Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Гигиеническая оценка условий обучения студентов
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
МИКРОКЛИМАТ ПОМЕЩЕНИЯ
2. МЕХАНИЗМЫ ТЕПЛООБМЕНА МЕЖДУ ЧЕЛОВЕКОМ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ
3. ВЛИЯНИЕ ПАРАМЕТРОВ МИКРОКЛИМАТА НА САМОЧУВСТВИЕ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
СОБСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Дата добавления на сайт: 01 декабря 2024
ГБОУ ВПО "Тихоокеанский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Факультет медико-профилактическое дело.
Кафедра гигиены.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Гигиеническая оценка условий обучения студентов
Исполнитель: студент 304 группы факультета ФОЗ специальности подготовки медико-профилактическое дело
Яшина Виктория Алексеевна.
Научный руководитель: к. м. н. доц. кафедры гигиены ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России А.Г. Черток.
Владивосток 2016
Оглавление
Введение
1. Литературный обзор
Микроклимат помещения
2. Механизмы теплообмена между человеком и окружающей средой
3. Влияние параметров микроклимата на самочувствие и работоспособность
Материал и методы исследования
Собственные исследования
Выводы
Список литературы
Введение
Человек живет в материальном мире. Окружающая среда непрерывно воздействует на человека и, подчас, не самым благоприятным образом. Состояние окружающей среды обладает определенными характеристиками, которые оказывают самое прямое влияние на самочувствие и здоровье человека. На людей оказывают влияние климатическая зона проживания, погодные условия, свойства атмосферы, количество солнечных дней в году, качество потребляемой воды и еще множество внешних факторов. Но, при этом, средний городской житель до 80 % своего времени проводит в помещениях, среда обитания в которых резко отличается от климатических условий данного региона.
Любое замкнутое пространство - квартира, служебный офис, студенческая аудитория, спортзал и т.д. обладает набором характеристик, объединенных одним понятием - микроклимат помещения. Впрочем, это следует из самого термина "микроклимат", в котором приставка "микро", в отличие от климата, подразумевает ограниченный объем. И, если уличные условия определяются географической широтой, розой ветров, удаленностью от морского побережья, то есть климатическими условиями места проживания, на которые человек не в состоянии воздействовать, то микроклимат в помещении создается по воле человека.
Действительно, независимо от того, где находится город, за полярным кругом или на черноморском побережье, при понижении температуры внешнего воздуха всегда есть возможность создать в квартире или офисе комфортную температуру, а при повышенной влажности и духоте есть возможность проветрить помещение.
Микроклимат оказывает влияние не только на состояние здоровья студентов, но и безусловно влияет на работоспособность и успеваемость. Показателями микроклимата являются температура и влажность воздуха, скорость движения воздуха, лучистое тепло и температура ограждающих поверхностей. Оценка параметров микроклимата имеет большее значение в гигиенической практике, т.к. способствует принятию оперативных решений для улучшения, нормализации микроклимата на рабочих местах. Нормируемые параметры микроклимата должны гарантировать сохранение здоровья и работоспособности даже человеку с пониженной индивидуальной переносимостью колебаний факторов окружающей среды.
Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что параметры микроклимата оказывают непосредственное влияние на тепловое самочувствие человека и его работоспособность.
Цель работы: Оценить температурно-влажностный режим в учебных аудиториях.
Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:
1) Произвести измерения относительной влажности воздуха с учетом сезонов года;
) Произвести измерения температуры воздуха с учетом сезонов года;
) Оценить полученные результаты в соответствии с нормативной базой согласно СанПин2.2.4.548-96 "Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений".
Объект исследования: учебные аудитории 302, 303, 304, 305, 312 гигиенического корпуса ТГМУ, расположенного по Океанскому проспекту 163.
Предмет исследования: параметры микроклимата в учебных комнатах.
температурный влажностный студент здоровье
1. Литературный обзор
Микроклимат помещения
Микроклимат производственных помещений - комплекс физических факторов, оказывающих влияние на теплообмен человека с окружающей средой, на тепловое состояние человека и определяющих самочувствие, работоспособность, здоровье и производительность труда. Метеорологические условия в производственных помещениях - это сочетание пяти физических производственных факторов:
температуры воздуха t (оС);
относительной влажности воздуха ц (%);
скорости движения воздуха V (м/с);
тепловое излучение различных нагревательных поверхностей [1].
Температура воздуха - параметр, характеризующий степень нагретости воздуха.
Температура поверхностей - параметр, характеризующий степень нагрева поверхностей ограждающих конструкций (стены, потолок, пол), устройств (экраны и т.п.), а также технологического оборудования или ограждающих его устройств. Температура представляет собой меру средней кинетической энергии поступательного движения молекул, составляющих воздух (ограждающие конструкции, технологическое оборудование и т.д.). Влажность воздуха - параметр, отражающий содержание в воздухе водяных паров. Различают абсолютную действительную, абсолютную максимально возможную и относительную влажность воздуха. Абсолютной влажностью называется масса пара, содержащаяся в 1 м3 влажного воздуха, численно равная плотности пара при парциальном давлении. Максимально возможной влажностью воздуха называется максимально возможная плотность водяных паров при данной температуре. Относительной влажностью воздуха называется отношение действительной абсолютной влажности ненасыщенного воздуха к максимально возможной абсолютной влажности воздуха при той же температуре [2].
