Реферат: Закаливание, как одно из средств физического воспитания

СОДЕРЖАНИЕ
РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕХАНИЗМЫ ЗАКАЛИВАНИЯ 5
1.1 ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ РАЗВИТИЯ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ОРГАНИЗМЕ 5
1.2 ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКАЛИВАЮЩИХ ПРОЦЕДУР 11
2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ 14
2.1 ВИДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ: ТРАДИЦИОННОЕ И НЕТРАДИЦИОННОЕ ЗАКАЛИВАНИЕ 14
2.2 ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЗАКАЛИВАНИЕ ВОЗДУХОМ, ВОДОЙ И СОЛНЦЕМ 16
2.3 ОСОБЕННОСТИ ЗАКАЛИВАНИЯ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 22
3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ЗАКАЛИВАНИЮ В УСЛОВИЯХ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 27
ВЫВОДЫ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Дата добавления на сайт: 21 июня 2024


Скачать работу 'Закаливание, как одно из средств физического воспитания':


РефератМаразмина Е. В.,., Закаливание, как одно из средств физического воспитания курсовая работа. Таврический национальный университет им В.И. Вернадского, Симферополь, 2003 г. ., 31 страница, 3 рисунка, приложений нет, 11 библиографических источников.
Ключевые слова: терморегуляция, механизм, условный рефлекс, методы, средства, физическое воспитание, закаливание, практические рекомендации.
Объектом исследования служат теоретические рекомендации и их практическое применение в деятельности учителя физического воспитания
Цель работы ─ проанализировать воздействие методик закаливания на человеческий организм.
Методами исследования в работе служат анализ и синтез, наблюдение и обобщение, практически в работе использовались в основном традиционные методы закаливания.
Выполнен анализ и синтез механизмов и методов закаливания в разрезе физического воспитания. Проиллюстрирована ценность закаливающих процедур в процессе уроков физического воспитания для ослабленных детей.
Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u Реферат PAGEREF _Toc228371064 \h 2Введение PAGEREF _Toc228371065 \h 41. Физиологические основы и механизмы закаливания PAGEREF _Toc228371066 \h 51.1 Терморегуляция и необходимость ее развития в человеческом организме PAGEREF _Toc228371067 \h 51.2 Особенности проведения закаливающих процедур PAGEREF _Toc228371068 \h 112. Формы и методы закаливания PAGEREF _Toc228371069 \h 142.1 Виды закаливания: традиционное и нетрадиционное закаливание PAGEREF _Toc228371070 \h 142.2 Формы и методы закаливание воздухом, водой и солнцем PAGEREF _Toc228371071 \h 162.3 Особенности закаливания в детском и подростковом возрасте PAGEREF _Toc228371072 \h 223. Практическое применение рекомендаций по закаливанию в условиях ученического коллектива на уроках физического воспитания PAGEREF _Toc228371073 \h 27Выводы PAGEREF _Toc228371074 \h 31Заключение PAGEREF _Toc228371075 \h 33Список использованных источников PAGEREF _Toc228371076 \h 35
ВведениеСовременные условия жизни современного человека отличаются повышенным комфортом и рафинированными условиями существования. За достижения НТР человек расплачивается своим здоровьем, постепенно теряя защитные механизмы и приспособления к изменяющимся условиям природы.
В условиях современной жизни взрослые и дети становятся заложниками малоподвижного образа жизни, ухудшение экологической обстановки снижает иммунитет человека и он легко поддается воздействию агрессивной окружающей среды, усиливается болезненность, развивается риск приобретения различных хронических недугов. В связи с этим необходимо указать на то, что даже в таких условиях физически крепкий и закаленный человек имеет достаточно высокий уровень качества жизни. Актуальность взаимодействия физической подготовки человека, ребенка с элементами применения закаливающих процедур очевидна.
Объектом исследования в работе служат практические рекомендации по применению закаливания и их возможное применение в настоящее время.
Цель работы ─ проанализировать воздействие методик закаливания на человеческий организм.
Для достижения поставленной в работе цели предполагается решить следующие задачи:
рассмотреть сущность физиологических основ и механизмов закаливания, выделив роль терморегуляция в организме человека и необходимость ее развития;
описать основные формы и методы закаливания;
показать воздействие применения закаливания на уроках физического воспитания в практике средней школы.
1. Физиологические основы и механизмы закаливания1.1 Терморегуляция и необходимость ее развития в человеческом организмеОдним из важных факторов внешней среды, в которой живет человек, является ее температура. Организм человека должен постоянно поддерживать тепловой баланс при различных внешних температурах. Способность к поддержке теплового баланса усиливается и достигает высокой надежности путем закаливания.
Закаливание - комплекс мероприятий по повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных погодно-климатических условий (низкой и высокой температуры воздуха, повышенной влажности, пониженного атмосферного давления) [6].
