Реферат: Основы здорового образа жизни

Сегодня перед человечеством со всей остротой стоит вопрос, как организовать образ жизни в соответствии с биологической природой человека и его социальными потребностями и жить полноценной, творческой жизнью, не болея. Ответ на этот вопрос па первый взгляд достаточно прост и однозначен — Вести здоровый образ жизни.

Дата добавления на сайт: 05 ноября 2024


Скачать работу 'Основы здорового образа жизни':


УО «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РЕФЕРАТ
Основы здорового образа жизни
Подготовила:
Уч-ся 31 с/д группы
Сысоева Ю.К.
Преподаватель:
*ВИТЕБСК 2008*
Введение
Сегодня перед человечеством со всей остротой стоит вопрос, как организовать образ жизни в соответствии с биологической природой человека и его социальными потребностями и жить полноценной, творческой жизнью, не болея. Ответ на этот вопрос па первый взгляд достаточно прост и однозначен — Вести здоровый образ жизни. Однако в современном обществе здоровый образ жизни — это сложное, многофункциональное явление.
Ученые отмечаю г чрезвычайное многообразие связен здоровою образа жизни с различными сторонами общественной жизни, например между образом жизни и здоровьем, культурой и здоровьем, между медицинскими знаниями и самовоспитанием личности, уровнем двигательной активности определенных социальных групп населения и обороноспособным потенциалом страны, уровнем развития образования, культуры и ее составной части - физической культуры и общественно-экономическими достижениями нации.
Не вызывает сомнений необходимость дифференцированного подхода к формированию здорового образа жизни в различных слоях и социальных группах. Чрезвычайно актуальна разработка основ здорового образа жизни студенческой молодежи, тем более что до сих пор эта проблема остаётся недостаточно исследованной.
Здоровый образ жизни связан с личностно-мотивационным воплощением индивидами своих социальных, психологических, физических возможностей и способностей. Важно при этом иметь в виду, что для здорового образа жизни недостаточно сосредоточивать усилия лишь на преодолении факторов риска возникновения различных заболеваний, таких, как алкоголизм, табакокурение, наркомания, гиподинамия, нерациональное питание, конфликтные отношения, а главное выделить и развивать все те многообразные тенденции, которые «работают» на формирование здорового образа жизни и содержатся в различных сторонах жизни человека.
Здоровьем хорошее психофизическое состояние как стиль жизни — это философия людей, которые не хотят быть пассивными и воспринимать как неизбежное болезни, слабость сердечно-сосудистой системы, избыточную массу и снижение работоспособности. Это стиль жизни для тех, кто борется с факторами риска, сохраняет свою жизнеспособность и укрепляет ее и хочет поддерживать качество жизни в любом возрасте.
Если человек не будет любить жизнь, бороться за свое полноценное физическое и духовное долголетие, никакая медицинская паука, никакие лекарства и рецепты ему не помогут. К тому же всем известно, что значительно легче и разумнее предотвратить, предупредить болезнь, чем чинить «испорченный» и «изломанный» организм.
Таким образом, роль воспитания (в том числе физического) заключается в том, чтобы выработать у каждого члена общества отношение к здоровью как к главной человеческой ценности.
Древние врачи говорили, что человек есть «храм здоровья и красоты» (Маймонид). И о том, чтобы этот храм был чистым, красивым и здоровым должен заботиться сам человек — хранитель своего храма. Сегодня большинство людей утверждает, что здоровье это проблема не только медицинских работников, но и специалистов, занимающихся проблемами здорового образа жизни. Поэтому педагог, врач должны уметь рассказать своим ученикам, как надо содержать этот храм.
В ближайшее время на помощь преподавателю прилег компьютерная техника, позволяющая облегчить учет и анализ психофизического состояния студентов, определять индивидуальные факторы, направленные на духовное и физическое совершенствование, разрабатывать варианты программ борьбы с факторами риска для здоровья.
Вместе с тем, какого бы уровня не достигла современная информатика, ведущей фигурой учебного процесса всегда будет педагог, и от того, насколько творчески он сможет использовать информационные данные, будет зависеть психическое и физическое совершенство студенческой молодежи.
К основным направлениям здорового образа жизни относятся следующие: социальный (образ жизни должен быть эстетичным, нравственным и волевым): медико-биологический (образ жизни должен быть возрастным, обеспечен энергетически, а также укрепляющим, ритмичным и аскетичным); педагогический (образ жизни должен быть воспитывающим, формирующим и стимулирующим).
Образ жизни студента
