Реферат: Пути и способы реализации нац. проекта " Здоровье" на региональном уровне (на примере Краснодарского края)

ПЛАН.
Введение. ( пока не придумали)
Основная часть
1. Реформа здравоохранения в РФ : сущность , проблемы, перспективы.
1.1. Характеристика системы здравоохранения в РФ.
1.2. Реформа здравоохранения в РФ. Нац. проект " Здоровье" .
1.3. Основные проблемы реализации нац .проекта " Здоровье".
1.4. Законодательное регулирование реализации нац. проекта " здоровье
2. Реформирование системы здравоохранения Краснодарского края.
2.1. Характеристика системы здравооохранения Красн. кр.
2.2. Анализ реализации основных направлений нац. проекта в Красн. кр.
2.3. Стратегические направления развития системы здравооохранения.
2.4. Отдельные аспекты реализации нац. проекта " здоровье" на примере Краснодар. края.

Дата добавления на сайт: 22 июня 2024


Скачать работу 'Пути и способы реализации нац. проекта " Здоровье" на региональном уровне (на примере Краснодарского края)':


ТЕМА: "Пути и способы реализации нац. проекта " Здоровье" на региональном уровне (на примере Краснодарского края).
  ПЛАН.
Введение. ( пока не придумали)
 Основная часть
1. Реформа здравоохранения  в РФ : сущность , проблемы, перспективы.
    1.1. Характеристика  системы здравоохранения в РФ.
     1.2. Реформа здравоохранения в РФ.   Нац.  проект " Здоровье"  .     1.3. Основные проблемы реализации нац .проекта " Здоровье".
     1.4. Законодательное регулирование реализации нац. проекта " здоровье2    
2. Реформирование системы здравоохранения Краснодарского края.
     2.1. Характеристика системы здравооохранения Красн. кр.
     2.2. Анализ реализации  основных направлений нац. проекта  в Красн. кр.
     2.3.  Стратегические направления развития системы здравооохранения.
     2.4. Отдельные  аспекты  реализации  нац. проекта  " здоровье"   на примере Краснодар. края.
Характеристика  системы здравоохранения в РФ
По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «система здравоохранения - это совокупность всех организаций, институтов и ресурсов, главной целью которых является улучшение здоровья. Для функционирования системы здравоохранения необходимы кадровые ресурсы, финансовые средства, информация, оборудование и материалы, транспорт, коммуникации, а также всеобщее управление и руководство. В рамках системы здравоохранения должны оказываться услуги, чутко реагирующие на потребности и справедливые с финансовой точки зрения, при уважительном отношении к людям. Хорошая система здравоохранения каждый день ощутимо улучшает жизнь людей. Окончательная ответственность за общее функционирование системы здравоохранения в стране лежит на правительстве, но разумное руководство в районах, муниципальных округах и отдельных медицинских учреждениях также очень важно». (Официальный сайт ВОЗ)
В «Энциклопедическом словаре медицинских терминов» дано следующее определение понятия здравоохранение: «Здравоохранение — это система социально-экономических и медицинских мероприятий, имеющих целью сохранить и повысить уровень здоровья каждого отдельного человека и населения в целом, функционирование которой обеспечивается наличием кадров, материально-технической базы, определенной организационной структуры, соответствующих технологий и развитием медицинской науки. [Энциклопедический словарь медицинских терминов; М.: Медицина, 2001 г. 960 стр. Покровский В.И., ред.]
По определению Ардашева Н.А., профессора, заслуженного врача РФ и деятеля науки РФ, академика РАЕН, здравоохранение - это охрана здоровья населения, предупреждение и лечение болезней, и поддержание общественной гигиены и санитарии. [Словарь терминов и понятий по медицинскому праву. Ардашев Н.А. Санкт-Петербург, Спецлит, , 2007 г. 528 стр.]Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. [22 июля 1993 года ФЗ № 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (с изм. и допол.)]Таким образом, понятие «здравоохранение» означает деятельность по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения. Основными законодательными актами закреплено право человека на охрану и укрепление здоровья. Оптимизация системы здравоохранения является важнейшей частью социально-экономической политики государства.
Здравоохранение рассматривается как государственная система с единством целей, взаимодействия и преемственностью служб (лечебных и профилактических), всеобщей доступностью квалифицированной медицинской помощи. Приоритетным структурным элементом системы здравоохранения является профилактическая деятельность медицинских работников, развитие медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни среди различных групп населения. Государственный характер здравоохранения обеспечивает финансирование, подготовку и усовершенствование кадров. Деятельность органов и учреждений осуществляется на основе государственного законодательства и нормативно-правовых документов.
