Курсовая работа: Взаимосвязь ценностных ориентаций и способов поведения в конфликтной ситуации у студентов

Жизнь современного человека не может обходиться без конфликтов. Конфликт - важная составляющая социально-психологических проблем, но, несмотря на постоянно растущее число исследований в этом направлении, она остается во многом неразрешенной. Студенты так же часто подвержены конфликтам, которые нередко возникают из-за столкновения различных мнений. Значительная часть причин возникновения конфликтов касается взаимодействий между людьми.

Дата добавления на сайт: 27 сентября 2024


Скачать работу 'Взаимосвязь ценностных ориентаций и способов поведения в конфликтной ситуации у студентов':


Педагогический институт
Факультет педагогики и психологии
Кафедра практической психологии
Курсовая работа
на тему: «Взаимосвязь ценностных ориентаций и способов поведения в конфликтной ситуации у студентов»
Выполнила
__________________________/подпись/
Научный руководитель:
__________________________/подпись/
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
.1 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЯХ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
.2 ПОНЯТИЕ «КОНФЛИКТ» И «КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»
.3 ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СПОСОБОВ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СПОСОБОВ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ У СТУДЕНТОВ
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
.2 РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ
.3 РЕКОМЕНДАЦИИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ И КОРРЕКЦИЮ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Жизнь современного человека не может обходиться без конфликтов. Конфликт - важная составляющая социально-психологических проблем, но, несмотря на постоянно растущее число исследований в этом направлении, она остается во многом неразрешенной. Студенты так же часто подвержены конфликтам, которые нередко возникают из-за столкновения различных мнений. Значительная часть причин возникновения конфликтов касается взаимодействий между людьми. Обобщающей характеристикой таких причин является личностное реагирование на существующие противоречия во взглядах и мнениях, различные ситуации. Студенты нередко испытывают эмоциональное напряжение, поэтому возникающие конфликты могут существенно навредить межличностным отношениям.
Для того, что бы конструктивно преодолевать существующие конфликты, надо знать о различных способах поведения в конфликте и уметь подобрать такой способ поведения, который в наибольшей степени соответствует данной ситуации. Как правило, человек в конфликтной ситуации ведет себя единственным, привычным для него способом, и не догадывается о существовании других способов поведения. Выбрать определенный способ поведения является довольно трудной задачей, т.к. человек не всегда способен правильно оценить конфликтную ситуацию.
Проблема взаимосвязи ценностных ориентаций и способов поведения в конфликте у студентов является актуальной темой. Изучение данной проблемы является значимым, поскольку в современном мире важно понимать особенности ценностных ориентаций, а так же способы поведения в конфликтных ситуациях, учитывать эти сведения и исправлять недочеты.
Цель исследования: выявление взаимосвязи ценностных ориентаций со способами поведения в конфликтных ситуациях у студентов.
Объект исследования: ценностные ориентации и способы поведения в конфликтной ситуации.
Предмет исследования: взаимосвязь ценностных ориентаций и способов поведения в конфликтной ситуации у студентов.
Гипотеза исследования: заключается в предположении, о том, что существует взаимосвязь между ценностными ориентациями и способами поведения в конфликтной ситуации у студентов.
Задачи исследования:
)провести анализ теоретической литературы по проблеме ценностных ориентаций, конфликтов и проблеме взаимосвязи ценностных ориентаций и способов поведения в конфликтных ситуациях;
)исследовать взаимосвязь ценностных ориентаций со способами реагирования в конфликтных ситуациях у студентов;
)обработать полученные результаты и провести их анализ;
)разработать рекомендации, направленные на формирование ценностной сферы и коррекцию конфликтного поведения у студентов.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие студенты ФГБОУ ВО «ВятГУ» в количестве 30 человек. Возраст испытуемых от 18 до 22 лет, средний возраст по выборке составил 20,1 год.
