Контрольная работа: Знание особенностей психического мира

Что такое психика? Этот вопрос с давних времен встает не только перед учеными, но и перед обычными людьми. Психика от греч. psychikos означает "душевный", psyche - "душа". Современное понятие психики определяется как - субъективное отражение реальной действительности в идеальных образах, на основе которых осуществляется взаимодействие человека с окружающей действительностью.

Дата добавления на сайт: 28 августа 2024


Скачать работу 'Знание особенностей психического мира':


Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тульский государственный университет
Кафедра психологии
КОНТРОЛЬНО-КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: "Психология"
Тула 2010 г.
Задание 1
Что такое психика? Этот вопрос с давних времен встает не только перед учеными, но и перед обычными людьми. Психика от греч. psychikos означает "душевный", psyche - "душа". Современное понятие психики определяется как - субъективное отражение реальной действительности в идеальных образах, на основе которых осуществляется взаимодействие человека с окружающей действительностью.
Психика соотносится с такими научными понятиями, как сознание, целостность, активность, саморегуляция, коммуникативность и другое.
Психика соотносится с такими житейскими понятиями, как чувства, характер, опыт, память, эмоции, намерения и другое.
Свойства психики: активность, субъективность, адекватность, опережающий и творческий характер.
Функции психики: по отношению к поведению и деятельности человека и других людей Б.Ф. Ломов выделяет три основные функции психики - познавательную (когнитивную), регулятивную и коммуникативную.
Формы проявления психики заключаются в психических процессах (память, мышление, ощущение, речь, внимание, чувства, воля), состояниях (интерес, апатия, угнетённость), свойствах (темперамент, характер, способности).
Психика - неотъемлемая часть существования человека, с её помощью происходит взаимодействие человека с окружающей средой. Человек ощущает психику с помощью своих чувств, переживаний, проявлении характера.
Знание особенностей психического мира очень важно для каждого. С помощью психических процессов мы познаем мир. Необходимо учиться контролировать свои психические состояния, чтобы добиваться более высоких профессиональных результатов. Также это важно для коммуникации и самореализации личности. Психические свойства, выражающиеся в способностях, направленности личности, ее темпераменте и характере, играют определяющую роль для человека в выборе профессии, увлечений, хобби. Вот почему необходимо изучать психику.
Задание 2
Л.Н. Толстой "Война и мир" (том 1, часть 2, глава XIX)
Он вперед угадывал его движения, и ему становилось все веселее и веселее. Он заметил одинокое дерево впереди. Это дерево сначала было впереди, на середине той черты, которая казалась столь страшною. А вот и перешли эту черту, и не только ничего страшного не было, но всё веселее и оживленнее становилось. "Ох, как я рубану его", думал Ростов, сжимая в руке ефес сабли.
О-о-о-а-а-а!! - загудели голоса. "Ну, попадись теперь кто бы ни был", думал Ростов, вдавливая шпоры Грачику, и, перегоняя других, выпустил его во весь карьер. Впереди уже виден был неприятель. Вдруг, как широким веником, стегнуло что-то по эскадрону. Ростов поднял саблю, готовясь рубить, но в это время впереди скакавший солдат Никитенко отделился от него, и Ростов почувствовал, как во сне, что продолжает нестись с неестественною быстротой вперед и вместе с тем остается на месте. Сзади знакомый гусар Бандарчук наскакал на него и сердито посмотрел. Лошадь Бандарчука шарахнулась, и он обскакал мимо.
"Что же это? я не подвигаюсь? - Я упал, я убит.." в одно мгновение спросил и ответил Ростов. Он был уже один посреди поля. Вместо двигавшихся лошадей и гусарских спин он видел вокруг себя неподвижную землю и жнивье. Теплая кровь была под ним. "Нет, я ранен, и лошадь убита". Грачик поднялся было на передние ноги, но упал, придавив седоку ногу. Из головы лошади текла кровь. Лошадь билась и не могла встать. Ростов хотел подняться и упал тоже: ташка зацепилась за седло. Где были наши, где были французы - он не знал. Никого не было кругом.
