Курсовая работа: Взаимосвязь тревожности и самооценки у детей дошкольного возраста

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический обзор по проблеме самооценки и тревожности у детей дошкольного возраста
.1 Психологические особенности дошкольного детства
.2 Развитие самооценки дошкольников
.3 Причины и особенности детской тревожности
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности и самооценки у детей дошкольного возраста
.1 Методика и организация исследования
.2 Результаты исследования
.3 Выводы
Заключение
Список литературы

Дата добавления на сайт: 04 августа 2024


Скачать работу 'Взаимосвязь тревожности и самооценки у детей дошкольного возраста':


Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический обзор по проблеме самооценки и тревожности у детей дошкольного возраста
.1 Психологические особенности дошкольного детства
.2 Развитие самооценки дошкольников
.3 Причины и особенности детской тревожности
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности и самооценки у детей дошкольного возраста
.1 Методика и организация исследования
.2 Результаты исследования
.3 Выводы
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность. Высокая тревожность может служить основой появления трудностей в обучении и во взаимоотношениях с окружающими, поскольку тревожность создаёт эмоциональный дискомфорт в общении и препятствует установлению и поддержанию контакта, снижает продуктивность познавательной деятельности.
Появление устойчивой тревожности в детском возрасте - один из наиболее частых поводов обращения родителей к специалисту, при этом в последние годы количество таких обращений существенно возросло. К примеру, в 90-х годах, по сравнению с 80-ми, количество тревожных детей среди дошкольников увеличилось почти в 5 раз. Предпосылкой формирования тревожности как черты личности является накопление дошкольником «достаточного багажа» неудачных способов преодоления состояния тревоги. Поэтому, для профилактики невротически-тревожного типа развития личности, необходимо помогать детям находить адекватные способы, с помощью которых они могли бы совладать с волнением, неуверенностью, с другими проявлениями эмоциональной неустойчивости. В связи с этим задача оказания психолого-педагогической поддержки тревожному ребенку является актуальной и практически значимой.
Кроме того, тревожность ребенка связана с его самооценкой, которая является сложным многоаспектным явлением, она может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации.
Неустойчивость самооценки может резко повышать уровень тревожности, что в сою очередь препятствует различению важного и несущественного в образе «Я», и как следствие, затрудняет процесс личностного роста.
Цель: исследование взаимосвязи самооценки и тревожности у детей дошкольного возраста.
Предмет: взаимосвязь тревожности и самооценки.
Объект: дети дошкольного возраста.
Задачи:
.Описать психологические особенности дошкольного детства.
.Рассмотреть особенности развития самооценки дошкольников.
.Раскрыть причины и особенности детской тревожности.
.Подобрать методики и провести эмпирическое исследование.
.Обработать результаты и сформулировать выводы.
Гипотеза: существует взаимосвязь между уровнем тревожности и самооценки детей дошкольного возраста. Высокий уровень тревожности связан с низкой самооценкой.
Выборку исследования составили воспитанники детского сада, всего 16 человек (8 девочек и 8 мальчиков), средний возраст 5 лет.
Методики:
Методика диагностики самооценки «Лесенка» (С.Г.Якобсон, В.Г.Щур).
Методика «Выбери нужное лицо», направлена на изучение эмоционального отношения и тревожности в социальных ситуациях (Тэммл Р., Дорки М., Амен В., адаптация Немов Р.С.).
Практическая значимость: результаты данной работы могут найти применение в работе психологов и педагогов детских учреждений, а также при составлении психокоррекционных и развивающих программ и при консультировании родителей по вопросам воспитания и социального развития детей.
Глава 1. Теоретический обзор по проблеме самооценки и тревожности у детей дошкольного возраста
1.1 Психологические особенности дошкольного детства
Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребёнка. Условия жизни в это время сильно изменяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребёнок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Дошкольнику свойственно «испытывать сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что конечно, ему ещё недопустимо». В этом возрасте выражено стремление к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Ролевая игра является деятельностью, в которой дети примеряют на себя роли взрослых людей и в игре воспроизводят взрослую жизнь. На границе раннего и дошкольного детства впервые возникает игра с сюжетом, так называемая режиссёрская игра. Одновременно с ней или несколько позже возникает образно-ролевая игра. В этой игре ребёнок может себя представлять кем или чем-угодно и соответственно этим представлениям действовать. Условием развёртывания такой игры является яркое, интенсивное эмоциональное переживание. У Жана Пиаже можно видеть примеры образно ролевых игр. Например, однажды дочь Пиаже, уйдя на кухню, была потрясена видом ощипанной утки, оставленной на столе. Вечером девочку находят на диване. Она лежит, не двигается, не отвечает на вопросы, потом раздаётся её приглушённый голос: «Я - мёртвая утка».
Режиссёрская и образно-ролевая игры становятся источниками сюжетно-ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольного возраста. Позже из неё выделяются игры с правилами, при этом старые виды игр остаются и продолжают совершенствоваться.
