Курсовая работа: Медицина Древней Индии

Содержание
Введение
1. Источники по истории и врачеванию Древней Индии
2. Хараппский период
3. Ведийский период
4. Классический период
5. Развитие Ветеринарного дела в Древней Индии
6. Учение Аюверда
Заключение
Список литературы

Дата добавления на сайт: 01 ноября 2024


Скачать работу 'Медицина Древней Индии':


Курсовая работа
"Медицина Древней Индии"
Содержание
Введение
Источники по истории и врачеванию Древней Индии
Хараппский период
Ведийский период
Классический период
Развитие Ветеринарного дела в Древней Индии
Учение Аюверда
Заключение
Список литературы
Введение
В данной работе мною будут рассмотрены факты, касающиеся истории, развития, культуры, медицинских предпосылок и врачевания на территории Древней Индии, с которой связано множество загадок.
Древняя Индия сложилась в III тысячелетии до н. э. в пределах Индостанского субконтинента задолго до появления в стране индо-иранских (арийских) племен. В настоящее время на ее территории располагаются современные государства:
Индия,
Пакистан,
Бангладеш,
Бутан,
Непал.
В древней Индии четко прослеживаются три этапа, они разделяются как во времени, так и в пространстве:
1) период хараппской цивилизации
(III — начали II тысячелетия до н. э., долина р. Инд) – на территории современного Пакистана сформировались первые в истории древней Индии рабовладельческие города-государства;
2) ведийский период
(конец 2 —середина I тысячелетия до н. э., долина р. Ганг) – центр цивилизации переместился в восточную часть субконтинента и началось составление "священных текстов", передаваемых в течение, длительного периода в устной форме;
3) классический период
(вторая половина I тысячелетия до н. э. — начало I тысячелетия н. э., Индостанский субконтинент) — время наивысшего расцвета традиционной культуры древней Индии.
Далее мы рассмотрим все эти периоды по отдельности, обращая внимание на все, связанные с ними, особенности культуры, развития и врачевания.
1. Источники по истории и врачеванию древней Индии
Существует множество источников по исследованию истории развития жизни, культуры, религиозных взглядов, медицины, культуры, хозяйства в Древней Индии.
Основными источниками являются: древние литературные памятники: религиозно-философские сочинения — веды, I тысячелетие до н.э.;
"Предписания Ману", II в. до н. э.;
самхиты Чараки и сушруты , I века нашей эры),
данные археологии и этнографии,
вещественные памятники,
народный эпос.
О древней Индии писали известные историки, философы а также путешественники древности:
греческие историки Геродот, Страбон и Диодор,
участники походов Александра Македонского,
посол Селевкидов при дворе царя Чандрагупты — Мегасфен,
китайский историк Сыма Цянь,
паломник Фа Сянь и другие.
2. Хараппский период
Во второй половине III тысячелетия до н. э. в бассейне р. Инд сформировалась высокоразвитая городская культура, получившая впоследствии название "хараппская".
Расцвет хараппской культуры приходится на конец III — начало II тысячелетия до н. э. Она характерна чертами, таки как монументальная архитектура, плановая застройка городов, высокий уровень их санитарного благоустройства, развитие искусственного орошения, ремесел (керамика, терракота, изделия из металла и камня) и внешней торговли, создание протоиндийской письменности.
По многим критериям хараппская культура значительно превосходила древнейшие цивилизации Египта и Месопотамии соответствующего периода.
Если сравнивать эти древние цивилизации, то можно говорить о том, что в Индии было передовое санитарное дело, равной которой не было нигде. Прямые улицы, ориентированные с запада на восток и с юга на север, говорят о строгом контроле за строительством на протяжении столетий и являют собой древнейший из известных в истории человечества пример планировки городов.
В городе имелись мастерские, зернохранилище, платформа для помола зерна, санитарно-технические сооружения: колодцы, бани, бассейн, система канализации— древнейшие из известных в настоящее время.
Особо примечательной из них является купальня. В ее центре размещался уникальный бассейн, который возможно использовали для культового назначения. По всему периметру бассейн был окружен аркадой небольших комнат для омовений. Тут располагались две бани, которые нагревались горячим воздухом и использовались для культовых обрядов.
Другим достижение в Древней Индии были колодцы. Они были в различных районах города, эти колодцы были выложены обожженным кирпичом. Их диаметр достигал 1 м. В больших домах строились собственные колодцы. Помещения, где они находились, были тщательно вымощены.
О красоте, значительности построек в этот период можно рассказывать очень долго. Сведения, сохранившиеся до сих пор говорят о том, что люди, жившие в те времена были очень образованы в этом плане, у них были особые умения, которые они воплощали в жизнь.
