Реферат: Зависимость уровня коммуникативности подростков от степени вовлеченности в виртуальное общение

Информационная среда играет все более значительную роль в профессиональной деятельности и повседневной жизни современного человека. Поведение человека в информационной среде не ограничивается поиском, обработкой и передачей информации, приобретением и трансляцией знаний.

Дата добавления на сайт: 16 августа 2024


Скачать работу 'Зависимость уровня коммуникативности подростков от степени вовлеченности в виртуальное общение':


ВВЕДЕНИЕ
подросток интернет общение
Информационная среда играет все более значительную роль в профессиональной деятельности и повседневной жизни современного человека. Поведение человека в информационной среде не ограничивается поиском, обработкой и передачей информации, приобретением и трансляцией знаний. В «киберпространстве» осуществляется целый конгломерат видов человеческой деятельности, основу которого составляют познавательная, игровая и коммуникативная деятельность.
Интернет не сводится к набору технических решений, это не просто объединение компьютерных сетей, но и - что более всего важно для исследователей - сообщество связанных компьютерными сетями людей, активно действующих в новой коммуникативной среде.
Все более явственно пробивает себе дорогу новая область исследований, связанных с изучением деятельности человека, опосредствованной глобальными компьютерными сетями, т.е. Интернет и Word Wide Web (WWW). Объясняется это тем, что последние 10 лет Интернет и WWW превратились в существенный фактор индивидуального и общественного развития, сделав «киберпространство» привлекательным для десятков миллионов людей, среди которых многие ранее никогда не сталкивались с компьютерами. Так, по данным Н. Крыжанского, число пользователей Интернет в Благовещенске на 2005 год варьировалось от 40 до 60 тысяч человек, включая студентов и преподавателей ВУЗов. Из этой цифры 20-30 тысяч человек пользовались Dial-up(модемным соединением с домашнего компьютера). Существенно и то, насколько быстро растут в России и в Благовещенске в частности сетевые сообщества. Например, на 1998 год в Благовещенске существовало 2-3 достаточно стабильных сетевых сообщества на базе популярных чатов, сегодня их количество можно оценить в 8-10. При этом в Благовещенске и в России в целом опережающими темпами растет количество вовлеченных в сетевые сообщества детей и подростков. Это связано с набирающей обороты «интернетизацией» городских школ, увеличением количества интернет-кафе и клубов, увеличивающимся числом провайдеров и «домашних» пользователей.
Отечественные исследования деятельности человека в Интернет-среде пока что немногочисленны и ограничены по тематике, если сравнивать их с зарубежными. Существующие исследования в основном посвящены проблемам виртуальной реальности, психологии виртуального общения и проблемам Интернет-зависимости.
Ограниченность эта вполне объяснима - до 1998-2000 гг. в доступном исследователям русскоязычном секторе Интернет (далее называемом Рунет) просто не было «критической массы» занятых коммуникативной и информационной деятельностью пользователей. Тем не менее, отечественные исследования психологии Интернет существуют, и их краткий обзор будет сделан во второй части работы.
По оценке А.Е. Войскунского [3, С.54] «немало исследовательских тем и направлений исследования представляются перспективными, однако вызвали у психологов прискорбно малый интерес...» Например, в чем привлекательность работы с компьютерами и применения Интернет детьми и подростками?.. Правомерно ли утверждение о «наркотическом типе зависимости от Интернета» (т.н. Интернет-аддикции)? Насколько справедливо убеждение, согласно которому увлечение виртуальной реальностью следует объяснять защитными тенденциями и стремлением к эскапизму? Как относиться к попыткам многих пользователей Интернет менять идентичность и создавать множественную «сетевую» идентичность? Известно, что Интернет порой способствует развитию социального андерграунда, маргинализации отдельных субъектов и групп (хакеров, «киберпанков», «чатовцев» и др. сетевых сообществ) - следует ли считать это закономерностью, или же это некий побочный продукт применения Интернет?
В связи с вышесказанным, особый интерес представляет анализ складывающихся групп и подгрупп внутри сообщества пользователей Интернет, разделение этого сообщества по всевозможным параметрам и сравнение сетевых сообществ с хорошо изученными несетевыми сообществами.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативности в подростковом возрасте.
