Реферат: Психоанализ по Фрейду

Содержание
Введение
1. Этапы развития психоаналитической теории Фрейда
2. Концепция целостной личности
2.1. Топическая модель психической жизни
2.2. Структурная модель личности: «Оно», «Я», «Сверх-Я»
3. «Принцип удовольствия» и «принцип реальности»
4. Теория инстинктов
5. Сексуальная теория: концепция догенитальных фаз
Заключение

Дата добавления на сайт: 13 октября 2024


Скачать работу 'Психоанализ по Фрейду':


МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Уральский Государственный Университет Путей Сообщения
Реферат по философии
«Психоанализ по Фрейду»
Исполнитель:
Руколеев В.В.
Руководитель:
Тарасова О.Н.
Екатеринбург
2005
Содержание
Введение
Этапы развития психоаналитической теории Фрейда
Концепция целостной личности2.1. Топическая модель психической жизни2.2. Структурная модель личности: «Оно», «Я», «Сверх-Я»
«Принцип удовольствия» и «принцип реальности»
Теория инстинктов
Сексуальная теория: концепция догенитальных фаз
Заключение
Зигмунд Фрейд (1856—1939), основоположник психоанализа – нового направления в психиатрии и психологии, принадлежащего к числу базовых культурных новаций XX века. Его появление радикально изменило взгляд на мир: психоанализ Фрейда порывает с представлениями, которые принято называть классическими, с картиной строго упорядоченного, рационально организованного мира. Возникший вначале как способ лечения неврозов, психоанализ постепенно стал общей теорией психологии. Ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие отрасли науки, связанные с человеком.
Фрейд назвал свое учение психоанализом — по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов. Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 году, а через год он начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни.
Фрейдизм явился одной из первых концепций, настойчиво пытавшихся разобраться в проблеме скрытых мотивов поведения человека и роли этого фактора в клинике. Им было привлечено внимание к сложности внутреннего мира индивида, к последствиям неудовлетворенных влечений, к противоречиям между желаемым и должным. Он обратился в этой связи к жизни во всей ее реальности, к ее радостям и печалям, тревогам и стремлениям, обещая помощь в условиях душевного надлома и требуя для этого всего лишь наведения определенного «порядка» в душе. И долгое время идеи основателя психоанализа воспринимались многими как единственно способные осветить все эти жизненные вопросы, которые никогда не переставали волновать людей.
Ортодоксальный психоанализ был основан Зигмундом Фрейдом на рубеже XIX и XX столетий, т.е. именно в период ломки традиционных для того времени представлений о психике и психических процессов. Конечно, анализ психических механизмов, в том числе и бессознательных, проводился и до 3. Фрейда. Более того, можно сказать, что в других понятиях, других терминах были описаны бессознательные мотивационные процессы, символика психической продукции, роль сексуальной травмы и т.д. Господствующий методологический принцип в психологии и медицине отражал локализационистский подход фон Вирхова, т.е. поиск конкретного "полома", соответствующего любому болезненному явлению. Возникновение новых направлений в психологии, социологии и философии обнажало узкое, примитивное толкование причинно-следственных связей локализационистского подхода. Проблема неосознаваемых (бессознательных) психических процессов становится предметом пристального внимания исследователей различных специальностей. И. Кант говорил о бессознательном в психике человека, описывая "смутные" представления, которыми рассудок пытается овладеть, т.к. он не способен "избавиться от тех нелепостей, к которым его приводит влияние этих представлений... ". Гегель рассматривает бессознательный тайник, в котором "сохраняется мир бесконечно многих образов и представлений без наличия их в сознании". А. Шопенгауэр продвигается несколько дальше, формулируя вывод о примате бессознательного над сознанием в своем произведении "Мир как воля и представление". Ф. Ницше уже пытается наполнить бессознательное определенными сюжетными механизмами, такими как "бессознательная воля к власти". К концу XIX века проблемой бессознательного занимаются не только философы, но и представители экспериментального направления в науке. В 1868 году английский физиолог Карпентер выступает с сообщением, посвященным бессознательной мозговой деятельности человека. Доклад, прослушанный в Лондонском королевском институте вызвал оживленную дискуссию. В 1886 году Майерс высказывает мысль о существовании "подкоркового сознания", функционирующего во многих актах жизнедеятельности человека.
