Реферат: Оценка и мониторинг физического состояния студентов

В век глобальной интернетизации количество непрерывно возникающей новой информации превышает человеческие возможности ее усвоения.

Дата добавления на сайт: 26 ноября 2024


Скачать работу 'Оценка и мониторинг физического состояния студентов':


Министерство путей сообщения Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Омский государственный университет путей сообщения
Реферат: «Оценка и мониторинг физического состояния студентов»
Выполнил: ст. гр. 28-Д
Дробышев Е.Е.
Проверил: преподаватель
Трещёва О.Л.
Омск 2010
Качество образования и здоровье
В век глобальной интернетизации количество непрерывно возникающей новой информации превышает человеческие возможности ее усвоения. Научный прогресс смещает центр тяжести нагрузки человека с физической сферы на психическую и умственную. Как никогда возрастает роль физической культуры в обеспечении жизнедеятельности человека.
Однако отношение большинства участников образовательного процесса к предмету «физическая культура», единственному, формирующему у учащихся жизненно необходимые физические качества, способствующему через разнообразную двигательную активность гармоничному физическому развитию и, как следствие, профилактике заболеваемости, оставляет желать лучшего. Поэтому одна из основных задач управления системой образования – приведение процесса обучения в соответствие с состоянием здоровья учащихся. А это невозможно сделать без модернизации образования в сфере физической культуры и физического воспитания, без изменения статуса предмета и учителя физической культуры.
Сегодня в России что ни образовательное учреждение, то инновационная экспериментальная площадка. Однако нигде не обеспечен мониторинговый контроль того, с какими показателями здоровья мы получаем детей в начале года и какими они становятся в результате инноваций. Известно, что большинство инновационных образовательных учреждений ухудшают здоровье детей. По информации начальника управления Министерства образования Российской Федерации Д. Шилова, заболеваемость в гимназиях в 2 раза выше, чем в обычных школах, 40% инновационных программ приходится на 6% одаренных детей и на 10–15% детей, имеющих высокие учебные достижения. Стремление к дальнейшему усложнению учебных программ, которые стареют быстрее, чем нарастает объем информации, ведет к учебным перегрузкам, стрессам, негативно сказывается на здоровье учащихся. Процесс обучения становится фактором риска, тогда как в Законе Российской Федерации «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
К сожалению, забота о здоровье многомиллионной армии обучающихся не стала приоритетом национальных проектов «Образование» и «Здоровье». То же самое можно сказать о рассматриваемом Рособрнадзором Министерства образования и науки Российской Федерации совместно с Государственной Думой законопроекте о создании общероссийской системы оценки качества образования». В большинстве выступлений качество образования отождествляется с качеством обученности по результатам Единого государственного экзамена и других методик. Но разве можно считать качественным образование, наносящее ущерб здоровью детей?
В условиях, когда на протяжении последних десятилетий сохраняется устойчивая тенденция ухудшения здоровья детей и подростков (увеличение заболеваемости по всем классам болезней, ухудшение физического развития, снижение уровня физической подготовленности на фоне выраженной гипокинезии и гиподинамии школьников), нельзя говорить о качественном образовании.
Длительный 10–11-летний период школьного образования превращает школу в главное место управления здоровьем учащихся. Если раньше врачи констатировали, что здоровье детей ухудшается из-за неудовлетворительной организации учебного процесса (недостаточная освещенность классных помещений, плохая проветриваемость, неправильная форма и величина школьных столов, перегрузка учебными занятиями), то в современной школе к этим недостаткам добавились множество других факторов риска, влияющих на здоровье (компьютеризация, интенсификация обучения, снижение двигательной активности). Испытывать социальный информационный стресс стали не только школьники, живущие в условиях систематической интеллектуальной нагрузки, но и дошкольники, ее раньше не имевшие. Ведь для них неизбежной становится интенсивная подготовка к школе в связи с усложнением школьных программ, освоение современной технологии быта, приобщение к домашнему компьютеру. Организм дошкольника, рассчитанный на значительные объемы двигательной активности, работает с большой недогрузкой. Это способствует гиподинамии, ослаблению мышечной системы организма человека. Низкие функциональные возможности детей не только свидетельствуют о неблагоприятном влиянии факторов среды обитания, но и позволяют считать неэффективными принимаемые меры в плане формирования здорового образа жизни учащихся.
