Реферат: Значение трудовой деятельности в развитии личности

В психологии есть такое понятие, как деятельность. Для того чтобы рассмотреть это понятие необходимо узнать, что конкретно рассматривает такая наука как психология. Любой человек, основываясь на собственном опыте, отдает себе отчет в том, что он так или иначе способен воспринимать, познавать окружающий мир, различные предметы и явления.

Дата добавления на сайт: 28 августа 2024


Скачать работу 'Значение трудовой деятельности в развитии личности':


Введение
В психологии есть такое понятие, как деятельность. Для того чтобы рассмотреть это понятие необходимо узнать, что конкретно рассматривает такая наука как психология. Любой человек, основываясь на собственном опыте, отдает себе отчет в том, что он так или иначе способен воспринимать, познавать окружающий мир, различные предметы и явления.
Нормальное состояние человека, если только он не спит ─ активное, деятельное состояние. Жизнь во всех своих формах связана с движениями, и по мере ее развития двигательная активность приобретает все более совершенные формы. Человек способен создать себе условия и обитать в любой среде и в любой точке земного шара. Ни одно живое существо не в состоянии сравниться с ним по разнообразию, распространению и формам активности. Итак, деятельность человека представляет собой различие внутренних и внешних проявлений его активности.
Однако различать внешнюю и внутреннюю активность можно лишь условно. Как показали исследования, работа мысли даже тогда, когда человек внешне не проявляет активности, связана с речедвигательными микродвижениями. То, что мы называем «мышлением про себя», есть проговаривание «про себя», так как мышление взрослого нормального человека существует в речевой форме. Поэтому любая деятельность человека как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Деятельность ─ это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства [22; с. 280].
Деятельность человека формирует и изменяет его самого, его волю, характер, способности.
Данная тема является актуальной, так как сознательная деятельность у человека является ведущей формой активности.
Принимая во внимание актуальность, теоретическую значимость предоставленной темы, определим цель и основные задачи в написании нашей курсовой работы.
Цель курсовой работы: изучить деятельность и личность человека.
Достижение данной цели обусловило постановку и решение следующих задач:
изучить понятие «деятельность» и значение «деятельность»;
рассмотреть концептуальные подходы зарубежных авторов к развитию личности;
рассмотреть концептуальные подходы отечественных авторов к развитию личности;
Данная курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка использованной литературы. В работе использована научная литература и статьи.