Высвободив ногу, он поднялся. "Где, с какой стороны была теперь та черта, которая так резко отделяла два войска?" - он спрашивал себя и не мог ответить. "Уже не дурное ли что-нибудь случилось со мной? Бывают ли такие случаи, и что надо делать в таких случаях?" - спросил он сам себя вставая; и в это время почувствовал, что что-то лишнее висит на его левой онемевшей руке. Кисть ее была, как чужая. Он оглядывал руку, тщетно отыскивая на ней кровь. "Ну, вот и люди, - подумал он радостно, увидав несколько человек, бежавших к нему. - Они мне помогут!" Впереди этих людей бежал один в странном кивере и в синей шинели, черный, загорелый, с горбатым носом. Еще два и еще много бежало сзади. Один из них проговорил что-то странное, нерусское. Между задними такими же людьми, в таких же киверах, стоял один русский гусар. Его держали за руки; позади его держали его лошадь.
"Верно, наш пленный.. Да. Неужели и меня возьмут? Что это за люди?" всё думал Ростов, не веря своим глазам. "Неужели французы?" Он смотрел на приближавшихся французов, и, несмотря на то, что за секунду скакал только затем, чтобы настигнуть этих французов и изрубить их, близость их казалась ему теперь так ужасна, что он не верил своим глазам. "Кто они? Зачем они бегут? Неужели ко мне? Неужели ко мне они бегут? И зачем? Убить меня? Меня, кого так любят все?" - Ему вспомнилась любовь к нему его матери, семьи, друзей, и намерение неприятелей убить его показалось невозможно. "А может, - и убить!" Он более десяти секунд стоял, не двигаясь с места и не понимая своего положения. Передний француз с горбатым носом подбежал так близко, что уже видно было выражение его лица. И разгоряченная чуждая физиономия этого человека, который со штыком наперевес, сдерживая дыханье, легко подбегал к нему, испугала Ростова. Он схватил пистолет и, вместо того чтобы стрелять из него, бросил им в француза и побежал к кустам что было силы. Не с тем чувством сомнения и борьбы, с каким он ходил на Энский мост, бежал он, а с чувством зайца, убегающего от собак. Одно нераздельное чувство страха за свою молодую, счастливую жизнь владело всем его существом. Быстро перепрыгивая через межи, с тою стремительностью, с которою он бегал, играя в горелки, он летел по полю, изредка оборачивая свое бледное, доброе, молодое лицо, и холод ужаса пробегал по его спине. "Нет, лучше не смотреть", подумал он, но, подбежав к кустам, оглянулся еще раз. Французы отстали, и даже в ту минуту как он оглянулся, передний только что переменил рысь на шаг и, обернувшись, что-то сильно кричал заднему товарищу. Ростов остановился. "Что-нибудь не так, - подумал он, - не может быть, чтоб они хотели убить меня". А между тем левая рука его была так тяжела, как будто двухпудовая гиря была привешана к ней. Он не мог бежать дальше. Француз остановился тоже и прицелился. Ростов зажмурился и нагнулся. Одна, другая пуля пролетела, жужжа, мимо него. Он собрал последние силы, взял левую руку в правую и побежал до кустов. В кустах были русские стрелки.
Психические явления, которые присутствуют в данном отрывке.
Психические процессы:
Познавательные: Память. Аргумент - "Ему вспомнилась любовь к нему его матери, семьи, друзей".
Мышление. Аргумент - Ростов оценивает ситуацию происходящего и мысленно говорит, спрашивает себя - "Что же это? я не подвигаюсь? - Я упал, я убит.. "; "Нет, я ранен, и лошадь убита"; "Где, с какой стороны была теперь та черта, которая так резко отделяла два войска?"; "Верно, наш пленный.. Да. Неужели и меня возьмут? Что это за люди?".
Эмоциональные и чувственные: Радость. Аргумент - "Он вперед угадывал его движения, и ему становилось все веселее и веселее", "Ох, как я рубану его", "Ну, попадись теперь кто бы ни был", думал Ростов, вдавливая шпоры Грачику, и, перегоняя других, выпустил его во весь карьер", "Ну, вот и люди, - подумал он радостно, увидав несколько человек, бежавших к нему. - Они мне помогут!"
Испуг. Аргумент - "Кто они? Зачем они бегут? Неужели ко мне? Неужели ко мне они бегут? И зачем? Убить меня? Меня, кого так любят все?"; "И разгоряченная чуждая физиономия этого человека, который со штыком наперевес, сдерживая дыханье, легко подбегал к нему, испугала Ростова".
Страх. Аргумент - Ростов "побежал к кустам что было силы…бежал он с чувством зайца, убегающего от собак", "Одно нераздельное чувство страха за свою молодую, счастливую жизнь владело всем его существом, холод ужаса пробегал по его спине"; когда француз остановился и прицелился, Ростов зажмурился и нагнулся.
Волевые: "Он не мог бежать дальше. Он собрал последние силы, взял левую руку в правую и побежал до кустов.
Психические состояния: Аффект. Аргумент - "Он схватил пистолет и, вместо того чтобы стрелять из него, бросил им в француза" вместо того, чтобы выстрелить.
Фрустрация. Аргумент - Ростов радостно полагал, что люди бежавшие к нему помогут ему, но поняв, что это неприятель Николай оцепенел. "Он более десяти секунд стоял, не двигаясь с места и не понимая своего положения".
Задание 3
Исследование личностных особенностей с помощью взрослого варианта теста Р. Кеттелла.

