Курсовая работа: Взаимосвязь стрессоустойчивости и творческого мышления студентов-психологов

Студенты, обучающиеся на факультете психологии, ровно так же, как и любые другие, повсеместно встречаются с различными жизненными ситуациями, которые могут вызвать стресс. Заметим, их будущая профессия обязывает помогать людям. Наверняка, это сложно будет сделать, если студенты сами не научаться справляться со стрессорами, поэтому будущим психологам очень важно обладать высокой стрессоустойчивостью.

Дата добавления на сайт: 04 августа 2024


Скачать работу 'Взаимосвязь стрессоустойчивости и творческого мышления студентов-психологов':


Курсовая работа
Взаимосвязь стрессоустойчивости и творческого мышления студентов-психологов

Введение
творческий мышление стрессоустойчивость характер
Студенты, обучающиеся на факультете психологии, ровно так же, как и любые другие, повсеместно встречаются с различными жизненными ситуациями, которые могут вызвать стресс. Заметим, их будущая профессия обязывает помогать людям. Наверняка, это сложно будет сделать, если студенты сами не научаться справляться со стрессорами, поэтому будущим психологам очень важно обладать высокой стрессоустойчивостью. Такое положение вещей, заставляет нас искать то, каким образом можно повысить устойчивость к стрессу.
Мы задумались, размышляя о самом стрессе, почему многие писатели, поэты, люди с, безусловно, творческим мышлением, утверждают, что вдохновение приходит именно в стрессовом состоянии?
А может быть, выплеск стресса в творчество и является некой защитой, которая позволяет не разрушить себя? И, если это так, значит, можно повлиять на стрессоустойчивость путем творчества.
Но прежде стоит выяснить какая связь лежит между творческим мышлением и стрессоустойчивостью, и есть ли она вообще, именно это и является целью нашей курсовой работы.
В психологии данная взаимосвязь не была еще изучена, поэтому наше исследование является актуальным для науки.
Цель работы: Выявить взаимосвязь стрессоустойчивости с творческим мышлением
Гипотеза исследования: Между стрессоустойчивостью и творческим мышление есть прямая взаимосвязь
Объект исследования: Стрессоустойчивость.
Предмет исследования: Связь стрессоустойчивости с творческим мышлением.
Задачи исследования:
. Изучить проблемы стрессоустойчивости и творческого мышления в психологической литературе;
. Экспериментально изучить уровень стрессоустойчивости студентов-психологов
. Экспериментально изучить творческое мышление студентов-психологов;
. Провести корреляционный анализ и интерпретировать полученные результаты;
5. Сделать выводы.
Исходя из сформулированной темы, поставленной цели и задач, мы определили структуру нашей работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; эмпирические методы исследования: методика «Опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов»» Н. Водопьяновой и М. Штейн, тест «Завершения картинок» (методика Е. Торренса, адаптирована А.Н. Ворониным); Тест Отдаленных Ассоциаций (методика С. Медника, адаптирована А.Н. Ворониным,); корреляционный анализ с помощью коэффициента корреляции Пирсона; интерпретационные методы.