1. Теоретические основы деятельности человека
.1 Деятельность: понятие и значение
потребность личность трудовой
Психическая активность имеет различные формы: инстинктивное поведение, выполнение навыков, «ручное» мышление, т.е. мышление в процессе манипулирования с предметами, ориентировочное действие. Все формы активности в конкретной степени мы можем обнаружить не только у людей, но и у животных. Однако у человека ведущей формой активности становится сознательная деятельность.
Деятельность ─ это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности’ [6;’с.’93].
Главная отличительная черта деятельности заключается в том, что, порождаясь потребностью как источником активности, она управляется сознаваемой целью как регулятором активности. Поведение животного всегда непосредственно направлено на удовлетворение той или иной потребности, при этом потребность не только толкает животное на активность, но и определяет формы этой активности. Нужды организма животного определяют, что выделяет психика в окружающем мире и какие при этом вызываются ответные действия. Деятельность человека принципиально отличается от активности животных: не сама потребность как таковая, а общественно принятые способы ее удовлетворения начинают диктовать формы поведения [3; эс. э31].
Мотивом, который заставляет человека работать, может быть и потребность в пище. Однако человек, например, управляет станком не потому, что это удовлетворяет его голод, а потому, что это позволяет изготовить необходимую ему деталь. Содержание его деятельности определяется непотребностью как таковой, а целью ─ изготовлением определенного продукта, которого требует от него общество. То, почему человек действует определенным образом, не совпадает с тем, для чего он действует. Побуждения, мотивы, которые порождают его деятельность, расходятся с непосредственной целью, которая управляет этой деятельностью.
Под целью понимается предполагаемый результат действия, направленного на предмет, при помощи которого человек намеревается удовлетворить ту или иную потребность. Поэтому надо различать цель как объективное (объективный результат) и как субъективное психическое (предполагаемое) явление. Подчеркивая значение цели как предполагаемого результата, К. Маркс писал: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю» [2; с. 112].
Цели, которые в своей деятельности ставит человек, могут быть отдаленными и близкими. Так, например, цель всей деятельности учащегося профессионально-технического училища ─ приобрести профессию, чтобы обеспечить себя материально и стать самостоятельным человеком. Но цель деятельности этого же учащегося при выполнении конкретного учебного задания более узкая, например, научиться разметке деталей. Однако для того чтобы достичь и этой цели, ему надо осуществить ряд частных действий (расчерчивание, накернивание), у каждого из которых своя цель.
Для того чтобы можно было говорить о деятельности, необходимо выявить в активности человека наличие сознаваемой цели. Все остальные стороны деятельности ─ ее мотивы, способы выполнения, отбор и переработка необходимой информации ─ могут осознаваться или не осознаваться, а также осознаваться не полностью и даже неверно. Неполно, например, и чаще неправильно осознает подлинные мотивы своих поступков недисциплинированный подросток. Да и взрослые люди порой принимают на веру второстепенные «маскирующие» мотивы, которые «подбрасывает» им сознание для оправдания ошибочных и недостойных действий или поступков. Под поступком понимается действие, выполняя которое человек осознает его значение для других людей, т.е. его социальный смысл.
Не только мотивы, но и многие мыслительные процессы, которые привели к выбору тех или иных планов деятельности, далеко не полностью осознаются человеком. Что касается способов осуществления деятельности, то большинство из них, как правило, регулируются помимо сознания. Примером тому могут служить любые привычные действия: ходьба, речь, письмо, управление автомобилем и т.д. Степень и полнота отражения всех этих сторон деятельности в сознании определяют уровень осознанности соответствующей деятельности.
Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение. В отличие от деятельности импульсивное поведение управляется непосредственно потребностями и эмоциями. Оно выражает лишь аффекты и влечения индивида и поэтому нередко может носить эгоистический, а иногда и антиобщественный характер. Так, импульсивно действует человек, ослепленный гневом или непреодолимой страстью. Импульсивность поведения не означает, однако, его бессознательности. Это скорее сужение контроля со стороны сознания, при котором сознается и регулирует поведение только личный мотив, а не его общественное содержание, воплощенное в цели [9; с. 125].