Образ жизни — это философско-социологичсская категория, охватывающая совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом, которые рассматриваются в единстве с условиями жизни.
В основе образа жизни лежит, с одной стороны, определенная совокупность деятельности в разных сферах общественной жизни, а с другой условия, в которых он развивается и складывается. В этой связи важно знать, какой вклад вносит в образ жизни каждый из видов входящих в него деятельное теп (учебно-трудовая, трудовая, культурно-бытовая, общественно-политическая и др.), какое влияние оказывают они друг на друга в процессе взаимодействия.
В основе образа жизни лежит деятельность, точнее говоря, совокупность деятельностей в разных сферах общественной жизни. Конечно, при рассмотрении образа жизни необходимо иметь в виду и те условия, в которых он складывается и развивается, однако они не определяют сущность образа жизни класса, социальной группы и даже конкретного человека.
Мы будем рассматривать категорию образа жизни в основном как биосоциальную. Образ жизни человека в большей степени определяется его биологическими особенностями, состоянием здоровья, особенностями повседневной жизни, трудовой деятельностью, бытом, формами использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участием в общественной жизни, нормами и правилами поведения. Доказано, что из суммы всех факторов, детерминирующих здоровье человека, 60-65 % приходится на образ жизни. Он включает в себя не любые, а социально значимые виды деятельности. Поэтому социологию интересуют не вес факты сознания и поведения человека, а лишь те. которые значимы дня общества и фиксируют связи человека с важнейшими явлениями общественной жизни.
При анализе образа жизни обычно рассматриваются различные его составные части: профессиональная, общественная, социально-культурная, бытовая и другие виды деятельности. В качестве основных видов выделяют социальную, трудовую и физическую активность. Иными словами, главным в образе жизни человека является то. как живет он (или социальная группа), каковы основные способы и виды жизнедеятельности, се направленность. При этом следует иметь в виду, что каждая из социальных групп имеет свои различия в образе жизни, свои ценности, установки, эталоны поведения и т. д. Будучи в значительной мере обусловленным социально-экономическими условиями, образ жизни находится в зависимости от мотивов деятельности конкретного человека, особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей.
Категория образа жизни интегративна по отношению к таким понятиям, как уровень, качество и стиль жизни.
Уровень жизни — категория, характеризующая степень удовлетворения материальных, культурных, духовных потребностей, включает спектр всех социальных ценностей.
Качество жизни характеризуется удовлетворением человеческих потребностей.
Стиль жизни — поведенческая особенность жизни человека, т. е. определенный стандарт, пол который подстраиваются психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).
У каждой личности при одинаковом уровне потребностей свой индивидуальный способ их удовлетворения, поэтому поведение у людей разнос и зависит оно в значительной степени от воспитания.
Многие исследователи предлагают рассматривать индивидуальный стиль жизни людей сточки зрения социально-психологических особенностей, т. е. через категории целей жизни, счастья и благополучия. Классификация стилей жизни с позиции саморегуляции позволяет выделить четыре принципа, сориентированных на реализацию требований аскетизма, созерцания и деяния. Анализ показывает, что данные принципы саморегуляции являются предпосылками формирования представлений человека о возможных способах достижения счастья, а сами эти представления выполняют системообразующие функции в определенных индивидуальных стилях жизни.
В современных условиях совершенствование образа жизни требует более четкого определения исходных принципиальных положений, характеризующих формы и методы его изменения.
Во-первых, речь идет об анализе реально достигнутого состояния, фактически сложившейся структуры условий жизни, степени развитости тех или иных видов и форм деятельности людей и сравнения полученных данных с соответствующими и качественными показателями в прошлом, а также в других странах или регионах.
Во-вторых, необходимо знать специфические условия и виды жизнедеятельности различных социально-классовых, социально-демографических и соцнально-профессиональных групп населения. Это особенно важно при планировании на уровне территориальных общностей, когда городской или сельский образ жизни может быть рассмотрен еще и как образ жизни определенного социального статуса — рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, студенчества и т. д. В национальных районах требуется учет тех аспектов и сторон жизни, которые присущи данной нации, народности или этнической группе.