Всемирной организацией здравоохранения определены 4 категории обобщенных показателей, которые характеризуют состояние здравоохранения в стране:
1) показатели, относящиеся к политике в области здравоохранения;
2) социальные и экономические показатели;
3) показатели обеспеченности медико-социальной помощью;
4) показатели состояния здоровья населения.
В целом здоровье определяется не только нормальным функционированием системы здравоохранения, но напрямую зависит от уровня развития цивилизации, научно-технического прогресса, социально-экономического развития страны, правовой культуры и ответственности граждан за свое здоровье. Господствующие производственные отношения и социальный строй, исторические традиции, особенности политического строя, уровень экономического развития и ряд других факторов определяют теоретические и организационные принципы здравоохранения.  Организационные формы руководства и принципы построения служб здравоохранения в различных странах имеют существенные различия. [Основы медицинского права России: Учеб. Пособие; Сергеев Ю.Д., Мохов А. А., М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007 г. 360 стр.] Все существующие системы здравоохранения можно описать с помощью трех основных экономических моделей. Это:
платная медицина, основанная на рыночных принципах с использованием частного медицинского страхования;
государственная медицина с бюджетной системой финансирования;
система здравоохранения, основанная на принципах социального страхования и регулирования рынка с многоканальной системой финансирования.
Для первой модели характерно предоставление медицинской помощи преимущественно на платной основе, за счет самого потребителя медицинских услуг, отсутствие единой системы государственного медицинского страхования. Главным инструментом удовлетворения потребностей в медицинских услугах является рынок медицинских услуг. Ту часть потребностей, которая не удовлетворяется рынком (малообеспеченные слои населения, пенсионеры, безработные) берет на себя государство путем разработки и финансирования общественных программ медицинской помощи. Таким образом, масштабы государственного сектора малы. Наиболее ярко данная модель представлена здравоохранением США, где основа организации здравоохранения - частный рынок медицинских услуг, дополняемый государственными программами медицинского обслуживания бедных «Medicade» и пенсионеров «Medicare». Такую модель обычно называют платной, рыночной, американской, иногда - системой частного страхования.
Вторая модель характеризуется значительной ролью государства. Все медицинские услуги оказываются государственным сектором, финансирование которого осуществляется главным образом из госбюджета, за счет налогов с предприятий и населения. Население страны получает медицинскую помощь бесплатно (за исключением небольшого набора медицинских услуг). Таким образом, государство является главным покупателем и поставщиком медицинской помощи, обеспечивая удовлетворение большей части общественной потребности в услугах здравоохранения. Рынку здесь отведена второстепенная роль, как правило, под контролем государства. Государство является главным гарантом защиты доходов медицинских работников от инфляции (минимальная заработная плата, пенсионное обеспечение, отпуска и т.д.). Такую модель называют государственной, бюджетной, госбюджетной. Наиболее ярко данная модель представлена в Великобритании. Эта модель была распространена и в Советском Союзе до 1991 года.
Третью модель определяют как социально-страховую или систему регулируемого страхования здоровья. Данная модель здравоохранения опирается на принципы смешанной экономики, сочетая в себе рынок медицинских услуг с развитой системой государственного регулирования и социальных гарантий, доступности медицинской помощи для всех слоев населения. Она характеризуется в первую очередь наличием обязательного медицинского страхования всего или почти всего населения страны при определенном участии государства в финансировании страховых фондов. Государство здесь играет роль гаранта в удовлетворении общественно необходимых потребностей всех или большинства граждан в медицинской помощи независимо от уровня доходов, не нарушая рыночных принципов оплаты медицинских услуг. Роль рынка медицинских услуг сводится к удовлетворению потребностей населения сверх гарантированного уровня, обеспечивая свободу выбора и суверенитет потребителей. Многоканальная система финансирования (из прибыли страховых организаций, отчислений от зарплаты, государственного бюджета) создает необходимую гибкость и устойчивость финансовой базы социально-страховой медицины и механизма социальной защиты ее работников.
Такая модель типична для большинства экономически развитых стран. Наиболее ярко она представляется здравоохранением ФРГ, Франции, Нидерландов, Австрии, Бельгии, Голландии, Швейцарии, Канады и Японии. А также в России с 1991 года.
Следует отметить, что данная модель сочетает в себе признаки и государственной, и рыночной моделей. В зависимости от того, какие параметры преобладают, социально-страховая модель может быть ближе либо к государственной, либо к рыночной. Поэтому масштабы государственного сектора в странах, использующих данную модель, значительно различаются.