психика функция роман тест

Интерпретация факторов
Фактор "А" - 5 (-)"Шизотимия"
Скрытый, обособленный, критичный, непреклонный, отчужденный, необщительный, замкнутый, безучастный. Критичный, отстаивает свои идеи, точный, объективный, недоверчивый, скептичный, непреклонный, холодный (жесткий), сердитый, мрачный.
Фактор "В" - 8 (+)"Высокий интеллект"
Собранный, сообразительный, наблюдается абстрактность мышления. Высокие общие умственные способности, проницательный, быстро схватывающий, интеллектуально приспосабливается, существует некоторая связь с уровнем вербальной культуры и эрудицией.
Фактор "С" - 10 (+)"Сила Я"
Сила, эмоциональная устойчивость, выдержанность, спокойный, флегматичный, трезво смотрит на вещи, работоспособный, реалистически настроенный. Эмоционально зрелый, имеет постоянные интересы, спокойный, реально оценивает обстановку, управляет ситуацией, избегает трудностей. Может иметь место эмоциональная ригидность, нечувствительность.
Фактор "Е" - 6 (+)"Доминантность"
Доминирование, властность, неуступчивый, самоуверенный, напористый, агрессивный, упрямый, возможно до агрессивности, конфликтный, своенравный. Неуступчивый, независимый, грубый, враждебный, мрачный, непослушный, бунтарь, непреклонный, требует восхищения.
Фактор "F" - 3 (-)"Десургенсия, сдержанность"
Озабоченный, спокойный, молчаливый, серьейзный, неразговорчивый, благоразумный, рассудительный. Молчаливый, с самоанализом, заботливый, задумчивый, необщительный, медлительный, осторожный, склонен усложнять, пессимистичен в восприятии действительности. Беспокоится о будущем, ожидает неудач, окружающим кажется скучным, вялым, чопорным.
Фактор "G" - 5 (-)"Низкое супер-эго"
Подверженность чувствам, несогласие с общепринятыми моральными нормами, стандартами. Непостоянный, переменчивый, гибкий, вызывает недоверие; потворствует своим желанием, небрежный, ленивый, независимый, игнорирует обязанности. Подвержен влиянию случая и обстоятельств. Беспринципиальность, неорганизованность, безответственность. Возможно антисоциальное поведение.
Фактор "Н" - 8 (+)"Пармия"
Смелость, предприимчивость, социальная смелость, толстокожесть. Авантюристичный, склонный к риску, общительный, активный, явный интерес к другому полу, чувствительный, отзывчивый, добродушный, отзывчивый, добродушный, импульсивный, расторможенный, держится свободно, эмоциональный, артистические интересы, беззаботный, не понимает опасности.
Фактор "I" - 8 (+)"Премсия"
Мягкосердечие, нежность, чувствительность, зависимость, сверхосторожность, стремление к покровительству. Неугомонный, суетливый, беспокойный, ожидает внимание от окружающих, навязчивый, ненадежный, ищет помощи и симпатии; способный к эмпатии, сочувствию, сопереживанию, пониманию, добрый, мягкий, терпимый к себе и окружающим, утонченный, жеманный, напыщенный, притворный, артистичный, женственный, фантазирует в беседе и наедине с собой, склонность к романтизму, художественность восприятия мира, действует по интуиции, изменчивый, ветреный, ипохондрик, беспокоится о состоянии своего здоровья.