А.П. Павлов писал, что организм может существовать только до тех пор, пока он в каждый момент уравновешивается с окружающими условиями. Как только это равновесие серьезно нарушается, он перестает существовать [1].
В организме непрерывно происходят окислительные процессы с освобождением энергии, которая в конечном итоге превращается в тепловую и передается во внешнюю среду. Процессы теплообразования и теплоотдачи регулируются системой терморегуляции в пределах ее восстановительных возможностей.
Под терморегуляцией понимается совокупность физиологических процессов, направленных на поддержание на определенном уровне относительно постоянной температуры тела человека и теплокровных животных [64.
Механизм терморегуляции начинает автоматически действовать, когда температура внешней среды отличается от температуры тела. В систему терморегуляции человека природа заложила большие возможности, что позволяет ему переносить значительные колебания температуры внешней среды без ущерба для здоровья. Нарушение терморегуляции приводит к заболеваниям, а если каким-либо способом полностью прекратить теплоотдачу, то через 4-5 часов человек погибает от перегрева.
В процессах терморегуляции ведущая роль принадлежит центральной нервной системе, которая реагирует на различные раздражители внешней среды и управляет всей деятельностью организма. Все сигналы об изменениях температуры воспринимаются нервными окончаниями (рецепторами), кожных покровов, и передаются по чувствительным нервным волокнам в головной мозг, откуда затем поступают «команды» к сосудам, мышцам, сердцу, легким, печени, почкам и другим внутренним органам, участвующим в выработке и расходе тепловой энергии. Ни один орган тела не остается безразличным к тем воздействиям внешней среды, влияние которых прежде всего воспринимается терморецепторами [11
Организм человека можно представить себе состоящим из «сердцевины» с постоянной температурой и «оболочки», меняющей свою температуру в зависимости от температурных условий внешней среды.
Постоянная температура (36,4°С-37,5°С), свойственная внутренним органам тела («сердцевине»), поддерживается с помощью химической терморегуляции. Под химической терморегуляцией понимается регуляция температуры тела изменением интенсивности обмена веществ в организме, а следовательно, и изменением количества вырабатываемого тепла (теплопродукции).
При понижении температуры внешней среды интенсивность обмена веществ увеличивается, тепла вырабатывается больше, препятствуя переохлаждению организма, и температура тела остается неизменной.
При охлаждении тела усиление обмена веществ и дополнительное образование тепла в организме достигаются также и за счет непроизвольных мышечных сокращений (дрожи). За счет дрожи теплопродукция может увеличиваться в 3 раза.
При повышении температуры внешней среды интенсивность обмена веществ понижается, что приводит к уменьшению теплопродукции в организме. Рефлекторное повышение или понижение уровня обмена веществ способствует поддержанию постоянства температуры тела. Внутри организма как бы действует автоматически регулируемая печка, в которой горят не дрова, а пища. Если тело охлаждается, печка разгорается и дает больше тепла, если перегревается, то печка затухает, пока внутренние органы не охладятся до нормы.
Масса тканей, образующих «оболочку», т.е. поверхностный слой толщиной около 2,5 сантиметров, составляет приблизительно 50% всей массы тканей организма человека. Температура «оболочки» регулируется физической терморегуляцией [10].
Физическая терморегуляция заключается в обмене тепла между организмом и внешней средой. Действие низких и высоких температур внешней среды воспринимается в первую очередь кожей - одной из важнейших жизненных систем человека. Кожа представляет собой покров тела общей площадью около 1,5 квадратных метров, который защищает организм от вредных воздействий внешней среды: бактерий, холода, жары, участвует в регулировании температуры тела; через кожу удаляются вредные продукты, испаряется пот. При понижении температуры внешней среды теплоотдача тела человека увеличивается и тем больше, чем больше разница температур внешней среды и поверхности кожи. Чтобы уравновесить этот процесс, происходит спазм кожных сосудов (капилляров) и отток крови к внутренним органам. Кожа бледнеет, понижается ее температура. В результате уменьшается отдача тепла во внешнюю среду, т. с. происходит экономия тепла. В пальцах рук, например, благодаря сужению капилляров термоизолирующие свойства могут быть увеличены в 6 раз.
Одновременно с сужением капилляров и понижением температуры кожи автоматически (рефлекторно) повышается общая теплопродукция и увеличивается кровоснабжение внутренних органов и глубоких тканей. После кратковременного сужения капилляров наступает их расширение и наполнение кровью. Кожа краснеет, согревается, возникает ощущение приятного тепла, восстанавливается тепловой баланс человека.
