Реферат: Критерия для таблицы распределения размерности 2х2

Каждый человек в своей жизни использует статистику, задумывается он о том или нет. Когда планируется бюджет семьи, рассчитывается потребление бензина автомашиной, оцениваются усилия, которые потребуются для усвоения какого-то курса, с учетом полученных до сих пор отметок, прогнозируется вероятность хорошей и плохой погоды по метеорологической сводке и многое другое - все это есть статистика.


Дата добавления на сайт: 10 июня 2025
Содержание

Введение
Расчет Критерия для таблицы распределения размерности 2х2 (рис. 1)-критерия для таблицы распределения размерности 2х2
Проверка распределения на нормальность с помощью критерия Колмогорова-Смирнова
Расчет t-критерия Стьюдента для зависимых выборок
Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена
Список литературы
Приложение

Введение
математический метод психологическое исследование
Каждый человек в своей жизни использует статистику, задумывается он о том или нет. Когда планируется бюджет семьи, рассчитывается потребление бензина автомашиной, оцениваются усилия, которые потребуются для усвоения какого-то курса, с учетом полученных до сих пор отметок, прогнозируется вероятность хорошей и плохой погоды по метеорологической сводке и многое другое - все это есть статистика. Статистика помогает отбирать, классифицировать и упорядочивать большое множество имеющихся данных.
Широко используется статистика и в психологических исследованиях. Использование математических методов в психологии весьма удобно и эффективно при синтезе данных, полученных на различных группах объектов в том или ином эксперименте, при их сравнении с целью выяснить черты различия между ними, при их сопоставлении с целью выявить показатели, изменяющиеся в одном направлении, и, наконец, при предсказании определенных фактов на основании тех выводов, к которым приводят полученные результаты. Именно в этом заключается цель статистики в науках вообще, и особенно в гуманитарных. Статистика, таким образом, придает выводам весомость и достоверность.
В данной работе для обработки полученных в ходе исследования эмпирических данных была использована интегрированная система анализа и обработки данных Statistica 5.5.
Расчёт Критерия для таблицы распределения размерности 2х2 (рис. 2)-критерия для таблицы распределения размерности 2×2

Критерий χ-квадрат - это критерий, который часто используется в психологических исследованиях. Он позволяет решать очень большое число разных задач, а исходные данные для него могут быть получены в любой шкале, даже в шкале наименований.
В распределении 2х2 рассматриваются 2 признака, и χ-квадрат критерий позволяет установить зависимость между этими признаками.
Пусть в качестве признака А рассматривается опосредованное запоминание, а в качестве признака В рассматривается пол; тогда А1-низкий уровень опосредованного запоминания, А2-высокий уровень опосредованного запоминания, В1- мужчины, В2- женщины.
Предположим, что в результате диагностики были получены следующие значения эмпирических частот распределения:

a = 15, b = 25, с = 27, d = 30,

где a - количество мужчин с низким уровнем опосредованного запоминания,
b - количество мужчин с высоким уровнем опосредованного запоминания,
с - количество женщин с низким уровнем опосредованного запоминания,
d - количество женщин с высоким уровнем опосредованного запоминания.
Заносим значения этих частот в таблицу распределения.
Таблица 1.1 Значения частот распределения
А1А2А1А2
В1abВ11525
В2cdВ22730

Проверим требование Юла и Кендалла для каждой теоретической частоты (каждая теоретическая частота Критерия для таблицы распределения размерности 2х2 (рис. 3) должна быть Критерия для таблицы распределения размерности 2х2 (рис. 4)5)

а' = (a+b)*(a+c)/N ≥ 5' = (a+b)*(b+d)/N ≥ 5' = (a+c)*(c+d)/N ≥ 5 ' = (c+d)*(b+d)/N ≥5=a+b+c+d Критерия для таблицы распределения размерности 2х2 (рис. 5) 30 N=15+25+27+30=97 Критерия для таблицы распределения размерности 2х2 (рис. 6) 30

Подставляем значения:

а' = (15+25)*(15+27)/97 ≈ 17,3 ≥ 5' = (12+25)*(25+30)/97 ≈ 21 ≥ 5
c' = (15+27)*(27+30)/97 ≈ 24,7 ≥ 5
d' = (27+30)*(25+30)/97 ≈ 32,3 ≥ 5

Так как каждая теоретическая частота удовлетворяет требованию Юла и Кендалла, строим теоретическую таблицу распределения и переходим к расчету Критерия для таблицы распределения размерности 2х2 (рис. 7).

