Реферат: Здоровье сберегающие технологии
ПЛАН
I. ОБОСНОВАНИЕ ПОНЯТИЯ “ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ”: ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ, ОПЫТ
II. ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ: ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ, МЕТОДЫ, ПРИМЕРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Дата добавления на сайт: 23 июня 2024
Скачать работу 'Здоровье сберегающие технологии':
ПЛАН
ОБОСНОВАНИЕ ПОНЯТИЯ “ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ”: ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ, ОПЫТ
ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ: ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ, МЕТОДЫ, ПРИМЕРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
I. Обоснование понятия “здоровьесберегающие технологии”: область применения, опыт
Под “здоровьесберегающими технологиями” (далее “зст”) следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важность характеристики образовательной среды, с точки зрения ее воздействия на здоровье учащихся, а именно:
1.факторы внешней среды, способные оказывать негативное влияние на состояние здоровья учащихся (экологические, экономические, социальные и т.п.);
2.факторы школьной среды – качественная оценка школьных знаний, санитарно-технического, медицинского, спортивного оборудования и оснащения, организации системы питания с учетом требования санитарных правил;
3.органищация учебного процесса режима учебной нагрузки;
4.организацияи формы физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы;
5.формы и методы здоровьесберегающей деятельности учреждения общего образования;
6. динамика текущей и хронической заболеваемости.
Итак, что же такое здоровье? Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Здоровье относится к числу глобальных проблем, то есть тех, которые имеют жизненно важное значение для всего человечества. Примечательно, что слово “здоровый” образовано от древнеиндийской приставки “съ” (хороший) и праславянской основы “дорв” (твердое дерево, дуб) и первоначально означало сильный, невредимый, крепкий, как дуб. Понимание содержания слова “здоровье” прошло ряд этапов. Первоначально под здоровьем понимали отсутствие какого - либо заболевания, и здоровым считали человека, у которого нет признаков болезни (нигде не болит, нормальная температура тела, нет кашля, насморка и т.д.) Такое понимание здоровья основано на противопоставлении: болезнь – здоровье. Оно соответствует бытовым наблюдениям. Действительно, если человек ни на что не жалуется, выполняет обычные обязанности, не обращаясь к врачу, окружающие вправе считать его здоровым.
Но сейчас, развитие медицины привело к более глубокому пониманию смысла понятия “здоровье”, основанному на противопоставлении: болезнь + вероятность болезни - здоровье. Дело в том, что наукой выявлен целый ряд состояний организма, когда человек еще не может считаться больным, но вместе с тем не может считаться и здоровым. Это состояние можно назвать “предболезненным”. Оно может расцениваться как переход от здорового состояние к болезни, или как такое состояние организма, когда к болезни может вести, казалось бы, малосущественная причина. Данное понимание термина здоровье подразумевает не только отсутствие болезни, но малую вероятность ее развития в конкретных условиях жизни человека. Вообще здоровье человека во многом зависит от его образа жизни. (см. прил. 1.)
В мире существует множество определений понятия здоровье, вот лишь некоторые из них:
здоровье – это совокупность физических и духовных качеств и свойств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием для осуществления его творческих планов, высокопроизводительного труда, создания крепкой и дружной семьи, рождения и воспитания детей - полноценных членов общества;
…- это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (По определению Всемирной Организации Здравоохранения);
…- это такое состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения;
Таким образом, под здоровьем следует понимать не только отсутствие заболеваний или каких-либо функциональных отклонений организма, но наличие высокого уровня функционирования различных систем, также гармоничность физического и психического развития.
Разъясняя учащимся ценность здоровья, следует особо обратить внимание на то, что основы здоровья закладываются в детстве, что любое отклонение в развитии организма, любая более или менее серьезная болезнь в детском, подростковом или юношеском возрасте сказывается на состоянии здоровья взрослого человека. Следует помнить: утраченного здоровья не вернуть, или же сделать это чрезвычайно трудно, намного труднее, чем в свое время его сберечь.
Итак, мы выяснили, что своим здоровье необходимо заниматься смолоду, особенно этому фактору должны уметь грамотно уделять внимание те люди, под опекой которых находятся дети, т.е. родители и учителя.
Что же необходимо учитывать взрослым, для того, чтобы организовать подрастающему поколению наиболее правильный режим дня? Для начала, следует учитывать такое понятие, как факторы здоровья.