Фактор "L" - 5 (-)"Алаксия"
Доверчивость, внутренняя расслабленность, соглашается с условиями, откровенный. Чувство собственной незначимости, жалуется на перемены, неподозрительный, свободный от зависимости, легко забывает трудности, понимает, прощает, терпимый, благожелательный по отношению к другим, уживчивый, небрежно относится к замечаниям, покладистый, легко ладит с людьми, хорошо работает в коллективе.
Фактор "М" - 10 (+)"Аутия"
Мечтательность, идеалистичность, богатое воображение, богемность, рассеянность. Поглощен своими идеями, интересуется искусством, теорией, основными верованиями, увлечен внутренними иллюзиями, высокий творческий потенциал. Капризный, легко отступает от здравого смысла. Легко приводится в восторг, неуравновешенный.
Фактор "N" - 6 (+)"Дипломатичность"
Проницательность, хитрость. Опытный, искушенный, расчетливый, разумный. Изысканный, умеет вести себя в обществе. Имеет точный ум. Эмоционально выдержан. Искусственный. Эстетически изощрен. Проницателен по отношению к окружающим. Честолюбивый, возможно ненадежен. Осторожен, "срезает углы".
Фактор "О" - 1 (-)"Гипертимия"
Беспечность, самоуверенность, самонадеянность, спокойствие, безмятежность, благодушие, хладнокровие. Веселый, жизнерадостный. Нераскаивающийся, безмятежный, спокойный. Нечувствителен к одобрению или порицанию окружающих. Беспечен. Энергичен. Небоязливый. Бездумный.
Фактор "Q1" - 4 (-)"Консерватизм"
Почтенный, имеет установившиеся взгляды, идеи, терпим к традиционным трудностям, принимает только испытанное временем, подозрительность к новым людям. С сомнением относится к новым идеям, склонен к морализации и нравоучениям.
Фактор "Q2" - 6 (+)"Самодостаточность"
Групповая независимость, самостоятельность, находчивость, самостоятельно принимает решения, может господствовать, не нуждается в поддержке других людей, независим.
Фактор "Q3" - 7 (+)"Высокое самомнение"
Самолюбие, самоконтроль, точный, волевой, может подчинить себе, действует по осознанному плану, эффективный лидер, принимает социальные нормы, контролирует свои эмоции и поведение, доводит дело до конца, целенаправлен.
Фактор "Q4" - 1 (-)"Низкая эго-напряженность"
Расслабленный, спокойный, вялый, апатичный, сдержанный, не фрустирующий, низкая мотивация, леность, излишняя удовлетворенность, невозмутимость. Вторичные факторы:
. Тревожность

Фактор "F1" - 0,4 (-)"Низкая тревожность"
Жизнь в целом удовлетворяет, способен достичь желаемого, но слабая мотивация и отсюда неспособность к достижению трудных целей.
. Интроверсия - экстроверсия

Фактор "F2" - 5,2 (-)"Интроверт". Робость, застенчивость, "достаточно себя", подавляем в межличностных конфликтах. Не обязательно застенчивость, может быть сдержанность, скрытность.
. Чувствительность

Фактор "F3" - 3,9 (-)"Сенcитивность"
Хрупкая эмоциональность, чувствительность к тонкостям, может быть художественная мягкость, спокойствие, вежливость, трудности в принятии решений из-за избытка раздумий.
. Комфортность