На совершенствование внутришкольной среды, защиту ребенка от ее неблагоприятных факторов, создание комфортных условий для процесса обучения, от которых зависят учебные достижения и здоровье школьников, направлена модернизация системы российского образования, в том числе в сфере физического воспитания детей и подростков. Укрепление и сохранении здоровья – важнейшая задача государственной политики в области обновления образования. Ее решение должно сыграть роль в сохранении нации, ее генофонда. В реализации этого положения ведущая роль принадлежит физической культуре. Из всех школьных предметов он прививает ребенку сознательное и грамотное отношение к своему телу, своему здоровью, стремится к накоплению и развитию практического опыта. Это единственная учебная дисциплина, которая традиционно входит в базовое содержание образования дошкольников, школьников, студентов, всех учащихся.
Эффективное использование возможностей предмета «физическая культура» способствует физическому развитию человека, совершенствованию двигательных качеств, укреплению его здоровья. На этот учебный предмет и следует перенести акцент с лечебных, оздоровительных, физиотерапевтических и других медицинских мероприятий, особенно характерных для инновационных учебных заведений, использующих их как способ снижения отрицательных влияний нетрадиционно организованного учебного процесса. Преподаватель физической культуры, используя методику комплексной оценки физического развития и физической подготовленности, поможет ученику освоить простейшие тесты для самоконтроля здоровья, научит измерению, расчету и оценке индивидуальных достижений, отслеживанию их в мониторинге. Только такой личностно-ориентированный подход к учащемуся может сформировать мотивацию к занятиям физической культурой.
Здоровье нации – категория экономическая, политическая, определяющая социальную стабильность. От него зависит трудовой потенциал страны и ее обороноспособность. Только здоровые люди могут производить материальные блага, успешно учиться и стать работоспособными специалистами. Без них невозможен ни научно-технический прогресс, ни успехи в экономике и других отраслях хозяйствования.
Статистика
За годы реформирования государственной системы демографическая ситуация в России заметно ухудшилась. Растет смертность и заболеваемость, снижается рождаемость и трудоспособный возраст. В начале XXI в. Россия отстает по продолжительности жизни от десятка наиболее развитых стран мира: мужчины – на 15–19 лет, женщины – на 7–12 лет. Уровень рождаемости (суммарный коэффициент рождаемости) не превышает 1,35 при 2,15, необходимых для простого воспроизводства населения. Родительское поколение замещается детьми лишь на 60%. Общество стареет.
В Российской Федерации продолжается процесс ухудшения состояния здоровья детей. На международном конгрессе «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI в.», проходившем в Москве в мае 2004 г. («Физическая культура в школе», № 8, 2004. – С. 8), было обнародовано и доказано катастрофическое состояние здоровья детей и подростков. Здоровых учащихся к окончанию общеобразовательных школ – менее 10% от общего числа выпускников. Функциональные отклонения у детей до 14 лет за последнее десятилетие увеличилось на 85%, хронические заболевания – на 84%. Только один дошкольник из трех приходит в школу здоровым. За время обучения в школе в 4–5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата (сутулость, плоскостопие, искривление позвоночника), в 2 раза увеличивается число нервно-психических расстройств как результат хронического стресса и функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы. В подтверждение приводятся следующие цифры: если в 60-е годы старшеклассники распределялись по группам здоровья так: I группа – 36,5%, II группа – 23,5%, III группа – 40%, то в 2000 г.: I группа – 2,3%, II группа – 28,7%, III группа – 69%. К началу ХХI в. отмечается лавинообразное падение числа здоровых детей. В московских школах их не более 2–5%. Не в лучшую сторону изменяются морфологические показатели: во всех возрастных группах масса тела теперь ниже в среднем на 7–9 кг.
Правдивость этих исследований подтверждается результатами ежегодного призыва выпускников школ в Российскую армию. Средний уровень физической подготовленности в 10–11-х классах равняется примерно 70–80% того, что было 20–25 лет назад. Нормативы комплекса ГТО недоступны большинству старшеклассников. Общая заболеваемость учащихся 11-х классов в 2 раза выше, чем учеников 1–2-х классов . Гиподинамия из-за увлечения телепередачами, компьютерными играми, Интернетом стала массовым явлением. Например, в Китае у двух миллионов молодых людей 17–20 лет выявлена болезнь, названная «интернетной зависимостью».