Дальнейшее охлаждение приводит к повторному, более стойкому сужению капилляров, возникает застой крови, кожа приобретает синеватый оттенок, появляются фиолетовые пятна и полосы. Это свидетельствует о нарушении терморегуляции; вырабатываемой теплопродукции оказывается недостаточно для того, чтобы компенсировать тепловые потери. В результате может произойти переохлаждение организма, возникает опасность простудного заболевания. Например, после длительного купания в холодной воде (например, в течение 15 минут при температуре 7°С) температура тела продолжает падать до периода стабилизации в зависимости от особенностей организма и степени его закаленности в течение 10-140 минут (в среднем - 50 минут). Затем какое-то время продолжается период стабилизации, когда температура тела не падает и не повышается. Примерно такое же время, что и на период падения температуры, требуется для восстановления исходной (до купания) температуры тела [5].
Механизмы закаливания, обусловленные физиологической природой человека
В поддержании постоянной температуры тела огромная роль принадлежит условным (приобретенным) рефлексам [3].
С помощью условно-рефлекторных изменений организм лучше приспосабливается к холоду и жаре. Непременным условием закрепления и сохранения условных рефлексов являются систематические раздражения нервных окончаний холодом (теплом) с постоянным их усилением.
При повторении раздражения вызванное им возбуждение в центральной нервной системе накладывается на след, оставшийся от предыдущих раздражений, и повторные раздражения сливаются с этой следовой реакцией.
Бытовые условия жизни современного человека достигли невероятного уровня, всё более отдаляя и отдаляя его от природы, произведением которой он является. Они (эти условия) снижают устойчивость организма к постоянно изменяющимся внешним, и в частности к метеорологическим, факторам. Восстановить устойчивость организма к неблагоприятным факторам внешней среды можно исключительное помощью закаливающих воздействий.
Закаливание при помощи многократного повторения холодовых процедур в одной и той же последовательности вызывает соответствующие изменения в деятельности всех органов и систем и делает их менее восприимчивыми к резким колебаниям температуры внешней среды [6].
При прекращении закаливания выработанный условный рефлекс, а вместе с ним и эффект закаливания постепенно угасают, и через несколько месяцев устойчивость к холоду резко снижается или исчезает. Наибольшая интенсивность закаливания наблюдается в первые месяцы и в первый год закаливания. Устойчивый эффект закаливания достигается в результате систематических занятий в течение 2-3 лет. Активные методы контрастного закаливания ускоряют этот процесс.
Б.С. . Гавриленко отмечает, что по мере повторения одних и тех же закаливающих воздействий круг вовлекаемых в ответную реакцию органов и систем сокращается, реакции постепенно становятся как бы более целесообразными, более экономными, т.е. на воздействие отвечают только те органы, которые способствуют скорейшему восстановлению нормального состояния организма. Сокращается и время между первичным спазмом сосудов и их расширением [3].
Физиологическая сущность закаливания заключается в повторном воздействии на организм охлаждения, высокой температуры или поочередных температурных воздействий, а также действию солнечного света или искусственного ультрафиолетового излучения. Закаливающие действия следует рассматривать как один из эффективных способов акклиматизации по отношению к постоянно изменяющимся метеорологическим условиям внешней среды. Этот процесс должен быть, по существу, неотъемлемым атрибутом деятельности любого человека, его перманентной основой. Акклиматизация - это не что иное, как приспособление (адаптация) организма вообще к постоянно действующим разнообразным факторам, и в частности к неблагоприятным метеорологическим условиям среды обитания и жизнедеятельности.
Воздействие закаливающих процедур затрагивает практически все системы организма как единого целого. Под их влиянием изменяется прежде всего состояние нервной и эндокринной систем, что отражается на их регуляторной функции и способности активно взаимодействовать с окружающей средой. В начальном периоде закаливания наблюдается усиление функции гипофиза, коры надпочечников и щитовидной железы. В последующем участие желез внутренней секреции в формировании устойчивости к действию закаливающих процедур несколько уменьшается. Приспособление организма затрагивает не только центральные структуры головного мозга, т.е. отражается на системном уровне, но и более интимные механизмы. В процессе закаливания функциональные изменения затрагивают тканевый и клеточный уровни. В частности, меняются активность клеточных ферментов в сторону повышения их активности, химический состав и физико-химическое состояние клеток. Изменение нервной регуляции при закаливании организма связано с формированием новых условных рефлексов.
Закаливающие воздействия вызывают в организме двоякого рода ответную реакцию [7]: специфическую и неспецифическую.