Только при таком подходе возможно сбалансированное развитие всех элементов образа жизни, имеющего, помимо общих черт и особенностей, специфические формы проявления в конкретной исторической обстановке или социальной среде.
В-третьих, перемены в образе жизни связаны с активным включением в разработку, реализацию, корректировку намеченных планов людей, ибо только при их участии можно добиться коренных преобразований, направленных на обновление общества в нашей стране.
В-четвертых, вполне закономерно в процессе управления использовать идеальную модель образа жизни, т. е. брать за основу нормативные требования и показатели, характеризующие его будущее состояние. Несмотря на ограниченность имеющихся у общества ресурсов, идеальная модель образа жизни позволяет выявить степень расхождения с реальным положением и на этой основе способствует более точному, квалифицированному определению средств осуществления перспективных целей.
И наконец, важное значение приобретает учет интересов и потребностей людей, что находит отражение в желаемом образе жизни, который может не совпадать с реально достигнутым, но в то же время отличаться от идеального. Поэтому ориентироваться непосредственно на идеальную модель не всегда целесообразно. Степень же расхождения или совпадения между реальным, желаемым и идеальным образом жизни является основой для оптимального, научно обоснованного планирования образа жизни.
Желаемый образ становится той непосредственной целью, которую люди ставят перед собой. Анализ ценностных ориентации показывает, что в юс сознании и поведении складывается ряд новых явлений.
Следовательно, современный образ жизни представлен различными типами, в которых сочетаются самые разные проявления сознания людей: позитивное, негативное и переходное.
Ценностные ориентации являются компонентом не только сознания, по и поведения. От того, какие целевые установки человек реализует в своем поведении, зависит его образ жизни.
Как социальная общность студенческая молодежь обладает специфическими характеристиками, многие из которых очевидны и обусловливаются решаемыми ею задачами. Во-первых, в этот период организм приобретает зрелость, под которой понимают, прежде всего, социальную способность к труду в общественном производстве без возрастных ограничений. Во-вторых, в эти годы происходит выбор профессии, т. е. определение индивидом своего места в системе общественного разделения труда. В-третьих, для молодых людей характерны ускоренное формирование процесса основополагающих потребностей и их закрепление, выработка нравственной модели поведения.
В-четвертых, создаются семьи, рождаются дети, которых необходимо растить и воспитывать. Нередко все эти задачи молодежь решает практически одновременно, что придает ее образу жизни особую динамичность, интенсивность, а противоречия носят довольно сложный характер.
Сегодня можно говорить о формировании нового типа человека, способного на протяжении своей жизни активно использовать собственные возможности и способности. В. М. Выдрин (1980) выделил наиболее важные качества современного человека: «во-первых, всестороннее развитие его индивидуальных зада псов, склонностей и дарований для воплощения в творческие способности ко всем сем видам деятельности, которые необходимы в обществе; во-вторых, освоение каждым человеком достижений науки и культуры, формирование научного мировоззрения и в результате перемещение жизненного интереса из сферы материальном потребления в сферу удовлетворения духовных запросов; в-третьих, гармоническое развитие духовных и двигательных способностей человека, его духовной и физической красоты».
Формирование здорового, разумного образа жизни включает ряд компонентов. Первый и главный компонент образа жизни — груд (в данном случае труд, учеба понимаются как синонимы). От него зависит здоровье, он является важным условием духовного развития человека, соединения личного счастья со счастьем других людей. Второй компонент личного образа жизни — общение с людьми, заимствование богатого опыта старших, обогащение своего внутреннего мира за счет знаний, достижений культуры.
Труд, познание мира, общение с людьми, быт — не только компоненты образа жизни, но и основные пути самопознания молодежи. Поэтому создать себя — значит создать свой стиль жизни и деятельности, выработать нравственные позиции в отношении к обществу. Это помогает использовать благоприятные обстоятельства и бороться с неблагоприятными.
