Дипломная работа: Организация внедрения программы "сестринское дело" в учебный процесс общеобразовательных учреждений

Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать профессиональные и бытовые трудности.
Здоровье человека – это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

Дата добавления на сайт: 01 марта 2024


Скачать работу 'Организация внедрения программы "сестринское дело" в учебный процесс общеобразовательных учреждений':


Дипломная работа
По специальности
«Сестринское дело»
"Организация внедрения программы "сестринское дело" в учебный процесс общеобразовательных учреждений"
Киров – 2008
Введение
Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать профессиональные и бытовые трудности.
Здоровье человека – это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
В настоящее время стало очевидным, что комплекс неблагоприятных демографических, социально-экономических, политических и экологических факторов, возникших в последние годы в стране, крайне негативно сказался на состоянии здоровья населения.
Охрана здоровья населения Российской Федерации является одним из приоритетных направлений политики государства в период реформирования экономики и социальной сферы.
За последние годы общая смертность населения в РФ значительно возросла, почти в 1,5 раза выше, чем в развитых странах, в основном за счет крайне высоких показателей смертности от заболеваний системы кровообращения, несчастных случаев, отравлений, травм и онкологических заболеваний.
Младенческая смертность в 2–3 раза выше, чем в развитых странах, что в значительной мере является многочисленными осложнениями беременности, родов и перинатальной патологией.
Значительно сократилась средняя продолжительность жизни, особенно мужчин.
Серьезной проблемой для общества стали социально обусловленные болезни – алкоголизм, наркомания, туберкулез, ВИЧ-инфекция, заболевания, передающиеся половым путем.
В стране все более обостряется проблема курения. За последние годы количество курящих моложе 40 лет возросло с 45 до 70%. Стремительно увеличивается удельный вес курящих подростков. Достаточно сказать, что на сегодня каждый десятый школьник зависим от табака и имеет тенденцию к развитию болезней, связанных с курением.
Показатель распространенности алкоголизма среди подростков составляет 27,5 на 100000 подростков, за последние 2 года он увеличился в 1,5 раза. Одновременно чрезвычайно высока численность подростков, злоупотребляющих алкоголем без признаков сформировавшегося алкоголизма (профилактическое наблюдение) – 854,8 на 100000 подростков, что выше ее уровня в населении в целом в 3 раза.
В стране существенно увеличилось количество людей, употребляющих наркотики. Среди подростков уровень распространенности наркомании за последние 10 лет увеличился в 14,8 раза. В настоящее время более 3 миллионов человек потребляют наркотики, из них молодежь в возрасте до 30 лет, составляющая основную группу ВИЧ – инфицированных.
Для Российской Федерации эпидемия ВИЧ-инфекции является одной из наиболее острых и актуальных проблем, которая представляет реальную угрозу социально-экономическому развитию страны.
Крайне неблагоприятным является тот факт, что 70–80% ВИЧ – инфицированных – это молодые люди в возрасте 15–29 лет.
С 1990 года Россия переживает очередную волну эпидемически неустойчивой ситуации по ИППП. Рост заболеваемости продолжался до 1997 г., поразив практически 1,5% населения, в том числе более 100 тыс. детей и подростков. Несмотря на отмечаемое официальной статистикой снижение заболеваемости ИППП, уровень ее все еще остается крайне высоким.
Отмечается некоторое снижение абсолютного числа абортов как у девочек до 14 лет, так и девушек 15–19 лет. Абсолютное число абортов у девочек до 14 лет в 2003 г. составило 1206 (в 2002–1343), в возрастной группе 15–19 лет – 171 765 (в 2002 г. – 183 247).
Одной из важных проблем остается состояние репродуктивного здоровья девочек и девушек-подростков. На фоне увеличения соматической патологии имеется тенденция к росту гинекологической заболеваемости, ведущее место в структуре которой занимают расстройства менструации. За последний год частота расстройств менструации на 100000 девочек и девушек-подростков возросла на 20,2 и 14,9% соответственно. Гинекологическая заболеваемость, высокий уровень абортов являются причинами бесплодия в браке.
Мотивация здоровья и здорового образа жизни занимает центральное место в формировании и сохранения здоровья каждого человека. Под мотивацией здоровья и здорового образа жизни понимается осознание человеком необходимости сохранения здоровья как основы для проявления в различных сферах жизнедеятельности, как основы его гармонического развития и выполнение в связи с этим тех или иных мероприятий по сохранению и поддержанию здоровья, соблюдения для этих же целей принципов здорового образа жизни. При отсутствии мотивации у человека любые программы и мероприятия по сохранению здоровья будут слабо эффективны или вообще нерезультативны.