Первый фактор, укрепляющий здоровье, - четкий и правильный распорядок дня. Ребенок должен делать не только то, что необходимо, к чему непосредственно побуждают его естественные потребности (прием пищи, сон), но и то, что полезно для здоровья (гигиенические процедуры, физические упражнения). Благодаря четкому режиму, организм испытывает меньшую нагрузку, затраченные силы быстрее и полнее восстанавливаются, организм меньше изнашивается;
Второй фактор – высокая двигательная активность, достаточная физическая нагрузка. Современному человеку приходится затрачивать в процессе жизнедеятельности все меньше физических усилий, это явление в науке называется гиподинамией (от греч “гипо”– под, внизу и “динамис» -сила; недостаточная физическая, силовая нагрузка, выступающая как характерная особенность самого образа жизни) : постоянно сокращается доля немеханизированного труда в промышленности; развиваются средства транспорта, связи (теле-, радио-, и другие коммуникации). Однако, что же является главным признаком всего живого? Возможный ответ – “способность к самостоятельным движениям”. Без движения нет жизни, и в той или иной форме оно присуще любому живому существу, независимо от степени его сложности.
В последнее время одной из главных причин преждевременной смерти людей, особенно в развитых странах, стали болезни сердечно-сосудистой системы. Что же происходит при гиподинамии? Во – первых, ослабляется деятельность сердца, во-вторых, происходят нарушения обмена веществ, одним из проявлений которых является накопление избыточной массы тела. В - третьих, развивается дистрофия мышечной и других тканей. В результате всего этого снижается устойчивость организма к инфекциям и психическому напряжению, падает работоспособность, ускоряется процесс старения. В конечном итоге развиваются такие болезни, как атеросклероз, гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, сахарный диабет.
Поэтому важно разъяснить учащимся пользу повседневной двигательной активности.
3.Третий фактор – это постоянное общение с природой. Чистый свежий воздух содержит достаточное для организма количество кислорода, а снижение содержания кислорода во вдыхаемом воздухе ведет к быстрому утомлению, к появлению ощущения тяжести и сжимающей тупой боли в голове.
Как уже отмечалось, основы здоровья, сформированные в период роста и развития организма, в значительной мере определяют продолжительность жизни и работоспособность взрослого человека. Но уровень здоровья самым непосредственным образом сказывается и на успешности обучения в школе. Условия обучения и характер учебной нагрузки в целом рассчитаны на здоровых детей. И естественно, что учащиеся с отклонениями здоровья испытывают значительные трудности в учении, учебная нагрузка, с которой успешно справляются остальные учащиеся, для них может оказаться чрезмерной, вести к дальнейшему ухудшению их здоровья.
К ухудшению состояния здоровья учащихся ведут не только отсутствие четкого распорядка дня, малая двигательная активность, пренебрежение гигиеническими процедурами, но и такие факторы, как нерациональное питание, недостаточный по продолжительности сон, нарушение правил учебного труда.
Поэтому в целях совершенствования работы школы и органов здравоохранения по укреплению здоровья подрастающего поколения регулярно проводится массовое медицинское обследование учащихся.
В целом, все учащиеся по состоянию здоровья подразделяются на пять групп:
группа – здоровые учащиеся с нормальным психическим и физическим развитием;
группа – здоровые учащиеся, но с некоторыми функциональными и морфологическими отклонениями (со слабым развитием мышц, с нарушение осанки); учащиеся с функциональными отклонениями, являющимися временным следствием недавно перенесенных заболеваний; учащиеся склонные к частым простудным заболеваниям (т.е. со сниженным иммунитетом); учащиеся умеренными нарушениями зрения;
группа – учащиеся с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии; учащиеся с физическими недостатками или серьезными последствиями травм не нарушающими, однако, возможности нормально учиться и приспосабливаться к разнообразным условиям среды;
группа – учащиеся с хроническими заболеваниями, затрудняющими возможность нормально учиться;
группа - учащиеся с неустранимыми тяжелыми нарушениями в состоянии здоровья (инвалиды).
Из групп здоровья наиболее многочисленной является 2 группа. У учащихся этой группы снижены функциональные возможности организма и устойчивость к неблагоприятным факторам среды, нарушена гармоничность развития организма. При несоблюдении правильного режима учебной нагрузки у этих детей возможно ухудшение состояния их здоровья, развитие хронических заболеваний. Вместе с тем эти учащиеся еще не являются больными и не нуждаются в специальном лечении.
