Реферат: Психоанализ по З. Фрейду

Одной из самых значимых фигур, повлиявших на развитие психологии - это ученый Зигмунд Фрейд. Идеи Фрейда оказали огромное влияние не только на сферу психологии, но и на искусство, литературу, медицину, антропологию и многие другие области науки, которые связанны с человеком. Такое распространение идей и их известность, вышедшие далеко за пределы только психологии принято называть фрейдизм.

Дата добавления на сайт: 14 сентября 2024


Скачать работу 'Психоанализ по З. Фрейду':


Введение
Одной из самых значимых фигур, повлиявших на развитие психологии - это ученый Зигмунд Фрейд. Идеи Фрейда оказали огромное влияние не только на сферу психологии, но и на искусство, литературу, медицину, антропологию и многие другие области науки, которые связанны с человеком. Такое распространение идей и их известность, вышедшие далеко за пределы только психологии принято называть фрейдизм. Сам З.Фрейд называл свое учение психоанализом по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов. Существует еще одно название его учения, которое наиболее распространено, - глубинная психология. Данное направление получило название по своему предмету исследования, так как концентрировало свое внимание на изучении глубинных структур психики.
Личность Зигмунда Фрейда была и остается одной из самых значимых для мировой психологии. Но, стоит отметить, что его теории имеют противоречия. Последователи и ученики Фрейда, как и его друзья, личные биографы расходились во мнении, говоря о том, каким человеком Зигмунд был. Несмотря на то, что люди лично общались с великим ученым, а некоторые из них напрямую занимались именно изучением его личности, точного психологического портрета и описания такой фигуры, как Фрейд мы не имеем. Как известно, сам психолог старался запутать своих личных биографов. Он намеренно изменял собственную биографию, не отвечая на их вопросы, связанные с его фигурой, однозначно и точно. Это наводит на мысль о том, что Зигмунд был очень сложной личностью.
фрейд сновидение бессознательное
Глава 1. Личность Зигмунда Фрейда
Всем известное имя Зигмунд Фрейд является неполным. Полное - Сигизмунд Шломо Фрейд. Он родился 6 мая 1856 года в Фрейберге, маленьком провинциальном городе, в небогатой семье мелкого торговца шерстью. Вскоре Зигмунд со своей семьей переехал в Лейпциг, потом в Вену.
З. Фрейд рос в семье, в которой религиозные традиции не имели уже такой значимости. У его отца Якоба Фрейда взгляды были либерально-просветительские. Он не посещал синагоги, не был приверженцем какой-либо веры. Под влиянием своего отца еще в детстве Зигмунд полюбил литературу, что сохранилось с ним на всю жизнь, также в нём проснулась тяга к знаниям. Его отец хотел, чтоб сын получил хорошее образование, так Зигмунд поступил в частную школу и успешно ее закончил. Родители всячески поддерживали Зигмунда в его страсти к изучению всего нового. Когда он занимался, они старались его не отвлекать, не мешать ему. Помимо любви к литературе, он интересовался философией. Его любимыми учеными были: Шекспир, Кант, Гегель, Шопенгауэр, Ницше. Также Зигмунд изучал языки. В совершенстве он владел немецким, латынью и греческим, а бегло говорил на английском, итальянском, испанском и французском.
Уже позже, учась в гимназии и Венском университете, куда он поступил на медицинский факультет, мировоззрение З. Фрейда менялось. Изменения происходили под влиянием идей рационализма и естественнонаучного эмпиризма (вера в прогресс, в равенство возможностей, в свободу личности и т.д.).
Знакомство З. Фрейда с идеями европейского рационализма и свободомыслия оказало заметное влияние на его развитие. Он верил в то, что человеческий разум всемогущ, а также в конечную победу научного мировоззрения. Что касается религии, то она, по его мнению, являлась главным источником человеческих заблуждений, врагом просвещения и прогресса.
Но решающую роль в формировании мировоззрения Фрейда сыграло не все, что было перечислено выше, а именно изучение естественных наук. Передовыми науками и областями знания были: физика, химия, биология.