Предмет исследования: влияние виртуального общения на уровень коммуникативности подростка.
Цель: проанализировать зависимость уровня коммуникативности подростков от степени вовлеченности в виртуальное общение.
Гипотеза: уровень коммуникативности в подростковом возрасте снижается в результате чрезмерной вовлеченности в виртуальное общение.
Задачи:
изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме;
изучить особенности реального и виртуального общения подростков;
диагностическое исследование коммуникативности подростков, входящих в сетевое сообщество «Амурские партизаны»
Методы исследования:
изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы;
наблюдение за деятельностью учащихся и учителя;
беседы с учащимися, учителями;
тестирование;
анкетирование;
изучение и обработка продуктов деятельности учащихся.
База исследования: г. Благовещенск, МОУ СОШ № 6, 9 класс, сетевое общество «Амурские партизаны».
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Подростковый возраст - ответственный период в становлении мировоззрения молодого человека, системы отношений, интересов, увлечений и социальной направленности. В зависимости от конкретных социальных условий, культуры, тех традиций, обычаев, которые существуют в воспитании детей, этот период может иметь различное содержание и разную длительность. В настоящее время в условиях нашей страны, согласно классификации таких известных психологов как Божович Л.И., Выготского Л.С., Эльконина Д.Б., Личко А.Е., Фельдштейна Д.И. и др., этот период развития охватывает примерно возраст с 10-11 до 14-16 лет, совпадая в целом с обучением детей в средней школе. Пубертатный период знаменуется бурным психофизиологическим развитием и перестройкой социальной активности ребенка. Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности ребенка, делают этот возраст «переходным» от детства к взрослости. Наблюдающиеся в этот период изменения бывают столь значительны, что для их описания ученые предпочитают использовать такие образные выражения, как «гормональная буря», «эндокринный шторм», «скачок роста» и другие.
Подростковый возраст богат переживаниями, трудностями и кризисами. Характеризуя этот возраст, Л.С, Выготский писал: «...в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного...» [4, С.63]. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования; это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений; становление «Я», обретение новой социальной позиции. Вместе с тем, это период потерь детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта. Личная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки во всём стремятся походить на сверстников, пытаясь при этом выделиться в группе; хотят заслужить уважение, но бравируют недостатками; требуют верности, но часто меняют друзей. Анна Фрейд справедливо замечает: «...с одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой стороны - они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти. Они эгоистичны и материалистичны, и в то же время преисполнены возвышенного идеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность самого примитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны...» [26, С.16].
Становление человека как индивида и личности, по Л.С. Выготскому, предполагает диалектическое взаимодействие двух относительно автономных, но неразрывно связанных друг с другом рядов развития, - натурального и социального. Подростки становятся чрезвычайно уязвимыми: «Переходный возраст, - отмечает Выготский, - предъявляет совокупность условий, в высшей степени благоприятствующих как внешним травматическим воздействиям, так и обострению и проявлению внутренних конституциональных задатков и предрасположений, которые до того находились в латентном состоянии» [4, С.78]. Эта же мысль прослеживается и у А.Е. Личко, который в своей работе «Шизофрения у подростков» [14, С.42] пишет, что риск начала шизофрении в подростковом возрасте в 3-4 раза выше, чем на протяжении всей остальной жизни. Итак, на возникновение подросткового кризиса влияют как внешние, так и внутренние факторы.
1.1 Внутренние факторы подросткового кризиса
В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. В эти же годы открыто проявляется абсолютное большинство жизненно необходимых личных и деловых качеств человека. Например, высшего уровня своего развития в детстве достигает непосредственная, механическая память, образуя вместе с достаточно развитым мышлением предпосылки для дальнейшего развития и совершенствования логической, смысловой памяти. Высокоразвитой, разнообразной и богатой становится речь, мышление оказывается представленным во всех его основных видах: наглядно-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом. Все эти процессы приобретают произвольность и речевую опосредствованность. У подростков они функционируют уже на базе сформировавшейся внутренней речи. Становится возможным научение подростка самым различным видам практической и умственной (интеллектуальной) деятельности, причем с использованием множества приемов и средств обучения. Формируются и развиваются общие и специальные способности, в том числе необходимые для будущей профессиональной деятельности.
