Реферат: СПОРТ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Философский подход к различным вопросам спортивной деятельности
имеет огромное значение для их систематизации и разработки общих
концепций, применимых в любом виде спорта.
Дата добавления на сайт: 26 ноября 2024
Скачать работу 'СПОРТ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ':
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
КАФЕДРА ФИЛОСОФСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
РЕФЕРАТ
СПОРТ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Составил
Проверил
Малаховка, 1998
-2-
Оглавление
Введение....................................................3
Глава 1. Некоторые общие проблемы анализа физической
активности....................................................4
Глава 2. Применение общих принципов в анализе частных вопросов
теории спорта.................................................7
Спорт как вид деятельности................................7
Структура и принципы спортивной деятельности..............9
Гносеологические аспекты высших достижений...............11
Коммерционализация и профессионализация спорта...........13
Самореализация в спорте..................................14
Спорт как профессия: противоречие с изначальным смыслом..15
Выводы.......................................................18
Литература...................................................19
.
-3-
Введение
Философский подход к различным вопросам спортивной деятельности
имеет огромное значение для их систематизации и разработки общих
концепций, применимых в любом виде спорта. Однако в ХХ веке такое
обоснование зачастую рассматривалось и рассматривается как
\"излишество\", помеха на пути к быстрейшему внедрению в практику
нового вида. Тем не менее, плодотворность общего, философского
подхода к физическому совершенствованию демонстрируют, например,
боевые искусства [1, с. 25-37].
Для любого вида человеческой деятельности характерно наличие
некоторой системы принципов, в наиболее общем виде задающих
способы взаимодействия человека с окружающей действительностью и
самим собой. Следовательно, выражение этих принципов в явном виде
позволяет целенаправлено регулировать деятельность. Данную задачу
можно рассматривать как одну из областей науки о познании -
методологии, составляющей часть философии.
В настоящем реферате сделана попытка анализа сущности спорта с
позиций методологии. Рассмотрены сущность, принципы и цели спорта
как явления человеческой деятельности.
Работа выполнена в рамках подготовки кандидатской диссертации
по теме \" \" на
соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
- 4 -
Глава 1.
Некоторые общие проблемы анализа физической активности
Как отмечает Н.Н. Визитей [2, с. 6], при анализе физической
активности человека возникает проблема, не характерная для
исследования других явлений природы. Дело в том, что
исследователь не может игнорировать наличие связи между предметом
и собой. Предмет изучения задан как объективно (тело человека),
так и субъективно (тело исследователя). Это явление представляет
собой случай, когда полностью применима идея Гегеля об отсутствии
\"чисто внешнего\", абсолютно объективного для индивида,
обладающего сознанием [3].
На самом деле, в таких науках, как физика, можно в первом
приближении абстрагироваться от связей между исследователем и
объектом, однако при более детальном анализе оказывается, что сам
процесс наблюдения, например, за частицами микромира вносит
искажения в их поведение. Степень искажения поддается лишь грубой
оценке с использованием методов теории вероятности.
В науках о человеке отрыв субъекта от объекта превращает
получаемые данные в набор случайных параметров, ничего не
говорящих о характеристике объекта как целого, поскольку тогда
вместо человека будет рассматриваться лишь совокупность его
функций. А так как, согласно известному философскому парадоксу,
\"целое всегда больше суммы частей\", следует рассматривать именно
объект в целом [4, c. 15].
- 5 -
Указанная проблема достаточно сложна из-за многокомпонентности
объекта, вследствие чего возникает опасность односторонности. По
мнению Н.Н. Визитея, даже в наиболее общих работах авторы
преимущественно обсуждают лишь один компонент телесности, отводя
другим подчиненную роль.
Исследователи выделяют три основных составляющих человеческой
активности: физическую (двигательную), эстетическую и
нравственную [4]. Из них в теории физической культуры
рассматривается прежде всего двигательный аспект. Эстетический и
нравственный компоненты являются предметами психологии спорта.
Теория физической культуры берет на себя решение наиболее общих,
философских проблем, однако рассмотрение их с точки зрения
примата двигательной активности приводит к возникновению весьма
неполных концепций.
Необходимо заметить, что рассмотрение физической культуры в
общефилософском аспекте - явление весьма древнее. Системы боевых
искусств Востока развивались в тесной связи с мировоззренческими
системами, включающими философию, религию и психологию [1, c.