Таблица 1.2 Теоретическая таблица распределения
А1А2
В117,321
В224,732,3
=(ad-bc)2*N/(a+b)*(a+c)*(c+d)*(b+c);
=(450-675)2*97/(15+25)*(15+27)*(25+30)*(25+27) = 1,02

Для установления статистической значимости полученное значение Критерия для таблицы распределения размерности 2х2 (рис. 8) сравниваем с меньшим значением Критерия для таблицы распределения размерности 2х2 (рис. 9) и находим уровень значимости p по следующей таблице:

Таблица 1.3 Уровень значимости p
2,713,846,6410,83
p0,10,050,010,001

Если p = 0,1 - то имеет место тенденция к статистической значимости; p Критерия для таблицы распределения размерности 2х2 (рис. 10)0,1 - результат является статистически значимым, p > 0,1 - результат не является статистически значимым.
Если результат не является статистически значимым, дальше рассчитывать не надо!
Так как Критерия для таблицы распределения размерности 2х2 (рис. 11)Критерия для таблицы распределения размерности 2х2 (рис. 12) 1,02 0,1, результат не является статистически значимым.
Установим силу связи между изучаемыми признаками. Для этого рассчитаем коэффициент сопряженности Критерия для таблицы распределения размерности 2х2 (рис. 14) (Чупрова) по формуле:

=; Критерия для таблицы распределения размерности 2х2 (рис. 15)=≈ 0,1

Если 0,3 Критерия для таблицы распределения размерности 2х2 (рис. 16) Критерия для таблицы распределения размерности 2х2 (рис. 17) 0,1) зависимость

Проверка распределения на нормальность с помощью критерия Колмогорова-Смирнова

Критерий Колмогорова-Смирнова используется, как правило, для решения тех же задач, что и критерий ХИ-квадрат. Иначе говоря, с его помощью можно сравнивать эмпирическое распределение с теоретическим или два эмпирических распределения друг с другом. Однако, если при применении ХИ-квадрат критерия мы сопоставляем частоты двух распределений, то в данном критерии сравниваются накопленные частоты по каждому разряду. При этом, если разность накопленных частот в двух распределениях оказывается большой, то различия между двумя распределениями являются существенными. Его уместно применять в тех случаях, когда нужно проверить, подчиняется ли наблюдаемая случайная величина некоторому закону распределения, достоверно известному.
С целью проверки распределения переменных на нормальность была создана таблица первичных эмпирических данных. В этой таблице представлены следующие переменные: «Опосредованное запоминание», «Образное мышление», «Креативность» (см. Приложение 1).
Проверка на нормальность осуществлялась с помощью критерия Колмогорова - Смирнова в системе STATISTIKA 5.5.
В результате данной проверки были получены представленные ниже графики-гистограммы (см. рис. 2.1-2.3).
Критерия для таблицы распределения размерности 2х2 (рис. 32)Критерия для таблицы распределения размерности 2х2 (рис. 33)Критерия для таблицы распределения размерности 2х2 (рис. 34)Критерия для таблицы распределения размерности 2х2 (рис. 35)
Рис. 2.1. Распределение переменной «Опосредованное запоминание»

Визуальный анализ графика-гистограммы позволяет заключить, что распределение значений переменной «Опосредованное запоминание» не соответствует нормальному.

Критерия для таблицы распределения размерности 2х2 (рис. 36)
Рис. 2.2. Распределение переменной «Образное мышление»

Визуальный анализ графика-гистограммы позволяет заключить, что распределение значений переменной «Образное мышление» близко к нормальному.
Критерия для таблицы распределения размерности 2х2 (рис. 37) Критерия для таблицы распределения размерности 2х2 (рис. 38)
Критерия для таблицы распределения размерности 2х2 (рис. 39)Рис. 2.3. Распределение переменной «Креативность»

Визуальный анализ графика-гистограммы позволяет заключить, что распределение значений переменной «Креативность» близко к нормальному.

Кроме того уровень значимости p по критерию Колмогорова - Смирнова с поправкой Лиллиефорс по всем переменным неотвечает требованию нормального распределения (распределение считается нормальным, если уровень значимости p по критерию Колмогорова-Смирнова с поправкой Лиллиефорс больше 0,05!!!!!).
Вывод: Проверка распределения трех переменных («Опосредованное запоминание», «Образное мышление», «Креативность») на нормальность с помощью критерия Колмогорова-Смирнова показала, что распределение двух последних переменных соответствует норме, а распределение первой - отлично от нормального. Поэтому для дальнейшей работы с эмпирическими данными по переменной «Опосредованное запоминание» используем непараметрические методы.