Но к сожалению, впечатляющие достижения хараппских гидростроителей не стали примером для потомков. В последующих культурах уровень санитарного состояния индийских городов был значительно ниже, о чем свидетельствуют разнообразные источники.
Впрочем, несовершенство гигиенических норм восполнилось торжеством медицинских знаний, собранных в древних трактатах — Ведах (санскр. веда — "знание"). Ведическую литературу, написанную на древнеиндийском языке, составляют теологические трактаты (брахманы и упанишады), а также сборники гимнов и жертвенных формул (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа).
Источники о врачевании в Древней Индии в период хараппской цивилизации практически не сохранились.
Известно только о врачевании с помощью эфирного масла. Открытие розового масла произошло, когда один индийский раджа устроил пышные торжества в честь бракосочетания своей дочери. Готовясь к празднику, он приказал наполнить розовыми лепестками ров с водой, ведущий в его замок. Когда праздник окончился, люди заметили, что вода покрылась пленкой розовой эссенции. Так началось производство эфирного масла розы, которое до сих пор занимает важное место в промышленности Индии. Древний метод экстракции эфирных масел заключался в измельчении и растирании свежей или сухой травы с последующим отжимом масла.
3. Ведийский период
Очагом цивилизации на этом этапе истории древней Индии явилась р. Ганг на северо-востоке страны. После прихода индо-иранских племен – ариев сформировалось несколько государств.
Врачевание
Сведения о врачевании ведийского периода весьма ограничены и поверхностны. Указания на врачебные знания сохранились в "Ригведе" и "Атхарваведе". Записывать священные тексты начали в середине I тысячелетия до н. э. – около 500 г. до н.э.
В "Ригведе" упомянуты три недуга:
проказа,
чахотка,
кровотечение.
Однажды говорится о - врачевателе в следующих словах: "Наши желания различны, возчик жаждет дров, врачеватель— болезней, а жрец — жертвенных возлияний".
В некоторых разделах "Ригведы" имеются тексты об обрядах магического врачевания, т.к. в ведийский период медицинские знания тесно переплетались с религиозными верованиями и представлениями о магии.
Главными медицинскими божествами ведийского периода были:
близнецы Ашвины — боги-врачеватели и хранители,
Рудра — владыка лекарственных трав и покровитель охотников,
высшие божества: Агни — бог огня и возрождающейся жизни, Индра — символ небесного грома и податель дождя и Сурья — бог солнца.
Судя по древнеиндийской мифологии, были и злые демоны – асуры и ракшасы, которые, полагается, приносили людям несчастья, болезни, разоряли их, лишали потомства. В "Атхарваведе" болезни связываются, со злыми духами, расцениваются как наказание богов. А излечение недугов объяснялось действием жертвоприношений, молитв и заклинаний. Так же "Атхарваведа" отражает и практический опыт народа в использовании лекарственных растений, действующих как целебная сила, противодействующая злым духам.
Древние лекари так и назывались — бхишадж ("изгоняющий бесов"). Это название сохранялось за ними и в более поздние периоды истории Индии, когда врачеватель-заклинатель сменился на врачевателя-целителя. Со временем изменялись и представления о причинах болезней.
Так, в "Яджурведе" уже упоминается о четырех соках организма.
В конце ведийского периода древнеиндийское общество окончательно подразделилось на четыре основных сословия (варны):
брахманы (brahmanа — знающий священные учения, т. е. жрец),
кшатрии (ksatriya— наделенный могуществом, т. е. военная знать и члены царских родов),
вайшьи (vaisya — свободный общинник, т. е. главным образом земледельцы и скотоводы)
шудры (sud-га — бесправные бедняки).
Каждая из варн состояла из множества каст и подкаст. Кроме того, вне варн и как бы вне закона существовало пятое, самое низкое сословие — парии (неприкасаемые), используемые на самых неприятных и унизительных работах.
Заниматься врачеванием и изучать веды имели право лишь представители трех высших варн.
4. Классический период
В VI в. до н. э. древняя Индия вступила в период интенсивного, духовного и интеллектуального развития государства. Его характеризует достижений в различных областях знаний и создание выдающихся памятников древнеиндийской письменности: "Предписания Маку", математические, астрономические и медицинские трактаты (первые века нашей эры), а также возникновение и распространение религиозно-философского учения буддизма— первой мировой религии.
К началу нашей эры в древней Индии сложилась высокоразвитая система знаний медицине, подобная системе Гиппократа и Галена, ушедшая еще дальше вперед.
Искусство врачевания высоко ценилось очень сильно.
