Дипломная работа: Оптимизация сестринской помощи детям с психоневрологической патологией в специализированном детском санатории

Особенностью системы психиатрической помощи детям в России с ранних этапов ее становления является установка на развитие внебольничной психиатрии, на лечение, реабилитацию и изучение больных детей непосредственно в условиях их жизни и деятельности.

Дата добавления на сайт: 04 ноября 2024


Скачать работу 'Оптимизация сестринской помощи детям с психоневрологической патологией в специализированном детском санатории':


Дипломная работа
Оптимизация сестринской помощи детям с психоневрологической патологией в специализированном детском санатории
Содержание
TOC \o "1-1" \n \h \z \u ВведениеГлава 1. Обзор литературы (реабилитация детей с психоневрологической патологией в медицинских учреждениях санаторного типа)Глава 2 Структура и организация деятельности санатория "Ласточка"2.1 Структура санатория "Ласточка2.2 Организация деятельности санатория2.2.1 Организация заезда2.2.2 Отбор детей для санаторного лечения2.2.3 Организация приема детей2.2.4 Период активного лечения и реабилитации2.2.5 Период подготовки ребенка к выписке2.2.6 Эффективность лечения и реабилитации детей2.3 Анализ должностных обязанностей медицинских сестер2.4 Анализ результатов исследованияГлава 3 Оценка качества медицинской помощи детям в санатории "Ласточка"3.1 Опыт оценки качества сестринской помощи3.2 Оценка качества работы медицинских сестер санатория "Ласточка"3.3 Анализ результатов исследованияВыводГлава 4. Организация деятельности сестринского персонала санатория "Ласточка"4.1 Улучшение работы с родственниками4.2 Оптимизация работы сестринского персонала санаторияВыводЗаключениеСписок литературыПриложенияВведениеОсобенностью системы психиатрической помощи детям в России с ранних этапов ее становления является установка на развитие внебольничной психиатрии, на лечение, реабилитацию и изучение больных детей непосредственно в условиях их жизни и деятельности. На современном этапе организации психиатрической помощи детям роль внебольничных форм ведения психически больных детей у нас в стране еще более возросла. По примеру нашей страны указанная тенденция за последние годы получила распространение и в некоторых зарубежных странах. Это объясняется рядом факторов [1]. Во-первых, расширением выявления психически больных детей в населении, особенно за счет благоприятно протекающих вариантов психических заболеваний, лечение которых в условиях больницы не всегда является целесообразным. Во-вторых, патоморфозом психических заболеваний с изменениями в их клинических проявлениях и течении с возрастанием числа обострений, не требующих обязательной госпитализации, увеличением вариантов заболеваний, характеризующихся менее выраженной остротой симптоматики и не столь глубокой социальной дезадаптацией больных детей. В-третьих, важную роль сыграло широкое внедрение методов фармакотерапии, приводящих к быстрому восстановлению социально-сохранных форм поведения и позволяющих лечить больных детей вне условий закрытого стационара, а также активизация и внедрение разнообразных форм и методов социально-восстановительных мероприятий. С другой стороны, российские психиатры всегда обращали внимание на дезадаптирующую роль стационаров закрытого типа при длительном пребывании в них психически больных, что приводит к развитию явлений госпитализма и снижению социальной активности больных [10]. Все это создало условия для широкого развития, наряду с другими организационными формами внебольничного ведения психически больных, таких учреждений, как детские санатории [43].
Для оздоровления детей, страдающих различными хроническими заболеваниями, существует сеть санаторно-курортных учреждений различного типа, включая специализированные санатории, санатории для лечения детей с родителями [2].
Сегодня в местных санаториях всех профилей получают лечение более 5000 детей. Обеспеченность детскими санаторными койками (без учета противотуберкулезных) составляет 6,2 на 10000 детского населения при показателе РФ 20,9. Столь низкая обеспеченность детскими санаторными койками в крае требует научно обоснованного использования имеющего коечного фонда.
Для лечения детей, страдающих психоневрологической патологией в г. Красноярске функционирует КГУЗ Детский санаторий ”Ласточка" на 100 коек. Однако, план койко-дней в течение последних трех лет выполняется в среднем на 95%.
В настоящее время проблема реабилитации детей с заболеваниями нервной системы продолжает оставаться актуальной. Важная роль в этой работе играет сестринский персонал.
Цель дипломной работы: разработка предложений по оптимизации помощи детям на основе углубленного изучения работы сестринского персонала КГУЗ Детского санатория ”Ласточка”.
