. Келли ввел понятие «зона приложимости конструкта». Ее суть заключается в том, что конструкт, созданный для описания одной содержательной области, некорректно (в прямой, а не метафорической форме) переносить для описания другой. Например, оценка веса неприложима для описания запаха, а вопрос о локализации некорректен для мысли. Проявления конструктов на глубинных уровнях категоризации иные, чем на понятийном уровне, и подчиняются, скорее, «логике транса» или поэтического мышления. Так, метафорические соответствия на глубинном коннотативном уровне не позволяют выносить суждения по законам логики, построенной для понятийных уровней категоризации.
Общий вопрос социального познания - как соотносятся между собой реальный мир и мир, построенный (сконструированный) человеком - становится здесь во главу угла. Категоризация выступает как инструмент, посредством которого человек систематизирует свое окружение, постигает его смысл; она возможна постольку, поскольку люди живут в относительно стабильном мире, где предметы обладают более или менее инвариантными характеристиками, Т.е. значениями, благодаря чему человек и может идентифицировать их. Операция со стабильными категориями - проработанная психологией особенность человеческого мышления. Современное постнеклассическое понимание человеческого бытия характеризуется ростом рефлексии ценностных и смысловых аспектов мира человека. Познающий субъект не дистанцирован от изучаемого мира, а находится внутри него, погружен в природную и социальную действительность. Мир оказывается таким, каким его видит субъект, какие методы познания он применяет, какие вопросы ставит. С этой точки зрения объективно истинные описания и объяснения обязательно включают в себя аксиологические факторы: соотнесенность получаемых знаний не только со средствами познавательной деятельности, но с ценностно-целевыми структурами
считаем, что для психолога-консультанта, взращенного в субъект-субъектной образовательной парадигме, любой человек, пришедший за помощью, и есть этот самый мир, своеобразный и уникальный микрокосм, понять который можно, исходя из личного и профессионального опыта, индивидуальных переживаний, профессиональной ментальности, обобщенных научных положений своей профессии, специально сформированных профессиональных поведенческих навыков и т.д.
. Понимание конструктов клиента в процессе консультирования
Проблема состоит в том, в какой мере должен быть осведомлен консультант о специфике того образа социального мира, который построен клиентом, и в какой мере эта специфика должна быть учтена при терапевтическом воздействии и главное - в какой мере клиент готов занять «субъектную» позицию относительно новой реальности, которая неизбежно должна образоваться в результате успешного осуществления процесса консультирования. вот «поле», на котором проявляется взаимодействие фундаментальных знаний и практических рекомендаций.
Одним из направлений, учитывающих субъективный мир клиента является нарративная теория, включающая постмодернизм, социальный конструктивизм и нон-структурализм в психотерапии. Допущения, лежащие в основе нарративного подхода: люди как истории, реальность как конструкт, истина как недоказуемое и неопровержимое, социальный контекст - неотъемлемая часть существования историй, активная позиция человека по отношению к своей жизни. Нарртивная этика: сотрудничающая позиция нарратвиного консультанта. Установки нарративного консультанта: оптимизм, уважение, неэкспертность, прозрачность, любопытство, настойчивость, соавторство. Эффективное нарративное консультирование предполагает, что консультант верит, что человек обладает необходимыми знаниями, но не обладает условиями для доступа к этим знаниям, и не видит в себе того, кто может осмыслить проблему и изменить с ней отношения - консультант создает эти условия.
Так как целью нашей работы не является подробное рассмотрение нарративнай практика, мы остановимся на кратком изложении основных техник:
• Экстернализация - отделение проблемы от человека \ семьи. В этом подходе проблемы рассматриваются как отделенные от людей, и предполагается, что люди достаточно компетентны и дееспособны и обладают большим количеством способностей, умений и знаний, которые могут помочь им изменить неудовлетворительные отношения с проблемой, взяв при этом на себя ответственность за эти отношения.
• Деконструкция - процесс «распаковывания», делания видимыми «само собой разумеющихся» допущений и идей, лежащих в основе определенных социальных практик, маскирующихся под истину или реальность. В результате люди становятся способны «разглядеть» влияющие на них идеи и, сформировав к ним свое собственное ответственное отношение, сделать сознательный выбор.
• Поиск уникальных эпизодов - аспектов опыта человека, которые лежат за пределами или противоречит...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Взаимосвязь характера и темперамента в структуре личности

Реферат: Взаимосвязь стиля в одежде с социально-психологическими личностями

Курсовая работа: Взаимосвязь особенностей самооценки и уровня конформности в группе младших подростков

Курсовая работа: Взаимосвязь типов учебно-познавательной мотивации и тревожности старшеклассников

Реферат: Исследование взаимосвязи социального интеллекта и успеваемости у учениц Женской гуманитарной гимназии