Учащиеся 3 и 4 групп должны находиться под постоянным наблюдением медицинских работников. Вопрос о возможностях их обучения в обычной школе решается индивидуально.
Среди хронических заболеваний и отклонений от нормального состояний здоровья, имеющих наибольшую распространенность в школьном возрасте, на первом месте стоят заболевания ЛОР-органов, на втором – нарушения нервно - психической сферы и функция органов чувств (например, близорукость), на третьем – нарушения обмена веществ (ожирение, избыточная масса), на четвертом – заболевания сердечно-сосудистой системы, на пятом - заболевания органов пищеварения.
При изучении здоровья следует учитывать определение уровня физического развития, степень полового созревания, уровень функциональных возможностей человека, состояние всех его органов и систем, а также данные заболеваемости.
В работе со школьниками педагогам необходимо учитывать тот фактор, что в жизнедеятельности любого человека наблюдается чередование периодов повышенной активности и покоя, обусловленное необходимостью восстановления запасов энергии, затраченной в период повышенной активности. У человека это чередование, как правило, имеет упорядоченный характер и появляется в зависимости от рола занятий, возраста, состояния здоровья и т.п. Этот переход включает несколько фаз. Первую фазу характеризует увеличение устойчивости внимания, возрастание сосредоточенности, уменьшение реакции на отвлекающие от работы факторы. В этой фазе происходит увеличение коэффициента эффект/усилие, т.е. при одном и том же усилии результаты работы возрастают. Вторая фаза – устойчивое рабочее состояние, когда человек максимально настроен на выполнение заданий, а коэффициент эффект/усилие высокий и устойчивый. Третья фаза – фаза утомления. Сначала утомление преодолимое: человек усилием воли способен продолжать работу с прежней интенсивностью, но коэффициент эффект/усилие снижается. Затем усталость становится непреодолимой и человек при всем желании продолжать работу сделать этого не может, результаты падают, коэффициент эффект/усилие резко снижается и работа полностью прекращается. Субъективным проявлением усталости является нередко и исчезновение желания продолжать работу, даже если она была начата с увлечением. Этот момент выражен тем сильнее, чем моложе ребенок, и в младшем школьном возрасте нередко является одним из первых проявлений утомления.
Утомление – это естественное физиологическое состояние организма, его основа – торможение в клетках центральной нервной системы, направленное на предотвращение значительного истощения запасов энергии, что могло бы привести к повреждению работающего органа или системы органов. Педагогам необходимо помнить, что признаки усталости особенно характерны у учащихся младших классов: ребенок отвлекается, не может сосредоточиться; его внимание привлекают посторонние предметы, он начинает смотреть в окно, на улицу и т.д. У учащихся среднего и старшего школьного возраста самоконтроль гораздо лучше, и признаки утомления проявляются не так явно.
На начальной фазе утомления ученик начинает спешить, почерк у него ухудшается, появляется все большее количество ошибок в работе. Если ребенка не переключить на другой вид деятельности (например, перейти о письма к чтению, от заучивания стихов к рисованию) или не сделать физкультурной паузы, то у него наступает вторая фаза утомления: возрастание возбуждения или вялость, сонливость, безразличие к окружающему.
Те, кто работает с детьми, должны учитывать, что все учащиеся класса в той или иной степени различаются по типам высшей нервной деятельности. В связи с этим устойчивость их к утомлению и характер наблюдающихся в ходе его развития явлений различны. В любом случае, учитель обязательно должен дать ученикам отдых или переключить их на другой вид деятельности, если замечает, что значительная часть класса отвлекается от дела, переговаривается и т.д.
Если отдых после работы недостаточен для полного восстановления физиологических возможностей организма, утомление в течение некоторого периода может перейти в особое патологическое состояние, получившее название переутомления. Это состояние организма, пограничное между здоровьем и болезнью. Оно выражается в целом ряде нарушений – в первую очередь, в ухудшении психических функций (ослабление памяти, снижение внимания, рассеянность т.д.) в нарушениях сна, аппетита, общей вялости и слабости.
Для предотвращения переутомления наряду с соблюдением требований, относящихся к организации самой работы (объем и сложность задания, темп и ритм выполнения, степень разнообразия и т.д.), важное значение имеет и обеспечение ее условий (четкий режим дня, полноценный сон, соответствующее затратам энергии питание, хорошая вентиляция помещения и т.д.).