Теоретико-методологическая основа исследования: представления о ценностных ориентациях таких авторов, как: Д.А. Леонтьев, А. Маслоу, Г.Олпорт, Милтон Рокич, Ш. Шварц, о проблеме конфликтного поведения таких авторов, как: А.Г. Здравомыслов, В.Г. Зазыкин, , К. Томас, К. Хорни.
Методический аппарат исследования:
методы теоретического анализа психологической литературы (анализ, синтез, сравнение);
эмпирические методы (метод тестирования - опросник К. Томаса «Стратегия поведения в конфликте»; Ценностный опросник Шалома Шварца)
методы количественной и качественной обработки результатов (непараметрический критерий r-Спирмена; обработка проводилась с помощью программы SPSS).
Исследование обладает практической значимостью. Практическая значимость заключается в том, что полученные данные могут быть использованы в работе со студентами в учебных заведениях и в работе психологов.
Структура работы: курсовая состоит из введения, теоретической и эмпирической глав, заключения, библиографического списка и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
.1 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЯХ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
ценностный ориентация конфликтный студент
Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Так человек, принадлежащий к определенному обществу, в той или иной степени ориентируется на весь набор ценностей, которым оно характеризуется. Очевидно, что принадлежащие к одной социокультурной среде люди обладают одними и теми же ценностями, хотя их значимость в индивидуальной иерархии может быть различной. Ориентация на ту или иную ценность или группу ценностей автоматически подразумевает определение ранга ее значимости по отношению ко всем остальным, т. е. предполагает наличие иерархической системы ценностных ориентации. По словам Э. Фромма, система ценностных ориентации, или «система ценностных координат карты мира», есть у каждого индивидуума [21].
В этой связи более корректно говорить не о «сформированности» либо «несформированности» системы ценностных ориентации конкретного человека, а об уровне ее развития, который, по нашему мнению, определяется доминированием в ней того или иного ценностного «пласта».
Под самими ценностными ориентациями понимаются элементы внутренней структуры личности. Они сформированы и закреплены жизненным опытом индивида, в ходе процессов социализации и социальной адаптации, а так же определяют приемлемые средства реализации [2].
Э. Дюркгейм в своих произведениях анализировал взаимовлияние ценностно-нормативных систем личности и общества. По его мнению, система ценностей общества представляет собой совокупность ценностных представлений отдельных индивидов, и, соответственно, «объективна уже благодаря тому, что она коллективна». Дюркгейм полагает, что «шкала ценностей оказывается таким образом свободной от субъективных и изменчивых оценок индивидов» [7]. Механизмом, регулирующим поведение человека в обществе, является внутреннее принятие им социальных ценностей посредством внешнего принуждения: «мы явственно ощущаем, что не являемся хозяевами наших оценок, что мы связаны и принуждаемы. Нас связывает общественное сознание».
Ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентация имеет многоуровневую структуру. Вершина ее - ценности, связанные с идеализациями и жизненными целями личности.
Так, рассматривая ценностные ориентации, А.Н. Леонтьев отмечал: «... - это ведущий мотив - цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом... такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни»[17].
Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе сомой, основу мировоззрения, ядро мотивации и «философию жизни». Ценностные ориентации - способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной) [23].
Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей. Смысловые образования обобщения превращаются в ценности, и человек осознает собственные ценности, только относясь к миру как целому. Поэтому когда говорят о человеке, то естественно приходят к понятию «ценность». Понятие «ценность» его психологической трактовке эквивалентно некоторому комплексу психологических явлений, которые, хотя и терминологически, обозначаются разными понятиями, но семантически однопорядковы: Н.Ф. Добрынин называет их «значимостью»; А.И. Божович «жизненной позицией»; А.Н. Леонтьев «значением» и «личностным смыслом». С.Л. Рубинштейн говорил, что ценность - значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию - функцию ориентира повеления. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках.