Повышение и понижение температуры воздуха неблагоприятно сказывается на состоянии здоровья. В целях профилактики неблагоприятного воздействия микроклимата должны быть использованы защитные мероприятия (системы местного кондиционирования воздуха, воздушное душирование, компенсация неблагоприятного воздействия одного параметра микроклимата изменением другого, спецодежда и другие средства индивидуальной защиты, помещения для отдыха и обогревания, регламентация времени работы, в частности, перерывы в работе, сокращение рабочего дня, увеличение продолжительности отпуска, уменьшение стажа работы и др.). [3]
Сочетание параметров микроклимата, при котором имеет место нарушение теплообмена человека с окружающей средой, характеризуется понятиями нагревающего и охлаждающего микроклимата. В условиях нагревающего микроклимата имеет место нарушение теплообмена человека с окружающей средой, выражающееся в накоплении тепла в организме выше верхней границы оптимальной величины (>0,87 кДж/кг) и / или увеличении доли потерь тепла испарением пота (>30%) в общей структуре теплового баланса, появлении общих или локальных дискомфортных теплоощущений (слегка тепло, тепло, жарко).
Для оценки нагревающего микроклимата в помещении (вне зависимости от периода года), а также на открытой территории в теплый период года используется интегральный показатель - тепловая нагрузка среды (ТНС-индекс) [6].
Охлаждающий микроклимат - сочетание параметров микроклимата, при котором имеет место изменение теплообмена организма, приводящее к образованию общего или локального дефицита тепла в организме (
По результатам видно, что средняя температура в холодный период года составляет 20-220С, в переходный период года 20-210С, а в теплый период года 20-230С. Перепады температуры по горизонтали в холодный, переходный и теплый периоды года 1-30С. Перепады температуры по вертикали в холодный период года 1-20С, в переходный период года 1-20С, в теплый период года 1-30С. Согласно СанПиН 2.2.4.548-96 "Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений", температура в холодный период года в аудитории 302,304, ниже нормируемого показателя на 10С. Температура в теплый период года в аудитории 304, ниже нормируемого показателя на 20С, а в аудитории 305 на 10С. Перепады температуры по вертикали и по горизонтали находятся в пределах нормы.
Таблица 2
Показатели влажности воздуха
Учебная аудитория | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель |
302 | 62,5% | 60,2% | 58,0% | 57,5% | 54,3% | 48,4% | 30,6% | 40,3% |
303 | 65,0% | 58,3% | 58,6% | 58,0% | 52,8% | 44,0% | 34,5% | 40,0% |
304 | 62,7% | 57,0% | 56,7% | 60,5% | 57,1% | 46,2% | 30,8% | 43,6% |
305 | 66,0% | 56,7% | 58,0% | 55,0% | 50,0% | 50,0% | 35,6% | 46,0% |
312 | 61,4% | 57,8% | 57,0% | 54,7% | 53,9% | 42,6% | 39.0% | 43,3% |
По результатам исследования влажность воздуха в сентябре месяце, во всех аудиториях была выше нормы, а в марте месяце влажность воздуха во всех аудиториях ниже нормируемых показателей
Выводы
Оценивая температурно-влажностный режим в учебных аудиториях следует отметить:
. Средняя температура в учебных аудиториях в зависимости от сезонов колеблется от 20 до 23 град.
. При сравнении полученных данных с нормой температура воздуха соответствует нормируемым показателям.
. Превышение перепадов температур как по горизонтали. так и по вертикали ни в один анализируемый период не обнаружено.
. В отношении влажности следует отметить превышение нормы влажности в переходный период и понижение влажности в зимний период (отопительный сезон)
Список литературы
1. Арустамов Э.К. Безопасность жизнедеятельности [Текст] / Э.К. Арустамов. - М.: Инфра-М, 2000. - 253 с.
. Барбинов Ф.А. Охрана окружающей среды: учеб. для техн. спец. вузов [Текст] / Ф.А. Барбинов. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 238 с.
. Бережной С.А., Романов В.В., Седов Ю.И. Безопасность жизнедеятельности [Текст] / С.А. Бережной, В.В. Романов, Ю.И. Седов. - Тверь: ТГТУ, 2003. - 114 с.
. Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда: Учебные пособия для студентов средних профессиональных учебных заведений П.П. Кукин, В.Л. Лалин, Н.Л. Пономарёв, и др. Высшая школа 2001-431 с.
. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.Ф. Козьяков и др.; под общ. ред. С.В. Белова-М: Высшая школа, 2002-357 с.
. Грин А.С., Новиков В.Н. Безопасность жизнедеятельности [Текст] / А.С. Грин, В.Н. Новиков. - М.: Высшая школа, 2004. - 246 с.
7. Зотов Б.И. Безопасность жизнедеятельности на производстве [Текст] / Б.И. Зотов. - М.: Колосс, 2004. - 246 с.
. Макаров Г.В. Охрана труда в химической промышленности [Текст] / Г.В. Макаров. - М.: Химия, 2004. - 496 с.
. СанПиН 2.2.4.548-96 "Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений".
. Седельников Ф.И. Безопасность жизнедеятельности (охрана труда) [Текст] / Ф.И. Седельников. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 348 с.
. Ястребов Г.С. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф [Текст] / Г.С. Ястребов. - Ростов-на-Дону, 2005. - 416 с.
Похожие материалы:
Реферат: Гигиеническая оценка условий труда и риска нарушений здоровья медицинских работников стоматологического профиля