Реферат: Медицина Средневековья в Западной Европе. Эпидемии (проказа, чума, оспа)

Содержание
Введение
1. Эпидемии в средневековой Европе
2. Организация медицины в средневековой Европе
Заключение
Список использованной литературы

Дата добавления на сайт: 01 ноября 2024


Скачать работу 'Медицина Средневековья в Западной Европе. Эпидемии (проказа, чума, оспа)':


Медицина Средневековья в Западной Европе. Эпидемии (проказа, чума, оспа)
Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u ВведениеЭпидемии в средневековой ЕвропеОрганизация медицины в средневековой ЕвропеЗаключениеСписок использованной литературы
ВведениеИстория человечества неотделима от истории многочисленных эпидемий, постоянно его сопровождавших на планете Земля, а число их жертв порой значительно превышало все потери во время военных действий. Род человеческий на протяжении всего своего существования преследовали всевозможные моры и эпидемии различных болезней. Одной из ведущих тенденций в мирового развития сегодня являются процессы глобализации, которые вызывают чрезвычайно неравное распределение богатства между развитыми и развивающимися странами, а также внутри этих стран по социальным группам. Такое распределение богатств ведет к очевидному неравенству в качестве и условий жизни населения, в состоянии здоровья людей даже на территории одного города (региона) страны. Очевидно, что худшие условия жизни и плохое состояние здоровья некоторых групп населения, как в самых бедных, так и небедных странах создают условия для появления, становления и распространения инфекционных заболеваний.
Наибольшую известность получили эпидемии, распространявшиеся в средневековой Европе (чума, оспа), вошедшие в историю как «чёрная смерть». В работе будут рассмотрены следующие вопросы:
Характеристика эпидемий в средневековой Европе и их причин, в том числе не только медицинских, но и экономических и политических (так, например, объявление 1350 года «юбилейным» было осуществлено исключительно в интересах доходов папской казны и способствовало распространению эпидемий паломниками);
Анализ организации медицины и противоэпидемических мероприятий в средневековой Европе. Особое внимание будет уделено вкладу в теорию эпидемий, сделанному представителем медицинской науки позднего Средневековья Джироламо Фракасторо.
1. Эпидемии в средневековой ЕвропеСредние века на Западе и на Востоке характеризуются новым явлением, не известным древнему миру в подобных размерах, — крупными эпидемиями. Среди многочисленных эпидемий средних веков особенно тяжелую память о себе оставила «черная смерть» в середине XIV века — чума с присоединением к ней других болезней. Историки на основании данных летописей, церковных записей о погребениях, городских хроник и других Документов утверждают, что многие крупные города опустели. Эти опустошительные эпидемии сопровождались разрухой во всех областях хозяйственной и общественной жизни. Развитию эпидемий способствовал ряд условий: возникновение и рост городов, отличавшихся скученностью, теснотой и грязью, массовые передвижения огромного количества людей— т.к. называемое великое переселение народов с Востока на Запад, позднее большое военно-колонизационное движение в обратном направлении — так называемые крестовые походы (восемь походов за период с 1096 по 1291 г.). Эпидемии средних веков, как и заразные болезни древности, описываются обычно под обобщающим наименованием «мор» loimos (дословно «чума»). Но, судя по сохранившимся описаниям, чумой (мором) называли различные заболевания: чуму, тифы (в первую очеред сыпной), оспу, дизентерию и др.; нередко бывали смешанные эпидемии.
Широкое распространение проказы (под этим названием также скрывался ряд других кожных поражений, в частности сифилис) во время крестовых походов обусловило образование ордена св. Лазаря для призрения прокаженных. Отсюда и убежища для прокаженных получили наименование лазаретов. Наряду с лазаретами возникли убежища и для других заразных больных.
В крупных портовых городах Европы, куда на торговых судах заносились эпидемии (Венеция, Генуя и др.), возникли особые противоэпидемические учреждения и мероприятия: в прямой связи с интересами торговли были созданы карантины (дословно «сорокадневие» - срок изоляции и наблюдения над экипажем прибывших судов); появились особые портовые надзиратели — «попечители здоровья». Позднее, также в связи с экономическими интересами средневековых городов, появились «городские врачи», или «городские физики», как их называли в ряде европейских стран; врачи эти выполняли в основном противоэпидемические функции. В ряде крупных городов были опубликованы специальные правила - регламенты, имевшие целью предотвратить занос и распространение заразных болезней; известны лондонские, парижские, нюрнберские правила.