Согласно Д.Б. Эльконину, в каждой игре есть свои игровые условия - участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки или предметы, есть свой сюжет - сфера действительности, которая отражается в игре. Старшие дошкольники способны играть в одно и тоже по нескольку часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней. Моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребёнком, составляют содержание игры. Сюжет и содержание игры воплощаются в роли. Развитие игровых действий, роли и правил игры происходит на протяжении дошкольного детства по следующим линиям: от игр с развёрнутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами - к играм со свёрнутой системой действий, с ясно выраженными ролями, но скрытыми правилами - и, наконец, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями. У старших дошкольников ролевая игра смыкается с играми по правилам.
Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, в игре дети учатся общению, игра способствует становлению произвольного поведения ребёнка. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребёнка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ним цели. Формирующаяся произвольность поведения облегчает переход от аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам-намерениям, стоящим на грани сознательности.
В дошкольном возрасте в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К семилетнему возрасту язык становится средством общения и мышления ребёнка, а также предметом сознательного его изучения. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития. Интенсивно растёт словарный запас речи, развивается грамматический строй речи, во многом благодаря этому в конце дошкольного возраста осуществляется переход к контекстной речи.
Использование новых форм речи (сообщения, диалогическая речь), переход к развернутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребёнком в этот возрастной период. Полноценное общение с другими детьми и взрослыми, в терминологии М.И. Лисиной - внеситуативно-познавательное, достигается именно в это время, оно становится важным фактором развития речи.
Дошкольный возраст является благоприятным для развития памяти. Как писал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. У младших дошкольников память непроизвольна, в среднем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольная память. Память включается в процесс формирования личности, третий и четвёртый годы жизни становятся годами первых детских воспоминаний.
Восприятие, благодаря появлению опоры на прошлый опыт становится многоплановым. Постепенно развивается апперцепция, по этой причине восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Эмоции ребёнка становятся связанными главным образом с его представлениями, вследствие чего восприятие утрачивает свой первоначальный аффективный характер.
Основная линия развития мышления в дошкольном возрасте - переход от наглядно-действенного к наглядно-образному (в терминологии Ж.Пиаже - репрезентативный интеллект) и в конце периода - к словесному мышлению. В благоприятных условиях, когда дошкольник решает понятную, интересную для него задачу и при этом наблюдает доступные его пониманию факты, он может правильно логически рассуждать. К концу дошкольного периода появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение его важно для дальнейшего развития интеллекта, несмотря на то, что дети производят неправомерные обобщения, недостаточно учитывая особенности предметов и явлений, ориентируясь на яркие внешние признаки.
Согласно А.Н. Леонтьеву, дошкольный возраст - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональные и мотивационные сферы, формируется самосознание.
Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Это совсем не означает снижение насыщенности, интенсивности эмоциональной жизни ребёнка. В этот период динамика представлений ребёнка становится просто более свободной и мягкой по сравнению с аффективно окрашенными процессами восприятия в раннем детстве. В дошкольном возрасте желания, побуждения ребёнка соединяются с его представлениями, и благодаря этому побуждения перестраиваются. Происходит переход от желаний, направленных на предметы конкретной воспринимаемой ситуации, к желаниям, связанным с представляемыми предметами, находящимися в «идеальном» плане. Эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий ребёнка, удовлетворение его желаний.
Механизм эмоционального предвосхищения подробно описан А.В. Запорожцем, который показал, как меняется функциональное место аффекта в общей структуре поведения. Ещё до того, как дошкольник начинает действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий будущий результат и его оценку со стороны взрослых. Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребёнок уже заранее знает, хорошо или плохо он собирается поступить. Таким образом, в дошкольном возрасте происходит смещение аффекта с конца к началу деятельности. Механизм эмоционального предвосхищения лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребёнка. Изменяется в этот период и структура эмоциональных процессов, в которую входят теперь вместе с вегетативным и моторным компонентами, теперь и сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Ребёнок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему ещё предстоит сделать. Переживания становятся сложнее и глубже. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере принято связывать начало становления его личности.
Важным достижением дошкольного возраста становится и развитие самосознания, которое формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства. Развитие самосознания в детском возрасте включает и развитие процесса понимания как процесса, связанного с формированием смысла.
дошкольный тревожность самооценка эмоциональный
1.2 Развитие самооценки дошкольников