1. Изучение понятий «стрессоустойчивость» и «творческое мышление»
1.1 Понятие стрессоустойчивости
Стресс - это не то, что с вами случилось,а то, как вы это воспринимаете.
Ганс Селье
Прежде, чем говорить о стрессоустойчивости, нужно разобраться в том, что же заключается в самом понятии «стресс».
С этим понятием связывают, прежде всего, имя канадского физиолога Ганса Селье, который первый предложил теорию стресса. Под названием «общий адаптационный синдром» канадский ученый описывает физиологический стресс, длительное время избегая употребления самого термина, и только в 1946 году начинает систематически использовать его.
Согласно теории Ганса Селье, все биологические организмы имеют врожденные механизмы поддержания состояния внутреннего баланса функционирования своих систем, который сохраняется благодаря процессам гомеостазиса. Сильные внешние раздражители (стрессоры) нарушают внутреннее равновесие, и организм реагирует на них неспецифическим физиологическим возбуждением. «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования […] Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, - это и есть сущность стресса» [14].
Развитие стресса и приспособление к нему проходит несколько стадий. Время течения и перехода на каждую стадию зависит от уровня резистентности организма, интенсивности и длительности воздействия стрессора. Г. Селье отмечает, что организм имеет ограниченные резервы адаптационных возможностей по предупреждению и купированию стресса - их истощение может привести к заболеванию и смерти.
Селье выделил три стадии стресса. Первая - реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма. За ней наступает стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справится с внешними воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость. Если же действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает третья стадия - истощение. Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хуже сопротивляется новым «вредностям», увеличивается опасность заболевания.
Изначально Г. Селье рассматривал стресс исключительно как разрушительное, негативное явление, но позже он пишет «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. […] С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.» [14] Это заставляет Ганса Селье ввести дополнительные понятия. Так «положительный стресс» он обозначает как эустресс, а «отрицательный стресс» - как дистресс.
Ганс Селье обращает внимание на то, что «стресс - это не просто нервное напряжение… а также «стресс не всегда результат повреждения. Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Дистресс всегда неприятен» [14]. Следует подчеркнуть, что Ганс Селье рассматривал стресс с позиции физиологической реакции на физические, химические и органические факторы.
Стоит отметить, что Г. Селье, изучая физиологический стресс, указывает на то, что слово «стресс», так же как «успех», «неудача» и «счастье», имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать его определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь… [14]
Те не менее, он определят стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям.
Продолжая изучение стресса, Р. Лазарус выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс и психический (эмоциональный) стресс.
Р. Лазарус разрабатывает когнитивную теорию психологического стресса. В ее основе лежат положения о роли субъективной познавательной оценки угрозы неблагоприятного воздействия и своей возможности преодоления стресса [17]. Согласно Р. Лазарусу, адаптация к среде определяется эмоциями, качество и интенсивность которых обуславливаются познавательными процессами и зависят в первую очередь от когнитивной оценки значимости реального и антиципирующего взаимодействия средой, определяемой из благополучия личности.
Автор обусловливал стресс двумя личностными особенностями:
) представлениями о мире и себе и способностью брать на себя обязательства;
) представлением о своих способностях влиять на последствия [17].
Согласно Р. Лазарусу, стресс - это дискомфорт, испытываемый, когда отсутствует равновесие между индивидуальным восприятием запросов среды и ресурсов, доступных для взаимодействия с этими запросами.
Основная индивидная характеристика содержания стресса - адаптация (стрессоустойчивость). По мнению Ю.А. Александровского, А.Д. Адо, В.И. Лебедева - это барьер психической адаптации. Л.Г. Дикая, О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, Р.Р. Сагиев основой стрессоустойчивости считают саморегуляцию человека, которая состоит из определенных звеньев и стилистически разнообразна. Такие авторы, как Л. Мерфи, вышеупомянутый Р. Лазарус, С. Фолкман, Д. Амирхан, Н. Сирота относят к данной характеристике различные когнитивно обусловленные механизмы совладания со стрессом или копинг-механизмы и механизмы психологической защиты. Копинг-механизмы проявляются в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфере человека в виде разнообразных копинг-стратегий: противостоящего совладания, дистанцирования, самоконтроля, поиска социальной поддержки, принятия ответственности, избегания, планового решения проблемы, позитивной переоценки. Также это копинг-стратегии решения проблемы, поиска социальной поддержки, избегания проблемы. Молодые люди и мужчины выбирают активные копинг-стратегии, а пожилые люди и женщины - пассивные. На копинг-стратегии влияет локус-контроль (Д. Роттер), этнический фактор (Л. Таукенова), тип ВНД (Л. Собчик), психические и соматические заболевания (Е. Чехлатый, Н. Сирота, В. Ялтонский).