Эпидемии в средние века напрямую были связаны с тогдашними антисанитарными условиями (состояние городов, не имевших канав и мостовых, где дома были не более, чем протекающими трущобами, а улицы – клоаками) и голодом, с употреблением скверной пищи. В Париже, в «прекраснейшем из городов», горожане хоронили покойников на равнине Шампо: кладбище не было огорожено, прохожие пересекали его во всех направлениях, и на нём же устраивались базары. В дождливое время место упокоения становилось смердящим болотом. Лишь в 1187 г. король Филипп II Август окружил его каменной стеной, да и то больше из уважения к мёртвым, нежели ради общественного здоровья. Двумя годами ранее король решился на попытку мощения дорог, но лишь больших, ведущих к городским воротам. Остальное же оставалось трясиной, благодатной почвой для распространения эпидемий.
Наибольшую опасность представляли массовые эпидемические заболевания. Прежде всего, это эпидемии «горячки», которую как нынче считается, вызывало употребление в пищу зерна, испорченного грибком спорыньи - эта болезнь появилась в стране в Европе в конце X в. Представление об этой страшной болезни может дать «Хроника» Сигеберта Жамблузского, в которой говорилось, что «1090 год был годом эпидемии, особенно в Западной Лотарингии. Многие гнили заживо под действием «священного огня», который пожирал их нутро, а сожженные члены становились чёрными как уголь. Люди умирали жалкой смертью, а те, кого она пощадила, были обречены на ещё более жалкую жизнь с ампутированными руками и ногами», от которых исходило зловоние».
Именно горячечная болезнь лежала в основе появления особого культа, который привёл к основанию нового монашеского ордена и к появлению, тем самым, нового типа орденов - госпитальеров. Движение отшельничества XI в. ввело почитание св. Антония. Отшельники Дофине (область Франции) заявили в 1070г., что они якобы получили из Константинополя мощи святого. В Дофине в это время свирепствовала горячка. Возникло убеждение, что мощи святого могут её излечить, и «священный огонь» был назван «антоновым». Аббатство, в котором хранились мощи, стало называться Сент-Антуан-Вьеннуа, а его филиалы были даже в Венгрии и Святой земле.
На рубеже XI - XII вв. эпидемия горячки постепенно сошла на нет, что было связано с достижениями аграрной революции, в частности - с увеличением периода продовольственного предвидения и снижением опасности употребления в пищу суррогатов и ядовитых трав и кореньев. Кроме того, с 1150 по 1300 гг. происходило потепление климата, что благоприятствовало развитию сельского хозяйства.
Однако на смену горячечной болезни пришла не менее страшная эпидемия другой болезни - проказы (или лепры), причиной появления которой в Европе считается начавшееся в результате крестовых походов общение с очагами инфекции на Востоке.
Следствием распространения проказы стало появление специальных изоляторов для больных - лепрозориев, организованных специально учреждённым католической церковью для призрения прокажённых орденом св. Лазаря (отсюда - лазареты). Всего в Западной Европе в XIII в. насчитывалось не менее 19 тыс. лепрозориев для больных проказой.
Отношение к увечным, прокажённым, вообще к пострадавшим от всяческих болезней людям оказывалось крайне неоднозначным, двойственным, включавшим самые разнообразные чувства - от ужаса до восхищения. Христианский мир раннего и классического средневековья не был особенно милосерден и человеколюбив.
Средневековое общество нуждалось в этих людях: «их подавляли, поскольку они представляли опасность, но одновременно не выпускали из поля зрения; даже в проявляемой заботе чувствовалось осознанное стремление мистически перенести на них всё то зло, от которого общество тщетно пыталось избавиться. Лепрозории устраивались хотя и за пределами городской стены, но невдалеке от неё. Таким образом, к этим отверженным общество испытывало те же чувства, что и к Христу - влечение и страх. «Безумие прокажённых» особенно охватило Францию в 1320-е годы, имели место отравления колодцев по всей стране. Жертвой этого «безумия» пал, как свидетельствуют хронисты, и король Филипп V, напившийся во время охоты из отравленного колодца.
В середине XIVв. в Европу пришла ещё более страшная эпидемическая болезнь, поставившая западный мир на грань жизни и смерти, - чума. Эпидемия 1348 г., например, по разным оценкам, унесла жизни от четверти до трети населения (около 50 млн. человек). Европа обезлюдела, прекратились войны, так как некому стало воевать. В крупных европейских городах (Вена, Прага, Лондон, Париж, Марсель, Амстердам и др.) вымерло тогда от половины до 90 процентов населения.