Эти факты и послужили объективным фоном для создания 3. Фрейдом знаменитой психоаналитической теории. Фрейд в относительно короткий срок создал из этих разрозненных данных целостную картину. Он создал и практические приемы психоаналитической работы с больными (исследование свободных ассоциаций, истолкование сновидений и фантазий, изучение ошибок речи и ошибочных действий, анализ переноса и сопротивления) . Позже число таких приемов увеличилось в несколько раз, и сама техника психоанализа сильно изменилась. Впрочем, 3. Фрейд особенно не настаивал на скрупулезном следовании жестким правилам. Он говорил о том, что психотерапевт, который признает перенос и сопротивление и использует интерпретацию этих феноменов в своей работе, уже является психоаналитиком.
Психоаналитическое учение Фрейда ориентировано всецело на человеческое бытие: на глубинные механизмы функционирования личности, принципы развертывания жизнедеятельности индивида и мотивы его поведения в окружающем мире.
Фрейдом открыты проблемы, психические механизмы, феномены, факты, касающиеся того обширного пласта регуляции человеческого поведения, в котором представлена сложная и загадочная область бессознательной психики. До Фрейда в научных исследованиях поведения человека главное внимание уделялось либо физиологическим основам и факторам этого процесса, либо его зависимости от сознания. Сама психология, возникшая в качестве самостоятельной области знаний, отличной от философии и физиологии, понималась как наука о сознании, о тех явлениях внутреннего мира, которые индивид способен воспринять ясно и отчетливо и дать о них самоотчет. На таких самоотчетах субъекта базировалась экспериментальная психология. Предполагалось, что никто не может установить психический факт с такой достоверностью, как тот, кто его непосредственно испытывает, кто сообщает о нем, направляя внутренний «взор» на происходящее в собственном сознании. Фрейд, преодолев такое понимание психики, выдвинул в качестве центрального для всех его концепций положение о том, что наряду с сознанием имеется глубинная область неосознаваемой психической активности, не изучив которую невозможно понять природу человеческой активности. Если до Фрейда и выдвигались различные представления о том, что психика не эквивалентна сознанию, то они носили достаточно умозрительный характер.
Психоанализ появился и сформировался в конце XIX–начале XXв. Его развитие продолжается и в наше время. Но основы психоаналитической техники, заложенные его создателем З. Фрейдом, остались, по своей сути прежними. Само понятие "психоанализ" имеет три значения: 
1) Метод исследования, опирающийся в основном на выявление бессознательного значения слов, поступков и продуктов воображения (сны, фантазии, бреды) данного субъекта. В основе метода лежат прежде всего свободные ассоциации субъекта, обеспечивающие надежность истолкования.
2) Психотерапевтический метод, опирающийся на это исследование; он пользуется контролируемым истолкованием сопротивления, переноса и влечения. Применяется для лечения психических и психосоматических нарушений.
3) Комплекс теорий о структуре, развитии и патологии психики человека, в которых систематизированы данные, полученные психоаналитическим методом исследования.
За четыре десятилетия разработки психоанализ З.Фрейда претерпел существенную эволюцию от элементарного психотерапевтического приема до всеобщего философско-социального учения.
На раннем клиническом этапе психоанализ был по преимуществу новой психотерапией, дополненной специальными гипотезами и теориями.В основных произведениях З.Фрейда этого периода "Толкование сновидений" (1900), "Психопатология обыденной жизни" (1901), "Три очерка по теории сексуальности" (1905), "Остроумие и его отношение к бессознательному" (1905), "Отрывок из одного анализа истерии" (1905). Был сформулирован комплекс новых представлений об основах психотерапии, изложены идеи, методика, техника и результаты психоанализа. Развита психоаналитическая концепция неврозов, исследована связь сексуальности с психической жизнью людей, разработаны концепции неосознаваемой психической деятельности. Выработаны представления о бессознательном психическом, установлены основные элементы структуры и механизмы функционирования психики, разработаны основы глубинной психологии.На следующем этапе психоанализ трансформировался главным образом в общее психологическое учение о человеке. В трудах З.Фрейда этого периода "Характер и анальная эротика" (1908), "Анализ фобии пятилетнего мальчика" (1909), "Леонардо да Винчи" (1910), "Положение о двух принципах психической жизни" (1911), "Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии" (1913). Развивались представления о психоанализе и его возможностях. Формулировались идеи об основных принципах, тенденциях, мотивах и установках психической жизни. Развивались представления о природе и роли комплексов, механизмах творческой деятельности, психологические теории человека, культуры, религии. На последнем этапе психоанализ обрел статус философско-социального учения о человеке, культуре и обществе. В работах З.