Большой переворот в сознании Фрейда произвела эволюционная теория Ч. Дарвина, связанная с изменяемость видов и преемственность (связь между различными этапами или ступенями развития) между ними. Данное учение вывело биологию на научную основу.
Обучаясь в университете, З. Фрейд познакомился с Эрнстом Брюкке, дружба с которым помогла укрепить научный, рационалистический склад мышления Фрейда. Под руководством Брюкке, Фрейд осуществил несколько оригинальных исследований, которые способствовали оформлению материалистической теории нейронов. Логика его научного исследования вела Зигмунда на позиции естественнонаучного материализма. Он был уверен, что органом психики является мозг, психические процессы существуют в неразрывной связи с физиологическими. Мир материальных предметов существует независимо от человеческого сознания и наши знания о нем начинается с возбуждения органов чувств. Революция, совершавшаяся в естествознании, требовала мировоззренческого осмысления научных открытий, и это дало новый толчок интересу Фрейда к философии.
В 1874-1875 гг. он прослушал цикл лекций немецкого философа-идеалиста Ф. Брентано (1833-1917). Его учение о психических актах как направленных действиях души, его полемика с английским психиатром Г. Модели по проблемам бессознательного вызвали живой интерес Фрейда.
Глава 2. Психоанализ по З. Фрейду
В начале 1890-х гг. в Вене З.Фрейд начал работу над психоанализом, когда он трудился над изобретением более эффективного способа лечения невротических и истерических заболеваний. Ранее З. Фрейд столкнулся с тем, что часть умственных процессов не осознавалась им как результат его неврологических консультаций в детском госпитале, и при этом он обнаружил, что у многих детей, имеющих расстройства речевых функций, отсутствуют органические причины для возникновения данных симптомов. Позже в 1885 году Фрейд проходил стажировку в клинике Сальпетриер под руководством французского невролога и психиатра Жана Мартена Шарко, оказавшего на него сильное влияние. Шарко обратил внимание на то, что его пациентки часто страдали такими заболеваниями, как параличи, слепота, опухоли, не имея при этом никаких характерных в таких случаях органических нарушений. Фрейд ознакомился с экспериментами в области лечения истерии, проводимыми его наставником и коллегой Йозефом Брейером. Оно включало в себя сочетание гипноза и катарсиса (потрясения), а позднее подобные этому методу процессы разрядки эмоций получили название «абреакция».
В молодости Фрейд заинтересовался гипнозом и его применением для оказания помощи душевнобольным. Позже он отказался от гипноза, предпочтя ему метод свободных ассоциаций и анализ сновидений. Эти методы стали основой психоанализа. Фрейд также интересовался тем, что он называл истерией, а в настоящее время известно как конверсионный синдром.
.1 Психоанализ
Впервые термин «психоанализ» был употреблён Фрейдом 30 марта 1896 года в опубликованной им в журнале статье об этиологии неврозов. В 1900 г. он выпустил свою первую самостоятельную работу «Толкование сновидений», которая посвящена анализу неврозов с помощью изучения сновидений анализанта. Проводя исследования с использованием метода свободных ассоциаций, он пришёл к выводу, что источником неврозов большинства анализантов являются подавленные сексуальные желания (либидо). При нарушениях развития либидо, оно не может быть удовлетворено и проявляется в виде различных симптомов психического заболевания. Также неудовлетворенное влечение может быть перенаправлено на несексуальные цели (сублимация). В соответствии с этой концепцией проявления подавленных сексуальных желаний могут быть найдены не только в сновидениях и неврозах, но также в литературе и искусстве (и в иных порождениях человеческого сознания).
В ранних работах Фрейда (до 1920 г.) в качестве источника неврозов рассматривается конфликт бессознательного (которое руководствуется «принципом удовольствия») и сознания, которое стремится к самосохранению. Впоследствии основное внимание сосредотачивается на конфликте внутри психической инстанции, руководствующейся принципом реальности.
В работе «Я и Оно» Фрейд выделяет в структуре психики три компонента - Оно, Я и Сверх-Я. Оно представляет бессознательные влечения, Я - принцип реальности. Сверх-Я формируется в процессе усвоения человеком социальных норм, господство которых над психикой также становится бессознательным, приводит к возникновению совести и неосознанного чувства вины.