Очаг «черной смерти» вспыхнул в 1320 г. в пустыне Гоби. Путь чумы – это путь караванов, вместе с ними она шла на Запад. Эпидемия вызвала ряд известных восстаний – Уота Тайлера в Великобритании, Жакерию – во Франции, восстания горожан во Флоренции и т. д. К сожалению и по прошествии более 600 лет чума не побеждена полностью. Только в XX в. в мире от этой болезни умерли свыше 13 млн. человек. Известны многочисленные случаи, когда войска, осаждавшие города, применяли своего рода бактериологическое оружие. В города-крепости с помощью катапульты осаждавшие забрасывали разного рода нечистоты, в результате чего там распространялись болезни. История сохранила много примеров этого. В 1346 г. монгольские войска осаждают город Кафу (ныне Феодосия в Крыму). В ходе осады в лагере монголов началась эпидемия чумы. Монголы были вынуждены прекратить осаду, но предварительно они начали забрасывать трупы умерших от чумы за крепостные стены, и эпидемия распространилась внутри города.
В том, что «черная смерть» принесла столько бедствий, виновата не только сама болезнь. Другие факторы, такие, как религиозные страсти, усугубили трагедию. Пример тому - учение о чистилище. «К концу XIII века понятие о чистилище была повсеместно распространена»,— говорит французский историк Жак ле Гофф. В начале XIV века Данте написал свою знаменитую «Божественную комедию», где он в ярких красках представил ад и чистилище. Все это способствовало развитию определенных религиозных чувств и настроений, так что люди с поразительной апатией и покорностью принимали бедствие как Божью кару. К тому же в Европе несколько раз случались неурожаи. Поэтому из-за недоедания растущему населению континента трудно было сопротивляться болезни.
По утверждению личного врача папы Климента VI, Гюи де Шолиака, в Европе были распространены две формы чумы: легочная и бубонная. Де Шолиак дает яркое описание этих недугов: «Легочная форма свирепствовала два месяца, сопровождаясь постоянной лихорадкой и кровохарканьем, и через три дня больной умирал. Бубонной формой люди страдали до конца эпидемии, она также сопровождалась постоянной лихорадкой, нарывами и карбункулами на теле, в основном под мышками и в паху. Заразившись этой формой болезни, человек умирал через пять дней». Врачи были бессильны остановить бедствие. Многие в панике спасались бегством, бросая тысячи больных в зараженных районах. В первую очередь бежали знатные, богатые и образованные люди. Покинуть опасные области также стремились и представители духовенства, а многие члены религиозных орденов запирались в своих монастырях в надежде укрыться от чумы. В самый разгар паники папа объявил 1350 год святым. Паломникам в Рим обещался прямой путь в рай, минуя чистилище! Сотни тысяч паломников отозвались на этот призыв — по пути разнося чуму все дальше и дальше. Все попытки остановить «черную смерть» были безуспешны, поскольку никто не знал, как передается это заболевание. Большинство понимали, что контакт с больным или с его одеждой опасен. Некоторые боялись даже взгляда тех, кто был заражен! А жители Флоренции винили в этой болезни кошек и собак. Истребляя этих животных, они не подозревали, что тем самым дают полную свободу истинным виновникам эпидемии — крысам.
Когда над людьми нависла угроза смерти, некоторые обратились за помощью к Богу. Люди жертвовали церкви все свое имущество, надеясь, что Бог защитит их от чумы или, по крайней мере, дарует им жизнь на небе, если они умрут. Так в руках церкви скопились несметные богатства. Многие пытались найти «противоядие» в талисманах, изображениях Христа и церковных амулетах. Другие прибегали к суевериям, магии и псевдомедицинским средствам. Считалось, что ароматы, уксус или особые микстуры способны защитить от болезни. Кровопускание стало еще одним излюбленным способом лечения. Ученые медицинского факультета Парижского университета усматривали причину бедствия даже в расположении планет. Однако ошибочные представления и «лечебные» средства были не в силах остановить надвигающуюся смерть.
Эпидемия, таким образом, послужила толчком к политическим, религиозным и социальным переменам. До начала эпидемии языком образованных людей в Англии считался французский. Но поскольку многие французские учителя в Великобритании умерли, английский постепенно стал доминировать над французским. Перемены затронули и религиозную жизнь. Французский историк Жаклин Броссолле отмечает, что из-за нехватки кандидатов в священники «церковь часто набирала в свои служители невежественных и равнодушных людей». По словам Броссолле, «упадок важнейших религиозных и образовательных центров стал одной из причин, вызвавших Реформацию».
Эпидемия, несомненно, оставила свой отпечаток и в искусстве, где смерть стала основной темой. Знаменитый жанр «танец смерти», обычно представляемый скелетами и трупами, стал популярным символом власти смерти.