По данным Института возрастной физиологии Российской академии образования, недопустимо низкая двигательная активность отмечена у 25% учащихся. У 35% она не соответствует оптимуму, способствующему гармоничному развитию и сохранению здоровья ребенка. Здоровью школьников не способствуют и значительные учебные перегрузки, а также рост асоциальных явлений в молодежной среде, вызванных нерациональной организацией досуга. Результаты мониторинга московских старшеклассников и студентов первых курсов начального и среднего профессионального образования, полученные в 2005 г. Национальным научным центром наркологии Министерства здравоохранения РФ свидетельствуют:
регулярно курят – 40%;
употребляют пиво – 38%;
употребляют вино – 18%;
употребляют крепкие напитки – 15%;
пробовали наркотики – 25%.
Министерство обороны Российской Федерации сообщает, что 70% призывников имеют опыт употребления наркотиков. Формирование зависимости и болезни приходится на 18 лет, пик – на возраст студенчества. («Учительская газета» от 11 апреля 2006 г. – С. 20). Неумеренные амбиции и стремление к быстрым учебным достижениям затмевают для отдельных педагогов и родителей заботу о сохранении и укреплении здоровья детей.
Тревожная статистика состояния здоровья озвучена на заседании Госсовета по физической культуре и спорту, созданного при Президенте России. Более 50% юношей и девушек, окончивших школу, уже имеют по 2–3 хронических заболевания. Лишь 15% выпускников можно считать здоровыми. Более 30% юношей не могут быть призваны в армию. За время обучения в вузе здоровье студентов ухудшается, и по прогнозу число посещающих спецмедгруппу может достигнуть 50%. На первом месте – болезни сердечно-сосудистой системы, на втором – опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз и т.п.), на третьем – органов дыхания, т.е. заболевания, наиболее значимые для обеспечения жизнедеятельности. От внезапной остановки сердца ежегодно в Российской Федерации умирает 250 тысяч человек , а затраты на здравоохранение в РФ составляют 3% от ВВП, тогда как в США – 18% .
Анализ функционального состояния студентов выявил, что их здоровье характеризуется следующими цифрами:
высокий уровень – у 1,8% студентов;
средний – у 7,7%;
низкий – у 21,5%;
очень низкий – у 69%
(«Учительская газета», 2003 г., № 51 – С. 22.).
По данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков российской Академии медицинских наук, школьников с дефицитом массы тела за последнее десятилетие стало больше в 1,5 раза. Частота выявления у них функциональных отклонений выросла на 20%. За это же время уровень общей заболеваемости детей увеличился практически в 1,3 раза, доля же здоровых детей, по результатам Всероссийской диспансеризации, составила 33,89%. Удельный вес детей с хроническими патологиями и детей-инвалидов возрос вдвое. Такая статистика – реальная угроза национальной безопасности, и эта проблема может стать тяжким бременем для страны.
Шесть российских академий под председательством Президента Российской академии наук собрались впервые, чтобы обратить внимание государства на катастрофическое положение его детей, его будущего. Вывод ученых категоричен: «Ухудшение здоровья детей влечет за собой в будущем существенное снижение интеллектуального, трудового, репродуктивного и оборонного потенциала страны, а также дальнейшее углубление демографического кризиса».
Научное сообщество медиков, гигиенистов, психологов доказательно заявило, что негативную роль в ухудшении здоровья подростков, наряду с другими факторами, сыграло и проводимое реформирование системы образования, часто не учитывающее особенностей подросткового возраста и создающее условия для роста эмоциональной напряженности, социального стресса и расслоения подростковой популяции.
Современная ситуация складывается так, что обучение и здоровье заняли по отношению друг к другу противоположные позиции. По словам Ирины Родниной, российское образование, в котором 60% учащихся имеют отклонения в здоровье, а физическая подготовленность призывников с каждым годом ухудшается, работает на Министерство здравоохранения. Такое состояние системы образования не может устраивать работодателей, потребителей образовательных услуг.
Как бороться с этой бедой? Как измерить показатели здоровья и контролировать их динамику под воздействием учебных нагрузок в школе и вузе? Как определить: содействует ли учебное заведение здоровью учащихся?