Фрейд предложил отказаться от такого аспекта, как сознание при наблюдении за психическими процессами.
Фрейд стал использовать метод свободных ассоциаций. Пациенты говорили все, что приходило им в голову. Фрейд утверждал, что первая случайная мысль содержит то, что нужно, и представляет собой душевное состояние больного.
Согласно Фрейду, толкование сновидений «царская дорога» к познанию бессознательного. Он говорил, что сновидение - это искажённый заместитель чего-то бессознательного. Но кроме явного сновидения существует бессознательное скрытое сновидение, которое и проявляется в сознании в виде явного сновидения. Теория сновидений представляет собой приложение идей и методов психоанализа к проблеме сновидения. Чтобы понять природу сновидений, появляющихся в состоянии сна, прежде всего следует уяснить смысл самого сна, его назначение. Биологическим смыслом сна является отдых: уставший за день организм в состоянии сна отдыхает. Но психологический смысл сна заключается в потере интереса к внешнему миру. Во сне человек перестаёт воспринимать внешний мир, перестаёт действовать во внешнем мире. Он возвращается на время во внутриутробное состояние, в котором ему «тепло, темно и ничто не раздражает». Сновидение - реакция души на внешние раздражители, которые действуют на спящего. Но эти раздражители (например, звуки) сами не возникают в сновидении, а проявляются в другом обличии.
Кроме явного сновидения существует бессознательное, которое проявляется в виде явного сновидения. Иначе говоря: кроме внешних раздражителей, есть раздражители, имеющие бессознательную психическую природу - порождают сновидения.
Бессознательные психические раздражители (скрытое сновидение) делятся на две группы:
дневные впечатления, которые человек днём полностью осознаёт. Остатки, обрывки этих впечатлений проявляются в сновидении.
остальное находится в бессознательном. В той сфере психики, где обитают бессознательные желания.
Бессознательные желания в виде фрагментов впечатлений появляются в сновидении. Именно бессознательное желание является движущей силой скрытого сновидения. Нам снятся не сами наши желания, а их галлюцинаторное исполнение.
Функция сновидений - оберегать сон от раздражителей. Этим объясняется преображение раздражителей. Пример: раздражитель - звонок будильника, попадающих в сновидение - сновидение защищает сон от этого звонка, который должен прервать его.
Способ представить в явном сновидении элементы скрытого - это замещение скрытого элемента символом. Символы, в отличие от обычных элементов явного сновидения, имеют устойчивое значение.
Если человеку, когда его просят сказать, что приходит ему в голову относительно данного элемента сновидения, приходит в голову некая мысль, эта мысль никак не может быть случайной.
Заключение
Работа З. Фрейда - это огромный вклад в психологию. Благодаря психоанализу мы знаем, что, как считал Фрейд, источник психических расстройств - подавленная сексуальность. Также, что сновидения, которые мы видим, это то, что защищает наш сон от различных раздражителей. Помимо этого, это не просто набор каких-либо образов, а это символы, которые скрывают наши скрытые желания. Символы, являющееся в нашем сознании - это бессознательное проецирование наших желаний, расшифровать которые не всегда возможно сразу.
Список литературы
1.Матушкин А.В. Структура личности по З. Фрейду.
.Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991.
.Фрейд З. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Кн. 1, 2. Тбилиси, 1991.
.Социология. Учебное пособие для студ. ВУЗов под общей ред. Проф. А.А. Громыко. М., 1999 г.

Похожие материалы:

Реферат: Психоанализ з. фрейда и фрейдизм

Реферат: Психоанализ по Фрейду

Контрольная работа: Кризисы личности и психосексуального развития у детей по З. Фрейду, Э. Эриксону

Статья: Особливості організації структури переживання самотності в досліджуваних із різним рівнем самотності

Дипломная работа: ПСИХОЛОГІЧНІ ОСОБЛИВОСТІ АГРЕСИВНОЇ ПОВЕДІНКИ У ПІДЛІТКІВ З РІЗНИМИ СТИЛЯМИ ВИХОВАННЯ