25, 55]. Наиболее эффективные школы боя разрабатывались в
монастырях дзэн (чань), а также даосами. Ни дзэн, ни даосизм
нельзя назвать отвлеченно-философскими системами, поскольку для
них характерна непосредственная приложимость основных принципов в
повседневной жизни [10, c.22]. С другой стороны, в них имеются
весьма упорядоченные представления о структуре мироздания, хотя
изложение этих представлений в Дзэн достаточно своеобразно.
- 6 -
Однако рассмотрение физической активности и физической культуры
в рамках упрощенного, грубо материалистического подхода некоторое
время доминировало в зародившейся на рубеже столетий теории
физической культуры. По сути, физкультурно-спортивная
деятельность трактовалась как чисто двигательная, а остальные
составляющие считались производными.
В настоящее время наблюдается тенденция возврата к целостному
восприятию физической культуры как явления, взаимосвязанного с
другими областями человеческой деятельности. Резкое отграничение
ее от культурной традиции, характерное для ранних периодов,
сменилось системным подходом, охватывающим все грани
совершенствования человека.
Тем не менее, использование системного подхода в анализе
спорта достаточно часто наталкивается на попытки
\"объективизированного\" рассмотрения человеческой телесности как
\"данного извне\" феномена. Следовательно, сам спортсмен и его
организм представляются как средство достижения результата.
Интуитивно ясно, какие последствия влечет за собой такой подход,
однако раскрытие его методологической ущербности требует
детального анализа спорта как специфического вида деятельности.
- 7 -
Глава 2. Применение общих принципов в анализе частных вопросов теории спорта
Спорт как вид деятельности
Общепринятого определения понятия \"спорт\" в современной
литературе мы не обнаружили. Практически каждая работа,
посвященная фундаментальным проблемам спортивной деятельности,
содержит свое определение, подчеркивающее те или иные стороны
этой деятельности. Например, в Толковом словаре спортивных
терминов в статье \"Спорт\" говорится: \"Спорт. Составная часть
физической культуры; средство и метод физического воспитания
человека; соревновательная деятельность и подготовка к ней, а
также специфические отношения, нормы и достижения, связанные с
этой деятельностью\". В [7] имеется шесть различных определений
спорта, в том числе: \"Игровое состояние или другое приятное
времяпрепровождение, требующее некоторого мастерства и
определенной физической подготовки\" (Всемирный энциклопедический
словарь); \"совокупность взглядов, мероприятий, средств и
деятельности, направленной на достижение высоких результатов в
соревнованиях\" (Немецкий лексикон, 1976); \"система организации и
проведения соревнований и учебно-тренировочных занятий по
различным комплексам физических упражнений\" (Большая советская
энциклопедия. М., Советская энциклопедия, 1976). Авторы словаря
останавливаются на следующем определении: \"Спорт есть
специфический вид деятельности, специально организованный
процесс, направленный на выявление предельных возможностей
человека\".
- 8 -
Евстафьев [8, с. 34] определяет спорт как \"специфический вид
деятельности, специально организованный и сознательно управляемый
процесс, направленный на всестороннее физическое и духовное
развитие людей, подготовку их к труду и защите Родины, а также
формирование у наиболее талантливой молодежи высокого спортивного
мастерства и достижение ею наивысших результатов в его различных
видах на состязаниях\".
По нашему мнению, все приведенные определения страдают
некоторой ограниченностью. Наиболее полным является определение,
данное в словаре спортивных терминов, но оно не имеет
целостности, то есть содержит в себе несвязанное описание
отдельных сторон явления. Между тем спорт как явление не есть
простая сумма целей и задач, стоящих перед его участниками.
Определение из Немецкого лексикона сводит спорт лишь к
соревновательной деятельности, игнорируя его воспитательную
функцию (упоминаемую в других источниках). Аналогичным
недостатком страдает фраза из Советской энциклопедии, в которой
совершенно упускается из вида конечная цель тренировочной и
соревновательной деятельности. Сведение спорта к \"игровому
времяпрепровождению\" становится нелепым, если принимать во
внимание напряженность работы спортсменов, особенно на
соревнованиях. Спорт, как подчеркивают многие авторы,
характеризуется именно стремлением к максимальным достижениям.
- 9 -
Определение Евстафьева в достаточной степени емко, если не
принимать во внимание некоторый идеологический оттенок. Однако
каждая его часть требует уточнений, которые превращают, казалось
бы, четко построенную фразу в громоздкую и трудно воспринимаемую
конструкцию. Кроме того, цели и задачи спорта представляются
автором слишком утилитарно: упор делается на подчинение спорта
требованиям производства и быта. Таким образом, спорт как бы
сводится к прикладной физической подготовке и лишается большей
части функций [6]
Мы предлагаем следующее определение спорта:
\"Спорт есть специально организованная деятельность,
направленная на всестороннее и гармоничное развитие физических и
психических качеств в процессе тренировок и соревнований, целью
которых является достижение максимального результата\".