Мониторинг здоровья как оценка эффективности образовательного процесса
Очень важно уделять постоянное внимание использованию инновационных технологий, авторских программ по физическому воспитанию для оздоровления обучающихся средствами физической культуры и разнообразной двигательной активности.
Но не менее важно овладение методикой мониторинга показателей здоровья по тестам физического развития, физической и функциональной подготовленности с целью оценки эффективности инноваций, внедряемых в учебный процесс.
Лечение становится очень дорогим, поэтому укрепление и восстановление здоровья с помощью физических упражнений, использования оздоровительных сил природной среды, гигиенических факторов приобретает особую актуальность.
Науки о здоровье начинаются с самой древней, санитарии. Санитария – наука о сохранении здоровья, а не о лечении болезней. Санология – наука о здоровье, механизмах и условиях его обеспечения. Это учение о противодействии организма болезням, в основе которого лежит динамический комплекс защитно-приспособительных механизмов, возникающих при воздействии чрезвычайных раздражителей. Валеология – наука о прямом пути к здоровью, изучающая особенности многих аспектов здорового образа жизни практически здоровых людей. Отличие санологии от валеологии в том, что она является косвенным путем к здоровью, а валеология – прямым. Различны и пути определения количества здоровья. По Н.М. Амосову, количество здоровья определяется суммой резервных мощностей основных функциональных систем организма и рассчитывается с помощью резервных коэффициентов. По Г.Л. Апанасенко, для оценки уровня здоровья используются индексы массы тела, отношение жизненной емкости легких к массе тела, время восстановления частоты сердечных сокращений и т.д. По балльной шкале испытуемого относят к одной из пяти групп уровня здоровья: с низким, ниже среднего, средним, выше среднего и высоким уровнем здоровья. По Р.А. Баевскому, в основе расчета уровней здоровья лежит количественная оценка протекания адаптационных процессов в организме человека.
Формирование приоритета здоровья должно стать задачей общества, в котором мы живем. А сегодня основная масса материальных ресурсов тратится на лечение в клиниках. Современные научные данные свидетельствуют о том, что здоровье нации не находится в прямой зависимости от величины расходов на здравоохранение. В 50% случаев на здоровье человека оказывает влияние образ жизни, в 20% – наследственность, в 20% – состояние окружающей среды, и только в 8,5% случаев эксперты Международной организации труда оценивают вклад здравоохранения в общую сумму факторов, определяющих здоровье. Опыт самых богатых зарубежных стран показывает, что растущие затраты на медицину не всегда обеспечивают эффект. Здоровье, которое держится на тоннах лекарств и протезов, является фикцией. Поэтому деньги там вкладываются и в физкультурно-оздоровительные программы, направленные на формирование здорового образа жизни населения.
Правительство Российской Федерации озабочено решением ряда социальных проблем: выплатой зарплат, пенсий, стипендий, помощью безработным и другим наименее защищенным слоям населения. Однако решение этих проблем будет возможно, если сохранить здоровье нации, ее способность к воспроизводству рабочей силы в условиях рыночных отношений и различных форм собственности.
Начало XXI в. характеризуется прогрессом в техногенном развитии общества и столь же стремительным разрушением природных, физических и психологических свойств человека. Чем могущественнее становится интеллект, тем ощутимее разрыв между мозгом и телом. Образ жизни человека перестал совпадать с биологической схемой жизни. Человек как биологический объект претерпел незначительные изменения, цивилизация же сделала за это время гигантский скачок. Человек не успел приспособиться. Возникло противоречие между достижениями цивилизации и адаптационными возможностями человека. Это породило болезни и недуги вследствие резкого снижения двигательной активности, увеличения психологической напряженности, ухудшения экологической ситуации и т.д. Без определенного объема постоянной двигательной активности человек не может воспользоваться в своей жизни тем, что заложено в нем природой, не сможет продуктивно трудиться, быть здоровым и счастливым. Мышечная деятельность как самый естественный и сильный раздражитель, способный изменить состояние организма человека, играет особую роль в становлении важнейших механизмов его жизнедеятельности. Люди, сознательно относящиеся к физическому самовоспитанию, более сильны в интеллектуальном и физическом плане, легче переносят все социально-бытовые неудобства.