Ценностные ориентации личности могут быть различны, такие как: успех, власть, доброта, богатство, самостоятельность, независимость, достижения, гедонизм, конформность, безопасность, любовь, здоровье, красота, интересная работа и многое другое. Формирование этих ценностей зависит от общества, в котором рос человек, а так же от его жизненных предпочтений.
В системе ценностных ориентации личности следует различать финальные, инструментальные и производные ценности.
Финальные ценности - это высшие ценности и идеалы, важнее и значимее которых нет ничего. Они являются конечными целями человеческих устремлений, главными жизненными ориентирами; направленность на такие ценности определяет ведущие интересы личности и смысл всей ее жизни. Это самоценности, которые ценны сами по себе, а не потому, что служат средством для достижения каких-либо иных ценностей. Стремление к ним не нуждается ни в каких обоснованиях - наоборот, стремление к другим ценностям обосновывается тем, что они позволяют приблизиться к финальным ценностям: это, например, человеческая жизнь, свобода, справедливость, красота, счастье, любовь, дружба, честь и достоинство личности, законность, гуманизм. Люди способны использовать финальные ценности в качестве фундамента для действий, ведущих к различного рода жизненным успехам, но тяга к финальным ценностям обусловлена не расчетом на достижение других благ, а тем, что без них нет вообще возможности жить достойной человека жизнью.
Инструментальные ценности представляют собой средства и условия, необходимые в конечном счете для достижения и сохранения финальных ценностей. Так, красивые вещи, изящная одежда, художественные изделия, которыми люди украшают свое жилье, могут иметь инструментальную ценность как средства, позволяющие наслаждаться красотой; занятия спортом могут обладать инструментальной ценностью как условие сохранения и укрепления здоровья - финальной ценности; продвижение по службе может рассматриваться человеком в качестве инструментальной ценности, по отношению к которой финальной ценностью является возможность реализации его личностных возможностей или творческих замыслов, а то и просто власть, обеспечиваемая начальственной должностью. В качестве инструментальных ценностей могут выступать комфортные условия жизни, поскольку они доставляют человеку радость; материальные блага, позволяющие наслаждаться комфортом; деньги, необходимые для приобретения материальных благ; высокооплачиваемая (хотя, может быть, и неинтересная) работа; диплом, дающий право занять высокооплачиваемую должность, и т.д.
Инструментальные ценности имеют утилитарный характер, определяемый пользой. Они ценны, поскольку полезны для достижения какой-то цели
Производные ценности - это следствия или выражения других ценностей, имеющие значимость лишь как признаки и символы последних. Например, подарок - производная ценность, знак любви, дружбы, уважения. Производной ценностью являются медаль или грамота, символизирующие заслуги, которыми человек гордится [10].
Ценностные ориентации как одна из составляющих структуры личности изучаются в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии. В социальной психологии понятие «Ценностные ориентации» используется в двух значениях, как: 1) «идеологические, политические, моральные, эстетические и др. основания оценок субъектом действительности и ориентации в ней; 2) способ дифференциации объектов по их значимости. … Формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и др. проявлениях личности». Только социально зрелая личность может осознанно сделать свой выбор[17].
Таким образом, ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций выражает внутреннюю основу отношений личности с действительностью.
1.2 Понятие «конфликт» и «конфликтное поведение»
Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus - «столкновение» и практически в неизменном виде входит в другие языки [16]. В зависимости от аспекта анализа авторы дают различные определения понятию «конфликт». Анализ определений конфликта, принятых в различных современных неспециальных энциклопедиях, обнаруживает множество сходств в их интерпретации. Конфликт рассматривают как «психологическое и социальное явление, характеризующееся наличием внутри группы взаимно противоречивых с социальной точки зрения эффективности интересов и соответственно наличием нестыкуемых тенденций поведения, а также «трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и с острыми эмоциональными переживаниями» [9, с. 15]; «борьба за ценности и претензии, за определенный статус, власть, ресурсы, где целями является нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника» [11, с. 24]; «это социальное противоречие на стадии его реального разрешения между вовлеченными в него субъектами... при этом важно учитывать, что любой социальный конфликт представляет... противоречие, которое так или иначе ими осознано и оценено» [9, с 30].