Ресурсные концепции психологического стресса связывают адаптационные возможности человека и устойчивость к стрессогенным жизненным обстоятельствам с наличием личностных (социально-психологичсеских) ресурсов. Хобфолл называет ресурсами то, что является ценным для человека и помогает адаптироваться к стрессовым ситуациям или преодолевать стрессы жизни.
Согласно ресурсной концепции Хобфолла, психологический стресс и риск болезней адаптации возникает при нарушении баланса между потерей и приобретением персональных ресурсов. Психологический стресс развивается в ситуациях трех типов:
• ситуации, представляющие угрозу потери ресурсов;
• ситуации фактической потери ресурсов;
• ситуации отсутствия адекватного возмещения истраченных ресурсов, когда вложение личных усилий либо невозможно для достижения желаемого результата, либо значительно превышает получаемый результат.
Опираясь на эту концепцию, Н. Водопьянова, М. Штейн разработали методику «ОППР», в контексте которой ресурсы понимаются как значимые характеристики, которые необходимы (прямо или косвенно) для преодоления реальных или предполагаемых стрессов жизни. [6]
Б.Х. Варданян определяет стрессоустойчивость как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных. Он пишет, что стрессоустойчивость «…можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности» [3]
На одну из существенных сторон стрессоустойчивости обращает свое внимание П.Б. Зильберман, говоря о том, что устойчивость может быть нецелесообразным явлением, характеризующим отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости, приспособляемости. Он же предлагает свою и, на наш взгляд, одну из самых удачных трактовок стрессоустойчивости, понимая под ней «..интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке». [Цит. по 10, с. 20]
Н.И. Бережная рассматривает стрессоустойчивость как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов:
а) психофизиологического (тип, свойства нервной системы);
б) мотивационного. Сила мотивов определяет в значительной мере эмоциональную устойчивость. Один и тот же человек может обнаружить разную степень ее в зависимости от того, какие мотивы побуждают его проявлять активность. Изменяя мотивацию можно увеличить (или уменьшить) эмоциональную устойчивость;
в) эмоционального опыта личности, накопленного в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций;
г) волевого, который выражается в сознательной саморегуляции действий, приведении их в соответствие с требованиями ситуации;
д) профессиональной подготовленности, информированности и готовности личности к выполнению тех или иных задач;
е) интеллектуального - оценка требований ситуации, прогноз ее возможного изменения, принятие решений о способах действий.
Некоторые авторы рассматривают стрессоустойчивость как одну из подструктур готовности человека к деятельности в напряженных ситуациях. Так, Дьяченко М.И. полагает, что среди факторов, от которых зависит уровень и успех деятельности специалистов в напряженных ситуациях, особое значение имеет готовность к ним. Она способствует быстрому и правильному использованию знаний, опыта, личных качеств, сохранению самоконтроля и перестройке деятельности при появлении непредвиденных препятствий. К числу внешних и внутренних условий, обусловливающих готовность, данные исследователи относят: содержание поставленных задач, их трудность, новизну; обстановку деятельности, мотивацию, оценку вероятности достижения цели, самооценку, нервно-психическое состояние и кроме того, эмоциональную устойчивость к стрессовой ситуации.
Таким образом, рассмотрев научные взгляды разных авторов, мы можем сказать, что стрессоустойчивость - это самооценка способности и возможности преодоления экстремальной ситуации связана с ресурсом личности или запасом, потенциалом различных структурно-функциональных характеристик, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования, адаптации и т.д.
А сам стресс - это психофизиологическая реакция, которая является неотъемлемой частью нашей жизни. Избежать его в условиях нашего существования невозможно, да это не всегда и надо, т.к. стресс имеет способность закалять психику человека и подготавливать его к более сложным ситуациям в будущем.
1.2 Изучение творческого мышления в психологии
Если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы можем погибнуть, и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие творческости.
Карл Роджерс