Умения и навыки оценки собственного здоровья по простым тестам и результатам самоконтроля имеют личностную ценность для каждого человека. Ученые единодушны во мнении, что секрет качества жизни – в регулярных занятиях физической культурой, спортом и туризмом, которые могут:
замедлить ухудшение физического состояния вследствие старения и физической пассивности;
уменьшить склонность к полноте;
улучшить функции сердца и дыхательных органов.
Известно, что юношеский возраст характеризуется значительным увеличением возможностей двигательного аппарата. Именно в этом возрасте получают развитие такие двигательные качества как сила, выносливость, быстрота - то есть качества, которые зависят от уровня развития скелетных мышц, а также систем, обеспечивающих бесперебойное снабжение мышц кислородом. Физическое развитие подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и развития. Показатели физического развития различаются в зависимости от пола. Отклонения в его уровне могут скрывать под собой различного рода заболевания. По сравнению с ровесниками прошлых десятилетий у современных молодых людей достоверно снижены функциональные возможности (по крайней мере, силовые), что свидетельствует о негативной тенденции. Отмечено, что, достигнув 17 лет юноши на 18,5% (на 10 кг), а девушки на 21% (на 7кг) отстают по данным динамометрии от своих ровесников 60-х годов (2). Эти низкие показатели, видимо, обусловлены малой двигательной активностью и плохой физической подготовкой студентов.Многочисленными исследованиями установлено, что эффективность, успешность обучения во многом зависит от возможностей студента освоить новую среду, в которую он попадает, поступив в вуз. От нормального физического развития, функционирования органов и систем студентов зависит способность их организма сохранять устойчивость к экзогенным факторам, адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды. Начало занятий и устройство быта означает включение бывшего школьника в сложную систему адаптации. Но не все студенты проходят этот период безболезненно, что приводит к нарушению адаптированности к учебной деятельности и изменению морфофункциональных и психологических показателей. Отсюда следует, что для реализации задач повышения эффективности учебно-воспитательного процесса на базе конкретных знаний о психосоматическом статусе необходимо изучение специфики осуществления физиологических функций. Важно знать динамику состояния здоровья и уровня физического развития студентов для нормирования учебной деятельности. Основные антропометрические показатели достаточно полно характеризуют уровень морфофункционального развития, а также состояние структурных и обменных процессов в организме, что позволяет прогнозировать уровень физического здоровья. Биологами доказано, что антропометрия человека в решающей степени (более, чем на 80%) определяется генетическими факторами, и лишь в незначительной степени зависит от качества жизни и биологического статуса индивида. Но поскольку генетический фактор практически неизменен, то изменчивость антропометрических показателей - индивидуального или среднего в социальных группах – обусловливается исключительно социальным статусом. Адекватными показателями функционального состояния двигательной системы человека при массовых исследованиях являются мышечная сила и мышечная выносливость, так как уровень работоспособности мышц определяется уровнем работоспособности нервных центров, регулирующих работу мышц, а утомление при мышечной работе связано с утомлением центров коры головного мозга. Такой показатель как динамометрия отражает степень развития нейромоторной функции организма, степень развития эффекторного  аппарата и является достаточно информативным критерием общей работоспособности и выносливости организма. Известен опыт, поставленный в Бийском педагогическом университете по исследованию кистевой силы студентов в динамическом аспекте в течение трех лет на первом, втором и третьем курсах. Исследование проводилось в октябре – ноябре 2006 – 2008 годов. Измерение показателей динамометрии проводили в первой половине дня с учетом биоритмологических рекомендаций: в этот период изучаемые показатели наиболее стабильны в течение суток.На первом курсе обследовано 185 человек, в том числе 72 юноши 113 девушек. Из числа обследованных девушек 29 – студентки факультета истории и права, 18 – студентки физико–математического факультета и 66 человек обучались на филологическом факультете. В силу малочисленности юноши на этом факультете не обследовались. Среди юношей 38 человек – студенты физико–математического факультета и 34 – представители факультета истории и права.
