Реферат: Развитие социологии в Беларуси
Оглавление
Введение 3
Этапы развития социологии в Беларуси 4
Социологическая мысль дореволюционного периода 4
Социологическая мысль советского периода (1917-1991) 5
Постсоветский период 8
Заключение 9
Литература 10
Дата добавления на сайт: 16 июня 2024
Скачать работу 'Развитие социологии в Беларуси':
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
«ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ
МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра социально-гуманитарных наук
Реферат на тему:
«Развитие социологии в Беларуси».
Подготовил студент 37 группы
2 курса лечебного факультета
Шустов Д.А.
Проверил
Старший преподаватель
Королев М.Г.
Витебск, 2015
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc438163957 \h 3Этапы развития социологии в Беларуси PAGEREF _Toc438163958 \h 4Социологическая мысль дореволюционного периода PAGEREF _Toc438163959 \h 4Социологическая мысль советского периода (1917-1991) PAGEREF _Toc438163960 \h 5Постсоветский период PAGEREF _Toc438163961 \h 8Заключение PAGEREF _Toc438163962 \h 9Литература PAGEREF _Toc438163963 \h 10
ВведениеСтановление социологии в Беларуси происходило под влиянием географических, социально-политических и национально-культурных особенностей социальных процессов на белорусских землях. Находясь в центре Европы, они испытывали на себе влияние со стороны как Запада, так и Востока. Здесь теснейшим образом переплетались политические и экономические интересы соседних народов и государств, что определило своеобразие белорусского фольклора, художественной и социально-философской литературы, науки, морали и права
Социология начала проникать в Беларусь в XIX в. с двух сторон: из России в виде переводов на русский язык работ классиков европейской социологии и из западных стран в виде оригинальных произведений на европейских языках. Кроме того, многие произведения русских социологов печатались в европейских странах в переводе на европейские языки и в этом виде возвращались в Россию.
Этапы развития социологии в Беларуси (по А. Н. Елсукову):
Социологическая мысль дореволюционного периода
Социологическая мысль советского периода (1917-1991)
Постсоветский период
Социологическая мысль дореволюционного периодаПредпосылки оформления социологии представлены в произведениях видных мыслителей и общественно-политических деятелей, таких как К. Туровский (1130-1182), Е. Полоцкая (ок. 1110-1173), Ф. Скорина (1490-1551), К. Нарбут (1738-1807), И. Стройновский (1752-1815), Т. Костюшко (1745-1817), И. Еленский (1756-1813), Я. Барщевского (1796-1851), А. Мицкевича (1798-1855), В. Дунина-Мартинкевича (1808-1884), В. Спасовича (1829-1906), а также писателей и поэтов начала XX в. Я. Купалы (1883-1942), Я. Коласа (1882-1956), М. Богдановича (1891-1917), Э. Пашкевич (1876-1916), А. Гаруна (1887-1920). В работах этих мыслителей предпринимается попытка научного изучения белорусской национальной самобытности, особого белорусского менталитета. Социологическая мысль в этот период тяготела к общим теоретическим построениям, сливаясь, с одной стороны, с социальной философией, а с другой – работами этнографического и демографического характера.До 20-х годов XX в. социология в Беларуси не была институционализирована. Особенностями возникновения социологии в Беларуси стали:1) отсутствие условий для институционализированного развития по причине отсутствия научных центров и высших учебных заведений;2) тесная взаимосвязь с национально-освободительным движением;3) отсутствие специальной подготовки у тех, кого можно назвать представителями белорусской социологической мысли.
Социологическая мысль советского периода (1917-1991)Научный статус социология в Беларуси приобретает при советской власти. В созданном в 1921 г. Белорусском государственном университете открыта кафедра социологии и первобытной культуры. В преподавании социологических дисциплин активно участвовали профессора В. И. Пичета, С. 3. Каценбоген, В. Н. Ивановский, С. М. Василейский и др.
На базе Института белорусской культуры, созданного в январе 1922 г., а в 1929 г. преобразованного в Академию наук Беларуси, проведены исследования в области социально-экономических и социально-культурных проблем развития белорусской нации (Е. Ф. Карский, С. М. Некрашевич), динамики социальной структуры белорусского общества (В. И. Игнатовский, М. В. Довнар-Запольский), проблем семьи, религии (С. Я. Вольфсон, Б. Э. Быховский), образования и воспитания (С. М. Василейский, А. А. Гайваровский, С. М. Ривес).