Фрейда этого периода "По ту сторону принципа удовольствия" (1920), "Психология масс и анализ человеческого "Я" (1921), "Я и Оно" (1923), "Будущность одной иллюзии" (1927), "Цивилизация и недовольные ею" (1929), "Введение в психоанализ. Лекции" (1933), "Почему война?" (1933). Завершалась разработка представлений о психоанализе как целостной системе и его возможностях. Развивались концепции о структуре личности, механизмах ее защиты и деятельности. Исследовались проблемы массовой психологии, морали, конфликта личности и культуры, проблемы и перспективы развития религии, культуры, человека и общества. Намечались направления и ориентиры развития психоаналитического учения.
В качестве центральной в своей психоаналитической концепции Фрейд выдвинул проблему бессознательного в его соотношении с сознанием. Обращаясь к осмыслению психической реальности, Фрейд переосмысливает существующие в то время картезианские представления о тождестве человеческой психики с сознанием. Если в философских системах прошлого признание самостоятельного статуса бессознательного ограничивалось в лучшем случае попытками рассмотрения взаимоотношений между сознательными и бессознательными процессами, то Фрейд идет далее. Он не только рассматривает взаимоотношения между двумя сферами человеческой психики, т.е. сознанием и бессознательным, но стремится раскрыть содержательные характеристики самого бессознательного психического, выявить те глубинные процессы, которые протекают по ту сторону сознания.
Фрейд выделяет три уровня сознания: сознание, предсознание, бессознательное. Одно из основных исходных положений сводится к тому, что собственно деятельными признаются те «психологические процессы, которые сами по себе бессознательны, а не процессы, составляющие содержание сознания». Любой душевный процесс существует сначала в бессознательном и только затем может оказаться в сфере сознания. Причем переход в сознание – это отнюдь не обязательный процесс, т.к., по мнению Фрейда не все психические акты становятся сознательными.
Предсознание как бы является мостиком между осознаваемым и неосознаваемым содержанием психики. Бессознательное - самая глубокая и значительная часть человеческого разума. Оно содержит в себе животные, примитивные инстинкты, эмоции и воспоминания, которые неприемлемы для нашей морали и нашей Я-концепции. Это могут быть неприятные или травматические события детства, агрессивные чувства к родителям, сексуальные влечения. Бессознательное нелогичное, вневременное, хаотичное, аморальное. Содержания бессознательного, по мнению Фрейда, во многом накладывают свой отпечаток на нашу повседневную жизнь. Многие значимые наши поступки определяются и направляются бессознательными импульсами, влечениями. Они не осознаются человеком, когда же они начинают осознаваться - это встречает сильное сопротивление и неприятие человеком. Но подавленные влечения и воспоминания проявляются в замаскированной, символической форме, так же как и неосознаваемые инстинктивные влечения косвенно находят удовлетворение в снах, фантазиях, игре и работе.
Таково одно из фрейдовских пространственных или, как основатель психоанализа называет, топических представлений о строении психики.
Позднее в 20-е годы, в книге «Я и Оно», а также в «Лекциях по введению в психоанализ» Фрейд использует иное сравнение для характеристики сущностной структуры человеческой психики, которая понимается как состоящая из трех слоев, или инстанций, - Оно, Я, Сверх-Я. Бессознательное «Оно» — наиболее архаическая, безличная часть психики — представляет собой влечения, существует с рождения и всегда целиком подсознательно. Оно представлено у Фрейда в качестве того унаследованного человеческой организацией глубинного слоя, в недрах которого копошатся скрытые душевные движения, напоминающие собой старых демонов и выражающие различные безотчетные влечения человека.
Сознательное «Я» формируется в результате контакта с внешним миром и развивается постепенно, в течение всего детства и отрочества. Это посредник между Оно и внешним миром, инстанция, предназначенная для содействия в деле оказания влияний этого мира на бессознательную деятельность индивида. Сознательная душевная жизнь преимущественно протекает в «Я».
«Сверх-Я» — это представитель идеалов и запретов; инстанция, олицетворяющая собой как императивы долженствования, так и запреты морально-нравственного, социокультурного и семейно-исторического происхождения. Формируется оно под влиянием воспитания, в первую очередь в результате отождествления себя с любимой (и ненавидимой) личностью одного из родителей. Хотя «Сверх-Я» функционирует бессознательно, оно имеет и сознательные аналоги (совесть, идеал «Я»), достигая своего развития в возрасте 4—5 лет путем переживания Эдипова комплекса.