Согласно концепции Ж. Пиаже, получившей широкое научное признание, переходный возраст (12-15 лет) характеризуется тем, что у подростка созревает способность абстрагировать мыслительные операции от объектов, над которыми эти операции производятся. Усложнение мыслительных действий оказывает важное влияние на все прочие стороны жизни, включая эмоции. Пиаже указывает на два таких момента. Прежде всего, достижение его мышлением фазы формальных операций вызывает у подростка и юноши особое тяготение к общим теориям, формулам и т.д. Склонность к теоретизированию становится, в известном смысле, возрастной особенностью. Общее решительно преобладает над частным. Создаются собственные теории политики, философии, формулы счастья и любви.
Вторая особенность юношеской психики, связанной с формально-операционным мышлением, - изменение отношений категорий возможности и действительности. Ребенок мыслит, прежде всего, о действительности, у юноши на первый план выступает категория возможности. Это объясняется не только его эмоциональными свойствами и особенностями положения, но и тем, что формальная мысль по самой своей природе видит в действительности только часть сферы возможного. Поскольку логическое мышление оперирует не только реальными, но и воображаемыми объектами, освоение этого стиля мышления неизбежно рождает интеллектуальное экспериментирование, своеобразную игру в понятия, формулы и т.д. Отсюда - своеобразный эгоцентризм юношеского мышления: ассимилируя весь окружающей мир в свои универсальные теории, юноша, по словам Пиаже, ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться системам, а не системы - действительности.
С общим интеллектуальным развитием связано развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением побуждает к творчеству: «...подростки начинают писать стихи и пьесы, серьёзно заниматься разными видами конструирования, изобразительным искусством и т.д. ...» [16, С.12]. Воображение подростка ещё пока менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазий ребёнка. Далеко не все подростки стремятся к достижению творческого результата, но «...все они используют возможности своего творческого воображения, получая удовлетворение от самого процесса фантазирования. Это похоже на детскую игру...» [11, С.60]. Потребности, чувства, переполняющие подростка, выплёскиваются в воображаемой ситуации. Невозможные в реальной жизни желания легко исполняются в мире фантазий: «...замкнутый подросток, которому трудно общаться со сверстниками, становится героем и ему рукоплещет толпа; невзрачная девочка превращается в первую красавицу на балу и в неё сразу же влюбляется то ли принц, то ли мальчик из соседнего класса...» [3, С.16]. Игра воображения не только доставляет удовольствие и приносит успокоение. В своих фантазиях подросток лучше осознаёт собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь. Но всегда необходимо помнить о том, что много фантазирует человек, не реализовавший себя, чрезмерный уход в мир фантазий говорит о несчастье, о неудовлетворенности, о неумении решить проблемы реальной жизни.
Подростковый возраст имеет множество характерных именно для него противоречий и конфликтов. С одной стороны, интеллектуальная развитость подростков, которую они демонстрируют при решении разных задач, связанных со школьными предметами и другими делами, побуждает взрослых к обсуждению с ними достаточно серьезных проблем, да и сами подростки активно к этому стремятся. С другой стороны, при обсуждении проблем, особенно таких, которые касаются будущей профессии, этики поведения, ответственного отношения к своим обязанностям, обнаруживается удивительная инфантильность этих, внешне выглядящих почти взрослыми, людей. Возникает психолого-педагогическая дилемма, разрешить которую может только опытный взрослый: как, относясь к подростку по-серьезному, т.е. по-взрослому, вместе с тем обращаться с ним как с ребенком, который постоянно нуждается в помощи и поддержке, но внешне при этом такого «детского» обращения не обнаруживать.
Подростковый возраст часто называют периодом диспропорции в развитии. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям; обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Физические недостатки часто преувеличиваются. Прежде всего, по сравнению с детским возрастом, возрастающее внимание к своему телу обусловлено не только физическими изменениями, но и новой социальной ролью подростка. Окружающие ожидают, что благодаря физический зрелости он уже должен справляться с определенными проблемами развития.