Проблема творческого мышления занимала умы философов еще во времена античности. В наше время интересна, например, идея Платона, в чем-то предвосхитившая идею З. Фрейда, изложенная в учении об эросе. Платон представляет, что божественное творчество, плодом которого является мироздание, есть момент божественного созерцания.Аналогично этому и человеческое творчество есть только момент в достижении высшего, доступного человеку «умного» созерцания. Стремление к этому высшему состоянию, род одержимости и есть «Эрос», который предстает и как эротическая одержимость тела, стремление к рождению, и как эротическая одержимость души стремление к художественному творчеству, и, наконец, как одержимость духа - страстная тяга к чистому созерцанию прекрасного. [18]
В психологической науке раздел «психология мышления» впервые выделяется психологами, относящимися к Вюрцбургской школе, представителями которой являются О. Кюльпе, К. Марбе, Н. Ах. Они рассматривали мышление как внутреннюю деятельность по решению задач. [15]
Выделив мышление в самостоятельную деятельность, Вюрцбургская школа фактически противопоставила и оторвала ее от практической деятельности, мышления, языка и чувственных образов. Вместе с тем был в значительной мере предопределен круг вопросов, которые впоследствии стали основными в рамках психологии мышления: соотношение внешней и внутренней деятельности, мышления и языка, мышления и чувственных образов, детерминация мышления и его избирательность, задача и средства ее решения [15]. Вюрцбургская школа определяет мышление как процесс решения проблем.
В психоаналитическом подходе был сформирован свой взгляд на исследование творческого мышления. В рамках этого подхода впервые была предпринята попытка выделения фактора, лежащего в основе мыслительной активности.
Основатель психоанализа и приверженец энергетической теории человека вышеупомянутый нами З. Фрейд считал, что творческий продукт является результатом косвенного выражения сексуальной и агрессивной энергии, которой не дали выразить себя более прямым путем [12].
А. Адлер смещает акценты с сексуальной сферы на социальную, а творчество трактовал как специфический способ компенсации комплекса неполноценности [12].
К. Юнг рассматривал стремление к творчеству как часть базовой энергии либидо. В самом же феномене творчества он видел проявление архетипов коллективного бессознательного, пропущенных сквозь призму индивидуального опыта и восприятия творца.
Психоанализ впервые акцентировал важность проблемы мотивов и значимость бессознательного в мышлении [15].
Стоит заметить, что новый аспект мышления был выделен в трудах представителей гештальт-психологии - М. Вертхаймера, К. Дункера, В. Келера и других. В рамках данной школы, в основном, проводились экспериментальные исследования восприятия, затем некоторые выводы были перенесены на изучение мышления. Основным положением данной школы являлось утверждение, что целостный образ - гештальт - возникает не путем синтеза, а сразу как целостный. Сам гештальт истолковывался как функциональный, т.е. как некоторая структура, характеризуемая через функцию, а мышление - как деятельность последовательного переструктурирования, продолжающегося вплоть до нахождения необходимого по ситуации гештальта (структуры), что и было названо «инсайтом», или «озарением» [15].
В гештальт-психологии считались обязательными следующие требования к умственному складу творческой личности:
не быть ограниченным, ослепленным привычками;
не повторять просто и раболепно то, чему вас учили;
не действовать механически;
не занимать частичную позицию;
не действовать со вниманием, сосредоточенным на ограниченную часть проблемной структуры;
не действовать частичными операциями, но свободно, с открытым для новых идей умом оперировать с ситуацией, стараясь найти ее внутренние соотношения
Психологи-гуманисты (Г. Олпорт, А. Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества - мотив личностного роста. По Маслоу - это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей [8].
Творческое мышление изучалось также в рамках психометрического подхода. Здесь можно выделить концепцию креативности Дж. Гилфорда и Э.П. Торренса, представляющую креативность как универсальную познавательную творческую способность.
Гилфорд выделил два типа мышления: конвергентное и дивергентное.
В рамках своей концепции Гилфорд считал операцию дивергенции наряду с операциями преобразования и импликации, основой креативности как общей творческой способности [8].
Он считал что «творческость» мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей:
. оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти везде и всегда старается найти свое собственное, отличное от других решение.
. Семантическая...

Похожие материалы:

Реферат: Взаимосвязь смысложизненных ориентаций и мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов

Реферат: Взаимосвязь карьерных ориентаций и личностных особенностей у школьников и студентов

Курсовая работа: Взаимосвязь ценностных ориентаций и способов поведения в конфликтной ситуации у студентов

Курсовая работа: Ценностная направленность студентов-психологов

Курсовая работа: Изучение понятия и особенностей психологии творческого мышления