В психоаналитической философии Фрейда отношения между этими тремя инстанциями предстают как весьма сложные и многообразные. Для понимания существа этих отношений Фрейд прибегает к образным сравнениям. Оно и Я – это лошадь и всадник. Я пытается подчинить себе Оно, подобно тому как всадник предпринимает усилия по обузданию превосходящей силы лошади. В конечном счете оказывается, что если всадник идет на поводу у неукрощенной лошади, то и Я фактически подчиняется воле Оно, создавая лишь видимость своего превосходства над ней, или как выражается Фрейд, Я является слугой Оно, старающимся заслужить расположение этого господина.
Не менее сложным оказываются и отношения между Я и Сверх-Я. Имея двойное лицо, на одном из которых лежит печать долженствования, на другом – лик запретов, Сверх-Я, так же как и Оно, может властвовать над Я, выступая в роли совести или же чувства вины. Поскольку же по своему происхождению и сущностной основе Сверх-Я рассматривается Фрейдом не иначе, как в образе своеобразного «адвоката внутреннего мира», т.е. Оно, то в итоге Я оказывается в тисках многообразных и глубочайших противоречий, возникающих на почве постоянных и настоятельных требований Оно и Сверх-Я. Более того, по выражению Фрейда, «Я является несчастным существом, которое служит трем господам и вследствие этого подвержено троякой угрозе: со стороны внешнего мира, со стороны вожделений Оно и со стороны строгости Сверх-Я».
В противоположность тем философским концепциям, авторы которых утверждали безграничную власть сознания над человеческими страстями и апеллировали к разуму, как непогрешимому источнику могущества людей, Фрейд стремится показать зависимость Я от бессознательных влечений человека и требований культуры с ее нравственными предписаниями и социальными запретами. Влиянием Сверх-Я Фрейд объясняет чувство вины у невротиков. Такой подход определил большое место в психоанализе, которое заняло объяснение феномена тревожности.
В «Лекциях по психоанализу» Фрейд различает три вида тревожности: наряду с вызванной реальностью выделяются тревоги, обусловленные давлением со стороны бессознательного Оно и со стороны Сверх-Я. Соответственно задача психоаналитической процедуры усматривается в том, чтобы освободить Я от различных форм давления на него и увеличить его силу. От напряжений, испытываемых Я под давлением различных сил, оно спасается с помощью «защитных механизмов» - вытеснения, регрессии, сублимации.
Вытеснение означает активное, но не осознаваемое самим индивидом устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в патологических (невротических) симптомах и т.д. Регрессия – соскальзывание на более примитивный уровень поведения и мышления. Сублимация – один из механизмов, посредством которых запретная сексуальная энергия разряжается в форме деятельности, приемлемой для индивида и общества; он помогает направить энергию, связанную с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее, в частности, в художественной деятельности. В принципе Фрейд и считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. Наиболее успешным этот путь является потому, что на нем происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис, или очищение, человека.
Фрейд принял традиционную установку, противопоставляющую человека и общество, а также традиционную доктрину о порочности человеческой натуры. По Фрейду, человек в своей основе антисоциален. Общество должно приручать его, позволять ему какое-то удовлетворение его биологических - и поэтому непреодолимых - потребностей; но главная задача общества состоит в очищении и ограничении основных, низменных импульсов человека. В результате такого подавления этих импульсов происходит следующее: подавленные наклонности превращаются в стремления, имеющие культурную ценность, и таким образом становятся основой культуры. Этот переход от подавленного состояния к цивилизованному поведению Фрейд обозначил словом "сублимация". Если степень подавления сильнее способности к сублимации, то индивиды становятся невротиками и подавление нужно ослабить. Но вообще существует обратная зависимость между удовлетворением человеческих стремлений и культурой: чем больше подавление, тем больше достижений культуры (и больше опасность невротических расстройств). В теории Фрейда отношение индивида к обществу является, по существу, статичным: индивид остается, в общем, одним и тем же, изменяясь лишь постольку, поскольку общество усиливает нажим на его естественные наклонности (тем самым принуждая к большей сублимации) либо...

Похожие материалы:

Реферат: Психоанализ по З. Фрейду

Реферат: Психоанализ Фрейда

Реферат: Фрейдизм и психоанализ

Контрольная работа: Кризисы личности и психосексуального развития у детей по З. Фрейду, Э. Эриксону

Реферат: Психоанализ з. фрейда и фрейдизм