У подростков развивается тревога по поводу нормы развития, это связано, прежде всего, с диспропорциями в развитии, с преждевременным развитием, и его задержкой.
Осознание соматических изменений - одна из важнейших проблем периода полового созревания. Подростки отмечают также социальную реакцию на изменение их физического облика (одобрение, восхищение или отвращение, насмешку, презрение) и включают ее в представление о себе. Это формирует у подростка низкую самооценку, неуверенность в себе, скованность в общении и снижение чувства собственной значимости. К тому же сексуальное развитие очень тесно связано с формированием чувства достоинства и гордости, личностной идентичности.
Актуальным становиться, как отмечает X. Ремшидт в своей работе «Подростковый и юношеский возраст» [19, С.27], сравнение себя со сверстниками, поскольку диапазон нормальной изменчивости остается неизвестным, это может вызвать тревожность и привести к острым конфликтам или депрессивному состоянию и даже к хроническим неврозам.
Сюда входят такие физиологические изменения организма, как преждевременное половое созревание, задержка развития, также к причинам вызывающим тревожность у подростков, можно отнести юношеские угри, избыточный и недостающий вес, задержка роста.
Развиваются сексуальные потребности и влечения, которые под влиянием психосоциальных и социально-культурных факторов (половое воспитание, нормы, индивидуальная психическая зрелость, примеры взрослых) по разному выражается в поведении: психоаффективно, т.е. как движимое чувством любви и склонности отношений к определенному партнеру, или психофизиологически, как в значительной степени независимая от этого, несвязанное с определенным партнером сексуальное удовлетворение. Но здесь могут возникать половые нарушения: по каким либо причинам созревания нет, то не возникает ни сексуального влечения, не соответствующих переживаний.
Ели отсутствуют необходимые психосоциальные (социально-культурные) факторы или среди них преобладают наказания и ограничения, сексуальные потребности могут также исчезнуть или недоразвитья. Это может привести к рассогласованности между нормальным развитием и психическим переживанием и поведением, вызывая неуверенность в себе, снижение самооценки и т.д.
Важнейший момент в характеристике подростка, его новой социальной позиции - осознание им своего «Я». Это осознание осуществляется и в самооценке и в отношениях со сверстниками, взрослыми. Повышенный интерес к своей личности, потребность в осознании и оценке своих личностных качеств были односторонне истолкованы рядом зарубежных психологов, утверждающих, что этот отход от действительности якобы неизбежно сопровождается ярко выраженным эгоизмом, эгоцентризмом и аутизмом. Между тем потребность подростка в самонаблюдении, самооценке, самоутверждении и самоусовершенствовании возникает не из пустого любопытства и поверхностного влечения к самоуглублению и не выступает, как бесцельное самокопание, а появляется из моральной потребности проанализировать свои достоинства и недостатки, из стремления понять, что в собственных поступках и целях является правильным и неправильным, чего следует добиваться и от чего воздерживаться. Как отмечает Р.С. Немов, «благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу, становится возможным самовоспитание...» [16, С.78]. То есть, интерес к себе возникает из потребности жизни и деятельности, в которых раскрываются качества личности. Открытие своего внутреннего мира - ценнейшее приобретение ранней юности. Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. «Юношеское «Я» ещё неопределенно, расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда растёт потребность в общении и одновременно появляется избирательность общения, потребность в уединении» [19, С.79].
«Странное чувство сейчас преследует меня, - пишет в дневнике восьмиклассница, - я чувствую одиночество. Раньше я, наверное, была центром общества, а теперь нет. Но как ни удивительно, меня это не задевает, не обижает. Мне стало нравиться одиночество. Мне хочется, чтобы никто не влезал в мою жизнь, у меня полное равнодушие ко всем, я думала: зачем жить? Но сейчас я очень хочу жить...» У этой девочки и в школе и дома всё благополучно, и сама она социально очень...

Похожие материалы:

Реферат: Взаимосвязь уровня агрессивности и поведения в конфликтной ситуации подростков