Не имея уверенности в завтрашнем дне, многие, пережившие чуму, забыли о всяких ограничениях. Мораль пришла в страшный упадок. А поскольку церкви не смогли предотвратить «черную смерть», «в средние века у людей было чувство, что церковь их предала», как говорится в книге «Черная смерть». Также, по словам некоторых историков, социальные изменения, последовавшие за эпидемией чумы, способствовали развитию индивидуализма и предпринимательства, а также сделали общество более подвижным социально и экономически, что стало предпосылкой для перехода к капитализму.
«Черная смерть» побудила правительства создать системы санитарного контроля. Когда эпидемия утихла, в Венеции было решено очистить улицы. Французский король Иоанн II Добрый также приказал произвести уборку улиц в качестве профилактики чумы. Такие меры он принял после того, как узнал о древнегреческом враче, по чьему совету мыли и чистили улицы, и тем самым Афины были спасены от чумы. Так в средние века многие улицы с открытой канализацией, в конце концов, были вычищены.
Эпидемии чумы, периодически повторяющейся на протяжении полутора веков (вплоть до начала XVI в.) стимулировали галлюцинирующие процессии. Даже ведя полуголодную жизнь, люди были предрасположены к блужданиям разума: галлюцинациям, видениям. Им могли явиться дьявол, ангелы, святые и сам Бог.
Эпидемии чумы положили также начало становлению санитарного законодательства и городской санитарии. В связи с задачей предупреждения эпидемий проводились некоторые общесанитарные мероприятия - удаление падали и нечистот, обеспечение городов доброкачественной водой.
2. Организация медицины в средневековой ЕвропеЦентрами средневековой медицины были университеты. Прототипами западноевропейских университетов явились школы, существовавшие в арабских халифатах и школа в Салерио. Высшая школа типа университета существовала в Византии уже в середине IX века. В Западной Европе университеты представляли сначала частные объединения учащих и учащихся, в известной мере аналогичные ремесленным цехам, в соответствии с общим цеховым строем средневековья. В XI веке возник университет в Салерно, преобразованный из Салернской медицинской школы близ Неаполя, в XII—XIII веках появились университеты в Болонье, Монпелье, Париже, Падуе, Оксфорде, в XIV веке — в Праге и Вене. Число учащихся в университетах не превышало нескольких десятков на всех факультетах. Уставы и учебные планы средневековых университетов контролировались католической церковью. Весь строй жизни университетов был скопирован со строя церковных учреждений. Многие врачи принадлежали к монашеским орденам. Светские врачи, вступая в медицинские должности, принимали присягу, подобную присяге священников.
В университетах допускалось изучение и некоторых античных писателей. В области медицины таким официально признанным античным автором был, прежде всего, Гален. У Галена средневековой медициной были взяты его окрашенные идеализмом выводы, но совершенно отброшен его метод исследования (опыты, вскрытия), что являлось главной его заслугой.
Из произведений Гиппократа были приняты те, где с наименьшей силой получили отражение его материалистические воззрения в медицине. Задачей ученых было в первую очередь подтверждать правильность учения признанных авторитетов в соответствующей области и комментировать его. Комментарии к произведениям того или иного авторитетного писателя были основным видом средневековой научной литературы. Естествознание и медицина питались не экспериментами, а изучением текстов - Галена и Гиппократа. Галилей рассказал об одном схоласте, который, увидев у анатома, что нервы сходятся в мозгу, а не в сердце, как учил Аристотель, сказал: «Вы мне показали все это так ясно и ощутимо, что если бы текст Аристотеля не говорил обратного (а там прямо сказано, что нервы зарождаются в сердце), то необходимо было бы признать это истиной».
В древние и средние века эпидемии в основном являлись результатом распространения заразных заболеваний, хотя представления о том, что такое зараза и как она проникает в организм, были различными. Еще в древности возникли две теории развития эпидемии, распространённые и в средние века.
Первая теория, выдвинутая Гиппократом, предполагала, что причиной эпидемий является проникновение в организм людей неких веществ — миазмов, находящихся в космосе или в почве, в частности, в болотистых местах. Согласно этому представлению, вдыхание миазм большим количеством людей приводит к возникновению массовой заболеваемости. Эта точка зрения обосновывалась на наблюдениях, когда возможность заражения пострадавших от других больных проследить не удавалось.
По-видимому, не случайно и упоминание о болотистых местах: вполне вероятно, что речь шла о наблюдениях в очагах малярии, при которой невозможно проследить заразность больного — непосредственной угрозы для окружающих он не представляет (больной как бы «не контагиозен»).
Вторая теория предполагала, что причиной развития эпидемий является распространение среди людей живого болезнетворного агента. Эту точку зрения высказал величайший философ Греции Аристотель (IV в. до н. э.), в дальнейшем она нашла последователей в Древнем Риме. Марк Теренций Варрон (116-27 гг. до н. э.) назвал этого...