Организация охраны здоровья в учебных заведениях: этапы осуществления, методы, примеры
Для наибольшей эффективности учебного процесса и максимального сбережения здоровья и энергии учеников, преподаватель должен организовать учебный процесс так, чтобы умственная деятельность детей равномерно чередовалась с физической и наоборот. (см. приложение2.)
А в пределах каждого из этих видов деятельности должен происходить переход от работы, требующей напряжения одних отделов центральной нервной системы (например, письмо) к напряжению других (чтение, заучивание наизусть) или напряжения одних групп мышц к напряжению других. Кроме того, педагог должен разъяснить учащимся, что их отдых должен быть активным, т.е. не пассивным время препровождением, а сменой одного вида деятельности на другой. Такой отдых является наилучшим, так как при нем поочередно активизируется течение физиологических процессов во всем организме; во-вторых, отдых во временно находящихся в покое частях организма при активно работающих других происходит более интенсивно и полноценно; в-третьих, достигается наилучшее развитие всего организма, всех его свойств и качеств, как физических, так и психических.
Учебный процесс рекомендуется организовывать таким образом, чтобы учащиеся могли прочно овладеть знаниями в установленном объеме, без ущерба для их здоровья, и чтобы обучение не препятствовало, а способствовало гармоничному развитию молодого организма. Для этого важно, чтобы и занятия в школе и приготовление домашних заданий не сопровождались переутомлением, а это возможно при учете закономерностей работоспособности детей в течение учебного дня, недели, года, при соблюдении требований гигиены учебного труда. Работоспособность учащегося нарастает, начиная с момента пробуждения, и достигает максимума к 11-12 ч. Затем следует снижение активности. Второй подъем активности, менее значительный и длительный, отмечается к 16-18 ч. Затем активность вновь снижается и становится наименьшей к моменту засыпания. Поэтому работоспособность учащихся всех возрастов на первом уроке невелика: происходит вхождение в учебу после периода ночного отдыха. Наивысших показателей за день работоспособность достигает на втором и третьем уроках; на четвертом она снижается и достигает минимума на пятом и шестом уроках.
В течение учебной недели также происходят изменения работоспособности и активности учеников. В понедельник она относительно невелика: в это время происходит вхождение в процесс после воскресного отдыха. Не случайно, видимо, бытует поговорка: “понедельник - день тяжелый”. Однако ко вторнику состояние организма переходит в устойчивое рабочее, и работоспособность за всю неделю наиболее высокой оказывается во вторник и среду. В четверг в связи с нарастающим утомлением работоспособность начинает снижаться и достигает минимума в пятницу и субботу.
Аналогичные изменения в активности учащихся наблюдаются и в течение учебного года. В начале первой четверти она невелика, хотя дети и отдохнули: происходит вхождение. Наивысших за весь учебный год показателей работоспособность учащихся достигает в конце первой и в начале второй четверти – это устойчивое рабочее состояние. В последствии в соответствии с чередованием периодов учебных занятий и каникул работоспособность то снижается, то возрастает. Однако утомление в течение года постепенно нарастает и, несмотря на каникулы, к концу учебного года работоспособность значительно снижается.
В начале урока происходит постепенное вхождение в рабочее состояние – на это уходит на первом уроке примерно 10 минут, на последующих около 5 мин. Длительность устойчивого рабочего состояния зависит от возраста: у учащихся младших классов оно длится 15-20 мин., среднего школьного возраста - 25-30 мин., у старшеклассников – 30-35 мин.
В соответствии с этими закономерностями и следует строить учебные занятия. Начальная часть урока – вводная. Учитель должен добиться здесь активизации учащихся, концентрации их внимания. Следующая часть – основная. Здесь происходит анализ наиболее сложного материала – будь то опрос или объяснение нового; последняя часть урока – заключительная, в это время закрепляются учебный материал, даются задания на дом и т.д.
Целесообразно в ходе урока чередовать виды деятельности: перемежать объяснения с записями в тетради, рассказ с показом наглядных пособий, решением задач- с устным счетом и т.д. Речь учителя должна быть в меру эмоциональной. Необходимо, также чередовать предметы, требующие различного характера деятельности: математику и физику с биологией, литературой, историей и т.д. исходя из этих же соображений, наиболее трудные для...
Похожие материалы:
Статья: Гирудотерапия - здоровье от маленьких вампировДипломная работа: Влияние соматических заболеваний на психологическое здоровье
Статья: Концепции и технологии обучения
Статья: Вода и здоровье
Статья: Грецкий орех и здоровье