Структура и принципы спортивной деятельности
Основные особенности спорта как вида деятельности вытекают из
единства в нем объективного и субъективного. Как можно вывести из
приведенного выше определения, основополагающим принципом спорта
должно быть достижение максимальных результатов способами, не
противоречащими гуманистическим идеалам человечества. Выявление
таких результатов происходит в процессе соревнований,
представляющих собой неантагонистическое противоборство, явное
(поединок) или неявное (выполнение определенных упражнений по
установленным правилам). Отсутствие антагонизма, то есть
- 10 -
принципиальное отторжение возможности потери жизни, социального
статуса или средств к существованию вследствие проигрыша, по
мнению многих исследователей, изначально отделило спорт от
разнообразных способов ведения конкурентной борьбы, придало ему
\"гуманный\" характер. С другой стороны, имеет место постоянное
преодоление участником спортивной деятельности внутренних
ограничений, вплоть до превышения генетически заданных \"барьеров\"
роста различных качеств и/или последствий несчастного случая
(болезнь, травма).
Спортивная деятельность, как и любая другая, характеризуется
мотивацией. В [7] дается следующее определение мотивации:
\"Побудительное состояние личности спортсмена, формирующееся в
результате соотнесения им своих потребностей и возможностей с
предметом спортивной деятельности, служащее основой для
постановки и осуществления целей, направленных на достижение
максимально возможного на данный момент спортивного результата\".
Как отмечают авторы, мотивация базируется на потребностях
спортсмена, а следовательно, напрямую отражает его систему
ценностей.
Аналогично, каждый участник данного вида деятельности, каждый
член системы, предназначенной для ее осуществления, реализует
в ней свои цели. Образуется иерархия ценностей, основу которой
закладывают организаторы системы. В современном спорте образцом
таковой можно считать олимпийское движение [5].
Олимпийская хартия именует олимпизм \"жизненной философией,
возвышающей и объединяющей в сбалансированное целое достоинства
- 11 -
тела, воли и разума. Цель этой философии - повсеместное
становление спорта на службу гармонического развития
еловечества\". Иными словами, цель олимпийского спорта -
демонстрация возможностей совершенствования человеческого тела и
духа.
В спорте высших достижений основной целью считается
получение максимально возможного результата (в несоревновательных
видах) или победа над соперником (в соревновательных).
Следовательно, определяющим становится физический компонент, а
остальные играют подчиненную роль. Упор на развитие исключительно
физических качеств, пренебрежение этическими нормами ради
результата получают оправдание с точки зрения эффективности
деятельности. С другой стороны, существующие правила спортивных
федераций декларируют необходимость соблюдения определенных норм
взаимоотношений между спортсменами. Возникает как бы двойная
система моральных норм [9].
Выход из подобной ситуации видится в смене направленности
спортивной деятельности. Как отмечает М.М. Боген [9], спорт
должен быть направлен прежде всего на совершенствование человека,
то есть в спорте высших достижений необходимо ориентироваться на
идеалы олимпизма.
Гносеологические аспекты высших достижений
На основании того, что в спортивной деятельности объект и субъект
составляют как бы единое целое, а также того, что в ходе соревнований
- 12 -
наблюдается неантагонистическое взаимодействие между соперниками,
можно предположить следующее. Направленность изнутри вовне при
постановке определенной цели (достижения спортивного результата)
предполагает также коррекцию внутреннего состояния, обеспечивающую
перестройку функциональных возможностей организма. В процессе
спортивной тренировки возникает как бы \"спираль деятельности\":
постановка цели - подбор средств - достижение цели - постановка новой
на основе имеющихся ресурсов и планирования развития. Однако в спорте
средством и объектом достижения результата в большей степени, нежели в
других видах деятельности, является сам субъект, то есть спортсмен.
Следовательно, отсутствие разделения на \"внутреннее\" и \"внешнее\" в
физической активности человека имеет непосредственную практическую
значимость. Спортсмен исследует собственный организм, получая знания о различных аспектах его функционирования и возможности развития
физических и психологических качеств.
Выше мы уже говорили о мотивации в спортивной деятельности.