Например, если человек сам не осознает, что курение вредно, не убедится в его пагубности, малоэффективными окажутся любые мероприятия по борьбе с курением. Однако наличие мотивации у человека плюс борьба с ним обеспечивают практически 100% успех.
Многие исследователи показали, что здоровье в иерархии потребностей нашего современника-россиянина не входит в число приоритетных ценностей. По данным различных опросов оно занимает от пятого до пятнадцатого места, но даже высокие места в некоторых исследованиях являются номинальными и не подтверждаются наличием в образе жизни респондентов факторов, укрепляющих и сохраняющих здоровье.
В стране 70 процентов населения не занимается физкультурой, а распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80 процентов.
Учитывая, что здоровье человека более чем на 50 процентов определяется образом жизни, то есть отношением его к собственному здоровью и здоровью окружающих, из всего комплекса мер, направленных на охрану здоровья населения, одним из направлений деятельности в сложившихся условиях будет формирование у населения навыков здорового образа жизни, повышение уровня санитарно-гигиенической культуры, что не требует значительных финансовых затрат и может дать ощутимый социально-экономический эффект.
Хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение. Мировой опыт свидетельствует, что эффективность этой профилактической деятельности среди населения, исключительно высока.
В формировании здорового образа жизни приоритетной должна стать роль образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, подростков и молодежи, формирование у них активной мотивации заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих.
Обучение населения медицинским знаниям должно осуществляться с помощью программ, специально адаптированных к различным возрастным и социальным группам населения.
Многие проблемы, связанные с охраной здоровья населения, можно решать такими доступными способами:
– проведение оздоровительных мероприятий и занятий по самообследованию и самопомощи;
– проведение разъяснительной работы среди подростков и молодежи о вреде курения, употребления алкогольных напитков, наркотических средств, а также по вопросам безопасного секса с целью снижения заболеваний, передающихся половым путем, предупреждения непланируемой беременности;
– введение в воспитательные и образовательные программы курсов по оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях, по основам ухода за больными, выполнению простейших медицинских процедур;
– пропаганда знаний об источниках инфекционной опасности, причинах и профилактике тех инфекций, которые наиболее актуальны для России из-за их распространения на территории страны, социально-экономической значимости, тенденции к ухудшению эпидемиологической обстановки и имеющейся угрозы заноса инфекции из-за рубежа. Если нация здорова, то она может создать большой национальный продукт. Ожидаемый результат – экономика работает на человека; если она позволяет изнашиваться здоровью, то подрывает свой основной закон: экономика – все для человека.
Общественное здоровье – медико-социальный ресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению национальной безопасности. Как общественное, так и частное здоровье, обусловлено комплексным воздействием социальных, экономических, поведенческих и биологических факторов; его улучшение способствует увеличению продолжительности и качества жизни, благополучию людей, гармоничному развитию личности и общества, повышению качества производственной жизни и производительности труда.
Политика в области охраны здоровья населения должна предусматривать прежде всего воздействие на индивидуальные привычки людей и осуществляться по двум основным направлениям:
– формирование понимания у людей необходимости позитивных изменений в образе жизни и важность стремления к таким изменениям, в том числе путем повышения их медико-гигиенических знаний для соответствующих мотиваций в отношении к своему здоровью, выработка умения и навыков здорового образа жизни;
– создание условий, способствующих улучшению качества жизни и укреплению здоровья населения.
Основными направлениями в реализации этой политики является совершенствование законодательства Российской Федерации и определение приоритетов профилактической деятельности.