В 1920-е многочисленные исследования были проведены по проблеме быта и духовных ценностей крестьянства. Центральное бюро краеведения при АН БССР разработало специальную методическую справку по изучению белорусского крестьянства. На ее основе специальная комиссия АН БССР обследовала порядка 50 колхозов.
В конце 1920-х - начале 1930-х был проведен ряд крупных выборочных опросов, посвященных изучению религиозности и антирелигиозных установок населения. (Вольфсон С.Я. Современная религиозность. Мн., 1930).
Эмпирические социальные исследования 1920 - 1930-х в большинстве своем имели прикладной характер и были мало связаны с теоретическими концепциями. Обычно они проводились по описательному плану, без предварительной формулировки гипотез. В этих исследованиях применялись наиболее элементарные уровни измерения социальных признаков. Социологические анкеты включали, главным образом, открытые вопросы, что определяло низкий уровень стандартизации процедуры сбора информации. Вместе с тем несомненен и значительный успех белорусской социологической мысли, попытавшейся в новых исторических условиях осмыслить дух революционного преобразования общества, его положительные и отрицательные моменты. Последнее, видимо, не устраивало официальную власть, которая стала с подозрением смотреть на научные разработки в области истории, социологии, статистики и др. Правда, теоретико-методологическая база белорусских исследователей не отличалась оригинальностью, социологические идеи зачастую либо переплетались с работами исторического, этнографического или демографического характера, либо тяготели к работам общего, социально-философского плана. Белорусская социология не выходила еще на уровень конкретно-прикладных исследований, к которым с самого начала Советская власть относилась с известной долей подозрения. Кроме того, не была создана методическая база подобных исследований. Социология в этот период развивалась в русле академических традиций. Важную роль в развитии социально-экономических исследований сыграла система статистической информации. В Беларуси формирование органов государственной статистики завершилось в 1922 году. Многие статистические обследования по предмету и характеру представляли собой тип прикладных социологических исследований. Статистика и конкретная социология взаимно дополняли друг друга. Появляется все больше социологических работ, построенных на статистических данных или полученных специальными эмпирическими методами.
В 30-е годы ситуация резко меняется. Власть все больше и больше приобретает черты тоталитарного режима с запретами, подозрениями и искоренениями. Истинное положение дел в общественной жизни, оказавшееся весьма далеким от коммунистических идеалов, начинает подвергаться идеологической лакировке. Научное познание реалий социалистической действительности становится нежелательным, поэтому исследования социальных явлений либо свертываются, либо попадают под контроль идеологической цензуры. Социологические исследования как в Союзе в целом, так и в Беларуси стали резко сокращаться. Обрушившиеся в этот период на белорусскую интеллигенцию репрессии уничтожили ее наиболее квалифицированное ядро. Эту трагическую участь разделило и большинство белорусских обществоведов. В 1929 году смещается с поста ректор В.И. Пичета, много сделавший для возрождения белорусской науки и культуры, утверждения белорусского языка в качестве государственного (преподавание в университете велось в основном на белорусском языке). В сентябре 1930 года он был арестован и в составе 115 научных сотрудников обвинен в связях с белой эмиграцией по так называемому “делу историка С.Ф. Платонова” и сослан в Вятку (освобожден в апреле 1936 года). Трагически оборвалась и жизнь В.М, Игнатовского – первого президента Академии Наук Беларуси. В конце 30-х годов социология как самостоятельная наука перестала существовать. Накопленные в предшествующие годы материалы стали достоянием архивов и специальных фондов библиотек.
С середины 1930-х и до середины 1960-х собственно социологическая мысль в Беларуси и СССР практически полностью отсутствовала.
С середины 60-х годов начинается новый этап развития социологических исследований в республике.
В 1965 г. на общественных началах в г. Минске был открыт Институт социологических исследований. При институте работали курсы по подготовке социологов. Он выполнял функции научного центра, координирующего социологические исследования, проводимые в республике. В 1967 году создаются проблемные социологические лаборатории в Белорусском политехническом институте, Минском пединституте, Белорусской сельскохозяйственной академии, Гродненском педагогическом и Гродненском сельскохозяйственном институтах. В 60-70-е годы социологические группы в Беларуси функционировали во всех ведущих вузах.