Специфический эффект закаливающих процедур выражается в совершенствовании способности организма сохранять постоянство внутренней среды - гомеостаз. Повышается устойчивость организма к действию холода при холодовой адаптации или устойчивость к солнечной радиации при действии высоких температур и ультрафиолета. Это достигается благодаря совершенствованию механизмов терморегуляции. Организм приобретает повышенную способность сохранять на постоянном уровне температуру внутренней среды, несмотря на резкие изменения погодных условий: жару или холод, повышенную инсоляцию. Вместе с тем закаленные люди могут переносить значительно большие колебания параметров внутренней среды по сравнению с людьми незакаленными. Кроме всего прочего, закаленные люди значительно реже болеют или не болеют совсем не только простудными, но и многими другими соматическими заболеваниями. Они приобретают повышенную как физическую, так и умственную работоспособность по равнению с лицами, которые не прошли процесса закаливания.
Неспецифический процесс закаливания выражается в повышении общей (неспецифической) резистентности организма к действию самых разнообразных неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды организма. Опосредованное действие закаливающих процедур выражается в понижении заболеваемости, в повышении общей (физической и умственной) работоспособности, в изменениях в лучшую сторону количества и качества здоровья.
1.2 Особенности проведения закаливающих процедурДостижение эффекта закаливающих процедур может быть достигнуто только при правильной методике их проведения. Она основывается на использовании психологических явлений и закономерностей, связанных с образованием условных рефлексов. Надо заметить, что образование рефлекторных связей, а также их прочность могут быть достигнуты лишь при условии систематического и регулярного проведения закаливающих процедур. Закаливание следует проводить ежедневно и на протяжении всего года (зимой, весной, летом и осенью). Кстати, методы закаливания могут быть самыми разнообразными.
Закаливающий эффект должен достигаться постепенно и последовательно. В противном случае чрезмерная интенсивность закаливающих воздействий может нанести ощутимый вред здоровью из-за неподготовленности организма к такому воздействию. При выборе интенсивности закаливающих процедур следует руководствоваться индивидуальными особенностями организма. При этом необходимо учитывать возраст, пол, физическое состояние, уровень физического развития, состояние защитных сил организма. Условия закаливания должны по мере возможности приближаться к естественным, в которых происходит жизнедеятельность человека [6].
Успех закаливания зависит не только от правильной методики, но и не в последнюю очередь связан с отношением самого человека к закаливающим процедурам. Надо очень захотеть достичь положительного результата, это обеспечивает 50% успеха. Дело в том, что закаливающие процедуры вызывают поначалу определенные переживания и эмоции, которые надо преодолеть.
Так называемые местные закаливающие процедуры дают определенный положительный эффект, но он распространяется не на весь организм, а на некоторую его часть. Они, конечно, менее эффективны, чем общие воздействия. Чувствительность различных частей тела к холоду неодинаковая. Так, например, лицо менее всего чувствительно к изменениям температуры, тогда как закрытые участки тела (туловище и ноги) более чувствительны, особенно к пониженной температуре. Благоприятного результата можно добиться только тогда, когда закаливающим воздействиям подвергаются более чувствительные участки тела. Вот почему часто, используют ножные ванны, полоскание горла холодной водой. При ножных ваннах холодная вода изменяет температуру кожи не только погруженных в нее стоп и голени, но и за счет рефлекторного влияния температуры слизистых оболочек носа и глотки. За счет этого достигается общий закаливающий эффект. Закаливающий эффект достигается также при ежедневном умывании холодной водой шеи или обмывании холодной водой до пояса [4].
Характер реакции организма на действие закаливающих процедур очень индивидуален и зависит от продолжительности воздействия. Так, увеличение реакции терморегуляции наблюдается при кратковременном закаливающем воздействии: обливание холодной водой или душем в течение нескольких секунд. Уменьшение реакции отмечается после длительных охлаждающих процедур в пределах нескольких минут. Таким образом, чем короче время охлаждения, тем выше реакция терморегуляции. Это, следует признать, более положительный момент.
2. Формы и методы закаливания2.1 Виды закаливания: традиционное и нетрадиционное закаливаниеЗакаливание является одним из важных элементов обретения хорошей физической формы у человека, способствующей его здоровью. Нет также альтернативы закаливанию по эффективности профилактики заболеваний и укрепления здоровья.
Для районов Севера,...

Похожие материалы:

Реферат: Врачебный контроль в процессе физического воспитания

Реферат: Семейные традиции, как средство нравственного воспитания учащихся

Реферат: ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПИТАНИЯ, КАК ИСТОЧНИК ЗДОРОВЬЯ И НОРМАЛЬНОГО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Реферат: Педагогическая психология. Определение воспитания. Воспитание как процесс, соотношение с процессом обучения. Возрастные особенности воспитания и самовоспитания