Однако лишь в том случае, когда мотивы спортсмена соответствуют
ценностям спорта как явления, возможно его включение в
деятельность без появления так называемого \"расщепления\", или
\"двойной морали\". Любое несоответствие или расхождение требует
усилий по корректировке - внешне (декларируемые принципы выдаются
за истинные) или внутренне (подстройка системы ценностей
спортсмена к принятой в данном виде деятельности). Из-за
ограниченности приспособительных ресурсов человека в каждый
конкретный момент он не может полностью сосредоточиться на
выполнении основной задачи, что отражается на результатах. Это
может быть не очевидно, если во внимание принимается
- 13 -
исключительно результативность, но может быть выявлено при
комплексном анализе действий и высказываний спортсмена.
Коммерциализация и профессионализация спорта
Спорт, будучи одним из проявлений человеческой деятельности,
может стать и становится для определенного круга людей основным
занятием - профессией. Хотя некоторые авторы [8] трактуют
профессионализм лишь в рамках товарно-денежных отношений, часть
исследователей [12] склоняется к объяснению этого феномена в
терминах психологии и морали. На самом деле, отношение спортсмена
к своему занятию лишь как к разновидности \"активного отдыха\" не
может стать основанием для подчинения всей жизнедеятельности
достижению наибольших возможноых результатов. Под результатами
здесь понимаются не только рекорды (персональные и общественно
значимые), но и уровень личного физического совершенства.
Очень часто профессионализм в спорте жестко связывают с
коммерческой направленностью, приобретшей в настоящее время
угрожающие масштабы [5, 6, 9]. Возникло также выражение
\"профессионально-коммерческий спорт\". Однако неравнозначность
этих понятий вытекает из рассмотрения мотивации спортсменов и
других участников спортивной деятельности. Хотя профессионализм
подразумевает получение средств для жизни за счет основного
занятия, это не означает, будто мотивом выбора деятельности
является именно доход. Наоборот, возможность получения дохода за
счет спортивной деятельности определяется склонностью к ней и
наличием соответствующих качеств, как наследственных
- 14 -
(генетических), так и благоприобретенных.
Ориентация на финансовые стороны, как неоднократно отмечалось,
сводит спорт лишь к разновидности развлекательных
мероприятий, причем для достижения максимального успеха необходимо
подстраивать зрелище под вкусы зрителя вместо направленного
формирования последних. Следствием является то, что спорт
перестает быть орудием физического совершенствования для его
участников, а воспитательное воздействие на зрителей сводится к
минимуму.
Таким образом, профессионал в спорте есть участник спортивной
деятельности, для которого данная деятельность является
оптимальным способом реализации творческого потенциала, и
который, следовательно, может сознательно сделать ее основным
занятием.
Самореализация в спорте
Способы проявление творческих способностей в спорте требуют
некоторой расшифровки, поскольку существующие на этот счет
мнения неоднозначны. Если рассматривать спортивную деятельность
только в аспекте физического развития и совершенствования, считая
ее целью достижение определенного рода результатов, она
приобретает несколько односторонний характер. Развитие ее
участника ставится в зависимость от генетически предопределенных
границ физических способностей, то есть оказывается конечным.
- 15 -
Однако генетические факторы перестают быть лимитирующими в
случае, когда развитие личности идет по нескольким направлениям.
Достигнув определенного уровня развития одной из способностей,
человек отдает приоритет работе над другой, причем использует
достигнутое как \"опору\", способствующую реализации новой задачи.
Тогда развитие идет не по двумерной кривой (с неизменным
застойным участком, существование которого четко показано в
теории спорта), а по восходящей спирали, захватывающей несколько
\"плоскостей\". В упрощенном виде, относящемся лишь к физическим
качествам, подобный подход реализуется через так назвываемую
периодизацию тренировок. Боевые искусства Востока содержат
несколько более сложный вариант, в котором чередуются периоды
усиленного культивирования морально-этических, физических и
психоэмоциональных качеств. О необходимости всестороннего
развития спортсмена сейчас говорят очень много [2, 4, 6, 9], хотя
подобная идея, как мы уже отмечали, была характерна для
подготовки воинов в средневековой Японии [11, c. 18].
Спорт как профессия: противоречие с изначальным смыслом
Говоря о самореализации, невозможно обойти проблему,
возникающую при превращении спорта в профессию. Дело в том, что
профессиональная спортивная деятельность в значительной степени
подчиняется закономерностям, характерным для других областей, где
происходит производство каких-либо ценностей. Спортсмен,
вовлеченный в \"производство\" результатов, зрелища, становится
зависимым от внешних проявлений своей деятельности. Неудача может
привести (и приводит) к последствиям, от которых, как было
- 16 -
отмечено раньше, стремились уйти при выделении спорта как
самостоятельного явления: потере социального статуса, нарушениям
жизнедеятельности вплоть до лишения жизни, глубокому
психологическому кризису. Более того, реализация возможностей
человека искусственно втискивается в заданные извне рамки, выход
за которые пресекается различными способами - от психологического
давления до прямого физического воздействия.