Анализ этих и других определений показывает, что при всей близости характеристик, описываемых в качестве компонентов или признаков конфликта, ни одно из определений не может быть принято в качестве универсального.
Таким образом «конфликт выступает как биполярное явление  противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем стороны конфликта представляются активным субъектом (субъектами)» [6, с. 17].
Анализ конфликта включает рассмотрение его структуры и функций. Не зная того и другого, трудно управлять конфликтными отношениями и вообще осмысленно подходить к этому явлению. В любом конфликте функции зависят от структуры, а последняя, в особенности ее субъекты, могут видоизменяться под влиянием доминирующей функции.
Конфликт характеризуется конфликтующими сторонами, а также предметом противоборства. Последний включает конфликтное действие в той или иной форме и направляющее его сознание, методы действия и поле конфликта.
Как правило, содержание понятия конфликта раскрывается через следующие значения:
) Состояние открытой, часто затяжной борьбы; сражение или война;
) Состояние дисгармонии в отношениях между людьми, идеями или интересами; столкновение противоположностей;
) Психическая борьба, возникающая как результат одновременного функционирования взаимно исключающих импульсов, желаний или тенденций;
) Противостояние характеров или сил в литературном или сценическом произведении, в особенности главная оппозиция, на которой строится сюжет [28].
Понятие конфликта обрело статус термина сравнительно поздно: так, в изданном в начале века известном трехтомном «Словаре философии и психологии» под редакцией Дж. Болдуина приводится только понятие «конфликт законов» [29].
В качестве различных форм конфликта начинают рассматриваться столкновения отдельных личностей, внутрисемейные трения, конкурентная борьба монополий, гражданские войны, военные перевороты, все типы международных конфликтов, независимо от их характера [14].
В психологии понятие конфликта также применяется достаточно широко. Например, «конфликт используется для описания поведения групп, которые идут одна против другой, соперничества между индивидами и субъективной неопределенности внутри индивида» [21]. Анализ материалов первой отечественной психологической конференции по конфликтам показывает, что конфликтом называют межличностные трудности и внутриличностные переживания и кризисные явления, предмет психотерапевтической работы и столкновение алгоритмов решения учебных задач у ребенка и др. [4]. Таким образом, одним и тем же понятием конфликта обозначается широкий спектр явлений.
Если перестать воспринимать конфликт как угрозу и начать относиться к нему как к сигналу, говорящему о том, что надо что-то изменить, тогда можно занять более конструктивную позицию. Ценность конфликтов в том, что они предотвращают окостенение системы, открывают дорогу инновациям. Конфликт - это стимул к изменениям, это вызов, требующий творческой реализации. Конфликт может быть управляемым, причем управляем таким образом, что его негативные, деструктивные последствия могут быть минимизированы или элиминированы, а конструктивные возможности усилены. Это означает, что конфликт - это то, с чем можно работать [6, с. 40].
Подчеркивание потенциальных позитивных возможностей конфликта не должно заставить нас забыть о его вероятной деструктивной роли в жизни личности. Можно считать общепризнанным представление не только о позитивном значении эффективного разрешения и преодоление личностью возникающих внутриличностных кризисов, конфликтов, противоречий, но и о негативном, а то и разрушительном влиянии, которое может иметь для развития здоровой личности их непреодоление. Поэтому очень важно уметь разрешать конфликты конструктивными способами. В свою очередь конструктивность или деструктивность разрешения конфликта зависит от стратегии поведения.
Для лучшего понимания конфликта необходимо обозначить, что существует различного рода...

Похожие материалы:

Реферат: Взаимосвязь уровня агрессивности и поведения в конфликтной ситуации подростков

Курсовая работа: Проблема взаимосвязи социометрического статуса со стратегией поведения в конфликтной ситуации

Реферат: ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

Реферат: Взаимосвязь смысложизненных ориентаций и мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов

Реферат: Взаимосвязь карьерных ориентаций и личностных особенностей у школьников и студентов