1.2 Виды деятельности человека
Видов деятельности человека существует огромное множество. Но среди их многообразия есть главнейшие, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности. К таким основным видам деятельности относятся:
общение;
игра;
учение;
труд.
Общение в самом широком смысле может быть определено как взаимодействие индивидов, в котором происходит обмен информацией на основе взаимного психического отражения.
Потребность в общении у высших животных и у человека ─ врожденная, запрограммирована природой. У ребенка потребность в общении проявляется уже в младенческом периоде, когда он ищет контакта с матерью. Затем его связи с окружающими быстро расширяются по мере роста его возможностей общения. Если у животных не только потребность общения, но и язык общения также запрограммирован, то дитя человека еще должно овладеть языком общения окружающих его людей и прежде всего языком речевого общения как главного средства обмена информацией. Общение заключается в обмене информацией, передаваемой посредством слышимых, видимых и осязаемых слов между передающим ее и воспринимающим, которые последовательно могут меняться местами [5; С. 46].
Общение в широком смысле слова может использоваться не только как самостоятельная деятельность со своей целью, мотивами, действиями, способами их выполнения и результатами, т.е. со своей структурой как вида деятельности, но и как компонент и условие выполнения других видов деятельности (игровой, учебной и трудовой). Для выделения общения как самостоятельного вида деятельности необходимо, чтобы у него были свои осознаваемые субъектом цели и другие компоненты структуры. В качестве целей в общении как самостоятельной деятельности могут выступать следующие условия: 1) постижение внутреннего мира другого человека или открытие ему собственного внутреннего мира; 2) воздействие на психику другого человека с намерением привить ему определенные мотивы или отношения окружающей действительности [18; с. 134].
Первая цель, как правило, носит инструментальный характер, поскольку служит средством на пути к достижению второй цели, которая широко представлена в различных сферах практики (в управлении, в пропаганде, в лечебном процессе (психотерапия), «’в воспитании, «’искусстве).
Труд занимает особо важное место в жизни человека. Игра и учение ─ это подготовка к труду. Они произошли из труда. Трудовая деятельность может рассматриваться как специфическое видовое поведение человека, обеспечивающее его выживание, победу над другими видами и использование им сил и природных веществ. Как уже отмечалось, по своей природе трудовая деятельность является общественной. Потребности общества ее формируют, определяют, направляют и регулируют. Люди в процессе труда, воздействуя на природу, создают все, что необходимо для удовлетворения их материальных и духовных потребностей. В этом сущность трудовой деятельности. Вместе с тем труд ─ решающее условие формирования личности, ее способностей, умственных, нравственных качеств, ее сознания. Однако далеко не всякий труд оказывает положительное влияние на личность. Так, труд тяжелый, непосильный, монотонный, неритмичный, плохо организованный, к тому же с нарушениями социалистического принципа распределения в соответствии с количеством и качеством выполненной работы оказывает отрицательное влияние не только на здоровье физическое, но на психологию личности, порождая безразличие к общественным интересам, угодничество и рвачество, индивидуализм и потребительство.
Игра ─ это вид поведения животных и деятельности человека, целью которого является сама осуществляемая «деятельность», а не те практические результаты, которые достигаются с ее помощью [17;’с.’213]. В данное определение понятия «игра» не случайно включено поведение животных. Игровое поведение отмечается для многих видов молодых животных. Это всевозможная возня, имитация драк, беготня и т.д. У некоторых животных наблюдаются и игры с вещами. Так, котенок подстерегает движущийся клубок и бросается на него, щенок таскает по полу и раздирает найденную тряпку. Поведение молодых животных в процессе игры можно рассматривать, прежде всего, как реализацию потребности организма в активности, разрядке накопленной энергии. Если животное лишить на некоторое время партнеров для игры, то его возбудимость и игровая активность затем резко повышаются, т.е. происходит как бы накапливание соответствующей энергии. Это явления называют «игровым голодом» [10;’с.’72].
Связь игровой деятельности с энергетическим обменом организма объясняет возникновение побуждений к игре. Но, как и откуда появляются формы игрового поведения? Наблюдения за различными видами животных показывают, что источники действий, совершаемых детенышами, те же, что и у взрослых животных,─ видовые инстинкты, подражание, научение. Если у взрослых животных эти действия служат для удовлетворения определенных реальных биологических потребностей (в пище, защите от врагов, ориентировке в среде и т.д.), то у малышей те же действия совершаются ради самой «деятельности» и оторваны от их реальных биологических целей. В играх молодые животные не только получают энергетическую разрядку, но и отрабатывают формы приспособительного поведения к изменяющимся условиям среды.