Задачи:
1. Изучить организацию работы детского санатория.
2. Проанализировать должностные обязанности сестринского персонала.
3. Оценить качество оказания медицинской помощи детям в санатории.
4. Разработать предложения по улучшению работы сестринского персонала.
Сестринская помощь детям с психоневрологической патологией в специализированном детском санатории является объектом нашего исследования.
Предметом нашего исследования является организация работы специализированного детского санатория, анализ должностных обязанностей сестринского персонала и оценка качества оказания медицинской помощи детям в санатории.
Гипотеза исследования.
Организация лечебной и реабилитационной работы с хронически больными детьми, в медицинских учреждениях санаторного типа связана с психоневрологической патологией, возрастом детей, материально-техническими возможностями учреждения, квалификацией врачебного персонала. На всех этапах пребывания ребенка в санатории с ним работают медицинские сестры и от их мотивации, компетенции, соблюдения медицинской этики во многом зависит качество медицинской помощи детям. Повышению эффективности работы сестринского персонала будут способствовать разработанные критерии оценки качества и доработанные должностные обязанности.
В ходе исследования нами были опрошены врачи - 13 человек, медицинские сестры - 20 человек, родители детей находящихся на реабилитации в санатории в количестве 100 человек.
Метод сбора информации: анкетирование.
Методы исследования:
Социологический;
Статистический;
Системного анализа;
Программа и план исследования включали:
Составление регистрационных документов (анкет);
Определение методов сбора информации;
Сбор информации;
Анализ полученных результатов;
Разработка предложений по улучшению работы сестринского персонала.
Практическая значимость и новизна. Эффективность деятельности детского психоневрологического санатория "Ласточка" в значительной мере зависит от организации адресных лечебно-восстановительных мероприятий, выполняемых медицинскими сестрами и критериев качества оценки их работы.
Место проведения исследования - КГУЗ Детский санаторий ”Ласточка" психоневрологическое отделение.
Глава 1. Обзор литературы (реабилитация детей с психоневрологической патологией в медицинских учреждениях санаторного типа)Детский психоневрологический санаторий соединяет в себе, с одной стороны, преимущества стационарного ведения больных (возможность ежедневного наблюдения врачом и средним медицинским персоналом, применение различных видов активной терапии, организации терапевтической среды и пр.), с другой, - положительные стороны амбулаторного лечения, т.е. лечение без отрыва от привычных жизненных условий, что имеет ряд чрезвычайно важных преимуществ (сохранение социального статуса больного, положительное влияние привычных условий социальной среды и пр.) [16,21,28]. Наряду с вышеуказанным, детские психоневрологические санатории имеют и ряд экономических преимуществ: для их развертывания требуются меньшие площади; отсутствует необходимость развертывания большого количества коек; стоимость одного дня пребывания в по сравнению с больницей в два раза меньше. В настоящее время в детских психоневрологических санаториях успешно лечится все возрастающая часть тех больных детей, которые ранее помещались исключительно в стационары закрытого типа. Детский психоневрологический санаторий оказывает все большее влияние на показатели деятельности психиатрических учреждений, в частности, на показатели госпитализации [14, 27, 69].
В некоторых санаториях наряду с традиционными методами реабилитации применяют и нестандартные. Рассмотрим детский психоневрологический санаторий "Калуга Бор" в пригороде г. Калуга. В этом санатории применяются следующие виды лечения: лекарственная терапия; физиотерапия: бальнеотерапия, теплолечение (озокерит), электролечение, ингаляции, УФО, кислородный коктейль; оздоровительный комплекс "Сауна"; лечебная физкультура и массаж; динамическая проприоцептивная коррекция (лечебно - нагрузочный костюм "Адели" и "Гравистат"; коррекция двигательных нарушений с помощью тренажера "Гросса", механотренажеров, настольного тенниса; лечебная хореография; бассейн, гидрокинезотерапия; статокинезиметрия; иппотерапия; ортопедическая помощь; трудотерапия; музыкальные занятия; логоритмика; логопедические занятия с помощью тренажеров БОС для речедвигательной реабилитации, компьютерных обучающих программ; развивающие компьютерные игры на основе БОС; школа дефектолога-логопеда; психологическая помощь (педагогом-психологом, клиническим психологом, практическим психологом); детская терапевтическая стоматология. Хочется особенно отметить такой метод реабилитации, как иппотерапия.