В 1967 г. начали функционировать проблемные социологические лаборатории при БГУ, Институте народного хозяйства, и других ведущих вузах.
В 1968 г. в составе Института философии и права АН БССР был создан сектор конкретных социальных исследований.
В 1970 г. белорусские социологи впервые приняли участие в работе Международной социологической ассоциации в болгарском городе Варна.
В 1976 г. учреждено Белорусское отделение Советской социологической ассоциации.
В 1978 г. создан Сектор методологических проблем социологических исследований в Институте философии и права Академии наук Беларуси.
В 1988 г. с постановлением ЦК КПСС «О повышении роли марксистской социологии в решении узловых проблем советского общества» в номенклатуре научных специальностей социология отделяется от философии.
В 1989 г. открывается отделение социологии и кафедра социологии в БГУ, а в Академии наук БССР создается Республиканский центр социологических исследований (РЦСИ).
В 1990 г. на базе РЦСИ создается Институт социологии АН БССР. Институт выполнил исследования по следующим направлениям: динамика социальной структуры, интересы и потребности различных групп и слоев населения, особенности их социального статуса и деятельности в обществе, социальная дифференциация и интеграция, взаимосвязь социальных структур и демографических процессов, структура рынка труда и динамики безработицы, мотивация и стимулирование труда в условиях перехода к рыночной экономике, основные тенденции развития науки, социодинамика культуры в ее сопряженности с процессами усвоения духовных ценностей и норм различными социальными группами общества, поведение личности, социальных общностей, их взаимодействие в экстремальных условиях кризисов, конфликтов и катастроф, включая Чернобыльскую, социально-психологические характеристики личности и трудовых коллективов, их социальной активности, анализ и прогнозирование социально-экономических, демографических и политических процессов в Республике Беларусь и развитие международных связей и сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья. Институт стал головной организацией по государственной программе фундаментальных исследований "Динамика социальных процессов в условиях государственной независимости Беларуси: социологический анализ и прогнозирование".
Постсоветский периодВ 1994 г. Белорусское отделение Советской социологической ассоциации преобразовано в Белорусскую социологическую ассоциацию (БСА).
С 1997 г. выходит журнал «Социология».
В 1996 г. создается Центр социологических и политических исследований БГУ (Д.Г. Ротман).
В 2000 г. на основе БСА создано Белорусское общественное объединение «Социологическое общество».
ЗаключениеК концу XX века развитие социологии достигло определенных результатов. Но позитивные перемены не снимают с повестки дня вопроса о том, что социологическая наука в Беларуси пока не избежала недостатков, присущих обществознанию в целом. Социологи "не заметили" многих серьезных общецивилизационных проблем, не дали убедительного прогноза событий, не предложили обществу более рационального и менее болезненного и разрушительного пути развития.
Системный кризис, развившийся с конца 80-х годов, предъявляет новые требования к социологии. Из науки, объясняющей явления, она превращается в науку, активно содействующую созиданию новой социальной реальности. Сущность новой научной парадигмы состоит не в осознании этой новой роли социологии, а в усвоении новой философии смысла и цели человеческого развития, поскольку потребительские подходы выявили свою полную непригодность. К концу тысячелетия мы пришли к пониманию, что в настоящее время в мире нет ни такого государства, ни такой философии, которые могли бы служить единственным примером для будущего развития всего человечества.
Литератураhttp://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=34http://www.ggau.by/moodle/mod/resource/view.php?id=2354Данилов А.Н. Социология // Наука Беларуси в ХХ столетии / НАН Беларуси. Комис. по истории науки; Редкол.: Н.А. Борисевич (председатель) и др. - Мн.: "Белорусская наука", 2001. - 1006 с. - С. 190-202.
Статья Г.П. Давидюка «Социологическая мысль Беларуси: становление и этапы развития»
Официальный сайт кафедры социологии БГУ: «История кафедры социологии БГУ»
Похожие материалы:
Реферат: Изучение влияния негативных взаимоотношений в семье на личностное развитие детейДипломная работа: Развитие мотивации игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Курсовая работа: Развитие познавательного интереса истории учащихся основной школы
Курсовая работа: РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ
Курсовая работа: РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ТРУДНОСТЯМИ В ПОВЕДЕНИИ