Основные направления традиционной древнеиндийской медицины классического периода отражены в двух выдающихся памятниках древней аюрведической письменности:
"Чарака-самхита" (датируется I—II вв. н. э.)
"Сушрута-самхнта" (датируется IV в. н. э.).
Более ранняя "Чарака-самхита" посвящена лечению внутренних болезней и содержит сведения более, чем о шестиста лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Об их применении сообщается в восьми разделах:
лечение ран;
лечение болезней области головы;
лечение болезней всего организма;
лечение психических заболеваний;
лечение детских болезней; противоядия;
элексиры против старческого одряхления;
средства, повышающие половую активность.
"Сушрута-самхита" в основном посвящена оперативному лечению; в ней описано более 300 операций, свыше 120 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств.
Познания индийских врачевателей о строении тела человека были самыми полными в древнем мире. Даже несмотря на несовершенство метода исследования, который основывался на мацерации тела умершего в проточной воде, древние индийцы различали:
перепонок,
мускулов,
900 связок,
90 сухожилий,
300 костей (сюда входят зубы и хрящи), которые подразделяются на плоские, круглые и длинные,
107 суставов,
40 главных сосудов
700 их разветвлений (для крови, слизи и воздуха),
24 нерва,
органов чувств и 3 субстанции (слизь и желчь).
Некоторые зоны тела (ладонь, подошвы, яички, паховые области и т. д.) выделялись как "особо важные". Их повреждение считалось опасным для жизни. Познания индийских врачей в области строения тела человека явились важной вехой в истории анатомии и сыграли существенную роль в становлении хирургии.
Здесь необходимо отметить, что сравнение достижений древних индийцев с познаниями древних египтян и ацтеков весьма условно, т.к. египетские тексты медицинского содержания записаны во II тысячелетии до н. э. (т. е. почти на два тысячелетия раньше), а также расцвет ацтекской медицины приходится на середину II тысячелетия н. э. (т. е. более чем тысячелетие спустя). В классический период истории древней Индии врачеватели отошли от господствовавших в ведийский период сверхъестественных представлений о причинах болезней.
Человек рассматривался в тесной связи с окружающим миром, который, по мнению древних индийцев, состоял из пяти стихий:
земли,
воздуха,
огня,
воды,
эфира.
Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие трех субстанций: воздуха, огня и воды. Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума, а нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека пяти стихий (влияние времен года, климата, неудобоваримой пищи, нездоровой воды и т. п.) считались болезнью.
По мнению Сушруты все болезни подразделялись на естественные, связанные с природой, и сверхъестественные, посылаемые богами. Понять причины этих болезней в то время было еще невозможно.
При диагностике болезней основывались на подробном опросе больного и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в легких, голоса и т. п. Ни Сушрута, ни Чарака ничего не сообщают об исследовании пульса.
В то же время Сушрута описывает не известное даже древним грекам сахарное мочеизнурение, которое он определял по вкусу мочи.
Также в трактате Сушруты описаны три стадии воспаления, признаками которого он считал:
незначительные боли,
стреляющие боли,
припухлость,
чувство сдавления,
местный жар,
красноту и нарушение функции,
уменьшение припухлости,
образование гноя.
Для лечения воспаления Сушрута предлагал местные лекарственные средства и хирургические методы лечения.
Тактика лечения в древней Индии определялась прежде всего излечимостью или неизлечимостью заболевания. При благоприятном прогнозе учитывались особенности болезни, время года, возраст, темперамент, силы и ум больного. При лечении они старались уравновесить соотношения жидкостей (субстанций), что достигалось диетой, лекарственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т. п.), хирургическими методами лечения, в чем древние индийцы достигли высокого совершенства.
Сушрута говорил: "Врачеватель, знакомый с целебными свойствами кореньев и трав — человек; знакомый со свойствами ножа и огня —демон; знающий силу молитв — пророк; знакомый же со свойствами ртути — бог!"
Еще одним направлением во врачевании хараппцев было родовспоможение. Родовспоможение в древней Индии считалось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, там же описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, эмбриотомия, кесарево сечение.
Врачеватели древней Индии производили ампутации конечностей лапаротомии, камнесечения, грыжесечения, пластические операции. Они "умели восстанавливать носы, уши и , губы потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. Способ ринопластики, подробно описанный в трактате Сушруты, вошел в историю под названием "индийского метода". Кожный лоскут для формирования будущего носа вырезался на сосудистой ножке из кожи лба или щеки. Подобным способом выполнялись и другие восстановительные операции на лице.