Таблица 1
Показатели динамометрии юношей и девушек
курс пол Сила правой кисти, кг Сила левой кисти. кг
1
  м 45,5 ± 1,1 43,9 ± 1,2
ж 25.7 ± 0,9 24,7 ± 0,9
2 м 44,9 ± 1,1 42,9 ± 1,1
ж 24,7 ± 0,9 22,0 ± 0.9
3 м 42.9 ± 1,4 40,0 ± 1,3
ж 22,2 ± 0.9 19,9 ± 0,9
У юношей исходный уровень кистевой силы на правой и левой руках достоверно друг от друга не отличался. Такая же ситуация у девушек. Анализ физического развития позволил увидеть, что диапазон распределения морфологических показателей у них весьма широк. Кистевая сила и левой и правой руки определялась от 10 кг минимального значения до 30 кг максимального (разброс 20 кг). Через год студенты были обследованы повторно. У всех отмечается снижение мышечной силы кистей на обеих руках, хотя разница не достигает степени достоверности. Выявленная тенденция снижения сохраняется и на третьем году обучения, причем у юношей показатели динамометрии на левой руке достоверно меньше по сравнению с первым курсом. У девушек снижение мышечной силы на обеих руках выражено еще больше и разница эта статистически значима.Вызывает определенный интерес динамика изучаемых показателей на протяжении трех лет обучения у студентов разных факультетов. Так у юношей – студентов первого курса кистевая сила на обеих руках не имеет существенного отличия (ФИиП – 45,05; ФМФ – 46,9). Что касается девушек, то более высокие показатели динамометрии на правой руке (27,2 кг) отмечались у студенток физико–математического факультета, что превышало данные у студенток факультета истории и права (26,03 кг) и достоверно больше по сравнению со студентками филологического факультета (24,05 кг). Кистевая сила левой руки у студенток всех факультетов разнилась незначительно.Выявленное на третьем курсе  снижение уровня кистевой силы на правой (юноши – 44,1; девушки – 25,0) и на левой (юноши – 41.7. девушки – 22.9) руках у студентов факультета истории и права можно определить как тенденцию. У студентов физико-математического факультета показатели динамометрии на правой (41,6) и на левой (38,4) руках достоверно снижены на третьем курсе по сравнению с первым. Такая же закономерность и у студенток данного факультета (22,0). Еще больше эта разница характерна для студенток филологического факультета(19,2).Подводя итоги обследования, можно сделать вывод, что если у студентов 1 курса имеется примерно одинаковый уровень адаптационных возможностей, то к третьему курсу выявляется снижение выносливости и работоспособности. Это указывает на то, что состояние здоровья находится в регрессирующей фазе и требуется введение коррегирующих режимов учебной и двигательной активности, начиная с первого курса. Причем, оздоровительные мероприятия необходимо проводить с учетом профиля факультета, учитывая соматический статус студентов.
Для более точной оценки физического состояния студентов нужно измерить все антропологические и физиологические показатели, а затем, оценить их на основе пяти морфологических и функциональных показателей:
Индекс Кетле (уровень развития массы и роста)
Индекс Робинсона (качество регуляции сердечно-сосудистой системы)
Индекс Скибинского (функциональные возможности дыхания и кровообращения)
Индекс Шаповаловой (уровень развития двигательных качеств)
Индекс Руфье (уровень адаптационных резервов кардио-респираторной системы)
Комплексная программа включает в себя 5 морфофункциональных индексов (Кетле, Робинсона, Скибинского, Шеповаловой, Руфье), имеющих взаимосвязь с уровнем адапционно-энергитического потенциала организма.Необходимо при осмотре получить 8 простых показателей, результаты которых входят в эти индексы и доступны любому пользователю (врачу, мед. сестре, преподавателю физической культуры), не требующих значительных временных затрат.
Массо -ростовой индекс Кетле:
Оценка индекса массы тела: BMI = W / H2,
где W - масса тела (кг), H - рост (м). 
Таблица.  Группы людей с различными значениями индекса массы тела.
Исследуемая группа Индекс массы тела
Женщины(18-25) Мужчины(18-25)
Слишком малая масса тела  32,3 > 31,1
  Нормальные значения оценки индекса массы тела заключены в следующие интервалы. Для женщин: 19,1  ÷ 25,8;  для мужчин 20,7  ÷ 26,4. Исследования показали, что люди с индексом веса, заключенным в эти пределы относятся к здоровым людям. И наоборот, люди с индексом веса, выходящим за эти пределы являются больными или относятся к группе риска. Этот индекс не входит в сводную таблицу оценки состояния здоровья и физической подготовленности, а лишь судит об ожирении или недостатке веса.
2. Для определения резерва сердечно-сосудистой системы используют индекс Робинсона:

где П – частота пульса.