Верховую езду стали использовать в качестве лечебного и реабилитирующего средства, воздействующего на физическую и психическую сферу больного. Так иппотерапия получила признание как уникальный высокоэффективный метод реабилитации. Особенно эффективной иппотерапия оказалась в реабилитационной практике с детьми, страдающими тяжелыми заболеваниями, в борьбе с которыми традиционная медицина часто оказывается бессильной (детский церебральный паралич, ранний детский аутизм, умственная отсталость и др.). Иппотерапия - это лечение без боли, без страха и насилия, без труднопереносимых процедур и препаратов. Она сочетает в себе социально-психологическое и лечебно-реабилитационное воздействие. Знакомство с лошадью создает положительный эмоциональный фон: это радость от встречи и общения с прекрасным животным, большим, сильным и очень ласковым. Занятия с детьми, имеющими тяжелые физические поражения, проводятся как правило без седла. При посадке на лошадь происходит естественный развод сведенных при ДЦП ног ребенка. Его мышцы разогреваются теплом тела лошади и массируются движениями мощной мускулатуры животного. Размеренный ритм движений лошади также оказывает благоприятное воздействие, улучшая общее состояние организма, нормализует мышечный и сосудистый тонус, укрепляет сердечно-сосудистую и дыхательную системы, благотворно влияет на опорно-двигательный аппарат, улучшает осанку координацию движений, балансировку, инициирует и укрепляет двигательные рефлексы. Все это играет положительную роль в восстановительных процессах. Умение балансировать достигается только на практике, теоретически этому научить нельзя. С помощью иппотерапии мы достигаем этого быстрее и эффективнее. Отмечено, что эффективность комплексного лечения с помощью иппотерапии достигает 96%.
При проведении иппотерапевтических занятий отмечается положительная динамика:
1. Снижение реактивности, тревожности, аутизма.
2. Улучшение самочувствия, активности, настроения.
3. Отчетливой тенденции к проявлению самостоятельности, особенно у детей привыкших к гиперопеке.
4. Повышается жизненная активность, нарастает мотивация к реабилитации.
Иппотерапия назначается с учетом показаний и противопоказаний. Продолжительность занятия 30 минут. Минимальный курс 10 дней [3].
За последние десятилетия направленность и содержание работы детских психоневрологических санаториев претерпели изменения. Во-первых, в детский санаторий стало больше направляться больных непосредственно из населения, минуя стадию пребывания в стационаре закрытого типа, в том числе впервые заболевших, а также больных на разных стадиях заболевания. Во-вторых, изменились показания для направления больных в детский санаторий в зависимости от их психического состояния. В настоящее время в детский санаторий преимущественно направляются больные с различными подострыми состояниями и выраженными психопатологическими расстройствами при сохранении упорядоченного поведения и наличием у больных положительной установки на лечение. Осуществляя лечение без отрыва от обычной социальной среды, дневные стационары отвечают задачам предупреждения социальной дезадаптации у психически больных детей и занимают определенное место в системе психиатрической помощи. За последние годы, в связи с патоморфозом психических заболеваний и возросшими возможностями психофармакотерапии, контингенты детских психоневрологических санаториев значительно расширились за счет больных с более прогредиентным течением и широким кругом подострых состояний [40, 65]. Иными словами, оказалось возможным и более целесообразным в дневных детских психоневрологических санаториях лечить и ту часть психически больных, которые ранее чаще направлялись в обычные стационары. Поскольку особенность деятельности детских санаториев заключается в пребывании больных детей в домашних условиях с ежедневным посещением дневного стационара, эта форма помощи может существовать лишь при значительном приближении к населению. Поэтому количество мест в детском санатории зависит от местных условий - плотности населения, транспортных условий, места расположения детского санатория в регионе обслуживания [44, 56].
Поскольку в нашей стране психоневрологические диспансеры или диспансерные отделения существуют в городах с населением в 200 тыс. и более, детские санатории могут быть организованы практически при всех диспансерах. Детские санатории могут и должны быть также организованы в городах и населенных пунктах с меньшим населением при медсанчастях некоторых крупных предприятий, а также в сельских районах при психиатрических кабинетах ЦРБ в качестве составной части этих учреждений с учетом размеров региона обслуживания и хороших транспортных условий [24,29].