В Индии издавна развивались гигиенические традиции. Огромное значение придавалось личной гигиене, красоте и опрятности тела, чистоте жилища, влиянию климата и времен года на здоровье людей. Гигиеничческие навыки, выработанные эмпирическим путем, закреплены в "Предписаниях Ману":
Никогда не следует есть пищу больных на которой оказались волосы или насекомые, тронутую намеренно ногой, поклеванную птицей, тронутую животными.
Надо удалять далеко от жилища мочу, воду, использованную для омовения ног, остатки пищи и воду, использованную при проведении очистительных обрядов.
Утром нужно одеться, искупаться, почистить зубы и почтить богов.
Предупреждение болезней было одним из важнейших направлений индийского врачевания. Уже в глубокой древности делались попытки предупреждения заболевания оспой, которая была очень широко распространена в Индии.
Гигиенические традиции способствовали развитию медицинского дела. Также в те времена были установлены также строгие наказания за подмешивание ядов в пищу, лекарства и благовония.
Во времена Ашоки (268—231 гг. до н. э.) строились богадельни и помещения для больных — дхарма-шала (лечебницы), которые в Индии появились на несколько веков раньше, чем в Европе. Поощрялось также разведение лекарственных растений, сооружение колодцев, озеленение дорог.
Медицина древней Индии была тесно связана с религиозно-философскими учениями, среди которых особое место занимает йога. В ней объединилялисая религиозную философия, морально-этическое учение и система упражнений (позы). Большое внимание в йоге уделяется чистоте тела и своеобразному образу жизни.
Важную роль в развитии врачевания в древней Индии сыграли монастыри и монахи, среди которых было много сведущих лекарей. Все монахи имели некоторые познания в области медицины. Оказывать лечебную помощь мирянам считалось высокой добродетелью.
Среди центров медицинского образования особое место занимает г. Таксила (инд. Такшашила). Согласно буддийской традиции, в нем в течение семи лет учился медицине Дживака (VI—V вв. до н.э.)—знаменитый врачеватель при дворе ма-гадхского царя Бимбисары (по преданию Дживака лечил и Будду). После индийского похода Александра Македонского Таксила стала местом поселения греков, которые в конечном счете индианизировались и оказали свое влияние на развитие местной культуры.
В Индии большое внимание уделялось обучению медицине. Обучающийся медицине должен был овладеть всеми гранями врачебного искусства. По окончании обучения будущий Врачеватель произносил проповедь. Так в "Сушрута-Самхите" записано:
"Врач, неискусный в операциях, приходит у кровати больного в замешательство, подобно трусливому солдату, впервые попавшему в сражение; врач же, умеющий только оперировать и пренебрегающий теоретическими сведениями, не заслуживает уважения и может подвергать опасности даже жизнь царей. Каждый из них владеет только половиной своего искусства и похож на птицу с одним только крылом
Врачебная этика древней Индии неукоснительно требовала, чтобы врачеватель, "который желает иметь успех в практике, был здоров, опрятен, скромен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую надушенную благовониями одежду, выходил из дома не иначе, как с палкой и зонтиком, в особенности же избегал болтовни...".
Однако вознаграждение за лечение запрещалось требовать от обездоленных, друзей врача и брахманов; и наоборот, если зажиточные люди отказывались от уплаты за лечение, врачевателю присуждалось все их имущество. За неправильное лечение врачеватель должен был выплачивать штраф в зависимости от социального положения больного.
В классический период традиционная индийская медицина достигла апогея своего развития. На протяжении всей истории индийская медицина оказывала и продолжает оказывать большое влияние на развитие медицины в различных регионах земного шара.
5. Развитие ветеринарного дела в Древней Индии
Медицинские знания древних индусов традиционно включали в себя сведения о болезнях людей, растений, животных. Лечением животных в Древней Индии занимались знахари (бхишадж - изгоняющие бесов), которые с течением времени превратились во врачей-целителей. Ветеринарные врачи Древней Индии принадлежали к высшему...

Похожие материалы:

Реферат: Медицина Древней Греции

Реферат: Философия Древней Индии и Древнего Китая

Реферат: Медицина в Древней Греции, Александрии и Древнем Риме

Реферат: Врачевание и лекарствоведение Древней Индии

Реферат: МЕДИЦИНА В ДРЕВНЕЙ РУСИ (IX—XIII вв.) И МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ (XV—XVII вв.)