Расчет t-критерия Стьюдента для зависимых выборок
критерий Стьюдента используется для сравнения средних показателей двух выборок. Критерий Стьюдента достаточно просто вычисляется и есть в наличии в большинстве статистических пакетов. Как правило, t-критерий используется в двух случаях:
а) для проверки гипотезы о равенстве генеральных средних двух независимых, несвязанных выборок (так называемый двухвыборочный t-критерий),
б) для сопоставления двух величин после определенной коррекционной работы, то есть в данном случае речь идет о зависимых выборках.
При применении любого из двух критериев, должно соблюдаться требование нормальности распределения.
С целью расчета t-критерия Стьюдента для зависимых выборок была создана таблица первичных эмпирических данных с «Образное мышление в начале учебного года» и «Образное мышление в конце учебного года» (Таблица 3.1).
Расчет t-критерия Стьюдента для зависимых выборок осуществлялся в системе STATISTIKA.
При условии, что распределение изучаемой переменной нормальное!!!

Таблица 3.1 Результаты диагностики образного мышления у школьников в начале и в конце учебного года
№ п/пОбразное мышление (в начале учебного года)Образное мышление (в конце учебного года)
11,00012,000
25,00015,000
32,00014,000
46,00012,000
53,00013,000
69,00016,000
75,00014,000
84,00015,000
98,00015,000
105,00014,000
116,00012,000
123,00012,000
132,00014,000
145,00015,000
157,00012,000
165,00013,000
178,00016,000
185,00014,000
196,00015,000
206,00012,000
215,00014,000
229,00018,000
236,00015,000
245,00014,000
258,00012,000
262,00014,000
273,00012,000
284,00012,000
291,00014,000
305,00012,000
312,00014,000
328,00014,000
339,00014,000
345,00011,000
356,00010,000
366,00010,000
375,00010,000
386,00018,000
393,00012,000
402,00011,000
414,00014,000
427,00015,000
438,00018,000
448,00017,000
459,00012,000
465,00014,000
476,00015,000
483,00010,000
492,00010,000
505,00010,000
516,00010,000
525,00010,000
В результате расчета были получены следующие данные (см.Табл. 3.2.).

Таблица. 3.2 Результат t-критерия для зависимых выборок
Marked differences are significant at p < ,05000
VariableMeanStd.Dv.NDiff.Std.Dv. Diff.tdfp
ОМ (в начале учебного года)5,173082,184806
ОМ (в конце учебного года)13,288462,18135252-8,115382,486464-23,535851,000000
Критерия для таблицы распределения размерности 2х2 (рис. 40)Критерия для таблицы распределения размерности 2х2 (рис. 41)Критерия для таблицы распределения размерности 2х2 (рис. 42)
Как видно из таблицы 3.2, существуют статистически значимые различия в показателях образного мышления в начале учебного года и в конце учебного года (tКритерия для таблицы распределения размерности 2х2 (рис. 43)-23,5358, pPair of VariablesValid NSpearman Rt(N-2)p-levelОпосредованное_запоминание & Опосредованное_запоминаниеОпосредованное_запоминание & Образное_мышление52-,040350-,285550,776402Опосредованное_запоминание & Креативность52-,123455-,879691,033235Образное мышление & Опосредованное запоминание52-,040350-,285550,776402Образное_мышление & Образное_мышлениеОбразное_мышление & Креативность52-,037583-,265941,791378Креативность & Опосредованное_запоминание52-,123455-,879691,033235Креативность & Образное мышление52-,037583-,265941,791378Креативность & Креативность
Как видно из данной таблицы, статистически значимая корреляционная взаимосвязь выявлена между:
Опосредованным запоминанием и Креативностью (R Критерия для таблицы распределения размерности 2х2 (рис. 46) -0,123455, p№ п/пОпосредованное запоминаниеОбразное мышлениеКреативность11,0001,0000,00022,0005,00060,00035,0002,00030,00042,0006,00020,00053,0003,00050,00062,0009,00040,00075,0005,00020,00082,0004,0000,00093,0008,00030,000102,0005,00050,000113,0006,00020,000122,0003,00030,000135,0002,00020,000142,0005,00020,000153,0007,0000,000163,0005,00060,000172,0008,00020,000183,0005,00020,000192,0006,00050,000201,0006,00050,000213,0005,00050,000225,0009,00020,000232,0006,0000,000243,0005,00020,000255,0008,00050,000262,0002,00040,000271,0003,00060,000282,0004,00050,000294,0001,00030,000302,0005,0000,000313,0002,00020,000322,0008,00010,000335,0009,00020,000345,0005,00010,000353,0006,00050,000362,0006,00020,000371,0005,00060,000382,0006,00050,000393,0003,00020,000402,0002,00030,000411,0004,0000,000421,0007,00020,000433,0008,00010,000441,0008,00040,000452,0009,00050,000463,0005,00020,000472,0006,00030,000485,0003,00020,000493,0002,00060,000502,0005,00050,000515,0006,00040,000523,0005,0000,000

Комментарии:

Вы не можете оставлять комментарии. Пожалуйста, зарегистрируйтесь.