Реферат: Критерия для таблицы распределения размерности 2х2
Каждый человек в своей жизни использует статистику, задумывается он о том или нет. Когда планируется бюджет семьи, рассчитывается потребление бензина автомашиной, оцениваются усилия, которые потребуются для усвоения какого-то курса, с учетом полученных до сих пор отметок, прогнозируется вероятность хорошей и плохой погоды по метеорологической сводке и многое другое - все это есть статистика.
Дата добавления на сайт: 10 июня 2025
Содержание
Введение
Расчет

Проверка распределения на нормальность с помощью критерия Колмогорова-Смирнова
Расчет t-критерия Стьюдента для зависимых выборок
Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена
Список литературы
Приложение
Введение
математический метод психологическое исследование
Каждый человек в своей жизни использует статистику, задумывается он о том или нет. Когда планируется бюджет семьи, рассчитывается потребление бензина автомашиной, оцениваются усилия, которые потребуются для усвоения какого-то курса, с учетом полученных до сих пор отметок, прогнозируется вероятность хорошей и плохой погоды по метеорологической сводке и многое другое - все это есть статистика. Статистика помогает отбирать, классифицировать и упорядочивать большое множество имеющихся данных.
Широко используется статистика и в психологических исследованиях. Использование математических методов в психологии весьма удобно и эффективно при синтезе данных, полученных на различных группах объектов в том или ином эксперименте, при их сравнении с целью выяснить черты различия между ними, при их сопоставлении с целью выявить показатели, изменяющиеся в одном направлении, и, наконец, при предсказании определенных фактов на основании тех выводов, к которым приводят полученные результаты. Именно в этом заключается цель статистики в науках вообще, и особенно в гуманитарных. Статистика, таким образом, придает выводам весомость и достоверность.
В данной работе для обработки полученных в ходе исследования эмпирических данных была использована интегрированная система анализа и обработки данных Statistica 5.5.
Расчёт

Критерий χ-квадрат - это критерий, который часто используется в психологических исследованиях. Он позволяет решать очень большое число разных задач, а исходные данные для него могут быть получены в любой шкале, даже в шкале наименований.
В распределении 2х2 рассматриваются 2 признака, и χ-квадрат критерий позволяет установить зависимость между этими признаками.
Пусть в качестве признака А рассматривается опосредованное запоминание, а в качестве признака В рассматривается пол; тогда А1-низкий уровень опосредованного запоминания, А2-высокий уровень опосредованного запоминания, В1- мужчины, В2- женщины.
Предположим, что в результате диагностики были получены следующие значения эмпирических частот распределения:
a = 15, b = 25, с = 27, d = 30,
где a - количество мужчин с низким уровнем опосредованного запоминания,
b - количество мужчин с высоким уровнем опосредованного запоминания,
с - количество женщин с низким уровнем опосредованного запоминания,
d - количество женщин с высоким уровнем опосредованного запоминания.
Заносим значения этих частот в таблицу распределения.
Таблица 1.1 Значения частот распределения
А1 | А2 | А1 | А2 | |||
В1 | a | b | В1 | 15 | 25 | |
В2 | c | d | В2 | 27 | 30 |
Проверим требование Юла и Кендалла для каждой теоретической частоты (каждая теоретическая частота


а' = (a+b)*(a+c)/N ≥ 5' = (a+b)*(b+d)/N ≥ 5' = (a+c)*(c+d)/N ≥ 5 ' = (c+d)*(b+d)/N ≥5=a+b+c+d


Подставляем значения:
а' = (15+25)*(15+27)/97 ≈ 17,3 ≥ 5' = (12+25)*(25+30)/97 ≈ 21 ≥ 5
c' = (15+27)*(27+30)/97 ≈ 24,7 ≥ 5
d' = (27+30)*(25+30)/97 ≈ 32,3 ≥ 5
Так как каждая теоретическая частота удовлетворяет требованию Юла и Кендалла, строим теоретическую таблицу распределения и переходим к расчету

Таблица 1.2 Теоретическая таблица распределения
А1 | А2 | |
В1 | 17,3 | 21 |
В2 | 24,7 | 32,3 |
=(450-675)2*97/(15+25)*(15+27)*(25+30)*(25+27) = 1,02
Для установления статистической значимости полученное значение


Таблица 1.3 Уровень значимости p
2,713,846,6410,83 | ||||
p | 0,1 | 0,05 | 0,01 | 0,001 |
Если p = 0,1 - то имеет место тенденция к статистической значимости; p

Если результат не является статистически значимым, дальше рассчитывать не надо!
Так как


Установим силу связи между изучаемыми признаками. Для этого рассчитаем коэффициент сопряженности

=;

Если 0,3


Проверка распределения на нормальность с помощью критерия Колмогорова-Смирнова
Критерий Колмогорова-Смирнова используется, как правило, для решения тех же задач, что и критерий ХИ-квадрат. Иначе говоря, с его помощью можно сравнивать эмпирическое распределение с теоретическим или два эмпирических распределения друг с другом. Однако, если при применении ХИ-квадрат критерия мы сопоставляем частоты двух распределений, то в данном критерии сравниваются накопленные частоты по каждому разряду. При этом, если разность накопленных частот в двух распределениях оказывается большой, то различия между двумя распределениями являются существенными. Его уместно применять в тех случаях, когда нужно проверить, подчиняется ли наблюдаемая случайная величина некоторому закону распределения, достоверно известному.
С целью проверки распределения переменных на нормальность была создана таблица первичных эмпирических данных. В этой таблице представлены следующие переменные: «Опосредованное запоминание», «Образное мышление», «Креативность» (см. Приложение 1).
Проверка на нормальность осуществлялась с помощью критерия Колмогорова - Смирнова в системе STATISTIKA 5.5.
В результате данной проверки были получены представленные ниже графики-гистограммы (см. рис. 2.1-2.3).