Объяснение этого феномена, по нашему мнению, лежит далеко за
пределами не только теории спорта, но и теории деятельности.
Аналогичная ситуация наблюдается практически во всех сферах жизни
общества: изменения, первоначально направленные во благо
человека, таинственным образом превращаются в препятствия на пути
его развития. Создается впечатление, будто на поверхность выходят
следствия каких-то глубинных, заложенных в самой природе человека
факторов. Ни в одной системе социальной философии до сих пор не
выдвинута концепция, позволяющая объяснить и эффективно
преодолеть эти влияния. Предлагались различные пути \"исправления\"
недостатков человечества, от повсеместного просвещения до
насильственного искоренения антигуманных проявлений (см. весьма
полный обзор в [13, ч. 1, с. 10-27]). Однако выяснилось, что
любое знание может быть использовано двояко, силовые методы
порождают аналогичное по силе противодействие, а изменение
структуры общества дает выход тем или другим разрушительным
тенденциям. И спорт не является исключением. Идеал гармоничного
развития вследствие упора на результат как единственную цель
- 17 -
подменен культом силы и подавления. Вместо пропаганды здорового
образа жизни спортивное зрелище пропагандирует жестокость и
бездуховность.
Как можно предположить на основании сказанного выше, причиной
\"обращения благих намерений во зло\" становится неправильная
постановка целей. Материальный результат, выраженный в какой бы
то ни было форме, не может быть целью деятельности, включающей в
себя совершенствование человека. В противном случае она
превращается в производственную деятельность, где объект отделен
от субъекта, а следовательно, возможно отношение к человеку как к
средству, а не самоцели.
-18-
Выводы
Спорт как специфический вид человеческой деятельности
объединяет в себе различные аспекты человеческого бытия и потому
должен рассматриваться в единстве духовного и телесного. Основная
его цель - совершенствование человека через гармонизацию
физического, эстетического и нравственного развития.
Соревновательная деятельность должна служить демонстрации
возможностей гармонично развитого человеческого организма в
условиях неантагонистического противоборства. Коммерческие цели в
спорте не являются определяющими; выведение их на первый план в
профессиональном спорте представляет собой последствие извращения
изначальной системы ценностей и может быть преодолено смещением
акцентов в развитии данного явления.
Современная теория спорта лишь начинает нащупывать подходы к
объединению внешнего и внутреннего, уже сотни лет назад
разработанные в школах боевых искусств. Необходим более глубокий
философский анализ данной проблемы без попыток свести
многообразие проявлений человеческой телесности к одному или
нескольким факторам, взятым в отрыве от целого.
.
-19-
ЛИТЕРАТУРА
1. Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо - традиция воинских искусств. М.: Наука, 1992 - 429 с.
2. Визитей Н.Н. Физическая культура личности. Кишинев: Штиница, 1989 - 110 с.
3. Гегель Г. Наука логики. М.: Мысль, 1974, Т. 1, с. 25
4. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры
человека. М.: ГЦИФК, 1992 - 120 с.
5. Егоров А.Г. Олимпизм как социокультурный феномен. //В сб.: Ценности спорта и пути его гуманизации. Выпуск 2. М.: Гуманитарный центр СпАрт, 1996, с. 43-48
6. Сараф М.Я. Спорт в культуре ХХ века (становление и тенденции развития). // Теория и практика физической культуры, 1997, 7, с. 5-12
7. Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных
связях. (Словарь-справочник). М.: ФОН, 1995 - 451 с.
8. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории
физической культуры. Л.: ВИФК, 1985 - 134 с.
9. Боген М.М. Физическое совершенство как основное понятие
теории физической культуры. // Теория и практика физической
культуры, 1997, N 9, с. 18-20
10. Д. Судзуки. Основы дзэн-буддизма. //В кн.: Дзэн-буддизм.
Сост. и ред. В.А.Шериев. Бишкек: МП \"Одиссей, 1993 - 672 с.
11. Миямото Мусаси. Книга пяти колец. М.: \"Интерпресс\", 1993 - 64 с.
12. Morgan W. J. Amateurism and professionalism as moral languages: in search of amoral image for sport. //Quest-(Champaign,-Ill.); 45(4), Nov 1993, 470-493 Refs:30
13. Бережной Н.М. Социальная философия (в 2 т.). М.: Гос. акаде-
мия сферы быта и услуг, 1996.