Возрастает роль сестринского персонала в санитарном просвещении населения по таким его важнейшим направлениям, как формирование здорового образа жизни, профилактика заболеваний, отравлений и несчастных случаев, половое воспитание, планирование семьи и безопасное материнство.
На сестринский персонал возлагается обязанность обеспечить обучение населения приемам оказания неотложной помощи и методам ухода за больными и нетрудоспособными лицами, что позволит облегчить решение ряда медико-социальных проблем силами населения и самих пациентов, а также повысит эффективность деятельности специальных служб в условиях чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Обучение надо начинать со школы, учить, начиная с юных лет, по спирали, идя вперед и возвращаясь к пройденному, наращивая объем и сложность информации, закрепляя полученные знания и умения. А это вопрос не одного учебного года. Нужно ввести медицинские знания как общеобразовательную дисциплину во всех учебных учреждениях различного типа, то есть медицинское образование должно быть непрерывным.
Сестринское дело охватывает физические, интеллектуальные и социальные аспекты жизни в той мере, в которой они влияют на здоровье, возникновение болезни, нетрудоспособность и смерть.
В сложившейся ситуации сестринский персонал, составляющий самую многочисленную категорию работников здравоохранения, и предоставляемые им услуги рассматриваются как ценный ресурс здравоохранения для удовлетворения потребностей населения в доступной, приемлемой и экономически эффективной медицинской помощи.
Такая помощь должна предоставляться сестринским персоналом в учреждениях здравоохранения и любых других учреждениях, а также на дому, иными словами, везде, где есть в ней потребность.
Важная роль в реформе здравоохранения, обеспечении доступности и качества предоставляемых населению услуг, усилении профилактической направленности, решении задач медико-социальной помощи отводится специалистам, имеющим среднее медицинское и высшее сестринское образование и составляющим самую многочисленную категорию работников здравоохранения.
Каждая медсестра, которая получила необходимые знания еще в процессе учебы, поняла бы важность просветительской деятельности, смогла бы консультировать и обучать население. Конечно, изменить ситуацию так, чтобы наши граждане начинали ценить свое здоровье не тогда, когда оно уже потеряно, а гораздо раньше, нелегко, но работать в этом направлении, заниматься просвещением необходимо.
Нормативно-правовая база:
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (от 22.07.1993 г., №5487–1)
ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (от 30.03.99., №52)
Федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002–2006)»
Подпрограмма «Неотложные меры по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека («Анти – ВИЧ/СПИД») (2002–2006)
Программа неотложных мер по противодействию эпидемии ВИЧ-инфекции в государствах – участниках СНГ» (от 31.05.2002)
Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года
Постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.2004 №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих»
Указ Президента РФ «О президентской программе «Дети России» (от 18.08.1994 г., №1696)
Цель дипломной работы:
Организовать внедрение программы «Сестринское дело» в учебный процесс общеобразовательных учреждений.
Задачи:
– проанализировать отношение школьников к своему здоровью
– помочь учащимся в формировании объективного представления о своих интересах, подготовить их к сознательному выбору профессии
– провести анализ медицинских знаний учащихся до и после введения курса
Основные проблемы, связанные с реализацией программы:
– несовершенство правовой базы
– финансирование
– низкий уровень санитарной культуры подростков и молодежи
– отсутствие заинтересованности
– нехватка методических пособий
– низкая оплата педагогического звена.
Объектом исследования являются учащиеся лицея №3 (31 чел.) г. Котласа химико-биологического профиля.
Предметом исследования – организация внедрения программы «Сестринское дело» в учебный процесс общеобразовательного учреждения»
Гипотеза: обучение детей будет более эффективно, если им займутся квалифицированные кадры, нужно объединить усилия медиков и педагогов, так как в одиночку не в силах преодолеть тенденцию ухудшения здоровья нации, если финансирование будет в достаточном объеме для решения проблем, связанных с состоянием здоровья подрастающего поколения и нации в целом.
Методы исследования:
Пилотажное исследование
теоретический анализ литературы
экономическо-статистический
практический опыт
социальный опрос
анкетирование
тестирование
Практическая значимость: данный материал можно использовать в педагогических целях при работе со школьниками старших классов, при работе с родителями и преподавателями школы, при проведении Дней здоровья, при организации соревнований медицинских постов.