Концентрированным выражением взаимосвязи образа жизни и здоровья человека является понятие «здоровый образ жизни». Он объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для здоровья и развития человека условиях. Здоровый образ жизни выражает определенную ориентированность деятельности личности в направлении укрепления и развития личного (индивидуального) и общественного здоровья. Последнее, по своей сути, должно быть первейшей потребностью человека, но удовлетворение этой потребности, доведение се до оптимального результата носит сложный, своеобразный, часто противоречивый, опосредованный характер и не всегда дает желаемый результат. Эта ситуация обусловлена рядом обстоятельств, прежде всего тем, что: здоровье и здоровый образ жизни в обществе в силу низкой культуры еще не стал главенствующим в иерархии потребностей многих людей;
в нашей стране еще не выражена, в достаточной степени, положительная мотивация здоровья;
в человеческой природе заложена медленная реализация обратных связей как негативных (факторы риска), так и позитивных (факторы защиты) воздействий на организм человека.
2. Стиль жизни студенческой молодежи
Под стилем жизни в общественном сознании принято принимать характер жизнедеятельности индивида, в котором сочетается своеобразие человека с особенностями конкретных условий жизни.
Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студенческой молодежи свидетельствует о неупорядоченности и хаотичной организации образа жизни. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный прием пиши, систематическое недосыпание, непродолжительное пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение и др.
Такой стиль жизни студенческой молодежи определяется объективными и субъективными факторами обучения, отражающимися на психофизиологическом состоянии студентов. К Объективным факторам относят среду жизнедеятельности и учебного труда студентов, возраст, пол, состояние здоровья, общую учебную нагрузку, отдых, в том числе активный. К субъективным факторам следует отнести знания, профессиональные способности, мотивацию учения, работоспособность, нервно-психическую устойчивость, темп учебной деятельности, утомляемость, психофизические возможности, личностные качества (особенности характера, темперамент, коммуникабельность), способности адаптироваться к условиям обучения в учебных заведениях.
Учебное время студентов в среднем составляет 58-64 часа в неделю (включая самоподготовку), т. е. ежедневная учебная нагрузка равна 9-11 часам (3-4 пары в аудитории, плюс 2-3 часа в зависимости от будущей профессии занятия в читаль-1 ном зале, в аудио-, видео- или компьютерном классе, в лаборатории). К этому следует добавить 2-4 часа в день на самоподготовку, в большинстве случаев в условиях общежития. Следовательно, рабочий день студентов — одни из самых продолжительных. Значительная часть их (около 67 %), не умея планировать свой бюджет времени, переносят бытовые проблемы на выходной день. Многие занимаются самоподготовкой по 5-6 часов в выходной день.
В студенческом возрасте (17-25 лет) завершаются физическое развитие, функциональное формирование внутренних органов, становление интеллекта и его отдельных функций (сенсорно-перцептивные, мышление и т. п.). При этом определяющую роль играет образование и учение, т. е. деятельность по усвоению знаний, умений, навыков. Фактор учения, постоянной умственной работы влияет на уровень интеллекта студентов, позволяет им эффективно выполнять напряженную учебную деятельность.
Особенно сложным для студентов является экзаменационный период, период стрессовых ситуаций, протекающих в большинстве случаев в условиях дефицита времени. В этот период к интеллектуально-эмоциональной сфере студентов предъявляются повышенные требования. К психофизиологическому дискомфорту может привести как учебная перегрузка, так и плохая организация учебного труда: критичность работы, отсутствие своевременного и качественного отдыха, питания, оздоровительных мероприятий.
Совокупность объективных и субъективных факторов, негативно воздействующих на организм студентов в определенных условиях, способствует появлению сердечно-сосудистых, нервных, психических заболеваний. К факторам риска следует отнести: 1) социальные перемены, жизненные трудности, усиление значения субъективного фактора в оценке тех или иных жизненных ситуаций, непонимание близкими людьми, постоянное Сушение недостатка времени: 2) перенапряжение, связанное с загруженностью работой, хроническое психоэмоциональное перенапряжение, длительное эмоциональное перенапряжение, обусловленное ответственностью за выполняемую работу, резкое ограничение физического компонента в жизнедеятельности, хроническая раздражительность, неуверенность в себе, хроническая тревожность и внутреннее напряжение, агрессивность и невротизм (состояние,...

Похожие материалы:

Реферат: ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ

Реферат: ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

Реферат: Физиологические основы здорового образа жизни

Реферат: ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Курсовая работа: СВЯЗЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ И ОБРАЗА ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