Рис. 2.1. Распределение переменной «Опосредованное запоминание»
Визуальный анализ графика-гистограммы позволяет заключить, что распределение значений переменной «Опосредованное запоминание» не соответствует нормальному.

Рис. 2.2. Распределение переменной «Образное мышление»
Визуальный анализ графика-гистограммы позволяет заключить, что распределение значений переменной «Образное мышление» близко к нормальному.



Визуальный анализ графика-гистограммы позволяет заключить, что распределение значений переменной «Креативность» близко к нормальному.
Кроме того уровень значимости p по критерию Колмогорова - Смирнова с поправкой Лиллиефорс по всем переменным неотвечает требованию нормального распределения (распределение считается нормальным, если уровень значимости p по критерию Колмогорова-Смирнова с поправкой Лиллиефорс больше 0,05!!!!!).
Вывод: Проверка распределения трех переменных («Опосредованное запоминание», «Образное мышление», «Креативность») на нормальность с помощью критерия Колмогорова-Смирнова показала, что распределение двух последних переменных соответствует норме, а распределение первой - отлично от нормального. Поэтому для дальнейшей работы с эмпирическими данными по переменной «Опосредованное запоминание» используем непараметрические методы.
Расчет t-критерия Стьюдента для зависимых выборок
критерий Стьюдента используется для сравнения средних показателей двух выборок. Критерий Стьюдента достаточно просто вычисляется и есть в наличии в большинстве статистических пакетов. Как правило, t-критерий используется в двух случаях:
а) для проверки гипотезы о равенстве генеральных средних двух независимых, несвязанных выборок (так называемый двухвыборочный t-критерий),
б) для сопоставления двух величин после определенной коррекционной работы, то есть в данном случае речь идет о зависимых выборках.
При применении любого из двух критериев, должно соблюдаться требование нормальности распределения.
С целью расчета t-критерия Стьюдента для зависимых выборок была создана таблица первичных эмпирических данных с «Образное мышление в начале учебного года» и «Образное мышление в конце учебного года» (Таблица 3.1).
Расчет t-критерия Стьюдента для зависимых выборок осуществлялся в системе STATISTIKA.
При условии, что распределение изучаемой переменной нормальное!!!
Таблица 3.1 Результаты диагностики образного мышления у школьников в начале и в конце учебного года
№ п/п | Образное мышление (в начале учебного года) | Образное мышление (в конце учебного года) |
1 | 1,000 | 12,000 |
2 | 5,000 | 15,000 |
3 | 2,000 | 14,000 |
4 | 6,000 | 12,000 |
5 | 3,000 | 13,000 |
6 | 9,000 | 16,000 |
7 | 5,000 | 14,000 |
8 | 4,000 | 15,000 |
9 | 8,000 | 15,000 |
10 | 5,000 | 14,000 |
11 | 6,000 | 12,000 |
12 | 3,000 | 12,000 |
13 | 2,000 | 14,000 |
14 | 5,000 | 15,000 |
15 | 7,000 | 12,000 |
16 | 5,000 | 13,000 |
17 | 8,000 | 16,000 |
18 | 5,000 | 14,000 |
19 | 6,000 | 15,000 |
20 | 6,000 | 12,000 |
21 | 5,000 | 14,000 |
22 | 9,000 | 18,000 |
23 | 6,000 | 15,000 |
24 | 5,000 | 14,000 |
25 | 8,000 | 12,000 |
26 | 2,000 | 14,000 |
27 | 3,000 | 12,000 |
28 | 4,000 | 12,000 |
29 | 1,000 | 14,000 |
30 | 5,000 | 12,000 |
31 | 2,000 | 14,000 |
32 | 8,000 | 14,000 |
33 | 9,000 | 14,000 |
34 | 5,000 | 11,000 |
35 | 6,000 | 10,000 |
36 | 6,000 | 10,000 |
37 | 5,000 | 10,000 |
38 | 6,000 | 18,000 |
39 | 3,000 | 12,000 |
40 | 2,000 | 11,000 |
41 | 4,000 | 14,000 |
42 | 7,000 | 15,000 |
43 | 8,000 | 18,000 |
44 | 8,000 | 17,000 |
45 | 9,000 | 12,000 |
46 | 5,000 | 14,000 |
47 | 6,000 | 15,000 |
48 | 3,000 | 10,000 |
49 | 2,000 | 10,000 |
50 | 5,000 | 10,000 |
51 | 6,000 | 10,000 |
52 | 5,000 | 10,000 |
Таблица. 3.2 Результат t-критерия для зависимых выборок
Marked differences are significant at p < ,05000 | ||||||||
Variable | Mean | Std.Dv. | N | Diff. | Std.Dv. Diff. | t | df | p |
ОМ (в начале учебного года) | 5,17308 | 2,184806 | ||||||
ОМ (в конце учебного года) | 13,28846 | 2,181352 | 52 | -8,11538 | 2,486464 | -23,5358 | 51 | ,000000 |



Как видно из таблицы 3.2, существуют статистически значимые различия в показателях образного мышления в начале учебного года и в конце учебного года (t

Как видно из данной таблицы, статистически значимая корреляционная взаимосвязь выявлена между:
Опосредованным запоминанием и Креативностью (R