Структура работы обусловлена основной целью и задачами и состоит из введения, основной части, заключения, библиографии и приложений с авторской программой и образцами анкет по исследованиям.
сестринский здоровье профессия учебный
1. Педагогический процесс при введении программы
Социально-экономические преобразования нашего общества на современном этапе вызвали необходимость реформирования всех форм образовательной системы и прежде всего общеобразовательной школы. Суть ее сводится к оптимизации образовательного процесса.
Сегодня перед всеми участниками образовательного процесса стоит проблема повышения качества образования, его адаптации к складывающимся жизненным реалиям. Целями образования являются развитие человека, воспитание личности. Однако в современных условиях достижение этих целей невозможно без построения системы формирования здоровья человека. Качество жизни каждого индивидуума зависит, в первую очередь, от уровня его здоровья, позволяющего пользоваться всеми возможностями, противостоять негативным факторам.
Сегодня школа призвана выполнять объективный социальный заказ на воспитание здорового человека. Речь идет о новом подходе в образовании, требующем пересмотра и качественного обновления всего образовательного процесса.
Последние 10 лет во всем мире идет интенсивная работа по качественному изменению здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательных учреждениях. Приоритетным направлением его становится профилактическая работа. В 1994 году создана программа Европейского регионального бюро ВОЗ по медико-санитарному просвещению и укреплению здоровья, которая заложила основу для разработки и проведения проекта «Участие школ в работе по укреплению здоровья».
Медицинские знания учащихся должны стать неотъемлемой частью образовательного процесса. Зачастую обучающиеся в школах не имеют элементарных знаний в области профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, не обладают знаниями по оказанию первой помощи, основам ухода за больными и престарелыми людьми. Возможно, даже эти пробелы в знаниях и низком уровне санитарной культуры влияют на высокие цифры статистики по заболеваемости среди школьников и подростков.
Например, опрос, проведенный в прошлом году в учебных заведениях Котласа, показал, что 21 процент опрошенных на полном серьезе считают, что применение противозачаточных таблеток может предохранить от ВИЧ – инфекции. Вывод один: нужна неустанная разъяснительная работа среди молодежи.
Остается значимой проблемой репродуктивное здоровье подростков и молодежи, предотвращение осложнений после абортов, высокий процент абортов у первобеременных в возрастных категориях 15–19 лет, а также смертность после них. Надо помочь молодежи сделать свое сексуальное и репродуктивное поведение осознанным, а контрацептивное поведение – грамотным. Если мы не будем воздействовать всеми силами и средствами на эти обстоятельства, что возможно при внедрении в школьные программы обязательного сексуального образования, то будем иметь в качестве медицинских последствий юных беременных и родильниц, аборты у несовершеннолетних, воспалительные заболевания половых органов и т.д. Грамотное, квалифицированное половое воспитание и сексуальное образование, участие в нем не только врачей, но и других специалистов поможет решить проблему репродуктивного здоровья молодежи и в конечном счете позитивно скажется на перспективах будущих семей, рождаемости в стране.
Таблица 1. Структура абортов в возрастной группе 15–19 лет (Архангельская область, 2004 г.)
15–19 лет
Аборты
– по мед. показаниям
– по соц. показаниям
– самопроизвольные
– медицинские легальные
– неуточненные
Аборты у первобеременных
Прерывание беременности до 12 недель
Прерывание беременности 22–27 недель 26,7
16,7
8,6
8,4
10,5
48,2
8,7
16,5
Школьники, подростки, молодежь – главный потребитель информации в современном мире. С одной стороны, количество информации на подростковую и молодежную аудиторию, растет. Но этот рост зачастую сопровождается тиражированием негативных сцен насилия, вседозволенности. Наши дети часто знают не то, что следовало бы знать.
Таблица 2. Распространенность курения среди старших школьников в г. Москве (в % от числа опрошенных)
ЮНОШИ 15–16 ЛЕТ
Всего 924 чел. 1998 г.
108 чел. 1999
229 чел. 2000
184 чел. 2001
191 чел. 2002
212 чел.
Вы курите?

Похожие материалы:

Тестовые задания: ТЕСТЫ для подготовки слушателей к сертификационному экзамену ЦИКЛ: «Сестринская косметология» СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: сестринское дело

Курсовая работа: Организация экономических учреждений в системе обязательного медицинского страхования