Но наиболее широкие возможности по оснащенности и комплексной реабилитации имеют санатории, расположенные в крупных городах с населением более 1 млн. человек. Например, детский психоневрологический санаторий №66, г. Москва. Здесь реабилитация пациентов осуществляется с помощью новейшего медицинского оборудования. В том числе создан кабинет гипокситерапии. В санатории наблюдаются дети от 4 до 8 лет с отставанием в развитии, отклонениями в речи, сложными неврологическими расстройствами. Большое внимание в кабинете гипокситерапии уделяется детям, которые имеют отставание в весе, анемию, другие сопутствующие соматические заболевания. Обращается внимание на категорию длительно и часто болеющих детей. По всем этим позициям удается достигнуть положительных результатов. Средняя эффективность лечения составляет около 98%. С поправкой на длительный летний отпуск и карантины в течение года через кабинет проходит 70-80 детей с курсом лечения 15-25 сеансов [6].
По мнению ряда авторов: [35, 59] задачами детских психоневрологических санаториев являются:
уточнение диагноза и особенностей состояния, в том числе для подбора более адекватных видов терапии, определения прогноза, путей реабилитации; в части случаев оценки степени утраты трудоспособности (когда обследование не может быть осуществлено в условиях стационара).
долечивание больных, получивших основной курс терапии в отделениях больницы, которые могут быть переведены на полустационарный режим и нуждаются в постепенной адаптации к обычной жизненной обстановке.
Решение указанных задач включает мероприятия по социально-трудовой реабилитации (обычно с привлечением семьи, близких больного) [4], а также выявление и коррекцию конфликтных взаимоотношений между больными и их ближайшим социальным окружением (семья, производственный коллектив и др.) [38,53].
Предметом деятельности такого учреждения является: санаторно-курортная и реабилитационная помощь, лечебно-профилактическая помощь детям и подросткам, страдающим психоневрологическими и сопутствующими заболеваниями [11].
Виды деятельности, требующие специального разрешения (лицензии), осуществляются после получения такого разрешения в установленном законодательством порядке [15].
Объем указанных видов помощи соответственно двум основным функциям (помощи больным, поступающим через диспансер непосредственно из населения и переведенных на долечивание из больницы). Причем, он варьирует в зависимости от ряда местных особенностей организации психиатрической помощи - совместное или раздельное расположение больницы и диспансера, обеспеченность населения местами в больнице и дневном стационаре, количество больных, состоящих на учете, и др. [66].
В случае, если детские санатории имеются как при больнице, так и при диспансере, каждый из них практически может быть целиком ориентирован на осуществление одной из указанных функций. В крупных областных центрах, где больница, диспансер, дневной стационар и детский санаторий расположены в одном месте, функция долечивания может занимать значительное место в работе детского санатория и объем этого контингента может достигать до половины от общего числа пользованных больных детей. Если детский санаторий организован при диспансере, расположенном раздельно с больницей, тем более при значительном удалении от нее, в работе детского санатория доминирует помощь больным, направляемым непосредственно из населения, а функция долечивания составляет лишь 10-20% [62].
Примером такого взаимодействия является сотрудничество Алтайского краевого детского психоневрологического санатория, Алтайского диагностического центра и Алтайской краевой клинической больницы в г. Барнауле. Комплексная реабилитация детям проводится в течение трех недель в условиях Алтайского краевого детского психоневрологического санатория. Реабилитационные мероприятия - комплексные, направленные на устранение патологического двигательного стереотипа и коррекцию нарушенных высших функций головного мозга. Реабилитация начинается с проведения медикаментозной, адаптационной терапии, состоящей из седативных препаратов (таблетки валерианы, успокаивающие фитосборы, глицин, аминалон) и адаптагенов. Адаптационный период длится 5-7 дней, а в некоторых случаях - 10 дней. Затем плавно "подключаются" другие реабилитационные мероприятия. Среди этих мероприятий приоритетное место занимает лечебная физкультура и массаж, направленные на развитие и закрепление имеющихся у детей двигательных навыков и создание мотиваций к выработке новых двигательных актов. При этом особенно активно внедряется "кондуктивный" метод лечебной физкультуры, когда действие всего (!) персонала учреждения направлены на устранение патологического двигательного стереотипа. Применение факторов физиолечения в данном возрастном периоде ограничено: с 2-х лет применяется электромиостимуляция, но широко используются тепловые процедуры. В комплексной реабилитации большой объем занимает логопедическая работа - это обязательный логопедический массаж (преимущественно по методике Новиковой) и постоянная работа с кистью. Значительная часть времени посвящена психолого-педагогической работе. Особый интерес в реабилитации детей раннего возраста представляют занятия в сенсорной комнате с логопедом и...

Похожие материалы:

Реферат: Организация оказания сестринской помощи в реанимационном отделении