К концу третьего года жизни происходит «отделение» ребенка от других людей и осознание собственных возросших способностей и возможностей. Оценка своих поступков становится возможной только на основании сравнения своих поступков, качеств с возможностями, поступками, качествами других. Сравнение в начале касается не личностных качеств, а внешних атрибутов. Постепенно меняется предмет оценки. Существенным сдвигом в развитии личности дошкольника является переход от предметной оценки другого человека к оценке его личностных свойств. Усвоение норм и правил поведения становится теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей. Достигая старшего дошкольного возраста, ребенок усваивает моральные нормы и начинает учитывать последовательность своих поступков, использовать их в качестве меры для оценки себя и окружающих.
По мере развития ребенка влияние разных факторов, определяющих его самооценку, меняется. В исследовании Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой, М.И. Ганошенко были выявлены следующие данные:
Таблица
4-4,5 года жизни самооценка связывается с успешностью предметной деятельности
4,5-5,5 В отношение ребенка к себе начинает проникать оценка сверстника. Самооценка также связана с предметной деятельностью, но в отношение к себе начинает проникать опыт взаимоотношений ребенка со сверстниками в предметной деятельности.
5,5-6,5 Утрата предметной деятельности своего ведущего положения. Ни один вид детской деятельности (в т.ч. и игра) не имеет связи с самооценкой ребенка. Самооценка также не связана и с социальной сферой дошкольников. В этом возрасте успешность предметной деятельности связана только с предполагаемыми ребенком оценками этих деятельностей другими людьми.
6,5-7 Отношение ребенка к себе опосредуется оценками сверстников, мамой и воспитателем, а результативность деятельности снова становится важной.
7-7,5 Сфера общения ребенка со сверстниками и взрослыми напрямую определяет отношение ребенка к себе.
Таким образом, после прохождения кризиса трех лет, на котором отношение к себе преломляется через успешность в достижении результата в предметно-практической деятельности, основным источником его отношения к себе (до 5,5 лет) продолжает выступать опыт в продуктивной деятельности. С 5,5 лет в сферу отношений ребенка к себе проникает опыт взаимоотношений со сверстником и он начинает смотреть на себя его глазами, что отчасти снижает сложившуюся ранее в общении с родителями завышенную самооценку ребенка.
В 5,5-6 лет ребенок перестает связывать самоотношение со своими успехами-неуспехами в продуктивных видах деятельности напрямую.
К 7 годам мнение окружающих его людей (сверстники, воспитатели) непосредственно определяют самоотношение ребенка. Знания о себе и своей состоятельности ребенок получает через оценки своей успешности другими людьми. Механизмом смены ориентира с предметной деятельности на взаимоотношения с другими людьми выступает смена формы общения. Оценки мнения людей касаются не его деятельности, а его самого как личности и ориентируют дошкольника на восприятие и оценки окружающих в том же качестве. Будучи интериоризированным ребенком, эти оценки начинают выступать критерием его собственной самооценки. Игра, традиционно признаваемая ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, в данном исследовании не выступила как существенный фактор, определяющий преобразования в образе себя ребенка-дошкольника. Ее ведущее положение в становлении самоотношения было прослежено на коротком промежутке времени от 5 до 5,5 лет. Возможно, делается вывод, что лишь на этом этапе игра выполняет функцию ведущей деятельности как фактор выстраивания отношений ребенка с другими, поскольку в остальных возрастах она не связана прямо с отношением ребенка к себе.
Таким образом, самооценка ребенка развивается под влиянием успешности в деятельности, а затем, в старшем дошкольном возрасте - под влиянием взаимоотношений со сверстниками, взрослыми людьми. Хотя, подавляющее большинство детей оценивают себя положительно, что выявляет тенденцию к завышению прогнозирования своих возможностей, что, по мнению А.И. Силвестру является возрастным феноменом.
Чем же вызвана заниженная самооценка, отрицательное отношение ребенка к себе? В работе Е.Т. Соколовой «Самосознание и самооценка при аномалиях личности» указана главная причина - неразвитость отношений привязанности между матерью и ребенком, которое в дальнейшем преобразуется в стабильное отвержение личности собственного «Я».
Таким образом, к началу старшего дошкольного возраста ребенок имеет определенное мнение, сопряженное с отношением к себе, обусловленное детско-родительскими отношениями в раннем возрасте и успешностью/неуспешностью деятельности в раннем и младшем дошкольном возрасте. Наблюдается тенденция к высокой положительной самооценке старших дошкольников. Однако, присутствуют дети с заниженной самооценкой, причины которой следующие: - объективные недостатки - низкий рост, непривлекательная внешность и т.п.; - другие: неуспех в деятельности, в общении; угроза отчуждения в детстве (нелюбовь родителей). Дети с заниженной самооценкой переживают чувство неполноценности, как правило, они не реализуют своих потенций. Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность: психическое перенапряжение, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости.
1.3 Причины и особенности детской тревожности
Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у...

Похожие материалы:

Реферат: Формирование самооценки детей дошкольного возраста

Реферат: Исследование особенностей мелкой моторики у детей дошкольного возраста с алалией

Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): СТРАХИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Курсовая работа: Влияние родительского отношения на самооценку детей старшего дошкольного возраста

Курсовая работа: Влияние родительского воспитания на развитие эмоционально - волевой сферы детей старшего дошкольного возраста