Исследования показывают, что и у ребенка игра служит формой реализации его активности, формой жизнедеятельности. Но игровые действия ребенка с самого начала развиваются на базе человеческих способов употребления вещей и человеческих форм практического поведения, усваиваемых в общении с взрослыми и под руководством взрослых. Игра вызывает у детей повышенное внимание к отдельным предметам и помогает овладеть значением слов. Когда игра становится сюжетной, ребенок овладевает с ее помощью действиями в отношении вещей, а затем и в отношении к другим ролям, как носителям определенных требований’ [15; с. 482]. Распределяя роли в игре, обращаясь друг с другом в соответствии с принятыми ролями (врач ─ больной, учитель ─ ученик, начальник ─ подчиненный и т.д.), дети осваивают социальное поведение и согласовывание действий, подчиненное требованиям коллектива. У них создаются определенные представления о социальных ролях, возникают различные чувства, связанные с переживанием ролевых действий. Благодаря этому расширяются знания о свойствах предметов и их назначении, о взаимоотношениях людей, об их достоинствах и недостатках. В игре формируются нравственные качества человека, потому что она отражает общественные отношения, а поэтому каждый участник игры психологически формируется как личность. Это наиболее характерно для детского и подросткового возраста. Но и игры взрослых (например, спортивные) также активно влияют на развитие их сознания. Кроме того, имеются учебные игры (деловые, сюжетно-ролевые), которые в последнее время получают все большее распространение в процессе обучения, поскольку позволяют отчасти сочетать в себе качества деятельности игровой и учебной.
Знания ─ это информация о значимых свойствах мира, необходимая для успешной организации тех или иных видов теоретической или практической деятельности.
Навыки ─ это действия, которые, будучи сформированы в результате упражнения, характеризуются высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.
Умения ─ это способы выполнения действий, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков, в изменяющихся условиях.
Учение ─ это основной способ развития человека как сознательной личности на основе усвоения им теоретического и практического опыта человечества. В учении все подчинено развитию личности. Это особая деятельность, где преднамеренно устанавливаются цели, содержание, принципы, методы и организационные формы учебной работы, которые наилучшим образом должны обеспечить формирование знаний, навыков, умений и способностей учащихся. В этом ее основное отличие от игры и труда, преследующих ряд других целей [8; с. 131].
Психические процессы присущи каждому человеку. Они являются важнейшими компонентами человеческой деятельности. А что понимают под деятельностью? Действие можно сформулировать как понятие, характеризующее функцию субъекта в пространстве, его взаимодействие с объектом. Деятельность побуждается потребностью, которая направлена она на предмет ее удовлетворения. Психические процессы не просто участвуют в деятельности, они развиваются в ней. Все психические процессы взаимосвязаны между собой, и представляют единое целое. При отсутствии какого-либо из психических процессов (речи, мышления и т.п.) человек становится неполноценным. Деятельность формирует психические процессы. Любая деятельность ─ это соединение внутренних и внешних поведенческих действий и операций. В общем виде под деятельностью понимают активность живого организма, направленная на удовлетворение потребностей и регулирующая осознанной целью. В процессе деятельности устанавливается тесное взаимодействие человека с окружающей средой.
Главное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в различии их предметов, именно предмет деятельности и придает ей определенную направленность.
В деятельности все психические свойства личности не только проявляются, но и формируются. Деятельность органически связана с проблемой развития личности. Личность и формируется, и проявляется, и совершенствуется в деятельности. Здесь же происходит и формирование сознания.
Деятельность человека развертывается в различных аспектах жизнедеятельности людей, в различных сферах жизни общества в целом. Направленность, содержание, средства, приемы, цели, мотивы, предмет человеческой деятельности бесконечно многообразны. Плюрализм взглядов, теорий, подходов, категорий и других особенностей, относящихся к деятельности, объясняет многомерность категории деятельности.

2. Концептуальные подходы к пониманию личности
Мы считаем личность центром ее жизни. Мы предполагаем, что, по сути, она является причиной всего, что происходит. Реальность личности состоит из всего, что она может воспринять, и тех значений, которые она приписывает воспринимаемому. Часть этой реальности, которую личность более или менее разделяет с другими, состоит из физических объектов, людей и ситуаций. Но каждая личность немного иначе воспринимает то, что есть, и приписывает свой смысл тому, что воспринимает. Кроме того, каждый человек создает еще более субъективные предметы, существующие в его реальности. Сюда входят мысли, ощущения, воспоминания, желания, мечты и так далее. Все они существуют, и человек может их воспринять как часть своего мира. Они могут быть доступны или нет для других.
Современные ученые на вопрос о том, что такое личность, отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена...

Похожие материалы:

Реферат: Роль семьи в формировании и развитии личности. Особенности личности ребенка

Дипломная работа: ВОЗРАСТНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ КРИЗИСЫ В ПСИХОСОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ. ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСОВ

Реферат: Анализ трудовой деятельности рентгенлаборанта

Реферат: Значение психолога в деятельности учреждений

Контрольная работа: ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