Представим результаты сравнительного анализа различных моделей в виде таблицы (Таблица 1).
Таблица 1- Сравнительный анализ моделей здравоохранения принятых в мире
Тип модели Социально-страховая Госуда-рственнаяРыночная
Страна Германия Япония Канада Франция Велико-британияСША
Принцип, лежащий в основе модели Здоровье - фактор, опре-деляющий качество человеческого капитала.Медицинская услуга - затраты, необходимые для поддержания здоровья Медицинская услуга – квазиобщес-твенное благо. Программы ОМС должны возмещать только часть затрат на медицинскую помощь Медицинская услуга – общественное благо. Систему здравоохране-ния должно контролиро-вать государство Медицинская услуга – квазиобщес-твенное благо.Программы ОМС должны возмещать только часть затрат на ме-дицинскую помощь Медицинская услуга – обществен-ное благо. Богатый платит за бедного, здоровый - за больного Медицинская услуга - частное благо, т. е. обычный товар, который может быть куплен или продан
Доля расходов на здравоохранение в ВВП 8,1% 6,6% 8,7% 8,5% 6,0% 14%
Источники финансирования ОМС - 60%,ДМС - 10%,Гос. бюджет - 15%,Личные средства - 15% ОМС - 60%,Гос. бюджет - 10%,Обществен-ные фонды - 10%,Личные средства - 20% Федеральные фонды и фон-ды провинциа-льных бюдже-тов - 90%, Фонды частных страховых компаний и добровольные пожертвования - 10% ОМС - 50%,ДМС - 20%,Гос. бюджет - 10%,Личные средства - 20% Государ-ственный бюджет Частное страхование - 40%,Личные средства - 20%,Программы для пожилых и малоимущих - 40%
Контроль за эффективностью расходования средств Контроль осуществля-ют частные и государственные страховщики Контроль осуществля-ется страховыми фирмами - частными страховщи-камиКонтроль осуществляет государство Контроль осуществляя-ют страховщики: частные стра-ховые фирмы и государ-ственные организация социального страхования Контроль осуществляет государство в лице Мини-стерства здравоохранения Контроль осуществляя-ется страховыми фирмами - частными страховщиками
Доступность медицинского обслуживания 90% населения охвачено программами ОМС, 10% - программами ДМС, при этом 3% застрахован-ных в ОМС имеют ДМС 40% населения охвачено национальной системой страхования; 60% - профессио-нально-производс-твенной системой страхования 98-99% населения охвачено программами ОМС 80% населения охвачено программами ОМС Всеобщая доступность Ограничи-вается платежеспо-собностью пациентов, программы для пожилых и малоимущих распростра-няются не на всех нуж-дающихся
Ассортимент доступных медицинских услуг Широкий спектр услуг за счет сочетания программ ОМС и ДМС Широкий спектр услуг за счет сочетания программ ОМС и ДМС Программы ОМС обеспечивают необходимый набор медицинских услуг, внедрение новых методик ограничено Широкий спектр услуг за счет сочетания программ ОМС и ДМС Широкий спектр профилакти-ческих мероприятий, набор лечебных услуг ограничен производ-ственными возможнос-тямиСамые разнообраз-ные лечебные и профилакти-ческие медицинские услуги
Использование новых технологий Спрос на разнообраз-ные медицин-ские услуги стимулирует внедрение новых технологий Спрос на разнообраз-ные медицин-ские услуги стимулирует внедрение новых технологий Трудно преодолимые барьеры на пути внедрения новых технологий Спрос на разнообраз-ные медицин-ские услуги стимулирует внедрение новых технологий Отсутствуют стимулиру-ющие факторы, новые методы внедряются медленно Самые большие инвестиции в НИОКР осуществляя-ются в сфере здравоохранения
Регулирование цен на медицинские услуги Цены, выражены в “очках”, цена пересматри-вается при изменении экономичес-кой ситуации Цены утверждают-ся Министер-ством здраво-охранения и социального обеспечения Цены регули-руются прави-тельством, ежегодно пересматри-ваются, но изменяются медленно Цены регули-руются пра-вительством, пересматри-ваются 2 раза в год (как правило, возрастают) Финансовые средства рас-считываются на основе нормативов, учитываю-щих поло-возрастной состав населения Регулиро-вание практически отсутствует. Цена фор-мируется в результате соглашения между пациентом, страховщи-ком и ЛПУ
Как видно из таблицы в большинстве развитых стран преобладает социально-страховая модель системы здравоохранения. Одним из основных стимулов принятия данной системы является экономия бюджетных средств, выделяемых государством на здравоохранение. (Бабко Н. В., Ореховский П. А. Реформы здравоохранения в постсоветской России: прошлое и будущее)
Следует отметить, что модель системы здравоохранения Российской Федерации прошла сложный исторический путь развития.