Индекс характеризует состояние регуляции ССС:
возраст Оценка в баллах
5 4 3 2 1
высокий выше среднего средний ниже среднего низкий
д м д м д м д м
16 =111 >=117
17 =111 >=116
18 =111 >=116
19 =111 >=116
Оценка 1-2 балла связана с нарушением регуляции ССС. Эти школьники составляют группу риска на артериальной гипертонии, гипотонии, синдрома вегетативной дискуссии, нарушения сердечного ритма.
Рекомендуются циклические упражнения умеренной интенсивности и скоростно-силовые нагрузки; комплексы при артериальной гипертензии и гипотензии.
3.Индекс Скибинского
Индекс характеризует функциональные возможности системы дыхания, устойчивость организма к гипоксии и волевые качества
Индекс Скибинского = (ЖЕЛ (мл) х проба Штанге (сек)) : ЧСС (уд/мин),
где ЖЕЛ — жизненная ёмкость легких. Оценивается как разница между объемами воздуха в лёгких при полном вдохе и полном выдохе.
в Оценка в баллах
1 2 3 4 5
низкий ниже среднего средний выше среднего высокий
д м д м д м д м д м
16 =1850 >=2459
17 =2001 >=3425
18 =2051 >=4401
19 =2051 >=4401
Низкая оценка индекса (1-2 балла) свидетельствует о недостаточных функциональных возможностях системы движения и сниженной устойчивости организма и гипоксии.
4. Индекс Шаповаловой
И.Ш. =(масса тела(г) : длина тела(см)) * (подъемы за 60 сек : 60)
Индекс характеризует развитие силы, быстроты, скоростной выносливости мышц спины и брюшного пресса:
в Оценка в баллах
1 2 3 4 5
низкий ниже среднего средний выше среднего высокий
м д м д м д м д м д
16 =276 >=294
17 =296 >=346
18 =301 >=325
19 =301 >=325

Низкая оценка 1 – 2 балла свидетельствует о недостаточном развитии силы, быстроты, скоростной выносливости.
Это группа риска по возникновению нарушений осанки, искривления позвоночника, уплощения стоп. Занятия направлены на развитие силы (гантели, эспандеры, с сопротивлением партнера, упоры, удержания) и выносливости (ходьба, бег, лыжи, коньки, плавание, велосипед, гребля и т.д.). А также корригирующие упражнения.
5. Индекс Руфье
Индекс Руфье = (4(Р1+Р2+Р3) – 200) : 10, где
Р1 – покоя за 15секунд
Р2 – после 30 приседаний за первые 15 секунд минуты
Р3 – за последние 15 секунд 1-й минуты
Индекс характеризует выраженность реакции ССС на стандартную нагрузку:
возраст оценка в баллах
1 2 3 4 5
низкий ниже среднего средний выше среднего высокий
15-17 >=16,5 16,4-11,5 11,4-9,5 9,4-6,6 =15,0 14,9-10,0 9,9-8,0 7,9-5,1 <=5,0

Низкая оценка индекса Руфье 1-2 балла говорит о недостаточном уровне адаптации ССС. Нуждаются в значительном увеличении суточного объема двигательной активности.
Рекомендуются циклические упражнения на выносливость (бег, лыжи, коньки, плавание, велосипед, гребля; на тренажерах, велотренажерах).
На основании этих таблиц, после подсчета баллов получаем примерную комплексную оценку состояния здоровья и физподготовки студента:
количество баллов оценка
23-25 высокий
19-22 выше среднего
14-18 средний
10-13 ниже среднего
5-9 низкий
Список использованной литературы
1.    Агаджанян Н.А., Губин Г.Д., Губин Д.Г. Хроноархитектоника биоритмов и среда оби-тания..- Москва. 1998.- 166 с.2.    Гаттаров Р.У. Исследование показателей функционального состояния студентов трех медицинских групп здоровья / Р.У. Гаттаров, Т.В.Потапова, С.М.Зубков и др.//Вестник южно-уральского государственного университета. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура».-2007.-№16 (88).-вып.12.- С.43-49.
Использованы материалы сайтов:
http://referat.yabotanik.ruhttp://bio.1september.ruhttp://council.gov.ru

Комментарии:

Вы не можете оставлять комментарии. Пожалуйста, зарегистрируйтесь.