Фактор "F4" - 5,9 (+)"Независимость"
Агрессивность, смелость, хваткость, сообразительность, быстрота.
Задание 4.
Кроссворд "Психология как наука"
По горизонтали:
.Швейцарский психиатр, основоположник аналитической психологии.
2.Предмет психологии до начала 18 века.
.Автор "Магического числа сеть плюс/минус два.
.Наука о поведении и психических процессах.
.Высшая форма психики.
.Предмет изучения бихеористов.
.Динамический компонент системы психической регуляции.
.Наиболее распространенная знаковая система, материальная форма существования сознания.
По вертикали:
.На чем основываются культурно-исторические принципы Л.С. Выготского.
2.В рамках этой психологии было открыто много феноменов восприятия и мышления.
.Открыл первую в мире психологическую лабораторию.
.Функция психики, обеспечивающая получение, хранение, интерпретацию и использование информации.
.Один из составителей первого практического теста интеллекта - "Шкала умственного развития"
.Рассматривал человека как систему из нескольких независимых структур личности, борющихся друг с другом.
.Эмоциональный процесс, выражающий отношение человека к жизни в целом.
Задание 5.
Вечером иду на прогулку, а портье мне говорит:
Знаете, мы вам с этим ключом заморочили голову. Мы думали, он потерян, а он висит на другом гвозде.
Здорово, - говорю, - номер стоит пять рублей, а накладных расходов шестнадцать.
То есть, - говорит, - как шестнадцать, а не восемь?
Нет, - говорю, - шестнадцать. Швейцару - три, слесарю - пять, да за ключ - восемь.
За какой ключ?
Да, - говорю, - слесарь мне подобрал.
Позвольте, - говорит,--да он, подлец, не продал ли вам наш ключ? Ну да, - говорит, - так и есть. Вот он тут висел, а сейчас нету. Ну, погодите, я ему..
Тут у вас, - говорю, - кажется, шайка--лейка..
Портье начал чего-то врать и бормотать про небольшие заработки, после махнул рукой и отвернулся поговорить с вновь приезжим.
И я слышал, как он сказал:
Да, есть один номерок, но без ключа.
В данном отрывке показываются скрытые трансакции. Они являются более сложными. Это связано с тем, что поведение людей не всегда соответствует их социальному положению. Скрытые трансакции требуют одновременного участия более, чем двух состояний, одно из которых маскируется. Открытое сообщение происходит на внешнем социальном уровне, скрытое - на психологическом уровне. Открытая связь взрослый - взрослый. В скрытой части главный герой выступает в качестве родителя, раскрывая "преступную" систему, а портье - в качестве дитя, начиная оправдываться и врать.

Задание 6
1)Причины громкоголосья в общении заключаются в том, что человек пытается привлечь к себе внимание.
Тихая, невнятная речь - причина неуверенности в себе, стеснительности. Человек хочет уйти в тень, быть незаметным.
)В состоянии возбуждения речь будет эмоциональна, голос громче, а в состоянии депрессии - тихой, унылой.
3)Пауз в коммуникации избегает человек, который не знает, что сказать, не хочет слушать собеседника, не дает ему высказать свою точку зрения, не уважает его, либо тот кто говорит не обдумывая свои слова.
)Вращающееся кресло на колесиках позволяет руководителю эффективней использовать рабочее место, придает чувство контроля за ситуацией, ощущение полноправным хозяином.
)Круглые и овальные столы предпочтительнее использовать в офисах, чем прямоугольные. Благодаря мягким округлым формам переговоры проходят более успешно, настраивая людей на дружественные отношения. Круглый стол объединяет всех участников переговоров, сглафивая конфликтные ситуации и уравновешивая атмосферу. Прямоугольные столы доставляют участникам переговоров дискомфорт, чувство напряженности.
)Слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом называется хронотопом.
)Оптимальным промежутком времени визуального контакта является 2/3 от процесса общения. Если же человек все время смотрит на своего собеседника, то либо собеседник весьма привлекателен и интресен, либо враждебно настроен, доставляя собеседнику определенный дискомфорт. В результате переизбытка визуального контакта собеседник может испытать со стороны другого попытку доминирования,...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Сравнение образа мира людей, практикующих и не практикующих осознанные сновидения

Реферат: Исследование особенностей внимания младших школьников

Реферат: Современное состояние теории психического развития в отечественной возрастной психологии

Курсовая работа: Теоретические основы изучения взаимосвязи типа нервной системы и особенностей внимания у подростков

Статья: Перечень лекарственных препаратов, знание которых необходимо для студентов IV курса