В СССР система здравоохранения являлась практически закрытой системой:
регулирование осуществлялось посредством служебных актов и было скрыто как от пациентов, так и от врачей;
здравоохранение финансировалось исключительно государством и, при объявлении всей медицинской помощи бесплатной и доступной, было соответствующим по качеству.
Защита своих прав в сфере здравоохранения в таких условиях была чересчур трудоёмка и малоэффективна. Форма хозяйствования в здравоохранении отражала в условиях командно-административной системы ее основополагающие черты. Эти черты и признаки могут быть сведены к следующему:
это иерархическая многоуровневая подчиненность;
определение на уровне высших звеньев управления целей развития здравоохранения, и путей их достижения;
текущая координация и текущий контроль деятельности нижестоящих звеньев;
доведение до лечебно-профилактических учреждений обязательных к исполнению адресных плановых заданий, к выполнению которых привязывались системы оценки и стимулирования.
Такой подход породил ряд негативных последствий, к числу которых можно отнести:
хроническая нехватка финансовых средств;
неэффективное использование имеющихся ресурсов;
недостаточные материальные стимулы;
отсутствие возможности здравоохранению влиять на демографические, экологические, социально-экономические факторы, определяющие условия жизни людей и состояние их здоровья.
В советское время наблюдался постоянный дефицит услуг здравоохранения. Это проявлялось в огромных очередях, связанных, в первую очередь, с лечением и профилактикой наиболее распространенных заболеваний. Естественно, такое положение сопровождалось наличием «черного» и «серого» рынка практикующих врачей. В первом случае «бесплатные» услуги оказывались за деньги, во втором - включался механизм социальных связей, позволяющий попасть на прием к доктору «без очереди».
Сильной стороной отечественного здравоохранения считались победы над эпидемиологическими заболеваниями, кампании по всеобщей диспансеризации, вакцинация, профилактика болезней. Однако это дополнялось всеобщим дефицитом необходимых лекарств, как общеукрепляющих, так и предназначенных для лечения определенных групп заболеваний.
Недовольство населения работой советской медицины привело к тому, что эту отрасль начали реформировать одной из первых.
Первые попытки реформирования здравоохранения в России были предприняты в рамках политики «перестройки» советской экономики, проводившейся в 1986-1990 годах. Под влиянием попыток внедрения новых моделей хозяйствования государственных предприятий, для сферы здравоохранения была разработана новая модель финансирования. Принятое в 1989 году "Положение о новом хозяйственном механизме в здравоохранении" было направлено на преодоление негативных моментов. Согласно этому документу предполагалось, что по мере готовности система здравоохранения должна будет перейти на новые условия хозяйствования в 1990-1991 гг. В этом положении были определены общие принципы и формы работы здравоохранения на основе применения экономических методов управления и перехода преимущественно к территориальному принципу управления здравоохранением. Сохраняя систему бюджетного финансирования здравоохранения, новая модель предусматривала ряд серьезных изменений. Наиболее значимой для решения проблем финансирования отрасли была попытка ввести новый порядок выделения бюджетных средств - на основе стабильных подушевых нормативов. Но переход к новому порядку бюджетного финансирования так и остался на бумаге. Финансовые органы в центре и на местах затягивали разработку и принятие указанных нормативов или их не соблюдали, ссылаясь на нарастающие трудности с формированием доходов государственного бюджета, которые начались как раз с 1989 г. Эта главная неудача эксперимента подтолкнула многих специалистов к мысли о необходимости кардинального реформирования системы финансирования и организации здравоохранения. Кризис советского общества, развернувшаяся критика советской политической и экономической системы и начавшееся ее разрушение привели к значительным сдвигам в представлениях лидеров медицинского сообщества о направлениях необходимых преобразований в финансировании и организации здравоохранения. Доминирующей идеей стал переход к страховой системе финансирования.
Реформа организации финансирования отечественного здравоохранения началась в 1991 г. В качестве ориентира предстоящей реформы была выбрана германская модель, основанная на принципах медицинского страхования. Данная модель рассматривалась как наиболее подходящая для России, поскольку при всей своей рыночной ориентации она предусматривала сохранение роли государства в финансировании, а также в контроле системы здравоохранения...